Полетный диспетчер. Ексд - полетный диспетчер Лучшие вузы для обучения

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.01.2009 N 32

Полетный диспетчер

Должностные обязанности. Формирует полный пакет полетной документации диспетчерского решения на выполнение полета. Подготавливает и представляет в установленном порядке план полета, контролирует его прохождение через органы по организации воздушного движения (ОрВД) и при необходимости изменяет его. Проводит предполетную консультацию с экипажем воздушного судна. Осуществляет непрерывное наземное сопровождение обслуживаемого полета воздушного судна. Контролирует изменения аэронавигационной и метеорологической обстановки и принимает необходимые меры по обеспечению выполнения полета. В случае необходимости передает на борт воздушного судна необходимую информацию, относящуюся к безопасности выполняемого полета, изменению текущей аэронавигационной обстановки, существенному изменению метеорологических условий по маршруту следования полета, а также к изменению первоначального плана полета. Выполняет в установленном порядке квалификационные полеты в составе экипажа воздушного судна или проходит тренажерную подготовку с экипажем воздушного судна, к полетному обслуживанию которого он имеет допуск.

Должен знать: Воздушный кодекс Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие штурманское обеспечение полетов, организацию и выполнение летной работы в гражданской авиации; документы Международной организации гражданской авиации (ИКАО); теорию и технику самолетовождения; летно-технические характеристики авиационной техники; виды наземных средств обеспечения полетов; правила организации планирования и штурманского обеспечения полетов, маршруты (районы) полетов; расположение площадок десантирования (сброса грузов), их географические и климатические особенности, степень оснащения навигационными средствами; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование, дополнительная специальная подготовка по установленной программе и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года.

  • Установление классификации воздушного пространства
  • Эшелонирование
  • Правила пересечения государственной границы Российской Федерации
  • IV. Разрешительный и уведомительный порядок использования воздушного пространства
  • Разрешительный порядок использования воздушного пространства
  • Уведомительный порядок использования воздушного пространства
  • VI. Запрещение или ограничение использования воздушного пространства
  • VII. Контроль за соблюдением требований настоящих Федеральных правил
  • Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации
  • IV. Безопасные высоты (эшелоны) полета
  • V. Определение, выдерживание и изменение высоты (эшелона) полета. Правила установки высотомеров
  • VI. Общие требования и правила полетов
  • VII. Движение воздушных судов по рабочей площади аэродрома
  • VIII. Правила визуальных полетов
  • IX. Правила полетов по приборам
  • XI. Полеты в зоне ожидания
  • XII. Полеты по воздушным трассам и местным воздушным линиям
  • XIII. Правила пересечения воздушных трасс
  • XIV. Полеты по маршрутам
  • XV. Полеты в воздушном пространстве приграничной полосы
  • XVI. Полеты в специальных районах
  • XVII. Особенности полетов над населенными пунктами
  • XIX. Полеты в районах авиационных работ
  • XXI. Полеты при поиске и спасании
  • XXII. Полеты вертолетов
  • XXIII. Полеты гидросамолетов
  • XXIV. Полеты пилотируемых аэростатов
  • XXV. Полеты сверхлегких летательных аппаратов
  • XXVI. Полеты на буксировку
  • XXVII. Полеты на сверхзвуковых скоростях
  • XXVIII. Требования к безопасности полетов воздушных судов при выполнении демонстрационных полетов
  • XXIX. Групповые полеты
  • XXXI. Полеты в условиях обледенения
  • XXXIII. Полеты в условиях турбулентности воздуха (болтанки)
  • XXXIV. Полеты в условиях повышенной электрической активности атмосферы
  • XXXV. Полеты в условиях пыльной бури
  • XXXVI. Полеты в условиях горной местности
  • XXXVII. Полеты над безориентирной местностью и пустыней
  • XXXVIII. Полеты над водной поверхностью
  • XXXIX. Полеты в полярных районах
  • XL. Полеты в условиях сложной орнитологической обстановки
  • XLI. Полеты на малых и предельно малых высотах
  • XLII. Полеты в стратосфере
  • XLIII. Правила полетов воздушных судов при возникновении угрозы безопасности полета, в том числе связанной с актом незаконного вмешательства на борту воздушного судна
  • XLIV. Попадание в метеоусловия, к полетам в которых экипаж воздушного судна не подготовлен
  • XLV. Потеря ориентировки
  • XLVI. Вынужденная посадка вне аэродрома
  • XLVII. Отказ систем (агрегатов) воздушного судна, приводящий к необходимости изменения плана полета, в том числе к вынужденной посадке
  • XLVIII. Отказ бортовых или наземных систем (средств) радиосвязи
  • XLIX. Отказ радиолокационных средств в районе ОВД, радиотехнических средств на аэродроме посадки
  • L. Внезапное ухудшение состояния здоровья или ранение членов экипажа (пассажиров)
  • Приложение N 1
  • Единая методика расчета высот (эшелонов) полета воздушного судна
  • 1. Расчет безопасной высоты круга полетов над аэродромом:
  • 2. Расчет безопасной высоты полета (высоты перехода) в районе аэродрома в радиусе не более 50 км от КТА (районе аэроузла):
  • 3. Расчет безопасной высоты полета ниже нижнего (безопасного) эшелона:
  • 4. Расчет нижнего (безопасного) эшелона полета:
  • 6. Расчет нижнего (безопасного) эшелона (эшелона перехода) в районе ЕС ОрВД:
  • 7. Расчет высоты перехода района ЕС ОрВД (установленного участка района ЕС ОрВД):
  • Приложение N 3
  • Сигналы для аэродромного движения
  • I. Световые сигналы и сигналы, передаваемые органом ОВД (управления полетами) с помощью сигнальных ракет
  • III. Наземные визуальные сигналы
  • Приложение N 5
  • Сигналы, регулирующие движение воздушных судов на земле
  • I. Сигналы, подаваемые сигнальщиком командиру воздушного судна
  • II. Дополнительные сигналы командиру вертолета в режиме висения
  • II. Передача сообщения о бедствии
  • III. Передача сообщения, если опасность миновала
  • IV. Передача сообщения после вынужденной посадки (приводнения)
  • I. Сигналы-команды, подаваемые воздушным судном-перехватчиком, и сигналы-ответы воздушного судна-нарушителя
  • II. Сигналы-ответы воздушного судна-перехватчика и сигналы-команды воздушного судна-нарушителя
  • Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации"
  • Подготовка к полету
  • Запас кислорода
  • Полеты в условиях обледенения
  • Учет эксплуатационных ограничений воздушных судов
  • Бортовые приборы и оборудование
  • Руководства и судовые документы
  • Учет информации о бортовом аварийно-спасательном оборудовании
  • Инженерно-авиационное обеспечение
  • Техническое обслуживание воздушного судна
  • III. Общие правила выполнения полетов
  • Основные требования
  • Установка барометрического высотомера
  • Минимальная высота полета
  • Правила визуальных полетов
  • Правила полетов по приборам
  • Руление
  • Взлет
  • Набор высоты
  • Крейсерский полет (полет по маршруту)
  • Снижение, заход на посадку и посадка
  • Особенности полетов на вертолетах
  • Особенности выполнения полетов на гидросамолетах
  • Полеты в особых условиях и особые случаи в полете
  • Полеты в зоне повышенной электрической активности атмосферы
  • Учебные полеты и имитация полета по приборам
  • Контрольные полеты (облеты)
  • Акробатические полеты
  • Использование парашютов
  • Буксировка планеров
  • Общие требования
  • Подготовка к полетам
  • Учет ограничений летно-технических характеристик
  • Дополнительные судовые документы и бортовое оборудование
  • Электронные навигационные данные
  • Допуск экипажа ВС к полету
  • V. Правила подготовки и выполнения полетов
  • Общие требования
  • Эксплуатационные минимумы аэродромов
  • Учет заправки топливом и маслом
  • Рабочее время, полетное время и время отдыха
  • Подготовка к полету
  • Запасные аэродромы
  • Метеорологические условия
  • Запас топлива и масла
  • Дополнительные требования при выполнении полетов
  • Учет ограничений летно-технических характеристик
  • Учет сведений о препятствиях
  • Судовые документы
  • Перечни минимального исправного оборудования
  • Бортовые приборы и оборудование
  • Допуск экипажа воздушного судна к полету
  • Сотрудник по обеспечению полетов (полетный диспетчер)
  • Авиационная безопасность
  • VI. Общие правила выполнения авиационных работ
  • VII. Правила выполнения видов авиационных работ
  • VIII. Обеспечение полетов
  • IX. Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов
  • IV. Требования к обладателю свидетельства коммерческого пилота
  • VI. Требования к линейному пилоту
  • VII. Требования, предъявляемые к обладателю свидетельства частного пилота или коммерческого пилота для получения квалификационной отметки о допуске к полетам по приборам
  • IX. Требования к пилоту планера
  • XI. Требования к пилоту сверхлегкого воздушного судна
  • XII. Требования к обладателю свидетельства штурмана
  • ХIII. Требования к обладателю свидетельства бортинженера (бортмеханика)
  • XIV. Требования к обладателю свидетельства бортрадиста
  • XV. Требования к обладателю свидетельства бортпроводника
  • XVI. Требования к обладателю свидетельства бортоператора
  • XVII. Требования к обладателю свидетельства специалиста по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов
  • XVIII. Требования к сотруднику по обеспечению полетов/ полетному диспетчеру
  • Приложение N 1.
  • Термины и определения
  • Приложение N 2.
  • Сведения, указываемые в свидетельствах, выдаваемых в соответствии с настоящими Правилами
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ЛЕТНОГО, ДИСПЕТЧЕРСКОГО СОСТАВА, БОРТПРОВОДНИКОВ, КУРСАНТОВ И КАНДИДАТОВ, ПОСТУПАЮЩИХ В УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
  • III. Порядок вынесения медицинских заключений во ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА)
  • IV. Оформление медицинской документации во ВЛЭК ГА
  • Психические и нервные болезни
  • Внутренние болезни
  • Хирургические болезни
  • Кожные и венерические болезни
  • Женские болезни и беременность
  • Глазные болезни
  • Болезни уха, горла, носа, полости рта и челюстей
  • Приложение N 10
  • Приложение N 13
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА"ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ АВИАЦИОННЫЕ РАБОТЫ. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ"
  • ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 4 ФЕВРАЛЯ 2003 Г. N 11
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАДИОСВЯЗИ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
  • IV. Опознавание, разведение воздушных судов и использование средств вторичной радиолокации
  • V. Типовая фразеология радиообмена диспетчеров органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) с экипажами воздушных судов
  • VI. Правила радиообмена при аварийной и срочной связи
  • VII. Ведение радиообмена с автотранспортными и аэродромными средствами
  • VIII. Обмен оперативными сообщениями и информацией между диспетчерами смежных диспетчерских пунктов, центров ЕС ОрВД при ОВД
  • Федеральные авиационные правила "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории"
  • IV. Требования к посадочным площадкам, расположенным в акватории
  • Приложение N 2
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА "ЭКЗЕМПЛЯР ВОЗДУШНОГО СУДНА. ТРЕБОВАНИЯ И ПРОЦЕДУРЫ СЕРТИФИКАЦИИ"
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА "ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ДОПУСКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ ЕДИНИЧНЫХ ЭКЗЕМПЛЯРОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ"
  • ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕДИНИЧНЫМ ЭКЗЕМПЛЯРАМ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
  • ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕДИНИЧНЫМ ЭКЗЕМПЛЯРАМ АЭРОСТАТИЧЕСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
  • ЗАЯВЛЕНИЕ
  • одного года практического опыта работы по техническому обслуживанию и ремонту в эксплуатации при наличии среднего (полного), среднего профессионального образования; или шести месяцев практического опыта работы по техническому обслуживанию и ремонту в эксплуатации при наличии профессионального среднего специального или высшего

    технического образования.

    Для квалификационных отметок "А", "В1" и "В2" опыт должен быть получен в ходе практической работы по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов.

    Опыт работы по техническому обслуживанию воздушных судов, полученный в государственной или экспериментальной авиации, учитывается, если такая работа предполагала выполнение функций, предусмотренных пунктом 17.8 настоящих Правил, при условии, что специалист по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов имеет опыт работы по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации не менее шести месяцев в течение предшествующих 12 месяцев.

    17.10. Обладатель свидетельства специалиста по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов при выполнении своих функций:

    а) должен владеть информацией по техническому обслуживанию и летной годности конкретного воздушного судна или планера, силовой установки, бортовой системы или ее элементов, бортовой электронной системы или ее элементов;

    б) за предшествующие 24 месяца должен иметь не менее шести месяцев опыта по осмотру, техническому обслуживанию, технической эксплуатации или ремонту воздушного судна.

    XVIII. Требования к сотруднику по обеспечению полетов/ полетному диспетчеру

    18.1. Обладатель свидетельства сотрудника по обеспечению полетов/полетного диспетчера должен:

    а) быть старше 21 года; б) пройти подготовку по утвержденной программе и обладать знаниями в следующих

    областях:

    законов и правил, касающихся обладателя свидетельства сотрудника по обеспечению полетов/полетного диспетчера; правил и процедур обслуживания воздушного движения; принципов работы силовых установок самолетов, систем и приборного оборудования;

    эксплуатационных ограничений воздушных судов и силовых установок; перечня минимального оборудования воздушного судна;

    влияния загрузки и распределения массы на летно-технические характеристики воздушных судов; по расчету массы и центровки;

    оперативного планирования полета; по расчету расхода топлива и продолжительности полета по топливу; процедур выбора запасного аэропорта; управления крейсерским полетом по маршруту; полетов на увеличенную дальность;

    подготовки и представления планов полета для организации воздушного движения; основных принципов систем планирования с помощью компьютеров; возможностей человека применительно к обязанностям диспетчера;

    авиационной метеорологии; перемещения областей низкого и высокого давления; структур фронтов, возникновения и характеристик особых явлений погоды, которые влияют на условия взлета, полета по маршруту и посадки;

    по применению авиационных метеорологических сводок, карт и прогнозов; кодов и сокращений; правил получения и использования метеорологической информации;

    принципов аэронавигации, правил выполнения полета по приборам; пользования аэронавигационной документацией; эксплуатационных процедур перевозки обычных и опасных грузов;

    процедур, касающихся авиационных происшествий и инцидентов; правил полетов в аварийной ситуации;

    процедур, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской

    257 ФАП 147

    авиации и диверсиями в отношении воздушных судов; принципов полета, относящихся к соответствующему виду воздушного судна;

    правил ведения связи с воздушными судами и соответствующими наземными станциями; в) иметь не менее двух лет опыта по исполнению функций на одной или нескольких (в

    любом сочетании) должностях при условии, что при любом сочетании опыта период работы составляет не менее одного года в любой из следующей должности:

    члена летного экипажа воздушного судна, задействованного в коммерческих воздушных перевозках; или

    метеоролога в организации, обеспечивающей полеты воздушных судов, задействованных в коммерческих воздушных перевозках, или

    диспетчера управления воздушным движением или технического руководителя сотрудников по обеспечению полетов или службы производства полетов воздушных судов, задействованных в коммерческих воздушных перевозках; или

    иметь не менее одного года стажа работы в качестве сотрудника, оказывающего помощь в обслуживании полетов воздушных судов при осуществлении воздушных перевозок; или

    пройти курс подготовки по утвержденной программе и проработать под наблюдением сотрудника по обеспечению полетов не менее 90 рабочих дней в течение 6 месяцев непосредственно перед подачей заявления;

    производить точные расчеты и проводить анализ погоды по ежедневным синоптическим картам и сводкам погоды; проводить инструктаж об условиях погоды в районах конкретной воздушной трассы; прогнозировать погоду при осуществлении воздушных перевозок в аэропортах назначения и запасных аэропортах;

    определять оптимальную траекторию полета для данного участка и готовить планы полетов;

    проводить оперативный контроль и оказывать помощь летному экипажу при полетах в неблагоприятных метеорологических условиях.

    18.2. Обладатель свидетельства сотрудника по обеспечению полетов/полетного диспетчера при условии соблюдения требований, указанных в пунктах 1.6 и 1.9 настоящих Правил, может осуществлять функции сотрудника по обеспечению полетов/полетного диспетчера в любом регионе при условии, что он обладает знаниями, необходимыми для осуществления деятельности, установленных в регионе.

    _____________________________

    *(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28,

    ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290,

    ст. 3291; 2007, N 1 (ч. I),

    ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46,

    ст. 5554; N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6239;

    ст. 6244; ст. 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. I), ст. 3616.

    *(2) Зарегистрирован

    2002 г., регистрационный N 3417, с

    изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 апреля 2003 г. N 125, зарегистрированным Минюстом России 8 июля 2003 г., регистрационный N 4879, и приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. N 27, зарегистрированным Минюстом России 22 ноября 2004 г., регистрационный N 6129.

    *(3) Пункт 3.4 приложения N 14 к Федеральным авиационным правилам "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 50.

    Приложение N 1.

    Термины и определения

    Используемые в Правилах термины имеют следующие значения:

    Бортовое электронное оборудование. Любое электронное устройство, включая его электрическую часть, предназначенное для использования на борту воздушного судна, в том числе радиооборудование, система автоматического управления полетом и приборное оборудование.

    Вертолет. Воздушное судно тяжелее воздуха, которое поддерживается в полете в основном за счет реакций воздуха с одним или несколькими несущими винтами, вращаемыми силовой установкой вокруг осей, находящихся примерно в вертикальном положении.

    Вид воздушных судов. Классификация воздушных судов на основе установленных основных характеристик, например самолет, планер, вертолет, свободный аэростат.

    Возможности человека. Способности человека и пределы его возможностей, влияющие на безопасность и эффективность авиационной деятельности.

    Время наземной тренировки по приборам. Время, в течение которого пилот отрабатывает на земле имитируемый полет по приборам на тренажерном устройстве имитации полета, утвержденном уполномоченным органом по выдаче свидетельств.

    Время полета (налет) по приборам. Время, в течение которого пилот пилотирует воздушное судно исключительно по приборам без использования внешних ориентиров.

    Время полета планера. Общее время нахождения в полете на буксире или без буксира с момента начала движения планера при взлете и до момента его остановки по окончании полета.

    Второй пилот. Имеющий свидетельство пилот, который выполняет любые функции пилота, кроме функций командира воздушного судна, за исключением пилота, находящегося на борту воздушного судна исключительно с целью прохождения летной подготовки.

    Дирижабль. Летательный аппарат легче воздуха, приводимый в движение силовой установкой.

    Зачет. Признание альтернативного средства или полученной ранее квалификации. Квалификационная отметка. Запись, сделанная в свидетельстве или имеющая к нему

    отношение и являющаяся его частью, в которой указываются особые условия, права или ограничения, относящиеся к этому свидетельству.

    Командир воздушного судна под наблюдением. Второй пилот, выполняющий под наблюдением командира воздушного судна обязанности и функции командира воздушного судна в соответствии с методикой наблюдения, приемлемой для уполномоченного органа по выдаче свидетельств.

    Коммерческая воздушная перевозка. Воздушная перевозка, предоставляемая за плату. Контроль ошибок. Процесс обнаружения ошибок и реагирования на них с помощью

    контрмер, которые уменьшают или устраняют последствия ошибок и снижают вероятность ошибок или нежелательных состояний.

    Контроль факторов угрозы. Процесс обнаружения угроз и реагирования на них с помощью контрмер, которые уменьшают или устраняют последствия угроз и снижают вероятность ошибок или нежелательных состояний.

    Летное мастерство. Постоянное принятие правильных решений с использованием знаний, навыков и умений для выполнения целей полета.

    Медицинское заключение. Документ, подтверждающий соответствие его обладателя требованиям, предъявляемым к годности по состоянию здоровья.

    Налет с инструктором. Полетное время, в течение которого какое-либо лицо проходит летную подготовку на борту воздушного судна с пилотом-инструктором, имеющим соответствующее свидетельство.

    Планер. Воздушное судно тяжелее воздуха, не приводимое в движение силовой установкой, подъемная сила которого создается в основном за счет аэродинамических реакций

    на поверхностях, остающихся неподвижными в данных условиях полета.

    Подготовка по утвержденной программе. Подготовка, осуществляемая под контролем и по специальной программе, утвержденной Федеральным агентством воздушного транспорта.

    Полетное время; время полета - вертолеты. Общее время с момента начала вращения лопастей несущих винтов вертолета до момента полной остановки вертолета по окончании полета и прекращения вращения лопастей несущих винтов.

    Полетное время; время полета - самолеты. Общее время с момента начала движения самолета с целью взлета до момента его полной остановки по окончании полета.

    Полет по маршруту. Полет из пункта отправления в пункт прибытия по заранее запланированному маршруту с использованием стандартных навигационных процедур.

    Приборное время. Время полета по приборам или время наземной тренировки по приборам.

    Придание силы (свидетельству). Действие, в результате которого Российская Федерация вместо выдачи собственного свидетельства признает свидетельство, выданное другим государством - членом ИКАО, в качестве равноценного его собственному свидетельству.

    Самолет. Воздушное судно тяжелее воздуха, приводимое в движение силовой установкой, подъемная сила которого в полете создается в основном за счет аэродинамических реакций на поверхностях, остающихся неподвижными в данных условиях полета.

    Свободный аэростат. Воздушное судно легче воздуха, не приводимое в движение силовой установкой.

    Самостоятельный налет. Время полета, в течение которого пилот-курсант является единственным лицом на борту воздушного судна.

    Тренажер для отработки техники пилотирования. См. тренажерное устройство имитации полета.

    Тренажерное устройство имитации полета (тренажер). Любой из следующих трех видов устройств, с помощью которого на земле имитируются условия полета:

    тренажер, имитирующий условия полета, который обеспечивает точное воспроизведение кабины экипажа определенного типа воздушного судна, позволяющее имитировать реальные функции механической, электрической, электронной и других бортовых систем управления, обычную для членов летного экипажа обстановку и летные характеристики данного типа воздушного судна;

    тренажер для отработки техники пилотирования, который обеспечивает реальное воспроизведение обстановки в кабине экипажа и имитирует показания приборов, простые функции механической, электрической, электронной и других бортовых систем, а также летно-технические характеристики воздушных судов определенного класса;

    тренажер для основной подготовки к полетам по приборам, который оборудован соответствующими приборами и который имитирует обстановку в кабине экипажа, аналогичную обстановке во время полета воздушного судна по приборам.

    Угроза. События или ошибки, которые происходят вне сферы компетенции члена эксплуатационного персонала, повышают сложность эксплуатации и которыми необходимо управлять для поддержания допустимого уровня безопасности.

    Член летного экипажа. Имеющий свидетельство член экипажа, на которого возложены обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение служебного полетного времени.

    Экипаж, управляя самолётом, находится на связи с диспетчерами, которые отвечают за порядок движения самолётов и вертолётов. Всё воздушное пространство делится на зоны ответственности диспетчерских пунктов. И диспетчер руководит движением в рамках зоны ответственности своего пункта.

    Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта составляет суточный план полётов, согласовывает его выполнение с другими службами, со своими коллегами из других аэропортов, (например, с АДП другого аэропорта). Он постоянно находится на связи с экипажами судов, следит за воздушной обстановкой. В некоторых аэропортах эти функции выполняет группа по взаимодействию.

    Диспетчер «Руления» контролирует движение по территории аэродрома.

    Диспетчера «Старта и посадки» руководят взлетающими и заходящими на посадку судами.

    Диспетчер «Круга» руководит движением в радиусе 50 км на высоте 2100 м и ниже (зона взлёта и посадки). Прилетающим он выдаёт разрешения на выполнение захода на посадку, а вылетающим - указания о первоначальном наборе высоты.

    Диспетчер «Подхода» руководит движением на высоте 2100-5700 м. Площадь охвата зоны круга - 90-120 км. от аэродрома. Он определяет очерёдность захода на посадку захода на посадку, интервалы.

    Диспетчер районного центра контролирует полёт на высотах 2100-17000.

    Диспетчер пункта местных воздушных линий - руководит полётом на высоте 1500 м и ниже в районе аэродрома.

    Диспетчер местного диспетчерского пункта - руководит полетом вдали от крупных аэропортов - на высоте 1500 м и ниже в пределах установленного района ответственности (обычно это площадь административного региона или его значительная часть).

    Диспетчер постоянно отслеживает воздушную обстановку с помощью специального монитора, учитывая метеоусловия, график движения судов и пр. Диспетчер постоянно находится на связи с экипажами судов и со своими коллегами из смежных зон ответственности.

    Самолёт - это слишком быстрый вид транспорта, чтобы диспетчер мог позволять себе медлительность. Например, в неожиданной ситуации он должен быстро рассредоточить самолёты на безопасное расстояние, принять решение о запрете на посадку (или наоборот) и т.д. К тому же на одного диспетчера может приходиться до 20 самолётов одновременно.

    Поскольку времени на долгое обдумывание обстановки нет, все действия диспетчера строго регламентированы.

    Работа диспетчера организована так, чтобы максимально снизить ошибки в управлении полётами. Помимо правил и инструкций в распоряжении диспетчера находится оборудование: мониторы, средства связи, сигнальные табло и пр. Также он получает информацию от метеослужб, пользуется справочной информацией. Каждый диспетчер знает, что его неверные решения могут привести к катастрофе и гибели людей. Высокая ответственность при большом объёме работы, высокая скорость решений - всё это означает повышенное нервное напряжение.

    Авиадиспетчер аэропорта в Майами уснул во время ночного дежурства, сообщает в субботу (16 апреля 2011 г.) Associated Press. Инцидент произошёл рано утром в субботу. Во время этого ночного дежурства в диспетчерской работали еще 12 человек, и один из них сообщил о заснувшем коллеге.

    Согласно предварительным результатам расследования, диспетчер не пропустил ни одного радиосигнала от самолетов, так что инцидент никоим образом не отразился на работе аэропорта. Однако заснувшего на посту диспетчера отстранили от работы.

    Подобное уже случалось в аэропортах Техаса, Невады, Теннесси и города Вашингтон. Несколько дней назад в США началась общенациональная проверка диспетчерских служб, а главный авиадиспетчер США Хэнк Краковски подал в отставку. Руководство Федерального управления гражданской авиации США уже заявило, что придётся отменить практику одиночных ночных дежурств и пересмотреть графики работы авиадиспетчеров.

    Плюсы и минусы

    Особенно тяжела в плане эмоциональной нагрузки работа диспетчера «Подхода».

    Профессия авиадиспетчера является одной из наиболее опасных и ответственных профессий, связанных с техникой и человеческими жизнями (с точки зрения психологии наибольший интерес представляет

    Диспетчерская служба работает круглосуточно, и диспетчеры несут свою вахту посменно. Это, как и нервное напряжение, можно отнести к недостаткам профессии. Однако эти трудности компенсирует чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы и осознание собственной незаменимости.

    Среди бонусов профессии - право на досрочную пенсию. Для мужчин - с 50 лет, для женщин - с 45 лет, если они проработали в службах непосредственного управления полётами не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет. (п.14 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 № 173 - ФЗ)

    Важные качества

    Стрессоустойчивость, высокое чувство ответственности, умение управлять своим вниманием. Необходимо хорошее здоровье (в том числе органов сердечнососудистой системы). Поэтому раз в 2 года авиадиспетчер проходит врачебно-лётную экспертную комиссию.

    Знания и навыки

    Как уже сказано, все действия диспетчера строго регламентированы. На каждую рабочую ситуацию имеются установленные правила, инструкции и сценарии поведения, и диспетчер обязан их знать. Он должен знать законы воздушной навигации, разбираться в авиационной метеорологии.

    Повышение квалификации происходит раз в 3 года, подтверждение действующего свидетельства авиадиспетчера производится, в зависимости от класса диспетчера, через 2 или 3 года. Кроме того, обязательным требованием, предъявляемым к авиадиспетчеру в настоящее время, является. 4 - обязательный уровень по шкале ICAO с 2011 года.

    Среднее профессиональное образование:

    • Красноярский авиационный технический колледж гражданской авиации,
    • Хабаровский филиал Красноярского авиационного технического колледжа

    Специальность «Управление движением воздушного транспорта»

    ВКШ "Авиабизнес" совместно с академией Jeppesen в марте-апреле 2010 г. проведет курс первоначальной подготовки по программе "Сотрудник по обеспечению полетов (полетный диспетчер)".

    В преддверии курса консультант ВКШ "Авиабизнес", к.т.н., заслуженный штурман Российской Федерации Владимир Нартов рассказывает о профессии полетного диспетчера авиакомпании:

    "Подавляющее большинство коммерческих авиакомпаний мира в настоящее время имеют в своих структурах подразделения Полетных Диспетчеров (Flight Dispatch Service).

    Профессия Полетного Диспетчера развивалась вместе с развитием авиационной индустрии. На заре авиации, кроме самого полета, на пилота возлагались также загрузка почты, багажа, груза, посадка пассажиров в самолет. Полет выполнялся практически без предварительного плана, без каких либо прогнозов погоды, никто не мог оказать квалифицированную помощь в полете в случае внезапных изменений на маршруте полета. Методы воздушной навигации, само навигационное оборудование и средства авиационной связи не позволяли следить за ходом выполнения полета с целью оказания своевременной помощи экипажу. Вместе с ростом интенсивности полетов опережающими темпами роста и их аварийность. В авиационных катастрофах погибло множество людей и дорогостоящей техники. Это неизбежно наталкивало на мысль о необходимости государственного регулирования выполнения полетов в плане их обеспечения.

    В 1938 году Конгресс Соединенных Штатов издал закон о Гражданской аэронавтике, определивший строгие правила, в рамках которых все авиационные перевозчики были обязаны выполнять полеты с максимально возможным уровнем безопасности. Одним из результатов действия этого закона было создание и лицензирование профессии Полетного Диспетчера).

    Полетный диспетчер - это авиационный специалист, который имеет государственный сертификат на этот вид деятельности, действующий на основании государственных авиационных правил.

    В некоторых странах на основании государственных требований Полетный Диспетчер разделяет с командиром ВС ответственность за безопасное выполнение каждого полета. Часто это выражается формулировкой "Captain on the ground" - "Капитан на земле". Но их не следует путать с диспетчерами управления воздушным движением.

    В ноябре 1944 года на встрече в Чикаго 52 государства подписали Конвенцию о международной гражданской авиации. Была создана основа создания Международной организации гражданской авиации - ИКАО, цель которой состоит в стандартизации международных авиационных правил и рекомендуемой практики в области авиации - SARPS, на основе которых договаривающиеся государства должны разрабатывать собственные национальные авиационные правила. В их числе четко определены требования к подготовке полетных диспетчеров и их месте в осуществлении эксплутационного управления полетами авиакомпаний.

    Сегодня, например, в соответствии с законодательством США, все авиакомпании, выполняющие полеты на самолетах, имеющих более 9 мест, обязаны иметь в структуре предприятия центр сопровождения полетов, укомплектованный полетными диспетчерами, имеющими сертификат Федеральных авиационных властей (FAA). Диспетчеры в этих центрах ежедневно обеспечивают эксплуатационное управление более тысячи полетов не только над территорией Соединенных Штатов, но и во всем мире. Это стало возможным в последние годы за счет достижений в области телекоммуникаций и компьютерных технологий. Полетный Диспетчер теперь имеет возможность непосредственно взаимодействовать с летным экипажем независимо от того, находится ли тот "над головой" или в Атлантическом или Тихом океане. Эти возможности в значительной степени увеличили уровень безопасности полетов, позволяя диспетчеру отправить летному экипажу любую информацию об изменении погоды на аэродроме назначения и запасных аэродромах, заранее предупредить экипаж об опасных метеорологических явлениях на маршруте полета, выдать необходимые рекомендации по изменению плана полета.

    С переходом российских авиакомпаний на эксплуатацию воздушных судов, экипажи которых состоят из двух пилотов, в течение первого десятилетия 21-го века гражданская авиация столкнется с необходимостью создания подразделений полетных диспетчеров авиакомпаний.

    Сколько стоят полетные диспетчеры?

    Пример передовых авиакомпаний мира показал значительную экономическую эффективность мероприятий от внедрения современных технологий в области операционного управления полетами. Разумное ведение хозяйства всегда увеличивало уровень безопасности производства и его эффективность. Например, в 1994 авиакомпания ДЕЛЬТА открыла новый Операционный Центр Управления полетами (Operational Control Center), затратив на его создание пять лет и 29 миллионов долларов. Однако, в первый же год работы экономическая эффективность от его эксплуатации составила 81 миллион долларов. Следует заметить, что одним из основных подразделений подобных центров всегда является Служба полетных диспетчеров. Не следует переоценивать ее роль в общем процессе, но эта та деталь, без которой не работает весь механизм.

    Главная цель создания службы полетных диспетчеров - дальнейшее повышение качества предполетной подготовки экипажей и реализация функций сопровождения экипажей в полете.

    Даже самый подготовленный пилот не способен в течение одного часа, отводимого на предполетную подготовку, полностью выбрать и проанализировать всю необходимую информацию для правильного определения плана полета и безопасного его выполнения.

    Основные задачи полетного диспетчера следующие:

    • оказывать помощь командиру воздушного судна в подготовке к полету
      и обеспечивать его необходимой соответствующей информацией;
    • оказывать помощь командиру воздушного судна в подготовке рабочего
      плана полета и плана полета для ОВД (FPL) и, когда это применимо, представлять план полета для ОВД (FPL) соответствующему органу ОВД;
    • с помощью соответствующих средств обеспечивать командира воздушного судна в полете информацией, которая может быть необходимой для безопасного выполнения полета.
    Действующие в настоящее время нормативные документы гражданской авиации России предписывают исполнение части обязанностей полетного диспетчера членам летного экипажа. В зарубежных компаниях подразделения полетных диспетчеров наиболее динамично развивались при переходе на эксплуатацию самолетов с сокращенным составом экипажа, часть функций, выполняемых ранее членами летного экипажа на этапах подготовки к выполнению полета и в полете, были возложены на полетного диспетчера, то есть полетный диспетчер - это специалист со статусом, близким к понятию "наземный член летного экипажа". Сегодня подразделения полетных диспетчеров - непременный атрибут в практике аэронавигационного обеспечения полетов экипажей передовых зарубежных авиакомпаний.

    Создание службы полетных диспетчеров влечет за собой необходимость исполнения авиакомпанией функций, ранее им несвойственных. Речь идет, прежде всего, о предоставлении эксплуатантам права непосредственного представления плана полета (FPL) соответствующему органу ОВД, минуя АДП аэродрома вылета.

    Основные профессиональные ресурсы для создания подразделения полетных диспетчеров - закончившие по различным причинам летную работу штурманы и пилоты. Как нельзя лучше подходят для этой работы выпускники авиационных вузов по специальности "Аэронавигационное обеспечение полетов". Базовые авиационные знания этих специалистов позволяют им успешно переквалифицироваться в полетных диспетчеров".

    Негосударственное образовательное учреждение "Высшая коммерческая школа "Авиабизнес" - учебный центр, осуществляющий подготовку персонала для гражданской авиации и туризма с 1991 года.

    ВКШ "Авиабизнес" подготовлено свыше 26 тысяч человек по более чем 20 образовательным программам, среди которых организация перевозок и управление на транспорте (специализация - представитель авиапредприятия), грузовые перевозки (перевозка опасных грузов, расчет загрузки и центровка ВС), автоматизированные системы обслуживания пассажиров для специалистов авиапредприятий (SITA: SDCS, Gabriel), бронирование и продажа пассажирских авиаперевозок (Сирена, Амадеус, Сейбр, Габриель), подготовка специалистов туристических компаний и агентств по продаже авиаперевозок, авиационный, технический и деловой английский язык, основы экономики и бухучета авиапредприятия.

    ВКШ "Авиабизнес" активно применяет дистанционные формы обучения. Первой дистанционной программой стал курс повышения квалификации "Организация пассажирских перевозок" для специалистов служб организации пассажирских перевозок.

    ВКШ "Авиабизнес" аккредитована как образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, имеет сертификат авиационного учебного центра и лицензию Департамента образования Правительства Москвы.

    ВКШ "Авиабизнес" - сертифицированный учебный центр по подготовке персонала туристических агентств и агентств по продаже пассажирских авиаперевозок, аккредитован Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) и Федерацией национальных ассоциаций туристических агентств (UFTAA) для обучения персонала турагентств России и стран СНГ.

    WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали авторы-волонтеры.

    Количество источников, использованных в этой статье: . Вы найдете их список внизу страницы.

    Когда речь идет о безопасности воздушных судов, полетный диспетчер играет жизненно важную роль. На самом деле, пилот и полетный диспетчер работают совместно, один в воздухе, другой на земле, каждый выполняя свои обязанности. Эти обязанности включают координацию планов полета, расчет необходимого количества топлива для полета, учет погоды и ветра, обеспечение безопасного прохода воздушного судна и его пассажиров в соответствии с правилами FAA. Если вы поймете, как стать полетным диспетчером, то останется сделать лишь несколько шагов к сертификации для работы, которая имеет важнейшее значение для безопасного и эффективного полета воздушного судна.


    Шаги

      Поймите обязанности полетного диспетчера, прежде чем решить о начале этой карьеры. Полетный диспетчер несет ответственность за обеспечение того, чтобы правила техники безопасности соблюдались во время полета, зная, какую погоду можно ожидать, и как с ней работать, определяя сколько топлива потребуется для полета, и многое другое. Это важная должность, сопряженная с большой долей ответственности, поэтому проведите некоторые исследования и изучите, что значит быть полетным диспетчером.

      Найдите утвержденную FAA школу подготовки полетных диспетчеров. Полный список можно найти на веб-сайте FAA.

      • Хотя для поступления на утвержденные FAA курсы сертификации полетных диспетчеров требуется только диплом высшей школы, подготовка в области авиаперевозок или метеорологии выгодно выделит вас среди будущих студентов.
    1. Подайте документы на выбранную программу и запишитесь на курсы, где вы узнаете о планировании полета, навигационных системах, потребностях в топливе, составлении карт, а также приобретете другие навыки, необходимые для работы.

      • Знайте, что учебные программы являются строгими и интенсивными. Они обычно длятся от 5 до 6 недель и включают 200 часов обучения. Некоторые программы требуют проживания, а в других можно принять участие на условиях неполного дня. Ночные занятия, как правило, не проводятся, знайте об этом, если вы планируете оставаться на вашей нынешней работе во время учебы.
      • Знайте, что обучение в училищах может быть дорогостоящим, часто в диапазоне от $4000 до $5000. В некоторых учреждениях предоставляется финансовая помощь. Экзамены могут стоить несколько сотен долларов, но большинство школ включает стоимость экзаменов в свое обучение. Экзамены проводятся вашим училищем в конце учебной программы длительностью от 5 до 6 недель.
    2. Усиленно готовьтесь к требуемому FAA экзамену на сертификат полетного диспетчера, изучая и извлекая пользу из любых практических экзаменов, находящихся в ведении школы, в которой вы учитесь.

    3. Сдайте сертификационный экзамен FAA для диспетчера самолетов (ADX), чтобы получить право на работу в качестве полетного диспетчера.

      • Тест состоит из 80 вопросов, на которые отведено 3 часа.
      • Тест включает в себя оценку 6 основных направлений в устной / практической части: планирование полета, предполетные процедуры и взлет, полетные процедуры, процедуры посадки, послеполетные процедуры и чрезвычайные процедуры.
    4. Подайте в различные авиакомпании заявки на работу в качестве диспетчера полетов.

      • Примите во внимание стоимость обучения и изучите, какие школы предлагают финансовую помощь.
      • Если вы не пройдете тест за первый раз, вы должны будете ждать 30 дней, чтобы снова пройти тест. Исключение периода ожидания допускается, если вы предоставите письменное заявление от сертифицированного полетного диспетчера, что он или она дала вам дополнительную подготовку в областях, которые вы не сдали, и что он или она считает, что вы готовы снова пройти тест.
      • Проверьте flightinnovation.us. Они покроют ваши затраты на обучение и экзамен до $4000.

      Предупреждения

      • Как полетный диспетчер, вы должны ежегодно провести 5 часов в полете в кабине воздушного судна.
      • Знайте, что обучение в училищах может быть дорогостоящим, но в некоторых учреждениях предоставляется финансовая помощь.
      • Вы должны быть не моложе 21 года, чтобы пройти экзамен ADX.
      • FAA требует от полетного диспетчера ежегодно проходить курсы повышения квалификации. Темы включают метеорологию, самолетные системы, операционную политику компании и пр.

    Публикации по теме