Обзорная прибалтийская петля - эстония (остров сааремаа). Об островах Эстонии

В августе 41-го. Путешествие на остров Сааремаа

Остров Сааремаа в современной России известен не многим. А между тем исторически он сыграл для нашей страны очень важную роль в обеих мировых войнах XX века. Роль, увы, необоснованно забытую в летописях и исторических учебниках великой державы… В канун 76-летия первых бомбардировок Берлина мы отправились за рулем нового Skoda Kodiaq на Сааремаа, чтобы найти то самое место, откуда в августе 41-го советские летчики провели самую дерзкую и отчаянную операцию первого года великой войны

текст: Владимир Маккавеев / фото: автора и Skoda / 04.08.2017

Как добраться до острова Сааремаа

Чтобы на машине добраться из России до острова Сааремаа (или о. Эзель, как его именовали прежде), нужно преодолеть российско-эстонскую границу и пересечь практически всю прибалтийскую страну. Именно граница в большинстве случаев служит определяющим фактором при планировании маршрута в Эстонию. Переходов не так много, однако подъезды к ним заставляют задуматься... Если ехать из СанктПетербурга, то кратчайший путь лежит через Ивангород и Нарву и далее - вдоль балтийского побережья на Таллин. Однако нарвский переход сегодня сильно загружен, здесь можно простоять много часов, поэтому некоторые питерцы предпочитают делать крюк и въезжать в Эстонию через один из свободных в будние дни псковских КПП. При старте из Москвы псковский вариант тем более оптимален, но тут возникает другой вопрос: как лучше добраться до Пскова - по «ленинградке» или «новой Риге». Прежде этот вопрос не стоял: скоростное Новорижское шоссе однозначно делало южный маршрут быстрее северного. Однако в этом году глобальная перекладка дорог в окрестностях Великих Лук, бесконечные ремонты вдоль границы с Латвией и новые скоростные участки платной трассы М11 практически уравняли по времени и трудозатратам два этих маршрута.

От псковского КПП «Шумил кино» до Виртсу, откуда отправляется паром на острова Моонзундского архипелага, остается проехать всего 300 км, но с учетом провинциальных эстонских дорог и ограничений скорости этот путь растянется минимум на четыре часа, а то и больше, поскольку в нескольких километрах от Виртсу вас ждет еще один масштабный дорожный ремонт с реверсивным движением. Этой вынужденной остановкой можно воспользоваться, чтобы купить с телефона или планшета электронный билет на паром до Куйвасту. Операция нехитрая, однако позволит существенно сэкономить время на стоянии в очередях в кассу и на погрузку. Счастливые владельцы электронных билетов проезжают без очереди и по отдельным полосам. Распечатывать билет не нужно, система сама считывает номер автомобиля. В случае же опоздания электронный билет автоматически пролонгируется на следующий паром, которые ходят с интервалами в среднем от 40 минут до часа.

Паромная переправа на остров Муху занимает около 25 минут. За это время можно сытно перекусить в весьма приличном кафе на средней палубе или полюбоваться видами Моонзундского пролива - того самого, где осенью 1917 года принял свой последний бой Русский императорский флот.

МООНЗУНД

яния России и Германии в Первой мировой войне были ожесточенные бои на Балтике. К чести пережившего позор Цусимы русского флота, с 1914 по 1917 г. кайзеровским линкорам так и не удалось полностью утвердиться на Балтике. Это стало возможным благодаря мудрым действиям командующего Балтфлотом вицеадмирала фон Эссена и батареям мыса Церель на острове Эзель. Драматические события, которые разворачивались в этих местах, позднее были описаны в романе Валентина Пикуля «Моонзунд» и экранизированы в одноименном советском фильме с Олегом Меньшиковым, Евгением Евстигнеевым, Николаем Караченцовым и Валерием Гостюхиным в главных ролях. Полуостров Сворбе с мысом Церель, глубоко выдающимся в Ирбенский пролив, стал ключевой русской позицией в обороне Рижского залива. Здесь среди заросших травой песчаных дюн и сегодня стоят бетонные основания орудий знаменитой 43-й батареи, которой командовал старший лейтенант Бартенев, ставший прообразом пикулевского старлея Артеньева.

Своей кульминации бои за архипелаг достигли в октябре 1917-го.

Развязка наступила 16 октября в проливе Моонзунд: немцы прорвались в вожделенный Рижский залив, но, несмотря на поражение, второй Цусимой Моонзундское сражение для России не стало, скорее наоборот.

По итогам операции немецкий флот занял Рижский залив и Моонзундский архипелаг, но это стоило ему девяти потопленных кораблей и фактической утраты боевых возможностей на целый год, в то время как российский флот потерял лишь два корабля. Одним из них, правда, оказался эскадренный броненосец «Слава», затопленный в фарватере Моонзунда, всего в полутора километрах южнее маршрута парома, который везет наш Kodiaq на остров Муху.

Броненосец «Слава» был затоплен в Моонзунде всего в 1,5 км от того места, где проходит паром. В 1930-х гг. эстонцы разобрали «Славу» на металлолом

Муху, третий по величине из островов Моонзундского архипелага, на машине пересекается минут за 15–20. Но если есть желание полюбопытствовать и окунуться в быт и историю острова, можно по дороге заглянуть в музей под открытым небом - старинную эстонскую деревню Когува.

Погрузка и разгрузка парома занимает считанные минуты

2,5-километровая дамба соединяет Муху с Сааремаа - самым крупным островом Моонзунда. На то, чтобы объехать и осмотреть лишь основные достопримечательности Эзеля - метеоритный кратер Каали, старинный мельничный комплекс Англа, высокие скалы полуострова Панга и, конечно же, русские батареи на мысе Церель - потребуется по меньшей мере несколько дней. Не говоря уже о самой столице острова - словно сошедшем со страниц американских романов XIX века удивительно милом городке Курессааре с его средневековым замком, в донжоне которого размещается музей советской оккупации. Но нас сегодня больше интересуют не туристические достопримечательности Сааремаа, а забытый всеми полевой аэродром в 10 км к северо-западу от Курессааре…

«МОЕ МЕСТО - БЕРЛИН...»

После падения батарей Цереля русские, вернее, теперь уже советские войска вернулись на Сааремаа лишь незадолго до начала Второй мировой войны, накануне присоединения Эстонии к СССР. На Цереле начали возведение новых батарей, а на окраине деревушки Когула был построен полевой аэродром «Кагул» (как именовали его в советских военных документах), которому в конце лета 1941-го суждено было вписать одну из самых славных страниц в безрадостную историю первого года Великой Отечественной войны...

Остров Сааремаа - достопримечательности

Величественный замок Курессааре

Еще в конце огненного июля 1941-го нарком ВМФ адмирал Кузнецов неожиданно доложил Сталину о возможности осуществить с острова Эзель бомбардировку Берлина. От Сааремаа (который к тому моменту оказался уже в глубоком тылу вермахта, но все еще не был занят немцами) до столицы Германии по прямой через Балтику было всего 850 км, что теоретически позволяло бомбардировщикам ДБ-3 долететь до Берлина и вернуться назад. На фоне краха Красной армии идея бомбардировки Берлина в августе 41-го выглядела фантастической и привела Сталина в восторг. На Сааремаа срочно перебросили 1-й минно-торпедный авиаполк ВВС Балтфлота полковника Преображенского: спешили, поскольку немцы могли со дня на день вспомнить про опрометчиво забытый ими у себя в тылу остров.

Деревянные домики столицы Сааремаа словно сошли со страниц романов XIX века

Вечером 7 августа 11 ДБ-3, натужно разогнавшись по грунтовой полосе «Кагула», поднялись в балтийское небо и устремились на запад - навтречу закатному солнцу. Часть из них сбились с курса, отбомбившись в итоге по Кенигсбергу и Кольбергу: слишком сложной была навигация в темном как смоль балтийском небе. Но четыре ДБ-3 группы полковника Преображенского (ведомые: капитаны Гречишников, Плоткин и лейтенант Дашковский) к 1:30 ночи вышли к предместьям Берлина и с высоты 5500 метров обрушили на беззаботно освещенную столицу вермахта первое в истории Отечественной войны оружие возмездия. «Мое место Берлин! Задание выполнил. Возвращаюсь!» - через несколько минут передал на базу стрелок-радист Преображенского Владимир Кротенко. Все 11 самолетов действительно благополучно вернулись. А утром ошарашенные немцы объявили по радио, что «до 150 британских самолетов пытались ночью бомбить Берлин». Но это было только начало... За месяц, с 7 августа по 5 сентября 1941-го, пока части вермахта рвались к Москве, летчики КБФ совершили с Сааремаа девять налетов на Берлин. Выполнив в общей сложности 88 боевых вылетов, они сбросили на столицу рейха 620 (21 тонну) бомб. Пятерым летчикам полка во главе с Преображенским и пятерым пилотам дальней авиации Ленинградского фронта было присвоено звание Героя Советского Союза...

Церковь, где в августе 41-го размещался КП Преображенского

Так почему же героическая эпопея бомбардировок Берлина с острова Эзель в августе-сентябре 1941-го оказалась столь несправедливо забытой советскими историками? Официального ответа на этот вопрос нет до сих пор. Но, думается, ключевую роль в этом сыграли два трагических факта. Первый из них полностью на совести «отца народов»: почувствовав вкус первой победы, Сталин стал требовать, чтобы бомбардировщики вылетали на Берлин, имея под фюзеляжем вместо 750 кг минимум по тонне бомб. ДБ-3 с изношенными моторами, да еще и с грунтовых полос «Кагула» и соседнего аэродрома «Астэ» поднять такой вес были не в состоянии. Но Сталин, как известно, лучше всех разбиравшийся в авиации, отправил на Сааремаа главного испытателя ВВС Владимира Коккинаки с категорическим приказом «заставить моряков взлетать с тонной под брюхом». Результат: два разбитых при попытке взлета самолета и сгоревший экипаж - таких потерь за один день полк Преображенского не нес даже в небе над Берлином. Неудивительно, что о героической эпопее Сааремаа после войны в СССР предпочитали не вспоминать. Тем более что часть летного и технического состава аэродрома не смогли даже вывезти с острова: к середине сентября на Эзеле не осталось ни самолетов, ни топлива. Судьба оставшихся на Сааремаа неизвестна до сих пор. 4 октября 1941 г. с Эзеля пришла последняя радиограмма: «Радиовахту закрываю, иду в бой, последний бой... Прощайте, прощайте». В 16:10 связь с героическим гарнизоном острова прекратилась навсегда.

Полковник Преображенский и его штурман капитан Хохлов

Флагманский штурман полка капитан Хохлов в своем ДБ-3

ЭПИЛОГ

Вопреки ожиданиям, найти тот самый полевой аэродром «Кагул» оказалось не так уж сложно. Помогла сохранившаяся на кромке леса бетонированная послевоенная взлетная полоса советской реактивной авиации. Но от самого полевого аэродрома 1941 года, ВПП которого располагалась на этом же поле чуть левее, конечно же, ничего не осталось. Разве что стоявшая на краю «взлетки» старая церковь, в которой в августе 1941-го размещался КП Преображенского. Именно тогда с храма сняли купол, чтобы бомбардировщики на задевали его при взлете и посадке. До развала СССР в память о героических событиях 1941-го на этом поле хотя бы стояла памятная бетонная плита. Но после обретения независимости эстонцы сломали ее и оттащили куда-то в лес. Местные жители признавались, что натыкались на нее пару раз, но так и не смогли вспомнить, где именно... Единственный памятник героическим летчикам, летавшим с Сааремаа бомбить Берлин в августе 41-го, нам удалось отыскать на кладбище Когула, где в братской могиле захоронены несколько экипажей, разбившихся при взлетах и посадках. В числе прочих на сером камне зачится и фамилия лейтенанта Николая Дашковского - командира одного четырех экипажей, сбросивших в ночь на 8 августа 1941-го первые бомбы на Берлин. Возвращаясь из очередного полета, его ДБ-3 совсем чуть-чуть недотянул до полосы «Кагула»: кончилось топливо...

Калькулятор путешествия

Транспорт и проживание
Виза, евро 60
Стоимость отеля (2-меcтный номер), евро от 50
Средний счет в ресторане, евро 30
Дорога
Общее время в пути, ч 18:16
Протяженность маршрута, км 1159
Средний расход топлива, л/100 км 11,8
Стоимость топлива, руб./евро 40/1,1
Стоимость парома, евро от 8,4 + 3 евро с человека
Макс. разрешенная скорость, км/ч 130/110
Макс. допустимый уровень алкоголя, промилле до 0,35/0,2

Увы, но в одно из самых красивых мест балтийского региона, остров Сааремаа попасть напрямую из России не получится. Все дело в том, что единственный аэропорт Куресааре, что есть на острове, принимает только рейсы Estonian Air из Таллина. Радует, что рейсы ежедневные, так что если есть желание добраться по воздуху, то все просто. Из Москвы в Таллин (время полета 1 час 40 минут), а потом из Таллина на Сааремаа (40 минут). Но этот путь нравится далеко не всем, не все любят перелеты, да и дороговато. Поэтому предлагаю рассмотреть более бюджетные способы попадания на Сааремаа. Отправляться будем из Таллина, потому как до эстонской столицы добраться не сложно и особо расписывать маршрут нет никакого смысла.

Аэропорт Куресааре

Автобус

Прямые автобусные рейсы Таллин - Куресааре отправляются ежедневно, с частотой примерно 1 автобус в 1 час с центрального автовокзала Таллина, расположенного по адресу Lastekodu, 46. Это фактически самый центр города, так что найти его будет не сложно.

Несмотря на то, что расстояние от Таллина до Куресааре составляет всего 220 километров, время в пути, с учетом паромной переправы составит примерно 5 часов.

Центральный автовокзал Таллина

Автомобиль

Если вы едете на автомобиле, то выезжаете из Таллина на шоссе с романтическим названием №4 (север города), доехать до шоссе №9, а затем доехать до шоссе №10, которое и приведет вас в порт Виртсу, где и надо будет сесть на паром до порта Кувайтсу. Указателей много, дороги хорошие и относительно свободные. Заблудиться практически не реально.

Стоит отметить, что паром идет не до острова Сааремаа, а до острова Муху. Но это не должно никого пугать, так как Муху с Сааремаа соединяет дамба.

Билеты на паром можно купить как на месте, так и заранее через интернет. При этом плюс электронного билета в том, что загружать на паром вас будут в отдельной очереди, что быстрее. Хотя это не так уж и важно, потому как погрузка и выгрузка отработана до мелочей и не занимает много времени.

Паром в Виртсу

Отправляются паромы каждый час, а время в пути вместе с погрузкой и выгрузкой занимает 40-50 минут.

После того, как прибыли в порт Куйватсу выруливаете все на тоже шоссе №10 и едете до Куресааре. Дорога при средней скорости 80-85 километров в час замет не более 40-50-ти минут.

Сааремаа - это место, куда летом приезжают туристы, чтобы побродить в тишине и покое по пустынным и живописным полям острова, насладиться умиротворенными пейзажами каменных домиков с соломенными крышами, попивая домашнее пиво, в то время как на других курортах Европы некуда ступить от толчеи.

Кстати. Как и другие островные государства - Сааремаа имеет большой список захватчиков, куда входят Швеция, Россия, Дания и Германия. Многообразие некогда господствующих народов сформировало самобытную и ни на что непохожую культуру острова.

Если прогуляться по местным деревенькам, можно потерять ощущение времени, поскольку многие дома сохранили архитектуру прошлых веков и стоят до сих пор нетронутые. В столице и единственном городе острова - Курессааре находится замок Епископа, который сохранился почти в первозданном виде с XIII в.

Достопримечательности Сааремаа

Делая перерыв между процедурами, стоит обратить внимание на большое количество достопримечательностей Сааремаа, как исторических, так и природных.

  • Дубовая роща Loode. Один из немногих на земле подобных лесов естественного происхождения. Здесь есть платформы для наблюдения за птицами. Прогуливаясь по тропинкам, можно увидеть разнообразные цветы, включая орхидеи.
  • Ветряные мельницы Angla. Единственная сохранившаяся группа ветряных мельниц на Сааремаа.
  • Укрепленное поселение Asva. Крошечная деревня широко известна в кругах археологов, поскольку именно здесь нашли руины объектов Бронзового Века в Северной Европе.
  • Метеоритный кратер Kaali. Известное как Святое озеро. Место падения метеорита является уникальным геологическим объектом и важным культовым местом в культуре острова.
  • Церковь Karja. Самая маленькая церковь Сааремаа, построенная в Средние века. Известна своими декоративными элементами, многие из которых весьма необычны, например, изображения дьявола или пентаграммы.
  • Медвежье озеро. Древнее озеро, которое, предположительно, было сформировано около 8000 лет назад. Сейчас на берегу находятся многочисленные базы отдыха, кафе и лодочные станции.
  • Скала Panga. Культовое место на северном берегу острова. Высота утеса составляет 21 м, а протяженность в длину 2,5 км. Говорят, это место поклонения древним богам. Последнее массовое жертвоприношение состоялось здесь в 1960 году.
  • Pidula является одной из самых привлекательных усадьб в Эстонии, построенных в стиле барокко. Здесь надо обязательно уделить внимание деталям.
  • Церковь Kihelkonna - одна из самых больших сельских церквей в стране с органом и ценнейшим алтарем с фреской «Тайная вечеря». Тонкая неоготическая колокольня поднимается на 60 м над землей. Долгое время служила она маяком для кораблей.
  • Ферма Mihkli - этнографический музей под открытым небом, в котором собраны традиционные здания, иллюстрирующие старинный образ жизни Сааремаа.

Спа на Сааремаа

В 1840 году на острове открылся первый спа-комплекс. В советские времена комплексы перестроили в санатории, которые были чрезвычайно популярны как у эстонцев, так и у представителей других республик. После обретения независимости, все санатории были обновлены и уже сейчас с готовностью принимают жителей Европы. Saaremaa Thalasso Spa, Saaremaa Spa Hotel Vals и Saaremaa Spa Georg считаются лучшими отелями на острове.

Из полутора тысяч больших и маленьких эстонских островов Сааремаа – самый большой. На острове все дышит историей: дома с соломенными крышами и каменными оградами, работающие ветряные мельницы, домашнее пиво, особый диалект местных жителей. Именно здесь, в этом колоритном, спокойном месте, где цивилизация еще сохранила уклад своих предков, а к слову «природа» так и напрашивается эпитет «девственная», расположился один из курортов Эстонии – Сааремаа.

Как добраться

Уникальность этого небольшого острова в Балтийском море заключается в его изолированном географическом положении. Только дамба через пролив Вяйке-Вяйн, по которой проложена автомобильная дорога, соединяет его с соседним островом Муху. Но чаще попасть сюда можно на пароме. Для этого следует добраться до порта Виртсу, а затем на пароме доплыть до острова Муху и через 70 км на своем автомобиле или на маршрутном автобусе доехать до города Курессааре – центра острова. До Курессааре каждый день ходят автобусы с Таллина, Тарту или Пярну.

Если вы хотите выбрать морской путь, то с материком и соседними островами корабельное и паромное сообщение поддерживается через порты Мынту, Трийги и Роомассааре. Единственный на Сааремаа аэропорт тоже находится в Роомассааре.

Где остановится

На небольшом острове Сааремаа мест, где можно остановиться – предостаточно. Туризм является основным направлением экономики региона, поэтому все приезжающие на остров могут остановиться в достаточно уютных домашних гостиницах, маленьких отельчиках, удобных отелях или роскошных СПА центрах.

Современные СПА центры в Сааремаа, в которых можно снять номер на двоих за 100 евро в сутки, предлагают массу самых разнообразных услуг: аквацентры, гидромассаж и сауну, бассейн, соляную пещеру, различные виды массажей (классический, лечебный, ароматический), перламутровое обертывание и многое другое. В Курессааре можно порекомендовать, например, Georg Ots SPA Hotel, Meri Spa 3* или Ruutli Spa 4*. Более дешевое жилье вам предложат за 40 евро, но и качество услуг будет значительно ниже.

Аренда апартаментов, квартир и гостевых домов гораздо выгоднее проживания в отеле, и можно позволить себе даже маленький каприз – снять на неделю квартирку с видом на залив.

История

Экологически чистый курорт Сааремаа расположен на равнинном месте, а его озера Суур Лахт, Муллуту Лахт, Каруярв, как крупные бусины сверкают среди многочисленных лесов и можжевеловых пустошей.

Как утверждают историки, территория острова была заселена еще 8000 лет назад и на своем веку видела не один десяток битв. Население побывало под властью Дании и Германии, России и Швеции. В конце XIX века здесь была открыта первая здравница, и с тех пор Сааремаа стал популярным островом-курортом. В былые времена, в период своего расцвета остров был известен не только в Эстонии и Западной Европе, но сюда приезжали лечиться уникальным морским воздухом и целебными грязями даже из Австралии.

Погодные условия

Для острова Сааремаа характерен мягкий морской климат. Поскольку Сааремаа находится в зоне с умеренным климатом, то для него характерна мягкая зима и относительно длинное, тёплое лето. Самым жарким месяцем считается июль, когда днем воздух прогревается до +16...+20 градусов, но ночью достаточно прохладно - +10…+12. А вот для января, самого холодного на курорте месяца, -4 градуса – это температурная норма, хотя ночью бывают и морозы до -10.

В осенние и зимние месяцы на Сааремаа часто меняется погода и много осадков (в год в среднем порядка 510 мм). Причиной этому являются сильные ветры, дующие с моря.

В купальный сезон, который длиться с июня по август, море прогревается до +20 градусов. Однако приезжать на курорт можно круглый год, ведь люди оздоравливаются и лечатся в любую погоду.

Чем заняться

Зачем туристы едут на Сааремаа? В первую очередь – за здоровьем. Уникальное сочетание морского воздуха и аромата хвойного леса, целебные грязи, содержащие столько элементов таблицы Менделеева, что этому позавидует даже Мертвое море, чистейшая морская вода – все это используется уже 170 лет, когда открылись на острове первые лечебницы. Причем такой целебной грязи, как в озере Муллуту Суурлахт, нет ни в одной грязелечебнице мира.

Привлекает курорт Сааремаа и своими пляжами, которые протянулись на всем побережье. Здесь их много и всяких: песчаных, с пологим входом в море, но в основном – галечных и каменистых.

Едут сюда и любители насыщенной культурной или спортивной жизни, ведь на острове постоянно что-то происходит: то морской фестиваль, то Куресаарские Дни Оперы, даже Дни замка есть. А поклонников спорта ждут в июне или октябре Saaremaa Rally и велосипедные гонки Cycling Tour.

Есть чем заняться и любителям активного отдыха: рыбалка, катание на велосипедах, верховая езда, увлекательные морские путешествия на катерах и яхтах с посещением маленьких островов-соседей, самым интересным из которых является тюлений.

Здесь можно посмотреть различные природные объекты, охраняемые государством, например, национальный парк Вилсанди или Вийдумяэский заповедник. А можно в городе Каали «поглазеть» на самый большой в Европе метеоритный кратер или знаменитые мельницы в Англа. Добавьте сюда различные исторические объекты, к примеру, средневековый замок Епископа с настоящими темницами и орудиями средневековых пыток или хутор-музей Михкли в Вики, и сразу можно понять, что на Сааремаа не придется скучать.

Шоппинг

В путешествие многие часто ездят за покупками. Сааремаа – не исключение. В местных магазинах, торговых центрах, молах, сувенирных лавках и на рынках всегда найдется какая-нибудь вещичка, что будет напоминать о поездке на этот остров-курорт. К примеру, изделие их местного камня – доломита, или сувениры и посуда из можжевельника.

Можно купить и одежду местных дизайнеров, и известные брендовые вещи, и бижутерию, и драгоценные украшения, и технические новинки. В общем, из местных торговых точек с пустыми руками не уйдешь.

А вообще, на Сааремаа всегда хочется возвращаться. Здесь каждому найдется занятие: путешествующие всей семьей будут наслаждаться СПА процедурами, романтические пары и мечтательные натуры найдут уединение на многочисленных хуторах, любители рыбалки с удовольствием поселятся в местечках Пяхкла, Калакюла или Пидула.

Публикации по теме