Основы теории парусных яхт, особые условия плавания, устройство и вооружение яхты, такелажные работы, управление яхтой. Действия при падении человека за борт Яхта под парусом, с рабочим двигателем

Первоочередные действия при обнаружении падения человека за борт

На палубе

Первый, заметивший падение человека за борт, должен немедленно выполнить действия, руководствуясь правилом: “Круг, Тревога, Наблюдение” :

1. Бросить упавшему за борт человеку ближайший спасательный круг (Круг ).

2. Как можно быстрее сообщить на мостик о падении человека за борт (Тревога ).

3. Непрерывно вести наблюдение и не выпускать из виду упавшего за борт (Наблюдение ).

4. Если необходимо сбросить за борт второй спасательный круг.

Действия вахтенного помощника

Вахтенный помощник, получив сообщение о падении человека за борт должен незамедлительно выполнить следующие действия:

1. Переложить руль на тот борт, с которого упал человек и если возможно застопорить машину, чтобы отвести корму судна и не затянуть человека в струю от винта.

2. Сбросить за борт спасательный круг со свето-дымящимся буем с борта падения человека за борт.

3. Объявить тревогу «Человек за бортом», подачей трех длинных звуковых сигналов.

4. На GPS, AIS, электронной карте, радиолокаторе нажать кнопку «MOB» (Men over board), для индикации на дисплее и сохранении координат места падения человека за борт.

5. На УКВ подать сигнал срочности “Пан-Пан”, чтобы информировать находящиеся поблизости суда. По возможности также дать указание вахтенному матросу поднять флаг «Оскар» Международного свода сигналов. Если поблизости находятся другие суда, то подать судовым свистком звуковой сигнал – “три длинных гудка”.

6. Установить непрерывное наблюдение за упавшим за борт человеком. В темное время суток освещать упавшего за борт человека прожектором.

7. Выполнить маневр для возвращения судна к месту падения человека за борт.

8. Информировать вахтенного механика.

9. Если позволяют погодные условия приступить к спуску спасательной шлюпки.

10. В зависимости от погодных условий оборудовать трап или спасательную сетку.

Маневры судна по тревоге “Человек за бортом”

В зависимости от преобладающих обстоятельств и условий, а также от типа судна и времени обнаружения, что человек упал за борт, выполняются различные типы маневра судна для выхода судна в точку падения человека за борт. В зависимости от того, сколько времени прошло с момента падения человека за борт до момента обнаружения, различают следующие ситуации:

1. Падение человека за борт видели вахтенные в ходовой рубке. В этом случае они начинают выполнять маневр практически в момент падения человека за борт.

2. Доклад вахтенному в ходовую рубку о падении человека за борт поступил от очевидца. В этом случае с момента падения человека за борт и началом маневра пройдет какое-то время и судно отойдет от упавшего за борт человека на некоторое расстояние, то есть маневр будет выполнен с некоторой задержкой.

3. Будет обнаружено отсутствие человека и сделано предположение, что он упал за борт. В этом случае промежуток времени с момента падения человека за борт и до начала маневра может быть значительным, и судно будет находиться от него на большом расстоянии.

Для возвращения судна к месту падения человека за борт применяют три основных типа маневра:

Одиночный разворот (разворот на 270º).

Разворот способом Уильямсона.

Разворот способом Шарнова.

Разворот Андерсона

а) Перекладывают руль на борт, с которого произошло падение человека за борт.

б) После отворота судна на курсовой угол 250° от первоначального курса, ставят руль в положение «прямо» и начинают останавливать судно.

Разворот способом Вильямсона

Применяется в момент обнаружения падения человека за борт

а) Переложить руль на борт (Если данный маневр выполняется сразу после падения человека за борт, то руль необходимо переложить на борт, с которого человек упал за борт).

б) После того как судно отвернет от первоначального курса на 60º, руль перекладывают на противоположный борт.


Так выглядит разворот Вильямсона на экране ECDIS. Для тренировки вахтенных помощников, в открытом море, при отсутствии поблизости других судов, каждому вахтенному помощнику было предложено выполнить разворот Вильямсона и выйти на обратный курс. В некоторых ECDIS имеется функция МОВ (Man over board – “Человек за бортом”), которая значительно облегчает выход судна в заданную точку. Во время тренировки вахтенный помощник нажимает соответствующую кнопку на ECDIS и выполняет маневр, целью которого является выход судна на обратный курс и в заданную точку. При всей кажущейся простоте маневра, далеко не все помощники, в том числе старшие помощники, смогли успешно выполнить данный маневр с первого раза. И что интересно, успех маневра, не зависел от опытности помощника, китайский “треха” с опытом работы в 6 месяцев легко выполнил маневр, а немецкий “чиф” с тремя контрактами в должности, на Navi Sailor 4000 “начудил” так, что и близко не подошел к заданной точке. Необходимо отметить, что выполнив маневр всего один раз, все последующие маневры помощники выполняли значительно увереннее и успешнее.

Разворот способом Шарнова

Применяется, когда после падения человека за борт до момента обнаружения, прошло какое-то время.

а) Переложить руль на борт.

б) После того как судно отвернет от первоначального курса на 240º, руль перекладывают на противоположный борт.

в) Когда судно повернет на курс, на 20º меньше контркурса, руль перекладывают в положение «прямо» и приводят судно на контркурс.

ВНИМАНИЕ. КОПИРОВАТЬ ЭТИ МАТЕРИАЛЫ НА СВОЙ САЙТ – ЗАПРЕЩЕНО, БЕЗ СОГЛАСИЯ АВТОРА. ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ РАЗМЕСТИТЬ ЭТУ СТАТЬЮ НА СВОЕМ САЙТЕ, ПИШИТЕ НА [email protected].

Серия мастер-классов Юрия Фадеева вышла в 2011-2013 годах в журнале Yacht Russia .

Море – коварная штука, и даже самые аккуратные, здравомыслящие капитаны и матросы, рано или поздно, вполне могут оказаться за бортом. Тренировочные отработки этой крайне нежелательной ситуации – очень важные и должны проходить несколько раз в сезон. Вы должны немедленно пообещать, что во время следующего выхода в море, попробуете провести 5 минут с командой, обсуждая потенциальную ситуацию и даже проведете небольшую тренировку! Много времени это не займет, минут 10, и с каждым разом вы и ваша команда будет получать все больше и больше уверенности, что если кто-то выпал за борт, вы сможете их быстро, организованно и безопасно поднять. Ну а я расскажу вам, как это сделать!

Ни в коем случае не тренируйтесь на человеке, может очень плохо кончиться – кранец с небольшим грузом или просто ведерком – идеальный ‘Оскар’!

Итак, кто-то выпал, что делать?

  1. Громко крикните ‘ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ!!!”.
  2. Назначьте человека который будет делать только одно – показывать рукой на человека за бортом, не отрывая глаз. Не ленитесь во время тренировок, заставляйте члена команды показывать рукой и смотреть, это действительно крайне важно.
  3. Если у вас есть кнопка MOB (Man Over Board) на GPS, жмите сами или делегируйте.
  4. Досчитайте про себя до 5. Это ваш единственный и последний шанс успокоиться. От того, что вы сейчас будете делать и говорить зависит успех операции, спокойствие, только спокойствие! Командуйте четко, называя людей по имени перед нужной командой. Команда ‘Скрутить стаксель’ выльется в лобовое столкновение трех человек, рванувших это делать.
  5. Выполняйте маневр ‘Человек за бортом’. Как это сделать рассматривается ниже.
  6. Используйте цифровые функции рации (DSC Distress) и вызов Mayday. Его всегда можно потом отменить, так что если есть сомнения – ни в коем случае не стесняйтесь и тем более не рискуйте. Учитывайте специфику акватории, погодные условия и состав команды.
  7. Сразу же сделайте поворот оверштаг , но не переносите стаксель-шкот на подветренный борт. Яхта легла в дрейф. Этот маневр можно и нужно делать с любого исходного курса, тем самым моментально остановив яхту. Если вы под спинакером, приведитесь и быстро снимайте спинакер в ветровой тени грота.
  8. Полностью выберите гика-шкот , грот теперь не представляет опасности.
  9. Проверьте, что в воде нет концов , особенно если вы несли спинакер. Запускайте мотор .
  10. Если двигатель завелся, убирайте стаксель .
  11. Под двигателем, возвращайтесь к человеку и когда рядом, кидайте данбуй и подкову . Поддержите человека, скажите что сейчас вернетесь, все будет хорошо! Попросите никуда не плыть и оставаться на месте. Пока не подбирайте.
  12. Под двигателем отходите от человека по ветру . 50-60 метров.
  13. Разворачивайтесь и возвращайтесь, стараясь держать человека в районе подветренной ванты . Таким образом, вы подойдете к человеку с наветренной стороны
  14. Останавливайте яхту и двигатель в нейтрал не доходя до человека – винт!!!
  15. Кидайте линь и подбирайте человека.
  16. То же самое что и 1) выше – оверштаг и дрейф.
  17. Но! Двигатель не завелся или его нет. Ложитесь на курс бакштаг . Если 1) сделано достаточно быстро, направление будет практически назад к человеку. Настройте грот под этот курс и перекиньте стаксель-шкот на штатный подветренный борт.
  18. Проходя мимо – выбрасывайте подкову/данбуй . Пока не подбирайте.
  19. Отойдите 50-60 метров, и сделайте поворот оверштаг .
  20. Подходите к человеку курсом бейдевинд , совместив человека и подветренную ванту . Если ветра достаточно, убирайте стаксель и подходите только под гротом , яхта будет медленно и контролируемо придвигаться к человеку и встанет с наветренной стороны.
  21. Если расстояние до человека позволяет, проверьте, что полностью растравив гика-шкот, грот начинает полоскаться . Если это так, отлично, вы сможете остановить яхту у человека отдав гига-шкот.
  22. Если при отданом гика-шкоте грот не полощется, спуститесь ниже по ветру – резко положите яхту на галфвинд на пару секунд и возвращайте назад на курс бейдевинд. Снова проверьте грот. Если полощется при отданом гика-шкоте, все ОК, выбирайте гика-шкот и продолжайте подходить к человеку.
  23. В 10-20 метрах (в зависимости от ветра и волнения) отдайте гика-шкот , грот заполощет, яхта постепенно остановится. Старайтесь рассчитать так, что бы яхта остановилась близко к человеку. Если чувствуете, что не дотянули, быстро выбирайте гика-шкот, грот заработает и даст вам пару дополнительных метров хода.
  24. Кидайте линь и подбирайте человека .

Яхта под парусом, с рабочим двигателем

Человек за бортом – подбираем под двигателем

Яхта под парусами, без рабочего двигателя

Человек за бортом – подбираем под парусом

Бакштаг/Бейдевинд

Под парусами, формула бакштаг/бейдевинд – очень полезная и также часто используется при швартовке к понтону или постановке на мертвый якорь. Эти курсы взаимно обратные, 120 градусов от ветра, и 60. Обратность курсов важна в темноте, или если вы потеряли человека из виду. Если вы быстро скрутили поворот, легли в дрейф и вышли на бакштаг, то отойдя и сделав оверштаг, курсом бейдевинд вы вернетесь в то же место. Течение здесь не играет роли, оно одинаково влияет как на яхту так и на ‘Оскара’. Так же, важно помнить, что мы не забираем человека курсами галфвинд и полнее, яхта под гротом просто не остановится, парус будет работать, именно поэтому мы в первый раз проходим мимо, просто выбрасывая плавсредства.

Как подобрать человека?

Все зависит от яхты, экипажа, состояния человека. Лучшее, что вы можете сделать, это обсудить вопрос с командой во время следующего выхода. Подумайте, как это можно будет сделать на этой конкретной яхте. Это уже половина дела. Практически всегда используются лебедки, человек в мокром непроме – очень тяжелая штука. На современных яхтах легче поднимать с кормы (лестница, ступеньки). Более классические методы включают в себя гик (именно поэтому важно в конце маневра оказаться наветреннее человека, гик будет уже правильно расположен), фалы, топенант, тали или специальные системы MOB. Так же, я знаю о нескольких случаях успешного вытаскивания человека используя штормовые паруса, например трисель (небольшой и из плотной парусины), пропущенные под человека и прикрепленные к фалу. Часто используются надутые тузики, в случае отсутствия – спас. плот. Задайтесь этим вопросом заранее, и все будет хорошо!

Удачных тренировок!


| Ч | Человек за бортом

На пассажирском судне вероятность этой ситуации гораздо чаще, чем на грузовых и военных, так как на его борту находится большое количество непрофессионалов. Наставление по борьбе за живучесть судна для морского флота предусматривает специальный судовой сигнал «человек за бортом» - три продолжительных звука - звонком громкого боя или свистком. Сигнал тревоги повторяют три-четыре раза.

Обычно сигнал подает вахтенный помощник, так как на любом судне организовано постоянное наблюдение за поверхностью моря. Но в случае, если человек оказался за бортом на глазах других пассажиров или членов команды (а не с другого судна), первый, кто это увидел, обязан бросить ему круг. Разумеется, лучше, если это сделает профессионал - так как не только бросит круг ближе к потерпевшему, но и сумеет избежать опасности ударить его этим кругом.

Естественно, нет смысла бросать спасательное средство, если человек дрейфует в бессознательном состоянии или находится дальше двух кабельтовых (один кабельтов - 185,2 м) от судна. Вообще при спасении человека за бортом чаще приходится не рассчитывать на его помощь и разумные действия, так как потерпевший, даже не потерявший сознание, находится обычно в полушоковом психологическом состоянии, к которому добавляется еще и воздействие холода. С судна есть смысл бросить буй или любые средства (мячи, надувной матрас, пластиковые бутылки), чтобы отметить нужное место и не потерять его из виду при маневре.

Если вы оказались за бортом, постарайтесь сохранить присутствие духа и действовать рационально:
- не плыть за судном или навстречу ему или спасательному средству;
- чтобы вас заметили, не надо кричать, размахивать руками - надо медленно помахивать одной рукой, плывя на спине; крикнуть есть смысл два-три раза - смотря по обстановке, но если не услышали сразу, новые крики скорее всего не помогут;
- не сбрасывать одежду, она поможет поддержать температуру тела на несколько градусов выше температуры воды;
- избавиться от ненужных неплавучих предметов, в том числе и в карманах;
- не терять веры в спасение - на каждом судне следят за поверхностью моря.

Если корабль или яхта уходит от вас, это вовсе не означает, что вас не заметили: действия но судовой тревоге «человек за бортом» - сложная операция маневрирования. Надо иметь в виду, что тормозной путь обычного пассажирского судна не меньше мили (1852 метра), а на крупнотоннажных судах это расстояние возрастает до 4000 метров. Поэтому самое главное для потерпевшего - беречь силы и сохранять тепло (см. Кораблекрушение) .

Для того, чтобы согреваться, в воде ни в коем случае нельзя делать движения - только статическую гимнастику, напрягая поочередно мышцы частей тела. Потеря тепла в воде идет в несколько раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву.

Упавший за борт в спасательном жилете должен для сохранения тепла воспользоваться положением HELP - сгруппироваться, обхватив руками с боков грудную клетку, и поднять бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. По некоторым данным, этот способ может увеличить расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50 процентов.

Человека, спасенного из воды, нужно немедленно укрыть и следить за дыханием, проводя квалифицированные медицинские меры защиты от гипотермии (см. Тонет человек) .

Яцек Палкевич, разрабатывая вопрос выживания на море, предлагает десять правил по преодолению непредвиденных обстоятельств. Если на ситуацию «человек за бортом» смотреть шире (например, и в житейском смысле), легко заметить, что они могут пригодиться не только в море.

Правила по преодолению непредвиденных обстоятельств:
1. Принимать быстрые решения.
2. Уметь импровизировать.
3. Уметь постоянно и непрерывно контролировать себя.
4. Уметь распознавать опасность.
5. Уметь оценивать людей.
6. Быть самостоятельным и независимым.
7. Быть настойчивым и упрямым, когда это необходимо, но если нужно, уметь подчиниться.
8. Признать, не отчаиваясь, предел своих возможностей.
9. Искать, когда кажется, что вариантов больше нет, другие пути выхода из беды, прежде чем сдаться окончательно.
10. И даже тогда не сдаваться.

«Сначала обеспечьте маской себя, потом ребёнка» - это самолётное правило кажется противоестественным первые две секунды, потом навсегда становится очевидностью. Правило поведения в ситуации «человек за бортом» тоже сначала кажется нелогичным.

Что делать, если на ваших глазах один из участников морского путешествия упал за борт? Бежать за спасательным кругом? Сказать «Вася, держись, мы тебя вытащим»? Раздеваться и бросаться за товарищем в воду?

Нет. Нужно громко прокричать «Человек за бортом!» и указывать на героя пальцем вытянутой руки, не отрывая от него взгляда. Больше ничего делать нельзя.

Самая главная опасность - потерять упавшего за борт человека из виду. Особенно риск велик в шторм при высоких волнах и плохой видимости (когда шанс упасть за борт как раз выше обычного). Пусть тот, кто услышит ваш крик, бросает спасательный круг; помогает капитану маневрировать, глядя на вашу руку; записывает координаты происшествия. А вы - единственная надежда утопающего, что его вообще найдут.

При падении человека за борт тот, кто это заметил, должен немедленно сбросить на воду спасательный круг и доложить вахтенному помощнику капитана («Человек за бортом справа!»).

Вахтенный помощник капитана подает команду рулевому переложить руль на борт, с которого произошло падение человека, чтобы отвести корму и уменьшить возможность попадания упавшего в воду под винт. Одновременно он сбрасывает с крыла мостика спасательный круг со светодымящим буем, объявляет тревогу «Человек за бортом», выставляет наблюдателя, который должен непрерывно следить за упавшим человеком, используя в темное время прожектор, отмечает маркером на видеопрокладчике, электронной карте или экране САРП местоположение своего судна, а при отсутствии указанных средств – возможно точнее определяет место судна. В таблицу маневренных элементов названные действия выражаются формулировкой: «Помни: маневр, круг, тревога, наблюдение!».

Начиная маневр для выхода судна к месту падения человека за борт, вахтенный помощник докладывает о произошедшем капитану и сообщает вахтенному механику, оповещает по УКВ связи близлежащие суда, поднимает флаг «OSCAR» по МСС. судовым свистком подается три продолжительных звука, что необходимо не только для предупреждения находящихся поблизости судов, но и для оповещения упавшего за борт человека о том. что ему будет оказана помощь. В процессе маневрирования можно повторить этот звуковой сигнал.

Если о падении человека за борт доложил очевидец и меры принимаются с некоторой задержкой, рекомендуется маневр «Поворот Вильямсона» (способ коордонат)». Руль перекладывается на борт; после отклонения от первоначального курса на 60° преложить руль на противоположный борт; не достигнув 20° до обратного курса, переложить руль в положение «прямо» и лечь на обратный курс. В таблице маневренных элементов судна приводятся элементы маневра «Человек за бортом» способом коордонат с учетом характеристик данного конкретного судна, определяемых из натурных наблюдений. Указывается отдельно для правого и левого борта угол отворота от исходного курса, оперативное время перекладки руля на противоположный борт (в минутах и секундах) и прихода в точку начала маневра.

Поворот Вильямсона требует большего времени на выполнение, чем простой поворот, и временно уводит судно дальше от места падения человека за борт, но наиболее точно возвращает судно на это место и в свой кильватерный след. Когда судно достигнет точки начала маневра, скорость должна быть снижена, чтобы судно могло быстро остановиться.

В ситуации. когда факт падения человека за борт не наблюдался, но обнаружена пропажа находившегося на борту судна человека, используется поворот Скарноу (в другой транскрипции – поворот Шарнова). Руль также перекладывается в положение «на борт»; после отклонения от первоначального курса на 240° руль нужно переложить на противоположный борт. Не достигнув 20° до обратного курса, руль переложить в положение «прямо», чтобы судно затем легло на обратный курс.

Поворот Скарноу позволяет судну быстрее, чем поворот Вильямсона, вернуться в свой кильватерный след, однако после завершения поворота точка начала маневра будет находиться по корме судна приблизительно на расстоянии одного корпуса.

Пока выполняется поворот, подготавливается к спуску дежурная шлюпка; для приема упавшего в воду непосредственно на борт судна необходимо подготовить спасательные круги с линями, штормтрапы, грузовые сетки. Специально выделенные члены экипажа в гидротермокостюмах и спасательных жилетах (если костюм предусматривает их использование) и со спасательными линями должны быть готовы спуститься в воду для оказания помощи человеку за бортом.

При подходе к месту падения человека нужно погасить инерцию судна и спустить на воду дежурную шлюпку. Если представляется возможным поднять пострадавшего непосредственно на борт судна, нужно прикрыть корпусом судна от ветра и волнения пострадавшего и людей, которые войдут в воду для оказания ему помощи.

В тех случаях, когда визуальное наблюдение за упавшим за борт утрачено, в особенности в условиях ограниченной видимости, выход в точку падения человека за борт осуществляют, ориентируясь по отметке на видеопрокладчике, электронной карте или на экране САРП. Эта точка принимается за исходную при поиске.

Публикации по теме