Кладбище в каире. Город мертвых Каир – роскошь, трущобы и «алмазная пуговица

Город мертвых или Эль-Арафа (по-арабски кладбище ), как называют этот некрополь египтяне, находится на юго-востоке Каира. На 6 квадратных километров находятся гробницы и мавзолеи. Город мертвых достаточно любопытное место, ведь на этом кладбище живут и работают люди.

Первые захоронения в Мертвом городе были произведены во времена Арабского завоевания Египта. А это, ни много ни мало, 642 год до Новой эры.

Период Арабского завоевания Египта

Арабский главнокомандующий Амр ибн аль-Ас основал здесь первое фамильное кладбище. Его примеру последовали другие арабские полководцы, и вскоре у холма под названием Мокаттам образовалась настоящая сеть арабских кладбищ. Примерно в это время здесь были созданы особые усыпальницы, в которых захоранивались, например, дальние родственники самого Пророка Мохаммеда. Эти усыпальницы привлекали к себе внимание многочисленных мусульманских паломников, которые разносили новость о новом кладбище по всему Египту и далеко за его пределы.

Во времена Фатимидского халифата развитие некрополя получило новый виток. Четыре наиболее крупных кладбища были объединены в единый комплекс, окруженный капитальной стеной.

Создание первых мавзолеев

Египет XIV-XV веков, мамлюкский период. Страна разделена на многочисленные мелкие феоды, во главе которых стоят султаны-мамлюки, во все времена отличавшиеся кровожадностью и агрессией. Феодальные войны разгораются одна за одной, унося в могилу как простых воинов, так и известных военачальников. Одним из таких царьков был некий Бадр аль-Гамали, мавзолей которому был построен в Эль-Арафе первым из всех, примерно в XIII веке.

Каждый из других султанов также стремился к тому, чтобы оставить после себя след в истории и архитектуре Каира. Сделать это было можно в виде памятника или мавзолея. К XV веку подобных сооружений было построено более всего. Естественно, строительство требовало как материалов, так и настоящую армию рабочих, которые расселялись вокруг в собственных домах, но чаще в общежитиях, которые султаны возводили за свой счет.

Усыпальницы, формировавшие некрополь в конце XV века, получили новую форму: из приземистых строений они превращались в настоящие произведения монументального искусства, поражавшие как формой, так и высотой. Кладбище расширялось, поглощая районы проживания рабочих. Создавалась местная инфраструктура, развивалась собственная торговля, и за последующие пять веков некрополь создал вокруг себя особый городской район.

Из наиболее известных усыпальниц Мертвого города стоит упомянуть следующие:

  • Гробница Эль Хуссейна - правнука Пророка Мохаммеда
  • Зайида Зайнаб - святая покровительница Каира, сестра мученика Эль Хуссейна
  • Шейх Али, прославившийся при жизни чудесами
  • Аль Салих Айиб - последний из династии султанов Айиб
  • Шагар Аль Дурр - вдова Аль Салиха Айиба, правительница времен начала мамлюкской эры
  • Святые покровительницы Нафиса, Руккайя, Атика и Сукайна

Город мертвых: наше время

В 40-е года XX века в мертвый город переехало большое количество обедневших сельских жителей, которые начали расселяться по склепам и усыпальницам в обмен на благоустройство могил и уход за ними. Этот своеобразный бизнес сохранился и до наших дней.

В настоящее время Город мертвых представляет собой одну из достопримечательностей Каира. Количество проживающих в нем людей - жителей с крайне низким достатком - уже превышает количество захоронений.

Каждый из примерно пятидесяти мавзолеев Мертвого города, взятый в отдельности, не может «похвастаться» привлекательным внешним видом. Виной тому не столько архитектурный стиль, сколько их почтенный возраст. Тем не менее, вместе они создают неповторимый исторический ансамбль, привлекающий своим колоритом и неповторимостью.

Поскольку эль-Арафа перестала быть действующим кладбищем несколько веков назад, населяющие его люди являются по большей части мелкими ремесленниками и торговцами, живущими за чертой бедности. Лишь некоторые из них действительно живут на могилах своих предков. Большая же часть современного населения Мертвого города переехала сюда в результате массовой застройки центра города и сноса ветхого жилья в Каире, которые начались в 50-е годы, во времена президентства Абдель Нассра. Также сюда переселилось множество сельских жителей, переехавших в Каир в поисках лучшей жизни.

В 1992 году, после разрушительного каирского землетрясения Город мертвых пополнился новыми жителями. В настоящее время его население составляет примерно полмиллиона жителей.


Город мертвых в настоящее время,
развалины древних мавзолеев взяты под охрану государства

Несмотря на то, что посещение эль-Арафы не входит в список наиболее популярных туристических маршрутов, это место определенно стоит посетить для того, чтобы почувствовать дух и увидеть уклад настоящей арабской жизни. Мы рекомендуем отправляться в подобную поездку только в компании местного сопровождающего или опытного гида.

Съемка 2010-го года. Значительную часть Каира - чуть ли не треть площади - занимают старые кладбища. На этих кладбищах, прямо в склепах, переделанных под домики, живут люди. Десятки тысяч нелегалов, приехавших в Каир из провинции на заработки. Склепы принадлежат старым и состоятельным семьям, вынужденным нанимать захватчиков в качестве "сторожей". Нелегалам платят небольшие деньги, чтобы не тревожили захоронения. Фотографироваться обитатели склепов не любят: в настойчивого туриста с камерой могут и камень бросить.

Котики, ну как без них?!


Вид на кладбище с виадука.


В склепах живет модная молодежь. Даже студенты ВУЗов.


В склепах нет воды и канализации. В туалет нужно ходить в соседний "квартал".


На кладбище тихо и сравнительно чисто, в отличии от многих других районов Каира. Почти что элитный район.


Местные жители, даже дети, отворачиваются, как только видят фотоаппарат.


Взрослые тоже не любят сниматься.


Здесь тоже торгуют.


Продукты завозят на велосипеде "из города".


Этот мужчина занимается ремонтом и отделкой занятого им склепа. А детишки ему помогают.


Пятничный рынок Сук-Аль-Гома также проходит на кладбище. Здесь продают и покупают самый настоящий мусор, собранный городскими мусорщиками в течение недели. Несмотря на столь сомнительный товар, некоторые приезжают на рынок на каретах. Так что в жизни на кладбище тоже есть свой шик.

Кладбища Каира или «город мертвых», интереснейшее место старого города. Там сохранилось огромное количество памятников мамлюкского периода истории Египта. И не смотря на это, город мертвых редко посещают туристы. Существуют множество страхов и фобий, связанных с эти местом, тут и вездесущие попрошайки, и бомжи, живущие в могилах, и вообще страх перед любым некрополем. Кладбища Каира действительно заселены людьми, а это плохо укладывается в голове туриста из цивилизованного мира. Я решил развеять для себя эти мифы и убил на «город мертвых» целый день, оказалось, что за это время можно только бегло осмотреть основные достопримечательности, многое так и осталось за «бортом»…

Кладбища Каира огибают старый исламский город с восточной стороны, прерываясь холмом Цитадели, которая делит «город мертвых» на Северную и Южный части. Они так и называются Северное кладбище и соответственно Южное. Попасть туда можно на такси, я же пришел на Северное кладбище пешком от Площади Хусейна, расстояние там где-то полкилометра.

Раньше мамлюкские мавзолеи стояли свободно за крепостной стеной, сейчас они зажаты со всех сторон жилыми массивами, и оказались почти в центре города. На старых фото и картинах 19 века это хорошо видно.

Активно заселять кладбища стали в 60 годах прошлого века, сюда селили беженцев из района Суэцкого канала. По началу, здесь начались проблемы с инфраструктурой - людей было очень много, но судя по всему, правительство с этим справилось. Сейчас, по моему субъективному мнению, кладбища заселены в лучшем случае наполовину, улицы днем абсолютно безлюдны, если взрослые еще могут уезжать на заработки, то дети должны бегать в огромных количествах - но ничего этого не заметно.

Это тихий спокойный район, похожий на наши дачные участки. Есть магазины, ходят автобусы, заборы и дома для Египта очень добротны - видно много подновлений, есть и современная застройка. На Южном кладбище дела обстоят несколько хуже, но все же, мне кажется, что лучше жить здесь, чем в кустарных многоэтажках на окраине, которые еще немного и обвалятся на головы жителей.

Безусловно, представление о том, что людей якобы засунули на кладбища жить в склепах неверно изначально. Здесь были пустыри, которые впоследствии были освоены местным населением. Думается, что сначала сюда пришли люди в году этак 1967, построили дома, а затем заполнили собой кладбища - смертность в Египте очень большая, иначе я не могу объяснить такую плотность захоронений, ведь на старых фото мавзолеи стоят абсолютно свободно.

Начать осмотр «города» можно откуда угодно, но для начала стоит оценить местность с какой-нибудь возвышенности и проложить примерный маршрут - ориентироваться «на земле» очень тяжело, даже имея карту. Основная масса памятников Северного кладбища растянута с севера на юг по линии, проходящей примерно через центр. Мавзолеи Южного кладбища сгруппированы большей частью на севере, возле Цитадели

Наиболее значимые памятники Северного кладбиша - мечеть, ханака и мавзолей султана Инала, мечеть и мавзолей Фараджа Баркука, комплекс Барсбея и комплекс султана Каитбея, ну и многочисленные мавзолеи, разбросанные по всей площади «мертвого города».

Комплекс Султана Инала, построенный 1451-1456 году находится на самом севере кладбища.Он состоит из руин мечети, медресе, суфийской ханаки, по сути, это целый исламский монастырь.

Султан Ал-Инал, будучи чистокровным черкесским мамлюком, до конца своих дней так и не освоил арабский язык - не умел, ни читать, ни писать. Он пользовался только своим кавказским наречием, зато настроил множество религиозных сооружений, таким образом проявляя свое рвение в исламе.

К нему примыкает погребальный комплекс эмира Куркумыса (1506год), возглавлявшего мамлюкское воинство при султане Каитбее.

Вместе два комплекса представляют собой огромную археологическую зону.

Комплекс эмира Куркумыса и султана Инала (картина Девида Робертса - начало 19 века)

При осмотре мне помогал, а скорее всего мешал, молодой человек в рубашке и брюках, по армейски энергичный и четкий. Он открывал двери во внутренние помещения, регламентируя мое пребывание на объекте, типа сюда нельзя - а туда можно, и постоянно лез в объектив, сделать снимок без него было очень затруднительно. Таких молодых людей в одинаковых рубашках в «городе мертвых» очень много. Конечно мне импонирует, что правительство Египта беспокоится о моей безопасности, но без них было бы намного удобнее. Если уж без провожатых вообще нельзя обойтись, то мне лично больше нравятся служители культа, они более расслабленные и медитативные, и меньше интересуются ходом событий.

Большая мечеть и мавзолей Фараджа ибн Баркука (1400-1411 год) построена сыном основателя корпорации "башенных" бурджи мамлюков для своего отца.

Известен он еще тем, что смог достаточно легко отделаться от войск великого Тамерлана, отдав ему Аллепо и Дамаск. Мамлюки применили тактику выжженной земли, и до Каира «Железный Хромец» не дошел.

Комплекс султана Барсбея (1433 год) состоит из нескольких мавзолеев и мечети. «Башенный» мамлюк Ал-Ашраф Барсбей известен как покоритель Кипра, при нем Египет имел очень значительный средиземноморский военный флот.

Комплекс султана Каитбея (1472-1474 год) состоит из огромного количества сооружений - мавзолеев, больниц и мечетей.

Правда, в главную мечеть меня не пустили по причине намаза, пришлось ограничиться фотографированием наружной двери, она того стоила.

Мавзолеи «речных» бахри мамлюков - более ранняя эпоха.
Мавзолей Ум Анук принцессы Тугхай (1348 год) - любимой жены султана Ан-Насира Мухаммада, прославившегося обширным строительством в Каире - возведением мечети в Цитадели и строительством Большого Акведука.

Мавзолей Ас-Сааб Банат (15 век) мамлюки Бурджи

Мавзолей Ал-Рифай (16 век), мамлюки Бурджи

Юнус Аль-Давадар (1382 год) - один из самых ранних «черкесских» мавзолеев, Аль-Давадар был управляющим у султана Баркука, он погиб в сражении - в Сирии, и не был захоронен в своем мавзолее.

Начиная от Цитадели и южнее возраст памятников увеличивается, что лишний раз доказывает, что исторический центр города смещен к югу, в сторону Фустата и античного Вавилона, где сейчас находится коптский квартал. На южном кладбище преобладают мавзолеи «речных» бахри мамлюков и даже встречаются постройки времен фатимидов.

Южное кладбище (Девид Робертс - картина начала 19 века)

Южное кладбище конец 19 начало 20 века.

Небольшой мавзолей Раджаб Ал-Ширази (1379 год), зажатый между домами, находится у подножия Цитадели. Возможно это последний представитель «речных» мамлюков.

Южное кладбище

Мавзолей, минарет и ханака комплекса Ал-Султания (1350-1360 год), мамлюки «бахри» - на Южном кладбище. Он выполнен в персидском стиле, и возможно принадлежит матери султана Хасана, построившего самую большую мечеть в городе.

P.S. Безусловно, я хотел создать положительный образ кладбищ и Каира в целом, хотя, конечно, надо признаться, у меня осталась масса фото, которые я не стал выкладывать, дабы не нарушать "гармонию". Про горы мусора, стаи бродячих собак, вездесущую грязь и пыль и так все знают. Хочу только сделать акцент на постоянном присутствии каирской пыли, сия субстанция очень сильно затрудняет фотографирование, на кладбищах ее много больше, чем в городских кварталах, и она намного мельче песка в пустыне. К концу дня у меня там заглохла камера, я решил, что ей пришел "каюк", даже подумалось о всевозможных суевериях, связанных с "городом мертвых" - ведь здесь покоятся миллионы мертвецов, а я уж очень активно лазил по их могилам...Но минут через 30 она протряслась и ожила, Аллах милостив..Короче, берегите технику, ну себя тоже...

Каир - сказочный город "тысячи и одной ночи", в который мне всегда хочеться вернуться...

Есть Египет туристический - путевка «все включено», пляж, дайвинг, вечернее пиво, обязательная скука. И есть Египет таинственный, который надо покорять самому, договорившись с агентством об индивидуальном туре. По местным святыням можно путешествовать только в сопровождении охраны. Исключение составляет Каир и его окрестности. Обязательные условия хождения в египетский народ - внутренняя готовность к чудесам и доля авантюризма. Соблюдая этикет в одежде (открытые участки тела сведены к минимуму), вы можете смело посетить несколько важных точек города - настоящие места силы.


Каирский музей






Он находится в самом центре города - основательное здание, в котором спят и видят сны 120 тысяч экспонатов. Музеи в целом представляют собой феномен. Почему-то гробницы считаются страшными и загадочными, а вот музеи, в которых хранится все то же самое, только в количествах куда больших, слывут обителями скуки. Меж тем, их коридорами бродят бесплотные тени и чудят как вздумается. Сколько раз автор этих строк, бродя в одиночестве анфиладами Кусково или Фонтенбло, замечала движение в углу глаза или сдержанный смешок.

В Каирском музее довольно много посетителей - это минус. Залов в нем там много, что есть возможность затеряться - это плюс. Самая популярная часть музея принадлежит мумиям и золотой маске Тутанхамона. Самая интересная - семейству Эхнатона и Нефертити.

Верхние этажи хранят мелкие объекты (фаюмские портреты, посуду и утварь). Здесь относительно спокойно, и только самые чувствительные исследователи непостижимое могут слышать здесь шепоты и шорохи. Куда активнее незримая жизнь на первом этаже, в правой галерее (если смотреть от входа). Там вас ожидает скопление фигур - от человеческого роста и выше, выше... Гиганты обступают посетителя со всех сторон. Ничего угрожающего, вы чувствуете умеренный интерес и должны вести себя прилично.

Рядовой турист пролетает этот коридор стремительно, оправдывая себя тем, что устал, что уже два часа слонялся по музею без дела, что ему хочется пить и есть (внутри музея не кормят). Знающий толк в чудесах, застывает в коридоре мегалитов надолго. Здесь есть одинокие гиганты, есть пары и даже тройки - правитель, его жена и его правая рука, друг и советник. В размышлениях, насколько высокими должны быть отношения в таких союзах, проходят часы. Вы смотрите на них, они на вас.

Коптский квартал


Это странное место, в котором всегда идет ремонт. Состоит из роскошного музея, парадной церкви Богородицы (Аль-Муалляка),

церкви св.Сергия

и улочки Старого Каира, расположенной существенно ниже уровня асфальта.

Спускаясь по ступеням, ты погружаешься вглубь времени - или вглубь себя? Ощущения противоречивые. Вокруг сотни молящихся, паломников. Христиан в Египте не так уж мало, и все они приезжают помолиться сюда, в район Вавилона.

Дело в том, что копты - это христиане, забытые в мусульманской стране. Они не приняли раскола церквей, были вечно гонимы и презираемы, оставили после себя наивное искусство - пляшущих человечков с большими глазами. Их иконы написаны как будто безыскусно, но чем больше смотришь на них, тем глубже понимаешь коптский стиль «будем как дети».

На территории коптского квартала есть синагога. Копты добрые, они принимают всех, кому плохо. А еще в определенные часы можно спуститься в пещеру, где якобы пряталось святое семейство во время бегства из Египта, а потом в ней жило несколько подвижников, век за веком. Не знаю, как насчет семейства, но подземелье сильно намоленное. Спускаясь в него, ощущаешь особого рода волнение и восторг.

Все эти места подробно описаны в путеводителях, но в конце лабиринта Старого Каира есть одна неприметная церквушка, в которой живет счастье. Трудно описать словами церковное понятие «благодать». Ученые говорили бы что-то там про расщепление микроэлементов и попаданию их в некие центры удовольствия. Работники культа возводили бы глаза к небу. Мне достаточно было того, что в церкви этой пели птицы.

Заходишь в маленькую, не слишком ухоженную церковь св.Варвары. Почему-то садишься - в коптских церквях есть лавки, как в католических храмах. Сидишь две минуты и понимаешь, что из глаз у тебя катятся крупные слезы. Что тебе так светло и жалко всех, что тебя как эгоистической единицы нет вовсе. И надо всей этой бурей чувств поют невидимые щеглы. Они гнездятся над сводом, высоко под крышей. Их не гоняют. Понимают, что именно их стрекот создает небывалый психоделический эффект.

Если говорить о паранормальных явлениях, официально зафиксированных, то их в коптской диаспоре достаточно. В церкви Сергия над описанной пещерой мироточит крест. Двадцать лет назад был зафиксировано ночное сияние без источника света в храме св. мч. Дамиана в каирском районе Шубра. Самое известное чудо было в Зейтуне на окраине Каире: там неоднократно являлась Божья Матерь, крупно, при скоплении народа, на крыше коптской церкви. Миражи случались в течение всего 1968 года, и даже если это было чьим-то жульничеством (напустить тумана и спроектировать на него диафильм), то делалось он не со зла, а во благо. Потому что поддержать суеверный народ можно только чудом.

Город мертвых

Кладбище, на котором живут вполне себе бодрые люди.

Гигантский некрополь Эль-Халифа, отчасти заселенный - так правительство решило жилищную проблему. Кладбище для богатых по-египетски состоит из приятный маленьких усадеб: домик комнаты на четыре, небольшой сад, даже некоторые архитектурные излишества присутствуют. Большая часть домиков имеет хозяина, предка похороненного. Но хозяину неохота ездить в некрополь каждую неделю, следить за садиком, смахивать пыль в доме. Поэтому он разрешает поселиться в доме-могиле некоему трудолюбивому семейству, которое будет оказывать почести тому, что осталось от их именитого в прошлом родственника, да и домику не даст развалиться. Иные даже приплачивают поселенцам за труды.

Обитатели Города Мертвых живут за счет туризма. За вход в дом и осмотр могилы берут от доллара и выше с носа. За день по городу проходит несколько сотен любопытствующих - дети выпрашивают у них импортные ручки, взрослые зазывают в дома. В Эль-Халифе есть все: мечети, магазины, чайные, кафе, шиномонтаж-развал-схождение. Есть тихие и дикие места запустения, где хочется бродить байронически. Только сами местные не советуют. Говорят, что это европейские глупости, на самом деле, там страшно, шныряют голодные духи и озверевшие нищие.


Татьяна Арефьева. Опубликовано: Магия Cosmo январь 2006.

Столица Египта Каир сочетает в себе черты современного мегаполиса и старинного города, где повсеместно встречаются «оазисы» древней культуры и истории. В качестве яркого примера подобного «оазиса» можно привести город мертвых или, как его называют местные жители, al Qarafa («кладбище»). Это древнее место захоронения растянулось на 6 км с юга на север Каира и огибает столицу Египта с восточной стороны.

Туристам на заметку

Холм Цитадели делит древнее кладбище Каира на южную и северную части. Здесь можно найти немало памятников мамлюкского периода египетской истории. Каирский город мертвых – одно из древнейших известных человеку кладбищ на планете. Его возраст насчитывает более 2000 лет. Тут похоронены как простые граждане, так и знать, вплоть до султанов. Одиночные могилы и множество семейных мавзолеев «уживаются» вместе на этом некрополе вот уже много лет. Достаточно интересен город мертвых в Каире и своей архитектурой. Тем не менее, по городу мертвых не слишком часто путешествуют обладатели туров в Египет, особенно из европейских стран.
Обзорную экскурсию по городу мертвых в Каире можно начать, откуда угодно, но наметить маршрут стоит, взобравшись на возвышенность, поскольку ориентироваться, находясь непосредственно на некрополе, достаточно сложно. Северная часть старинного кладбища Каира хранит на своей земле такие памятники истории, как мавзолей, мечеть и ханаку султана Инала, мавзолей и мечеть Фараджа Баркука, комплексы Барсбея и султана Каитбея. В южной части расположены в основном мавзолеи «речных» бахри мамлюков, а иногда можно даже встретить постройки времен фатимидов. Нужно отметить, что здесь, как правило, возраст памятников старше, чем на севере некрополя.

Интересная информация

Главной чертой каирского некрополя является то, что здесь, как это ни странно звучит, во всю кипит жизнь, и это не преувеличение. В некрополе построены лавки и дома, здесь работают и живут люди, ездят автомобили и автобусы. Некоторые жители города мертвых обосновались здесь, чтобы быть поближе к своим умершим предкам, близким людям. Для кого-то же проживание в некрополе обусловлено невозможностью обеспечить себя жильем в другой части города.
Сложно в это поверить, но многие люди живут прямо в склепах. По некоторым данным здесь проживает более 10 тысяч человек, образуя своеобразный «город в городе». Очень часто бездомные обитают в склепах, получив на это согласие родственников усопших, и при этом следят за порядком в захоронениях. Значительная часть некрополя поддерживается в хорошем состоянии, наверное, во многом благодаря тому, что здесь живут люди. Кстати говоря, мусора здесь меньше, чем на некоторых центральных улицах в Каире.
Тенденция к заселению кладбища возникла в 60-х годах 20 века – сюда селились нищие, а также беженцы из района Суэцкого канала. В скором времени масштабы заселения стали принимать угрожающий характер, но египетскому правительству удалось справиться с ситуацией, и части людей было предоставлено жилье за самым древним кладбищем Каира. По мере роста количества жителей возросло и число захоронений – поселенцы со временем заполнили собой гробницы, чему способствует среди прочих факторов высокий уровень смертности в Египте. Такой вывод напрашивается из-за того, что на старых фотографиях мавзолеи расположены достаточно свободно.

Публикации по теме