Главный храм и мечеть Стамбула — собор Святой Софии. Софийский собор в Стамбуле: многолетнее прошлое и красота исполнения Святая софия в стамбуле на карте

Музей Айя-Софья .

В самом сердце древнего Константинополя (Стамбул) возвышается мечеть Айя София - в переводе с греческого «Священная Премудрость». Церковь Премудрости Божией, известная как Софийский собор на греческом и Айя София на турецком — бывшая византийская церковь Константинополя и бывшая Оттоманская мечеть Стамбула.

Всемирно известный памятник византийского зодчества и символ «золотого века» Византии построенный в 537 году, оставался самым большим христианским храмом до постройки собора Святого Петра в Риме в 1626 году (более тысячи лет).

Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, а сам купол, «висящий» над храмом на четырех колоннах, достигает в диаметре 31,5 метров.

Мечеть Айя София, бывший величайший Византийский храм Святой Софии,имеет многовековую и непростую историю, связанную с множеством жертв, разрушениями, землетрясениями и войнами. Ныне здание Софийского собора служит музеем и признано одним из самый больших и красивейших сооружений мира.

Собор Святой Софии (Айя-София ) был освящен всего через пять лет, одиннадцать месяцев и десять дней (27 декабря 537 г.) после того, как император Юстиниан I (527-565 гг.) заложил первый камень в его фундамент.


Саша Митрахович 08.09.2015 15:58


Айя-София (Божественная Мудрость) стоит на месте древнего акрополя.

Изначально Айя София строилась как величайший христианский храм Византии. Первая церковь была заложена здесь Константином Великим в 330 году, она сгорела 75 лет спустя.

Первый камень нынешнего здания был заложен в 532 году при Юстиниане. В 537 году храм был освящен и прослужил более тысячи лет в качестве православного храма. Последняя христианская служба состоялась здесь 28 мая 1453 года.

Для возведения храма были доставлены лучшие строительные материалы: золото, мрамор, слоновая кость, серебро; использованы отдельные элементы из древних храмов Эфеса и Рима.

Для украшения интерьера материалы завозились отовсюду — так, белый мрамор для нефа мечети «родом» с Принцевых островов, розовый мрамор с прожилками — из Карахисар Афён, порфир — из Египта, зеленые порфиры — из Тесельи и Моры, а желтый мрамор и вовсе из Алжира.

Под руководством Анфимия из Тралл и Исидора из Милета на его строительстве трудилось около 10 тыс. рабочих. Их работа стала техническим триумфом, даже при том, что структура здания была значительно повреждена сильными землетрясениями. Оригинальный купол разрушился после землетрясения в 558, его заменили лишь в 563. Купол был усилен, но все равно подвергался частичному разрушению в 989 и 1346 годах.

Антоний Новгородец, русский паломник, описывая великолепие и богатство храма, указывал на золотой крест высотой в два человеческих роста, украшенный драгоценностями, на золотые лампады и полы, великолепные фрески на стенах.

Строительство продолжалось около 6 лет, на что потребовалось 3 годовых дохода Византии. Христианство получило самый большой храм в мире. После завершения строительства Юстиниан воскликнул: «Соломон, я превзошел Вас!»


Саша Митрахович 08.09.2015 16:34


С первого взгляда внешний вид Айя-Софии очень прост и лишен каких-либо украшений, и даже знаменитый купол (диаметр 31 м, высота 55 м) кажется несколько тяжеловатым и вдавленным.

Для того, чтобы прочувствовать все величие и великолепие здания, необходимо увидеть его изнутри (центральный неф — 73 м в длину, 68 м в ширину), когда гигантская масса камня оборачивается наполненным светом величественным храмом.

Пол и колонны Святой Софии сделаны из многоцветного мрамора, им же выложена часть стен. Из сорока больших окон у основания купола, обильный свет разливается по всему храму.

В течении почти тысячи лет Айя-София служившая религиозным центром православного христианского мира была главной сценой различных событий происходивших в Византии. Императоры венчались здесь на царство и праздновали военные победы, иконоборцы крушили мозаики, а латины-крестоносцы ломали алтарь и грабили накопленные веками богатства и святыни.


Саша Митрахович 08.09.2015 16:40


В 1204 собор Святой Софии подвергся разрушительному нападению Крестоносцев, был разграблен и осквернен. Патриарх Константинополя был изгнан и заменен Епископом.

Святая София была превращена в католический собор.

Историки утверждают, что именно богатства собора Святой Софии привлекли в 1024 году в Константинополь алчных крестоносцев, не гнушавшихся выковыривать из стен драгоценные камни, ободравших со стен золотые мозаики, разграбивших бесценные артефакты и иконы. С тех пор былое величие убранства храма было навсегда утрачено.

Практически все ценности исчезли, как и туринская плащаница, в Айя-Софии хранилась Туринская плащаница - 4-метровое полотно, в которое, по преданию, заворачивали тело Христа после смерти. Сейчас она находится в Турине.

Вероятно, большая часть из богатств Айя-Софии сегодня находиться не в Стамбуле, в других странах, например в казначействе Базилики св. Марка в Венеции.

Несмотря на все эти события, Софийский собор оставался функционирующей церковью до 29 мая 1453, когда Султан Мехмед Завоеватель вступил в Константинополь.


Саша Митрахович 08.09.2015 16:44


Софийский собор оставался функционирующей церковью до 29 мая 1453, когда Султан Мехмед Завоеватель перевернул всю историю древнего Константинополя. Днем спустя султан Завоеватель Мехмед второй не только восхитился размахом градостроительства, но и оценил велиие собора Святой Софии. Он был поражен красотой Айя-Софии и велел преобразовать ее в свою имперскую мечеть.

Айя-София служила основной мечетью Стамбула в течение почти 500 лет, став моделью для многих Оттоманских мечетей Стамбула, таких как и .

Во второй половине XVI века под руководством прославленного архитектора Синана начались восстановительные работы и у стен Айя-Софии поднялись широкие каменные контрфорсы, с помощью которых удалось остановить «сползание» здания. После этого первоначальный облик собора изменился и до наших дней дошел именно в таком, несколько «искаженном» виде.

Примерно тогда же по углам Айя-Софии появились каменные минареты, игравшие роль дополнительных стабилизаторов, поддерживающих все сооружение.


Саша Митрахович 08.09.2015 16:44


С конца XVI в. с юго-западной стороны Айя-Софии стали возводить усыпальницы для султанов, которые правили Османской империей после Сулеймана Великолепного.

В период правления султана Абдул Меджида (1839-1861) архитекторы Гаспар и Джузеппе Фоссати, приглашенные для ремонта здания, кроме реставрации купола и колонн, внесли некоторые изменения в художественное оформление интерьера, и обнаружили мозаики, замазанные штукатуркой в течение нескольких веков.

В это же время на уровне галерей повесили восемь деревянных круглых панелей (диаметр 7,5 м.), обтянутых кожей. На них каллиграф Мустафа Иззет Эфенди, выписал имена Аллаха, Пророка Мухаммеда, его двух внуков Хасана и Хуссейна и первых четыре калифов Абу Бекра, Османа, Али и Омара.

С тех пор не было никаких коренных изменений в облике здания, кроме достройки молитвенной ниши, кафедры проповедника и деревянного минарета — этого было достаточно, чтоб сделать церковь мечетью. Некоторое время все лица на мозаиках в церкви были закрыты из-за исламского запрета на фигуративные образы. В последующие столетия султанами был внесен ряд изменений, достроены кухня, фонтан, библиотека.


Саша Митрахович 08.09.2015 16:44


После падения монархии, при Ататюрке, в 1931 году начались работы по реставрации византийских мозаик и картин. В 1934 году вышло постановление Ататюрка о секуляризации Айя-Софии и превращении ее в музей, который распахнул свои двери для посетителей уже в следующем году. Надо отметить, что работы по реставрации проводились и продолжают проводиться довольно грамотно, сохраняя внутри Айя-Софии необходимый баланс между двумя культурами — исламской и христианской.

Сейчас Софийский собор — одна из популярнейших достопримечательностей Стамбула. Туристов привлекает не только сам храм-музей и его внутренняя красота и мозаики, но и множество окружающих его зданий, формирующих внешнюю Софию. Среди них мавзолеи султанов, баптистерия и другие памятники архитектуры.

На мой взгляд, Айя София в Стамбуле – один из самых интересных и колоритных памятников в ! В нем потрясает все: и внутренний облик, и сплав двух религий, и богатейшая история, и потрясающая энергетика. Признаюсь, из музея мы вышли под большим впечатлением.

В это сложно поверить, но храм Айя София (Собор Премудрости Божией) был построен еще в VI веке императором Юстинианом . Причем, это была уже третья попытка возвести на этом месте православный храм.

Первоначально здесь стояла церковь времен Константина Великого, от которой не осталось ни камня после кровавого народного восстания. В V веке император Феодосий II возвел «вторую Софию», о которой сегодня напоминают лишь отдельные фрагменты. Как ни странно, но и этот вариант Айя Софии был уничтожен в результате жестокого восстания «Ника» в 532 году .

Однако всего за пять лет Юстиниан отстроил храм заново. Новое великолепие из золота, серебра, цветного мрамора и слоновой кости обошлось в три (!) годовых дохода Византии тех времен!

В середине XV века Константинополь завоевал султан Мехмед II . И тут же христианская церковь превратилась в мусульманскую мечеть с четырьмя минаретами. А Собор Святой Софии получает новое имя — Айя-София. Бесценные мозаики, лики святых и фрески грубо замазывают толстым слоем штукатурки. Кстати, историки считают, что только это и спасло произведения искусства от уничтожения.

Музеем храм Святой Софии стал сравнительно недавно – в 1934 году . Тогда же в нем перестали проводить мусульманские богослужения по приказу тогдашнего президента Турции Кемаля Ататюрка. А тридцать лет назад Айя Софию вместе с другими памятниками исторического центра города наконец-то включили в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Поразительно, как сегодня две мировые религии мирно уживаются под одной крышей:

Когда храм Айя София признали музеем, старинные православные фрески начали восстанавливать, очищая стены от штукатурки.

Здесь можно увидеть процесс восстановления фресок:


2. Полезная информация

2.1. Где находится

Храм-музей расположен в историческом центре , где сосредоточено большинство достопримечательностей города — в районе Султанахмет. Собор находится прямо напротив парка Султанахмет недалеко от и .

Расположение на карте:

2.2. Как добраться

  • На автобусе

К собору-музею идет любой автобус, следующий по направлению к Sultanahmet. Например, из района Taksim можно уехать на автобусе №Т4.

  • На скоростном трамвае

Нам нужна трамвайная линия Т1. Ближайшая к музею остановка называется Sultanahmet («Султанахмет»). Если после выхода из трамвая встать лицом к Мраморному морю, то собор Святой Софии будет расположен слева.

  • На такси

В Стамбуле такси — довольно дорогое удовольствие, зато поймать такси можно в любом месте в любое время. Чтобы минимизировать риск мошенничества, лучше заказывать такси в своем отеле, заранее уточнив стоимость. Также можно заказать индивидуальный трансфер заранее.

  • Пешком

Расположены в историческом центре города — Султанахмет. Поэтому логичнее всего останавливаться именно в этом районе — так Вы сможете обойти все основные достопримечательности пешком, заодно и погуляете по Стамбулу.

  • Заказать экскурсию

Обычно включает в себя не только посещение Айя Софии, но и знаменитой Голубой мечети и Цистерны Базилика.

Экскурсию можно заказать и в своем отеле, но гораздо интереснее отправиться на экскурсию от местных жителей. Посмотреть, какие интересные экскурсии проводят местные жители в Стамбуле, можно здесь.

Площадь перед входом в Айя Софию:



2.3. Время посещения

С 15 апреля по 30 сентября музей открыт для посетителей с 09.00 до 19.00 . В «зимнее» время – с 09.00 до 17.00 .

По понедельникам музей закрыт , учтите это при планировании своего расписания.

Напоминание, что и во сколько закрывается. Последний посетитель может зайти на территорию музея до 18.00, а подняться на верхнюю галерею — до 18.15:



2.4. Стоимость

Цена входного билета в музей составляет 60 турецких лир (на 2019 год) .

За 185 лир можно купить музейную карту (Museum Pass Istanbul), которая дает право бесплатно и без очереди посетить десятки музеев Стамбула в течение пяти дней:


В двух кассах входной билет можно купить за наличные (только лиры):


Автоматы по продаже билетов принимают только банковские карты. Кроме входного билета в Айя Софию, здесь можно приобрести и музейную карту:

Обратите внимание, что в автомате принимают только чипованные карты. Я по своей карточке с магнитной полосой билет купить не смогла, пришлось идти в длинную очередь.

Чтобы сэкономить время и не стоять в этой очереди, можно купить билет заранее онлайн . Правда, стоить он будет немного дороже, зато включен трансфер от отеля:

2.5. Официальный сайт

Информация на официальном сайте представлена на английском и турецком http://ayasofyamuzesi.gov.tr .

3. Фотопрогулка по храму

Территорию Айя Софии можно условно разделить на две части: непосредственно музей и несколько помещений с гробницами султанов Стамбула.

3.1. Территория с гробницами султанов

Территория с гробницами расположена с другой стороны от главного входа в Айя Софию, вход туда совершенно бесплатный, в основном, заходят сюда местные:


Сориентироваться поможет карта-схема:


Мавзолей султана Мехмеда III, его жены и детей:


Семейная усыпальница удивительной красоты была построена почти 400 лет назад! Султана Мехмеда III часто называют Гази (борец за справедливость). По свидетельствам современников, он лично водил армию в военные походы, возродив утерянную до этого традицию.

Территория ухоженная и приятная, но вот кроме нее смотреть нечего:


Толпа туристов следует от гробниц к храму, для этого обходим храм:



3.2. Храм-музей Айя София

На входе посетители могут взять аудиогид (есть и на русском языке), стоимость — 20 лир :


На территории музея мы нашли схему расположения достопримечательностей в районе Султанахмет:


Небольшая площадка возле храма выделена под туалеты и кафешки:


Туалеты – прямо, кафе – слева, вход в собор – справа:


Тот, кто хорошо владеет английским языком, может обойти Софийский собор и без гида, ориентируясь на удобную план-схему:

Подписи к схеме:


Размеры храма потрясают — его высота составляет 55 метров, а диаметр купола превышает 30 м!

Обратите внимание, какими крошечными кажутся люди на фоне этого архитектурного комплекса:


А вот так Айя София выглядит вблизи, здание очень древнее:


Целых тысячу лет Святая София считалась самым большим христианским храмом на планете. Сейчас Айя София – четвертый по размеру комплекс после собора Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Рождества Богородицы в Милане. Зато ее купол по своим размерам там и остался мировым рекордсменом!

С тыльной стороны храм выглядит так:


Фонтан рядом с храмом (1740 год):


Древний колокол:


На некоторых стенах мы заметили надписи на церковно-славянском:

Заходим в храм-музей:

Внутри храм кажется гораздо больше, чем снаружи. Удивительное ощущение простора, света и легкости:

Даже на фото видно, что туристов в Айя Софии всегда очень много:

По ощущениям размеры храма Айя Софии сопоставимы с Храмом Христа Спасителя в Москве:


Потолок украшен сурами из Корана:


Рядом с сурами – фреска с Богородицей (ислам и христианство мирно уживаются под одной крышей, просто невероятно!):


Вид на верхнюю галерею на втором этаже:


Строительные леса хоть и портят фото, зато позволяют наглядно оценить высоту купола:


Место коронации византийских императоров:


Пол в этом месте выложен несколькими видами редкого мрамора. Простым смертным ходить по нему запрещено:


«Счастливое место» храма – здесь можно загадать заветное желание:


Эту колонну святого Григория иногда называют «плачущей» (на ней почему-то постоянно конденсируется влага). Чтобы сбылась заветная мечта, нужно просунуть палец в отверстие в медной табличке и прокрутить его внутри на 360º.

Желающих загадать желание – море, странные все-таки люди:


В отдельные помещения храма вход туристам воспрещен. По этой лестнице раньше поднимался имам для чтения молитв:


На первом этаже старинная библиотека султана Махмуда I, построенная в 1739 году:

Поднимаемся на второй этаж:


Ориентироваться можно по указателям:


Коридор средневековья выглядит жутковато:


Второй этаж встречает туристов сувенирными лавками:


все-таки странно, что в центре мусульманского Стамбула можно купить православную икону или пасхальное яйцо:


Выбор икон впечатляет:


Вид с верхней галереи:


Вид из окна Айя Софии на гробницы султанов:


Знаменитые мраморные ворота (VI век), раньше они отделяли основную часть храма от приватных императорских комнат:

После ворот можно посмотреть самые интересные старинные мозаики. Со вспышкой их фотографировать запрещено, могут повредиться:


Восстановленные мозаики XIII века (Дева Мария, Иисус Христос и Иоанн Креститель):


Считается, что всю нижнюю часть бесценной мозаики растащили на сувениры туристы-варвары.

На этой мозаике изображена Дева Мария и император Иоанн II Комнин с женой и сыном. На мозаике император появился не случайно – сотни лет назад он пожертвовал на строительство храма внушительную сумму денег:


Самая знаменитая мозаика Айя Софии: Иисус Христос, сидящий на престоле с Евангелием:


На 1 этаже храма можно прочитать историю строительства Айя Софии, а также посмотреть на древние карты. Например, древний Стамбул (а тогда еще Константинополь) выглядел так:

Обратите внимание, сколько церквей! Сейчас, конечно, облик Стамбула значительно изменился.

Карта в период Византии. Сразу три Рима: Москва, Рим и Константинополь:



4. Выводы

Айя София – безумно интересное и колоритное место! Причем сходить туда стоит независимо от вероисповедания — две мировые религии переплелись настолько сильно, что сейчас храм в первую очередь — это необыкновенный и уникальный музей истории. Не зря же этот храм называют «визитной карточкой Стамбула». От его размеров, красоты и энергетики буквально перехватывает дыхание! Всем советую обязательно подняться на второй этаж – там самые интересные мозаики.

По времени посещение Айя Софии займет не менее двух часов. Планировать экскурсию лучше на утро – к середине дня в собор набиваются толпы туристов.

Кстати, Собор Святой Софии – одно из немногих мест, которые стоит осматривать с экскурсоводом (или хотя бы с аудиогидом). Экскурсии там проходят постоянно – так что присоединиться к группе и узнать кучу интересных фактов об удивительной истории храма можно в любой момент. На крайний случай возьмите с собой гид lonely planet по Стамбулу — там достаточно подробно расписано про храм, его историю и архитектуру.

5. Видео

А теперь предлагаю посмотреть на Айя Софию нашими глазами:

Кстати, если вы только собираетесь в Стамбул, но еще не выбрали отель, то советую посмотреть на сайте поисковике hotellook (7 голосов, оценка: 5,00 из 5)


Всего 106 фото

Обычно считается что интерьеры Айя-Софии более впечатляющи чем её внешний образ. Сразу скажу - это через чур смелое упрощение. Нельзя это всё сравнивать - внешне Айя-София неповторима и мягко побуждает лицезреть её снова и снова. Внутренние же пространства Святой Софии впечатляют, поражают, заставляют трепетать твое сердце и душу. Кроме того, есть нечто такое в образе Айя-Софии чего не описать словами - это то что проникает в тебя всеобъемлюще на бессознательном уровне, и ты это чувствуешь всецело и во всем, а время останавливается и Чудо происходит... Я воспринимаю это всё как ту самую божественную благодать, что целиком и полностью поглощает тебя, окутывает проникновенным золотистым цветом и сияет не побоюсь сказать неугасимым мистическим светом. Или можно сказать попроще - здесь особая энергетика, что чувствуется сразу, везде и всюду. Но это расхожее в наше время слово ничуть не позволяет понять, что же чувствует человек ступивший под своды величайшего и славного храма христианства всех времен и народов, впрочем и не только христианства.

Как мы знаем Айя-София почти тысячу лет была главным христианским собором. Он оставался церковью до 29 мая 1453, когда Султан Мехмед Завоеватель захватил древний и славный Константинополь. Османский владыка не только восхитился архитектурным шедевром христианства, но и оценил неземное величие собора Святой Софии. Он был так поражен красотой Айя-Софии что повелел преобразовать ее в государственную главную мечеть. И надо отдать должное османам - Айя-София утратив многие свои прежние внешние и внутренние черты тем ни менее основные сохранила до наших дней. Айя-София выполняла роль великой мечети Стамбула в течение почти 500 лет, став основой и образцом для многих будущих Оттоманских мечетей Стамбула, таких как Голубая Мечеть и Мечеть Сулеймание. В период правления султана Абдул Меджида (1839-1861) архитекторы Гаспар и Джузеппе Фоссати, приглашенные для ремонта здания Айя-Софии, кроме реставрации купола и колонн, внесли некоторые изменения в художественное оформление интерьера, и обнаружили мозаики, замазанные штукатуркой в течение нескольких веков. После падения монархии при Ататюрке в 1931 году начались реставрационные работы византийских мозаик и фресок. В 1934 году вышло постановление Ататюрка о секуляризации Айя-Софии и превращении её в музей, который распахнул свои двери для посетителей уже в следующем году. Надо отметить, что работы по реставрации проводились и продолжают проводиться довольно грамотно, сохраняя внутри Айя-Софии необходимый баланс между двумя культурами - исламской и христианской.

И сейчас в объеме главного нефа одна четверть внутреннего объема собора закрыта строительными конструкциями для реставрации. Но думаю нам это не помешает насладиться величием и красотами Айя-Софии. Давайте же осмотрим эти легендарные внутренние пространства Айя-Софии, что видели множество византийских императоров, султанов Османской империи и бесчисленное количество прихожан и путешественников. Во время обработки этих фото я столкнулся с непреодолимым желанием показать моему читателю как можно больше неповторимых образов Айя-Софии поэтому как-то само собой получилось две статьи о внутренних пространствах Айя-Софии - первого уровня (первого этажа) собора и его второго уровня (второго этажа) с уникальными мозаичными фресками. Надо сказать, что даже для этих двух постов пришлось пожертвовать многими обработанными фото собора. Так что этот материал для тех, кто хочет увидеть Айя-Софию как можно подробней. Этим и будет отличаться этот материал от других подобных.


В плане Софийский собор представлял собой трёхнефную базилику с двумя пристроенными с западного фасада нартексами. Базилика имела два яруса галерей, причем, на верхний вёл каменный пандус, по которому императрицу перед службой на паланкине вносили на верхнюю галерею. Мы его .

Мы с вами в экзонартексе - внешней паперти. Это нечто вроде открытого «вестибюля», «сеней» для раннего времени архитектуры византийских христианских церквей. Экзонартекс лишен отделки, мраморная облицовки здесь давно нет и мы не сильно задерживаясь проходим в нартекс...
02.

Сейчас мы находимся перед императорскими вратами. Есть легенда, что Царские (императорские) врата сооружены из деревянных конструкций Ноева Ковчега.
05.

На тимпане Царских врат изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом Христом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. Эта мозаика, исполненная на границе X и XI веков, символизирует вечную власть, даруемую Богом византийским императорам. Лев VI, по трактовке некоторых исследователей, неслучайно пал ниц, он вымаливает прощение в связи со своим четвертым неканоническим браком, после которого патриарх Николай Мистик отказал ему в венчании и не пустил в храм.
06.

Пользоваться этими дверями мог только император, соседними двумя - высшие сановники.
07.

Нартекс уже впечатляет своей величественной архитектурой и красочными орнаментальными мозаичными сводами времен Юстиниана (в то время в Софии не было фигуративных изображений). Мраморные панели стен в основном остались со времен Юстиниана.
08.

Проходим Царские врата и мы - в основном нефе Айя-Софии. Здесь сразу бросаются в глаза реставрационные конструкции и строительные полотнища в основном с левой стороны главного нефа. Но пусть это нам не мешает.
10.

Первое что ощущаешь - это как захватывает дух от восторга и удивления от этого творения рук человеческих!
11.

Это Царские врата - мы только что вошли через них - над ними ложа императрицы, но об этом в третьей части.
13.

Ты останавливаешься, замираешь, и на тебя обрушивается Красота и вдохновенные мысли творения архитекторов Айя-Софии.
14.

Красота пронизывает и в душе стремительно поднимаются восторг и откровенное удивление искрящейся плотности бесконечных человеческих эмоций в которых пребывает Софийский собор.
15.

Это чувствуется в каждой детали, в каждом видимом архитектурном элементе.
17.

Хотелось увидеть знаменитые кувшин и шар из Пергама, но сейчас они скрыты строительными полотнищами.
Слева мы видим знаменитые порфировые колонны - их по две в каждой экседре.
Они привезены из Аврелиановского Храма Солнца в Риме.
19.

Свободный доступ к этим колоннам возможен из правого нефа ближе к нартексу.
20.

Из Эфеса также доставили восемь колонн из зеленого мрамора.
21.

Храм был богато украшен. Для его декорирования использовали не только мозаику, мрамор, но и золото с серебром, слоновую кость. Существует легенда по которой император Юстиниан хотел полностью украсить Софийский храм золотом, покрыть им потолок и стены, но астрологи его отговорили. Они предрекли, что придет время бедных императоров, которые из-за своей жажды богатств варварски взломают золото в храме и повредят собор. Поэтому чтобы уберечь Айя-Софию Юстиниан отказался от этой идеи. Хотя надо сказать, что некоторые элементы украшений храма все же были выполнены с использованием золота и серебра.

Мраморные плиты, использованные в строительстве церкви, были привезены в Константинополь главным образом из месторождений Анатолии, Средиземноморского бассейна, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии, Нумидии и даже с той самой знаменитой горы Пентеликон близ Афин, из мрамора которой за 10 веков до Айя-Софии был построен на Акрополе Парфенон - Храм Девы-Афины.
24.

Как мы помним это удивительное сооружение - продукт совместной работы архитектора Исидора Милетского и математика Анфимия из Тралл. Гениальные архитекторы на протяжении 4 месяцев трудились над архитектурным планом здания. Работа, начатая 23 февраля 532 года, продолжалась 5 лет и 10 месяцев...

Изначально внутренний объем храма освещали 214 окон, сейчас их всего 181 (часть закрыта контрфорсами и более поздними пристройками).
25.

Алтарная часть в апсиде.
26.

Перед алтарем огороженная площадка выложенная мрамором с вставками из цветного камня. Это Омфалион символизирующий "Пуп Земли" или Центр Мира. Вообще же эта площадка под главным куполом собора служила местом царемонии коронации византийских императоров. Трон императора стоял в центре большого круга. Приближенные стояли в малых кругах.
27.

Император Юстиниан не жалел средств на этот проект. Затраты на строительство были огромны. Они составили, как утверждают древние авторы, 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн. Айя-София - самая ресурсозатратная византийская постройка.
28.

В центре купола, окруженного 40 окнами в византийский период находилось изображение Иисуса. После захвата Константинополя турками в этом месте было нанесено покрытие и исписано сурой из Корана.
29.

В апсиде выполнено изображение Богоматери. Божья матерь ассоциировалась с мудростью (Софией), потому она и является владычицей собора. Изображение было восстановлено по предыдущему, уничтоженному в период иконоборчества. Богоматерь прекрасна, она символизирует божественную Красоту. Фотий написал о ней: "...Вид Её красоты возвышает наш дух до сверхчувственной красоты истины...". Цвет одежд Богоматери возвышенный - темно-синий на золотом фоне - сочетание цветов будет позже связано с имперским духом наполеоновского времени.
30.

Образ Богоматери с Младенцем в полукуполе центральной апсиды относится к 867 году.
31.

Симпатичные витражи в апсиде, но уже с арабской вязью.
32.

В алтаре находится Михраб - классически это ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и аркой. Михраб указывает направление на Мекку. В данном случае османам пришлось приспосабливать устройство Михраба к апсиде. Выглядит он здесь откровенно говоря чуждо и неуместно.
34.

Слева на фото ниже - арка (золотистого цвета) ведущая в султанскую ложу.
36.

Правее от апсиды мы видим минбар - трибуну в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь.
39.

Здесь же напротив Мимбара - памятник XVI столетия, специальное возвышения Махфиль мюэдзина, служителя мечети, призывающего с минарета к молитве.
41.

С трех сторон подкупольное пространство Айя-Софии окружают хоры - галереи, открывающиеся в центр храма арками.
43.

Шестикрылые серафимы в восточных парусах под куполом относятся к VI веку (их собратья в западных парусах - работа реставраторов XIX века). Лица серафимов (длина 11 м) в виде льва, орлицы и ликов ангелов покрыты многоугольной звездой.

45.

У одного из серафимов все же открыли его лик.
47.

Поражает невесомость и визуальная легкость этого грандиозного храма как будто бы созданного ангельскими силами. Создается такое впечатление что купола не опираются на колонны, а парят в бесконечном божественном золотистом пространстве света и духа.
48.

Привлекают внимание обтянутые кожей восемь огромных дисков диаметром 7,5 метров с золотой арабской вязью среди колонн галерей второго яруса - это одни из главных святынь мусульманских святынь Айя-Софии.
49.

На медальонах арабской вязью написаны имена Аллаха, по левую - Мухаммеда, по бокам - имена четырёх халифов Эбу Бекра, Омара, Османа и Али; а по двум сторонам парадного входа - имена внуков пророка Гасана и Гусейна. Эти плакаты принято считать самыми выдающимися надписями исламского мира.
50.

Резные изысканные капители колонн - подлинное сокровище Айя-Софии.
52.

На капителях колонн, расположенных вокруг основного пространства, созданы монограммы императора Юстиниана и его супруги Теодоры.
57.

Взгляд лихорадочно и отовсюду непрерывно "выхватывает" удивительные и изысканные архитектурные детали Айя-Софии.
58.

Сейчас мы зайдем в правый неф.
74.

Здесь можно легко увидеть еще пару порфировых колонн из римского Храма Солнца.

С вами снова Марина и сегодня мой рассказ об историческом памятнике, который является одним из главных символов Стамбула - это мечеть Айя-София (бывший собор Святой Софии). В своих предыдущих рассказах я не раз упоминала об этом потрясающем здании с просто фантастической историей, невероятным переплетением христианства и мусульманства.

Мечеть Айя-София считается одним из восьми чудес света, а также одним из важнейших архитектурных строений мира. Это один из редчайших памятников, дошедших до наших дней в такой великолепной сохранности.

Находится здание в районе Султанахмет напротив , их разделяет красивый зеленый сквер с фонтаном. Собственно говоря, изначально это был православный собор, потом, при Османах, мечеть, а сейчас это музей. Но обо всем по порядку.

Самое первое здание собора было построено в 4 веке византийским императором Константином I. Простояло оно недолго и погибло при пожаре. В 6 веке собор Святой Софии был отстроен заново византийским императором Юстинианом и стоит до сих пор. Разумеется, архитектура храма претерпела значительные изменения, пережив не одно землетрясение, которые нередки в этих местах. Особенно пострадал от землетрясения купол, который фактически был отстроен заново, увеличен в размерах и укреплен дополнительными конструкциями, от которых внешний вид здания сильно изменился.

В строительство храма Юстиниан вложил огромные средства. Готовое здание отличалось невиданными по тем временам размерами, великолепием и роскошью интерьеров. Стены и полы украшали ослепительной красоты золотые мозаики. Это должно было внушать мысль о мощи Византийской империи и церкви. Почти 9 веков здание служило Патриаршим православным собором. Конечно, на протяжении этого времени храм неоднократно и разрушался, и восстанавливался, и грабился. Например, в начале 13 века храм был разграблен крестоносцами, а до этого там хранилась Туринская плащаница.

В 1453 году Константинополь был завоеван султаном Мехмедом II (Завоевателем). Собор Святой Софии прекратил свое существование как православный храм и был превращен в мечеть. Были достроены четыре минарета и переделано внутреннее убранство. Проще говоря, все великолепные фрески и мозаики были скрыты под слоем штукатурки, а вместо них по стенам и колоннам были развешаны круглые щиты с изречениями из Корана. Отныне собор стал называться мечетью Айя-София. Во время правления султанов собор также подвергался переделке и реставрации. Большинство мозаик и фресок благополучно сохранились до наших дней, и ученые считают, что это произошло именно благодаря тому, что на протяжении веков все было скрыто слоем штукатурки.

В 1935 году правитель страны Мустафа Кемаль Ататюрк издал декрет, согласно которому собор-мечеть был превращен в музей. Фрески и мозаики были освобождены от скрывавших их слоев штукатурки. Сейчас на стенах можно увидеть и лики святых, и щиты с цитатами из Корана. Это сочетание не может не удивлять.

В настоящее время мечеть Айя-София поражает не роскошью интерьеров, утраченной со временем, а грандиозностью внутреннего пространства. Высота купола составляет 55,6 метра, а его диаметр 31 метр. Стоя внизу, чувствуешь мощь и величие храма и ощущаешь себя просто пылинкой. Одна мысль о том, что этим древним стенам уже 15 веков, вызывает внутри какой-то трепет.

При желании можно подняться на балкон, откуда открывается великолепный вид на убранство собора.

Внутреннее пространство собора освещается красивыми бронзовыми люстрами с электрическими лампочками. Представляется, что раньше вместо лампочек были свечи.

К достопримечательностям Святой Софии относится колонна желаний, так называемая «плачущая колонна», покрытая медью. Говорят, она обладает целебной силой и вообще способна творить чудеса. Через эту колонну внутри сочится вода. Существует поверье, что если положить большой палец руки в специальное отверстие и, ощутив влагу, умудриться повернуть руку на 360 градусов, загадав при этом желание, то оно обязательно сбудется.

Еще одна диковинка — «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

Вот несколько мозаик и фресок, извлеченных из-под штукатурки:

С того дня, когда Святая София открылась как музей, американский Византийский институт постоянно ведет работы по восстановлению мозаик.

В настоящее время существует международное движение «Совет по освобождению Святой Софии», цель которого — вернуть собору Святой Софии Премудрости Божией статус действующего православного храма, так как считается недопустимым, чтобы великая христианская святыня была музеем или мечетью.

Турция - традиционно одно из наиболее посещаемых туристами государств. Турецкая республика - так правильно называется эта страна - расположена главным образом в юго-восточной Европе, а частично на Ближнем Востоке. Восток, как известно, «дело тонкое», он всегда привлекал, точнее, манил путешественников из разных стран света.

Общие сведения

Крупнейший город Турецкой республики - Стамбул, древний город, бывшая столица Византийской, Римской, Османской и Латинской империй.

Город Стамбул: Айя-София - место, которое стоит посетить

У туристов, которые приехали сюда, часто возникает вопрос, что же из достопримечательностей посмотреть. Айя-София (Святая София) - это древний храм, наиболее интересный для посещения. Этот памятник древнего зодчества находится в историческом центре города, в районе под названием Султанахмет. Ранее это был центр Константинополя, недалеко располагался императорский дворец.

Мечеть Айя-София - одна из главных достопримечательностей города Стамбула (Турция). Как известно, раньше на территории страны была расположена Византийская империя, славящаяся высоким уровнем культуры. Айя-София переводится с греческого языка как «святая мудрость». Прежде это был православный патриарший собор, потом здание исполняло функции религиозное строение), а ныне это - музей, статус которого храм получил в первой половине XX века, точнее, в 1935 году.

Здание Айя София считалось самым крупным христианским храмом более тысячи лет, вплоть до постройки (Рим, Италия). Высота собора - 55,6 метров, а диаметр купола достигает 31 метра.

История постройки собора

Собор Айя-София был построен в 324 - 337 годах на главной рыночной площади Августеон при императоре Константине Первом (по некоторым другим данным - при императоре Констанции Втором). Сначала храм был арианским («арианство» - одно из течений в христианстве, утверждающее сотворенную природу бога-сына), затем был передан христианству императором Феодосием Первым. Но прожило здание недолго. Во период народного восстания в 404 году собор погиб в огне. Выстроенный на его месте новый храм тоже сгорел (415 год).

По приказу Феодосия на том же месте была возведена новая базилика. Базилика - это тип прямоугольного строения с нечетным количеством нефов (разных по высоте). Но и этот собор был уничтожен огнем. Это произошло в 532 году, но развалины этой постройки были найдены лишь во время раскопок в XX веке на территории собора.

После этого, третьего пожара, по велению императора Юстиниана и был возведен собор, который ныне носит название Айя-София.

Для постройки были приглашены лучшие архитекторы, имеющие уже большой опыт построек храмового типа. Это были Анфимий Тралльский и Исидор Мелецкий. По легенде, задумку зодчих воплощали ежедневно более десяти тысяч рабочих!

В стольный град Константинополь свозили лучшие материалы, мрамор и колонны с древних строений (колонны из Храма Солнца, колонны из зеленого мрамора - из Эфеса). И действительно, постройка стала самым богатым и самым большим храмом того времени. Это строение и превратилось впоследствии в нынешний Собор Святой Софии.

История собора во времена Византийской империи

В исторический период Византийского царства Айя-София несколько раз страдала от землетрясений, следовательно, достраивалась и перестраивалась. В частности, она получила более высокий купол. Для усиления устойчивости стен были достроены контрфорсы (выступающие из них колонны для укрепления несущих конструкций), и это, конечно, изменило вид собора.

Портрет императора Александра был сделан при его жизни, открыли достопримечательность в 1958 году в ходе работ по реставрации мозаичного покрытия.

В соборе имеются также мусульманские святыни, к которым ежегодно съезжаются тысячи паломников. Среди них можно выделить:

Минбар (место, откуда имам проповедует).

Ложу Султана (выстроена при реставрации братьями Фоссати).

Словно вышедшая из восточной сказки, турецкая Святая Мудрость соединяет в себе, казалось бы, противоположные понятия: православие и восточный ислам, две религии, столь различные, но и в чем-то очень похожие друг на друга. Снаружи храм кажется простым нагромождением архитектурных форм разных эпох и назначений, но внутри вас поразит величественность купола и его высота, а также многое другое.

Это единственное здание, сохранившееся с шестого века нашей эры до современности почти в неизменном виде, теперь заслуженно стало музеем, устав отдавать религиозный долг разным конфессиям.

Заключение

Если вам посчастливится побывать в Стамбуле хотя бы пару дней, обязательно посетите собор Айя-София. Турция заиграет для вас новыми красками благодаря этому храму.

Публикации по теме