Древнейший город в крыму. Античные памятники в крыму

Фотографии и текст Sam Namos

Приехав на электричке из Севастополя в Бахчисарай, садимся на автобус, следующий до поселка Староселье. Это крайняя точка, куда можно доехать на транспорте. Вверх по ущелью поднимается пешеходная дорога к Свято-Успенскому пещерному монастырю:

Место стоит внимания. Прямо в отвесном срезе скалы выдолблены гроты, в которых размещаются кельи монахов:

Свято-Успенский пещерный мужской монастырь основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века. Расположен в урочище Мариам-Дере (Ущелье Марии) вблизи Бахчисарая. Во время Первой обороны Севастополя в Крымской войне в 1854—1855 годы в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище. В 1921 году монастырь был закрыт советскими властями.

После переселения из Крыма в другие регионы СССР в 1941 году немцев, армян, болгар, греков, а в 1944 году — крымских татар, на территории монастыря на десятки лет разместился психоневрологический диспансер. В 1993 году возвращён Украинской православной церкви. Восстановлены три из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля и колокольня.

На дне ущелья сейчас ведутся строительные работы по расширению монастырского комплекса.

Внутри пофотографировать не получилось т.к. на нас с ходу набросились настоятели убеждая, что фотографировать на территории монастыря запретил еще сам владыка…

Обходим все доступные к просмотру помещения и направляемся выше по дороге, к пещерному городу — крепости Чуфут — Кале:

По дороге нашему вниманию попадается невзрачный информационный указатель, гласящий о грандиозной находке 21 века:

Находка оказалась древним 45-метровым осадочным колодцем крепости Чуфут — кале:

Сооружение представляет из себя шахту с подходящей под уклоном 120 — метровой штольней. Объемы работ для того времени колоссальны:

Развилка. Штольня справа затоплена и через десяток метров упирается в тупик:

Штольня слева выходит в шахту с уходящей спиралью вниз лестницей, выдолбленной прямо в скале:

В самом низу, по замыслу создателей, скапливалась, а затем забиралась чистейшая вода:

Сверху шахта колодца имеет выход на поверхность:

С земли это выглядит так:

Неподалеку, у подножья крепости Чуфут-кале, расположен еще один, гораздо более скромный по масштабам, артезианский колодец. Раньше он также располагался в толще породы, но то ли кусок породы отвалился, то ли археологи прорубили стену, и сейчас он представляет из себя разрез прям у подножья крепости:

Настало время заглянуть внутрь самой крепости. Внутрь ведут двое ворот: Киюк-Капу (на востоке) и Кучук- капу (на юго-западе). С других сторон крепость практически неприступна. Однако мы из спортивного интереса решили залезть по стене, чуть севернее ворот Киюк-Капу, где есть слабое место. Вскарабкаться можно обладая минимальными навыками альпинизма. Кстати, вход на территорию крепости платный.

Ворота Киюк-Капу:

Небольшая справка:

Чуфу́т-Кале́ — средневековый город-крепость расположен в 2,5 км от Бахчисарая. Некогда крепость была столицей Крымского ханства. Название переводится с крымско-татарского языка как «еврейская крепость», потому что татары считали живущих там караимов евреями из-за сходства их религии с иудаизмом.

Город возник предположительно в V веке как укрепленное поселение на границе византийских владений. Начиная с XIV века в городе и стали селиться караимы, которые к моменту образования Крымского ханства составляли уже большую часть населения города. Чуфут-Кале так и остался главным центром караимов Крыма до середины XIX века, но постепенно опустел — жители переселились с маловодного плато в более удобные для жизни места.

Смотреть внутри крепости почти не на что. Бо́льшая часть пространства покрыта зарослями. По центру территории проходит старинная каменная дорога с выбитой колеей от повозок.

С юго- западной стороны расположен небольшой комплекс хозяйственных пещер и несколько построек. Большая и Малая кенассы (молитвенный дом караимов):

Ворота Кучут-Капу (Южный вход):

Комплекс хозяйственных пещер:

Бывшая богатая усадьба с системой подземных помещений Чауш-Кобасы («Пещеры начальника») в северной части крепости:

На подходе к спуску в грот, я услышал прекрасную мелодию скрипки, доносившуюся из под земли:

Внутри играл скрипач. Как только я захотел его сфотографировать, он немедленно убежал в сторону В кадре остался его чехол. Акустика здесь просто невероятная! Если бы не скрипач, я бы сам там покричал:

Соседняя комната:

В этой же части крепости расположена обзорная площадка. Отсюда открывается потрясающий вид на балку Биюк-Ашлама-Дере и гору Беш-Кош.

После того, как окончательно стемнело, выдвигаемся в сторону горы Тепе-Керман:

Не знаю сколько бы продлилось блуждание по лесным тропам, не наткнись мы, на стоянку опытных туристов, которые подсказали нам верную дорогу. Не рискуйте искать пещерные города по распечаткам спутниковых карт и приложениях на смартфонах. Практически все пространство в деревьях, за верхушками который практически ничего не видно, а спутниковая привязка на телефоне то и дело промахивается на неприличное расстояние. Пора бы мне обзавестись настоящим gps-навигатором.

К полночи мы все-таки оказались на вершине плато. Подъем на гору кстати не из приятных. Уклон очень резкий и тропинка то и дело сыпется под ногами:

Небольшая справка:

Пещерный город Тепе-Керман существовал в период с VI по XIV века и наибольшего расцвета достиг в XII—XIII веках. Особенностью Тепе-Кермена является наибольшая, по сравнению с другими пещерными городами, концентрация пещер. На площади около 1 га их насчитывается более 250. Основная часть города находилась на вершине плато (540 метров над уровнем моря).

Подавляющее число внутрискальных сооружений здесь (около 85%) использовалось для хозяйственных нужд. Из них около 88%, или 170-180 помещений, являлись хлевами для животных. Остальная часть хозяйственных помещений представляла подвалы усадеб, цистерны для хранения воды. Нехозяйственные пещеры использовались для жилья и захоронения.

Во многих пещерах присутствует отверстие в потолке (скорее всего для дымоудаления). Гуляя по плато стоит быть предельно осторожным. Многие из таких отверстий почти не заметны среди зарослей:

Один из самых примечательных гротов пещерного комплекса — «Церковь с баптистерием» (Церковь с крестильной). Расположен на северо-восточном краю плато:

Гибель города привязывают по некоторым версиям к набегу золотоордынского беклярибека Ногая в 1299 году.

Стоянку было решено устроить на так называемом «Зубе дракона» прямо в одном из гротов т.к. все плато продувается неслабым ветром. Место оказалось очень уютным, и мы душевно отметили последнюю ночь нашего трипа в Крыму небольшим костром:

Проснувшись утром, я был ошарашен открывшимся видом с уступа плато. С уступа открывалась панорама на десятки километров.

Античные города Крыма

В глубокой древности морские пути связывали побережье Черного моря со Средиземноморьем, где в конце II - начале I тысячелетия до н.э. возникла великая цивилизация Греции. От берегов Эллады отважные мореходы отправлялись на поиски новых земель.

Там, где сейчас расположены крупные морские порты, промышленные и курортные центры Крыма - Евпатория, Севастополь, Феодосия и Керчь, в VI-V вв. до н.э. древние греки основали соответственно города Керкинитиду, Херсонес, Феодосию, Пантикапей, а вблизи них - Мирмекий, Тиритаку, Нимфей, Киммерик и другие. Каждый из них был центром сельскохозяйственного района, где выращивали пшеницу, культивировали виноград, разводили скот. В городах располагались храмы, общественные и административные здания, рынки, мастерские ремесленников.

Удобное географическое положение способствовало развитию торговли. Купцы вывозили в Средиземноморье рабов и продукты сельского хозяйства, закупленные у местных племен - скифов, меотов, синдов. В обмен из городов Балканского полуострова и Малой Азии привозили оливковое масло, вино, предметы искусства и ремесел.

Херсонес был основан в 421 г. до н.э. на берегу бухты, которую сейчас называют Карантинной. Позднее город значительно расширил владения. В период расцвета ему подчинялись Керкинитида, Прекрасная гавань (на месте современного поселка Черноморского) и другие поселения северо-западного Крыма.

Херсонесское государство было рабовладельческой демократической республикой. Высшим органом власти являлись народное собрание и совет, решавшие все вопросы внешней и внутренней политики. Руководящая роль в управлении принадлежала крупнейшим рабовладельцам, имена которых донесли херсонесские надписи и монеты.

Археологические раскопки, начатые еще в 1827 г., показали, что город был хорошо укреплен. Остатки оборонительных сооружений - массивные башни, крепости, части каменных стен - сохранились также на всей территории государства. Это говорит о постоянной военной опасности, которой подвергались жители. Об их патриотизме рассказывает знаменитая Херсонесская присяга. Херсонесцы клялись, что не предадут врагам ни города, ни его владений, будут охранять демократический строй, не разгласят государственной тайны.

Как подтвердили археологические исследования, город имел правильную планировку. Жилые дома были объединены в кварталы, улицы пересекались под прямым углом. Их мостили мелким камнем. Вдоль улиц проходили каменные водостоки. На площадях возвышались храмы. Общественные здания и дома богатых граждан украшали колоннадами и мозаичными полами.

От античных построек до наших дней дошли лишь основания стен и подвальные помещения. Особенно интересны монетный двор, бани, руины театра, существовавшего с III в. до н.э. по IV в. н.э. От него частично сохранились только лестничные проходы и каменные скамьи для зрителей. Судя по их размерам, театр вмещал до 3 тыс. зрителей.

Около городских стен располагался район ремесленников. Там археологи обнаружили остатки керамического производства: печи для обжига глиняной посуды, штампы для орнаментов, формы для изготовления терракотовых рельефов. Процветали в Херсонесе и другие ремесла - металлообрабатывающее, ювелирное, ткацкое.

Крупнейшим античным государством Причерноморья было Боспорское царство. Оно образовалось в результате объединения первоначально независимых греческих городов, таких, как Пантикапей, Мирмекий, Тиритака, Фанагория и других, расположенных по берегам Боспора Киммерийского - современного Керченского пролива. Столицей государства стал Пантикапей. С 438 г. до н.э. более трехсот лет им правила династия Спартокидов.

В конце V - начале IV вв. до н.э. к владениям Боспора были присоединены Нимфей и Феодосия, а также земли, населенные другими племенами. В I в. до н.э. Боспор захватил большую часть территории Крыма, подчинил себе Херсонес.

Раскопки на горе Митридат, проводившиеся в Керчи с конца XIX в., позволили восстановить размеры и план Пантикапея. На вершине находился акрополь - центральное укрепление города с мощными оборонительными стенами и башнями. Внутри него размещались важнейшие храмы и общественные здания. Вниз по склонам террасами спускались кварталы из одно- или двухэтажных каменных строений. Весь город и его окрестности были опоясаны многочисленными линиями укреплений. Глубокая и удобная гавань надежно укрывала торговые и военные суда.

Найденные обломки мраморных статуй, куски расписной штукатурки и архитектурные детали позволяют говорить о богатом убранстве площадей и зданий города, о мастерстве древних архитекторов и строителей.

На месте Мирмекия и Тиритаки, недалеко от Керчи, кроме городских стен, жилых домов и святилищ, археологи открыли несколько виноделен и ванны для засолки рыбы. В Нимфее, близ современного поселка Героевки, - храмы Деметры, Афродиты и Кабиров; в Илурате, около современной деревни Ивановки, - боспорское военное поселение первых веков н.э., охранявшее подступы к столице.

Рядом с каждым античным городом находился его некрополь - город мертвых. Обычно хоронили в простых земляных могилах, иногда выложенных черепицей или каменными плитами. Богатых и знатных помещали в деревянные или каменные саркофаги. Для их погребения сооружали склепы, сложенные из камней или вырубленные в скалах. Стены склепов и саркофагов украшали росписью, рельефами, инкрустацией. На них наносили орнаменты, изображали мифологические сюжеты, сцены реальной жизни. Вместе с умершим клали принадлежавшие ему вещи: украшения, посуду, оружие, сосуды с благовониями, терракотовые статуэтки и другие предметы. В одном из пантикапейских погребений III в. н.э., возможно, боспорского царя Рискупорида, была найдена уникальная золотая маска, воспроизводившая черты лица умершего.

Исследователей давно заинтересовали большие курганы, расположенные в окрестностях Керчи. В них обнаружили захоронения боспорских царей и знати с выдающимися произведениями греческого искусства: золотыми и серебряными украшениями, изделиями из бронзы и стекла, расписными и фигурными вазами.

Шедевром мирового искусства по праву считают золотые височные подвески IV в. до н.э. из кургана Куль-Оба. Они выполнены в виде дисков, к которым прикреплены многочисленные плетеные перекрещивающиеся цепочки, соединенные пластинками и розетками. На диске диаметром 7 см - рельеф головы Афины в шлеме с хорошо различимыми фигурками грифонов, совы и змеи. Тончайшие филигранные пластинки, розетки, а также окружность диска покрыты зернью и голубой эмалью.

Наиболее ценные находки из раскопок античных городов Крыма представлены в коллекциях Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Государственного Исторического музея и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, а также других.

Сейчас на территории Херсонеса в Севастополе и на горе Митридат в Керчи организованы заповедники. Ежегодно тысячи людей приезжают туда, чтобы пройти по улицам и площадям древних городов, познакомиться с величайшими памятниками культуры.

Когда на Южном берегу утвердились римляне, они создали на побережье для защиты Херсонеса укрепленные пункты. Из римских укреплений самым большим был Харакс на мысе Ай-Тодоре (ныне на нем маяк рядом с «Ласточкиным гнездом»). Укрепление Харакс (по-гречески «столб», «кол», то есть «огороженное место») было основано в 70-х гг. I в. при римском императоре Веспасиане. В конце века здесь находился гарнизон, во II в. размещались солдаты I Италийского легиона. Последний римский гарнизон форта составляли воины XI Клавдиева легиона (конец II - первая половина III в.). Об этих трех периодах истории Харакса свидетельствуют клейма на кирпичах и черепице.

Н.И. Шейко

Фото красивых мест Крыма

Понт Эвксинский — Море Скифское

Для мировой истории Крым стал известен за много веков до нашей эры. В древнейшие времена, полуостров называли Таврикой. Это название зафиксировал византийский историк VI века нашей эры Прокопий нз Кесарии. Древнерусская летопись «Повесть временных лет» приводит несколько видоизмененную форму этого названия - Тавриания. Только в XII веке татары, завоевавшие полуостров, назвали Крымом греческий город Солхат (теперь Старый Крым), ставший центром их владений. Постепенно, на протяжении XIV-XV веков, это название распространилось на весь полуостров. Названия греческих колоний, возникших в Крыму в VI веке до н.э. нельзя считать самыми старыми крымскими топонимами. До прихода греков в Крым здесь проживали многочисленные племена, оставившие след в истории, археологии, и топонимике.

Крым принадлежит к тем немногочисленным местам на земле, где с незапамятных времен появились люди. Здесь археологами открыты их стоянки эпохи палеолита — раннего каменного века.

Учёные считают, что до начала расхождения народов - около 3700 г. до н.э. на всей территории Прикаспийских степей Восточной Европы и Западной Азии единым языком общения был , корни которого лежат в .

Корни самых древних названий крымских мест, рек, гор, озёр следует искать в Прото-индоевропейском языке – ведическом санскрите: опора, оплот, башня, вышка, пилон. (родственное слово в Др. Русском яз.: КРОМЪ – замок, укрепление, укромный, скрытый от…; Кромный – внешний край (кромка); КРОМА – край, кусок хлеба;) В корне слова Крам - kram — крепость, глагол «kR» и «krta » - создать , построить, сделать, то есть - это рукотворное сооружение - Крепость, Кремль.

Историк-славист, археолог, этнограф и лингвист, автор 11-томной энциклопедии «Славянские древности» Любора Hидерле утверждал, что «…среди упомянутых Геродотом северных соседей скифов не только невры … но и скифы именуемые пахарями и земледельцами … были, несомненно, славянами, которые испытывали влияние греко-скифской культуры».

Первым известным нам из древнегреческих источников населением Крыма были Скифы, Тавры и киммерийцы, которые были родственны или фракийским.

В юго-западной части Крымского полуострова, в 15 км от Севастополя, находится древний город Балаклава, имеющий богатую историю, насчитывающую более 2500 лет.

С древнейших времён была мощной военной крепостью, созданной самой природой. Балаклавская гавань закрыта высокими скалами со всех сторон от морских штормов, а узкий вход в гавань надёжно защищает её от неприятельских вторжений с моря. сообщает о том, что в горах Тавриды жили тавров, знающих толк в воинском искусстве.

В пределах днепровского Левобережья есть, два топонима древнего славянского вида – Перекоп, у Срезневского – Перекопь, возможная калька реликтового индо-арийского *кrtа – «сделанный (то есть – вырытый вручную)» , отсюда происходит название Крым. Примерно в том же месте, у основания Крымского полуострова есть др.-русск. Олешье , один из «заселённых мест» у моря, которое с незапамятных времён – от геродотовской Гилеи (‘Y – «лесная») до нынешних Алешковских (!) песков – стойко донесло и сохранило образ этого «лесистого» пятачка среди окружающих безлесных пространств.

Название «Балаклава» происходит от слова , сила, мощь, энергия, сила, военная сила, войско, армия». Слово «Бала» происходит из - RV). Возможно, название гавани «Бала+клава» - происходит от «Бала» - военная,«Клап, калпате» - klṛ p, kalpate – «крепить, укреплять, крепость» (от корня «kḷ p») , то есть - Военная Крепость.

Древнегреческий географ и историк Страбон (64 до н. э. - 24 н. э.) и римский писатель, автор «Естественной истории» Плиний Старший (23-79 гг. н. э.) связывали название гавани и военной крепости с именем сына (II в. до н. э.) Палак - «сильны воин». Имена бога войны в древней Греции - Паллас (Pallas), эпитет богини Афина Палада (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ) воинственная богиня военной стратегии и мудрости, и имя скифского царевича Палак — «воин» , происходят от одного корня.

В V веке на обоих берегах Керченского пролива возникает могущественное , жители которого состояли из представителей различных народов — греков-колонистов, скифов, меотов. Господствующая династия Спартакидов была фракийского происхождения, из фракийцев же состояла и царская гвардия. В Прото-индоевропейском языке лежат корни языка скифов, киммерийцев, греков, готов, именно поэтому находили общий язык и , допуская на полуострове взаимопроникновение культур и языковые заимствования, например, у германский племён — — скифов, которые состояли в едином готском союзе племён в Крыму.

Роль готов в жизни Крыма была весьма значительной, так как даже в византийских средневековых источниках Крым называли Готией. принадлежит к индоевропейской группе языков. Немногочисленные укрепленные остготские поселения сохранялись в Причерноморье в западной горной части Крыма, заселенной греками и подчиненной Византии, а также с V века в Приазовье на Таманском полуострове остготы в конце IV века оказались отрезанными нашествием гуннов и других кочевников в Причерноморье. Византийский Император Юстиниан I построил в Крыму для защиты поселений остготов (восточных готов) линию укреплений. В Тавриде (Крыму) был готский город-крепость Мангуп, города Доро (Дорос), Феодоро, торговцев готов-трапезитов, живущих на «столовой горе» (близ Алушты).

В 6 веке крымские готы приняли православное христианство и покровительство из Византии. В Крыму долгое время сохранялся крымско-готский язык, восходящий к остготскому диалекту племён восточных готов, пришедших в Причерноморье и в Приазовье в 150 – 235 гг., и живших в соседстве с греческими переселенцами и скифами. Фламандский монах В. Рубрук, который свидетельствует в 1253 г., что готы в Крыму в это время говорили на «германском наречии» (idioma Teutonicum — «язык таврический» ).

Распространение власти киевских князей Древней Руси на довольно большую часть полуострова тесно и на продолжительное время сблизило население Крыма с древнерусским государством. Здесь были своеобразные ворота, через которые Киевская Русь выходила па общение со странами Востока. В первые столетия нашей эры в Крыму появились славяне . Их переселение на полуостров естественнее всего объяснять так называемым великим переселением народов в II-VII веках.

О славянах в Таврии время от времени вспоминают византийские источники. Но более полное представление об их жизни на полуострове ученые смогли получить, лишь начиная с эпохи Киевской Руси. Археологи обнаружили в Крыму остатки материальной культуры, фундаменты архитектурных сооружений, близкие к тем, которые строились в городах Киевской Руси. Более того, фресковые росписи и сама штукатурка крымских русских церквей по своему составу очень напоминает фресковые росписи киевских соборов XI-XII веков.

Многое о древнерусском населении Крыма становится известным из письменных источников. Из «Жития Стефана Сурожского» узнаем, что в начале IX века русский князь Бравлин завладел крымскими городами Корсунем (или Херсоном, так в средневековье стал называться Херсонес) и Судаком . А в середине того же века древние руссы надолго осели в Приазовье, овладев византийским городом Таматархой позднее Тмутараканью , столицей будущего древнерусского княжества Тмутаракань, часть земель которого простиралась в Крыму. Постепенно русское княжество распространяет свою власть северо-западную часть его на околицу Херсона, весь керченский полуостров.

Тмутаракансиое княжество сложилось в середине X века . Удаленное от других русских земель, оно находилось под постоянным давлением Византии, но сумело сохраниться. Удачный поход Владимира Святославича на Херсон в 989 году расширил древнерусские владения в Крыму. По русско-византийскому соглашению, Киевская Русь смогла присоединить к Тмутараканскому княжеству город Боспор с околицей, который получил русское наименование Корчев (от слова «корча» - кузня, нынешняя Керчь).

На Таманском полуострове был найден Тмутараканский камень, на которым была высечена надпись о том, что в 1068 году русский князь Глеб Святославович «мерил море по льду от Тмутараканя до Корчева. 10000 сажень и 4000 сажень».

Арабский географ Идриси называл Керченский пролив «устьем русской реки» . Там ему был даже известен город с названием «Россия». Средневековые европейские и восточные географические карты Крыма зафиксировали немало топонимов, названий городов и поселений, свидетельствующих о давнем и продолжительном пребывании руссов в Крыму: «Косаль ди Росиа», «Россиа», «Росмофар», «Россо», «Россика» (последняя вблизи Евпатории) и др.

В конце XII века навала кочевников-половцев, завладевших степями северного Причерноморья, надолго отрезала Крым от Киевской Руси. Тогда же половцы уничтожили Тмутараканское княжество, по значительная часть русского населения удержалась на полуострове. Одним нз его опорных пунктов стал город Судак (русские название Сурож ). Согласно сообщениям арабского писателя Ибн аль-Асира. В конце XII — начале XIII веков в Крыму жило много русских купцов и Чёрное море называлось море Русское .

Русскому населению полуострова, так же, как и представителям других местных народов, нанесло непоправимый удар завоевание полуострова монголо-татарами после 1223 года .

Список самых крупных городов Крыма: кратко рассказываем, чем примечательны города и какие достопримечательности можно там увидеть.

Сейчас на Крымском полуострове лишь 18 населенных пунктов получили статус города, самые крупные из них по занимаемой площади – Севастополь, Судак, Ялта, Евпатория, Керчь и Симферополь.

Севастополь — самый большой город в Крыму

Крупный морской и торговый порт, самый крупный город Крыма, обладающий особым статусом и получивший права отдельного субъекта РФ. По данным 2015 года численность населения составила 398,97 тыс. человек — это еще и самый крупный по численности населения город Крыма.

Здесь сосредоточено огромное количество достопримечательностей: руины древнегреческого поселения Херсонес, памятники военных эпох (русско-турецкой войны, Великой Отечественной войны) и музеи, великолепная набережная, Аквариум. Недалеко от города – пещерный монастырь Инкерман и Балаклава, место, где базировались подводные лодки. В Севастополе большое количество и живописных бухт.

Photo © mr. Wood / flickr.com

Когда-то здесь была столица Скифского государства, впоследствии разрушенная готами. Симферополь расположен в центральной части полуострова, выхода к морю не имеет. Здесь протекает река Салгир.

Симферополь — второй крупный по численности населения город Крыма после Севастополя, в нем проживают 332,6 тыс. человек. Туристов в Симферополь привлекают местные достопримечательности: античное городище Неаполь Скифский, Дворец Воронцова, Этнографический музей, Центральный музей Тавриды, Соборная мечеть Кебир-Джами, Плачущая скала, Пещера Чокурча, Красная пещера (Кизил-Коба).

Третий в списке самых больших городов Крыма и самый восточный город полуострова, находится на берегу Керченской бухты. Местное население — около 148 тыс. человек. Богатейшая история города насчитывает более 2,5 тыс. лет, здесь огромное количество памятников Боспорского и Скифского царства, Тмутаракани, византийских селений. Керчь — великий город-герой, увековечивший память о событиях Великой Отечественной войны в многочисленных памятниках и мемориалах.

Photo © Alexxx1979 / flickr.com

Древний город на западе Крыма, население — чуть больше 106 тысяч. Евпатория — один из крупных городов Крыма, стоит на берегу Каламитского залива, здесь чудесные песчаные пляжи и теплое неглубокое море. В Евпатории много развлекательных центров, аквапарки, аттракционы, мечеть Джума-Джами, обитель дервишей, древний водопровод, турецкие бани, старинные храмы. Недалеко находится город с лечебными грязями Саки, в котором большое количество оздоровительных учреждений.

Photo © Yuriy Kuzin / flickr.com

Самый популярный курорт ЮБК с населением 78,2 тыс. человек является одновременно самым большим городом на этом побережье Крыма. В городе множество гостиниц и домов отдыха, здесь прекрасная набережная, памятники, аллеи, краеведческий музей, дом-музей Чехова, Ялтинский зоопарк «Сказка», «Поляна сказок», водопад Учан-Су, Массандровский Дворец, знаменитый винодельческий завод «Массандра», недалеко от Ялты – Ливадийский дворец и Никитский ботанический сад.

Photo © B. Rad / flickr.com

Феодосия — расположенный в юго-восточной части полуострова древний город, основанный греческими колонистами. Сейчас здесь проживает около 70 тыс. человек, что делает этот населенный пункт одним из самых крупных по численности населения в Крыму. Античных построек тут мало, начатые раскопки затрудняют жилые массивы, поэтому основные архитектурные памятники сохранились с эпохи Средневековья: остатки цитадели генуэзской крепости, стены Айоц-берд, армянские храмы и Армянский фонтан, мечеть Муфтий-Джами. Ценителям искусства понравится литературно-мемориальный музей Александра Грина, Национальная картинная галерея известного художника-мариниста И. К. Айвазовского.

Photo © naiv.super1 / flickr.com

Джанкой

Важный железнодорожный узел в северной части полуострова. По последним данным, численность населения составила около 39 тыс. чел. В Джанкое протекают мелководные речки, выхода к морю нет. Достопримечательностями город небогат: ландшафтный парк-заповедник «Калиновский», где обитает более 100 видов птиц, мечеть, Свято-Покровская православная церковь и краеведческий музей.

Алушта

Хорошо известный город-курорт Южного берега Крыма, население — около 30 тыс. человек, что намного меньше, чем в Ялте, но тем не менее Алушта входит в число больших городов Крыма. В Алуште множество пляжей и аттракционов, аквариум, дельфинарий, музей природы и дендропарк, недалеко от города (возле с. Лучистое) гора Демерджи и знаменитая Долина Привидений.

Photo © lazy_lizzy / flickr.com

Бахчисарай

Бывшая столица Крымского ханства. Город с численностью населения чуть больше 27 тыс. человек расположен в степной зоне Крыма в предгорьях. Главная достопримечательность – ханский дворец Хансарай, не менее интересны для туристов Фонтан слез, воспетый А. С. Пушкиным, мечети и пещерный город Чуфут-Кале.

Красноперекопск

Промышленный город Крыма (специализируется на химическом производстве), с населением чуть больше 26 тыс. человек. Расположен в южной части Перекопского перешейка, рядом проходит Северо-Крымский канал.

История Керчи насчитывает более 2,5 тысяч лет. В этом городе находится большое количество византийских селений, памятников Боспорского и Скифского царства , Тмутаракани. В Керчи сохранился даже самотечный водопровод, построенный еще во времена Византийской империи.

В Керчи находится православная церковь — древний действующий храм , построенный византийцами около 1400 лет назад. Существует даже такая версия (ее выдвинул немецкий историк Теодор Моммзен еще в XIX веке), что знаменитый предводитель рабов Спартак, поднявший восстание в Римской империи, родился в Керчи.

Ученый совет Института археологии Российской академии наук (РАН) признал Керчь самым древним городом России. Об этом сообщила директор Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Татьяна Умрихина.

«После доклада начальника Пантикапейской экспедиции Владимира Толстикова ученый совет признал, что город Пантикапей (современная Керчь) был основан в 610-590 гг. до н. э. Соответствующая бумага поступила в Восточно-Крымский заповедник, и сейчас мы готовим документы в президиум РАН и Правительство России, чтобы эта дата была официально зафиксирована», - сказала Т. Умрихина и добавила: своим решением ученые подтвердили статус Керчи как самого древнего города страны.

Татьяна Викторовна уточнила: Керчь - еще и столица первого на территории страны государства.

«Пантикапей был центром Боспорского царства. Поэтому мы можем говорить о самой древней государственности на территории России», -
подчеркнула она.

До воссоединения Крыма с Россией самым древним городом страны считался дагестанский Дербент: в сентябре 2015 года он торжественно отметил 2000-летний юбилей.

Публикации по теме