Н.Колтовой. Исследование энергетики и излучений дольменов и древних архитектурных памятников - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

Дольменами называют особые постройки, сделанные из огромных камней и предназначавшиеся для захоронения и проведения культовых обрядов.

Считается, что первые дольмены появились в четвертом тысячелетии до нашей эры. Первым стал Пиренейский полуостров. Но по некоторым данным, уже в пятом тысячелетии на острове Сардиния они уже были. Следующей на очереди была Северная Африка и Сицилия. Затем Малая Азия. Это уже третье тысячелетие. И в то же время дольмены появились на Западном Кавказе. После первого тысячелетия до нашей эры дольмены больше не строились.

16 век. Тщательное изучение дольменов Кавказа.

1660 год. Священник Йохан Пикардт из Нидерландов утверждает, что дольмены дело рук великанов. Когда люди начали брать камни для своих нужд (строительства).

1734 год. В Нидерландах (город Дрент) принимают закон об охране таинственных сооружений.

1912 год. Кропотливое изучение дольменов археологами и другими учеными. Чего только не находили на раскопка: керамические осколки, топоры из кремния, бусы из янтаря. И, разумеется, останки человеческих тел. В сосудах из керамики для умерших оставляли еду.

Где можно увидеть дольмены?

  • Северная Африка
  • Южная и Юго-восточная Азия (Индия и Индонезия, Вьетнам и Корея)
  • Россия (Западный Кавказ)
  • Европа

Причем на разных территориях может быть абсолютно разное число дольменов: на весь Китай, например, приходится меньше тысячи, а в Корее более тридцати тысяч.

Как устроен дольмен. Виды дольменов

  • Плиточный. Составляет более 90% от всех дольменов. Использовались шесть плит, соответствующие граням куба. На передней стенке дольмена есть отверстие. Оно может быть разнообразным по форме: круглое, овальное, квадратное. Также может иметься и специальная пробка, закрывающая отверстие. Ложнопортальный дольмен термин, означающий отсутствие отверстия в постройке, чаще располагается оно сзади или сбоку.
  • Составной. Изготовлен из блоков. Простейшая конструкция представляет собой больших размеров камень, поставленный на другие в виде буквы П.
  • Полумонолитный, или корытообразный. В камнях от скал делали углубление, накрывали плитой.
  • Монолитный. Находился непосредственно в скале.

Части дольмена соединены прочно, почти нет щелей между плитами. Для строительства применялись гранитные плиты, песчаник или известняк.

  • Еще один тип дольменов с курганом. Он строился на уровне земли, а над ним насыпался курган.
  • Дольмен в виде буквы Т. Основная часть сооружения была объединена с коридором в той или иной вариации.

Еще один важный нюанс украшение дольменов. Некоторые из них содержат узоры и на наружной, и на внутренних поверхностях. Рисунки представлены зигзагообразными линиями, лабиринтами, геометрическими фигурами и даже изображением пейзажей.

Назначение дольменов не вызывает у ученых споров. Археологические раскопки не раз подтверждали, что дольмены были своеобразными погребальными.

Как строились древние дольмены?

Для начала выбирали камень в местах неподалеку, а лучше каменные плиты. Но если вблизи не было материала, то их могли принести. Затем очередь подходила к обработке камня. Делали это с помощью инструментов, а также брали клинья из дерева. После этого камень оставляли на определенное время, чтобы он стал прочнее. Специальными терками камень шлифовался и только потом использовался для строительства гробниц-дольменов.

Дольмены в России

Насчитывается около двух тысяч дольменов. Преимущественно, в районе Кавказа. Курортные города Сочи, Туапсе, Геленджик, Новороссийск могут похвастаться наличием этих загадочных построек. Наиболее полно и подробно изучены дольмены Западного Кавказа отечественным ученым В.И. Марковиным. Ему принадлежат описания более двух тысяч дольменов. В 1971 году ученый исследовал жилища строителей дольменов. Марковин считал, что эти люди были не знакомы ни с железом, ни с гончарным ремеслом. Основным инструментом для земледелия была мотыга, а о плуге они еще даже не слышали. Другие ученые также недоумевают, каким образом были сотворены такие постройки без специальных инструментов. По данным историков, раньше дольменов на Кавказе было порядка тридцати тысяч. Но в результате войн они оказались разрушены.

Также погребальни такого рода есть и Карачаево-Черкесской республике. Они отличаются тем, что плиты в них добросовестно выровнены. В России дольмены не охраняются, из-за чего у некоторых возникает желание получить от них какую-то пользу. Разорение дольменов происходит благодаря работникам лесных хозяйств, сектантам, черным копателям, туристам, бизнесменам и многим другим.

Вопросы, не разрешенные до сих пор:

  1. Средний вес плиты колеблется от пяти до двадцати тонн. Как в то время производилась их доставка и транспортировка?
  2. Какие инструменты использовались для обработки плит?
  3. Как строители добивались идеального соотнесения плит друг с другом?
  4. Как наносили орнаменты и рисунки на камне?
  5. Какой цивилизации принадлежат эти сооружения?

Дольмены

О чём писать? Достоин ли я, могу ли я своими словами выразить и передать все чувства от прикосновения к этой тайне? Я вспоминаю своё последнее посещение. Мой любимый дольмен... Я стою рядом с ним, и на душе так спокойно, мир­но, такая тишина, что никуда не хочется уходить. Душа в вос­торге взлетает ввысь, к свету, руки сами собой вскидываются вверх, и я почти кричу: «Господи, как хорошо! Спасибо Тебе!..»

О дольменах я узнал десять лет назад. Тогда я прочитал книгу В. Мегре «Анастасия». Прочитал ее одним махом. Впе­чатление было двоякое: было хорошо, нежно, тепло от слов Анастасии, главной героини, и больно от грубостей Мегре. Из книги мне запомнилось место, где сибирская ведунья расска­зывала о дольменах, о таинственных каменных сооружениях, построенных много тысячелетий тому назад. Она рассказала В. Мегре о том, что в дольмены уходили умирать (точнее, в вечную медитацию) живые люди, не утерявшие способности пользоваться Мудростью Вселенной, они это делали для того, чтобы оставшиеся в живых могли постичь истину первоистоков, получить ответы на вопросы, которыми интересовался че­ловек. И я подумал о том, что если поеду в Геленджик, то толь­ко ради того, чтобы увидеть именно их, посмотреть, что же это такое.

Перед этой поездкой было 7 лет активных духовных поис­ков: философский кружок в университете, где я и мои товари­щи читали Вл. Соловьева, Ницше, Бердяева, потом чтение четырех Евангелий и открытие молитвы, Агни Йога, Роза Мира, Ричард Бах, Кастанеда, изучение Вед, медитации, поездки в Индию и встреча со святыми, с людьми, изучающими свет и любовь. И вот теперь новая страница Судьбы Реки под назва­нием Дольмены.

Какие они оказались разные и не похожие друг на друга. Одни украшены орнаментом в виде волн, вертикальных, гори­зонтальных, на других даже показаны П-образные врата, вход в неведомый мир. Третьи - и их большинство, - скромны и непритязательны, без всяких узоров, разве что какой баловень турист напишет очередную глупость «Здесь был я - дурак», не понимая всей правдивости этой надписи.

Для меня первым оказался дольмен на 13-м километре, рядом с кладбищем посёлка Возрождения.

У нас была экскурсия в Джанхот, и на обратном пути экс­курсовод попросила заехать водителя к дольмену.

В нашем распоряжении было 15 минут. Первым ощуще­нием было чувство таинственности. Массивные каменные плиты, необычной формы, тишина... Что скрывается за эти­ми камнями, зачем мы здесь, кто и зачем построил дольмены? Нет, пожалуй, я не задавал этих вопросов.

Я сел рядом с дольменом, попытался расслабиться и ра­створиться в этом месте, попытался слиться с дольменом: не­понятные ощущения шли от этих каменных плит. В в памяти всплыли слова, которые говорил Ученик древних жрецов-дру­идов: «Кто, если не я, разгадает тайну дольменов».



Время пролетело мгновенно, мне показалось, прошло 3 минуты, но бдительный экскурсовод, смотря на часы, гово­рил, что 15 минут прошло и автобус нас ждёт. Эффект измене­ния скорости времени заметил не один я - и другие мои спут­ники (позже у других дольменов мы поражались - сидим вро­де бы 10-15 минут, а часы показывают, что прошёл час). Где наше сознание витало оставшееся время - оставалось загад­кой.

Сердце матери

Особенных вопросов радом с дольменами у меня обычно не возникало, приходило состояние Блаженства. И мне было этого достаточно. Хотя после знакомства с ними стали возни­кать вопросы, и приходить ответы в красивой форме. В. Мегре, написав о дольмене Прамамочки, рассказал о том, что человек рядом с ним может получить информацию про то, как растить ребёнка, а место, где находится этот дольмен, не указал. (В. Мегре сказал, что данную информацию можно получить и без дольмена, на расстоянии, т. е. автор книги обеспокоился, что толпы туристов могут просто уничтожить это место - в этом, я думаю, причина отказа указать точное расположение).

И у проводников начался ажиотаж - люди спрашивают, а они не знают, где находится этот дольмен. Версий было мно­го. Одни говорили - этот дольмен там-то, другие указывали иное место. Меня это мало трогало. Но сам вопрос, который витал в воздухе, видимо, захватил и моё сознание. И я мыслен­но обратился к духу Прамамочки. Это было в Геленджике, ря­дом никаких дольменов, но вдруг на меня повеяло какой-то нежностью, любовью, стало очень хорошо - как будто дух Пра­мамочки прикоснулся и поговорил со мной.

Я увидел женщину, светящуюся любовью, с распущенны­ми волосами, на руках которой был её младенец - её Дитя. Это был Бог, которого она родила.

А она, Мать Вселенной, вскармливала своё Дитя. Огром­ную любовь излучали их тела, и пространство вокруг них, ка­залось, тоже сияло. Разноцветные лучи проходили через голо-

ву и тело Женщины и соединялись в её груди, объединяясь в её соске. И её сосок, как маленький вулканчик, заключал в себе все энергии Вселенной.

Энергии, полезные Тебе, Возьми, Дитя моё, Они идут через меня. Мой Сын, мой Бог, Творец Вселенной! Расти на радость нашему Отцу и людям всем!

Это состояние полной Веры в себя, в свои силы и в Бога. Состояние реки, которая всем даёт свою влагу, состояние Сол­нца, дарующего всем свой свет и тепло.

В этом состоянии женщина Чиста и Свободна, Целомуд­ренна, то есть Мудра - так как знает, что её сын - Сын Бога. Бесстрашна - так как ничего не может произойти без воли Отца. Женщина, которая представит это, войдёт в это состоя­ние - станет настоящей Богоматерью. Это, наверное, цель земного пути каждой женщины. Я в это искренне верю. Мне поведал об этом дух дольмена «Сердце матери».

О названиях дольменов

После опубликования первой и второй книг В. Мегре ты­сячи людей из разных уголков страны совершили паломниче­ство к дольменам Геленджика. А так как тайна дольменов при­открывалась и это уже были не просто камни, а живые Духи, с которыми можно общаться, - люди попытались дать назва­ния дольменам, к которым они обращались. Так, например, группа единомышленников А. В. Солнцева из центра «Анаста­сия» г. Москвы совершила несколько поездок к дольменам, в результате которых появились названия дольменов Тор, Хан, Инф, Гор и т. д. Параллельно с ними зазвучали другие имена: дольмен Любви, Нежности, Солнечный и Лунный и пр. Это было здорово! Каждый новый дольмен получал своё имя.

Как гром среди ясного неба на конференции 1999 г. про­звучала критика Мегре данной работы. Мегре сказал, что но­вые имена могут увести человека от истинного предназначе­ния дольменов.

Я согласен, что имена не отражают той полноты, что есть у дольмена, и я так и говорю людям, что дух дольмена много­планов, что много свойств может раскрыться через него, по­этому не зацикливайтесь на названии. Название - как грань кристалла, как один оттенок из всех цветов радуги. Но даже через одну грань мы можем понять суть всего Кристалла, через один цвет можем прийти к другим цветам радуги. Поэтому имена пусть останутся, тем более что они направляют челове­ка к его Божественной сути. Во всяком случае, Дольмен Муд­рости, Нежности, Любви звучит лучше, чем дольмен № 1, № 2, №3.


Дар гора

Гора Нексис. Вечер. Оля, проводник, привела нас на это чудесное место. И, как человек тактичный и понимающий, оставила нас наедине с дольменами... Ветер нёс лёгкие облака, которые, скользя по горе, иногда окутывали и нас своим пухо­вым одеянием. Мы сели в круг и стали петь наши любимые песни, посвященные Богу, а потом пошли к дольменам.

Солнечный дольмен. Он выделяется среди всех. Стоит на горе, окружённый валами, как будто сам дольмен упал с неба, и по земле пошли во все стороны волны, которые вдруг вне­запно застыли. Хотя на самом деле, без всякой мистики, лес­хоз дал распоряжение сделать бульдозерами валы от пожаров, чтобы не горели деревья, травы в сухое жаркое время года. Но удивляет, какие ровные круги получились, что за невидимая рука водила творца (не хочу говорить тракториста) этих земля­ных валов.

Итак, обойдя дольмен, я прислонился спиной к камен­ной плите и как будто попал в другое измерение. Пошли ка­кие-то образы. Я увидел старца, благословляющего молодых людей. Он сидел строгий, но вместе с тем свет лился из всего его существа. Юноши подходили к нему по очереди. Это было посвящение. Видение длилось секунду, потом исчезло. Навер­ное, рано мне заглядывать дальше. Но после того, как исчезло видение, внутри появилась музыка, раздалась чудесная мело­дия. Она звучала и звучала всё время, пока мы находились на горе... Это было невероятно. И только через несколько дней, по дороге домой, уже в поезде, на эту мелодию пришли стихи.

В горах, на солнечной поляне,

Среди ветров, небесных вод

Стоит Он - сложенный из камня,

А по душе - сама Любовь!

Дольмен. Простой и совершенный,

Дитя великих мудрецов.

Они ушли, а ты нетленный

Стоишь, и множество веков

Несёшь своё предназначенье,

Даёшь божественный свой Дар!

Кому прозренье, вдохновенье,

Кому святое исцеленье,

А мне на счастье был Ты дан.

Ушли куда-то прочь сомненья,

Ушли печали, и Покой

Проник широкою рекой

В мой ум.

И Муза вдохновенья

Теперь нашёптывает мне

Божественные песнопенья.

И я пою

О том, что вновь

Приду к Тебе

О, Свет!

О, Гений!

В гармонии,

Вселенском Единении

Дольмен Любви!

Позже, вспоминая горы, дольмен, я опять мог ощущать внутри музыку, писать стихи. Но иногда не хватало слов. Слова были тесны, чтобы передать все грани ликования моей души.

После первого посещения дольменов я решил, что зай­мусь тем, что буду водить к Ним людей. И с тех пор каждое лето я становлюсь проводником к этим местам.

Я не веду статистики, как дольмены повлияли на людей, но результаты иногда меня поражают.

У многих ускорились события в жизни. Дольмены как бы стали важной ступенью в их жизни. Мой друг детства Алексей К. у дольменов встретил свою половину Светлану. И я был при­глашён на свадьбу в качестве свидетеля. Сейчас у них родилась девочка, и они думают о родовом поместье.

Другой человек, Ольга У., после дольменов съездила в Индию и нашла там своего духовного учителя. Многие - мне дорогие люди - нашли себя в православии. Володя С. уехал в общину Виссариона. Ускорился их духовный поиск, выросла духовная устремленность.

Стихи у дольменов - дело обычное. Почти в каждой груп­пе кто-нибудь да напишет стихотворение. Видно, муза стихос­ложения всегда находится рядом с дольменами. Хотя большин­ство, примерно 80% людей, стихи не пишут, тонкий план не видят, и когда их спрашиваешь об ощущениях, они говорят: «Нам просто здесь хорошо, мы ощущаем мир и покой». И, на­верное, это и есть высшая оценка этим местам: они дают нам состояние Мира - а дальше со временем приходят осознан­ность каждого шага своей жизни.

Как всё было

Дольмены начали строить около 5000 лет назад. В то вре­мя были мудрецы, которые жили божественной жизнью, жиз­нью Золотого века человечества, когда люди напрямую общались с Богом, обитали в райских садах и обладали удивитель­ными энергиями и способностями. Но уже тогда появились признаки Железного века человечества, века страданий. Че­ловечество пошло по пути деградации, и мудрецы предвиде­ли, что этот период, достигнув своего апогея, завершится. И вот тогда новым, проснувшимся людям, потребуются знания мудрецов. Они решили эти знания оставить на Земле. Эти тай­ны находятся в дольменах.

Пришла информация о том, как происходил процесс ухо­да. Уходили ведь живые люди в каменную камеру. Зачем? Ради того, чтобы передать знания следующим поколениям. Это можно сравнить с подвигом Иисуса, который тоже пожертво­вал своим телом ради людей.

Для дольмена выбиралось специальное место - гармо­ничное этому Человеку, и готовился камень, который нравил­ся Ему и подходил к месту установки дольмена. После этого каменные плиты обрабатывались, сушились на солнце, а по­том их перемещали - возможно, используя способности По­священных облегчать вес предметов. И вот дольмен установи­ли. Человек должен был выбрать время ухода. Возможно, это делали с помощью звёзд и планет, высчитывали астрологичес­ким путём.

А, скорее всего, интуитивно мудрец знал момент, время своего ухода.

И вот наступал назначенный День. Друзья и родные с тор­жественной радостью провожали его на подвиг Души, печали и скорби не было, они поднимали крышку дольмена, - и он входил в эту каменную камеру. Что же было дальше? Плиты герметично закрывали Человека внутри, шум, свет- остава­лись снаружи. Внутри царили мрак и тишина. Воздуха, кисло­рода с каждым глотком становилось всё меньше и меньше. Что же происходило с Человеком дальше?

Когда человек перестает дышать, энергия Кундалини из основания позвоночника начинает автоматически поднимать­ся по позвоночному столбу, то есть раскрываются все энерге­тические центры тонкого тела человека. И в этот момент наи­высшего энергетического подъёма Дух Человека дает приказ покинуть своё старое тело. Намерение человека определяет будущее его духа. Местом обитания духа становится каменная кладка дольмена, благодаря которой Дух тысячелетия оста­вался на этом месте, храня знание первоистоков и передавая их следующим поколениям людей.

Когда завершится их Миссия? Почему они обрекли себя на то, чтобы не воплощаться среди людей? Возможно, с на­ступлением Нового Золотого Века Человечества Духи дольме­нов станут свободны. А пока они стоят и терпеливо ждут глав­ных вопросов человека: Кто я? Куда иду? И как быстро я могу добраться до цели?

Мёртвый дольмен

Однажды я подумал, что, возможно, с разрушением плит дольмена освобождается и его Дух. Но опыт показал обратное. У некоторых разрушенных дольменов энергия места была гораздо сильнее, чем у многих целых дольменов. Исключением из правил оказался дольмен в Шапшугской долине, из которого дух ушёл. Когда я подходил к нему, я поразился тому, чтоничто внутри меня не откликнулось. Ни радости, ни печали не было. Душа осталась полностью равнодушной. Дольмен был пуст. Я решил проверить себя и спросил у друзей про их ощу­щения. «Мёртвый дольмен, ничего не чувствуем», - подтвер­дили они. Рядом с дольменом мы увидели таинственные зна­ки - следы какой-то магической операции, которая, возмож­но, и стала причиной ухода духа дольмена. Шапшугскую до­лину часто посещают группы экстрасенсов, эзотериков всех мастей, маги и колдуны. Чёрное и белое здесь находится ря­дом. Тут надо быть осторожным...

Жил-был художник

Один художник из Москвы приезжает каждое лето в Ге­ленджик, рисует портреты людей, а иногда ходит в горы к доль­менам, отдохнуть душой. Однажды он поделился со мной сво­им переживанием: «Там, у дольменов, ко мне приходят чис­тые мысли. Наверное, таким образом духи дольменов и разго­варивают с людьми. Последний раз они сказали мне: «Рисуй не для славы и денег...».

Деньги - болезненная тема, тем более для Геленджика, куда одни приезжают, чтобы их потратить, а другие - чтобы заработать. Святыня и деньги - несовместимые понятия. Нельзя водить к святыням только ради денег. Они закроются от вас (сужу по своему опыту). Если ты думаешь о деньгах, то более светлые мысли перекрываются. Хотя, если цели благие и деньги становятся не главным, то плата допускается. Кроме платы проводникам, есть ещё экологический сбор на фермер­ском хозяйстве С. Бамбакова, а также надо платить за проход в долину реки Жене, где тоже есть дольмены. Конечно, храмы пользуются пожертвованиями, но здесь, если ввести эту систему, только 1% от посещающих людей, наверное, пожертвует какую-то сумму. А в реальности кто будет убирать мусор за 99% туристов? Поэтому экологический сбор - мера правильная. Хотя и тут нужно бы сделать исключение. Для людей, кото­рые стеснены в средствах и хотят побывать в этих местах, нуж­но сделать бесплатный вход. В Египте, например, за осмотр пирамид, гробниц или храмов берут около 20-40 египетских фунтов, что на наши деньги составляет 200-400 рублей.

Да и если сравнивать дольмены с пирамидами, а я недав­но побывал в Египте, то дольмены выигрывают. Радом с ними я чувствую себя приятно, хорошо. У пирамид же энергия хо­лодная, чувствуется тревога - заходить внутрь не хочется. Там - опасность. Вот сфинкс - другое дело. Рядом с ним тепло и хорошо. Он, как страж, стоит рядом с пирамидами и смотрит своими мудрыми глазами на цивилизацию людей.

Что дали мне эти десять лет с дольменами? Блаженство и ещё раз блаженство от общения с этими чистыми Душами. Мне перестали мешать люди и деньги. Поясню: раньше требова­лось уединение, чтобы сконцентрироваться на энергии места, на Хранителе Дольмена, теперь иногда за сотни метров я чув­ствую поток энергий и могу общаться с Духом дольмена. И сот­ни туристов мне уже ничуть не мешают. Но если вы пришли первый (и даже второй или третий) раз, конечно, лучше всего выбрать время, которое неудобно для массовых туристичес­ких групп. Это ранние утренние часы. Когда вы наедине с При­родой и с Тем, к кому вы пришли.

Деньги. Кажется, я нашёл ту золотую середину, где я по­нимаю, где надо брать деньги, а где не надо. И когда мы идём к дольменам общаться или знакомиться, я стараюсь денег не брать. И когда я это делаю бескорыстно, я чувствую, как раду­ются дольмены, они меня принимают, как родного, я чув­ствую, как радуется моя душа. Однажды в таком состоянии я был на фермерском хозяйстве у дольмена Нежности. Мне показалось, что он сам указал мне место, где я должен сесть. Я сел на это место, закрыл глаза и представил себя сосудом, от­крытым всему пространству, всей Вселенной. И - о чудо! Я увидел белый сияющий шар, который входил в мой сосуд.

Свет и чистота были сутью этого шара. Блаженство разли­лось по всему моему телу. Я понял, что стал беременным! Бе­ременным Светом. Может, кто-то назовет меня ненормаль­ным. Мужчина - и беременность. Но это так и было! И это было превосходно! О, люди! Если вы почувствовали это состо­яние или состояние блаженства - постарайтесь его не расплес­кать. Постарайтесь не говорить как можно дольше, побыть в тишине, ограничить себя в питании, бережно нести это состо­яние дальше.

Через несколько часов, приехав в Геленджик, я наелся. Суть моего тела осталась пока той же прожорливой. Всё моё блаженство улетучилось. Опять еду к дольменам - что делать? «В тебе осталось семя, но оно прорастёт, если ты каждый день не менее трех часов будешь находиться в том состоянии, кото­рое испытал», - был ответ. Можно сотни раз приходить к свя­тыням и потом опять возвращаться на круги своя, ничего не меняя. Надо создавать новые привычки, новый образ жизни. Вспоминаю героя из фильма Марка Захарова «Тот самый Мюн­хгаузен», который каждый день в 10 утра совершал подвиг. Под­виг - это состояние души, состояние её полёта.

Господи, как велик и прекрасен Твой мир! Господи, дай мне сил быть с тобою всегда! Быть в океане Твоей Милости, в океане Твоей Любви!

Археологи

На реке Жене стоял один дольмен, с которым я встречал­ся, как с братом. Я и его Дух поднимались в облака, и мы кру­жились и радовались друг другу. А один раз, пытаясь уберечь его от агрессии людей, я мысленно сотворил ему золотую за­щиту из светящихся лучей, которые, как корзиночка, сплелись вокруг его каменного тела.

Долина реки Жене - это очень оживлённое туристичес­кое место. Часто группы людей идут одна за другой. Некото­рые останавливаются и пытаются получить от дольмена энер­гию, здоровье и т. д. Иногда это провоцируют экскурсоводы, говоря, например, такие слова: «А здесь мы можем подзаря­диться энергией, здоровьем. Давайте попросим здоровья у Дольмена». И в этот момент происходит ужасное: они присло­няются к дольменам и пытаются взять из него как можно боль­ше энергии. Люди в этот момент превращаются в вампиров. И хотя через некоторое время энергетика дольмена восстанавли­вается, зрелище это отвратительное. Поэтому я и пытался ему помочь. Но не помогло от ещё большей беды - археологов.

Один раз я пришёл и обнаружил печальную картину: де­ревья, которые росли рядом с дольменом, были срублены, кам­ни разворочены. Горе-археологи из Питера уничтожили всю гармонию, которая здесь царила. Варвары с учёными дипло­мами хотели докопаться, что-то найти. Конечно, каждый по-своему ищет Истину, каждый по-своему зарабатывает на хлеб. Но как объяснить людям с огрубевшим сердцем, что они унич­тожают Красоту? Как передать стоны и печаль духов дольме­нов, духов леса над содеянным? Будут смеяться. Пускай... При­рода сама накажет. Ничто не остается без расплаты. Глава груп­пы археологов, делавших раскопки в селе Анастасиевка, Туап-синского района, получил инфаркт сердца, Мегалиты, кото­рые они раскопали получили название Храм солнца. Памят­ник был шикарнее Стоун Хенджа, но, знак был расшифрован правильно и после всех измерений и фотографий всё было опять закопано. Всему свое время…

Эти строки были написаны 6 лет назад. С тех пор раны несколько зажили, да и я начал понимать некоторые положи­тельные стороны. Например, если б не археологи, многие доль­мены просто растащили бы под постройки жилья и других объектов. То есть, они заботятся о сохранении дольменов, в чём им надо сильно помогать. Да и сам я, если сказать честно, 20 лет назад был археологом, студентом участвовал в археоло­гической экспедиции, мыл черепки, копал землю. Известные академики Шипов и Акимов тоже раньше занимались наукой и... открыли торсионные поля, и теперь снимают ауру людей, святых, говорят, что наука вплотную подошла к Богу. Да и Мег-ре всё время оглядывается на учёных, даже в своей книге опи­сал опыт с радиационными приборами, которые показали уменьшение радиации у Дольменов. Так что наука не так без­надёжна, и, может быть, лирики и физики объединятся в кон­це концов.

Один археолог как-то признался: «За 50 лет моего обще­ния с древними святилищами-плитами я ни разу не заметил ничего сверхъестественного, не ощущал ни приливов, ни от­ливов энергии, не заболел из-за них и не выздоравливал благо­даря им. Я всегда видел в них только камни, в которые вложен огромный человеческий труд, следы какой-то неведомой идеи, заставившей совершить этот труд».

С XVIII века учёные описывают дольмены, вымеряют их длину, ширину, определяют вес, возраст, разбирают культур­ный слой по косточкам (т. е. смотрят и в хвост, и в зубы). За что им большое спасибо. Да и выглядят умно, в очках. Так что пус­кай делают музей под открытым небом, пускай на совещаниях рассказывают о своих открытиях и достижениях. Это тоже, наверное, важно, это тоже божественный план. В конце кон­цов, плоть не мешает духу пообщаться с духом, и никакие ар­хеологи не смогут здесь стать препятствием. Хотя многие из них продолжают едко высмеивать тех, кто кладёт цветы к доль­менам, кто кланяется памяти Великих Предков, кто бережно, босиком подходит к каменным святыням и пытается сосредо­точиться на своём вопросе или просто молча побыть с духом дольмена.

Вспоминаю, как в детстве я ходил на экскурсии в право­славные храмы, которые прежний режим оставил как истори­ческие памятники. Помню, как экскурсовод, показывая на алтарь, фрески, рассказывал о культовом характере сооруже­ния. Говорил о высоте и широте храма, сколько времени и как он строился, как искусно обманывали народ и так далее. Сей­час храмы передают обратно в ведение церкви. И, наверное, такие экскурсии сейчас восприняли бы как кощунство. Но ведь были времена...

С дольменами история аналогичная. Тысячелетия забве­ния - и только сейчас их предназначение раскрывается. Хотя многие народы в своих легендах раскрывали суть этих соору­жений. Мегрелы, например, называли их «домами великанов», казаки - «богатырскими хатами», адыги сохранили легенды о том, что дольмены построили великаны для карликов. Вели­каны Духа построили дольмены для карликов духа. Какая уди­вительная прозорливость! Сейчас в каждом человеке живёт этот карлик - карлик сомнения, неверия, эгоизма, и от каж­дого человека зависит решение - остаться карликом или стать великаном.

Проснитесь, Люди! Выбор за вами!

Стоунхендж.

Египетские пирамиды.

Мифы и реальность.

Возникновение и назначение.

Конструктивные отличия.

Используемый материал.

Строители дольменов.

Орнаменты и краски.

Находки в дольменах.

ДОЛЬМЕНЫ

На территории Кр аснодарского края рассеяны тысячи памятников, которые по историческому и культурному значению стоят в одном ряду со знаменитым Стоунхенджем и являются ровесниками Египетских пирамид .

Это дольмены . Вот уже 200 лет историки и археологи, антропологи и лингвисты бьются над тайной происхождения дольменов, пытаются проникнуть за плотный «занавес» тысячелетий, чтобы окунуться в повседневную жизнь тех далёких времён. На пути их исследований множество препятствий, главное из которых время.

Постепенно, благодаря скрупулёзному труду учёных, мрак прошлого рассеивается, открывая удивительный период мировой истории. Точно так же, как по крупицам археологи извлекают из земли древние артефакты, перед нами шаг за шагом раскрывается повседневная жизнь древних строителей, их технические возможности и научные знания, верования и обычаи.

Дольмен с. Пшада.

Мифы о дольменах и история их изучения

Дольмен горы Нексис.

Научное название «дольмены» кавказские памятники получили со времени их открытия (в начале XVIII века). С тех пор оно закрепилось в научной литературе. Первыми, кто обратил внимание на эти сооружения были иностранцы, точнее, европейские путешественники, волей случая оказавшиеся на Кавказе , а именно в районе Геленджика . В 1818 году француз, Тетбу де Мариньи исследовал группу дольменов на реке Пшада . Десятилетие спустя их же описал в своём дневнике английский этнограф (по совместительству шпион, резидент английской разведки) Джеймс Белл . В 30-е годы XIX века наши дольмены привлекли внимание швейцарца, Дюбуа де Монперэ , который в середине века опубликовал свои исследования, открыв, таким образом, кавказские памятники для европейской науки и определив их место среди мегалитов Европы. В России же их начинают изучать значительно позже только в 70-е годы XIX века.

Вокруг этих древних сооружений издавна плодились самые разнообразные вымыслы и легенды. Например, по сказаниям местного населения (адыгов) , когда-то здесь жили великаны нарты и карлики , слабые и беспомощные. Из жалости к этому низкорослому народу, нарты воздвигали им неприступные, как крепости, дома из огромных каменных плит, оставив в передней их части лишь небольшой проход в виде отверстия, через который мог пройти только очень маленький человек. Поэтому адыги и называли их «съссыппъ-уна» , то есть «карликовые дома» . Переселившись на Кубань казаки , потрясённые монументальными постройками посчитали, что создать их было под силу только богатырям, и соответственно дали им название «богатырские хаты» . Все эти сказания возникли несколько столетий назад. XX век принёс ещё более фантастические домыслы о происхождении, возрасте и назначении дольменов. Избыток энтузиазма, замешанный на мистике и суевериях, породил самые невероятные предположения о дольменов как ультразвуковом оружии древних, платформах для взлёта и посадок НЛО или первобытных компьютерах, созданных сотни тысяч лет назад.

Время возникновения и назначение

На самом деле, первые мегалитические памятники появляются в конце VI в. до н.э. (около 7,5 тыс. лет назад). Раньше всего их начали строить во Франции . Здесь, на Западном Кавказе , первые дольмены возвели в конце IV в.до н.э. Это около 3 400 г. до н.э. (плюс-минус 50-70 лет). С этого времени, в течение почти 2 тысяч лет по склонам и седловинам гор, в долинах рек «вырастали» поражающие воображение усыпальницы , надежно охранявшие прах древних жителей этих мест.

Как бы ни были романтичны и притягательны мифы, сложившиеся вокруг этих грандиозных построек, исследования учёных дают нам совершенно чёткий ответ на вопрос о функциях и назначении этих памятников. Прежде всего, дольмены служили усыпальницами. Однако, в силу религиозных представлений тех далёких времён, их использовали и в качестве культовых сооружений.

Дольмен с. Пшада.

Дольмен р. Пшада.

Дольмен долины р. Жане.

Дольмен с. Пшада.

Особенности конструкции

Дольмен долины р. Жане.

Дольмен горы Нексис.

Иногда в полумраке кавказских горных лесов можно видеть одиноко стоящие памятники, чаще попадаются небольшие дольменные группы , а бывают некрополи , состоящие из нескольких сотен гробниц. Несмотря на внешнюю схожесть, будто зодчие делали копии с одного образца, они имеют множество вариантов: составленные из огромных плит, круглые, наполовину или целиком выдолбленные в куске скалы, со стенами, сложенными из небольших блоков и т.д.

Чтобы сделать постройку более долговечной боковые плиты подпирались необработанными каменными глыбами (контрфорсами) , а поверх всей конструкции делалась насыпь, которая оставляла открытой лишь фасадную плиту, с отверстием, закрытым каменной пробкой .

Перед дольменом мощеная площадка (двор) , прямоугольная, квадратная или круглая, иногда отгороженная стенами из небольших блоков. У некоторых гробниц двор занимает площадь в сотни метров. Часто дольмен был окружен кромлехом (кольцом из камней вокруг всей конструкции). Его функция проста – удерживать насыпь и двор от разрушения. Все плиты и блоки дольменов были индивидуально подогнаны и скреплены между собой при помощи пазов . Но, пожалуй, самое удивительное, что у некоторых построек имеется самый, что ни на есть настоящий, ливнёвый дренаж . Таким образом, древние строители предусмотрели все, чтобы уберечь свои творения от негативных воздействий природных стихий.

Строительные материалы

Материал для строительства брали в каменоломнях , располагающихся, как правило, где-то недалеко. Расстояния для строителей эпохи бронзы не являлись такой уж сложной проблемой . На практике выяснилось, что блоки в пределах 20-30 тонн поддаются человеческой силе: обработке и перемещению . На самом деле, самое сложное не транспортировать, а отколоть плиту или блок нужного размера . Для этого использовали очень простой, но эффективный метод. На заготовке делали неглубокие овальные насечки. Затем брали бронзовую ленту в 2 раза длиннее глубины насечек , сгибали пополам и помещали сгибом в отверстие и осторожно забивали между стенками (полосами) ленты деревянный или металлический клин поочерёдно в каждой из насечек . Постепенно камень давал трещину точно по намеченной насечками линии. И, таким образом, получали блоки необходимого размера.

Процесс строительства

Заготовки для блоков и деревянных волокуш перевозили на место будущего строительства. Здесь камень подвергался окончательной обработке. Делали это при помощи бронзовых и каменных орудий . Если присмотреться, на поверхности тщательно обтёсанных плит вы сможете увидеть следы работы древних мастеров. Длинные, узкие зарубки оставлен бронзовым инструментом , а «оспины» (круглые) каменным (кувалдой или каменным отбойником).

Трудоёмким был процесс сбора дольмена. Сначала укладывались и устанавливались боковые стены, затем делалась насыпь , которая оставляла открытой лишь фасад, и по этой насыпи при помощи рычагов, верёвок и тягловой силы быков по брёвнам втягивали и устанавливали перекрытие . После этого достраивали все остальные детали. Всё это сухая кладка , без использования какого-либо скрепляющего раствора, а все полости заполняли мелким щебнем .

При строительстве пользовались мерами длины , такими, как локоть , ладонь и т.п., а также строительным модулем , которым служил, скорее всего, диаметр отверстия в фасадной стене. Как бы это ни казалось удивительным, но строители дольменов мало того, что были знакомы с настоящей храмовой или культовой погребальной архитектурой , но и обладали довольно глубокими математическими знаниями . Ведь для создания такой конструкции необходимы сложнейшие математические расчёты, особенно для круглых в плане дольменов . Они сложены из небольших блоков, расположенных в несколько ярусов, сужающихся от основания и образующих как бы подобие ложного свода . Каждый блок в такой постройке представляет собой сегмент круга . Длину этих сегментов и необходимо было вычислить , чтобы в итоге, при сборке, получилось именно то, что задумывалось. И, невольно возникает мысль, имеем ли мы право, считать древние народы примитивными, стоящими на более низкой ступени развития, нежели мы с вами.

Дольмен долины р. Пшада.

Строители дольменов. Кто они?

Уже долгое время на этот счёт ведутся нескончаемые дискуссии и споры. Одни учёные считают, что традицию возведения подобных гробниц принесли переселенцы из Малой Азии , другие склонны думать, что эта идея пришла из стран Средиземноморья , третьи полагают, что это коренные жители этих мест . И последняя теория наиболее убедительна . Судя по найденным останкам, это были люди среднего роста изящного телосложения , по внешнему виду, вероятно, схожие с адыгами . В научном мире за ними закрепилось название «племена дольменной культуры» .

Нас разделяют 5 тысяч лет, и сейчас трудно восстановить в мельчайших деталях быт и духовную культуру этих народов, но кое-что о них мы всё же знаем.

К III в. до н.э. (т.е., ко времени строительства гробниц) люди узнали свойства металлов и научились выплавлять орудия из меди и бронзы . Это давало им значительное преимущество: к примеру, медный топор оказался эффективнее каменного в 3 раза, производительность медного ножа превышала каменный в 6-7 раз , наиболее ощутимо выявилось преимущество меди при сверлении (в 20 раз быстрее) . Однако в это время продолжали использовать и орудия из камня.

Основными занятиями населения были скотоводство и земледелие , а с техническим прогрессом в среде местных жителей появились новые профессии: литейщики, кузнецы, ювелиры, оружейные мастера .

Несмотря на столь внушительные гробницы, жилища племён дольменной культуры были глинобитными , поэтому не сохранились. Вообще, поселений той эпохи известно крайне мало около 10, а исследованы всего 5. Видимо, для древних строителей гораздо важнее было создать «вечное» погребальное сооружение , чем построить удобное жилище. Почему так? С чем это связано?

Представим себе то далёкое время. На небольшой территории соседствуют несколько разрозненных племён. Они далеко не всегда были настроены миролюбиво по отношению друг к другу. Частые стычки, войны за право существования и проживания на той территории вынуждали искать способ как-то утвердиться на земле предков. Земля с её богатыми природными ресурсами была самым ценным, её ценили выше человеческой жизни . Чем мог доказать тот или иной народ, что это земля его предков? Именно погребальные памятники , ставшие родовыми склепами и служили таким доказательством. По замыслу древних строителей дольмены должны были заявлять права собственности на землю вечно . Общество всегда имело сложную структуру, и скорее всего, дольмены и дольменные комплексы принадлежали не рядовым согражданам . Если бы это были средневековые памятники, их можно было бы назвать «княжескими» . Но для эпохи бронзы пока неизвестно, какой термин в этом случае применить. Это – родовые склепы .

Быть может, отдельные типы дольменов соответствовали определённым прослойкам общества (вождям, жрецам, старейшинам и т.п.). А может, разные конструкции строились разными племенами . Всё это пока что остаётся загадкой.

Все дольмены обращены фасадом вниз по склону . Но бывают случаи, когда они стоят на вершине хребта, например на горе Нексис (в районе Геленджика ). И вот тут непонятно, почему они обращены именно в ту сторону, а не в другую? Связано ли это с восходом или заходом солнца, с расположением планет и звёзд? Ориентировка могла быть астрономической, но могла зависеть и от рельефа . Оба этих утверждения не доказаны. Известен лишь один случай, когда дольмен ориентирован на заход солнца, отмеченный камнем (обелиском) – это дольмен в районе станицы Новосвободной. Верхняя часть камня была украшена концентрическими кругами , что во многих культурах древности символизировало солнце . Сейчас этот обелиск хранится в Майкопском музее .

Религия древних строителей

Попытки заглянуть вглубь тысячелетий и определить религиозные представления древних строителей приводят взгляды учёных к орнаментам, высеченным на плитах дольменов. Незатейливые рисунки в камне уводят нас к первоистокам религии . Погружая в таинственный мир язычества. Чаще всего встречаются орнаменты в виде расходящихся кругов, повторяющихся зигзагов и треугольников .

С погребальным культом у многих народов связаны различные символы . Один из таких символов змея . Считалось, что она – загадочное существо, связывающее этот мир с потусторонним, земной с подземным. И змеиный сюжет часто повторялся в эпоху бронзы. Орнаментом в виде зигзага в древности изображали змею . На одном из дольменов на горе Нексис зигзаги увенчаны небольшими змеиными головками . Когда исследовали дольмены около станицы Новосвободной , то обнаружили, что у двух из них орнамент на стенах внутри камеры окрашен красной охрой ещё до момента сборки всей конструкции. Можно предположить, что дольменная постройка, плотно закрытая каменной пробкой представляла собой вместилище умерших предков, которые способны были повлиять на будущий достаток и плодородие . Это не просто погребальные памятники, они ещё и культовые. Почему? По той же причине, по которой мы сейчас посещаем кладбища – поминание родственников, культ предков . Покойников всегда уважали и боялись, считали, что они могут мистическим образом вмешиваться в дела живущих, потому совершали этот культ .

Дольмен долины р. Жане.

Дольмен долины р. Жане.

Во времена археологического обследования долины реки Жане сделана потрясающая находка – блок-алтарь (жертвенник), который хранится в настоящее время в Геленджикском историко-краеведческом музее . Видимо, он стоял в верхнем ряду стен, отгораживающих двор дольмена (у него есть паз ). Может быть, примыкал прямо к дольмену. Пока ещё точное его местоположение не определили. Этот жертвенник уникальная вещь. Он ещё раз дает нам понять, что в те далёкие времена здесь, перед дольменами совершали какие-то сложные, неизвестные нам ритуалы. Какие заклинания слышали угрюмые гробницы, чья кровь окропляла каменные жертвенники, каким богам возносили молитвы экзальтированные жрецы ? Эту тайну древние усыпальницы не раскроют никогда. Не узнаем и о том, кто провожал усопших в их последний путь. Доподлинно известно лишь, что никогда во время похоронной процессии крыша дольмена не сдвигалась . Она всегда была перекрыта насыпью. Вносили умершего внутрь камеры через отверстие в фасадной плите , которое затем, после совершения сопутствующих обрядов и поминальной тризны, плотно закрывалась пробкой .

Дольмен долины р. Пшада.

Дольмен долины р. Пшада.

Что находят археологи в дольменах?

Дольмен долины р. Пшада.

К сожалению, многие из этих памятников ограблены ещё в древности. Но некоторым учёным повезло, и им довелось вытащить пробку дольмена первыми, после того, как последний человек поставил её на место тысячи лет назад, похоронив родственников. И остатки этих людей (как они лежат, какие вещи рядом с ними) доказывают, что это склеп . Иногда там несколько погребённых (чаще 2-3 человека, иногда, как в дольменах Абхазии до 15). Известны 2 типа захоронений:

скорченное , когда скелет лежит на боку с поджатыми к груди коленями;

пакет (мешочек) с костями, иногда расшитый бусами . В такой пакет складывали череп, длинные кости, иногда кости груди и таза. Это явление известное для эпохи бронзы – обрядовые процедуры были очень сложными.

Часто в конце XIX – начале XX в. скорченное положение погребённых воспринимали за сидячее . Некоторые костяки посыпаны красной охрой и углём . Во многих культурах древности охра являлась как бы символом крови, жизни в потустороннем мире . Значит, строители дольменов верили, что смерть лишь переход в иную жизнь , где человеку понадобятся вещи, которыми он пользовался в земной жизни. Поэтому рядом с погребением – личные вещи умершего (оружие, предметы украшения и т.п.) и напутственная пища (обычно в глиняных сосудах). Традиционный набор оружия – бронзовое копье и кинжал .

В подтверждение тому, что это не только погребальные памятники , но и культовые , археологи находят следы поминальных тризн, которые совершались на площадках перед дольменами – это керамическая посуда, кости животных и ножи.

Бывает, у входа в дольмен сложены окаменелости (моллюски и т.п.), выбранные из реки. Редко попадаются изображения животных . Например, у одного дольмена около станицы Новосвободной найдены 2 бронзовые с серебром статуэтки собак (одна – как лайка , другая – похожа на лисицу ), а у другого дольмена – с обелиском, частично повреждённая фигура быка . По неизвестной причине приблизительно в первой половине II в. до н.э. строительство дольменов прекратились . Но сооружения эпохи бронзы не были забыты. Ещё долгое время их использовали для захоронений и совершения тризн племена более позднего времени (меоты, адыги ).

Современные археологические исследования

Последние несколько лет в районе г. Геленджика работают две экспедиции. Одна из них под руководством кандидата исторических наук Б.В. Мелешко , — вот уже три сезона подряд ведёт раскопки дольменов Назаровой щели в районе курортного села Архипо-Осиповка . Работает эта экспедиция в рамках Института археологии Российской Академии Наук (РАН, г. Москва) . И её целью является не только раскопки определённого памятника, но и поиск и нанесение на карту новых местонахождений дольменов . Сейчас на Кавказе известно около 3-х тысяч дольменов. Но их истинное количество должно быть примерно в 3 раза больше (т.е. около 10 тысяч).

Вторая экспедиция работает от Института Истории Материальной Культуры (РАН, г. Санкт-Петербург) в долине реки Жане . Руководит ею кандидат исторических наук В.А. Трифонов . Работы экспедиции ведутся с 1997 года. Вместе с археологами из Санкт-Петербурга и Москвы, в неё принимали участие специалисты из США, Италии, Австралии, Дании, поэтому она вполне может называться Международной . В результате выполнения намеченных работ, предполагается вернуть комплексу долины реки Жане вид, максимально приближённый к оригинальному, включая дольмены, курганные конструкции и меж. курганное пространство . И создать природно-археологический заповедник , а в его пределах – археологический парк . Подобная методика известна на Западе как реконструктивная . В нашей же стране подобные работы проводятся впервые. Ещё в 2001 году Президентский фонд , выделивший средства на продолжение исследований, прямо назвал этот проект проектом общенационального значения .

Дольмен долины р. Пшада.

Благодаря элементам сходства между дольменами и широко известными мегалитами Европы и Азии, кавказские памятники остаются в центре внимания мировой доисторической археологии. Но пока у учёных в результате исследований больше вопросов, нежели ответов на них. Между нами и строителями гробниц эпохи бронзы пролегли тысячелетия истории. Вероятность когда-либо до конца разгадать тайну дольменов – ничтожна, но для тех, кого приворожила суровая красота этих памятников истории и удивительная атмосфера окружающего ландшафта, это уже не имеет значения .

Брунов Виктор Викторович , Вологда.

В 2009 и 2010 г. проводились научные исследования этих двух мегалитов приборами ИГА-1 и методом биолокации.

2009-Брунов В.В. Об энергоинформационном воздействии на людей святилищ, расположенных близ г. Сочи. Конф. Торсионные поля. М. 2009. с.652-667.+

2010-Брунов В.В. Кравченко Ю.П., Брунова Н.П. Новые открытия сочинских дольменов / // Вузовская наука - региону: 8-я всероссийская научно-практическая конференция. Т.1. Вологда: ВоГТУ, 2010. с.378-381.

Зеленцов Сергей Николаевич . к.м.н., Вологда.

Большинство сейдов на рамки никак не воздействовали, но сейды, вокруг которых не растет мох и кустарник дали сильное вращение рамки против часовой стрелки(?!), кроме того такое же вращение фиксировалось на фотографиях трещин в скалах.

Нередко можно встретить глубокие трещины в скалах, заложенные камнями. Работа исследователей с биолокационными рамками показывает, что камни, закрывающие трещины в этом случае блокируют сильнейший энергетический поток, исходящий из них. Также заслуживает внимание реакция рамок на белые камни, которые часто ставились на видных местах. Рамки показывали, что белые камни «нейтрализовывали» своей постановкой некие природные силы, вызывающие сильное отрицательное вращение рамок.

Кудин Михаил Иванович (1965-), краевед, в.н.с. АРГИ, Сочи.

Регистрировали движения маятника в областях портальных выступов дольменов, в районе отверстия или фиктивной пробки, в задней части памятников в местах выступов боковых плит. По большей части выходило, что в местах портальных выступов, а также в областях выступов боковых плит в задней части дольмена, маятник совершает круговые движения (как право-, так и левосторонние). В районе отверстия или фиктивной пробки маятник делает колебательные движения по главной оси сооружения.

2010-Кондряков Н.В. Тайны сочинских дольменов. Майкоп, 2010.

Кузнецов Николай , геофизик, Абакан.

Геопатогенные зоны - это участки земной поверхности, излучающие неизвестный до сих пор науке поток энергии. Как правило, ширина этих зон незначительна и варьируется в пределах 10-50 метров, а длина составляет многие сотни метров, а в некоторых случаях - километры. По форме и силе воздействия этих полей на биолокатора мы разделили геопатогенные зоны на два типа:

1-высокочастотные (отрицательные), когда вектор измеряемого поля направлен “веерообразно” (в этих местах происходит “разбалансировка” биополя человека, что в конечном итоге приводит к патологии),

2-низкочастотные (положительные), где проявляется синусоидальная форма кривых биолокационного эффекта, при этом направление вектора измеряемого поля в одной части аномалии фиксируется строго вертикально вниз, в другой - вверх. В этих местах происходит выравнивание биополя человека, что способствует его оздоровлению.

2010-Кузнецов Н. Тайна менгиров Хакассии.

Сочеванов Валерий Николаевич , Санкт-Петербург.

Исследовали Большой Заяцкий (Соловецкий архипелаг). Методы исследования:

Биолокационная съемка объектов (В.Н.Сочеванов),

Биолокационная диагностика людей (В.Н.Сочеванов),

Определение изменений функциональной активности сердено-сосудистой системы,

Изменение циркуляции энергии по энергетическим каналам (скэнирование).

При биолокационной диагностике людей выявлено положительное воздействие лабиринта на психологическое, эмоциональное и физическое состояние организма. Регистрировалась гармонизация работы чакр. Наблюдается активизация в 2-3 раза верхних чакр у мужчин, и нижних чакр у женщин.

2003-Кодола Олег Евгеньевич. Сочеванов Валерий Николаевич. Путь лабиринта. СПб. 2003. 174с.++ В книге приведены результаты исследований 2002-2003 годов на острове

На территории Северо-Западного Кавказа, предположительно во 4-2-ом тысячелетии до н.э., существовала неведомая цивилизация , от которой до нас дошли мегалитические сооружения (мегалит — от греч. мега — огромный, литос — камень.), получившие позже название дольмены .

Внешне они похожи на каменные домики, где каждая стена может весить десятки тонн. От народа создавшего эти культовые сооружения нас отделяет примерно 4-6 тысячелетий. Устное предание этноса в среднем существует около 2000 лет. Затем его следы исчезают в великом водовороте перемещения народов.

До нас дошли только древние адыгейские легенды о карликовом народе, использующем зайцев для верховой езды, которым великаны строили дома из камней.

Изучение дольменов Кавказа началось с конца XVI века. Академик Петр Симон Паллас, сотрудник Российской Академии наук, в 1803 году издал записки о своем путешествии по окраинам Русского государства и не преминул упомянуть о дольменах обнаруженных им на Таманском полуострове.

В 1818 году географ К.Тауша и француз служивший в русской армии Тебу де Мариньи обнаружили и описали в бассейне реки Пшады группу дольменов. Несколько позже более детальное описание пшадских дольменов дал директор Керченского музея, обрусевший серб Антон Балтазарович Ашик.

Интерес к дольменам среди ученых возрастал. Уже к середине 19 века в ученых трудах слово «дольмен» закрепилось за мегалитическими постройками Кавказа. Казаки называли дольмены “богатырскими хатками”.

Коренное население, адыгейцы и абхазы называли дольмены — «испун» и «спыун» (дома карликов, пещеры), абхазы — «кеуеж» и «адамра» (древние могильные дома). Мегрелы называли их «мдишкуде», «одзвале», «садавале» (дома великанов, вместилище костей).

Во второй половине 19 века изучением дольменов занимались Ф.С.Байерн, Н.Л.Каменев, А.С.Уваров и П.С. Уварова, Е.Д.Фелицына, Г.Н.Сорохтин, А.Я.Колосов и многие другие. В довоенный период Л.И. Лавров, В.И.Стражев, А.А.Иессен. Первая систематизация дольменов Кавказа была произведена Л.И.Лавровым.

Им были собраны все данные по расположению дольменов, которые когда-либо находились на территории Кавказа. В его труде были описаны сведения о 1139 дольменах , известных со времени путешествия П.С. Палласа и до 1960 года.

Именно Л.И.Лавровым была предложена классификация дольменов которой пользуются ученные до сих пор. Дольмены классифицируются по технологии строительства и по этому признаку выделяют четыре типа дольменов:

1). Плиточный — строился из 6 многотонных плит — одна фундамент или пяточный камень, две боковые плиты, портальная плита, задняя плита и плита перекрытия (по данным В.И. Марковина 92% всех дольменов именно плиточные.).

2). составной — составлен из нескольких крупных блоков.

3). Полумонолитный или корытообразный дольмен — выдалбливался целиком в скальной глыбе и перекрывался сверху плитой.

4). монолитный- полностью высекался в скале через отверстие.

Одним из крупнейших, современных исследователей дольменной культуры считается В.И. Марковин. В своей монографии «Дольмены Западного Кавказа», В.И. Марковин определил распространение дольменов по региону Кавказа, подробно их исследовал и описал на основании изучения архивных материалов и результатов экспедиций 2308 дольменов.

Но, скорее всего история изучения дольменов еще только начинается. Каждый год приносит новые находки и открытия.

Публикации по теме