Дворцы на дворцовой набережной. Дворцовая набережная

Дворцовая набережная на Викискладе

На набережной расположены здания Государственного Эрмитажа , Русского музея и пр.

Связь с городской улично-дорожной сетью

Основные магистрали

Улицы

Водные коммуникации

Транспорт

Наземный общественный транспорт лишь пересекает набережную, не проходя по ней самой.

На набережной находятся пристани, обслуживающие водные виды транспорта:

Общественный транспорт, пересекающий набережную:

  • Остановка «Суворовская площадь» у Троицкого моста :

История строительства

Формирование береговой линии

В начале XVIII века болотистый берег Невы ещё не был укреплён, застройка велась в глубине участков, таким образом набережная проходила примерно в середине квартала между нынешней Миллионной улицей и современной набережной Невы и называлась Верхней набережной . Однако уже в 1716 году она за счёт расширения земельных участков смещается к северу: побили сваи по мелководью реки и устроили новую существующую и ныне набережную .

В апреле 1707 года был издан указ, строго регламентировавший отвод участков под застройку в зависимости от служебного и имущественного положения просителей. Этим же указом были установлены размеры земельных наделов. Все они узкой стороной (от 5 до 12 саженей) выходили на берег Невы и предназначались только для лиц, имеющих отношение к Адмиралтейскому ведомству .

Архитектурный ансамбль

Каменные парапеты

В 1761 годy у Екатерины II рождаются грандиозные честолюбивые замыслы обновления столицы. На передний план стали выдвигаться задачи градостроительного порядка, учреждается Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы , главным архитектором которой стал Юрий Фельтен . В числе первых мер по преобразованию Петербурга и была замена деревянной набережной Невы каменным парапетом с лестницами-пристанями. В июле 1762 года последовал указ:

Определяющая роль в осуществлении этого замысла принадлежала Фельтену . Трудоёмкие работы по сооружению гранитной набережной продолжались до 1780 года. Зыбкая почва укреплялась свайною бойкою , местами делалась подсыпка земли. Лестницы-причалы предполагалось сделать прямыми уступами, однако в окончательном варианте они приобрели овальные очертания. «По всему берегу и пристаням хотя балюстрад назначен был железными решетками, но… для прочности сделаны из морского тесаного камня панели ». Из такого же камня выложили «пешеход ». «От оного пешеходу к домам из-под старой дороги слабая земля вынута, а вместо того в настоящую глубину укреплен фундамент и особливым твердым мощением исправлен ». Вдоль всей набережной были поставлены фонари на металлических столбах. Тогда же у старого Зимнего дворца над канавкой соорудили каменный «мост со сводом и балюстрадом ». Мост через Фонтанку задуман был каменным только у берегов, а в середине деревянным, с подъёмным устройством, но ради прочности его соорудили «весь каменный со сводами », тот самый, который сохранился до наших дней.

Достопримечательности

Известные жители

  • Представители правящей династии Романовых - Летний дворец Петра I , Зимний дворец Петра I , Зимний дворец , великокняжеские дворцы.
  • И. И. Бецкой - дом 2
  • И. А. Крылов (1791-1796) - дом 2
  • Принц Пётр Ольденбургский - дом 2
  • C. Ю. Витте - дом 30
  • Тарле, Евгений Викторович (01.1933 - 1955) - дом 30, кв. 4
  • Джакомо Кваренги - дом 32
  • Иосиф Орбели - дом 32
  • К. Е. Маковский - дом 30 (дом Г. Ф. Менгдена)

Для основной части Александровской колонны (гранитного монолита весом 600 тонн), добытой в 1830-1832 годах в Пютерлакской каменоломне использовался особый причал на Дворцовой набережной. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник Гласин, который сконструировал и построил специальный бот , названный «святой Николай» , грузоподъёмностью до 1100 тонн. Для выполнения разгрузочных работ была построена специальная пристань. Выгрузка производилась на деревянную платформу на конце мола, которая совпадала по высоте с бортом судна. Возглавлял работы по добыче и доставке подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев , который нёс ответственность за всю часть операции с начала и до момента выгрузки монолита на берег.

Напишите отзыв о статье "Дворцовая набережная"

Примечания

Литература

  • Горбачевич К. С. , Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. - 3-е изд., испр. и доп. - Л. : Лениздат , 1985. - С. 106-107. - 511 с.
  • Горбачевич К. С. , Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. - 4-е изд., перераб. - СПб. : Норинт , 1996. - С. 71-72. - 359 с. - ISBN 5-7711-0002-1 .
  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович , А. Д. Ерофеев и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Лик , 1997. - С. 40. - 288 с. - (Три века Северной Пальмиры). - ISBN 5-86038-023-2 .

Дворцовая набережная (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Дворцовую набережную можно назвать одной из самых красивых и известных набережных Санкт-Петербурга . Именно здесь расположены знаменитые на весь мир достопримечательности Северной столицы: Эрмитаж , Зимний дворец , Русский музей, Дом ученых и многие другие. С этой улицы открывается отличный вид на Стрелку Васильевского острова и Петропавловскую крепость. Расположена Дворцовая набережная на левом берегу Невы от набережной Кутузова и до Адмиралтейской набережной. Ее протяженность - 1300 метров.

На Дворцовой набережной расположены знаменитые на весь мир достопримечательности Северной столицы: Эрмитаж, Зимний дворец, Русский музей, Дом ученых и многие другие. С этой улицы открывается отличный вид на Стрелку Васильевского острова и Петропавловскую крепость.

Дворцовую набережную начали застраивать довольно рано - в самом начале 18 века. Архитектурный тон зданий задавали летняя и зимняя резиденции Петра I. Близкие к царю люди также стали возводить на этой земле свои дома. В 1705 году появился первый деревянный дом генерал-адмирала Федора Апраксина. Здание определило красную линию улицы, и все другие строения стали возводить согласно этой линии.

Дворцовая набережная

Дворцовая набережная имела много названий: Наличная линия, Набережная Верхняя Каменная линия, Миллионная. Часто ее называли Почтовой из-за того, что здесь располагался Почтовый двор. В 1762 году архитектор Растрелли построил здесь царскую резиденцию - Зимний дворец. После этого набережную, площадь и мост, расположенные поблизости, стали называть дворцовыми. Уже при советской власти улицу переименовали в набережную Девятого Января. Но в 1944 году ей вернули старое название.

Чтобы перевезти основную часть Александровской колонны, вес которой 600 тонн, использовали специальный причал на Дворцовой набережной. Инженер Гласин разработал особый бот, способный поднимать грузы до 1100 тонн. Для того чтобы выгрузить монолит, даже построили новую пристань.

Постепенно набережная становилась все лучше и лучше: ее одели в гранит и сделали удобные спуски к реке. Кстати, до середины 18 столетия все петербургские набережные были деревянными. Дворцовая набережная стала первой каменной улицей. Тем не менее в 20-х годах 19 века территория вокруг Зимнего дворца оставалась неухоженной. Здесь планировалась постройка здания Главного штаба и поэтому везде лежали рабочие материалы, груды песка и досок, а также располагались всевозможные склады и амбары. Николай I поручил архитектору Карлу Росси привести это место в порядок. Росси разработал проект красивого спуска к Неве, украшенного скульптурами Диоскуров и львами. Но императора не впечатлили скульптуры юношей, сдерживающих коней, поэтому их заменили на порфировые вазы. Впоследствии в связи с постройкой Дворцового моста пристань со львами перенесли на Адмиралтейскую набережную.

Дворцовая набережная всегда славилась тем, что здесь жили известные и влиятельные люди: династия Романовых, поэт Иван Крылов, граф Сергей Витте.

Мост построили в 1856 году: купечеству была необходима прямая связь с Биржей и Торговым портом. При изготовлении конструкции использовали наплавной Исаакиевский мост. Затем его модернизировали и назвали Дворцовым. Постоянный мост появился в 1916 году, хотя задумывался ранее. Постройке мешали самые разные события: сначала - наводнение, затем - Первая мировая война. В 1917 году мост переименовали в Республиканский, но в 1944 году вернули его первоначальное название. Чугунные решетки установили лишь в 1939 году. В 2013 году этот архитектурный памятник был реконструирован.

Дворцовый мост

Своим названием сад обязан тому, что ранее именно здесь разводили дворцовый караул. Сад был разбит в 1896 году и отделял царскую резиденцию - Зимний дворец - от проезжей части. Планировкой занимался архитектор Николай Крамской, по проекту которого сад приподняли над улицей примерно на метр. В нем появился фонтан и саженцы деревьев. Ограду сада выполнили в стиле растреллиевского барокко: узор из листьев дополнили эмблемой императорской семьи и государственным гербом. В 1920 году ограду демонтировали и установили в . В 2008 году был восстановлен первоначальный облик фонтана. Сейчас сад – отличное место для отдыха в центре. Летом здесь можно спрятаться от солнца, а зимой - полюбоваться разноцветными гирляндами, украшающими ветви деревьев.

Зимний дворец 0+

Главная резиденция русских императоров меняла свой облик пять раз. Началось строительство при Петре I, а закончилось – при Петре III. Современный барочный облик зданию придал Бартоломео Растрелли.

В этом месте произошло множество решающих для страны событий: здесь революционер Степан Халтурин пытался убить императора Александра II, тут расстреляли демонстрацию рабочих в 1905 году, чуть позже во дворце заседало Временное правительство, смещенное большевиками. В течение 20 лет в Зимнем дворце функционировал музей Революции, закрывшийся в 1941 году. Сейчас дворец - главное здание Эрмитажа, хранящее множество культурно-исторических ценностей и предметов искусства.

пл. Дворцовая, д. 2

Музей был построен Юрием Фельтеном и Жаном-Батистом-Мишелем Валлен-Деламотом в 1775 году. Миниатюрная галерея таит в себе множество известных экспонатов: это и Часы с павлином, и Павильонный зал, и Висячий сад. Первоначально здесь выставлялись уникальные произведения искусства, приобретённые Екатериной II. Посмотреть их могли лишь избранные - недаром слово «эрмитаж» переводится как «место уединения». Лишь с 1852 года Эрмитаж стал доступен для публики.

Дворцовая наб., д. 36

Музей сооружен в 1787 году архитектором Юрием Фельтеном. Построенное в стиле классицизма здание поражает своим интерьером: комнаты расписаны позолотой, украшены цветными камнями и искусной лепниной. Сейчас здесь располагаются административные помещения и экспонируются произведения итальянской живописи XIII-XVIII веков. Через пять лет после возведения здания к Большому Эрмитажу были пристроены лоджии Рафаэля, в которых находятся копии фресок художника.

Среди знаменитых объектов внутри - Театральная и Советская лестницы. Первая соединяет между собой этажи Большого Эрмитажа и позволяет пройти в Эрмитажный театр и Лоджии Рафаэля. Вторая лестница появилась из-за необходимости собственного входа в помещение, где заседал Комитет министров и Государственный совет. Архитектор Андрей Штакеншнейдер отделал лестницу мрамором, а вестибюль украсил красными порфировыми колоннами.

Новый Эрмитаж, построенный по проекту Лео фон Кленце в 1851 году, находится за зданием Большого Эрмитажа. Известный своим портиком с десятью атлантами, музей был создан специально для публичных посещений. Первоначально в нем располагались залы русской и западноевропейской скульптуры, теперь здесь функционирует Рыцарский зал с богатой коллекцией доспехов и оружия. Также любопытным экспонатом является Большая Колыванская ваза из зеленой яшмы весом 19 тонн.

Дворцовая наб., д. 34

Зимняя канавка

Канавку прорыли в 1719 году и назвали Старым Дворцовым каналом. Она соединяет Неву и Мойку и простирается на 228 метров. Несмотря на то, что канал такой короткий, через него переброшены несколько мостов. Эрмитажный мост стал родоначальником каменного строительства в городе: до него все мосты конструировались исключительно из дерева. Он был построен в 18 веке, как и 1-й Зимний мост. 2-й Зимний мост был возведен в середине 20 века, но сделан в стиле двух предыдущих. Здания Большого Эрмитажа и Эрмитажного театра соединяются арочной конструкцией, поддерживающей переход-галерею. Со стороны набережной это выглядит очень красиво: канавка протекает под аркой, исчезая в перспективе.

набережная Зимней канавки

Эрмитажный театр

Первоначально здесь находился . В 1787 году на его месте Джакомо Кваренги построил роскошный театр в античном стиле. Эрмитажный театр предназначался для императорской семьи и высшей знати: помимо опер и спектаклей здесь устраивались балы, маскарады, разыгрывались любительские постановки. Камерный зал расположен амфитеатром и рассчитан на 250 человек. Внутреннее пространство театра обрамляют мраморные колонны, статуи Аполлона и муз искусства, портреты великих музыкантов и поэтов. С 1990 года на сцене театра дают выступления труппы «Русского балета», Санкт-Петербургского театра балета им. Чайковского, камерного Театра «Санктъ-Петербургъ Опера» и Театра балета Л. Якобсона.

Дворцовая наб., д. 34

Ранее на месте дворца стоял особняк Ивана Мусина-Пушкина, потом - Дмитрия Волконского, в котором чуть позже размещалось французское посольство. В 1872 архитектор Александр Резанов воздвиг дворец, предназначавшийся третьему сыну Александра II, Владимиру. Здание построено во флорентийском стиле, украшено большими венецианскими окнами и родовыми гербами. Его называли «Малым императорским дворцом» потому, что отделка интерьеров поражала воображение: в декоре залов гармонично переплетались разные архитектурные стили. Великий князь был президентом Академии Художеств и коллекционировал живопись.

В первой трети 20 века во дворце был открыт Дом ученых, где проходили заседания, круглые столы, открытые лекции, диспуты. Сейчас здесь функционирует несколько десятков научных секций, занимающихся вопросами техники и науки. Также в этом месте снимают исторические фильмы, устраивают выставки и презентации.

Дворцовая наб., д. 26

Дворец был возведен для семьи великого князя Михаила, сына Николая I. Архитектор Андрей Штакеншнейдер создал здание в стиле эклектики, совмещая веяния различных архитектурных направлений. При постройке применялись металлические конструкции, что было новшеством того времени. В 1911 году здесь открылся музей, экспозиция которого рассказывает о жизни и деятельности князя Михаила, долгое время бывшего наместником на Кавказе. На данный момент во дворце располагается Институт истории материальной культуры и большая библиотека, хранящая множество восточных рукописей.

Дворцовая наб., д. 18

Мраморный дворец (Русский музей) 0+

Это первый дворец Петербурга, облицовка которого выполнена из натурального камня. В работе над внешней отделкой и внутренним убранством здания Антонио Ринальди применил более 30 сортов мрамора. Многие из них представлены в Мраморном зале. Кованая решетка и мраморные вазы украшают парадный вход во дворец. Ранее на месте дворца находился Почтовый двор, а затем зверинец, где проживал слон.

Дворец предназначался графу Орлову, но он в нем так и не поселился - граф скончался за два года до окончания строительных работ. Екатерине II пришлось выкупить дворец у его наследников. Какое-то время здесь квартировался фаворит императрицы Станислав Понятовский, а потом здание перешло во владения князей Романовых. Здесь проживал внук Екатерины II, великий князь Константин Павлович, затем сын Николая I, Константин, и наследники его рода.

В течение 17 лет здесь функционировала Российская Академия истории материальной культуры, затем работал Центральный музей имени Ленина. В 1996 году дворец становится филиалом Русского музея. В экспозиции представлены работы зарубежных художников XVIII - начала XIX века. Время от времени здесь проходят выставки работ современных мастеров.

У стен Мраморного дворца долго стоял бронеавтомобиль «Враг капитала». Машину установили в память о Ленине, выступившем на броневике подобной модели в 1917 году. Сейчас здесь находится авторства Паоло Трубецкого, работавшего над ним в начале 20 века. Ранее он стоял на Знаменской площади, неподалеку от современного Московского вокзала. Памятник был создан как дань памяти основателю Сибирского пути. Скульптура запечатлела не знакомый по парадным картинам облик императора, а истинное портретное сходство. В 1919 году на памятнике появилось ироническое стихотворение Демьяна Бедного «Пугало». Также он был задействован в празднике, посвященном десятилетию Октябрьской Революции. Памятник поместили в клетку, украсили серпом, молотом и эмблемой «СССР». С 1937 года монумент покоился в Русском музее и был возвращен городу лишь в начале 90-х годов.

ул. Миллионная, д. 5/1

Троицкий мост

Изначально был наплывным мостом, названным Троицким в честь находящейся неподалеку площади. Постоянный разводной мост был сооружен в начале 20 века в честь двадцатипятилетия со дня бракосочетания Александра III и Марии Федоровны. Решетки и фонари оформлены в стиле модерн архитекторами Рене Патульяром и Винсентом Шабролем, гранитные колонны с бронзовыми рострами и орлами на вершинах - Амандусом Адамсоном. Троицкий мост пережил две реконструкции. По легенде, именно над этим архитектурным памятником Валерий Чкалов пролетел во время своего знаменитого беспосадочного полета по маршруту Москва - Северный полюс.

Троицкий мост

Территория принадлежала графу Александру Воронцову, который отрекся от собственных прав. По решению соседа, генерал-фельдмаршала Николая Салтыкова, здесь был разбит сад. В 1818 году государство выкупило участок, и на этом месте была создана площадь, над планом которой работал Карл Росси.

В центре площади установили бронзовый памятник полководцу Александру Суворову, над которым работал Михаил Козловский. Первоначально он стоял на Марсовом поле. Суворов изображен в аллегорическом образе бога войны Марса. Это был первый в стране памятник некоронованной особе, воздвигнутый по указу Павла I в честь победоносного похода полководца в Италию.

Был возведен в 1788 году Джакомо Кваренги в стиле классицизма и принадлежал купцу Гротену. Дом сменил еще нескольких хозяев и по повелению Екатерины II был куплен государством и презентован Николаю Салтыкову в качестве благодарности за воспитание Константина Павловича, любимого внука императрицы. Частым гостем дома был Александр Суворов, именно здесь фельдмаршалом армии назначили Михаила Кутузова. До Октябрьской революции дом арендовали различные зарубежные посольства. Несмотря на то, что здание несколько раз перестраивалось, в Белом зале и вестибюле уцелели прекрасные интерьеры. Сейчас здесь располагается Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.

Дворцовая наб., д. 4

Первоначально здесь произрастала еловая роща. Чуть позже Доменико Трезини выстроил павильон для Петра I, где царь проводил часы отдыха. В 1750 году Бартоломео Растрелли воздвиг на освобожденном пространстве Оперный дом, где давали выступления европейские труппы. Долгое время здание арендовал итальянский театр. Через 22 года Оперный дом был снесен, и началось строительство особняка личного секретаря Екатерины II, Ивана Бецкого. Среди гостей чиновника были Дени Дидро и Иван Крылов. Именно здесь баснописец занялся издательской деятельностью и выпускал журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий».

В 1830 году особняк был выкуплен государственной казной и презентован принцу Ольденбургскому. Архитектор Василий Стасов заново отделал здание. Сын принца Ольденбургского продал особняк Временному правительству за 1,5 миллиона рублей. После Октябрьской революции внутренние покои были разбиты на коммунальные квартиры, затем в бывшем дворце появился музей и кружок имени Салтыкова-Щедрина. Во второй половине 20 века особняк соединили с домом Салтыкова, поэтому здесь также располагается крыло Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Одно из старейших зданий города было построено в 1714 году. Доминико Трезини создал барочный дворец, очень простой и скромный внутри. Снаружи здание декорировано барельефами, изображающими события Северной войны. Во дворце 14 комнат и 2 кухни. Дворец строился для отдыха Петра I летом. После смерти царя здесь проживали сановники, а при Александре I дворец стал общедоступным. В 1934 году в нем открыли музей. В середине 20 века была произведена большая реставрация. Сейчас здание является филиалом Русского музея.

Был задуман как регулярный парк и личная резиденция царя. В 1704 году начались официальные ландшафтные работы. В течение 15 лет сад приобретал желаемый облик. В него начинали пускать посетителей, делали это выборочно и по воскресеньям. Композицией Летнего сада занимался Жан Батист Леблон, а Бартоломео Растрелли создал деревянный дворец для Анны Иоановны, каскад «Амфитеатр» и фонтан «Коронный». Сад заполнили венецианские скульптуры, став, наряду с фонтанами, его главным украшением. Позже наводнение разрушило фонтаны и павильон «Грот», которые было решено не восстанавливать. Ограда появилась в 1784 году, а в 1855 году здесь был установлен памятник Крылову. Постепенно сад приобрел черты пейзажного английского парка и полностью открыл двери для публики. В 2012 году закончилась реконструкция Летнего сада, планировке которого придали первоначальный вид.

наб. Кутузова, д. 2

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

Фото 21.07.2011:

Фото май 2015 г.:

Дворцовая набережная — одна из самых известных улиц . Тянется по левому берегу реки Невы от до . Является продолжением , а после неё начинается .

На Дворцовой набережной расположено множество памятников архитектуры и достопримечательностей:

  • дом №2 — Дворец принца Ольденбургского
  • дом №4 — Дом графа Салтыкова
  • дом №8 — Дворец Кантемира
  • дом №10 — Особняк Гагарина
  • дом №12 — Дом Салтыковой
  • дом №16 — Особняк Ушакова
  • дом №18 — Ново-Михайловский дворец
  • дом №20 — Дом Мошкова
  • дом №22 — Особняк Черткова
  • дом №24 — Особняк Трофимова
  • дом №26 — Дворец великого князя Владимира Александровича
  • дом №28 — Запасной дом дворца великого княза Владимира Александровича
  • Верхний Лебяжий мост
  • Скульптура «Первая всадница»
  • Памятник императору Александру III

Дворцовая набережная (по материалам книги «Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)»):

В 1763 г., после окончания строительства очередного , началось создание гранитной набережной. За четыре года под руководством мастера Т. Насонова перед дворцом выложили из гранитных блоков Капитальную (ныне Дворцовая) набережную протяженностью 1,6 км. Над подпорной стенкой, поставленной с незначительным уклоном, слегка нависает закругленный карниз тротуара. Парапет сделан из массивных блоков с округлыми гранями. Ритмически повторяющиеся семь полукруглых лестниц, Эрмитажный конный спуск, а также горбатые каменные мосты через истоки , Красного канала, и Фонтанки завершили создание архитектурно-художественного облика парадной набережной города. Протянувшаяся на левом берегу Невы от до моста Дворцовая набережная простояла без капитального ремонта почти два века и служила образцом для создания других петербургских набережных.

Облик набережной формируют выдающиеся по своему художественному значению здания , и , а также бывшие дворцы и особняки знати. Отсюда открывается чудесный вид на широкие просторы Невы, и .

Дворцовая набережная (по материалам книги «Исторические кварталы Санкт-Петербурга / А.Г. Владимирович, А.Д. Ерофеев. — М.: АСТ, 2014. — 544 с.»):

Это название знакомо и дорого каждому петербуржцу. Сегодня даже трудно представить, что набережная могла носить какие-либо другие названия, кроме этого. Между тем, оно впервые появилось в 1776 году, когда уже существовал нынешний , архитектурное чудо Франческо Бартоломео (или, как его называли по-русски, Варфоломея Варфоломеевича) Растрелли.

Первоначально, с 1737 года, набережная называлась Наличной линией, что было характерно для передних, лицевых улиц города. 20 апреля 1738 года императрица Анна Иоанновна по предложению Комиссии о Санкт-Петербургском строении присваивает ей наименование Верхняя Набережная улица. Это было связано с тем, что улица находилась выше по течению Невы относительно Нижней Набережной улицы (современной ).

Название употреблялось до середины XVIII века. Параллельно существовали варианты: Верхняя Набережная линия, Набережная Верхняя Каменная линия, Верхняя Набережная Невы реки линия, Набережная Невы реки линия либо просто Набережная линия, Набережная улица, Невская набережная или Верхняя набережная.

Но это еще далеко не все названия. Во второй половине XVIII века к набережной приклеилось определение «Миллионная» — по параллельной ей . Соответственно набережная была Миллионной Набережной улицей, Миллионной Набережной линией, Миллионной или Большой Миллионной набережной. Последние два варианта употреблялись параллельно с Дворцовой набережной до середины 1790-х годов.

В начале XIX века набережную именовали Большой и Большой Дворцовой, а название Дворцовая Набережная улица употреблялось вплоть до 1822 года. После этого за набережной наконец закрепилось современное название. На 101 год. Ибо 6 октября 1923 года ее переименовали в набережную Девятого Января (1905 года). Причем год был взят в скобки, поэтому частенько при употреблении этого названия его опускали.

Публикации по теме