Легенда Заполярья. Исчезнувший город Мангазея

В конце XVI века отряд Ермака прорубил для Руси дверь в Сибирь, и с тех пор суровые края за Уралом упорно осваивались небольшими, но стойкими отрядами добытчиков, ставивших остроги и продвигавшихся всё дальше на восток. По историческим меркам это движение заняло не столь уж много времени: первые казаки схлестнулись с сибирскими татарами Кучума на Туре весной 1582 года, а к началу XVIII столетия русские закрепляют за собой Камчатку. Как и в Америке примерно в те же времена, конкистадоров наших студёных краёв манили богатства новой земли, в нашем случае это была в первую очередь пушнина.

Многие города, основанные во время этого продвижения, благополучно стоят и поныне - Тюмень, Красноярск, Тобольск, Якутск когда-то были передовыми фортами служилых и промышленных людей (не от слова "промышленность", это были охотники-промысловики), уходивших всё дальше за "меховым Эльдорадо". Однако не меньше городков постигла участь шахтёрских поселений времён американской золотой лихорадки: получив пятнадцать минут славы, они приходили в запустение, когда ресурсы окрестных краёв оказывались вычерпаны. В XVII веке на Оби возник один из самых крупных таких городков. Этот город просуществовал всего несколько десятилетий, но вошёл в легенды, стал первым заполярным городом Сибири, символом Ямала, и в целом его история оказалась короткой, но яркой. В свирепых морозных краях, населённых воинственными племенами, выросла быстро ставшая знаменитой Мангазея.

О существовании страны за Уралом русские знали задолго до экспедиции Ермака. Более того, сложилось несколько устойчивых маршрутов в Сибирь. Один из путей вёл через бассейн Северной Двины, Мезень и Печору. Другой вариант предполагал путешествие от Камы через Урал.

Самый экстремальный маршрут разработали поморы. На кочах - судах, приспособленных для плавания во льдах, - они шли по Северному Ледовитому океану, пробираясь к Ямалу. Ямал пересекали волоком и по мелким рекам, а оттуда выходили в Обскую губу, она же Мангазейское море. "Море" тут едва ли преувеличение: это пресноводный залив шириной до 80 и длиной в 800 (!) километров, причём от него отходит трёхсоткилометровое ответвление к востоку - Тазовская губа. По поводу происхождения названия однозначного мнения нет, но предполагается, что это адаптация к русскому языку названия племени молканзеев, обитавшего где-то в устье Оби.

Есть и вариант, возводящий название земли и города к зырянскому "земля у моря". "Мангазейский морской ход" при знании маршрута, соблюдении оптимальных сроков выхода в путь и хороших навыках ориентирования у команды выводил от Архангельска в Обскую губу за несколько недель. Облегчить путь могло знание множества нюансов погоды, ветров, приливов и отливов, речных фарватеров. Технология перемещения судов волоком тоже была давно отработана - грузы тащили на себе, суда перемещали при помощи канатов и деревянных катков. Однако никакое искусство мореходов не могло гарантировать благополучного исхода. Океан есть океан, и Заполярье есть Заполярье.

Даже в наши дни Севморпуть - не подарок для путешественников, а тогда плавания совершались на маленьких деревянных судах, и в случае чего на помощь МЧС с вертолётами рассчитывать не приходилось. Мангазейский путь был маршрутом для самых отчаянных мореходов, а кости тех, кому не повезло, навеки становились достоянием океана. Одно из озёр на ямальском переволоке носит название, которое с языка аборигенов переводится как "озеро погибших русских". Так что о регулярных безопасных путешествиях не приходилось и думать. Главное, отсутствовал даже намёк на какую-то базу в конце пути, где можно было отдохнуть, отремонтировать суда. Фактически, до Обской губы и обратно кочи проделывали один длинный путь.

Мехов в устье Оби хватало, но вот о постоянной фактории пока и мечтать не приходилось: слишком сложно снабжать её всем необходимым в таких условиях. Всё изменилось в конце XVI века. Русские разгромили рыхлую "империю" Кучума, и вскоре в Сибирь хлынули служилые и промышленные люди. Первые экспедиции выходили на бассейн Иртыша, первый русский город в Сибири - Тюмень, так что Обь просто силой вещей оказывалась первой в очереди на колонизацию. Реки для русских были ключевой транспортной артерией в течение всей сибирской конкисты: крупный поток - это и ориентир, и дорога, которую не надо прокладывать в непроходимых лесах, не говоря о том, что лодки повышали на порядок объём перевозимого груза. Так что в конце XVI века русские двинулись по Оби, застраивая побережье крепостями, в частности, там были заложены Берёзов и Обдорск. А оттуда по меркам Сибири оставалось шаг шагнуть и до Обской губы.

По мере продвижения на север лес сменяется лесотундрой, а потом и тундрой, пересечённой множеством озёр. Не имея возможности закрепиться здесь, придя с моря, русские сумели зайти с другого конца. В 1600 году из Тобольска вышла экспедиция в 150 служилых людей под началом воевод Мирона Шаховского и Данилы Хрипунова. Обская губа, до которой они сплавились без особых приключений, тут же показала характер: шторм побил кочи и баржи. Скверное начало не обескуражило воевод: было решено требовать у местных самоедов доставки экспедиции к месту назначения оленями. По дороге, однако, самоеды атаковали путешественников и сильно потрепали, остатки отряда отступили на отобранных оленях.

Интригу в эту историю добавляет вот какое обстоятельство. В переписке с Москвой имеются намёки на участие в нападении (или по крайней мере его провокации) со стороны русских. Это не такая уж неожиданность. Промышленные люди почти всегда обгоняли служилых, забирались в самые дальние края и не питали никаких тёплых чувств по адресу государевых людей, несущих централизованное налогообложение и контроль. Можно точно сказать, что какие-то русские люди в районе будущей Мангазеи уже строились: впоследствии археологи находили на Тазе здания конца XVI века.

Тем не менее, видимо, какая-то часть пострадавшего отряда всё же дошла до Тазовской губы, и на берегу выросло укрепление, собственно, Мангазея. Вскоре рядом с острогом возвели и город, причём нам известно имя градостроителя - это некто Давыд Жеребцов. В крепость отправился отряд в 300 служилых людей - крупное войско по меркам времени и места. Работа спорилась, и к 1603 году в Мангазее уже появились гостиный двор и церковь с попом, словом, начало городу было положено.

Мангазея превратилась в Клондайк. Золота там, правда, не было, зато вокруг простиралась огромная страна, полная соболей. Основная масса жителей разъезжалась по окрестностям, простиравшимся на многие сотни километров. Гарнизон крепости был небольшим, всего несколько десятков стрельцов. Однако в городке постоянно толклись сотни, а то и тысячи промышленных людей. Кто-то уезжал добывать зверя, кто-то возвращался и заседал в кабаках. Город быстро рос, за промышленными людьми приезжали и ремесленники: от портных до резчиков по кости. Туда же приезжали и женщины, которым не приходилось жаловаться на отсутствие внимания в суровом и лишённом тепла краю. В городе можно было встретить и купцов из центральной России (так, на одну из церквей жертвовал торговый человек из Ярославля), и беглых крестьян. В городе, само собой, функционировала съезжая изба (канцелярия), таможня, тюрьма, склады, торговые лавки, крепость с несколькими башнями… Интересно, что всё это пространство застраивалось в соответствии с аккуратной планировкой.

У аборигенов вовсю скупались меха, отряды казаков доходили из Мангазеи даже до Вилюя. В качестве валюты использовались металлические изделия, бисер, мелкие монеты. Поскольку циклопических масштабов Мангазейский уезд было невозможно плотно контролировать целиком из одного места, вокруг росли маленькие зимовья. Морской ход резко оживился: теперь, несмотря на весь риск, доставка товаров, в которых остро нуждались на месте, - от свинца до хлеба, и обратный перевоз "мягкой рухляди" - соболей и песцов - и мамонтовой кости, стала доступней. Мангазея получила прозвание "златокипящей" - как такового золота там не водилось, но вот золота "мягкого" - с избытком. В год из города вывозилось по 30 тысяч соболей.

Кабак не являлся единственным развлечением жителей. Позднейшие раскопки обнаружили и остатки книг, и превосходно сработанные, украшенные шахматные доски. Довольно многие в городе были грамотны, что не диво для торговой фактории: археологи часто находили предметы с вырезанными на них именами владельцев. Мангазея вовсе не была просто перевалочным пунктом: в городе жили дети, обыватели заводили животных и вели хозяйство близ стен. Вообще, животноводство, конечно, учитывало местную специфику: Мангазея была типичным старорусским городом, но вот ездить по окрестностям жители предпочитали на собаках или оленях. Впрочем, куски лошадиной сбруи впоследствии тоже находили.

Увы! Стремительно взлетев, Мангазея быстро пала. Причин тому оказалось несколько. Во-первых, приполярная зона - не слишком продуктивное место как таковое. Мангазейцы разъезжались на сотни вёрст от города по очевидной причине: слишком быстро пропадал пушной зверь из ближних окрестностей. Для местных племён соболь не имел особого значения как объект охоты, поэтому в северной Сибири популяция этого зверя была огромной и соболей хватило на десятилетия. Однако рано или поздно пушной зверь должен был иссякнуть, что и произошло. Во-вторых, Мангазея пала жертвой бюрократических игр внутри самой Сибири.

В Тобольске тамошние воеводы без энтузиазма глядели на север, где из их рук уплывали огромные прибыли, поэтому из Тобольска принялись строчить жалобы в Москву, требуя закрыть Мангазейский морской ход. Обоснование выглядело своеобразно: предполагалось, что таким способом в Сибирь могут проникать европейцы. Угроза выглядела сомнительной. Для англичан или шведов путешествие через Ямал становилось вовсе бессмысленным: слишком далеко, рискованно и дорого. Однако тобольские воеводы добились своего: в 1619 году на Ямале появились стрелецкие заставы, разворачивавшие всех, пытавшихся преодолеть переволок. Предполагалось развернуть торговые потоки на города южной Сибири. Однако проблемы наложились одна на другую: Мангазея и так в перспективе беднела, а теперь ещё и добавлялись административные барьеры.

Вдобавок - царь далеко, Бог высоко - в Мангазее начались внутренние неурядицы. В 1628 году двое воевод не поделили полномочия и устроили настоящую междоусобицу: горожане держали собственный гарнизон в осаде, причём и те и другие имели пушки. Бардак внутри города, административные трудности, оскудение земли… Мангазея начала увядать. К тому же южнее быстро разрастался Туруханск, он же Новая Мангазея. Центр пушного промысла смещался, и за ним уходили люди. Мангазея ещё жила по инерции от пушного бума. Даже пожар 1642 года, когда городок полностью сгорел и в огне погиб среди прочего городской архив, не добил её окончательно, как и серия кораблекрушений, из-за которых возникли перебои с хлебом. Несколько сот промысловиков зимовали в городе и в 1650-е, так что Мангазея оставалась значительным центром по сибирским меркам, но это уже была лишь тень бума начала столетия. Город катился к окончательному упадку медленно, однако неуклонно.

В 1672 году стрелецкий гарнизон снялся и ушёл в Туруханск. Вскоре Мангазею покинули последние люди. Одна из последних челобитных указывает, что в некогда ломившемся от богатства городке осталось лишь 14 мужчин да некоторое количество женщин и детей. Тогда же закрылись и мангазейские церкви.

Руины были покинуты людьми надолго. Но не навсегда.

Путешественник середины XIX столетия как-то обратил внимание на торчащий из берега Таза…гроб. Река подмывала остатки города, и из-под земли виднелись обломки самых разных предметов и сооружений. Ещё в начале ХХ века там, где стояла Мангазея, были видны остатки крепостных сооружений, а в конце 40-х годов город-призрак начали изучать профессиональные археологи. Настоящий прорыв произошёл на рубеже 60-х и 70-х. Археологическая экспедиция из Ленинграда четыре года раскапывала Златокипящую.

Полярная мерзлота создавала огромные трудности, но в итоге руины кремля и 70 разнообразных построек, погребённых под слоем грунта и рощей карликовых берёз, оказались извлечены на свет. Монеты, кожаные изделия, лыжи, обломки кочей, нарт, компасы, детские игрушки, оружие, инструменты… Нашлись фигурки-обереги вроде резного крылатого коня. Северный город приоткрывал свои тайны. Вообще, ценность Мангазеи для археологии оказалась велика: благодаря вечной мерзлоте многие находки, которые иначе рассыпались бы в прах, отлично сохранились. Среди прочего нашёлся литейный двор с домом мастера, а в нём - богатая домашняя утварь, включающая даже китайские фарфоровые чашки. Не менее интересными оказались печати. Их в городе нашли много и среди прочих - Амстердамского торгового дома. Голландцы заходили в Архангельск, может быть, кто-то добрался и за Ямал, а возможно, это просто свидетельство вывоза части мехов на экспорт в Голландию. К находкам этого рода относится также полуталер середины XVI века.

Одна из находок исполнена мрачного величия. Под полом церкви нашлось захоронение целой семьи. На основании архивных данных существует предположение, что это могила воеводы Григория Теряева, его жены и детей. Они погибли во время голода 1640-х годов, пытаясь добраться до Мангазеи с караваном зерна.

Мангазея просуществовала всего-то чуть более 70 лет, а его население несравнимо со знаменитыми городами Старой Руси вроде Новгорода или Твери. Однако исчезнувший город Крайнего Севера - это не просто очередное поселение. Сначала Мангазея стала плацдармом для движения русских в глубину Сибири, а потом подарила настоящий клад археологам и впечатляющую историю потомкам.

Что такое Мангазея? Город-легенда, основанный в 1601 году в Туруханских землях, который просуществовал всего 70 лет. О невиданных богатствах города слагались легенды. С течением веков это стало похоже на сказку, так как местоположение легендарного города не было известно. В экспедицией русского путешественника В. О. Маркграфа было обнаружено и описано городище, которое подтвердило рассказы о существовании в самом начале XVII века за полярным кругом богатого русского города.

Образование названия Мангазея

Слово Мангазея долгое время обозначало легендарный город, который называли «златокипящим». Что такое Мангазея, как появилось это слово? Учёные-этнографы предполагают, что название Мангазея произошло от имени князя Маказея (Монгкаси) - предводителя местного племени самоедов, так русские первопроходцы называли местных жителей - ненцев, энцев и селькупов, которые в голодное время поедали своих соплеменников. Есть мнение, что слово Мангазея произошло от старинного названия реки Таз. Другая версия говорит о том, что название произошло от племени молгонзеев, так в прошлом называли современных энцев.

Первая экспедиция

Первые упоминания о людях, проживающих за землёю Югорскою, появились в конце XV века. Об этом есть свидетельства новгородских летописцев, которые писали о том, что за Восточной страной и Югорой проживают самоеды, называемые малгонзеями. Русские промысловики за соболем уже в то время хорошо освоили этот край.

История Мангазеи началась с первых отрядов, посланных в эти места Борисом Годуновым. В воевода Мирон Шаховский с сотней стрельцов отправился туда из Тобольска, но, как предполагают, в результате бури потерял суда и дальнейший путь отряда был по суше. На Пуре на отряд напала енисейская и пуровская «самоядь». В результате столкновения часть стрельцов погибла, а сам раненый воевода с остатками отряда продолжил путь.

Существует предположение, что самоеды были наняты русскими промысловиками, которые не желали платить в казну, так как понимали, что появление в этих местах государевых лиц прекратило бы вольницу. Судьба отряда долгое время оставалась неизвестной. По следам первой экспедиции в 1601 году был послан второй отряд из двухсот стрельцов, который возглавляли воеводы Савлук Пушкин и Василий Мосальский, которые дошли до заложенных остатками отряда Шаховского острога и церкви.

Первое поселение

Отряд Пушкина и Мосальского, достигнув Мангазеи, расположенной на высоком правом берегу реки Таз, в трёхстах километрах от устья, приступил к обустройству острога и закладке посада. К тому времени предположительно Шаховский скончался от ран, поэтому первыми воеводами принято считать Мосальского и Пушкина. Что такое Мангазея, знали в то время в России, так как слухи об этих краях, где в больших количествах водились пушные звери, доходили до Москвы.

В 1603 году по указу царя Бориса Годунова был прислан новый воевода Фёдор Булгаков. Вместе с ним был священнослужитель с церковной утварью. При нём был заложен гостиный двор. В 1606 году Василием Шуйским присланы новые воеводы - Д. Жеребцов и К. Давыдов. Государственная власть была прочно установлена в этом крае.

Первый город за полярным кругом

В 1607 году была построена крепость - кремль с пятью башнями. На въезде находилась Спасская башня, имевшая в плане вид четырёхугольника. Под ней находилось двое ворот. Четыре башни расположились по углам мощного ограждения, имеющего ширину 3 метра. Успенская была устроена напротив реки Остеровки, башня Давыдовская - напротив башни Тиловская и Зубцовская выходили на тайгу.

В самом кремле располагались две церкви - Троицкая и Успенская, двор воеводы, таможня, съезжая изба, тюрьма. Официально зарегистрированных государевых людей было всего сто человек - стрельцы и казаки.

Было построено 200 изб, церковь, гостиный двор, общественная баня, амбары, торговые лавки, постоялые дома. В посаде проживали более тысячи человек. Это были ремесленники, большей частью литейщики и кузнецы, а также торговцы, промысловики. Много было в городе временно проживающих, в основном купцов, а также бродяжек, спившихся ярыжек и беспутных женщин.

Золотая Мангазея

Чем же богатела Мангазея, что такое особенное было в этом городе? Промыслом и торговлей золотой рухлядью, так называли шкурки пушных зверей, которые во множестве водились в округе. Со всего Тазовского края стекались сюда охотники, большую часть которых составляли аборигены. Здесь шла при которой роль денег выполняли шкуры пушных зверей, особенно высоко ценился соболиный мех.

Купцы везли товары первой необходимости, в основном соль, муку, другие продукты, одежду и хозяйственную утварь, которую обменивали на мех. Высоко ценились и изделия из металла, поэтому основную часть жителей посада составляли ремесленники. Процветали рыбоводство, скотоводство, было развито судоходство.

Почему исчез город

В 1671 году гарнизону было предписано покинуть город вместе с жителями и перебраться в Туруханское зимовье, где была заложена новая Мангазея. Сейчас это город Старотуруханск. Основными причинами исчезновения можно назвать:

  • Закрытие морского прохода к был основан по инициативе государства как опорный пункт при и для сбора ясака. Он приносил в казну огромную прибыль. Тут торговали английские, голландские и немецкие купцы. Слух о малонаселённых землях дошёл и до правительства этих стран. Царь, опасаясь заинтересованности иноземцев, издал указ о закрытии морского прохода под страхом смертной казни. Иностранные торговцы, а с ними и русские купцы-поморы более не приезжали сюда. Это основная причина, превратившая Мангазею в исчезнувший город.
  • Резкое сокращение поголовья пушного зверя.
  • Введение новых таможенных правил, когда торговля стала невыгодной.
  • Пожары.
  • Голод. С 1641 по 1644 год в город из-за сильных штормов не пришла ни одна коча с хлебом, солью. Начался голод и болезни.
  • Богатство и удалённость были причиной беспредельного самоуправства воевод. Вражда между двумя воеводами - Палицыным и Кокаревым, привела к вооружённому противостоянию.

Постепенно остатки поселения без жителей разрушались и зарастали тайгой. Рассказы о золотой Мангазее превращались в легенды и сказания, которые будоражили воображение людей, пытавшихся отыскать остатки сказочного города.

Мангазе́я - первый русский заполярный город XVII века в Сибири . Располагалась на севере Западной Сибири , на реке Таз в месте впадения в нее р. Мангазейки.

В памятнике древнерусской литературы «Сказание о человецех незнаемых в восточной стране и языцех розных» конца - начала XVI века , встречающемся в рукописях с XVI по XVIII век , и представляющем собой полуфантастическое описание 9 сибирских народов, живущих за «Югорской землей», сообщается:

«На восточной стороне, за Югорскою землею над морем живут люди самоедь, называемые молгонзеи . А еда их - мясо оленье и рыба, да меж собою друг друга едят...»

См. также

  • Василий Мангазейский - сибирский первомученик

Примечания

Литература

  • Белов М. И. Мангазея: Материальная культура русских полярных мореходов и землепроходцев XVI-XVII вв. Ч. 1-2. М., 1981.
  • Белов М. И. Пинежский летописец о разведочном походе поморов в Мангазею (конец XVI в.) //Рукописное наследие Древней Руси. По материалам Пушкинского дома. Л., 1972. С. 279-285.
  • Белов М. И. , Овсянников О. В., Старков В. Ф. Мангазея. Мангазейский морской ход. Ч.1. Л., 1980. 163 с.
  • Буцинский П. Н. Сочинения. Т. 2. Мангазея. Сургут, Нарым и Кетск. Тюмень, 2000. 267 с.
  • Бычков А. А. «Исконно русская земля Сибирь». М.: Олимп: АСТ: Астрель, 2006. 318 с. - ISBN 5-271-14047-4
  • Вершинин Е. В. О соотнесении данных письменных источников и археологии при раскопках Мангазеи //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 14-18.
  • Визгалов Г. П. Русское посадское домостроение на севере Западной Сибири в XVII веке (по материалам новых исследований Мангазеи) //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 19-25.
  • Косинцев П. А., Лобанова Т. В., Визгалов Г. П. Историко-экологические исследования в Мангазее //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 36-39.
  • Липатов В. М. Легенды и быль о Василии Мангазейском //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 40-43.
  • Никитин Н. И. Сибирская эпопея XVII века: Начало освоения Сибири русскими людьми. М.: Наука, 1987. 173 с.
  • Никитин Н. И. Освоение русскими Сибири в XVII веке. М.: Просвещение, 1990. 144 с. - ISBN 5-09-002832-X
  • Пархимович С. Г. Магические строительные обряды в Мангазее //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 47-53.
  • Пархимович С. Г. Новые исследования Мангазейского городища //Земля Тюменская: Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 2005. Вып. 19. Тюмень, 2006. С. 159-167. - ISBN 5-88081-556-0
  • Солодкин Я. Г. Воеводы и письменные головы Мангазеи первой половины XVII века (Новые материалы) //Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Вып. 4. Тюмень, 2001. С. 16-19.
  • Полетаев А.В. Осень Мангазеи (Два документа по истории «старой» Мангазеи)
  • Portal R. La Russes en Sibérie au XVII siècle // Revue d’histoire moderne et contemporaine. 1958. Janvier-Mars. P. 5-38. Рус. пер.: Порталь Роже. Русские в Сибири в XVII веке

Ссылки

  • «Златокипящая» Мангазея (статья на сайте Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского)
  • «Златокипящая» Мангазея (статья на сайте «История в историях»)
  • П. Н. Буцинский К истории Сибири. Мангазея и мангазейский уезд (1601 г.-1645 г.).

Wikimedia Foundation . 2010 .

, Российская империя , Российский исторический словник

МАНГАЗЕЯ — торгово-промысловый центр и порт в 1601-72 в Западной Сибири, на правом берегу реки Таз. Основан воеводой В.М. Масальским-Рубцом. Назван по имени местного племени ненцев. Опустошен пожарами, перенесен на новое место (до 1780 назывался Новая М., ныне с. Туруханск — райцентр Красноярского края).

В мире и на Руси эта земля была известна с древних времен («Сказание о полуночном царстве» XI века, запись под 1096 годом «Повести временных лет»). В действительности Мангазея — большая страна, что хорошо видно на картах XVI века. Она была известна новгородским купцам еще в XII веке (Леонид Мартынов. «Повесть о Тобольском воеводстве». Глава «Лукоморье»), славилась пушниной (соболями, песцами) - по этой причине получила название «Златокипящая». О богатствах этой сказочной страны слагались легенды.

Мангазея. Реконструкция по материалам раскопок 1968-70.

В начале XVII века происходит несколько походов русских служилых людей на Мангазею. Первый поход окончился неудачей, второй оказался более результативным: на правом берегу реки Таз, где ныне стоит часовня святого мученика Василия Мангазейского, в 1601 году был заложен русский город с одноименным названием территории — Мангазея. Город становится форпостом России в Западной Сибири: торговля и сбор ясака с аборигенов приносили российской казне по тем временам до 80% дохода.

До большого пожара 1619 года в Мангазее находились крепость, 200 домов, 2 церкви, гостиный двор с 20 торговыми лавками, хлебные, соляные и пороховой магазины, винный подвал, 2 питейных дома. В городе, кроме казаков, стояла сотня стрельцов с пушками. Воеводы, сидевшие в Мангазее, ведали всеми тазовскими и нижнеенисейскими инородцами. Местное энецкое население было недовольно своим положением и поборами со стороны царских чиновников, что привело к нескольким восстаниям против русских. В ходе последнего восстания, произошедшего в 1669 году, царским войскам пришлось оставить город.

В результате многочисленных военных стычек энцев с русскими, ненцами, селькупами численность коренных жителей региона сократилась. Энцы теряют контроль над территорией Мангазеи и уходят на восток к Енисею.

И по сей день легендарная страна Мангазея является богатейшим краем России, где сосредоточены огромные запасы нефти, газа, полиметаллов. И в наши дни название «Златокипящая Мангазея» не потеряло смысла. Именем древнего энецкого рода называют корабли, есть одноименная нефтяная компания. Память о стране Мангазее и роде Монкаси не угасла, пройдя сквозь столетия. И до сих пор в России живут представители рода Монкаси - наследники древней Мангазеи…

Регион Ямало-Ненецкий автономный округ История и география Основан 1600 Исчезнувший город с 1672 Медиафайлы на Викискладе
Объект культурного наследия, объект № 8910002000
объект № 8910002000

Часть территории Мангазеи. 1760 год

Мангазе́я - первый русский заполярный город XVII века в Сибири . Располагался на севере Западной Сибири ,в наше время в Ямало-Ненецком автономном округе,в Красноселькупском районе, на реке Таз в месте впадения в неё реки Мангазейки.

Краткое описание

Место, где располагался город, лежит в Западно-Сибирской низменности около 180 км вверх по течению реки Таз к югу от её впадения в Северный Ледовитый океан .

Название города, предположительно, происходит или от имени самодийского князя Маказея (Монгкаси) , или от старинного названия реки Таз . В памятнике древнерусской литературы «Сказание о человецех незнаемых на восточной стране и о языцех розных» конца XV - начала XVI века, встречающемся в рукописях с XVI по XVIII века и представляющем собой полуфантастическое описание 9 сибирских народов, живущих за «Югорской землёй», сообщается:

«На восточной стороне, за Югорскою землею, над морем, живут люди Самоеды, зовомые молгонзеи . Яд их - мясо оленье да рыба, да межи собою друг друга ядят…»

В 1560 году английский дипломат и представитель Московской компании Энтони Дженкинсон , проникнув в присоединённое незадолго до этого к России Поволжье , сумел достичь Бухары . В 1562 году он опубликовал в Лондоне «Карту Руссии, Московии и Тартарии», на которой указал уже название местности «Молгомзея» (Molgomzaia).

По мнению историка Н. И. Никитина, название Молгонзея восходит к коми-зырянскому молгон - «крайний, конечный» - и обозначает «окраинный народ» .

История Мангазеи

XVI век и первое поселение

Как постоянное поселение, Мангазея была основана по инициативе царской администрации - в качестве опорного пункта для продвижения русских вглубь Сибири и укреплённого центра сбора ясака .

Запрет морского пути в Мангазею

Однако уже в 1620 году - в начале правления Михаила Фёдоровича Романова - плавание «морским путём», через ямальский волок в Мангазею под страхом смертной казни было запрещено.

Есть несколько версий о причинах запрета:

В 1629 году в город прибыли очередные двое воевод, Андрей Палицын и Григорий Кокорев, между которыми вспыхнула вражда, которая привела к вооружённому противостоянию.

По указу Петра I от 1708 года государство было разделено на 8 губерний, город Мангазея вошёл в состав Сибирской губернии.

«Исчезновение» Мангазеи

Закрытие морского пути привело к тому, что английские, голландские, а также большая часть русских купцов перестали торговать в Мангазее, это привело к экономическому упадку города. После очередного пожара город не смог оправиться, и Мангазея исчезла: вначале как город, порт и торговая фактория, а затем и как историческое и географическое понятие [ ] . Глухие отзвуки о существовании в древности «златокипящей Мангазеи» остались в преданиях, легендах, устном творчестве и немногочисленных документах, похороненных в архивах. Историки и географы долгое время не проявляли никакого интереса к легендарному сибирскому городу. В культурном, историческом и географическом аспектах Мангазея повторила судьбу гомеровской Трои: с течением времени Мангазею стали считать легендарным городом - никогда не существовавшим на самом деле и, видимо, просто выдуманным и опоэтизированным в народной памяти и культуре национального фольклора [ ] .

Материальные и документальные свидетельства существования Мангазеи

В 1940-1941 годах экспедиция на советском гидрографическом судне «Норд» обнаружила на островах Фаддея и в заливе Симса на восточном побережье полуострова Таймыр остатки зимовья русских землепроходцев и предметы начала XVII века . Дальнейшие исследования находок, в том числе человеческих останков, проведённые археологами во главе с А. П. Окладниковым , позволили заключить, что около 1618 года русские мореходы под предводительством Акакия Мурманца сумели обогнуть полуостров Таймыр, попав в море Лаптевых северным морским путём .

В 1956 году известный полярный исследователь и историк географических открытий М. И. Белов предложил руководителем безвестной экспедиции считать мангазейского жителя Ивана Толстоухова , а её саму отнести к гораздо более позднему времени.

Известный голландский географ Николаас Витсен в книге «Северная и Восточная Тартария» - первом европейском труде о Сибири, изданном в 1692 году в Амстердаме , - ссылаясь на сведения, полученные от тобольского наместника А. П. Головина, сообщает, что в 1680-х годах из Туруханска вниз по Енисею «вышли в море 60 человек», чтобы оттуда направиться к Лене и «обогнуть Ледяной мыс». Никто из них назад не вернулся. Витсену было известно, что этот поход возглавлял «Иван, у которого прозвище Толстое Ухо, сын видного русского дворянина».

В вахтенном журнале бота «Оби-Почталион», плававшего у берегов Таймыра в XVIII веке, в июле 1738 года была сделана следующая запись:

Паренаго репортовал: «написано на кресте: 7195 год. Ставил оный крест мангазейский человек Иван Толстоухов».

Надпись на кресте означала, что Иван Толстоухов поставил его в 1687 году.

«Златокипящая» Мангазея и её роль в российской истории и культуре

Раскопками установлено, что Мангазея состояла из кремля-детинца с внутренними постройками (воеводский двор, съезжая изба, соборная церковь, тюрьма) и посада , делившегося на торговую половину (гостиный двор, таможня, купеческие дома, 3 церкви и часовня) и ремесленную (80-100 жилых домов, литейные мастерские, кузницы и др.). Всего в городе было четыре улицы и свыше 200 жилых домов.

Новая Мангазея - Туруханск

В 1607 году в устье Нижней Тунгуски было срублено Туруханское зимовье. В 1672 году здесь был заложен русский город - Новая Мангазея . С 1780-х годов Новая Мангазея уже называется Туруханском и числится в Томской губернии . Позднее поселение называется уже Старотуруханском. Сегодня города не существует, и на его месте находится село Старотуруханск .

История изучения

После того как город был оставлен и прекратил своё существование, в местных языках городище носило название «Тагаревы хард», что означало «Разломанный город» .

Планомерное научное изучение Мангазеи началось в -1863 годах, когда экспедиция Ю. И. Кушелевского на шхуне «Таз» прибыла на эти земли, чтобы установить границы средневекового городища. Хотя экспедиции и не удалось полностью решить свою задачу, ею было более-менее точно определено место будущих раскопок.

Первым, кто обнаружил, задокументировал точное местоположение заброшенного города и сделал краткое его описание, был российский путешественник В. О. Маркграф. В 1900 году, совершая поездку по рекам Енисею , Оби и Уралу , он обследовал городище и отписал о своей находке в Русское географическое общество . Следующая попытка исследовать легендарный город была предпринята в 1914 году томским биологом И. Н. Шутовым, который также обследовал городище и собрал небольшую коллекцию из обнаруженных на поверхности предметов.

В ходе более планомерных советских экспедиций 1927 и 1946 годов был детально изучен рельеф городища и составлен его первый план. Исследования 1946 года проводил российский археолог Валерий Чернецов , но раскопки осуществлялись недолго и в сентябре были свёрнуты .

Летом 1964 года Мангазею посетила группа энтузиастов, в которую входил писатель Борис Лиханов. В последующие несколько лет эти экспедиции продолжались и обнаружили в окрестностях бывшей Мангазеи следы древних поселений .

Полномасштабное научно-археологическое изучение Мангазеи началось летом 1968 года с прибытия на место комплексной историко-археологической и физико-географической экспедиции АН СССР. В -1970 годах, затем - в 1973 году здесь проводились археологические исследования под руководством историка Михаила Белова .

19-20 августа 1967 года путешественник и потомственный помор Дмитрий Буторин и писатель Михаил Скороходов повторили на карбасе «Щелья» торговый путь купцов XVII века («Мангазейский морской ход» - Северный морской путь) из Архангельска в Мангазею .

См. также

Примечания

  1. Лиханов Б. Там, где стояла Мангазея // Сибирский меридиан. Туристско-краеведческий сборник по Западной Сибири. Составители В. В. Ухов и В. С. Лихолитов. - М.: Профиздат, 1983. - 145 с. - ISBN отсутствует - тираж 50 000 экз. - С. 54-55.
  2. Пестов И. С. Записки о Енисейской губернии Восточной Сибири . - М: Унив. тип., 1833. С. 197.
  3. О человецех незнаемых в восточной стране и языцех розных
  4. Васильев В. И. 1994. С. 420.
  5. Никитин Н. И. Освоение Сибири в XVII веке (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 6 октября 2016. Архивировано 9 октября 2016 года.
  6. Любименко Инна Ивановна .
  7. Любименко И. И. Английский проект 1612 г. о подчинении русского севера протекторату короля Иакова I // Научный исторический журнал. - СПб., 1914. - № 5. - С. 1-16.
  8. Лабутина Т. Л. Англичане в допетровской России. - СПб.: Алетейя, 2011
  9. Виргинский В. С. Проект превращения северо-восточной России в английскую колонию в XVII веке / / Исторический журнал. - М., 1940; Dunning Ch. A Letter to James I Concerning the English Plan for Military Intervention in Russia // The Slavonic and East European Review. - Lnd., 1989. - Vol. 67. - № L. - P. 95.
  10. Белов М. И.: «По следам полярных экспедиций»
  11. Старотуруханск (Красноярский край)
  12. Пармузин Ю. П. Средняя Сибирь. Очерк природы. - Москва: Мысль, 1964. - Иллюстрации. Карты. 312 с. - тираж 3000 экз. - С. 5-6.
  13. Лиханов Б. Там, где стояла Мангазея // Сибирский меридиан. Туристско-краеведческий сборник по Западной Сибири . Составители В. В. Ухов и В. С. Лихолитов. - Москва: Профиздат, 1983. - 145 с. - ISBN отсутствует - тираж 50 000 экз. - С. 55.
  14. Лиханов Б. Там, где стояла Мангазея // Сибирский меридиан. Туристско-краеведческий сборник по Западной Сибири. Составители В. В. Ухов и В. С. Лихолитов. - Москва: Профиздат, 1983. - 145 с. - ISBN отсутствует - тираж 50 000 экз. - С. 55.
  15. Лиханов Б. Там, где стояла Мангазея // Сибирский меридиан. Туристско-краеведческий сборник по Западной Сибири. Составители В. В. Ухов и В. С. Лихолитов. - Москва: Профиздат, 1983. - 145 с. - ISBN отсутствует - тираж 50 000 экз. - С. 56-57.
  16. Лиханов Б. Там, где стояла Мангазея // Сибирский меридиан. Туристско-краеведческий сборник по Западной Сибири. Составители В. В. Ухов и В. С. Лихолитов. - Москва: Профиздат, 1983. - 145 с. - ISBN отсутствует - тираж 50 000 экз. - С. 56.
  17. «По маршруту легенды»
  18. Город Мангазея и первый сибирский святой

Литература

Книги

  • Белов М. И. Мангазея. - Л. : Гидрометеоиздат , 1969. - 128 с. - 37 000 экз.
  • Белов М. И. Раскопки «златокипящей» Мангазеи: Публичные лекции, прочитанные в лектории им. Ю. М. Шокальского. - Л.: Изд-во Географического общества СССР, 1970. - 40 с.
  • Белов М. И. По следам полярных экспедиций. - Л. : Гидрометеоиздат , 1977. - 144 с. - 50 000 экз. .
  • Белов М. И. , Овсянников О. В. , Старков В. Ф. Мангазея: Мангазейский морской ход. Ч. 1. - Л. : Гидрометеоиздат , 1980. - 164 с. - 3350 экз.

Публикации по теме