Нюансы путешествий по железным дорогам индии. Железные дороги индии глазами российского путешественника

Индусы, к моему удивлению, очень даже путешествующий народ. У них всегда есть куда и к кому съездить - десятки родственников рассыпались по разным уголкам страны. Да и отдать почести маме Ганге - тоже своего рода долг, а сколько мест для паломничества… Можно всю жизнь кататься! Путешественники тоже не брезгуют индийскими поездами, даже 40-часовыми, ведь это относительно дешево по сравнению с билетами на самолет, да и как пропустить очередное приключение. Поэтому билеты на индийские поезда разлетаются на ура в считанные дни, задолго до отправления.

Классы вагонов в индийских поездах

Классов вагонов у индийских поездов действительно много. Расскажу о тех, на которых я ездила.

Second Sitting или General Class - это общий вагон, на который можно купить билет чуть ли ни в минуту отправления поезда. Стоит он очень-очень дешево, поэтому в вагон зайдет половина Индии, всю колоритность и разнообразие которой можно будет прочувствовать без всяких удобств (чаще всего стоя, ну или сидя на одной полупопице). Хотя иногда можно попытаться устроится в тамбуре у открытой двери вагона и с ветерком наблюдать проносящиеся мимо пейзажи, а также часто красивые, но порой не очень чистые картины городской и сельской жизни. По ту сторону реальности белолицего путешественника обязательно заприметят дети и будут очень энергично махать и кричать «хэлоу»… Улыбнись им в ответ и покачай головой, как настоящий индус.

Sleeper Class - в народе называемый просто «слипер» - это вагон, похожий на плацкарт, но с очень ограниченными удобствами. Там неожиданно по 3 полки, но сбоку только 2. В слипере едешь в прямом смысле с ветерком, потому что там часто не до конца закрываются окна или же вентилятор крутит на полную. Кондуктор здесь не частый гость, постельного белья не приобрести, а все полки покрыты вековой пылью. Индусы берут с собой в дорогу пледы. В таком вагоне за своими вещами нужен глаз да глаз - воруют беспощадно. Многие путешественники перевязывают свои сумки-чемоданы цепями и прикрепляют под самой нижней полкой на замок. На каждой станции через весь вагон пробегают торгаши, истошно вопя «ча-а-а-ай», «брэд-омлет» и остальные названия имеющегося добра в ассортименте. Билеты очень-очень дешевые, и у каждого есть своё место, которое лучше всего иметь именно на третьей полке (upper). Во-первых, чтобы избежать чрезмерного внимания. А во-вторых, чтобы никто другой не сидел на полке, как это происходит с нижней (lower). И в-третьих, потому что вторая полка (middle) - самая неудобная, т.к. она вообще открывается только когда человек уже идет спать.



AC Chair Car - это вагон-самолет, часто с кондиционером, столиками и всякими удобствами. Подходит для путешествия на короткие расстояния. Цены на билеты разнятся от степени удобства. Однажды я ехала в подобном вагоне, и нам носили еду и перекусы несколько раз.

Third AC - вагон третьего класса с кондиционером, чаще всего чистенький и более безопасный, чем слипер - на нем ездят люди среднего достатка. Ещё больше похож на наш плацкарт, опять же по три полки, но уже есть кондуктор, постельное бельё и стекла на окнах. Путешественники, которые не экономят на удобствах, чаще всего выбирают именно этот вагон. Торгаши с чаем и брэд-омлетом сюда тоже заходят.

Другие два класса - Second AC и First AC - вагоны второго и первого класса. Второй класс с двумя полками - наш плацкарт. Стоит дороговато, но если есть возможность, то почему нет? А вот первый класс - прямо как билет на самолет, поэтому я считаю, что лучше тогда лететь.

Сама я обычно езжу на Third AC, но если вхожу в режим жесткой экономии или включен повышенный «режим путешественника», особенно в компании друзей, то выбираю слипер. General Class выбираю очень редко и на короткие расстояния, хотя его тоже нужно прочувствовать хотя бы раз. Вообще, стоит покататься разными классами в индийских поездах, таким образом можно увидеть столько разных жизней и лиц!

Но на этом наша история с поездами не заканчивается! Если бы всё было так просто в Индии. Там есть целая система покупки билетов, о которой тоже важно упомянуть.

Как купить билет на поезд в Индии

Здесь три варианта.

На ж/д станции. В Дели, например, прямо на главном вокзале New Delhi есть международная касса — International Tourist Bureau (на втором этаже), где можно приобрести билет по всему индийскому маршруту. И даже, если в интернете билеты уже давно закончились, то на ж/д вокзалах чаще всего можно найти места на нужную дату и направление по туристической квоте.

У агентов в турфирмах. Стоить они будут примерно на 300 рупий дороже, но - как вариант.

В интернете. Здесь всё сложно, но решаемо. Есть сайт makemytrip.com и есть еще сайт cleartrip.com - лично я использую второй. На обоих сайтах можно купить билет и на поезд, и на самолет, и забронировать отель.

Что нужно сделать, чтобы купить билет на индийский поезд в Интернете?

  1. Приехать в Индию и купить местную сим-карту. Вам понадобится индийский номер телефона, на который придет код, поэтому придется это делать, уже находясь в Индии.
  2. Зарегистрироваться на сайте индийских железных дорог IRCTC , привязав полученный индийский номер к аккаунту (на него придет код).
  3. Зарегистрироваться на одном из вышеперечисленных сайтов и тоже привязать к аккаунту индийский номер.

После этих шагов можно смело брать билеты на сайте, я рекомендую cleartrip.com .

Кстати, если в интернете билеты уже закончились, то в 10 утра за день до отправления нужного поезда открывается экстренная квота tatkal - можно успеть урвать заветную бронь, но их там немного.

Ещё пара нюансов

Есть билеты без места (как в общем вагоне), есть с местом, а есть ещё RAC и WL.

WL - это waiting list, лист ожидания. Когда билетов нет, на случай, если кто-то откажется. Он может быть очень длинным и маловероятно получить место, а можно оказаться в первой десятке и тогда за несколько дней очень даже вероятно, что кто-то не поедет и место достанется тебе.

RAC - это полместа. Т.е. помимо тебя на полке будет еще кто-то, товарищ или индус. Часто такие места попадаются тем, кто был в листе ожидания. Да, неудобно, но вдруг очень надо.

Пожалуй, это самое основное, что нужно знать про индийские поезда. Теперь можно легко отправляться в путь! Хотя, что есть легко, когда дело касается Индии…

Следи за путешествиями Наташи, смотри её красочные фото, читай познания и инсайты на ёё пути:

В данной статье рассмотрим экстремальный вид туризма. Я расскажу как мы путешествовали по Индии на поезде. Знакомство с индийским поездом у меня произошло в Тивиме (штат Гоа). Мы тогда только начали свое путешествие по Индии и решили выехать из Гоа в Карнатаку. В Гокарне нас ждали друзья и мы держали свой курс туда. С расписанием и билетами там дела обстоят непросто и запутанно, поэтому мы решили не покупать билеты и просто дождались поезд и сели в него. Поезд загудел и тронулся, все мы были в хорошем настроении. Мы ехали около часа и затем разговорились с попутчиками из Индии.

    Where you going?

    Gokarna, and you?

    Mumbai

Но что-то во взгляде нашего попутчика настораживало и мы задумались: А туда ли мы вообще едем? Начали спрашивать у всех куда идет поезд и оказалась, что карма нас наказала за билеты, которые мы не купили. Поезд, который ехал в Мумбаи мчал в противоположном направлении.

С некоторыми индийцами общаться не так просто, даже если хорошо знаешь английский. Мы интересовались у новых индийских друзей как нам попасть в Гокарну. На что нам ответили: выходите и садитесь на поезд в другую сторону. Это вполне логично, но что произошло дальше нас сильно позабавило. Мы выходим со своими вещами, кстати нас было 9 человек, поезд отъезжает, а на той стороне где должна быть станция, нет ничего. Просто лес. Мы вышли на станции, на которой редко кто останавливается.

Однако нам повезло, на станции были индийские полицейские. Они договорились с микроавтобусом который, не бесплатно конечно, но недорого отвез нас к начальной точке нашего путешествия в Тивим. До Гокарны мы решили добираться уже не на поезде.

Чистота

Усвоив урок, в следующий раз мы взяли билеты. И хотелось бы коснуться вопроса чистоты в поездах. Когда вспомнил меня аж передернуло, потому что некоторое время по Индии мы ходили босиком. А в поездах Индии царит жуткая антисанитария. Перед тем как поесть иногда приходится стряхнуть со стола таракана, а в ногу порой может врезаться крыса. Но индийцы с любовью трепетом относятся ко всему живому и даже подкармливают обитателей поездов.

Сколько времени стоим?

Как я уже говорил с расписанием поездов в Индии творится что-то невообразимое. Однажды услышав, что стоянка составит приличное время, мы решили перейти в другой вагон чтобы занять места поудобнее. Но когда мы шли по перрону поезд тронулся и стал стремительно набирать скорость. Многие еще пытались втиснуться в двери движущихся вагонов, поэтому мы побежали в другие двери. Со всеми нашими вещами.

Я нес свой рюкзак и сумку девушки. Добежал до двери и закинул сумку, быстро поднялся по ступенькам. Ни разу не видел чтобы состав так быстро трогался. Непонятно куда спешил машинист, ему было абсолютно все равно что не все сели. Девушка бежала с ребенком на руках. Я дотянулся, взял ребенка и повалился на людей в тамбуре. Поезд набрал такую скорость что девушка уже не успевала добежать. Но протянутые руки индийцев ее схватили и затащили в вагон. Что я тогда чувствовал словами передать вряд ли получиться. Мы хорошенько пощекотали себе нервы и немного успокоиться помогла только выкуренная биди.

Как кильки в банке

И еще помню момент когда нам нужно было доехать в Ришикеш. Поезд был бесплатный или что-то вроде того. Но ехать нужно было сутки. Было жарко и мы решили закрутить чарас в тамбуре. Двери не закрывались и дул освежающий ветерок.

Нам настойчиво говорили индийцы, чтобы мы заняли места. На следующей станции мы поняли почему. Там на перроне людей было больше, чем в метро. Все зашли и без стеснения сели на пол, на двери. В общем люди были везде и плотно прижимались друг к другу. Но не парились и пели песни. Кстати очень красиво пели. Всю ночь поезд издавал гудки, потому что в Индии не оборудованы железнодорожные переезды.

Индийцы спрашивали меня:

  • It is iphone? A how much?
  • I don`t no, - отвечал я, - It`s present.

Понимая, что если скажу «тысячу баксов», могу и не доехать до следующей станции. Ближе к концу поезд ки, освободилось место на верхней полке для вещей и я смог прилечь туда и отдохнуть.

Внимание

Индия хоть и располагает атмосферой расслабленности и умиротворения, но иногда нужно быть предельно внимательным. Так на ЖД вокзале в Варанаси у нашей подруги украли сумку в которой была камера стоимостью около 150 тысяч рублей (она работала фотографом), деньги и паспорт.

Билетов нет

Иногда в Индии проводятся большие праздники на которые съезжаются паломники со всей страны и из-за рубежа. В такие моменты если ты не «мэстный», тебе не продадут билет. Так чуть не сорвалась одна наша поездка, но мы встретили доброго человека который помог нам добраться до нужного места.

Вывод

Вот примерно такие впечатления у меня о путешествие на поезде по Индии. И конечно же несмотря ни на что, все это было интересно и увлекательно, но если вы любите комфорт, тогда поезда не ваш транспорт. Хотя, если вы действительно любите комфорт, тогда наверное, Индия не та страна в которую вам лучше отправиться.

Поездка в Индию была давно желанной, фотография этой многогранной страны уже несколько лет украшала мою карту желаний. Но как это обычно бывает — то одно, то другое и моё заветное путешествие так и оставалось мечтой. Об Индии я изучила множество информации, но как-то про поезда так и не удосужилась почитать. Я, конечно же, давала себе отчёт, что суперкомфорта ждать не стоит, но зная некоторые вещи наперед, я бы сильно упростила своё индийское путешествие и сохранила нервы в коробочке. В этой статье я хочу рассказать о нашем путешествии по Индии и о том, что нужно знать о местных поездах.

Где посмотреть расписание

На официальном сайте

На сайте можно посмотреть расписание поездов в Индии и, в теории, купить билеты онлайн. С покупкой у нас возникли сложности, уж очень всё запутано. Есть квота на билеты для туристов, есть квота на билеты для местных, оплата проходит не через все карты, а, как пишут на форумах, только через карты выданные индийскими банками. Плюс ко всему нужно пройти долгую регистрацию. Более часа мы пытались разобраться, махнули рукой и поехали на железнодорожный вокзал.

На железнодорожном вокзале

На вокзале можно не только посмотреть расписание, но и без проблем купить билеты. На всех крупных вокзалах есть касса International Tourist Bureau, где вас проконсультируют по маршруту, поездам, и помогут купить билеты. Этот способ является самых простым и дешёвым, так как билеты продаются по официальной цене без дополнительной комиссии.



В туристическом бюро

В туристическом бюро вы также можете купить билеты, но с одной лишь поправкой — вы заплатите комиссию агентству. А если попадёте на плохих людей, то можете заплатить в 2 — 3 раза дороже от рекомендованной цены. Кроме того, прийдя в туристическое бюро, вам будут навязывать и другие услуги: экскурсии, трансфер, отели. Уверяя, что именно для вас они готовы продать их по самой низкой цене в городе, конечно же это неправда! Я рекомендую заранее посмотреть цену на официальном сайте, чтобы вы понимали насколько вам завышают стоимость. Зная официальные цены, вы можете поторговаться и снизить цену до адекватной. Мы старались не заходить в туристические агентства, но всё таки один раз нас заманили и мы, как слепые котята, .

Какой клас вагона выбрать

В Индии существует 6 разных категорий вагонов. Перед поездкой о каждом из них стоит узнать более детально, так как неправильный выбор может привести к непоправимым последствиям.

AC Chair (Code: СС)

AC Chair (СС) — комфортный вагон с кондиционером. Мягкие сидения со столиками, как на борту самолета. Этим классом удобно путешествовать на небольшие расстояния (до 6 часов в пути). Таким классом путешествуют индийцы, чей достаток средний или выше среднего. Вагоны, как правило, чистые и пригодные для путешествия европейцам.



Второй класс (Code: 2S)

Второй класс / Second Sitting (Code: 2S) — общий вагон второго класса, без конкретных мест. Это самый дешёвый класс из возможных, поэтому им передвигаются бедные жители страны. Как правило, вагоны ужасно переполнены, в них ложатся спасть даже на пол или в тамбурах. На окнах стоят решетки без стёкол, поэтому в вагонах сильный сквозняк. Я бы не рекомендовала туристам передвигаться вагоном этого класса, так как он может быть небезопасным, как с санитарной точки зрения, так и с криминальной.

Спальный вагон (Code: SL)

Спальный вагон / Sleeper Class (Code: SL) — чем-то напоминает наш плацкарт, но в купе не четыре, а шесть полок (три яруса). Ехать лёжа сможете только на третьей полке, это ещё если вы успели занять верхние места. Средние полки поднимаются только на ночь, так как между первой и второй маленькое расстояние и при поднятой второй полке невозможно сидеть на первой. Белье не выдают, обычно ложатся спать прямо на полку. В вагоне очень много попрошаек и продавцов, поэтому тишина и покой вам не светят. Вагоны без кондиционеров, а окна без стёкол, поэтому высокая вероятность простудиться. Этот класс я бы также не рекомендовала туристам, несмотря на то, что он значительно безопасней предыдущего.



Третий класс с кондиционером (Code: 3AC)

Третий класс с кондиционером / AC 3 Tier (Code: 3AC) — вагон чем-то похож на предыдущий, но всё же более комфортный. Вагоны оснащены кондиционерами, а на окнах стоят стёкла. Этот класс более новый и чистый, чем Sleeper Class. В вагонах есть проводник, который поддерживает порядок, выдает бесплатную постель и одеяло. Из минусов: в вагонах очень холодно, кондиционер включают на низкую температуру. Несмотря на то, что я была со спальником и залазила в него с головой, я всё же простыла. Мой вам совет — если выбираете места, берите первую или вторую полки, так как на третей очень дует кондиционер, который установлен в потолке. Ну и, конечно же, в вагоне тоже есть попрошайки и продавцы, но меньше, чем в Sleeper Class. Этот класс подходит для туристов, мы сами передвигались в этих вагонах несколько раз.





Второй класс с кондиционером (Code: 2AC)

Второй класс с кондиционером / AC 2 Tier (Code: 2AC) — этот класс немного дороже, но и более комфортный. По внешнему виду он напоминает наш плацкарт, 4 места в купе и 2 боковые полки. Купе отгорожены от прохода шторкой, что позволяет немного уединиться от других путешествующих. Мы также передвигались этим классом, он комфортный для туристов и соответствует цена = качество. Попрошаек и продавцов почти нет. В вагонах есть проводник, который следит за порядком, выдает постель и одеяла.





Первый класс с кондиционером (Code: 1AC)

Первый класс с кондиционером / AC 1 Tier (Code: 1AC) — этот класс напоминает наш люкс. Закрытое купе в котором две широкие полки. В вагонах работает кондиционер, есть проводник, попрошаек и продавцов нет. Но такой комфорт и стоит дорого, цена практически такая же, как и на авиаперелет.

Как найти свой поезд и места

Найти свой поезд и места — целый квест. На некоторых билетах указаны места, таким образом задача упрощается, необходимо найти только свой поезд. На всех крупных жд станциях есть электронное табло, с помощью которого вы можете найти свой поезд по номеру и посмотреть на какую платформу он прибывает. Если же в билетах места не указаны, тогда вам нужно найти себя в списках. Где-то за час до прибытия поезда списки вывешивают возле стойки Information.

Тут важно быть внимательным, списки вывешивают только в пункте отправления поезда, на промежуточных станциях вы их не найдёте. По номеру поезда и направлению находите нужный вам список (так как списков очень много), в нём находите себя и запоминаете какие у вас места, но это еще не всё… Когда поезд прибывает на платформу, на каждый вагон вещают ещё один список, с фамилиями тех, кто в нём едет. Вам нужно будет проверить ещё и список на вагоне, чтобы убедиться, что это именно ваш.





Обмен/возврат билетов на поезда Индии

Все билеты можно сдать или обменять на другие, но стоит учитывать, что полную сумму вы не вернете.

Если возвращаете более, чем за 48 часов, то вернете 75% от стоимости.
Если возвращаете более, чем за 24 часа, то вернете 50% от стоимости.
Если возвращаете менее, чем за 24 часа, то вернете 25% от стоимости.

Обменять билеты можно либо онлайн (при условии, если вы покупали билеты онлайн), либо в кассах железнодорожного вокзала. Но стоит помнить, что если вы оформляли билет на нескольких человек, то вернуть только его часть не получиться. Вам необходимо полностью аннулировать билет и приобретать новый. У нас так было с нашими друзьями, мы купили билет на четверых, двое передумали ехать, нам пришлось полностью аннулировать билет и покупать новый, но уже на двоих.





Берегитесь обмана

Первое и самое важное — не верьте индийцам, которые говорят, что на железнодорожном вокзале кассы нет. Что она сгорела/закрылась, что иностранцам там билеты не продают и прочее вранье, которое они рассказывают доверчивым туристам, дабы заманить вас в частное агентство от которого они получают комиссию. У нас даже была ситуация, когда на вокзале, прямо под табличкой International Tourist Bureau сотрудник вокзала говорит, что касса больше не работает и на кусочке газеты рисует маршрут агентства (чуть ли не единственного в городе, где можно купить билеты на поезд!) в которое мы обязательно должны пойти.

Самое смешное, что он попросил нас назвать в агентстве специальный код (сказал, что это правительственный код) благодаря которому мы получим хорошую скидку. Ага, а как же! Но мы не такие простаки, вопреки его крикам «туда вход воспрещен», прошли дальше про указателям и вышли прямо к кассам International Tourist Bureau. Как оказалось, это и была та самая касса, которая «не работала», в ней мы успешно купили нужные нам билеты на поезд. Поэтому запомните важное правило: «Никому нельзя верить, даже сотрудникам вокзала». По крайней мере нужно уточнить интересующий вас вопрос у 5 — 7 человек и уж потом принимать решение.



Впечатления о железной дороге Индии

В целом наши впечатления от индийского путешествия на поездах остались весьма положительными, мы морально были готовы к ещё худшим условиям. В Индии очень хорошее транспортное сообщение, поэтому из точки A в точку B мы добирались без проблем. Из существенных минусов могу отметить тот факт, что поезда не очень пунктуальные и задержка на несколько часов — нормальная практика. Также поезда с кондиционерами очень холодные, нужно обязательно укрываться.

Благодаря возросшему в последние годы потоку доступной информации об Индии, можно больше узнать о ее истории, городах и курортных зонах. Получить сведения о том, как попасть в эту страну и где отдохнуть. А как по ней путешествовать?

Традиционно, наиболее удобным видом транспорта для путешествий по большой стране считается железная дорога. Она намного дешевле, нежели более скоростная авиация, но гораздо комфортнее переездов на автобусах. В Индии система в этом смысле похожа на российскую, только надо учитывать определенные особенности железных дорог страны.

Общая информация

Индийские железные дороги - абсолютная монополия государства. Общая протяженность железнодорожных путей приближается к 70 тыс. км, уступая только трем странам - США, России и КНР. Ежедневно по железным дорогам перемещается 30 млн. человек. Число работников, занятых в железнодорожной отрасли - 2 млн. человек. Крупнейшие вокзалы страны ежедневно обслуживают миллионы пассажиров. К примеру, вокзал Мумбаи каждый день оказывает услуги 3 млн. человек.

Расписание поездов

Спланировать свою поездку по Индии железнодорожным транспортом довольно удобно, воспользовавшись официальным сайтом индийских железных дорог: indianrail.gov.in . Помимо общего расписания поездов здесь функционирует интерактивная карта местных железных дорог. Программа поиска позволяет не только запланировать достаточно удобные переезды, но учитывает даже возможные пересадки.

Правда, нужно принять к сведению, что указанное расписание используется нечетко. Поезда из-за этого не только опаздывают с прибытием на станцию, но даже отправляются не по графику. Из этого вытекает, что данным сервисом можно пользоваться только в качестве заготовки предстоящего путешествия.

Самой точной информацией обладают агентства, которые реализуют билеты, сайты их бронирующие, вокзальные кассы и бесплатные справочные стойки, находящиеся под вывесками «MAY I HELP YOU».

Как купить билет на поезд в Индии

Приобрести проездные билеты можно по-разному. Их предлагают специальные конторы, вокзальные кассы . Они также бронируются на сайтах и заказываются в отелях . При их приобретении проводится обязательная процедура оформления, где в специальном формуляре указываются личные данные каждого пассажира, номер и имя требуемого состава, класс нужного вагона. В агентствах данный формуляр служащие заполнят сами, во всех остальных случаях будущий пассажир делает это лично. При приобретении электронного варианта требуемые данные отправляются на сайт соответствующего сервиса.

Имеется возможность покупки билета через посредника , но тогда с ним нужно договориться о размере комиссии, которая потом будет отражена в билете. Но с ними необходимо быть аккуратным. Воспользовавшись слабой информированностью иностранцев, индийцы могут сбыть билет в разы больше стоимости номинала.

Вариант бронирования билетов через сайт indianrail.gov.in для иностранных туристов неактуален, т.к. сделать это можно, если есть индийская банковская карта. Но есть альтернатива - это посредники. Например, сайты makemytrip.com или cleartrip.com . Они наиболее удобные, надежные и недорогие среди массы им подобных помощников.

Забронировать билет желательно по квоте General. На официальном сайте железных дорог имеется возможность проверить наличие брони по электронной копии с номером PNR, который там указан.

Сверху: самый дешевый билет общего вагона (General Class), снизу – самый дорогой билет первого класса с кондиционером (First class Air-Conditioned)

При самом неудачном раскладе с покупкой билетов можно воспользоваться услугой «wait list» , по которой проездные билеты продаются без номеров места и вагона. Однако благодаря им пассажир может сесть в нужный ему поезд в соответствующий класс. Уже находясь в вагоне, пассажир может обратиться к проводнику и с его помощью получить подходящее место.

Кстати, билет, приобретенный через всемирную сеть, желательно поскорее обменять в кассе вокзала на обычный бумажный, иначе рискуешь остаться вообще без места, даже оплатив его. Таковы реалии индийских железных дорог.

Категорически следует отвергать помощь «добровольных помощников» из числа личностей, блуждающих поблизости от вокзала. Все разговоры можно вести только с официальными работниками вокзала в униформе и с жетоном либо с полицейскими. Все остальные с большой вероятностью - жулики, желающие подзаработать.

Следует также знать, что на вокзалах крупных городов работают особые офисы, обслуживающие иностранных граждан - foreign treveller office . Здесь чисто, спокойно и всегда можно приобрести билеты в нужном направлении.

Задача этих International Tourist Bureau - обеспечивать иностранцев билетами, однако, если быть приветливым, открытым и улыбаться, можно получить дополнительные привилегии: на время оставить вещи, отдохнуть на диванчике, получить консультацию, узнать стоимость такси.

Подобные бюро работают только на вокзалах 15 крупнейших городов страны. Узнавать об их местонахождении надо только у официальных работников вокзала или у полицейских.

Вагоны

При всем многообразии вагонного парка индийских железных дорог под привычные стандарты более-менее подходят два типа: SLIPPER CLASS и АС 3 .

В тамбуре вагона обосновалась индийская семья

Вагоны ниже уровня тип Second Class General Compartment соответствуют общим вагонам. Билеты на них экстремально дешевы, однако и удобств в них нет практически никаких. Интернет пестрит видео с вагонами этого класса. Достаточно один раз это увидеть, чтобы отказаться от экономии средств. Единственным плюсом является то, что с билетом General Class имеется возможность забраться в любой вагон и, поговорив с проводником и соответственно доплатив, перейти в более комфортный вагон. Примерная цена поездки: 1 доллар - 500 км.

Second Class Sleeper предполагает вагоны, приближающиеся по комфортабельности привычным плацкартным, правда, с некоторыми оговорками. В одном купе располагается 8 спальных мест (2 места на трех полках). На нижних полках не поспишь, так как приходится делить их с другими пассажирами. Желательно не брать билеты в начале и конце вагона из-за близости туалетов, которых здесь 4. Проводники здесь отсутствуют, постельного белья никто не выдает. Приблизительная цена поездки: 5 долларов - 1000 км.

AC 3 Tier конструктивно близок к вагону предыдущего класса, но есть и отличия. Окна не открываются, работает кондиционер, проводник выдает постельное белье бесплатно. Чаще всего есть свободные места. Приблизительная цена поездки: 10 долларов - 1000 км.

AC 2 Tier максимально приближен по комфортности к плацкарту, но значительно дороже предыдущих классов. Четырехместное купе отгораживается от прохода обычной шторкой. Приблизительная цена поездки: 20 долларов - 1000 км.

First class Air-Conditioned является вагон 1-ого класса, по комфортности приближающийся к купейному. Из-за дороговизны билетов их включают в состав только поездов, следующих на дальние расстояния. Приблизительная цена поездки: 30 долларов - 1000 км.

Главным смотрящим в поезде является кондуктор или TTI . Он проверяет билеты, рассматривает жалобы и просьбы пассажиров, прилично разговаривает на английском языке. За небольшое вознаграждение «разрулит» сложную ситуацию в нужную сторону. Он же по вашей просьбе официально поменяет за определенную доплату билет General Class на место в более комфортабельном вагоне.

Насчитывается более 20. Из России чаще всего прилетают в Дели и Даболим.

Читайте о первом путешествии туриста, как он добирался до Гоа. Отзыв находится .

Возможно это звучит и странно, но путешествовать железной дорогой по Индии легко и удобно, несмотря на непростые индийские реалии. Постарайтесь не отвергать сразу привычные для местных жителей стандарты, попробуйте понять их, и ваше путешествие по Индии наполниться радостью и познанием необычного. Кроме того, надо быть общительным, доброжелательным, чаще улыбаться, и тогда можно будет избежать проблем и неприятных неожиданностей в пути, найти наиболее удобный вариант поездки и сэкономить деньги.

Короткое Видео, вагон Sleeper Class

Поезда в Индии являются самым популярным и дешевым способом передвижения по стране. Альтернативы данному транспорту просто не существует, поэтому если вы запланировали самостоятельное путешествие по Индии, то вам явно придется познакомиться с особенностями железных дорог этой необыкновенной и колоритной страны. А наша статья даст вам всю необходимую информацию для того, чтобы сделать комфортным и запоминающимся.

Индийские поезда: общая информация

Путешествие на поезде в Индии вы не забудете никогда, независимо от того, какой вагон вы выберете. В любом случае поезд будет битком набит различным народом, желающим пообщаться с белым туристом, причем все индийцы будут крайне дружелюбны и активны. Если вы сторонитесь такого общения, то вам стоит покупать билеты самого высокого класса, чтобы свести к минимуму встречи с местными жителями. Но имейте в виду, что практически в любом поезде вы будете самой главной достопримечательностью, приковывающей всеобщие взгляды.

К сожалению, в Индии не такое уж редкое явление. Ежегодно статистика железнодорожных крушений пополняется приблизительно десятью новыми случаями, в которых количество жертв исчисляется сотнями. Чаще всего подобные происшествия вызваны большим износом железнодорожного полотна и человеческим фактором. Машинисты поездов обычно работают по несколько суток без пересменок, стараясь заработать побольше денег, что в итоге приводит к страшным крушениям.

Но все туристы, влюбленные в страну чайных плантаций и слонов, однозначно советуют на своем опыте узнать, как в Индии ездят на поездах. В противном случае вы так и не сможете по-настоящему проникнуться местным колоритом. А ведь за ним многие и приезжают в эту страну.

Путешествие на поезде: комфортный туристический вариант

Если вас никак не прельщает перспектива трястись в переполненном людьми вагоне, а посмотреть всю страну все-таки хочется, то для этих целей придуманы специальные туристические поезда в Индии. Их еще часто называют роскошными, и они предлагают путешественникам семидневные туры, во время которых вы увидите самые красивые места страны и сможете погрузиться в удивительную жизнь местных жителей.

В настоящий момент в Индии работает шесть подобных поездов, каждый из которых идет по собственному маршруту. Все вагоны в таких составах оборудованы кондиционерами и относятся к повышенному классу комфорта. За время недельного путешествия вы не будете испытывать абсолютно никаких неудобств, ведь в стоимость тура входит питание и несколько экскурсий.

Стоит учесть, что подобное путешествие довольно дорого стоит - цена тура на одного человека колеблется в пределах трех тысяч долларов.

Как выглядит индийский железнодорожный вокзал?

Поезда в Индии, фото которых мы представили в нашей статье, меркнут по сравнению с местными железнодорожными вокзалами. Они являются совершенно особенным местом, где в полной мере отражается менталитет индийцев. Стоит отметить, что вокзалы в маленьких городках выглядят довольно пустынно и чисто, здесь народ собирается только в момент прибытия поезда. Но вот станции крупных городов представляют собой совсем иную картину - здесь индийцы находятся днем и ночью.

Местное население не смущает толкучка, духота и полная антисанитария - они с удовольствием остаются ночевать на вокзале, располагаясь прямо на полу. Довольно часто у них с собой даже нет накидки или теплых вещей, поэтому они укладываются на газетку и проводят таким образом не одну ночь. Обычно спящего народа так много, что для того чтобы пройти до нужного места на перроне, необходимо переступать через спящих вповалку людей.

Каждый железнодорожный вокзал имеет кассу, но ее сотрудники практически не говорят по-английски, поэтому покупка билетов осложняется данным фактом. На некоторых вокзалах имеется специальная туристическая касса, здесь приобрести билеты будет значительно легче. К тому же они продаются по специальной квоте, созданной для туристов. Но об этом мы расскажем чуть позже.

Классы поездов в Индии: вагоны

Если вы никогда не ездили на индийских поездах, то вам будет довольно трудно сориентироваться в многообразии классов и видов вагонов в железнодорожных составах. Мы попробуем прояснить ситуацию и облегчить вам процесс выбора нужного вагона. Итак, классы поездов в Индии:

О каждом из них мы расскажем подробнее, но учтите, что индийская система классификации предполагает наличие в одном составе вагонов разного класса. Как правило, один вагон соответствует определенному классу.

Общий вагон (GN): особенности путешествия

Можно сказать, что - это настоящий народный поезд в Индии. С людьми вам придется общаться каждую минуту, ведь их здесь будет даже излишне много. В этот вагон билеты продаются без места, поэтому люди набиваются не только в сам вагон и тамбур, но даже в туалет. Всю дорогу они будут петь песни, разговаривать и пытаться вас чем-то угостить.

Билет в общий вагон стоит по индийским меркам сущие копейки, здесь нет кондиционеров и стекол. На окнах стоят решетки, а на потолке расположены вентиляторы, которые, впрочем, никогда не работают.

Контролеры практически никогда не проверяют билеты в общем вагоне, поэтому здесь ездит масса "зайцев". На самом билете не указывается время отправления и номер поезда, здесь пропечатывается только станция отправления и конечный пункт. Многие путешественники пересаживаются за время пути с одного поезда на другой, главное, чтобы они шли по заданному направлению.

Плацкартный вагон (SL)

Этот вагон частот называют спальным, он имеет большое сходство с нашим привычным плацкартом. Внутри вагона нет кондиционеров, окна зарешечены и полностью продуваются. На потолке расположены многочисленные вентиляторы. Вместо привычных нам четырех полок в данном вагоне их шесть, они расположены в три ряда. Днем все пассажиры едут сидя, размещаясь по нижним полкам. Ночью появляется возможность лечь. Белье в плацкартных вагонах не дают, питание тоже не предусмотрено.

Плацкарт с кондиционером (3А)

Этот вагон мало отличается от предыдущего, он стоит немного дороже и имеет кондиционер, который никогда не выключается. В связи с этим в окнах вставлены стекла, и они наглухо закрыты. В таком вагоне практически нет посторонних и на ночь выдают белье с одеялом. За время путешествия к вам довольно часто заглянет проводник, что обеспечивает полную безопасность пассажиров.

Плацкарт с кондиционером второго класса (2А)

Поезда в Индии довольно редко оснащены подобными вагонами. Они имеют четыре полки и обычно отгораживаются от прохода шторками. Стоимость проезда в вагонах этого класса приравнивается приблизительно к трем десяткам долларов.

Сидячий вагон (СС)

Этот вагон напоминает автобус. Он оборудован несколькими рядами удобных кресел и кондиционером. К сожалению, на популярных индийских маршрутах данный вагон встречается очень редко.

Вагон первого класса (1А)

Это путешествие обойдется вам крайне дорого, в среднем оно приравняется к стоимости авиаперелета. Но зато вы окажетесь в двухместном купе с мягкими диванами и кондиционером. Перед отправлением поезда вы получите бутилированную воду, запасы которой можно бесплатно пополнять на каждой крупной станции. Учтите, что эта вода самая чистая в стране.

Если вы захотите перекусить, то можете заказать еду через проводника. Вам обязательно все принесут в самые кратчайшие сроки. Единственным минусом может быть ориентированность этой пищи на вкусы индийцев - она однозначно будет острой.

Классификация индийских поездов

Помимо классификации вагонов поезда в Индии тоже делятся на свои разряды. Самым удобным является экспресс, он двигается крайне быстро для Индии и обладает повышенным уровнем комфортности. К тому же экспрессы считаются самыми точными поездами, они опаздывают всего лишь на пару часов, что вполне нормально для индийских железных дорог.

Обычные поезда передвигаются очень медленно, до отказа набиты народом и отличаются невероятной антисанитарией. К тому же они имеют привычку опаздывать на десять-двенадцать часов.

Квоты на проезд

Индийские железные дороги имеют несколько вариантов квот на билеты. От них зависит, каким образом вы будете путешествовать, поэтому данная информация вам обязательно пригодится. Итак, квоты выглядят следующим образом:

  • подтвержденная (confirmed) - с таким статусом вы получите конкретное место в вагоне, которое будет вашим в течение всего путешествия;
  • половинчатая (RAC) - данная аббревиатура означает, что у вас есть половина места, которую вы будете делить с другим пассажиром, если кто-то не освободит подтвержденную ранее бронь;
  • без места (WL) - в этом случае вы имеете все шансы оказаться без места, если до вас не дойдет очередь (каждый билет имеет цифру, означающую количество человек на место перед вами).

Отдельно продаются билеты с туристической квотой, они являются подтвержденными, но продаются только в специализированных местах. Вы можете обратиться в кассу, работающую для иностранных туристов, либо в туристическое агентство. Но в последнем случае с вас возьмут еще процент за работу сотрудников туристической компании.

Как покупать билеты на поезд в Индии?

Как и в любой другой стране мира, в Индии вы можете купить билеты на поезд в железнодорожной кассе и через интернет. Покупка в кассе представляется весьма трудной, ведь английским языком на вокзале никто не владеет и здесь нет привычки вывешивать расписание поездов с указанием времени отправления. Но зато в этом случае вы получите бумажные билеты на поезд. Индия является страной, где на экране планшета или телефона может не оказаться весомым аргументом для посадки в поезд.

Если вы предпочитает покупать билеты только через интернет, то будьте готовы преодолеть ряд трудностей. К примеру, оплатить стоимость проезда можно только картой индийского банка. А главный сайт железных дорог не имеет мобильной версии, что делает покупку через телефон абсолютно невозможной. Помогут вам различные сайты-посредники, устанавливающиеся на любой телефон в качестве приложения и готовые за небольшой процент принять оплату вашей картой. Учтите, что в Индии билеты на поезд продаются за три месяца до поездки. Поэтому к моменту отправления поезда они практически полностью исчезают из продажи.

Индия - это яркая и самобытная страна, которая может предстать перед путешественниками в абсолютно необычном ракурсе. Чтобы увидеть все ее красоты, стоит рискнуть и приобрести билет на поезд. Мы уверены, что это будет ваше самое незабываемое путешествие в жизни.

Публикации по теме