Как выглядит запретный город в пекине. География китая

Ворота имеют пять дверей – три по центру и две двери по бокам. Боковые двери использовались обслуживающим персоналом, и сейчас они закрыты. Из трех центральных дверей правая использовалась чиновниками, левая членами императорской семьи, а через центральную большую дверь мог пройти только сам император, но было два исключения.

Первое исключение делалось только для императрицы и только один раз – в день свадьбы. Второе исключение делалось один раз в несколько лет для победителей императорского экзамена. Туристам мы рекомендуем проходить именно через центральную дверь. Почувствуйте себя императором.

Туристам стоит обратить внимание на заклепки на дверях. Всего тут 9 рядов заклепок и 9 столбцов (можете посчитать самостоятельно на фото в галерее справа). 9 – это счастливое число императора, и в Запретном городе вы будете его встречать постоянно.

Полуденные ворота потрясают своими размерами – они 35 метров в высоту, что эквивалентно 11-этажному дому. Наверху расположены 5 башен, которые называются “башни феникса”. Вся конструкция действительно напоминает эту мифическую птицу.

На краях центральной башни были установлены главные колокола и барабаны Пекина. Колокола звенели каждый год, извещая об отбытии императора в , барабаны били при отбытии императора в Храм Предков. При самых важных церемониях колокола и барабаны звучали одновременно, извещая о коронации или свадьбе императора.

Полуденные ворота были местом “общения” власти и мира. Тут официально декларировались новые законы, император приветствовал подданных по праздникам, принимал парады и смотрел на наказания провинившихся чиновников.

Ворота Высшей Гармонии (Таихимэн) (2)

После Полуденных ворот вы попадете на большую площадь – Внешний двор Запретного города. Тут проходит водный канал “Внутренняя Золотая река”, через который наведено пять мостов. Правила прохода через эти мосты были полностью аналогичны правилам дверей в Полуденных воротах.

Этот канал имел несколько функций. Первая – источник воды на случай пожара, вторая – естественная преграда для атакующих в случае нападения на Запретный город. Туристам стоит обратить внимание на балюстрады мостов, украшенные фигурами драконов и фениксов – символами императора.

Еще один интересный момент на этой площади, на который стоит обратить внимание, – это кирпичи мостовой. Эти кирпичи выполнены по специальной технологии, они производят приятный звенящий звук, когда на них наступишь. Это свойство покрытия площади уже почти исчезло, но в некоторых местах этот звук еще можно услышать.

Главная достопримечательность площади – два гигантских бронзовых льва. Правый лев держит под лапой сферу, символизируя власть императора, которая распространяется на весь мир. Левая львица держит под лапой львенка, символизируя благополучие и плодовитость императорской семьи. Китайцы верят, что такие львы охраняют дом от злых духов и привлекают добрых. Естественно, эти львы самые большие в Китае.

За львами находятся сами Ворота Высшей Гармонии. Название “ворота” – это условность, в действительности, это настоящий павильон. Он использовался во всех случаях, когда кого-то не хотели пускать дальше, но встреча с императором была необходима. К примеру, приемы иностранных послов или императорский суд.

Зал Высшей Гармонии (Тайхидиан) (3)

Пройдя сквозь Ворота Высшей Гармонии, вы попадете на самую большую площадь в Запретном городе - 30 000 квадратных метров. За ней возвышается Зал Высшей Гармонии – главное здание Запретного города.

Это “сердце” Запретного города. Именно здесь император принимал чиновников и генералов, здесь устраивали все самые важные церемонии и празднования. Зал находится на мраморном основании в три яруса. Наверх ведут две большие лестницы. По центру находится мраморная плита весом 250 тонн, о которой мы уже рассказывали выше, украшенная барельефами с фениксами и драконами.

Высота здания – 37,5 метра, и долгое время Зал Высшей Гармонии был самым высоким зданием в Пекине. Законом было запрещено строить постройки выше него. Когда смотришь на Зал Высшей Гармонии, в голову даже не приходит мысль, что это строение высотой с 12-этажный дом.

Традиционная архитектура Китая никогда не стремилась к гигантизму. Гармония размера, формы и содержания – вот основная цель древних китайских архитекторов. И, признаться честно, у них это получилось великолепно.

На некоторых сайтах в интернете пишут, что Зал Высшей Гармонии – самое большое деревянное здание в мире. Конечно, это не так. Стадион “Одате Жукай Дом” в Японии имеет высоту 52 метра и площадь 25 000 квадратных метров. По сравнению с ним, Зал Высшей Гармонии – малютка.

Еще перед Залом Высшей Гармонии туристы увидят много всего интересного. Обратите внимание на огромные чаны для воды – еще одна мера противопожарной безопасности. Еще тут находятся главные в Запретном городе солнечные часы. Также тут можно посмотреть очень интересные каменные колонны, похожие на фонари, которые служили хранилищем эталонов мер и весов.

Зал Высшей Гармонии 64 метра в ширину и 37,2 метра в глубину, площадь - 2381 квадратный метр. Крышу держат 72 колонны – 6 рядов по 9 штук. Заметьте, и тут использовано число 9 – символ императорской власти.

Внутри находится главный императорский трон. Он называется Трон Высшей Гармонии. Туристам бывает сложно на него посмотреть, так как внутри помещения темно. В Зале Высшей Гармонии редко открывают больше четырех дверей, и света не хватает. Центральную дверь открывают очень редко, и на трон приходится смотреть под углом. Вдобавок, при таком ракурсе трон загораживают колонны. На фото справа вы можете посмотреть, как печально это выглядит.

Желающих посмотреть трон очень много, и к открытым дверям еще нужно “пробиться”. В будние дни это сделать вполне реально, но в выходной день – это эпический подвиг. Отсюда вывод: не ходите в Запретный город в выходные и праздничные дни. В выходные в Пекине лучше ходить на рынки или или пройтись по торговым центрам района . Культурные достопримечательности в эти дни всегда переполнены посетителями.

Кроме трона, внутри можно увидеть шесть золоченых колонн, украшенных барельефами с драконами. Эти колонны видно немного лучше (смотрите фото справа). На крыше прямо над троном находится большой золотой дракон, играющий с жемчужиной. Есть легенда, что если кто-то узурпирует трон, то эта жемчужина упадет на него и задавит насмерть. Этого дракона очень сложно разглядеть туристам, а сфотографировать подавно.

Зал Центральной Гармонии (Жонхедиан) (4)

Это небольшое здание с крышей в форме пирамиды. Этот зал служил для отдыха императора и переодевания перед церемониями. Внутри также есть трон, но гораздо скромнее, чем Трон Высшей Гармонии. Зал часто использовался как место разговоров императора с приближенными министрами и генералами.

Надписи около трона гласят: “Путь Небес глубок и загадочен, а путь человечества сложен. Только если составить точный и единый план и следовать ему, то можно править страной хорошо”. Эти слова тут оставил император Цяньлун из династии Цин. Он знал, о чем говорил, ведь он правил страной 60 лет.

Зал Сохраненной Гармонии (Баохедиан) (5)

Это последнее здание “внешнего дворца” – рабочей части Запретного города. После него вы попадете уже во “внутренний дворец” – место жительства императора и его семьи.

У Зала Сохраненной Гармонии было множество функций. Во времена династии Цин он чаще всего служил банкетным залом. В эпоху Мин он служил местом подготовки императрицы и принцев к церемониям.

По внешнему виду он похож на Зал Высшей Гармонии, но меньшего размера. Внутри также есть императорский трон, и также меньшего размера.

Все эти три зала стоят на едином основании из трех ярусов. Если во время вашего посещения Запретного города пойдет дождь, то не стоит сразу огорчаться. Это хорошая возможность посмотреть на потрясающую дренажную систему. Туристы замечают в основании каменные головы дракона, и кажется, что это просто декор, но это выходы труб, выводящих воду вниз. Всего тут 1412 таких драконьих голов.

Запретный город в Пекине является крупнейшим и самым таинственным дворцовым комплексом мира. Более 500 лет служивший домом 24 императорам Китая, дворец был закрыт для простых граждан. Всех, кто осмелился нарушить это правило, ждала смерть. И не смотря на то, что большая часть комплекса сегодня открыта для посетителей, история Запретного города до сих пор остается загадкой.

Королевский комплекс, сравнимый по размаху с Версальским дворцом во Франции, занимает 72 га и состоит из более чем 800 зданий с 9999 комнат (во дворце Потала в Тибете - 999 комнат), общей площадью 150000 кв.м. Город окружен десятиметровой стеной и рвом с водой, который называется «Золотая вода». Место для строительства выбиралось в соответствии с фэн-шуй: с севера строение окружают горы, вход ориентирован на юг, внутри города протекает река, мягко огибающая дворцы, что по убеждениям фэн-шуй, позволяет накапливать энергию.Запретный город в самом сердце Пекина был отрезан от остального города рвами и пурпурно-красными стенами. Только император и его приближенные имели право здесь находиться, а для простых смертных эта часть Пекина была недоступна. Запретный город был центром Китайской империи, а в глазах самих китайцев - всего мира. Здесь жили, здесь правили страной вплоть до падения империи в 1911 году властители из династий Мин и Цин.

Существует легенда, что дизайн Запретного города пришел во сне монаху, который нарисовал проекты для князя Чжу Ди в конце XIV века. Став императором Китая, он начал воплощение своей мечты. Чжу Ди построил Запретный город в Пекине и объявил его новой столицей Китая и центром вселенной, откуда божественные императоры могут управлять Поднебесной более эффективно. В то же самое время он развернул второй масштабный проект: даосские храмы и монастыри на горе Уданшань. Запретный город строился 15 лет. Согласно преданию, было задействовано миллион работников, использовано 100 млн. кирпича, 200 млн. плитки и невыразимое количество мрамора. Комплекс был закончен в 1421 году. Именно тогда император Чжу Ди из династии Мин перенес свою столицу из города Наньцзин в Пекин. С огромными усилиями были выстроены дворцовые сооружения, соответствовавшие величию императорской власти. В 1644 году, когда династия Мин была свергнута маньчжурами, город был разграблен. Но правители-маньчжуры, пришедшие к власти под именем династии Цин, восстановили его в прежнем блеске. Были возведены новые храмы и дворцы, вырыты пруды, разбиты сады невероятной красоты. К XVIII веку город приблизился к зениту своего великолепия.

Территория Запретного города в плане представляет собой квадрат. Город лежит на так называемой пекинской оси (с севера на юг) и окружен широкими рвами и стенами высотой в 10,4 метра. За ними симметрично расположены дворцы, ворота, внутренние дворы, ручьи и сады. В закрытом дворце жили королевские семьи и прислуга, состоявшая из тысяч евнухов и наложниц. Вход в город без разрешения означал смерть для нарушителя, причем наказание было медленным и болезненным. Несмотря на это, многие любопытные хотели увидеть, что же происходит внутри. Некоторые получили такую возможность в 1644 году. Император Мин жил в роскоши, когда новое налогообложение заставило буквально голодать население. Вспыхнувшее восстание ворвалось в Запретный город. Император династии Мин, как говорят, был в пьяном угаре, когда прибыли повстанцы. Чтобы оградить свой гарем от поругания, он убил всех женщин и отрезал руку своей дочери. Затем повесился, открыв тем самым путь династии Цин. Предание говорит, что на род Цин было наложено проклятие императором – «дом Цин падет от руки женщины». Тем не менее, в 1644 году династия Цин поселилась в Запретном городе и его тайны стали еще более интригующими. Евнухи дворца, которых было около трех тысяч, начали готовить собственные заговоры и вербовали шпионов из наложниц. Об этом существует множество скандальных рассказов, в которых невозможно отличить правду от вымысла, когда описывается Запретный город.

В 1853 году семнадцатилетняя девушка Цыси была доставлена во дворец в качестве наложницы. Со временем она стала самой влиятельной женщиной в истории Китая и многие считают, что она привела к уничтожению не только династии Цин, но и императорского Китая в целом. Цыси нарушила традиции и стала вдовствующей императрицей. Она правила страной пока ее двухлетний племянник Пу-Йи не стал преемником. Пу-Йи был последним владельцем Запретного города в Пекине. В 1912 году в возрасте пяти лет он отрекся от престола, но ему разрешили остаться во дворце.

Крупный пожар в 1923 году уничтожил склады города. Многие считают, что его подожгли евнухи, чтобы скрыть кражи из королевских сокровищниц. В 1925 году Пу-Йи, последний двадцать четвертый император Китая, покинул Запретный город. А двадцать четыре года спустя комплекс был открыт для общественности.

Главный вход в Запретный город находится с южной стороны через Полуденные ворота. Весь комплекс разделен на Внутренний и Внешний дворцы. Основные помещения Внешнего дворца, где император проводил государственные мероприятия и торжественные церемонии: залы Верховной гармонии, Полной гармонии и Сохранения гармонии. Северную часть, Внутренний дворец, занимали семьи императоров и наложницы. Здесь находятся залы Небесной чистоты, Объединения мира и Земного спокойствия. Их окружают три императорских сада: Долголетия, Доброты и Спокойствия. За ними элегантный Императорский сад с беседками и живописными скальными образованиями. Весь город разделяет восьмикилометровая центральная ось. В центре этой оси находится Трон, символизирующий императорскую власть. Императорский трон во Дворце верховной гармонии, предназначенный для особо торжественных случаев.

В Запретном городе всего 9000 помещений, в которых жили император и окружавшие его женщины (мать, жены, наложницы), а также бесчисленные слуги и евнухи. Жизнь при дворе была подчинена строжайшим правилам этикета. Запретный город был чем-то вроде клетки, где, отгородившись от реальности, жил император со своими приближенными.

Фасады всех главных зданий обращены к югу. Тем самым Запретный город поворачивался спиной ко всем враждебным силам севера, к холодным ветрам из Сибири. Главный вход тоже находится на южной стороне. Он называется Вумен (полуденные ворота), здесь император инспектировал свои войска. За воротами - внутренний двор, который пересекает небольшая Золотая речка. Через нее перекинуты пять мраморных мостиков, символизирующих пять добродетелей и ведущих к Воротам высшей гармонии. За ними - еще один большой внутренний двор. Он так велик, что там могут поместиться 20 000 человек. На противоположной его стороне, на высокой мраморной террасе, возвышается самое значительное здание Запретного города - Дворец высшей гармонии.

В этом дворце по особо торжественным для государства дням восседал на троне император. Под перезвон колоколов его окружали волнами фимиама управляющие, сановники и вельможи.

Дворец, являющийся ныне музеем, содержит около миллиона драгоценных исторических реликвий древних династий Китая и занесен в список культурного наследия ЮНЕСКО. В Пекине можно посетить Дворец мира и согласия, известный также как монастырь Юнхэгун или храм Ламы. Самый популярный храм Пекина, несомненно, храм Неба – вершина космической четверки Китая: храм Солнца, храм Луны и храм Земли.

Запретный город, видео:

Запретный город находится в центре Пекина. Открыт ежедневно с 08.30 до 17.00, вход стоит 40 юаней зимой и 60 юаней летом.

Гугун, он же Пурпурный или Запретный город, расположен в самом центре Пекина и, бесспорно, принадлежит к величайшим памятникам мировой культуры. Он был выстроен в начале XV в. императором Чжу Ди. третьим правителем из династии Мин. Этот государь перенёс столицу из Нанкина в Бейдзин (Пекин) и озаботился созданием новой резиденции. В течение 15 лет, с 1405 по 1420 г., - по гем временам достаточно быстро - был возведён дворцовый комплекс, включавший множество сооружений - от величественных храмов до миниатюрных беседок и мостиков властителя Поднебесной отвечал представлениям окружавших престол чиновников-конфуцианцев о величии Сына Неба.

Он был задуман как неприступная резиденция, отделённая от остального мира мощной крепостной стеной и широким рвом. Ещё свежа была память о войнах и смутах, сопутствовавших падению прежней династии Юань во второй половине XIV в. Чтобы подчеркнуть божественный характер власти императоров Китая, при строительстве дворца использовались материалы двух цветов - жёлтого и тёмно-красного, считавшихся в Поднебесной священными. Этих цветов достигали, особым образом обжигая черепицу и кирпич. Отсюда пошло наименование Пурпурный город - Цзыцзинчэн. Второе название - Гугун - означает «дворец прежних правителей», оно появилось позднее и со временем стало основным.

План небесного города

В строительстве Гугуна и его отделке было занято до 100 тыс. ремесленников и около миллиона разнорабочих. Дворцовый комплекс делился на две части - собственно Запретный город и так называемый Императорский город. Последний включал в себя правительственные учреждения, усадьбы высшей знати и дворцовые службы. Здесь же располагались парки, храмы и второстепенные дворцы.
Этот грандиозный ансамбль являет собой квинтэссенцию китайской традиционной архитектуры, мало изменившейся за два тысячелетия. Его территория представляет в плане правильный квадрат, обнесённый кирпичной стеной высотой 10 м и окружённый каналом шириной 60 м. За стенами симметрично расположены дворцы, ворота, внутренние дворы, ручьи и сады. Общая площадь «города» составляет 72 га, из которых постройки занимают 15 га.

Императорский город с его тысячами чиновников, придворных, рабов, рабынь и евнухов был по сути маленьким государством в государстве с собственной иерархией, финансами, законами, судом, тюрьмой. Южная стена этого города сохранилась по сей день, а его сооружения в настоящее время служат резиденциями руководителей Китая.

В Запретном городе жил только сам император с семьёй. Он крайне редко покидал резиденцию. В эту часть комплекса допускались лишь самые приближённые к Сыну Неба сановники. Для простых смертных, даже очень знатных, вход сюда был закрыт. Запретный город счита л ся центром Поднебесной, а значит, и всего мира. В нём находились Гугун — собственно императорские дворцы, Таймяо — Храм Предков, Шэцзитань — Храм Плодородия, священная гора Цзиньшань и священный Западный Парк.

Из всех ворот Запретного города самые знаменитые Ворота Небесного Спокойствия - Тяньаньмынь, ведущие на одноимённую площадь. Стоявшие здесь прежде деревянные ворота сгорели от удара молнии в 1456 г., после чего священнослужители приняли решение задобрить разгневанных духов новыми - с подходящим названием. Перед воротами Тяньаньмынь возвышаются две сакральные колонны - гуабяо - из белого мрамора, украшенные искусной резьбой. К востоку тянется великолепный парк из кедров и кипарисов, многим из которых уже шесть веков. В нём расположен Храм Предков, воздвигнутый при маньчжурских императорах на месте уничтоженного л. Интерьер. аналогичного храма династии Мин.
К западу от ворот Тяньаньмынь находится Храм Плодородия, где совершались моления об урожае и отправлялся культ духов - покровителей! злаков. Неподалёку возвышается священная гора Цзиньшань высотой 60 м. Он имеет пять вершин с беседками на каждой и засажен кипарисами и соснами. На склоне горы растёт старый вяз, обнесённый оградой. По легенде, на нём три с половиной века назад повесился последний император династии Мин, когда маньчжуры захватили город.

От ворот Тяньаньмыш. проходит особая Императорская дорога, возвышающаяся над землёй благодаря специальной насыпи и вымощенная плитами полированного камня. Только император имел право проходить по пей в дни торжеств и ритуальных жертвоприношений. Дорога заканчивается у Полуденных Ворот -У Мынь, увенчанных двухъярусной крышей. Это величественное и вместе с гем изящное сооружение служило символом Солнца и императорской власти. Над воротами была воздвигнута Башня Пяти Фениксов (Уфэнлоу), или Башня Барабанов. Последнее название возникло оттого, что во время торжественных выходов императора на ней били в исполинский барабан.

Вопреки обыденному представлению, главные ворота комплекса — это не Тяньаньмынь, а именно У Мынь. За ними начинается соб ственно З а претный город. Миновав их, чело век попа дал во внутренний двор, пересечён ный кана лом Нэйцзиньшуй — Золотой Рекой. Нэйцзиньшуй облицованы мрамором и обнес ены резной каменной балюстрадой. Через канал перекинуты пять мраморных мос тиков, с имволизирующих пять добродетелей, их к внутренним воротам, именуемым Воротами Высшей Гармонии.

За ними - ещё один большой внутренний двор, способный вместить 20 тыс. человек. На противоположной его стороне, на высокой мраморной террасе, стоит самое значительное здание Запретного города - Тайхэдянь, или Зал Высшей Гармонии. Его высота - 35 м, длина - 63 м, а площадь - четверть гектара. В этой огромной тронной палате император появлялся лишь в особо торжественных случаях, к которым относились и важнейшие праздники (День Урожая, День Дракона и т. и.). Там оглашались указы, полководцам вручались полномочия на ведение войны, лично монархом утверждались высшие учёные звания. Внутри палата украшена великолепно сохранившейся росписью. Перед входом в неё расположены бронзовые скульптуры XVI в.: стражники-львы и черепахи - символ долголетия.
Рядом с главным дворцом расположены ещё два здания: Тайхэдянь - Зал Срединной Гармонии, где совершались важнейшие религиозные обряды с участием императора, и Баохэдянь - Зал Сохранения Гармонии, где китайские чиновники держали экзамен на высшие учёные звания и должности.

Позади главных зданий Гугуна разместились три менее значимых, так называемых Задних дворца. Первый - Дворец Небесной Чистоты (Цяньцингун), где принимали послов и губернаторов. Именно там на Алтаре Света и Истинного Величия хранилось прижизненное завещание императора, в котором он назначал наследника на случай своей кончины. Второй - Дворец Общения Неба и Земли (Цзяотайдань), где праздновались дни рождения Сына Неба и хранились особо важные доку менты и царские печати. И наконец, Дворец Земного Спокойствия (Куиньниньгун), где совершались брачные церемонии членов императорской фамилии. Эти павильоны символизировали абсолютную власть китайских императоров над всеми частями света. Они размещены на террасированных постаментах, к ним ведут длинные лестницы из белого мрамора. Севернее находились жилые покои императоров, их семей и придворных.
Кровли павильонов Запретного города выложены золотистой черепицей; столбы, двери, оконные рамы выкрашены алым лаком; балки перекрытий, плафоны, стены сплошь покрыты тонкой резьбой, росписью и позолотой, парадные павильоны обнесены беломраморными резными парапетами.

Здания Запретного города в изобилии украшены изображениями черепах, оленей, журавлей, бабочек, цветов, олицетворяющих долголетие, благоденствие, мудрость, счастье и красоту. Но больше всего китайцы любили дракона -символ власти Сына Неба. Замысловато загнутые карнизы многоярусных крыш были призваны отпугивать злых духов. Кровли и ворота дворца покрывали цветной глазурованной черепицей с барельефами и иероглифическими надписями. Постройки соединялись между собой проходами, закрытыми двориками и церемониальными воротами.

К западу от ворот У Мынь возвышается Уиндянь — Павильон Воинской Доблести. В эпоху Мин здесь устраивались аудиенции для высших военных чинов империи. В помещении к югу от павильона находилась галерея портретов императоров и императриц древности. Портреты уцелели в бурях войн и революций и оказались в числе экспонатов, вывезенных в 1949 г. на Тайвань. Ныне они выставлены в Тайбейском музее, получившем полуофициальное название Новый Гугун.

Весь дворцовый ансамбль первоначально насчитывал 9999,5 комнат и залов. Это странное на первый взгляд число имеет религиозное объяснение. По преданиям, в Небесном Дворце ровно 10 тыс. комнат, и Сын Неба не считал возможным создавать дворец, превосходящий божественные покои. Поэтому одну крошечную комнатку-чулан посчитали за половину.
Фасады всех главных зданий обращены к югу. Тем самым Запретный город символически «повёрнут спиной» к северу, который в китайской мифологии считался местом пребывания злых демонов и враждебных сил.

ФЕНИКС — ГЛАШАТАЙ ВОЛИ ИМПЕРАТОРА

Возле ворот Тяньаньмынь в торжественной обстановке оглашались императорские указы.

Перед воротами была оборудована специальная Площадка оглашения указов. В начале церемонии все высшие гражданские и военные чины двора выстраивались лицом к северу возле мостика через канал и опускались на колени. Затем министр церемоний выносил текст указа на лаковом подносе и ставил его на паланкин, который несли евнухи. Паланкин проносили вдоль строя коленопреклонённых чиновников к вратам Тяньаньмынь и специальным подъёмником поднимали на надвратную башню, откуда глашатай торжественно зачитывал указ. Затем свиток указа вкладывался в клюв позолоченной деревянной статуи птицы Феникс (Фэнлу), которую опускали на площадь на шёлковых верёвках. Её ставили на тот же паланкин и доставляли в Палату Церемоний, где текст указа размножали и рассылали по всей стране. Эта замысловатая церемония носила название «Провозглашение императорской воли посредством Феникса».

Храм неба и земли

В комплекс музеев Запретного города входят также расположенные за пределами его стен Храм Неба и Храм Земли. Храм Неба — Хуанцюнъюй — занимает площадь 28 га и окружён двумя рядами стен. Его самая важная часть — Храм Молений об Урожае, воздвигнутый в 1420 г. Это круглое здание с трёхъярусной крышей, облицованной черепицей священного жёлтого цвета и увенчанной позолоченным куполом. Высота его 38 м, диаметр — 30 м. Оно воздвигнуто без применения стропил и поперечных балок и даже без несущих внутренних стен.

Одно из храмовых сооружений — Алтарь Неба представляет собой трёхступенчатую террасу из белого мрамора. Три яруса символизируют три элемента мироздания: Небо, Землю и Человечество. Перед ним расположен так называемый Камень Троекратного Эха. Если встать на первую ступеньку алтаря и хлопнуть в ладоши, то эхо будет однократным, со второй ступеньки — двукратным, а с третьей - трёхкратным. Второе сооружение — восьмиугольный Зал Небесного Свода достигает высоты 20 м и обнесено искусно построенной Стеной Эха. Стена Эха замечательна тем, что произнесённые перед ней даже шёпотом слова отчётливо слышны с противоположной стороны стены. Третье здание — Циняньдянь, или Зал Жатвенных Молитв, имеет высоту 27 м. Оно построено в основном из дерева и чудом уцелело во всех войнах и смутах последних полутора веков. Ныне тёмно-синяя глазурованная черепица крыши, искусная резьба по дереву и изумительно украшенный интерьер делают его одной из наиболее заметных достопримечательностей.

Архитектура сооружений Запретного города отличается разнообразием и неповторимостью форм и декора. На карнизах крыш беседок и мемориальных арок(пайлоу) помещали лепные изо б ражения стражей — львов и драконов, а у входов во дворцы и храмы ставили каменных львов.

БЕЗДОННАЯ КЛАДОВАЯ СОКРОВИЩ

К середине XIX в. в результате двух «опиумных войн» и Тайпинс- кого восстания, унёсших порядка 20 млн жизней, Китай очень ослаб и попал в зависимость от европейских держав, а вскоре и от Японии. В I860 г. Пекин был захвачен англо-французскими войсками. Уже после разграбления города и бегства императора победители сожгли Летний дворец - одну из жемчужин Запретного города, мотивируя это необходимостью окончательно поставить на колени побеждённых. Этот великолепный павильон так и не был восстановлен. Ныне его руины можно увидеть в парке Пекинского университета.

После окончания гражданской войны новая власть предприняла усилия по восстановлению экспозиций дворца. Но уже в начале 60-х гг. XX в. работы прекратились в связи с печально знаменитой Культурной революцией, когда многое из национального наследия Китая оказалось под запретом коммунистической власти. Доступ посетителей в Гугун был закрыт, почти все музейные работники разогнаны. К счастью, Запретный город не подвергся очередному разрушению, хотя традиционное китайское искусство и объявлялось «упадочно-националистическим» и «порождением чужеземных династий, угнетавших народ». Со второй половины 70-х гг. музеи Гугуна возобновили полномасштабную научную и культурную деятельность.

В 1900 г., после разгрома Боксёрского восстания, город вновь заняли войска европейских держав. Интервенты уничтожили дворцовую библиотек), где хранились редчайшие старинные рукописи и книги. Из Пекина были вывезены целые эшелоны с золотом, жемчугом, слоновой костью и фарфором. В ходе Синьхайской революции 1911-1913 гг. единоличным хозяином Гугуна стал генерал Юань Шикай, бесконтрольно распоряжавшийся всеми богатствами императорской резиденции. В 1924 г. семья императора Пу И окончательно была изгнана из Запретного города. Во время гражданской войны императорскими сокровищами правительство Гоминьдана расплачивалось с иностранными союзниками.

В 1937 г. Пекин взяли японские войска. Часть коллекций китайцы успели эвакуировать, но львиная доля пропала в хаосе отступления или была захвачена оккупантами. В 1949 г. по приказу Чан Кайши уцелевшие экспонаты вывезли на Тайвань.
В настоящее время для посетителей открыта приблизительно половина территории комплекса. В музее хранится около миллиона экспонатов - более 10 % всех музейных фондов КНР, из них в экспозиции представлено всего 18 тыс. При этом экспозиция непрерывно обновляется. Происходит своего рода круговорот раритетов. Туристы, уже бывавшие в Пекине и посещавшие Запретный город, в следующий свой приезд могут увидеть совершенно новые коллекции.

У генерала А. И. Власова, бывшего в конце 30-х гг. XX в. советским вое н ным советником в Китае, при возвращении в СССР на границе изъяли два чемодана личных подарков Чан Кайши из коллекций Запретного города: старинный фарфор, нефрит, изделия из золота и драгоценных камней.

Сейчас вся музейная экспозиция состоит из двух больших частей. Первая - дворцы и жилые покои императорской семьи, в которых воссоздана прежняя обстановка. Наиболее значимым является Выставочный зал исторических и художественных ценностей, где представлены самые важные экспонаты, в том числе предметы из знаменитых гробниц императора III в. до н. э. Цинь Шихуанди и императора У-Ди, жившего во II в. до и. э. Кроме того, в комплекс входят Выставочный павильон драгоценностей, павильоны живописи, искусства династий Мин и Цинь, керамики, изделий из бронзы, часов.
В целом экспозиция Гугуна даёт возможность ознакомиться с культурными и художественными реликвиями различных периодов истории Китая - от полумифической династии Чжоу до последней Цинь. Он считается крупнейшим дворцом-музеем мира, превосходя и Московский Кремль, и Версаль.

Западные и восточные дворцы
Через юго-западные ворота лежит путь из сада в Западные дворцы, где расселялись вторые по старшинству императрицы, вдовствующие императрицы-матери и наложницы высокого ранга. Каждый из них — это особая усадьба, отделённая стенами от остального мира. Шесть дворцов расположены попарно: Сосредоточенной Красоты, Всеобщего Счастья, Почитания Земли, Вечной Весны, Долголетия и Высшего Начала.

Во Дворце Чистого Колокольного Звона экспони р уются «четыре сокровища кабинета учёного»: уникальной работы бумага, тушечницы и кисти для письма, выполненные лучшими мастерами разных эпох, цветные гравюры по дереву, старопечатные книги X-XII вв.

В восточной части жилых покоев расположены шесть Восточных дворцов: Чистого Колокольного Звона, Благого Солнца, Повиновения Небу, Вечной Гармонии, Почитания Доброты и Вечного Счастья. Внешне они очень похожи на западные дворцы, но в меньшей степени сохранили внутреннее убранство, поскольку здесь размещена экспозиция произведений искусства из императорских коллекций.
В 1644 г., когда династия Мин пала в результате очередного народного восстания, страну захватили маньчжуры, Запретный город был разграблен. Но маньчжурские владыки, основавшие династию Цинь, вскоре восстановили его в прежнем блеске. Были возведены новые храмы и дворцы, разбиты сады и парки. К XVIII столетию Гугун достиг наивысшего великолепия. Здесь сосредоточивались не только шедевры китайского искусства, но и сокровища, вывезенные из соседних стран. По словам летописцев, во дворцах Гугуна «хранились несказанные богатства из земель варваров», Французские миссионеры сообщали: «Удивительно, как много у этого государя интересных и великолепных вещей всякого рода со всех уголков мира». Посол Англии лорд Макартни, посетивший Китай в конце XVIII в., вспоминал о большом количестве вещей европейского происхождения у императора: «Музыкальные шкатулки, глобусы, часы такого изысканного мастерства и в таком изобилии, что наши подарки выглядели в сравнении с ними более чем скромными. И нам сказали, что все эти прекрасные вещи лишь малая часть имеющегося».

Особую коллекцию составляли привезённые иноземными послами дары, в официальных описях именовавшиеся «данью варварских царей законному владыке мира». Китайские источники проводили чёткое различие между «дарами» — предметами, посылаемыми от имени императора, и «данью», под которой понимались любые приношения чужеземцев.
К сожалению, от прежнего великолепия до сегодня дошло немного. Современные экспозиции музеев Запретного города в основном созданы уже в новейшее время.

В самом центре Пекина располагается большой императорский дворцовый комплекс, прозванный китайцами «Гугун» (故宫 gùgōng , «Бывший дворец»). Двадцать четыре императора времён династий Мин и Цин жили в нём, сменяя друг друга на троне правителей Поднебесной, установленном здесь же.

Комплекс был возведен за 14 лет при императоре Чжу Ди (династия Мин, 1368-1644 гг.). Древние китайские астрономы считали, что пурпурная (Полярная) звезда расположена в центре небес, и, следовательно, император Неба живёт в дворце пурпурного цвета. Соответственно, обитель императора земного была выполнена в тех же тонах и названа Пурпурным Городом. В город этот запрещено было входить без специального разрешения самого императора. Таким образом, в именование комплекса добавилось еще и «Запретный» (紫禁城 zǐjìnchéng , Пурпурный запретный город), но вскоре цвет отошел на второй план, осталось лишь название, известное и поныне - «Запретный Город ».

Сегодня это знаменитый дворец-музей к северу от площади Тяньаньмэнь. Строгий прямоугольник Запретного города является крупнейшим в мире дворцовым комплексом и занимает 74 гектара. 8886 комнат располагаются в 980-ти дворцовых зданиях, окруженных 52-метровым (в ширину) рвом с водой и 10-метровой (в высоту) стеной. С каждой стороны стена имеет ворота. Между восточным и западным воротам расстояние составляет 750 метров. Уникальные резные башни возвышаются над каждым из четырёх углов наружной стены. С них хорошо видны дворцы и городские пейзажи Пекина.

Запретный Город разделен на две части . Южная часть, или Внешний Дворец, была местом, где император осуществлял свою верховную власть над народом. Северная часть, или Внутренний Дворец - место, где он жил со своей семьёй.

Наиболее важный зал как во Внешнем Дворце, так и во всем комплексе - Зал Высшей Гармонии (太和殿 tài hé diàn ). Он построен в 1420 году, занимает площадь 2400 квадратных метров, а высотой 36,57 метров - самый высокий дворец в комплексе. Во времена правления императора ни одно здание в Пекине не могло быть выше Зала Высшей Гармонии. В этом дворце находится трон дракона - императорский трон, окруженный слонами, символизирующими мир.

До 1924 года, когда последний император Китая Пу И был изгнан из Внутреннего Дворца, четырнадцать императоров династии Мин и десять императоров династии Цин уже успели пожить в Запретном городе. Будучи на протяжении пяти веков домом властителей Поднебесной, дворец сохранил немало редких сокровищ и легенд.

Строительство дворцового комплекса , на котором в тяжелейших условиях трудилось, по разным данным более миллиона рабочих, включая сто тысяч ремесленников, началось в 1407 году во времена династии Мин, а завершилось спустя четырнадцать лет. Огромное количество древесины и других материалов было доставлено из дальних провинций. Камень для постройки добывали в округе Фаншань (район на юго-западе нынешнего Пекина). Для облегчения доставки вдоль пути через каждые 500 метров вырыли колодцы, откуда черпали воду, чтобы в зимний период заливать дорогу и катить огромные глыбы по льду. К примеру, в передней части дворца Высшей Гармонии есть каменная плита под названием «Императорский путь» или Юньлун. Ее площадь - более 50 квадратных метров, вес - 239 тонн. Для доставки потребовалось 20 тысяч рабочих и 28 дней.

Древесина, в том числе весьма ценные сорта, добывалась в южных провинциях Чжэцзян, Цзянси, Хунань и Хубэй и сплавлялась к Пекину водными путями.

В следующем году после окончания строительства дворцового комплекса столица Китайской империи, как и планировалось, была перенесена из Нанкина в Пекин.

Древние китайцы проявили свои весьма неординарные навыки в строительстве и проектировке дворца. Взять хотя бы грандиозную красную городскую стену. У основания она имеет 8,6 метра в ширину, постепенно сужаясь к верхушке, где достигает уже 6,66 метра. Угловатые формы стены полностью пресекают попытки на нее взобраться. Кирпич, из которого она построена, сделан из белой извести и клейкого риса, а цемент - из клейкого риса и яичных белков. Эти невероятные стройматериалы делают стену чрезвычайно прочной.

Сами же дворцы, в основном, построены из дерева, и древние китайские инженеры, опасаясь пожаров, разработали для них особую систему отопления , при которой тепло поступало под пол помещения по подземным трубам, ведущим из бронзовых угольных печей, находящихся за пределами здания. Таким образом, у дворцов Запретного города нет ни одной печной трубы, и полы всегда тёплые.

С тех пор, как желтый цвет стал символом императорской семьи , он приобрел доминирующее положение и в дворцовой архитектуре. Крыши построены с желтыми изразцами; украшения во дворце окрашены в желтый цвет; даже кирпичи на земле сделаны желтыми по специальной технологии. Тем не менее, есть одно исключение. Вэньюаньгэ, Императорская библиотека, имеет черную крышу. Причина в том, что древние китайцы считали черный цвет символом водной стихии, а значит и оберегом от возможных пожаров. Но всё-таки 90% крыш Запретного города выложены желтой или «золотой» плиткой. Данная плитка весьма тяжела, при её простукивании раздаётся чёткий звон, а для придания ей особого блеска во время полировки используется тунговое масло.

Ещё один символ: статуи золотых львов у императорского дворца имеют на головах по тринадцать кудрей-шишек. Это самое большое число, зарезервированное только для императорских придомовых львов. Другие высокопоставленные политики и чиновники ранжировались по количеству кудрей: если чиновник не заслужил их более семи, то львов у его дома даже не ставили.

Запретный город является главной достопримечательностью Пекина и, без сомнения, весьма заслуженно. Включенный в список ЮНЕСКО как объект Всемирного культурного наследия в 1987 году, дворцовый комплекс уже стяжал лавры одной из самых популярных туристических достопримечательностей мира.

В дополнение, всем, кому интересна история Китая и, в частности, жизнь Запретного города настоятельно рекомендуем посмотреть замечательный историко-художественный фильм Бернардо Бертолуччи «Последний император» (1987), действие которого происходит в реальном Запретном городе, в том числе в тронном зале и прочих примечательных местах. Сюжет так же крайне интересен, даже для некитаистов.

Трейлер фильма:

Запретный город — самый крупный дворцовый комплекс в мире!

Одно из самых посещаемых туристами мест в Китае — это Запретный город, или Гугун. Находится он в Пекине и представляет собой огромный дворцовый комплекс, вероятно, самый большой в мире. И уж один из самых известных — это точно. Он расположен на площади 72 гектара, обнесен высокой стеной, и внутри этих стен раскинулись широкие площади, высятся дворцы, среди садов и прудов стоят павильоны, храмы, и каждая постройка пленяет красотой и гармонией.

Что такое Запретный город?

Историческое название этого комплекса «Пурпурный запретный город». Сейчас его чаще всего называют «Гугун» — «Бывший дворец».

Главные здания комплекса — парадные помещения, предназначенные для приемов и церемоний, носят названия «Зал высшей Гармонии», «Зал срединной Гармонии» и «Зал сохранения Гармонии». А за ними начинаются внутренние дворы, и строения, предназначенные не для парадных церемоний, а для жизни. Они меньше размерами, ниже, и более изящны. И все без исключения дворцы и павильоны выдержаны в цветовой гамме, в которой главный цвет — пурпурный. Впрочем, а какой же еще? Ведь это — Пурпурный запретный город!

В общей сложности комплекс Гугун вмещает в себя 800 зданий. Сколько в этих постройках комнат, сказать сложно. Сами китайцы уверяют, что их там 9.999. Почему? По китайским поверьям во дворце Небесного императора 10 тысяч комнат. А земной владыка, который титуловался «сын Неба» должен соблюдать субординацию! И хоть комнат, видимо, все же меньше, чем 9999, посетителям запретного города не до подсчетов: только успевай восхищаться и любоваться!

Панорамный план Запретного города в масштабах китайской столицы

История возникновения дворцового комплекса «Запретный город»

Название «Запретный город» — это не фигура речи, и не метафора, а а происходит оттого, что в императорскую резиденцию не было доступа никому, кроме семьи императора, женам и наложницам, детям и прислуге, состоящей по большей части из евнухов.

Прочим жителям Поднебесной, а также иностранцам, без высочайшего позволения появляться в Запретном городе было запрещено. Ослушников ждала страшная казнь. Впрочем, легенды гласят, что находились любопытные, которые не убоявшись наказания, все же пытались проникнуть за высокие стены.

Возникновение Запретного города связывают с такой легендой. Некоему монаху явился во сне пурпурный город, неприступными стенами заслоненный от низменной жизни, бурлящей вокруг. Он рассказал о своем видении владетельному князю, на землях которого располагался монастырь. Идея города, закрытого от простолюдинов и чужаков, так понравилась князю, что, став императором, он немедленно начал воплощать ее в жизнь. Это было в 1406 году. Строителя дворца завали Джу-Ди, это был второй император династии Мин. Кстати говоря, это именно он сделал столицей Китая Пекин.

Гугун, или Запретный город, — образцовый фен-шуй

Конечно же, дворец китайского императора был построен в соответствии с китайской философией, основное понятие которой — гармония, и требованиями фен-шуй. Место для постройки выбрали астрологи. Они уверяли, что Императорский дворец в Пекине будет находиться в самом центре земли.

Дворец построен, главным образом, из дерева, применялись так же мрамор и кирпич. Постройки, по большей части, одноэтажные. Фасады зданий обращены на юг. Ведь север, по фен-шуй — та сторона, откуда приходят враждебные человеку силы. И главный вход во дворец, конечно же, тоже смотрит на юг.

Лучшие образцы китайского фен-шуя в центре столицы

Названия всех построек, всех прудов, парков и ручьев дворцового комплекса проникнуты духом гармонии и изящества. Есть тут, например, павильон Соприкосновения Неба и Земли, и Ворота небесной чистоты, и Беседка, откуда виден приход весны.

Бывало, что дворец императора страдал от огня и землетрясений. И после каждого такого катаклизма строители стремились воспроизвести первоначальный замысел с максимальной точностью. Благодаря этому сегодня мы можем видеть Запретный город почти таким, каким он был при династии Мин. Запретный город служил жилищем императорам до 1924 года. Тогда был низложен последний император Китая, которого звали Пу-И.

В наше время Гугун — это крупнейший музейный комплекс Китая, доступ в который открыт для всех туристов. В каждом из дворцов и павильонов расположены музейные экспозиции, посвященные страницами истории и культуры Китая. Для самого беглого знакомства с этим богатством не хватит и месяца.

Императорский парк в Пекине

Одна из самых узнаваемый панорам Императорского дворца в Запретном городе

Красивые детали архитектурных сооружений дворца Гугун

Запретный город — одна из главных достопримечательностей не только Пекина, но и всего Китая

Публикации по теме