Теремной дворец московского кремля с верхоспасским собором. Родные просторы Кремлевские терема 1635 1636

ТЕРЕМНОЙ ДВОРЕЦ

Не многие москвичи знают, что стоит в Кремле сказочный дворец, построенный еще при царе Михаиле Федоровиче Романове в XVII в. И уж совсем немногим довелось побывать в царском Тереме.

С древнейших времен, по свидетельству летописи, еще при великом князе Иване Калите в Кремле стоял Теремной дворец. Был он деревянный, рублен из векового дуба. Скорее всего, тот дворец был построен Юрием Долгоруким, возведен был царский Терем неподалеку от церкви Архангела Михаила.

Строились великокняжеские хоромы долгие столетия по единому канону: высокие шатровые кровли с шатровым верхом в виде бочки с медным золоченым гребнем наверху, с широкими двойными окнами, украшенными узорчатой резьбой. Позолоченные украшения теремов, окна из разноцветной слюды, яркая роспись наличников - все придавало теремам нарядный, праздничный вид. На фоне серых посадских изб Терем царский казался сказочным.

Когда в XV в. по велению царя Ивана III на месте деревянного дворца был воздвигнут каменный, его архитектурный облик мало отличался от деревянного старинного Терема. При Иване III началось великое строительство в Кремле. Заново возводились главные храмы, стены, башни и бойницы. Строили в основном итальянские мастера, но их искусство не оказало значительного влияния на русское зодчество. Так, для главного кафедрального Успенского собора Кремля итальянский архитектор Аристотель Фиораванти за образец взял древний Успенский собор Владимира.

Известно, что с давних времен и до Петра I все постройки на Руси возводились по вековым традициям. На протяжении многих столетий горели не раз и деревянные, и каменные дворцы, да и город разрушался дотла при вражеском нашествии, но вновь и вновь отстраивались и Кремль, и Москва. К счастью, до дня сегодняшнего превосходно сохранился Теремной дворец царя Михаила Романова, построенный в 1636 г. по образцу древних царских хором.

Дорогой читатель! Я проведу тебя по этим древним палатам царского Терема, расскажу, какое впечатление производит осмотр их на иностранных гостей.

Давно это было, шел декабрь 1956 г… Я сопровождала замечательных французских актеров Ива Монтана и Симону Синьоре, показала им Оружейную палату, Большой Кремлевский дворец, соборы кремлевские. Но здесь мне хочется подробно рассказать, какое впечатление произвело на гостей посещение Теремного дворца.

Прекрасных французов сопровождали представители посольства Франции, ответственные работники Министерства культуры, пресса, переводчики, фотокорреспонденты. Все шумно переговаривались, но когда мы взошли на Верхоспасскую площадку и приблизились к Золотому крыльцу, ведущему в древние теремные покои царей, все сразу смолкли. Взору гостей предстал блистающий золотом и пурпуром портал крыльца, у парапетов застыли скульптурные каменные львы, и «страшно» было взойти на ступени каменной лестницы, украшенной дивной резьбой. Наконец все поднялись в Переднюю комнату, или Проходные сени, где по утрам собирались приближенные бояре, чтобы засвидетельствовать свою преданность государю. Здесь же царь иногда устраивал трапезы, поэтому называли эту комнату еще и Трапезной. Роспись стен и потолка комнаты изумительной красоты: изящный растительный узор подчеркивает значимость религиозных сюжетов. Обивка старинной мебели выполнена в цветовой гамме настенной живописи. Все сработано русскими умельцами.

Здесь при полной тишине я начала свой рассказ и пригласила гостей в следующую палату - Думную, или Соборную, еще ее называли Крестовой. В ней собиралась Боярская дума, обсуждались вопросы государственной важности. Стены и сводчатый потолок этой комнаты выдержаны в голубых тонах, даже стекольца голубые с белым. Из Соборной палаты следуем в Государев кабинет, или Престольную, где стояло царское кресло (престол).

Государева комната - это рабочий кабинет царя, где он проводил много времени, беседовал с близкими людьми, давал обеды «без чинов», где все занимали место без учета знатности, рода и чина.

В Престольной комнате в 1660 г. состоялся собор - церковный суд над патриархом Никоном. Собор постановил здесь в присутствии царя Алексея Михайловича лишить Никона «патриаршего престола и чести».

Престольная комната - самая нарядная, самая живописная, где сплошь расписаны и стены, и потолок, преобладающий цвет - красный, по нему идет позолота. Лавки, стулья - все обтянуто малиновым бархатом. Расписная столешница с золоченым подстольем на фигурных ножках. Кресло царя тоже обтянуто малиновым бархатом. На стенах изображены гербы областей России. В углу красуется круглая печь, затейливо украшенная красными кафелями. Стекла окон, в тон отделки комнаты - красные и белые, забраны в медные переплеты. Когда редкие лучи солнца заглядывают в Терем, он воистину кажется сказочным.

Царские палаты замыкает опочивальня, в центре которой стоит кровать темного дерева, украшенная рельефной резьбой. Над кроватью балдахин - «небо», как говорили в старину. Изразцовая печь, обивка мебели - все в тон искусной росписи стен. Из опочивальни дверь открыта в царскую молельню, где сохранились два резных позолоченных иконостаса с иконами XVII–XVIII вв. Воспитанные французские гости постеснялись войти в молельню, но задали вопрос: «Где жили русские царицы?» Пришлось рассказывать, что женская жилая половина дворца всегда строилась отдельно и, к сожалению, не сохранилась, однако уцелел приемный зал русских цариц - Золотая царицына палата. В то время там шли реставрационные работы, и, приоткрыв дверь в палату, откуда была частично видна роскошная роспись стен, я сказала: «Вот как описывал убранство Золотой царицыной палаты патриарх Иеремия, который был принят царицей Ириной в 1589 г. Палата «покрыта была чистым золотом, украшена многочисленными скульптурными изображениями птиц и зверей из драгоценных металлов». Епископ Арсений добавлял: «…стены Палаты, казалось, были обиты золотом и светились»».

Я продолжаю рассказывать, а французские гости не только не переговариваются, а как-то странно замирают при моих словах: «…великолепие наряда царицы Ирины, по словам епископа Арсения, сопровождавшего патриарха Иеремию, всех присутствующих повергло «в некий тихий ужас«…Малейшей части этого великолепия достаточно было бы для украшения десяти государей». Я замолчала… Симона Синьоре тихо вздохнула…

Проходим через Святые сени в Грановитую палату. По тем временам палата, построенная в XV в. итальянскими архитекторами Марко и Антонио Солари, была самым большим и великолепным залом на Руси, площадь которого достигала 495 м, а высота - 9 м. В Грановитой палате на протяжении пяти столетий происходили приемы, государственные совещания, отмечали воинские победы. В 1552 г. Иван Грозный устроил трехдневный пышный пир, празднуя победу над Казанью. Петр 1 отмечал здесь в 1709 г. блистательную победу над шведами под Полтавой, а Екатерина Великая дала обед в честь полководцев, одержавших победу над Турцией в 1774 г. Во время таких торжественных празднеств столы и поставцы в Грановитой палате ломились от золотой и серебряной посуды, от груды яств.

Свет, падавший из восемнадцати окон, освещал великолепную настенную живопись, выполненную палехскими мастерами по описям XVII в. Рассказывая о ней, я показала гостям изображения русских князей и царей со времен Владимира Мономаха. На этом экскурсия закончилась. Совершенно ошеломленные и восхищенные увиденным, высокие гости, прощаясь, сказали: «Нам кажется, что мы побывали в сказке. Нет, мы побывали в древней России, мы не представляли такого чуда!»

А ведь гости не осматривали еще одну очень интересную комнату - Детскую. Она поражает изяществом и богатством белокаменной резьбы. Над входом высеченная по камню надпись гласит, что комната построена по повелению царя Михаила Романова для царевичей Алексея и Ивана. Ее окружает открытая терраса - гульбище, на западной стороне которой сооружена маленькая смотрильная башенка. С площадки башни неожиданно открывается живописный вид на город, на его улицы и улочки, на купола церквей, на пеструю панораму столицы.

Дорогой читатель! Когда ты идешь торопливо по Воздвиженке по направлению к Троицким воротам, посмотри на Кремль - ты увидишь эту островерхую цветную башенку и крышу Терема - двухскатную, яркую, красно-белую, с высоким гребнем - и золотые маковки церквей Теремного дворца.

Здесь сохранились шесть церквей, неповторимое убранство которых, созданное русскими мастерами, по праву считается шедевром не только отечественного, но и европейского искусства.

Особое место в Теремном дворце занимает Верхоспасский собор, построенный в XVII в. Вход в церковь запирается золотой решеткой, почему собор известен еще под названием Спас за Золотой решеткой. На сводах храма сохранилась роспись XVII столетия. В деревянном резном золоченом иконостасе есть и иконы XVII в., выполненные кремлевским живописцем Федором Зубовым. В этом соборе цари крестили своих детей, а в день их совершеннолетия объявляли наследниками престола, здесь молились все русские цари от Михаила Романова до Петра I. Это камерный, домовый собор царской семьи. Построенные в разное время, теремные церкви в XVII в. были подведены под одну крышу мастером каменных дел Осипом Старцевым. На крыше поставили одиннадцать позолоченных главок, над куполами которых засветились золотые ажурные кресты. Эти главки хорошо видны из-за стен Кремля.

Прекрасен, неповторим кремлевский ансамбль! Трудно не согласиться с Лермонтовым: «Ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни его пышных дворцов описать невозможно… Надо видеть, видеть…»

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича) Местоположение этого дворца члена императорской семьи может показаться странным. И наверняка таковым казалось с момента его строительства в 80-х годах XIX века. Традиционно морской район Петербурга, рядом

автора Грегоровиус Фердинанд

1. Отношение Теодориха к римлянам. - Прибытие его в Рим в 500 г. - Его речь к народу. - Аббат Фульгентий. - Рескрипты, составленные Кассиодором. - Состояние памятников. - Заботы Теодориха о сохранении их. - Клоаки. - Водопроводы. - Театр Помпея. - Дворец Пинчиев. - Дворец

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Императорский дворец в Риме. - Императорская гвардия. - Пфальцграф. - Императорский фиск. - Папский дворец и папская казна. - Уменьшение доходов Латерана. - Растрата церковного имущества. - Иммунитет епископов. - Признание в 1000 г. римской церковью ленных договоров Мы

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

Дворец Второй замок, упомянутый Броневским, - это, очевидно, остатки дворца с башней вблизи от оврага Гамам-дере. Исследователи считают его "единственным примером дворцового комплекса на почве Крыма и одним из немногих на всем Ближнем Востоке". Результаты раскопок

автора Молева Нина Михайловна

Дворец на Пречистенке Пречистенка, 16 – этого дома нет среди московских пушкинских адресов. Пушкиноведы предпочитают осторожную формулировку: здесь мог бывать поэт. Архивные документы позволяют сказать: не мог не бывать. Слишком тесно была связана его жизнь со

Из книги Дворянские гнезда автора Молева Нина Михайловна

Дворец, которому 70 О Москва, Москва, вечно юная, вечно веселая – как не любить тебя, где, в каком другом городе русском, найдется такое пристрастие к новому, к новостям, к переменам? М. Яковлев. Записки москвича. 1829 Сегодня ностальгию по былой Москве испытывают – без

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Зимний дворец У Зимнего дворца в Петербурге поистине мировая слава, закрепленная собранием в его роскошных залах богатейшей коллекции бесценных произведений искусства. Но и по архитектуре Зимний дворец является блестящим образцом русского и мирового зодчества

Из книги Людовик XIV. Слава и испытания автора Птифис Жан-Кристиан

Дворец Солнца Решение переместить правительство и двор в Версаль было принято в 1677 году, тогда как осуществили этот проект лишь в мае 1682 года. Резиденция Версаля - этот блестящий архитектурный шедевр - становится инструментом королевского величия. Изменения

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Дворец Потала Расположен в столице автономного региона Тибет Лхасе. В VII веке у короля Сунцань Гамбо из династии Тубо было две любимые наложницы – непальская и китайская принцессы. Чтобы свадебные торжества проходили более торжественно, на такой огромной высоте на

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Алексеевский дворец Немногие помнят Алексеевский дворец на Троицкой дороге, под Москвою. Теперь он принадлежит уже почти к преданиям; нынче от него нет ни кирпичика, ни бревнышка, ни черепочка от жилого дела, как говорят наши добрые старики. Это было низенькое,

Из книги Археология по следам легенд и мифов автора Малиничев Герман Дмитриевич

НЕ ДВОРЕЦ, А КОЛУМБАРИЙ - ВОТ ЧТО ТАКОЕ КНОССКИЙ ДВОРЕЦ НА КРИТЕ Знаменитый немецкий археолог Генрих Шлиман, безоговорочно доверившись текстам Гомера, не просто открыл Трою и свидетельства ее осады. Он стал родоначальником новой и славной отрасли истории - поиска

Из книги Тайны Петербурга автора Мацух Леонид

Глава 3. Строгановский дворец и дворец Безбородко Блеснул, блеснул троякий свет, Прогнал лучами мрачность ночи. К святилищу преграды нет, Питайтесь истиною, очи! При свете тройственных лучей Познайте чин природы всей. Ф.П. Ключарев Сумрачным февральским днем 1782 года граф

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Дворец Нельзя с уверенностью определить назначение светских построек, называемых общим словом "дворцы". Скорее всего они служили жилищем для жрецов, знати и, может быть, для высших чиновников и важных торговцев; вероятно также, что некоторые постройки использовались как

Из книги Пламя над Персеполем автора Уилер Мортимер

Дворец Персепольский дворец стоял - а останки его стоят и поныне - на естественной известняковой террасе, выровненной и расширенной искусством каменотесов, у подножия Кухи-Рахмат - Горы Милосердия в восточной части Персепольской равнины (рис. 4). Есть указания на то,

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Теремной дворец — это часть официальной резиденции Президента Российской Федерации, а вовсе не музей, так что попасть туда крайне затруднительно. Так что мы предлагаем воображаемую экскурсию. Можете открыть фотографии интерьеров и чертежи и следить по тексту, тогда все встанет на свои места и уложится в стройную картину. Правда, в фотопосте не очень понятно, что к чему относится, но это лучшее, что удалось найти, ведь самим туда пойти и во всем разобраться нельзя: режимный объект.

Итак, мы осмотрели второй этаж Теремного дворца, построенный Алевизом . Между церковью и Задней палатой есть Боярская лестница. Спустимся по ней на первый этаж. Здесь тоже с севера и юга здание опоясано коридорами. Сначала идет семь помещений, которые в XIX веке были кухнями, а изначально — подклетами палат дворца Ивана III. Далее под Жилецкой и Золотой Царицыной палатами находятся их же подклеты. Здесь дворян-жильцов били батогами за провинности и сажали под арест.

Под землей сохранились погреба и ледники великого князя. Попасть туда можно из некоторых подклетов первого этажа.

Вернемся во Владимирский зал. Оттуда можно подняться на Верхоспасскую площадку (Передний каменный двор). До строительства это была действительно площадка под открытым небом на крыше второго этажа Теремного дворца. Причем до каменных хором XVII века здесь были жилые деревянные хоромы царей/великих князей, а дальше в сторону церкви Рождества Богородицы — цариц/великих княгинь.

Раньше со двора на Верхоспасскую площадку можно было подняться по роскошной лестнице, которая отделялась от площадки знаменитой Золотой Красной решеткой. Лестница была украшена золочеными львами, сидевшими на перилах каждой площадки.

Решетка, в отличие от лестницы, и ныне там. Решетка железная, позолоченная, расписанная красками. Есть легенда, будто ее отлили из медных денег после Медного бунта, но на самом деле нет.

Что ж, вот мы на Верхоспасской площадке. Если пойти прямо, то попадем в Чугунный коридор, идущий вдоль северного фасада. Если пойти направо, то будет Трапезная, а за ней — церковь Спаса за Золотой решеткой, она же — Верхоспасский собор. А вот влево поднимается лестница со львами. Львы держат вензели Николая I и появились при нем же. Крыльцо, помещенное внутрь крытого помещения, выглядит несколько противоестественно.

Под лестницей есть маленькая дверца, пройдем в нее и окажемся в анфиладе из пяти фрейлинских комнат. Изначально это были палаты нижнего яруса Теремного дворца. Из всех этих помещений можно попасть в Чугунный коридор. Кстати, на четвертом этаже над частью Чугунного коридора находится Портретный коридор. В него можно попасть по лестнице из трапезной Верхоспасского собора. На потолке Портретного коридора красуются российский императоры, отчего коридор называется также Романовской галереей.

Среди помещений третьего этажа одно было Потешной палатой, другое — государевой мыленкой, куда царь спускался по специальной потайной лестнице, сохранившейся до наших дней. Мыленка была изолирована свинцом, чтобы вода не проходила на нижний этаж.

Ладно, вернемся на Верхоспасскую площадку и поднимемся, наконец, по лестнице. Мы находимся на Золотом крыльце, увенчанном шатровой башенкой. С Золотого крыльца проходим в Проходные сени, а дальше — в Переднюю (Крестовую, Столовую, Гостиную) палату. Первоначально она называлась Передней избой, потому что принципиальной функциональной разницы между царским и крестьянским домом не было.

Следующее помещение — Престольная (Золотая) палата, она же Комната. Это собственный кабинет государя. Именно здесь впервые оглашались царские указы, а уж потом глашатаи разносили их повсюду. Центральное южное окно Комнаты снаружи выделено белокаменной резьбой и львами. На северную сторону выходят две двери, но сейчас они ведут в никуда, а раньше был всход в Верхний терем и сход в нижний ярус.

За Комнатой находятся последние две маленькие комнатки: Моленная (Крестовая) и Опочивальня (Чулан). Раньше существовали еще и царский буфет, и хоромы придворных богомольцев, но они не сохранились.

Из Проходных сеней можно подняться по очень крутой лестнице на пятый этаж Теремного дворца, где посреди обширной площадки (Верхнего Каменного двора) красуются Каменный Чердак (Терем) со Смотрильной башенкой. Терем — это одна большая светлая зала, фасады которой обильно украшены изразцами.

Картинка кликабельна.

История

Николай I

1836—1849

С подлинным материалом архитекторы обращаются весьма вольно. Строят на месте Боярской площадки Владимирский зал , превращают Верхоспасскую площадку в крытое помещение, переделывают лестницы, возводят по собственной прихоти шатровую башенку и смотровую площадку

Более аккуратен подход Федора Солнцева. Он реставрирует интерьеры Теремного дворца и Золотой Царицыной палаты по-настоящему, использует по возможности подлинные предметы, а если их не хватает, то изготавливает новоделы по старинным образцам. Современники поверили и приняли интерьеры за исконные.

1838

В связи с реконструкцией и строительством выселяют фрейлин и других дворцовых служащих из Теремного дворца.

Картинки подписаны и кликабельны.

Александр I

1812

В Теремном дворце поселяется свита Наполеона . После войны ей на смену приходят российские придворные служащие.

1810

Сокровища Теремного дворца переходят в Оружейную палату.

1809

Упразднение церквей Спаса Нового и Успения.

Временщики

1743

Ремонт, пристройка на третьем ярусе. Помещают в Теремной дворец сокровища царской Оружейной и Большой казны.

Петр I

1723

1670

Отливка и установка Золотой решетки.

1666

Украшение дверей Комнаты.

1664

1660

В Комнате проходит церковный собор, постановивший лишить Никона сана.

1655

Старый патриарший дворец отходит к царевнам, потому что Никон на Цареборисовом дворе строит .

1654

Царица Мария Милославская дает прием грузинской царице Елене Левонтьевне в Золотой Царицыной палате.

1646

Алексей Михайлович обустраивает новые Потешные хоромы в Теремном дворце. Строит их дворцовый плотник Васька Романов.

1630-е

Постельные палаты стали нижней частью Теремного дворца (см. ниже) и получили название Мастерских палат.

1637

Какой-то конюхъ Иванъ Осиповъ, по ремеслу златописецъ, наводилъ уже въ это время сусальнымъ золотомъ, серебромъ и разными красками на кровлю репьи «да въ тежъ хоромы, во всѣ окна (опроче чердака, т. е. терема) дѣлалъ слюдяные окончины».

Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 1895. , будущий святитель. Он написал целую книгу о путешествии в Московию, вот фрагмент, посвященный Золотой Царицыной палате:

Если мы рассмотрим сводчатую палату, в которой находились, то увидим, что другой — подобной ей по красоте, — нет в целом свете. Она устроена сферообразно, покрыта чистейшим золотом, украшена изображениями и, по искусному своему расположению, удивительным образом отражает произносимые в ней звуки. На стенах ее изображены арабески, деревья, черные и красные виноградным кисти, а также — разные птицы. Посреди свода находился прекрасно изваянный лев, держащий в зубах змею, с средины которой спускалось множество прекрасных подсвечников, украшенных драгоценными камнями и жемчугом и — искусно сплетенных на подобие корзин.

Я не могу в совершенстве описать эту круглую палату и подробно рассказать о ней, ибо меня страшит обилие описываемого. Но сильное желание понуждает меня к описанию ее, хотя никакой ум не в силах вполне достигнуть этого. Со всех сторон палаты смотрели на нас бесчисленные изображения мозаической работы, представлявшие различные события и лики — св. Девы Богородицы, Владычицы мира, держащей на руках нашего искупителя, — лики св. ангелов, иерархов, мучеников; все эти изображения — прекрасной работы, — были украшены алмазами, крупным жемчугом и др. драгоценными камнями. Кроме того, все лики святых имели прекрасные венцы и были обложены дорогими окладами.

Я не могу перечислить всех жемчужин, рубинов, сапфиров, топазов и др. блестящих драгоценных камней, которыми были покрыты иконы. Лучше кончу свою речь об этом, потому что не могу в совершенстве описать бесчисленное множество находившихся здесь предметов.

Арсений Элассонский, «Описание путешествия в Московию».

А еще царица Ирина Годунова принимает патриарха Иова , ради избрания которого и приезжали Иеремия с Арсением.

1535

Елена Глинская принимает царицу Казанскую (вероятно, Сююмбике) в Лазаревской палате (возле церкви Воскрешения Лазаря).

Великое княжество

1526

Первое упоминание Наугольной палаты, впоследствии известной как Золотая Царицына палата.

1508

Алевиз Старый строит нижний ярус теремов. Среди них имеется Лазаревская (Задняя) палата. Двери из этой палаты вели на Постельное крыльцо, которое примыкало также к сеням и соединялось дверью с Передними переходами, или Красным крыльцом.

1395

Закладка каменных погребов на месте будущего Теремного дворца.

Путеводитель по архитектурным стилям

Теремной дворец XVII века встал на месте северной части дворца постройки Алевиза Фрязина. Архитектурное творение итальянского зодчего разрушили почти до основания - остался лишь нижний ярус с мастерскими палатами. На этом фундаменте надстроили 3 этажа: 2 жилых (в нижнем - служебные помещения, покои царицы и царских детей, в верхнем - покои царя) и златоверхий теремок, где заседала Боярская дума. Так и получилось, что в основании пятиярусного терема XVII века находится здание XVI столетия.

В южной стороне дворца, рядом с Боярской площадкой (террасой на незастроенных сводах подклета терема), парадное крыльцо с Золотой лестницей выходило на Верхоспасскую площадку. В подклете Теремного дворца хранили сокровища Царской Большой казны. А в 1812 году в тереме стояла свита Наполеона, а потом жили дворцовые служащие.

Была у цариц своя Золотая Царицына палата. Название она получила по золотой росписи. В Царицыной палате царицы принимали поздравления по случаю церковных и семейных праздников. Здесь же проходили церемонии бракосочетаний, поминок по усопшим царицам, приемы высоких гостей.
А знаменитое Золотое крыльцо из детской считалочки На Золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной… расположено здесь же. Свое название оно получило из-за роскошной отделки: оно не только расписано, но и обильно позолочено.

С восточной стороны Теремного дворца расположена группа домовых храмов. Самая ранняя из них - церковь Екатерины. Этот домовый храм цариц и царевен построил Джон Талер в 1627 году на месте сгоревшего деревянного храма.

Кремль: мини-путеводитель по территории

А домовую церковь царей Спаса Нерукотворного (позже названа Верхоспасским собором) построили одновременно с Теремным дворцом те же мастера. Позже зодчий Осип Старцев выровнял верха всех храмов под единую кровлю и поставил на ней 11 небольших главок на тонких изящных барабанах. Главки разместились так, что получилось 3 совмещенных пятиглавия.

В жилых палатах сохранились лишь маленькие фрагменты настенной росписи, выполненной Симоном Ушаковым. Зато в церквях уцелели иконы-аппликации из драгоценных тканей (только лики и руки святых написаны масляными красками).

Этот кусочек является самым древним. Именно здесь, по мнению археологов, располагалась деревянная усадьба Юрия Долгорукого и, возможно, самый первый храм на Руси - церковь Рождества Иоанна Предтечи «под бором».

Место для храма выбрали не случайно. Во время реставрации церкви в 1847 году под полом обнаружили остатки языческого жертвенника с костями домашних животных. Благодаря этой находке мы узнали, что на этом месте было языческое капище.

В XIV веке, когда митрополит Петр переехал в Москву, его двор находился рядом с этим храмом. Церковь много раз перестраивали, а потом разобрали, так как она закрывала вид на храм Христа Спасителя.

Сейчас Теремной дворец в составе является Резиденцией Президента РФ и закрыт для посещения.

Говорят, что... ...в здании Теремного дворца выделяется окно Государева кабинета с гербом на фронтоне на двух колонках, опирающихся на изваяния лежащих львов. В старину из него во двор спускали ящик для жалоб и просьб. Таким образом они якобы попадали к царю. Но челобитных было очень много, и не все были цензурными, поэтому дьяки вынимали ругательные письма. Просьбы подолгу оставались без ответа, и народ прозвал этот ящик «долгим» .

Теремной дворец на фотографиях разных лет:

А вы можете что-то добавить к истории Теремного дворца?

Первые каменные жилые покои в царском дворце, позднее названные Теремным дворцом, были построены в 1635-1636 гг. для царя Михаила Федоровича каменных дел мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Основанием для вновь возведенных трехэтажных палат послужили нижний ярус северной части дворца, построенного Алевизом Фрязиным в 1499-1508 гг. и надстроенные над ним во второй половине ХVIв. Мастерские палаты.

Теремной дворец, 1797 год. Ведута Джакомо Кваренги

Теремной дворец был сконструирован по типу русских деревянных домов, черты которых проявляются как в экстерьере, так и в планировке здания. Дворец представляет собой многоярусную постройку. Новые этажи возводились на некотором расстоянии от старых стен и поднимались вверх ступенчатыми ярусами.

Создается впечатление, что каждый ярус как бы вырастает из предыдущего наподобие пирамиды. Здесь в полной мере проявился талант создателей дворца: ограниченные пространством и близостью соседних построек, они сумели создать шедевр архитектурного искусства, радующий глаз своим праздничным великолепием.

Древности Российского государства (Antiquities of Russian country), 1846-1853. Иллюстратор - ru:Солнцев, Фёдор Григорьевич. Отделение VI. Памятники древнего русского зодчества Окна Теремного Дворца.

Боярская площадка и церковь Спас за золотой решеткой в Московском Кремле. 1838. Е. Гильбертзон

Боярская площадка в Московском Кремла. (до 1838 г.)

Черты русского деревянного зодчества прослеживаются не только в ярусной структуре, но и в характере кровли, решении крыльца с двускатной кровлей, в планировке комнат, напоминающих интерьер русской избы, в основе которой лежит клеть (бревенчатый сруб обычно с тремя окнами по фасаду). Белокаменные наличники окон и порталы украшены цветочным орнаментом с изображением птиц и животных.

Теремной дворец в Московском Кремле. 1635-1636. Южный фасад. Гравюра 1870-х гг

Алексеев Ф. Я. Вид в Кремле на Теремной дворец и церковь Спаса на Бору. 1800-е годы

Федор Яковлевич Алексеев. Боярская площадка в Московском Кремла(1801)

Теремной дворец. Государево окно.

Окно царской палаты украшено высоким фронтоном, но котором изображен герб, поддерживаемый небольшими колоннами; базы колонн представлены в виде каменных скульптурных львов.

Еще до начала строительства Большого Кремлевского дворца с западной стороны к Теремному дворцу была пристроена сторожевая башня с декоративными кокошниками и восьмигранной крышей.Порталы с треугольными фронтонами, обрамляющие окна башни с цветными стеклами, сориентированы по сторонам света, напоминают резные обрамления окон Теремного дворца. Крутая шатровая крыша с узорчатым оформлением из золоченого металла и небольших флажков удачно дополняет дворцовый ансамбль.Хотя для своего времени Теремной дворец был довольно высоким зданием ("золотой верх" находится на уровне четвертого этажа современного дома), Большой Кремлевский Дворец, во дворе которого он расположен, почти полностью скрывает его из вида.

Фасады Теремного дворца можно разглядеть только через окна Большого Кремлевского илиГосударственного Кремлевского дворцов. Только лишь фасад Золотой палаты царицы и купола домовой церкви видны со стороны Соборной Площади. ИзОружейной палаты, однако, можно увидеть золоченый купол церкви Рождества Богородицы

У каждого этажа было свое назначение и свой стиль жизни. Помещения цокольного этажа использовались для домашних целей. В нем находились комнаты бытового назначения, а также помещения, где находились запасы воды и свечей, а также заготовки овощей и солений

На первом этаже располагались мастерские царицы. Здесь было сосредоточено изготовление всех видов одежды, белья и других видов изделий для домашнего обихода царской семьи. Здесь придворные вышивальщицы украшали одежду шелком, золотым шитьем и жемчугом.

Третья комната на третьем этаже дворца - Престольная, или царский кабинет. В "красном" углу комнаты стоит царское кресло, покрытое бархатом. В XVII веке это было самая красивая и самая недоступная комната из всего дворца. Лишь по утрам ближайшие к царю бояре "уждав время" входили в нее, чтобы бить челом.

Среднее окно комнаты, украшенное с фасада резным белокаменным наличником, называлось Челобитным. Из него опускался ящик, куда каждый мог подать царю Челобитную грамоту. В простонародье этот ящик называли Долгим, так как челобитные подолгу лежали здесь, никем не читаемые. Отсюда и пошла поговорка: "Не откладывай дело в долгий ящик".

Здесь же располагались помещения, включавшие собственно покои царской семьи во время проживания в Теремном дворце, в остальное время семья жила в деревянном дворце, какой по мнению современников считался более полезным для здоровья.

Царские покои занимали второй этаж дворца. Это были четыре платы сравнительно небольших размеров, перекрытые сомкнутыми сводами с распалубкам: Проходные сени, Крестовая палата, Престольная и Опочивальня. В планировке покоев, как и в общей композиции архитектурных объемов, еще даст о себе знать воздействие деревянной архитектуры, в частности деревянных хором, возводимых по принципу соединения отдельных клетей.

Стены и своды палат по окончании строительства были расписаны растительным орнаментом. Затем при царе Алексее Михайловиче роспись была возобновлена С. Ушаковым.

Ныне существующая живопись выполнена в 1836 г. по рисункам Ф. Г. Солнцева и Т. А. Киселева.
На втором этаже находилась личная купальня царя. Вода подавалась сюда с помощью насоса из водонапорной башни. Винтовая лестница вела из купальни в царскую спальню. Комнаты, размещенные на этом этаже часто перестраивались и их назначение соответственно менялось. В XIX в. здесь обосновался архив, в котором хранились наиболее важные государственные бумаги.

На третьем этаже были личные покои царя: большие "комнаты о трех окон" с видом на Москва-реку. Анфилада комнат этого этажа заканчивалась Спальней и Молельней.

В первой из них стояла золоченая резная кровать с роскошным балдахином, вышитым золотом по красному фону с многочисленными надписями. В молельне были установлены два резных иконостаса, покрытых шворенным золотом, с иконами XVII-XVIII в.в.

В северном крыле размещались подсобные помещения и узкий коридор. По преданию, здесь проходили смотрины самых красивых девушек, среди которых царь должен был выбирать себе невесту. Ему предстояло трижды пройти по коридору и вручить рушник счастливой избраннице.

Четвертый этаж, или мезонин, иногда называли золотоверхим, потому как крыша была покрыта золотыми и серебряными листами и покрашена разными цветами. В просторной, хорошо освещенной комнате золотого верха внимание привлекает стенная роспись, выполненная в середине прошлого века в так называемом "русском" стиле.

Три галереи-гульбища окружали дворец по ярусам: нижняя Боярская площадка, или Постельное крыльцо располагалась на уровне перекрытия алевизовского подклета, где сейчас стоит Владимирский зал Большого Кремлевского дворца.С этого уровня открытая лестница вела на Передний каменный двор, устроенный поверх выровненных сводов Мастерских палат, на которых собственно и были надстроены три этажа Теремного дворца.

Выход на среднее гульбище позднее закрывался Золотой решеткой, представляющей уникальный образец кузнечного мастерства. С восточной стороны Теремов находилось Переднее золотое крыльцо, по которому поднимались на второй этаж в жилые покои царя. Последний ярус выстроенных палат – златоверхий Теремок, расположенный по центру здания, окружает третья площадка – Верхний каменный двор.

Необычайная живописность и нарядность нового дворца создается не только за счет сложного объемно-планировочного решения здания, но и благодаря богатейшему декоративному оформлению его фасадов.

Профилированные пилястры между окнами, резные и майоликовые карнизы, сложные белокаменные обрамления проемов с висячими гирьками и треугольными фронтонами, покрытые резным орнаментом, изразцы и резьба в ширинках парапетов гульбищ, золоченая кровля – все это гармонично увязывается с полихромной окраской стен и белокаменных деталей, восстановленной при реставрации Теремов в 1966-1969 гг. В целом дворец производит впечатление драгоценного ювелирного произведения.

С Верхнеспасской площадки во второй этаж дворца вело Верхнее Золотое крыльцо, увенчанное шатром и служившее парадным входом в царские покои. С расположенной перед арочным подклетом Т. Д. Боярской площадки к Верхнеспасской площадке поднималась открытая лестница (Нижнее Золотое крыльцо), которая у Верхнеепасской площадки запиралась медной золоченой решеткой (поэтому церковь иногда называют церковью «Спаса за золотой решеткой».

В западной части Т. Д. расположена церковь Рождества Богоматери «на Сенях», примечательная тем, что в ее подклете сохранилась четырехстолпная белокаменная церковь конца XIV в. - наиболее древняя из дошедших до нас кремлевских построек.

Одновременно с традиционными приемами декоративного убранства - ширинками, орнаментальной плетенкой, полихромией, изразцами, резным золоченым гребнем на коньке крыши, зодчие Т. Д. применили классические ордерные формы. В это время Приказ каменных дел уделял большое внимание ознакомлению русских архитекторов с западноевропейским строительным опытом.

От разноцветных стекол, изразцовых печей и расписных стен Теремов веет далекой, сказочной стариной. Мебель - в стиле XVII в. Скамьи и стулья обиты венецианским бархатом. Когда-то шкафы и поставцы были наполнены золотой и серебряной посудой, которая сейчас сохраняется в Оружейной палате. В золотых и серебряных клетках сидели певчие птицы.

При росписи Теремного дворца не жалели золота. По данным летописей, даже крыши и желоба были расписаны и позолочены, а дверные проемы украшены расписанной и вызолоченной резьбой.

Внутреннее убранство палат Т. Д. было очень живописным: яркая орнаментальная роспись с вплетенными в нее геральдическими знаками покрывала поверхности стен, сводов, распалубок и даже подоконников; библейские сюжеты в символической форме иллюстрировали монархическую идею. В росписи Т. Д. (при ее возобновлении в правление Алексея Михайловича) принимал участие Симон Ушаков. Роспись не сохранилась.

Золотая Царицына палата - дворцовая постройка XVI века в Московском Кремле. Своё название получила после того как в конце XVI века стены Царицыной палаты расписали золотом.До наших дней сохранилась и так называемая Жилецкая палата, служившая сенями Царицыной. В старину в этих сенях дежурила дворцовая стража. В них сохранился изящный ренессансный портал, оформляющий парадный вход в главное помещение женской половины царского дворца.

В архитектурный ансамбль Теремного дворца также входят Золотая Царицына палата XVI века и домовые церкви (Воскресения Словущего, Спаса, придела Распятия и др.), которые в 1682 году подвели под одну кровлю и поставили на ней 11 глав на украшенных изразцами шейках. Строительными работами руководил архитектор Осип Старцев, рисунки для майолик и крестов выполнены резчиком - старцем Ипполитом.
.

Все реставрационные работы выполнялись на основании архитектурного сопровождения Н.Г. Мухина (Моспроект-2, мастерская № 13) и по рекомендациям технолога ЦНРПМ М.П. Иевлевой.

Первоначальное внутреннее убранство палат, за исключением отдельных фрагментов, не сохранилось и было выполнено вновь под руководством художника Ф.Г.Солнцева в стиле ХVII в. Эти работы проводились в 1836-1837 гг. при реставрации древнего памятника, включенного впоследствии, при строительстве Большого Кремлевского дворца в новый комплекс дворцовых зданий.

Расположенное на высоком кремлевском холме здание Теремного дворца было обращено главным фасадом на юг, к Москве-реке. Увенчанный золоченой кровлей чердака, окруженный открытыми гульбищами с шатровыми крыльцами, Теремной дворец господствовал над кремлевскими палатами и хоромным строением и составлял неотъемлемую часть всего кремлевского дворцового ансамбля.
В настоящее время Теремной дворец в составе Большого Кремлевского дворца является Резиденцией Президента Российской Федерации.

Некоторые фото:
http://www.kreml.ru/ru/kremlin/buildings/Teremnoy_dvorets/
http://banallex.livejournal.com/
Литература
Иван Забелин «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва. 2005
Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. - М.: Искусство, 1983. - С. 333-334

(рус. Теремной дворец; англ. Terem Palace)

Часы работы: Теремной дворец закрыт для свободного посещения. Он входит в состав Большого Кремлёвского дворца и является Резиденцией Президента Российской Федерации. Экскурсии в Теремной дворец проводятся обычно в составе экскурсий в Большой Кремлёвский дворец, на что требуется специальное разрешение комендатуры Кремля.

Теремно́й дворец – одна из самых живописных построек Московского Кремля, он словно сошёл со страниц русских сказок. Стиль этого пятиэтажного здания, богато украшенного белокаменной резьбой, представляет пёстрое смешение элементов итальянской, русской и восточной архитектуры. В ярусном построении объёма нового сооружения, с открытыми гульбищами, площадками, крыльцами и лестницами, сказались традиционные черты русского деревянного зодчества. В нижней части дворца, построенной в 1487 году, первоначально размещалась государева мастеровая палата. Два верхних яруса терема, составляющие четвёртый и пятый этажи, возведены в 1635 - 1636 годах русскими зодчими Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трифоном Шарутиным и Ларионом Ушаковым.

Они возвели большое, по размерам, сооружение, рассчитанное на важное место в архитектурной панораме Кремля. У Теремного дворца была золочёная кровля с золотыми репьями. В те времена, не была известна практика постройки большого многоэтажного здания в виде единого блока. Поэтому, этажи, как бы, ставились друг на друга, отделённые карнизами - поясами, и отличались, всё уменьшающимися кверху размерами: в этом, видимо, проявилось влияние деревянного зодчества, наиболее распространённого в стране. План дворца, как и характер его палат, напоминает привычные формы деревянных зданий: покои, хотя и предназначены для личного обихода царя, небольшие по размерам, и, как бы, приставлены друг к другу, словно срубы клетей.


Необычайная живописность и нарядность нового дворца создаётся не только за счёт сложного объемно-планировочного решения здания, но и благодаря богатейшему декоративному оформлению его фасадов. Резные и майоликовые карнизы, профилированные пилястры между окнами, сложные белокаменные обрамления проёмов с висячими гирьками и треугольными фронтонами, покрытые резным орнаментом, изразцы и резьба, золочёная кровля – всё это гармонично увязывается с полихромной окраской стен и белокаменных деталей, восстановленной при реставрации Теремов в 1966 -1969 годах. Особеностью наружной декорации Теремного дворца являются богатые карнизы двух верхних этажей, выполненые из цветных изразцов, которые украшают, также, ширинки парапетов гульбищ. В целом, дворец производит впечатление драгоценного ювелирного изделия.


Теремной дворец, выстроенный из кирпича, имеет оконные наличники и дверные порталы из белого камня, покрытого орнаментальной резьбой с узорами из трав, зверей и птиц, раскрашенной в яркие цвета. Наличники окон, подоконники и порталы, также, украшены резьбой. В окна вставлено цветное стекло XIX - XX веков. В старину в окнах была разноцветная слюда. От разноцветных стекол, изразцовых печей и расписных стен веет далекой, сказочной стариной.


Наверное, именно с Теремного дворца началось использование богатых декоративных орнаментальных форм на фасадах зданий. Особое внимание было уделено порталам входов: у них затейливо вырезанные, с внутренней стороны проёма, архивольты.

С середины XVII века дворец становится постоянным жилищем русских царей. У каждого этажа было своё назначение и свой стиль жизни. Внутренняя планировка дворца предельно проста: все комнаты почти одного размера, с обращенными на юг тремя окнами каждая, следуют одна за другой. В последовательном расположении помещений ещё нет принципа анфиладности, характерного для дворцовой архитектуры последующего времени, так как дверные проёмы смежных комнат не расположены на одной оси.


Каждое помещение Теремного дворца выполняло определённую роль. Помещения цокольного этажа использовались для домашних целей. В них находились комнаты бытового назначения, а также, помещения, где находились запасы воды и свечей, и заготовки овощей и солений.

На первом этаже располагались мастерские царицы. Здесь было сосредоточено изготовление всех видов одежды, белья и других видов изделий для домашнего обихода царской семьи. Здесь придворные вышивальщицы украшали одежду шёлком, золотым шитьем и жемчугом.

На втором этаже находилась личная купальня царя. Вода подавалась сюда с помощью насоса из водонапорной башни. Винтовая лестница вела из купальни в царскую спальню. Комнаты, размещенные на этом этаже часто перестраивались и их назначение, соответственно, менялось. В XIX веке здесь обосновался архив, в котором хранились наиболее важные государственные бумаги.

На третьем этаже располагались помещения, включавшие, собственно, покои царской семьи, во время проживания в Теремном дворце, в остальное время семья жила в деревянном дворце, какой, по мнению современников, считался более полезным для здоровья.

Четвёртый этаж, или мезонин, иногда называли золотоверхим, потому, как крыша была покрыта золотыми и серебряными листами, и покрашена разными цветами. В просторной, хорошо освещенной комнате золотого верха внимание привлекает стенная роспись, выполненная в середине прошлого века в, так называемом, «русском» стиле. Передняя, Гостиная, Престольная, Опочивальня и Молельня – поражают воображение сказочным разноцветьем своего убранства.


Резная белокаменная лестница дворца, изящно украшенная изваяниями львов со щитами, ведёт к Золотому (Красному) Крыльцу. Резной белокаменный портал Крыльца – главный вход в парадные комнаты дворца. Его столбы перехвачены поясками, в пролётах арок висят декоративные гирьки.


Один из проходов Золотого Крыльца украшает знаменитая Золотая решётка – редкое, по совершенству, произведение русских кузнецов. В её сильно закрученных спиралях размещены золочёные фантастические птицы. Золотая решётка отделяет площадку от лестницы. Считалось, что она была сделана из медных денег, изъятых из обращения после медного бунта. Но современные исследования показали, что решётка была выкована из железа.


Первая комната четвёртого этажа называется Передней или Проходными сенями, имеет низкие сомкнутые своды со стрельчатыми окнами, резные деревянные подоконники и изразцовые печи. Раньше, в этой комнате, утром, собирались бояре, ожидая выхода царя.


За сенями следует Гостиная (Думная комната), где происходило «сидение царя с бояры», и, в редких случаях, в знак особой милости, здесь принимались иностранные послы.


Пожалуй, самая красивая парадная комната – Престольная, или Царский кабинет. Эта комната служила малым тронным залом, в «красном» углу комнаты, до сих пор, стоит царское кресло, покрытое бархатом.


В XVII веке Престольная комната была самой красивой и самой недоступной комнатой из всего дворца. Лишь по утрам, ближайшие к царю, бояре входили в неё, чтобы «бить челом». Вся мебель в комнате в стиле XVII века. Скамьи и стулья обиты венецианским бархатом. Когда-то шкафы и поставцы были наполнены золотой и серебряной посудой, которая сейчас хранится в Оружейной палате.


Среднее окно комнаты, украшенное с фасада резным белокаменным наличником, называлось Челобитным. Из него опускался ящик, куда каждый мог додать царю челобитную грамоту. В простонародье этот ящик называли Долгим, так как челобитные подолгу лежали здесь, никем не читаемые. Отсюда и пошла поговорка: «Не откладывай дело в долгий ящик».

За Престольной комнатой следует Опочивальня. В ней находится резная деревянная кровать с балдахином, сделанная в стиле XVII века. Эта комната, как и все предыдущие, принадлежала только мужской половине царской семьи. Покои цариц и царевен находились в другом месте, и до наших дней не сохранились.


Из Опочивальни боковая дверь ведет в небольшую комнату – Молельню, где обычно вечером и утром молился царь. Здесь на стене висят золоченые киоты с крестами и иконами XVI - XVII веков.


В северном крыле размещались подсобные помещения и узкий коридор. По преданию, здесь проходили смотрины самых красивых девушек, среди которых царь должен был выбирать себе невесту. Ему предстояло трижды пройти по коридору и вручить рушник счастливой избраннице.

На пятом этаже находились покои царевича, с так называемой «Смотрильной башенкой». Здесь воспитывался царевич Пётр Алексеевич, будущий император Пётр Великий, родившийся тут же, во дворце, в ночь на 30 мая 1672 года.


Теремной дворец – уникальный памятник архитектуры, сохранившийся до наших дней. Неповторимый исконно русский стиль оформления, удивительное сочетание цветов, роскоши и одновременной лёгкости делает этот дворец уникальнейшим произведением искусства.

Публикации по теме

  • Куда можно поехать из Праги на один день? Куда можно поехать из Праги на один день?

    Красивейший замок Конопиште был перестроен эрцгерцогом Францем-Фердинандом из готической военной крепости. У замка появились романтичные...

  • Круиз — это слишком дорого? Круиз — это слишком дорого?

    Круизы могут стать дорогим удовольствием, но дело здесь не в цене билета. Сначала вам предлагают реально дешевые билеты, а потом...