Государственный кремлевский дворец гкд - московский кремль. Государственный Кремлёвский дворец Кремлевский дворец съездов 1961

Кремлёвский дворец съездов

До начала 60-х годов съезды КПСС и другие подобные мероприятия проходили в двух местах: зале заседаний Верховного Совета СССР в Большом Кремлёвском дворце или в Колонном зале Дома союзов, бывшем Дворянском собрании. При Сталине в особо торжественных случаях партийная и советская элита собиралась в Большом театре. Так продолжалось до тех пор, пока Никита Сергеевич Хрущёв не решил, что для съездов партии нужно построить отдельное здание, - негоже, мол, коммунистам для своих собраний «снимать чужие углы».

Итак, в 1959 году вопрос был решён однозначно - новому дворцу съездов быть. Но где строить? На территории Кремля? На этом настаивал Хрущёв, поскольку там, как он говорил, находится центр государства, а значит, на этом месте и должны проводиться съезды партии. Против этого пытались возражать (насколько это было возможно) архитекторы, историки, люди из ближайшего окружения генсека. Даже неспециалисты понимали - новое современное здание не впишется в архитектурный ансамбль Кремля, а его постройка, так или иначе, потребует сноса исторических объектов. Было предложение поставить Кремлёвский дворец на месте взорванного храма Христа Спасителя. Но Хрущёв решение принял фактически единолично. Позже это припоминали Никите Сергеевичу как одно из проявлений того самого «волюнтаристского стиля руководства».

Официально ход проектирования и строительства Кремлёвского дворца съездов курировал Алексей Николаевич Косыгин, тогда заместитель председателя Совета министров СССР и председатель Госплана СССР. Но все понимали - «стройка века» находится под непосредственным контролем самого Хрущёва. Естественно, что для проектирования Кремлёвского дворца были привлечены лучшие архитектурные силы страны. Прежде всего, необходимо было определить предварительные размеры здания. И здесь требования главного заказчика росли с потрясающей быстротой. Вначале планировалось построить что-то достаточно скромное и небольшое. Однако затем проект разрастался как снежный ком, ведь кроме собственно зала заседания дворец должен был иметь большое количество служебных помещений, комнат отдыха, гардеробов, буфетов и ресторанов, туалетов и т. п. Немало места занимали и системы обеспечения - отдельная электрическая подстанция, система кондиционирования, лифтовое хозяйство. Кроме того, проектировщики получили ещё одно задание - дворец будет использоваться не только для заседаний, но и как сооружение для театральных и балетных постановок. Следовательно, необходимо было предусмотреть место для сцены и сценического оборудования, артистических гримёрных, помещений для декораций. В результате скромное здание превратилось в огромный многофункциональный комплекс.

На этапе проектирования по личному распоряжению Косыгина несколько групп архитекторов и проектировщиков были направлены в Европу, Соединённые Штаты и Китай. Говорят, что идея строительства дворца возникла у Хрущёва после поездок за границу и посещения зданий такого типа. Особенно впечатлило генсека построенное в 1959 году к 10-летию китайской революции здание Всекитайского собрания народных представителей с огромным залом заседаний на 10 тысяч мест.

Как вспоминали проектировщики, споры вокруг проекта Кремлёвского дворца съездов были достаточно бурными. Свои предложения на утверждение подали несколько групп архитекторов. Состоялся конкурс, и в итоге распоряжением Московского городского совета был утверждён проект коллектива из четырёх человек - Михаила Посохина, Ашота Мндоянца, Евгения Стамо и Павла Штеллера. Надо сказать, что Михаил Васильевич Посохин был назначен главным архитектором Кремлёвского дворца отнюдь не случайно - это был личный выбор Хрущёва. Хрущёв и Посохин были хорошо знакомы, Михаил Васильевич строил правительственные дачи, в том числе и для генсека. В разгар строительства дворца Михаил Посохин был назначен главным архитектором столицы.

Площадка для строительства была выбрана рядом с Троицкими воротами Кремля, напротив этих ворот располагался главный вход во дворец. Первыми на строительной площадке появились археологи. Надо сказать, что проектировщики старались как можно осторожнее вмешиваться в историческую застройку Кремля, и поэтому на месте будущего котлована были проведены серьёзные археологические раскопки. Вывод археологов был однозначным - на месте строительства Кремлёвского дворца особо ценных в историческом плане объектов нет. Правда, как ныне утверждают некоторые специалисты, тогда археологи «не заметили» подземные части так называемых «палат Натальи Кирилловны», матери Петра Великого, существовавшие до середины XVIII века. При рытье котлована Дворца съездов подвалы палат были раскопаны и уничтожены. Да и на поверхности без потерь обойтись не удалось: при сооружении Кремлёвского дворца строители снесли старое здание Оружейной палаты и несколько служебных помещений XVIII–XIX веков, в том числе Кавалерские (свитские) корпуса императорского дворца.

16 месяцев от начала проектирования до сдачи объекта в эксплуатацию - такой короткий срок был дан проектировщикам и строителям на возведение Кремлёвского дворца съездов. Весной 1961 года должен был состояться XXI съезд партии, который планировали провести уже в новом дворце. Гигантские объёмы работ и рекордно короткие сроки строительства требовали бесперебойного финансирования и обеспечения необходимыми материалами и оборудованием. С самого начала возведения Кремлёвского дворца на стройплощадке регулярно появлялся Хрущёв. Естественно, что при таком покровителе и таком контроле проблем с финансовым и материальным обеспечением у исполнителей никогда не было.

Строители изо всех сил старались завершить возведение Кремлёвского дворца к весне 1961 года, к открытию XXI съезда партии. Работы шли едва ли не круглосуточно, естественно, что авральные темпы не могли не сказаться на качестве строительства - недостатков было очень много. В случае если бы объект был не сдан вовремя или Госкомиссия не приняла бы его из-за многочисленных недоделок - своих постов лишились бы очень многие. Но строителям повезло - времени до сдачи оставалось совсем чуть-чуть, когда открытие XXI съезда перенесли на осень. Это был просто подарок - у строителей появилась передышка, неожиданная возможность довести объект до ума. К августу 1961 года Кремлёвский дворец съездов был готов к сдаче Государственной комиссии. Серьёзных претензий у членов комиссии не было. Особенно впечатляюще выглядели испытания крыши здания на снеговую нагрузку, а также перекрытий на случай большого скопления людей. В конце лета снега не найти даже для главного партийного дворца, и потому было решено провести испытания с помощью солдат (ранее таким же способом проверялась надёжность крыши спортивного комплекса в Лужниках). По расчётам проектировщиков, чтобы провести полные испытания, необходимо было привлечь 30 тысяч человек! Это было слишком даже для самого главного партийного дворца. Потребовалось бы много времени, чтобы пропустить такую огромную массу людей через ворота Кремля, к тому же необходимо было надолго перекрывать движение в центре Москвы. В конце концов количество «испытателей» Кремлёвского дворца решили сократить вдвое. На крыше «роль» выпавшего снега играли две тысячи солдат, восемь тысяч разместили в банкетном зале, остальные пять - внутри зала и на многочисленных балконах. Командиры скомандовали «Направо! Шагом марш!», и в едином порыве затопали тысячи ног, одетых в тяжёлые кирзовые сапоги. Строители с замиранием сердца следили за происходящим. Но всё обошлось благополучно, и актом госкомиссии Кремлёвский дворец съездов был принят в эксплуатацию.

С тех пор Кремлёвский дворец стал главной идеологической трибуной Советского Союза. В его стенах проходили все партийные съезды, заседания и мероприятия, посвящённые различным торжественным датам, международные конференции (зал заседаний был оборудован акустической аппаратурой, дававшей возможность переводить выступления на 12 языков). На сцене Кремлёвского дворца выступали известные музыканты, артисты театра и балета. А для младшего поколения Дворец съездов ассоциировался со знаменитой кремлёвской новогодней ёлкой, билет на которую, наряду с путёвкой в Артек, считался самой желанной наградой для каждого советского школьника.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Расположенный в сердце столицы России – в древнем Московском Кремле, Государственный Кремлёвский Дворец был построен в 1961 году за 16 месяцев – в кратчайшие по тем временам сроки – при активной поддержке Первого Секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева. Выбор места для строительства Дворца представлял собой особенно ответственную задачу. Расположение этого монументального сооружения должно было соответствовать его общественно-политической роли. Строительство Дворца на территории Московского Кремля – месте, священном для русского человека, наиболее полно отвечало этим высоким требованиям. Московский Кремль – это не только выдающийся исторический и архитектурный памятник прошлого, но и, прежде всего, центр нашей столицы, средоточие высших органов власти страны. Именно здесь решено было реализовывать идею строительства Дворца. Начался закрытый конкурс на создание проекта здания. Среди двенадцати предложенных вариантов проекта победителем и, в дальнейшем, руководителем авторского коллектива архитекторов стал Михаил Васильевич Посохин. Этот выдающийся архитектор, удостоенный за проект Кремлёвского Дворца Ленинской премии, был в то время главным архитектором Москвы и начальником Главного архитектурно-планировочного управления города.

В авторский коллектив вошли: архитекторы А. А. Мндоянц, Е. Н. Стамо, П. П. Штеллер, Н. М. Щепетильников; инженеры Г. Н. Львов, А. Н. Кондратьев, С. Я. Школьников, Т. А. Мелик-Аракелян и многие другие, в дальнейшем также удостоенные Ленинской премии за этот проект. На стадии проектирования здание было поделено на три главные составляющие, каждая из которых разрабатывалась отдельной группой людей. Зал создавал Е. Н. Стамо со своей бригадой. Фойе проектировала группа П. П. Штеллера, а фасады разрабатывались под руководством А. А. Мндоянца. Когда началась детальная разработка проекта, строительных зон стало значительно больше. Правительственную, «закрытую», часть создавал архитектор КГБ Г. В. Макаревич. Зимний сад проектировала К. Закарьян. Фасад, выходящий в Теремной дворец, создавал В. Локтев.

В первоначальном варианте зал был рассчитан на 4000 мест. В дальнейшем масштабы Кремлёвского Дворца было решено увеличить. Косвенными «виновниками» этого оказались китайские архитекторы. В 1959 году в Китае праздновалось образование КНР, в связи с чем, было принято решение построить десять крупных зданий в Пекине, среди которых также планировался Дворец Съездов, рассчитанный на 10 000 мест с огромным банкетным залом. Н. С. Хрущев, присутствовавший на торжествах, был поражен этим сооружением и рассказал о нем М. В. Посохину.

Начался новый этап работы. Было принято решение не только увеличить зал заседаний до 6000 мест, но и, главное, спроектировать банкетный зал максимальной вместимости. Для ознакомления с опытом строительства подобных зданий группа главных авторов выехала в ФРГ и США. Многие идеи элементов архитектуры были тогда привезены из-за рубежа, в частности интерьер зала заседаний ООН в Нью-Йорке, облицованный модной по тем временам деревянной рейкой, был практически импортирован в Кремль. Менее представительная делегация была направлена в Пекин перенимать опыт проектирования банкетного зала. Здание росло. Были добавлены еще один уровень со стороны Арсенала и несколько этажей под землей, чтобы разместить увеличившиеся зрительские гардеробы. Банкетный зал в итоге решили возвести в верхней части здания, прямо над зрительным залом.

Много споров вызывала и разработка архитектурного решения фасадов. Рассматривалось множество вариантов: от почти закрытого с аркадами до абсолютно прозрачного. Так поэтапно сформировался хорошо знакомый силуэт Кремлёвского Дворца. Простые, геометрически чистые и ясные архитектурные формы обусловили торжественный благородный колорит интерьеров Дворца. Величавость, сдержанность декора, столь типичная для древнерусского зодчества, позволила Дворцу великолепно вписаться в ансамбль зданий Московского Кремля – ансамбль, в котором каждое столетие оставило свои неповторимые белокаменные черты. К лету 1961 года огромное здание Кремлёвского Дворца было сооружено и отделано снаружи белым уральским мрамором, золотистым анодированным алюминием и стеклом, а внутри - красным карбахтинским гранитом, мрамором коелга и узорчатым бакинским туфом. В отделке стен и наборных паркетах были использованы ясень, дуб, бук, тихоокеанский орех и граб. Гербовый фриз из разноцветной смальты был выполнен по эскизам и под руководством знаменитого художника А. А. Дейнеки. Занавес, представляющий собой декоративные панно из тонких чеканных металлических листов, был изготовлен мастерами Латвийского Художественного фонда под руководством Х. М. Рысина по эскизу профессора А. А. Мыльникова.

На банкете, посвященном завершению строительства Дворца съездов, Посохин назвал первым зодчим этого глобального проекта… Никиту Сергеевича Хрущева, а Кремлёвский Дворец – «детищем оттепели». В памятный день открытия Дворца 17 октября 1961 года зрителям была представлена программа праздничного концерта, в которую вошли фрагмент балета «Лебединое озеро» и выступления мастеров искусств различных жанров.

Кремлёвский Дворец как театрально-концертная площадка с первых дней работы был отдан в распоряжение Большого Театра СССР в качестве второй сцены. На протяжении десятков лет в Кремлёвском Дворце шли оперные и балетные спектакли текущего репертуара и выпускались премьеры Академического Большого театра СССР с участием его выдающихся солистов и оркестра. Построенный прежде всего для массовых социально-политических мероприятий, Кремлёвский Дворец стал местом проведения партийных и профсоюзных форумов 60-х – 80-х годов. В его стенах были проведены XXII - XXVII съезды КПСС. Кроме того, на сцене ГКД с успехом стали выступать легендарные певческие и танцевальные коллективы, такие как Государственный академический ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева, Дважды краснознаменный ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова, Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого, Академический хореографический ансамбль «Березка» и многие другие. Сцена Кремлёвского Дворца помнит виртуозный танец Ольги Лепешинской, Майи Плисецкой, Наталии Бессмертновой, Екатерины Максимовой, Людмилы Семеняки, Мариса Лиепы, Владимира Васильева, Михаила Лавровского; неповторимые тембры голосов прославленных солистов оперы Большого: Галины Вишневской, Елены Образцовой, Тамары Милашкиной, Ирины Архиповой, Тамары Синявской, Беллы Руденко, Маквалы Касрашвили, Зураба Соткилавы, Владислава Пьявко, Александра Ведерникова и т. д. Многие исторические и памятные события проходили в здании Дворца. Здесь проводились первые съезды депутатов, когда в яростном поединке происходило становление молодой российской демократии. Именно на этой сцене была произнесена присяга первого Президента суверенной России. В 1992 г. Указом Президента РФ Кремлёвский Дворец съездов (КДС) был преобразован в Государственный Кремлёвский Дворец (ГКД). На сегодняшний день Кремлёвский Дворец находится в ведении Управления Делами Президента Российской Федерации.

Государственный Кремлёвский Дворец прочно закрепил за собой звание центральной театрально-концертной площадки страны. Его особый статус обусловлен тем, что он расположен на территории резиденции Президента Российской Федерации – в Московском Кремле. Это предполагает большую общественную значимость проводимых здесь мероприятий.

Сегодня зрительный зал Кремлёвского Дворца – один из лучших в мире. После комплексной модернизации звукового и светового оборудования, проведенной в 2013 году, он встал, по оценке авторитетных специалистов, в один ряд с такими прославленными залами мира, как «Карнеги-холл» и «Ирвин-плаз» в Нью-Йорке, «Шрайн Аудиториум» в Лос-Анджелесе, «Олимпия» в Париже, Королевский Шекспировский театр в Стрэтфорде, зал «Стравинский» в Монтре.

Государственный Кремлевский дворец

Официальный сайт Государственного Кремлёвского дворца kremlinpalace.org

Государственный Кремлёвский дворец (до 1992 года - Кремлёвский дворец съездов) построен в 1961 году под руководством архитектора Михаила Васильевича Посохина (проект разрабатывали также Ашот Ашотович Мндоянц и Евгений Николаевич Стамо) и при поддержке Хрущёва. Здание проектировалось как площадка для проведения общественно-политических мероприятий. Так, в 1960 - 80-х годах его стены принимали делегатов XXII-XXVII съездов КПСС. Помимо различных социально-политических форумов, Государственный Кремлёвский дворец используется и как сцена для проведения концертов и театральных постановок. Некоторое время он находился в распоряжении Академического Большого театра.

В настоящее время на его территории находится театр «Кремлёвский балет» . Каждую зиму в его стенах проводится главная Новогодняя ёлка страны . Государственный Кремлёвский дворец, построенный в 1960-х годах XX века, как и 14-й корпус Кремля является выявленным объектом культурного наследия в Московском Кремле и не внесён в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ СЪЕЗДОВ (из путеводителя 1964 года)

Кремлевский дворец съездов - выдающееся произведение советской архитектуры, в котором отражено величие нашей эпохи и последние достижения науки и техники.Открытие Кремлевского дворца съездов состоялось 17 октября 1961 г. В этот день в нем начал свою работу исторический XXII съезд нашей Коммунистической партии. В плане здание представляет прямоугольник размером 120X70 м. Объем его 40 000 куб. м. Во дворце более 800 различных помещений, оснащенных самым совершенным оборудованием.

Фасады здания состоят из стройных беломраморных пилонов с застекленными между ними витражами. Это придает монументальному сооружению дворца впечатление легкости и торжественности.

Главный вход во дворец - со стороны Арсенала.

Зрительный зал дворца рассчитан на 6 тыс. зрителей. По своим размерам и техническому оснащению он превосходит все зрительные залы Европы.4500 электрических светильников и цветных люминесцентных ламп, расположенных в подвесном потолке, освещают зал, создавая оригинальный световой эффект.

Огромную сцену, самую большую из театральных сцен мира, отделяет от мест президиума декоративный металлический занавес, выполненный по эскизу профессора А. А. Мыльникова. В центре занавеса на алом знамени, как бы развевающемся в лучах восходящего солнца, - монументальный барельеф В. И. Ленина. Занавес выполнен мастерскими Латвийского художественного фонда под руководством X. М. Рысина.

Президиум и трибуна смонтированы на специальной платформе, которая может опускаться, и тогда образуется место для оркестра.

Акустика зала обеспечивает высококачественное воспроизведение человеческой речи, симфонической музыки, концертов, опер и т. д. Это достигнуто путем применения новой системы электронной аппаратуры для звукоусиления, звукозаписи и звукопередачи. В различных местах зрительного зала скрытно размещено 7 тыс. репродукторов. Значительная часть стен и потолка покрыта специальным звукопоглощающим материалом.

За разработку системы акустического и звукотехнического оборудования группе работников присуждена Ленинская премия.

Специальное радиотехническое оборудование позволяет вести передачу в зрительный зал на 29 языках.

Банкетный зал высотой 7 м, расположенный над зрительным залом, вмещает 2500 человек. Подвесной потолок в нем поддерживается рядами боковых колонн, облицованных мрамором и чеканным анодированным алюминием. С трех сторон зал окружает открытая терраса, с которой открывается вид на Кремль и Москву.

Кремлевский дворец съездов - достойное сооружение нашей эпохи. Архитектура его современна, отличается выразительностью и строгостью форм. Это величественное здание, чрезвычайно сложное в архитектурном и инженерном отношении, было создано строителями в рекордно короткий срок - меньше, чем за два года. Дворец гармонично вошел в архитектурный ансамбль древнего Кремля.

В строительстве Кремлевского дворца съездов применены новые техника и технология, использованы новые отечественные и зарубежные строительные и отделочные материалы.

За проектирование и строительство Кремлевского дворца съездов присуждена Ленинская премия М. В. Посохину, А. А. Мндоянцу, Г. Н. Львову, А. Н. Кондратьеву, Е. Н. Стамо» П. П. Штеллеру, И. И. Кочетову.

В Кремлевском дворце съездов проходят съезды КПСС, международные конгрессы, совещания и фестивали.

В декабре 1961 г. в Кремлевском дворце съездов состоялся V Всемирный конгресс профсоюзов, в апреле 1962 г. - XIV съезд ВЛКСМ, в 1963 г. - Всемирный конгресс женщин, 3-й Международный кинофестиваль и XIII съезд профсоюзов СССР, в 1964 г. - Всемирный форум молодежи.

На сцене Кремлевского дворца съездов перед зрителями выступают лучшие театральные коллективы страны.

Двери этого здания, как говорится в приветствии ЦК КПСС и Совета Министров Союза ССР строителям Дворца, гостеприимно открыты для всех трудящихся.

50 лет назад был осуществлён амбициозный проект тогдашнего руководства СССР - на карте Москвы появилось здание, где можно было проводить многотысячные мероприятия. Первыми достоинства новой сцены и грандиозного банкетного зала в 1961 году смогли оценить делегаты съезда КПСС. Потом на концертах и новогодних ёлках там побывали миллионы зрителей.

Полвека назад молодой архитектор Андрей Гозак был, мягко говоря, не восторге, от того, что его направили на самую ответственную стройку страны. По его словам, тогда многим этот проект казался авантюрным.

В марте 1959 года Совет министров СССР постановил: "Здание для проведения съездов и других массовых мероприятий построить на территории Кремля". Подписал этот документ лично Никита Хрущев. Говорят, что Генсека вдохновила поездка в Пекин, а именно колоссальный Дворец съездов на 10 тысяч мест. И чтобы на плотно застроенной кремлевской территории поместилось подобное сооружение размером 120 на 70 метров, на самом верху приняли другое решение - снести сразу 6 строений.

"Это были здания допожарной Москвы, – рассказывает председатель центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Галина Маланичева, - вот в этом смысле, они, конечно, уникальны! У нас ведь очень мало сохранилось зданий, построенных до пожара Москвы 1812 года".

Уникальные кадры кинохроники: на месте, расчищенном для строительства (правда, малый офицерский корпус еще на месте) работают археологи. Кирпичная кладка - это фундамент дворца Натальи Нарышкиной, матери Петра I.

Впрочем, на то, чтобы Дворец съездов стал именно Кремлевским, сначала проектировщики даже и не замахивались. Обсуждали, как минимум, 7 вариантов строительной площадки, в том числе: набережную в районе нынешнего храма Христа Спасителя, остров напротив Кремля, Воробьевы горы, территорию ВДНХ. А самые горячие головы предлагали даже снести Гостиный двор и строить дворец на его месте. Был вариант сохранить в качестве фасада старинное здание Оружейной палаты, но от него быстро отказались.

На снимке 20-х годов видно, что строители снесенных зданий заботились еще и об уникальном силуэте Кремля. Сегодня становится понятно, как архитекторы всеми силами пытались сохранить вид на Успенский собор. Сперва дворец задумывался без верхнего яруса и мог оказаться едва ли не выше Троицкой башни. Его придумали погрузить в землю почти на 15 метров - это высота пятиэтажного здания. Но, в последний момент Хрущев приказал строить банкетный зал именно сверху, на крыше. И золотые купола Успенского собора прохожие больше не видят.

Впрочем, все признали, что дворец получился величественным: золото, стекло, белый мрамор снаружи. Внутри всех возможных цветов армянский туф, карельская береза и золоченая смальта. Материалы для отделки везли со всех концов страны. Мозаичные гербы 15 сестер-республик в главном фойе создавал Александр Дейнека. Их сохранили в первозданном виде.

"Чуть-чуть отреставрировали и все оставили, - рассказывает генеральный директор и художественный руководитель Государственного Кремлевского дворца Петр Шаболтай, - хотя были голоса, которые подталкивали на то, чтобы это все убрать: это, мол, прошлое, зачем это нам нужно, Советский Союз. Но это все история, и мы оставили в таком виде, в котором это существует".

Зрительный зал и невероятные на тот момент технические возможности Дворца съездов особенно поражали воображение. Первыми все это увидели делегаты XXII съезда КПСС: космонавты и доярки, ученые и механизаторы. Дворец ведь строили для народа.

"Я с Ворошиловым здоровалась, с Буденным здоровалась. Я все думала, как же во время перерыва смогут все попить чайку или кофе", - вспоминает член Президиума Верховного Совета СССР Зоя Пухова.

Про банкетный зал Дворца съездов вообще ходили легенды. Ведь только здесь простой советский человек мог попробовать взбитые сливки и невероятно вкусный жульен, а после этого еще прогуляться по смотровой площадке прямо среди кремлевских куполов. Но от греха подальше охрана Кремля ее почти сразу же и закрыла.

"Мы, говорит, за каждого депутата Верховного Совета ответственность несем. Они простые люди. А вдруг он лишнего выпил, кого-то увидел и кричит: "Давай сюда!", - спотыкается и падает... Никаких ступенек", - объясняет проектировщик Кремлевского Дворца съездов, доктор архитектуры Андрей Гозак.

Как рассказал сотрудник Государственного Кремлевского дворца Алексей Новиков, трибуна, с которой к 1980 году обещали построить коммунизм, до сих пор та же самая. "На ней ничего не менялось, за ней выступали все наши генеральные секретари", - отметил он.

Мало кто знает, что под сценой Дворца сохранилась и отлитая в начале XX века и установленная здесь еще при строительстве для спектаклей звонница во главе с многотонным благовестником.

Знаменитый французский шансонье Шарль Азнавур как раз готовился к своему прощальному концерту в России, когда Первый канал попросил его сказать несколько слов о Кремлевском дворце. Оказалось, что для него это не просто сцена, а часть жизни.

"В свое время Советский Союз - это была неизвестная нам земля. И благодаря тому, что я выступал именно в этом зале, во всем мире узнавали о том, как изменился Кремль, и о том, что советские люди - это самые обычные люди, которые любят хорошую музыку", - сказал Шарль Азнавур.

Всю последнюю неделю здесь происходило то, что зрителям никогда не показывают, - изнуряющие репетиции юбилейного концерта. Ведь для того сюда и приходят уже полвека, чтобы увидеть парадную сторону жизни.

Праздничный концерт в честь 50-летия Государственного Кремлёвского дворца, в котором приняли участие многие звёзды, Первый канал покажет сегодня. Начало - сразу после программы "Время".

Государственный Кремлёвский ДворецКремлёвский Дворец съездов

: 55°45?05 с. ш. 37°36?56 в. д. / 55.75139° с. ш. 37.61556° в. д. / 55.75139; 37.61556 (G) (O) (Я)

Государственный Кремлёвский дворец (до 1992 года - Кремлёвский дворец съездов) построен в 1961 году под руководством архитектора Михаила Васильевича Посохина (проект разрабатывали также Ашот Ашотович Мндоянц и Евгений Николаевич Стамо) и при поддержке Хрущёва.

История

Здание проектировалось как площадка для проведения общественно-политических мероприятий. Так, в 1960 - 80-х годах его стены принимали делегатов XXII-XXVIII съездов КПСС. Помимо различных социально-политических форумов, Государственный Кремлёвский дворец используется и как сцена для проведения концертов и театральных постановок. Некоторое время он находился в распоряжении Академического Большого театра. В настоящее время на его территории находится театр «Кремлёвский балет». Каждую зиму в его стенах проводится главная Новогодняя ёлка страны.

Государственный Кремлёвский дворец, построенный в 1960-х годах XX века, как и 14-й корпус Кремля является выявленным объектом культурного наследия в Московском Кремле и не внесён в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Строительство

Старое здание Оружейной палаты

Дворец был построен на месте снесённого старого здания Оружейной палаты, построенного в 1807-1810 г. И. В. Еготовым в стиле ампир. До того на этом месте стояли постройки Царе-Борисова двора, бывшего двора Бориса Годунова. При сносе Оружейной палаты старинные русские пушки, цепью стоявшие вдоль здания (Царь-пушка венчала эту цепь), были перенесены к зданию Арсенала и поставлены среди груды трофейных французских пушек.

Перед началом строительства были проведены археологические раскопки, давшие ценные материалы о начальной истории Москвы.

В проектировании здания участвовали архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, Е. Н. Стамо, П. П. Штеллер, Н. М. Щепетильников, инженеры Г. Н. Львов, А. Н. Кондратьев, С. Я. Школьников, Т. А. Мелик-Аракелян. Здание Дворца съездов первоначально было рассчитано на 4000 мест и на этапе проектирования было разделено на три фронта работы (зал заседаний, фойе и фасады), каждым из которых занималась отдельная группа архитекторов, многие из которых впоследствии были удостоены Ленинской премии за этот проект. Однако вскоре, под влиянием строительства нового Дворца Съездов в Пекине, было решено расширить дворец до 6000 мест и спроектировать банкетный зал, который в итоге разместили прямо над зрительным залом. Возросший объём здания отчасти было решено «спрятать» под землю. Так появились несколько дополнительных этажей, где расположились зрительские гардеробы.

Строительство продолжалось 16 месяцев, и 17 октября 1961 года здание было открыто. Его фасад облицован белым уральским мрамором и золотистым анодированным алюминием. Над главным входом был расположен золочёный герб СССР(в настоящее время герб находится на складе объемных декораций), который впоследствии был заменён на герб Российской Федерации. Во внутренней отделке использован красный карбахтинский гранит, мрамор коелга и узорчатый бакинский туф, различные породы дерева.

С 2006 по 2009 год в Государственном Кремлёвском дворце проходила реконструкция сценического комплекса, замена инженерных систем и коммуникаций, реконструкция «Комбината питания „Кремлёвский“», ремонт представительских помещений, реконструкция Большого зрительного зала.

В этот период проводилась реконструкция Особой зоны президента, где он встречает глав других государств. В частности, это помещение должно было быть оборудовано специальным освещением, которое позволило бы журналистам вести съемку без вспышек. По словам руководителя компании-генподрядчика «Москонверспром» Валерий Морозова, деньги на это уже выделили, но гендиректор ГКД Пётр Шаболтай купил вместо запроектированных люстры в 10 раз дешевле, которые не были оборудованы нужной системой. Из-за того что Морозов пытался настаивать на установке нужного оборудования, ему не заплатили за работу в Особой зоне. Через суды «Москонверспрому» удалось добиться частичной выплаты, однако затем «на приемах в ГКД стала появляться судья Елена Борисова, которая потом как раз получала все наши дела на рассмотрение и принимала решения только в пользу ГКД», утверждает Морозов. В итоге «Москонверспром» так и не подписал окончательные документы по ГКД как генподрядчик, то есть дворец до сих пор официально не сдан.

Партийные съезды в Кремлёвском дворце

Основная статья: Съезд КПСС См. также: Коммунистическая партия Советского Союза

Партия Справедливая Россия (2008 год)

См. также: Справедливая Россия

Публикации по теме