Подводная лодка щ 408. Разведывательно–водолазная команда

Щ-408

Исторические данные

Общие данные

Энергетическая установка

Вооружение

Общие сведения

Подводная лодка «Щ-408», как и все лодки типа «Щ» была разработана в конструкторском бюро, которым руководил Б. М. Малинин. Это были дизель-электрические лодки относящиеся к среднему классу. За время войны была потеряна 31 лодка типа «Щ» из 44 построенных. Среди потопленных лодок есть и «Щ-408».

История создания

Предшественники

Предшественниками подводных лодок типа Щ («Щука») Х-бис серии были лодки типа Щ («Щука») Х серии . Лодки серии X-бис от предыдущей серии отличались очень незначительно.

Постройка и испытания

Энергетическая установка и ходовые качества

На «Щ-408» стояло два четырехтактных бескомпрессорных дизеля 38К8 по 800 л.с. для движения в надводном положении и два главных гребных электродвигателя ПГ5 по 400 л.с. для движения в подводном положении. Также на лодке было установлено два электродвигателя экономического хода по 20 л.с., которые соединялись с двумя гребными валами ременной эластичной передачей. Это было сделано для снижения шумности.

Вспомогательное оборудование

В проходивших по бортам лодки булям были расположены цистерны главного балласта, а в оконечностях легкого корпуса - носовая и кормовая цистерны. Только цистерна средняя, уравнительная и быстрого погружения находились внутри прочного корпуса. Для продувания цистерн главного балласта на лодке были установлены турбокомпрессоры.

Экипаж и обитаемость

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Было установлено два 45-мм орудия 21-К. Одно находилось перед рубкой на палубе, а второе на самой рубке.

Также на лодке имелось два 7,62-мм пулемета.

Модернизации и переоборудования

В связи с коротким сроком службы до гибели, лодка не проходила модернизаций.

История службы

Повреждения рубки «Щ-408» после столкновения с сетевым заградителем «Онега».

26 сентября 1941 года в 21 час 32 минуты подводная лодка «Щ-408» при переходе из Кронштадта в Ленинград совершила столкновение с сетевым заградителем «Онега». В результате этого столкновения у лодки были следующие серьезные повреждения: пробоина в прочном корпусе и деформация тумбы зенитного перископа. Виновным в столкновении признали военкома Базарова И.Т., но командира лодки Дьякова понизили в звании и перевели на «С-9» . А его место занял капитан-лейтенанта Кузьмина П.С., который был до этого командиром «С-9». Лодка была направлена на завод №194 в Ленинграде для ремонта.

12 октября 1941 года на подводной лодке «Щ-408» был поднят Военно-морской флаг. 16 января 1942 года был утвержден приемный акт.

22 июня 1942 года в 12 часов 17 минут и 12 часов 50 минут лодка, находясь в ковше Адмиралтейского завода, получила два попадания артиллерийских снарядов. Один из снарядов попал в надстройку в районе 30-31 шпангоутов , где хранилась краска, и вызвал пожар. Второй пробил борт ниже ватерлинии в районе 52-54 шпангоутов в 5-м отсеке. Команде БЧ-5 пластырь завести не удалось, и их командир, капитан-лейтенант Моисеев, отдал приказ об оставлении отсека. Вскоре подводная лодка села на грунт кормой , имея крен на правый борт в 21°.

23 июня 1942 года водолазы ЭПРОНа сумели завести пластырь и откачать воду. После этого субмарину завели в док, где она проходила ремонт до октября 1942 года.

25 октября 1942 года при артобстреле рядом с лодкой на пирсе взорвался 210-мм снаряд. От взрыва подводная лодка получила две пробоины в прочном корпусе. Одну в районе 24-35 шпангоутов, а вторую в районе 27-28 шпангоутов. Также осколками были осыпаны надстройка , ограждение рубки и були, но они получили не столь значительные повреждения. Для ремонта лодку направили в Кронштадтский морзавод, где она находилась до января 1943 года.

В апреле 1943 года на лодке завершили монтаж миноотводов и прибора ПАМ-К. Корпус покрыли изоляционной мастикой.

В ночь с 7 на 8 мая 1943 года «Щ-408» при обеспечении пяти быстроходных тральщиков «БТЩ-210», «БТЩ-211», «БТЩ-215», «БТЩ-217», «БТЩ-218», шести сторожевых катеров и двух катеров-дымзавесчиов перешла из Кронштадта к маяку Шепелевский. Тут она легла на грунт. В ночь на 9 мая лодка совершила переход к острову Левенсари.

9 мая 1943 года в 4 часа 40 минут лодка легла на грунт в двух милях от бухты Норре-Каппельлахт. А в ночь с 10 на 11 мая «Щ-408» отшвартовалась в самой бухте.

В ночь с 18 на 19 мая 1943 года субмарина в обеспечении пяти сторожевых катеров и семи катеров-тральщиков перешла в точку погружения на Восточном гогландском плесе и начала переход на позицию в Норчёпингской бухте.

19 мая 1943 года при форсировании Нарген-Поркалаудского заграждения «Щ-408» была обнаружена, обстреляна и по одним данным повреждена немецким самолетом, а по другим не получила повреждений.

Гибель

Подводная лодка «Щ-408» в осажденном Ленинграде.

21 мая 1943 года лодка была обнаружена по масляному следу в районе острова Вайндло силами немецких ПЛО . Тут же на место обнаружения подошли быстроходные десантные баржи 1-ой группы 24-ой десантной флотилии и сбросили в этом месте пять глубинных бомб . После бомбометания они легли в дрейф и стали наблюдать за районом.

22 мая 1943 года в 2 часа 50 минут лодка всплыла и вступила в бой с БДБ . В 2 часа 55 минут с нее было получено донесение:

Но оторваться от противника лодке не удавалось. Согласно данным немецкой стороны БДБ попали в субмарину несколько раз из 75-мм и 20-мм орудий. Этими попаданиями они сильно повредили носовую часть лодки. Ответным огнём лодка добилась нескольких попаданий 45-мм снарядов по баржам, но уничтожить их не смогла. После этого «Щ-408» погрузилась под воду не спустив боевого флага.

К этому времени в район столкновения подошли финский минный заградитель Routsinsalmi и сторожевой катер VMV-6 , которые тут же сбросили в районе масляного пятна серию бомб. В 4 часа 50 минут на поверхности появились пузыри воздуха, большое количество саляры и масла, а так же куски дерева.

Высланные с острова Левансари восемь истребителей И-153 и И-16 лодку не обнаружили и потеряв два самолета вернулись на базу. Через 8 часов в район острова Вайндло было послано еще десять ЛА-5, но и в этот раз было потеряно два самолета, а повредить или уничтожить силы ПЛО они не смогли.

Оставшиеся наблюдать за районом силы немецких ПЛО еще два или три дня слышали стук о металлический корпус доносившийся с морского дна, советские моряки пытались заделать пробоины. Балтийские подводники боролись до последней возможности и приняли геройскую смерть, но не спустили перед врагом советского Военно-морского флага.

Судьба останков лодки

Мемориальная табличка установленная на месте гибели лодки.

В первый раз участники экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» пытались найти «Щ-408» в июле 2015 года. За исходную точку для поиска они взяли координаты из финских архивов. Но эта попытка оказалась неудачной.

22 апреля 2016 года останки подводной лодки «Щ-408» были обнаружены на дне примерно в 1,5 милях от той точки, которую пеленговали по береговым объектам финны. А уже 1-2 мая ее обследовали водолазы экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы». По их данным субмарина практически не имеет повреждений, которые можно было бы связать с воздействием глубинных бомб. Однако корпус подводной лодки погружен по ватерлинию в грунт и все обнаруженные водолазами повреждения относятся только к артиллерийскому бою. Все люки на лодке в закрытом состоянии, это свидетельствует о том, что никто из экипажа даже не пытался спастись.

На месте гибели лодки в море дайверы установили мемориальную табличку.

Командиры

Награды

Сама лодка наград не имела. А вот командир подводной лодки Кузьмин П.С. был посмертно награжден орденом Британской империи 5-ой степени примерно через год после гибели субмарины.

См. также

Галерея изображений

Видео


14.05.2016

Первого мая этого года российские подводники-поисковики международной экспедиции «Поклон Кораблям Великой Победы-2016» идентифицировали в Финском заливе советскую подводную лодку Щ-408 (в отечественной военной историографии она именуется как «Подводный варяг»), которая затонула в 1943 году. Место нахождения лодки до этого времени было известно лишь по финским и немецким документам, но благодаря совместной работе российских и финских поисковиков, её всё-таки нашли спустя 73 года после гибели. Сейчас «Щука» лежит на дне Балтийского моря в эстонских территориальных водах и стала братской могилой для 40 моряков. Но прикасаться к ней или что-то поднять со «Щуки» запрещено местным законом. Во время этой экспедиции российских поисковиков, которые были вынуждены выйти в море под финским флагом, с воздуха контролировал самолёт, а на берегу - полиция.

Эта экспедиция станет новой исторической вехой в военно-морском поисковом движении. Как и крейсер «Варяг» в 1904 году, экипаж Щ-408 принял решение принять явно неравный бой и биться до последнего вздоха. Экипаж «Щуки-408» вышел 22 мая 1943 задыхающимся из-под воды, чтобы своими двумя 45-мм орудиями и двумя пулеметами дать бой подавляюще превосходящему числу фашистских кораблей. А затем были задраены все люки подводной лодки, которая ушла на дно, но не сдалась в плен. 40 моряков тогда сознательно пошли на смерть. Среди них был командир лодки - Павел Кузьмин, именем которого в Санкт-Петербурге названа улица. В питерской школе №504 был создан военно-исторического музей, посвящённый подвигу «Балтийского Варяга».
«Наша команда из 12 человек проекта «Поклон Кораблям Великой Победы» совместно с финской поисковой командой Subzone провели серию погружений для идентификации, изучения и видеосъемки геройской подводной лодки, - рассказал «Совершенно секретно» дайвер из Москвы, руководитель проекта Константин Богданов. - До этого времени был известен лишь примерный район её гибели, но сейчас мы смогли точно выйти на корпус и провести подводные работы по абсолютной идентификации боевого советского подводного корабля. Это была именно Щ-408 - та самая лодка, которая приняла неравный бой возле эстонского острова Вайндло и с гордо поднятым боевым флагом ушла на дно, за что именуется «подводным Балтийским Варягом».

Погибшую подлодку искала совместная экспедиция русских и финнов

НЕМЦЫ ПОДБИЛИ, А ФИННЫ ДОБИЛИ

К этой экспедиции мы готовились больше года, - продолжает Богданов. - Сначала мы пытались это сделать прошлым летом. Однако в то время, которое мы выделили на поисковые работы, начался шторм, из-за чего нам просто не удалось выйти в море. А в марте этого года мы познакомились с заместителем министра энергетики РФ Кириллом Молодцовым (он является инициатором создания военно-исторического музея, посвящённого подвигу «Балтийского Варяга»). Кирилл просто горел идеей довести поиски до конца. И мы совместно приняли решение найти эту лодку - у нас были координаты из финских архивов, тех точек, где бомбили «Щуку». Её тогда обнаружили немцы, а добивали, как потом выяснилось, финны. Там стояло два финских «охотника».

В эти майские праздники мы начали поиск. Причём, совместно с финской командой Subzone. Они наметили квадрат для поиска. За несколько дней до нашего приезда наши коллеги финны-поисковики вышли в море и начали обследовать район при помощи локатора бокового обзора. Часов через шесть, как это обычно бывает на последнем «вздохе», когда уже хотели в порт уходить, лодку обнаружили. Примечательно, что на следующий день мы уже планировали уходить в другой район - в северную часть этого квадрата. Судя по финским документам, очень много здесь непонятного - как именно в этом месте лодка оказалась? То ли финны тогда ошиблись с расчётами, то ли лодка смогла «отползти» туда. Но каким-то образом она оказалась не в тех координатах, в которых должна была быть, а в двух милях южнее.

После этого мы провели серию надводных поисков и погружений для того, чтобы отснять и идентифицировать Щ-408, потому что по внешнему виду она очень сходна с другой лодкой - Щ-406. То есть, их отличить невозможно, нет конструктивных отличий. Но это оказалась именно та подводная лодка, которую мы искали: у неё на корпусе есть следы попаданий боевых орудий, которые описаны в немецких и финских документах (там четко описано, что «попали в заднюю часть рубки» и т.д.). Мы смотрим - да, всё это есть. Подлодка сейчас стоит ровно на грунте, без мощных видимых разрушений. Все люки задраены. Не видно, чтобы лодка подорвалась на мине, как это было в подавляющем большинстве случаев во время тех боевых действий на Балтике. Появилась, конечно же, версия, что, может быть, ниже ватерлинии есть сильные разрушения, но выяснить это пока невозможно. Орудия на лодке - две 45-мм пушки повернуты в сторону левого борта и находятся в боевом положении. А на палубе лежат ящики со снарядами и, вероятно, личное оружие командира лодки Павла Семёновича Кузьмина - автомат ППШ. По уставу, во время ночного боя, командир должен был находиться на мостике. Он здесь и был и, судя по всему, погиб во время боя. Как установили военные историки, после 10 минут боя и переданной радиограммы о помощи, лодка совершила срочное погружение, и затем 2 суток экипаж боролся за жизнь.

Лодку обнаружили, когда уже все надежды были потеряны

СО ДНА РАЗРЕШИЛИ ВЗЯТЬ ТОЛЬКО ВОДУ

Затонувшая лодка сейчас находится в территориальных водах Республики Эстония. К месту, где она лежит, мы вышли в море с финнами на их корабле под их флагом, - рассказывает Константин Богданов. - Иначе бы нас просто не пустили. Спасибо им большое за помощь! Вся операция по погружению к лодке (это 72 метра) заняла около 4 часов. На дне мы находились около получаса, температура воды в это время не превышала 4 градусов тепла. Только сам подъём занял полтора часа.

По словам Богданова, ни корпус, ни какие-либо механизмы подлодки трогать было нельзя. «По законам Эстонии поисковики не имеют права не только что-либо зачищать на найденном под водой объекте, но и даже прикасаться к нему! - Продолжает командир экспедиции. - Можно было производить только фото- и видеосъёмки, зарисовки и визуальный анализ. Внук и сын героя-капитана корабля Павла Кузьмина очень просили нас поднять частичку грунта, но нам не разрешили даже этого. Только воду с места гибели лодки взяли… Также из-за этого мы не смогли установить памятную табличку с именами всех погибших моряков, как это полагается на могилах, ведь теперь, после находки «Щуки», она официально становится братской могилой для 40 героев-краснофлотцев. Но мы все надеемся, что в будущем, когда будет получено разрешение от властей Эстонии, всЁ это произойдет. А пока нам не удалось почистить даже стекла машинного телеграфа…

Когда спускались туда, было темно и холодно, и немного жутковато - чувство, что за тобой кто-то наблюдает, смотрит. Ведь это братская могила для 40 моряков. Это была не первая лодка, которую мы нашли. В рамках нашего проекта, с 2005 года таких подводных лодок уже 9 (первая была найдена в Болгарии). Но каждый раз, конечно, важно и приятно, увидев такое, сказать этим людям, которые там покоятся (как в фильме «Мы из будущего»), что война закончилась 9 мая 1945 года, что они погибли не зря и сегодняшние их потомки знают и помнят об их подвиге. Наверное, это то чувство, с которым каждый раз спускаешься к такой могиле».

Кроме того, Богданов подчеркнул, что с точки зрения подъёма каких-то вещей, да и самой лодки - наверное, это бессмысленно, потому что балтийская вода достаточно агрессивно относится к металлическим изделиям, в ней лучше сохраняется дерево. «Да и с моральной точки зрения лучше лодку не трогать. В Эстонии все подводные памятники находятся под охраной, и не думаю, что там могут совершить на этом месте какое-то кощунство. Даже нам, как исследователям, было предупреждение ничего не трогать - только снимать. И в первый день вокруг нас даже курсировал эстонский пограничный катер - смотрели за тем, чтобы все нормы законодательства выполнялись», - говорит Константин Богданов.

В ближайшее время российские дайверы собираются сделать соответствующий запрос на установление памятной таблички с именами погибших на подлодке. Если эстонцы разрешат, то, её установят. До этого времени эта табличка будет храниться в музеев Питере.

Ни одному из погибших на Щ-408 моряков ещё не присвоены награды. Обращение о вручении им наград уже было от музея в Министерство Обороны РФ, но до последнего момента там отвечали, что лодка не найдена, обстоятельства гибели неизвестны… «Теперь, когда «Щука» идентифицирована, к этому вопросу просто необходимо вернуться еще раз. Эти люди осознанно шли на смерть, но не сдались, - говорит Богданов. - Кроме того, над местом гибели Щ-408 3 мая православные священники провели панихиду по всем погибшим там морякам. В церемонии участвовали 52-летний внук и 78-летний сын погибшего командира корабля Павла Кузьмина. Мне кажется, что они были очень впечатлены, а вот что внутри пережили, не знаю. Я смотрел на них и понимал, что они наконец-то получили возможность впервые за 73 года положить цветы на могилу отца и деда».

Спустя 73 года души моряков были отпеты прямо над их братской могилой

СУРОВЫЕ ЭСТОНСКИЕ ПАРНИ

«Мой дед был командиром этой лодки с момента её «рождения», - рассказал внук погибшего командира «Щуки» Павел Кузьмин. - Когда был там, на месте гибели деда вместе со своим отцом, а ему уже 78 лет, мы даже не верили, что наконец-то нашли… Ведь столько времени прошло. И мы даже не ожидали, что такое может случиться. Потому что в СССР все это почему-то никому было не нужно. А здесь ребята действительно энтузиасты своего дела. Огромное им спасибо! Теперь мы, наконец, побывали конкретно над могилой моего деда и других погибших моряков. То есть, спустя столько лет мы смогли опустить венок, возложить цветы. Батюшки из Московской Патриархии освятили это место гибели, теперь она отпетая как православная. Отец всё это пережил спокойно, конечно, со слезами на глазах, хотя столько ведь времени уже прошло. Но вот, наконец, свершилось. В конце концов, по большому счету, сын нашёл отца, а я деда. А ведь у него ни одной советской награды-то и нет! В музее, который есть в Питере, попытались как-то поднять этот вопрос, кто живет на улице Подводника Кузьмина - и все говорят - да он же герой Советского союза! И не знают, что нет у него такого звания. Потому что это была провальная операция 1943 года. И тогда, в те времена, никто не афишировал, сколько людей было погублено. Всё скрывалось. Эти люди знали, что идут на смерть. Но не сдались. А пройти было нереально. Там не прошла ни одна лодка, пока Эстония не вышла из войны и не сняла «сеть». Если бы финны и эстонцы оставались до конца с немцами, мы бы так и не вышли в Балтику. Пять лодок было уничтожено».

На вопрос - сможет ли он приехать еще на место гибели подводной лодки, Павел Кузьмин ответил неоднозначно: «В следующий раз приехать на это место в частном порядке будет просто невозможно. Это место находится в 20 км от берега, нужно нанимать судно. А каждый выход - это много проблем с эстонской стороной. Когда мы венки привезли, положили их в воду и уже возвращались - прилетел самолет, облетал над нами, а на берегу нас уже ждала полиция. Не очень лояльно к нам относятся, увы, наши эстонские друзья. Они даже запретили финнам и кораблю спуск последний сделать, когда выяснилось, что с ними русские. Намекнули им корректно - нежелательно быть с русскими… А вот финны - молодцы, сделали всё что смогли. Помогали до тех пор, пока эстонцы не узнали, что с ними наши дайверы. В одну сторону завернули, к катеру подошли пограничники, посмотрели, что на борту. Если бы мы были одни без финнов - нас бы вообще не пустили в этот квадрат. Когда на следующий день мы собирались мемориальную доску установить на лодке, литургию священники отпеть, мы уже были без финнов - они извинились и сказали, что не могут - свои законы. Да, на конфликт они не пошли, так и сказали - «нам ещё здесь жить и работать» и ретировались. Но сделали 3Dмодель лодки и нам передадут её.

А когда мы уже возвращались в Россию, нас буквально «промариновали» на границе около 9 часов, несмотря, что моему отцу 78 лет. Лучше было вообще не говорить по какому поводу и зачем мы сюда приезжали».

Вот такой знак для установки на месте гибели экипажа подготовили поисковики

НАЙДЁТ ЛИ НАГРАДА ГЕРОЕВ?

Участники проекта «Поклон Кораблям Великой Победы» поддерживают инициативу о посмертном награждении всех членов экипажа легендарной подводной лодки Щ-408, чего до сегодняшнего времени не произошло.

По слова питерского историка Максима Пуслиса, командира корабля Павла Кузьмина представили к ордену Британской империи 5 степени в 1943 году. Это единственная награда, которую он получил. «Наше командование Балтийским флотом тогда так сочло нужным, - говорит Максим Пуслис. - У нас очень много подводников награждены. Было время, когда они нас награждали, а мы их. То, что сейчас нужно представить всех погибших моряков на этой лодке к награде - вопрос не такой простой, там ведь 5 лодок участвовали в боях. Если говорить о награждении хоть каком-то (я уже не говорю о «Герое Советского союза»), то, скорее всего, нужно ставить вопрос обо всех этих пяти лодках, ведь все они были в одинаковых условиях и четыре лодки погибли. Что касается конкретно Щ-408, то у нее есть высшая награда - улица в Питере имени Подводника Кузьмина, музей существует. Всё остальное юридически практически невозможно. Существует закон о госнаградах, который четко регламентирует - как награждаются в случае, если речь идет о посмертном награждении: только, если откроются совершенно новые неизвестные данные о совершенном подвиге. А в данном случае все известно - всё лежит в архивах. Но если с боевой точки зрения говорить - здесь моряки не выполнили боевую задачу, операция была провальной. А вот с морально-этической стороны они все достойны наград, чтобы об их подвиге знали. Мы с этим столкнулись в прошлом году, когда школа и наш музей обращались в Госдуму и Минобороны… Этих подводников нужно поминать всех, а не одну лодку. Думаю, что нужно для всех моряков учредить какой-то знак, и пока живы их родственники, это отметить. И если говорить - нужно говорить обо всех в равной степени. Никого не выделять. Все они выполняли одну и ту же задачу - по прорыву коммуникаций и выходу в Балтийское море. Ни одна лодка, к сожалению, не смогла это выполнить».

В ближайшее время у поисковиков стоят новые задачи - найти ещё две подводных лодки, которые находятся в российских водах финского залива.

«Мы хотим продолжить сотрудничество с финскими и эстонскими коллегами, - говорит Богданов. - И неважно сейчас, какая у кого политика - на уровне поисковых команд у нас существует абсолютное понимание. Все это гораздо важнее всякой политики. По братским могилам нельзя и невозможно провести границы. Память об этой войне жива. Неважно, что сейчас мы три разных государства. Мы собираемся, ставим себе цель, ищем корабли и увековечиваем память о погибших экипажах».


Авторы:

подводная лодка X-бис серии.

    Заложена 23 апреля 1939 года на заводе № 194 (им. Марти) в Ленинграде и 4 июня 1940 года спущена на воду. Начало Великой Отечественной войны подводная лодка встретила в составе учебной бригады ПЛ КБФ в Кронштадте. На корабле подходили к концу монтажные работы. Степень технической готовности субмарины составляла 80 – 82,7%. 10 сентября 1941 года «Щ-408» без проведения испытаний вступила в строй и 22 сентября вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

    26 сентября 1941 года при переходе из Кронштадта в Ленинград подводная лодка под командовнием старшего лейтенанта Н.В.Дьякова столкнулась в Морском канале с сетевым заградителем «Онега». В результате аварии на подводной лодке пробит прочный корпус, погнута тумба перископов. Субмарина была вынуждена вернуться на завод и встать на ремонт, а ее командиром стал капитан-лейтенант Кузьмин Павел Семенович .

    22 июня 1942 года, когда лодка стояла у стенки завода № 194, она вновь была повреждена в результате попадания двух снарядов. Через образовавшиеся пробоины внутрь корабля поступила вода. V отсек был затоплен. Второй снаряд нанес повреждения в надстройке. Кораблю снова потребовался ремонт.

    16 октября «Щ-408» перешла в Кронштадт. 25 октября у борта лодки взорвался 210-мм снаряд. Субмарина вновь получила 2 осколочные пробоины в прочном корпусе. 5 членов экипажа субмарины были ранены.

Штурман «Щ-408» старший лейтенант И.М. Орлов (слева) с неизвестным капитан-лейтенантом. Фото из архива А.А. Купина.

    В свой первый боевой поход лодка вышла только 7 мая 1943 года. 18 мая она покинула Лавенсари. При форсировании Нарген-Поркалаудского заграждения 19 мая «Щ-408» была обнаружена, обстреляна и повреждена немецким самолетом, а 22 мая она по масляному следу обнаружена и подверглась преследованию сил ПЛО противника в районе зарядки у острова Вайндло. К этому времени у преследователей был израсходован боезапас глубинных бомб, практически полностью потраченный на бомбежку «Щ-303» , поэтому десантные баржи из состава 1-й группы 24-й десантной флотилии ограничились сбросом 5 глубинок и легли в дрейф. Вскоре терпение немцев было вознаграждено; подлодка всплыла на поверхность. Оторваться от противника в надводном положении субмарине не удалось. В завязавшемся артиллерийском бою несколько 45-мм снарядов с «Щ-408» поразили баржу «F-188», в ответ немцы добились нескольких попаданий из 75-мм и 22-мм орудий в носовую часть подлодки. За те 10 минут, пока шел бой с «Щ-408» успели передать просьбу о помощи: «Атакован силами ПЛО, имею повреждения. Противник не дает заряжаться. Прошу выслать авиацию. Мое место Вайндло». Вылетевшие с Лавенсари на помощь подводной лодке восемь «И-16» и «И-153» были перехвачены истребителями противника и, потеряв две машины, вернулись на аэродром, не выполнив задачи. Так как это были последние самолеты на острове, командир базы не хотел ими рисковать. Только спустя 8 часов на помощь лодке командование ВВС КБФ выслало десять «Ла-5», но и они, потеряв две машины, не добились успеха.

    Вскоре подошедший к месту боя финский минзаг «Руотсинсалми» и сторожевой катер «VMV-6» поставили точку в драме «Щ-408». После сброса глубинных бомб на поверхности воды появились пятна масла и куски дерева. Противник проводил наблюдение за районом до 25 мая, после чего подводная лодка посчиталась уничтоженной и охота прекращена.

Виртуальный музей подводной лодки «Щ-408»

Подводная лодка «Щ-408» на дне. Фото Ивана Боровикова, 2016 г.

    22 апреля 2016 года остов «Щ-408» был обнаружен на дне примерно в 1,5 милях от той точки, которую пеленговали по береговым объектам финны, а 1-2 мая корпус подлодки был обследован участниками экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» . По предварительным данным подлодка практически не имеет повреждений, которые можно было бы связать с воздействием глубинных бомб. Корпус субмарины ушел в грунт по ватерлинию и все видимые повреждения относятся к артиллерийскому бою, об интенсивности которого свидетельствует оставленный на мостике ППШ. Все люки в закрытом состоянии, никто из экипажа не делал попыток спастись.

    Вместе с «Щ-408» погибло 40 человек . Именем командира подводной лодки П.С. Кузмина названа улица в Петербурге.

История Щ-408 – одна из самых трагических страниц подводного Балтийского флота.

В 1943 году немцы завершили формирование противолодочных рубежей в Финском заливе. Множество минных полей, противолодочная сеть с диаметром ячеи в 1 метр, полностью поперек перегораживающая Финский залив, сделали выход в открытую Балтику для советских подводных лодок практически невозможным. Тем не менее, боевые действия в открытой Балтике, нарушение снабжения Германии железной рудой были стратегически важны для победы, и командование Балтфлота приняло решение о попытке прорыва заградительных рубежей силами пяти лодок.

Первой ушла Щ-303, но встретив мощное сопротивление противника и столкнувшись с невозможностью выхода в открытое море, ее командир принял решение возвращаться. Из-за активных действий противолодочных сил немцев связаться с командованием он не мог, поэтому в штабе Балтфлота сочли лодку погибшей.

Второй лодкой, отправленной на форсирование Финского залива была Щ-408 под руководством Павла Кузьмина. Кузьмин успешно форсировал первую очередь противолодочных заграждений, но утечки масла или топлива из Щ-408 привели к тому, что лодку обнаружил финский самолет разведчик, кроме того в районе острова Вайндло Щ-408 практически пересеклась с возвращавшейся на базу Щ-303, которая вела у себя на хвосте силы противолодочной обороны противника.

Щ-408 начали преследовать три немецкие быстроходные баржи (БДБ), ранее преследовавшие Щ-303.

На лодке заканчивался заряд батарей, запасы воздуха. 22 мая 1943 года в 2:50 ночи Щ-408 всплыла в прямой видимости немецких БДБ и вступила с ними в артиллерийский бой. По описаниям немцев, они отмечали попадания в носовую часть лодки, а также в район кормового орудия. После попадания и взрыва прислуга орудия упала, поднявшиеся на место павших матросы продолжали сражение, добившись нескольких попаданий в БДБ. Всплытие командир Кузьмин использовал для передачи радиограммы на базу: «Атакован силами ПЛО, имею повреждения. Противник не дает заряжаться. Прошу помощи авиации. Мое место – Вайндло». После короткого, но жестокого десятиминутного боя подлодка вновь погрузилась, по сообщениям немцев – кормовой частью вниз.

Советская авиация так и не смогла прорваться к гибнущей лодке.

Немецкие БДБ вскоре сменили два финских противолодочных корабля: Риенлахти и Руотсинсалми, которые отработали по месту погружения лодки большим количеством глубинных бомб, после чего, в 04:50 отметили появление большого пузыря воздуха и обломков. Продолжавшееся еще несколько дней акустическое наблюдение за районом подтвердило гибель Щ-408 со всем экипажем.

На борту финских кораблей оказался фотокорреспондент, который фотографировал все происходящее. Фотографии, которые мы приводим – реальные, и относятся к событиям гибели Щ-408.

Состояние на дне: лодка лежит на глубине 72 метра практически на ровном киле с дифферентом на нос, корма заметно выше носовой части. Грунт – глина, лодка заилена практически по ватерлинию. Оба орудия лодки – в боевом положении: пробки вынуты, установлены оптические прицелы, орудия развернуты на левый борт, где и находились немецкие БДБ. Рядом лежат открытые снарядные ящики. Командирский перископ поднят, развернут влево (вероятно Кузьмин осматривал горизонт перед всплытием). Рубочный и аварийные люки закрыты, внутри ограждения рубки лежит пулемет ППШ. Видимых повреждений лодки немного – видны попадания 45-мм снарядов в рубку, помят и поврежден «плавник» рубки, отверстие от 75мм или 100мм снаряда приблизительно в том же месте, где лежит автомат ППШ и где должен был находиться командир Кузьмин во время боя. Видны также повреждения от глубинных бомб – согнутые леера, оторванная дверь ограждения рубки.

Судя по обнаруженному на дне, можно сделать несколько выводов:

  • Вероятно, командир лодки Павел Сергеевич Кузьмин погиб в ночном бою: отверстие от 75мм снаряда у предположительного места нахождения Кузьмина и оставленный ППШ (который скорее всего принадлежал ему) говорят именно об этом.
  • Повреждения, которые лодка получила в ночном бою не привели к ее гибели, впрочем как и повреждения глубинных бомб. Судя по положению лодки, экипаж пытался всплыть: продуты кормовые цистерны (корма приподнята, хотя лодка погружалась именно кормой вниз), но носовые цистерны, вероятно, были повреждены в бою, и плавучести и запасов сжатого воздуха нехватило, чтобы поднять лодку на поверхность.
  • пузыри, которые наблюдали финны – скорее всего результат попытки продува носовых цистерн и всплытия — экипаж лодки принял осознанное решение не покидать гибнущую субмарину (люки закрыты).

В дальнейшем, уже после экспедиции, при общении с коллегами из музея Щ-408 выяснилась еще одна чувствительная деталь. За год до своего первого (и последнего) похода Павел Кузьмин ездил в отпуск домой. Через 9 месяцев после отпуска у него родился сын, и перед походом он писал жене письмо с просьбой прислать ему фотографию сына. Ответное письмо с фотографией пришло на базу лодки 22 мая 1943 года, как раз в тот день, когда Павел Кузьмин принял свой первый и последний бой. Недоставленное письмо сослуживцы переслали обратно семье, и сейчас оно находится в музее лодки Щ-408, в Санкт-Петербурге.

Трагическая гибель Щ-408 произвела тяжелое впечатление на подводников Балтфлота. На словах командование обещало им всяческую поддержку и помощь при форсировании Финского залива, а на деле – не получилось спасти гибнущую практически в прямой видимости от советских баз Щ-408.

Три другие попытки прорыва противолодочных заграждений другими лодками в 1943 году закончились безуспешно: пропали без вести С-9 (найдена нами в 2013), С-12 и .

По результатам этих событий командование Балтийского флота прекратило попытки прорыва противолодочных заграждений до 1944 года.

В апреле-мае в результате совместной экспедиции РВК и финской команды SubZone при поддержке компании «Транснефть», клуба «Гардемарины» и музея Щ-408 лодка была найдена и идентифицирована, а также прояснены многие детали событий, происходивших в 1943 году. Подробнее — в нашем видеоотчете, а также в статьях на сайтах наших друзей.


История последнего похода и гибели подлодки Щ-408 стала одной из самых драматично-героических в истории операций Балтфлота в годы Великой Отечественной войны. Она погибла в мае 1943 года во время попытки прорыва на оперативный простор после боя с немецкими быстроходными баржами. Причем в деталях судьба подлодки стала известна только в мае 2016 года, после того, как она была обнаружена поисковой экспедицией «Разведывательно-водолазной команды». До этого момента была непонятна точная причина гибели лодки, а также установлено, почему она не находится на дне в тех координатах, которые указали финны после ее затопления.

Когда началась навигация 1943 года, выяснилось, что немцы даром времени не теряли. Финский залив был перегорожен противолодочной сетью с диаметром ячеек 1 метр. Кроме того, было поставлено множество минных полей. В результате выход на оперативный простор в Балтику стал для советских подлодок почти невозможным. Но перерезать снабжение Германии железной рудой из Скандинавии было очень важно, поэтому было принято решение попытаться прорвать заградительные рубежи пятью подлодками.

Сначала в поход ушла Щ-303, но она столкнулась с мощным противодействием немцев и израсходовав все запасы, ее командир принял решение возвращаться. Так как из-за постоянной борьбы с противолодочными силами немцев, он не выходил на связь, лодку посчитали погибшей и в поход пошла Щ-408, которой командовал Павел Кузьмин.

Щ-408 смогла пройти первую линию противолодочных заграждений, но потом из-за утечки масла или топлива ее заметили с финского самолета, а кроме того получилось так, что курсы возвращавшейся Щ-303 и шедшей вперед Щ-408 почти пересеклись около острова Вайндло. На хвосте у Щ-303 сидели противолодочные корабли немцев. В результате три быстроходные баржи начали преследовать Щ-408.

Преследование привело к тому, что на лодке заканчивался запас батарей и воздуха. В 2:50 ночи 22 мая 1943 года «Щука» всплыла в прямой видимости немецких кораблей и начала с ними артиллерийский бой. По отчетам немцев они попали в носовую часть лодки и около кормового орудия, причем после того, как он попали в район кормового орудия и его прислуга попадала, на место погибших встали другие матросы и продолжили бой, добившись попадания в немецкие корабли.

Командир Щ-408 Кузьмин, после подъема на поверхность, передал в штаб радиограмму:

«Атакован силами ПЛО, имею повреждения. Противник не дает заряжаться. Прошу помощи авиации. Мое место - Вайндло».

Но авиация на помощь не пришла, согласно отчетам, не смогла пробиться. А подлодка после десятиминутного жестокого боя, по сообщениям немцев погрузилась кормовой частью вниз.


Дальше немецкие быстроходные баржи сменили два финских противолодочных корабля, которые обработали место погружения большим количеством глубинных бомб. В 04:50 на поверхности воды появился большой пузырь воздуха и обломки. Щ-408 погибла, советское командование спасти гибнущую практически в прямой видимости лодку не смогло.

Далее были предприняты еще три попытки прорыва подлодками С-9, С-12 и Щ-406. Все подложки погибли с экипажами, найдены в 2013 и 2017 году. После этого попытки прорыва заграждения в Финском заливе в навигацию 1943 года были прекращены.

В 2016 году Щ-408 нашли на глубине 72 метра. Лодка лежит на дне почти на ровном киле, с приподнятой кормой, оба орудия находятся в боевом положении, развернуты на левый борт, где как раз находились немецкие корабли. Командирский перископ остался в поднятом состоянии, рубочный и аварийные люки закрыты, в рубке лежит ППШ. Повреждений от обстрела немного, есть попадания в рубку, в том месте, где должен был находиться командир. Также заметны повреждения от глубинных бомб.

Судя по обнаруженному водолазами, командир подлодки погиб во время ночного боя, об этом говорит отверстие от снаряда и оставленный ППШ.


Кроме того, судя по всему подлодка не получила критических повреждений от обстрела и глубинных бомб. Более того экипаж, по всей видимости, пытался всплыть, так как кормовые цистерны продуты, а корма приподнята, хотя по описанию немцев, подлодка пошла на погружение кормой вниз. Но носовые цистерны, скорее всего, были повреждены в ходе боя, поэтому запасов сжатого воздуха и плавучести для подъема на поверхность не хватило. А те пузыри, которые видели финны, скорее всего, были попыткой продуть носовые цистерны и всплыть. Но воздуха не хватило.

Публикации по теме