Петра иордания чудо света история. Петра иордания

В самые «жаркие» дни, например в пятницу или праздник, Петра принимает до 3000 посетителей. В обычный день - 1500 человек. Если туристов меньше 1000, день считается тихим. Так что постарайтесь не приезжать в пятницу или выходной, если не любите толпы. Однако, надо сказать, город столь велик, что вы всегда найдете малолюдное место.

Сколько времени здесь провести

В деревне Вади-Муса, обслуживающей Петру, - не больше 1200 спальных мест, поэтому многие приезжают на однодневную экскурсию из Акабы или Аммана. Для обстоятельного осмотра имеет смысл провести в городе хотя бы две ночи, а еще лучше - три, чтобы посвятить два дня целиком осмотру города.

Как добраться

Петра находится в 260 км от Аммана, поездка туда занимает 3,5 часа по Пустынному хайвею и 6 часов - по Королевскому хайвею. Дневные экскурсии на автобусе компании JETT отправляются в 6.00 (зимой в 6.30) и возвращаются в 15.30 (зимой в 15.00) . В стоимость билета входит обед в Петре; входной билет оплачивается отдельно.

Панорама Петры

Входной билет

Учтите, что цены на посещение взлетели до астрономических высот: в феврале 2007 г. однодневный билет стоил 21 динар, двухдневный - 26, а трехдневный - 31 динар. Дети до 15 лет проходят бесплатно. В конце 1980-х годов входной билет стоил всего 1 динар. Въезд на лошади обойдется вам дополнительно в 7 динаров, а на автомобиле - в 20 динаров.

Туристы на верблюдах

Подготовка к посещению

Прежде всего, вы должны находиться в хорошей физической форме, чтобы быть в состоянии осмотреть все, что может предложить город: вам предстоит много ходить, подниматься по неровным дорожкам и неудобной поверхности. Кроме того, очень важна обувь. Она должна быть удобной и способной вынести длительное соприкосновение с необработанной поверхностью.

Следующая не менее важная вещь - защита от солнца. Наденьте свободную, не прилегающую к телу одежду, головной убор, запаситесь солнцезащитным кремом. Вам также понадобится вода. Возьмите с собой маленькую бутылочку во избежание обезвоживания. Из еды - что-нибудь небольшое и не тающее, вроде орехов или хлопьев.

Наплыв туристов

Сервис

Сегодня в городе нет недостатка в киосках с прохладительными напитками; есть несколько хороших ресторанов, сосредоточенных в районе Каср Аль-Бинт, в часе ходьбы от входа. Однако цены там довольно высокие, так что, возможно, вы предпочтете взять с собой не слишком тяжелую еду. Туалетов здесь немного, и все они находятся в ресторанах.

Фотосъемки

Не забудьте взять с собой фотоаппарат, ведь Петра - одно из самых фотогеничных мест в мире. При съемке важно учесть угол падения солнечных лучей. Солнце освещает фасад Сокровищницы с 9.00 до 10.00 зимой и с 8.30 до 9.30 летом. Что же касается второго монументального фасада, Ад-Дейр, солнце не попадает на него до 14.00.

Петра: от входа по Сику

Баб-ас-Сик (Ворота в Сик)

Пройдя через входные ворота, в течение первых 15-20 минут вы будете идти по широкой, открытой долине. Первые достопримечательности, которые вы здесь увидите, - надгробия джиннов (джинны - персонажи арабского фольклора, аналогичные нашим призракам или духам) . Это группа из трех отдельно стоящих каменных кубов справа от дороги. Считается, что это надгробия. Самый большой блок украшен глубокой резьбой в виде орнамента из «вороньих следов» - распространенный набатейский рисунок и фирменный знак Петры.

Обелиск в скале

Продолжая двигаться по главной тропе, вы придете к обелиску, вырезанному в скале, слева от вас. Он относится к I в. н. э., периоду правления последних набатейских королей, и демонстрирует следы самых разнообразных влияний - египетского в обелисках, напоминающих пирамиды, и классического в колоннах, фронтонах и нишах для статуй. На самом деле это две гробницы одна на другой: верхняя с четырьмя обелисками и нижняя в форме триклиния с вырубленными в скале скамьями с трех сторон.

Сик

Узкое ущелье

После того как тропа сделает последний изгиб вправо по долине, вы подойдете непосредственно к Сику, поднявшись по небольшому склону дамбы, а затем спустившись на уровень ущелья. Эта дамба была построена для того, чтобы обозначить и обезопасить вход в Сик, после того как в 1963 г. здесь в паводок утонула группа туристов.

Во времена набатеев Сик был по всей длине вымощен известняком - от этой «мостовой» сегодня остались лишь фрагменты. В самой узкой части ширина Сика всего 2 м, отчего возвышающиеся по обеим его сторонам 100-метровые скалы выглядят еще более впечатляюще. Цвета скал здесь в основном красно-коричневые; время, ветер и дождь привели к эрозии и придали им причудливые формы. Во многих местах можно увидеть фрагменты каменных лестниц, ведущих к заброшенным святилищам, спрятанным в скалах.

Дамба

Системы водоснабжения

Сооружая дамбу у входа в Сик, строители обнаружили следы древней набатейской дамбы и водоканалов; им удалось в какой-то степени «опереться» на эти сооружения при возведении новых. Очевидно, набатейцы также хотели использовать Сик как круглогодичный вход в город, для чего необходимо было обезопасить его от зимних паводков. Они также изобрели работоспособную систему водоснабжения: вода поступала по каналам, выбитым в скалах по обе стороны от Сика, - эти каналы можно увидеть и сейчас, в частности слева, на высоте человеческого роста. А справа сохранилось несколько керамических труб.

Петра: от сокровищницы до высокого жертвенника

Сокровищница (Аль-Хазне)

Прогулка по Сику займет почти полчаса, но обычно она кажется дольше из-за многочисленных изгибов и поворотов тропы, а также потому, что вы редко увидите перед собой больше 20 м пути. Тем лучше вам запомнится момент, когда перед вами внезапно предстанет ярко освещенный фасад Сокровищницы в конце темного ущелья.

Бедуины называют Сокровищницу «Аль-Джерра» («Урна») - над ее портиком высится 4-метровая урна. Местное поверье гласит, что в этой урне хранятся сокровища фараонов. Урна - наименее сохранившаяся деталь фасада; она испещрена следами винтовочных выстрелов - варварских попыток разрушить ее и извлечь сокровища.

На самом деле, так же как и весь памятник, урна высечена в скале. Скрытое расположение Сокровищницы позволило сохраниться другим архитектурным элементам фасада - декоративным фризам и статуям.

Изначальное назначение здания и дата его строительства долгое время оставались тайной. Некоторые ученые относили его к I в. до н. э., другие - к I-II вв. н. э. Однако современные ученые склоняются к мнению, что оно было возведено во времена правления Аретаса IV, умершего в 40 г. н. э. Есть мнение, что это было святилище Тихе (Исиды) , богини, изображенной в центре фронтона с рогом изобилия в руках. По другой версии, это надгробие царя.



Большинство ученых убеждены, что в возведении Сокровищницы принимали участие иностранные рабочие и архитекторы - иначе невозможно объяснить сочетание столь разнообразных элементов в набатейском дизайне. Колонны и капители - коринфские, огромные обелиски - египетские, а статуя Тихе (Исиды) явно носит следы александрийского влияния (Петра активно торговала с Александрией) . На фасаде здания можно увидеть фигуры крылатых сфинксов, льва, пантеры, змей и танцующих амазонок. По контрасту, интерьер очень прост, чтобы не сказать, аскетичен.



В 200 м от Сокровищницы вы увидите указатель, следуя которому, придете к этому удивительному памятнику. Крутой подъем по ступеням, выбитым в скале, и проход по коридору займут около 35 минут; впечатляющий переход в иной мир - полный тишины и удаленный от сердца Петры. Вы словно участвуете в ритуальном шествии - и действительно, тем же путем когда-то шли жрецы, ведя процессии к месту жертвоприношения. Два 7-метровых обелиска отмечают вход в это святилище, расположенное за разрушенной крепостью. На вершине песчаниковой горы - алтарь; к нему ведут ступени, от него отходят желоба для стока крови жертвенных животных.

Ничего конкретного о церемониях, проводившихся здесь, неизвестно, но вид с алтаря открывается потрясающий - можно разглядеть даже крошечную гробницу Аарона на горе Джебель-Гарун (гора Аарона) , почитаемую мусульманами и посещаемую христианскими паломниками.


Петра: от театра к Ад-Дейру

Театр

В 300 м слева от Сика находится театр. Несмотря на то что здание сильно повреждено эрозией, оно все еще впечатляет своими размерами и удивляет масштабами работы, которая потребовалась для того, чтобы высечь в скальной породе 40 рядов сидений. Так же как Сокровищница, он был возведен во времена Аретаса IV (I в. н. э.) . Позже он был перестроен римлянами, захватившими Петру в 106 г., но вся работа каменщиков пошла насмарку вследствие страшного землетрясения 363 г. Театр вмещал около 8000 зрителей.

Каср Аль-Бинт (Дворец Девы)

Этот храм, доминирующий в Нижнем городе, - важнейший набатейский храм Петры. Он был построен в I в. до н. э. «Дева», которой он посвящен, предположительно была дочерью фараона, жившей в храме, но страдавшей от недостатка воды. Она объявила, что выйдет замуж за человека, который обеспечит водоснабжение дворца. Вероятно, такой умелец нашелся, потому что при раскопках были обнаружены выбитые в камне каналы и водосток у подножия дворца.


Импозантный фасад сложен из блоков песчаника; его высота местами достигает 25 м. В центре храма находится святая святых, где раньше стояла статуя божества. Бюсты людей, стоявшие в нишах, были уничтожены в пылу борьбы с язычеством. Во времена римлян храм пришел в запустение, в византийский период и Средние века здесь были жилые помещения и конюшни.

Ад-Дейр (Монастырь)

Подъем к Ад-Дейру - для многих самая запоминающаяся часть прогулки по Петре. Вокруг открываются великолепные панорамные виды. В течение двух с половиной часов вы совершаете шествие по кругу от Каср Аль-Бинта мимо гробницы Львиного Триклиния, скального святилища (Каттар-ад-Дейр) и раннехристианского эрмитажа.


Неожиданно вы оказываетесь на краю огромной открытой песчаной террасы, а справа от вас возвышается колоссальный скальный фасад Ад-Дейра, при виде которого вы чувствуете себя пигмеем. Его высота 45 м, ширина - 50 м. Это самый большой монумент Петры. Высота урны наверху фасада - 10 м. Название «Монастырь» происходит от множества крестов, вырезанных на задней стене, что позволяет предположить, что это сооружение использовалось первыми христианами в IV в., привлеченными его уединенным расположением.

Первоначально это, скорее всего, был набатейский храм, однако некоторые ученые склонны считать это недостроенной гробницей одного из набатейских царей (о том, что гробница не достроена, свидетельствует отсутствие в нишах каких-либо статуй или иных украшений) . Так же как Сокровищница, это здание датируется I в. н. э. Оно выдержано в том же стиле, хотя камень, использованный для Ад-Дейра, более желтый, а его линии более смелые и внушительные. Покорители вершин не смогут отказать себе в удовольствии взобраться к урне по полуразрушенным ступеням слева от фасада.

Гробницы Петры

В окрестностях Петры было обнаружено около 107 гробниц со скамьями внутри, и ученые предполагают, что некоторые из них использовались не только в специфических, но и в утилитарных целях - там ели и даже спали.

Гробницы Петры

Скрытые уголки Петры

Несмотря на то что Петру ежедневно посещают 1500 туристов, на ее территории, занимающей 200 км², есть много уголков, где вам гарантировано уединение. Ниже мы расскажем о некоторых из них.

Аль-Мадрас

Если вы приедете в Петру поздно вечером и у вас останется несколько часов светового дня, эта экскурсия к святилищу Аль-Мадраса станет идеальным и нестандартным выбором.


Купите двухдневный входной билет, чтобы иметь возможность попасть в город на следующее утро. Тропа в Аль-Мадрас уходит влево, не доходя Сика - там, где основная дорога уходит вправо. Здесь есть указатель, и тропа начинается сразу за ним, огибает невысокую каменную стену и косо уходит на юго-запад, к группе скалистых утесов. Пройдя через лесок и затем мимо каменных пирамид, вы выйдете к высеченной в камне лестнице, разбитой, но широкой. За 10 минут вы преодолеете несколько ее пролетов и подойдете к поросшему травой святилищу с каменными надгробиями, цистернами, нишами и лестницами, ведущими еще выше - к двум бассейнам и жертвеннику, или «высокому месту», как его называют в Петре. Со всех сторон отсюда открываются великолепные виды, особенно на закате.

Джебель-Гарун и Сабра

Сабра - это отдельно стоящий набатейский пригород Петры, в нем есть даже собственный театр. За два часа можно добраться сюда от Каср Аль-Бинт, расположенного на территории Петры, пешком или на лошади. Пейзажи, которыми вы сможете полюбоваться по дороге, прекрасны - вы минуете несколько вади и горных вершин, в том числе Джебель-Гарун с его белым святилищем и гробницей первосвященника Аарона на вершине высотой 1396 м.


Чтобы взобраться туда от Каср Аль-Бинт, понадобится два часа, но дорога здесь непростая, лучше взять проводника. Весь путь, кроме последних 20 минут, можно проделать на лошади.

Сама гробница была восстановлена султаном мамлюков Каль-Ауном в XIII в., а до тех пор там жили монахи Греческой православной церкви. Сейчас она закрыта и до сих пор почитаема как священная усыпальница мусульманами и христианами. Рассказ о смерти Аарона содержится в Библии (Числа, 20:23-29) .

Эта экскурсия рассчитана на целый день; вам понадобится проводник. Необходимо также запастись водой и едой.

Эту экскурсию вы также можете совершить на собственном транспорте, если прибыли в Петру слишком поздно для осмотра основных достопримечательностей, но пара часов дневного времени у вас еще осталась. Малая Петра (известная также как Сик-эль-Баред) - хорошее «введение» в Петру, это как бы ее миниатюрный пригород, который большинство туристов не посещают. Бетонная дорога оснащена указателями с самого начала подъема - от Вади-Муса; ее протяженность - 10 км к северу. Через 2 км дорога начинает идти в гору; взгляните налево, на разрушенные останки Аль-Вуайра, главного замка крестоносцев Петры. Он был построен в XII в., и крестоносцы назвали его Le Vaux Moise, что означает «Долина Моисея» (по-арабски - «Вади Мусса») .


Бетонное покрытие заканчивается у железных ворот - это вход в Малую Петру; ворота впечатляют своей компактностью - три узких прохода ведут в три ущелья. Везде видны следы набатейской системы водоснабжения и ступени, которые приведут вас к таинственным жертвенникам. В конце третьего ущелья по последней лестнице вы пройдете на открытую террасу и далее - к примыкающей долине. Это необычное соединение между собой всех трех долин с помощью лестничных пролетов и сети тропинок, несомненно, удивит вас. Открыто: в течение светового дня. Вход свободный.

От Каср Аль-Бинт, расположенного на территории Петры, можно совершить дерзкий и непростой бросок на Умм-аль-Биара, высокий скальный массив, доминирующий над всей долиной Петры. Немногие туристы отваживаются на это, и лучше взять местного проводника, так как подъем сложный. Просто договоритесь с мальчиком из обслуги - он будет только рад помочь вам за небольшую плату.


На обратный путь в Каср Аль-Бинт уйдет три часа и полчаса - на осмотр вершины.

Часть пути вы будете подниматься по потрясающей каменной лестнице, лучшей в Петре, испытав все чувства участника ритуальной процессии: лестница зигзагообразна. Выше она заблокирована упавшими скалами, и оставшуюся часть подъема вам придется преодолевать, карабкаясь на четвереньках по крутым узким тропинкам. На удивительно широкой вершине вас ждут развалины поселения эдомитов - коренных жителей Петры, - датируемого VII в. до н. э., обнаруженные при раскопках 1960 г. британскими археологами - еду и воду им доставляли на вертолетах. С крайней западной точки вершины открывается прекрасный вид на Вади-Араба и Джебель-Гарун - лучший вулканический пейзаж, который вы когда-либо видели.

Заповедник Вади-Муджиб


Этот заповедник, занимающий территорию 212 км² между Королевским хайвеем и Мертвым морем, предоставляет возможности для пеших походов, в том числе лучший приключенческий маршрут в Иордании - 36-километровый двухдневный поход вдоль р. Муджиб. Заявки на участие во всех походах нужно присылать заранее в Королевское общество охраны природы (www.rscn.org.jo) . Вход и въезд в заповедник без предварительной договоренности запрещен.

Разнообразие флоры и фауны в этих заповедных местах поражает. Здесь живут редкий сирийский волк, лисица Бланфорда, египетский мангуст, пятнистая гиена, каракал и множество видов змей, в том числе ядовитая пустынная кобра и гадюка. Есть в заповеднике огороженные территории для находящихся под угрозой вымирания нубийских ибисов - несколько особей уже выпущены на свободу. Здесь можно полюбоваться самым девственным в Иордании пейзажем вади и получить незабываемые впечатления. Можно - с предварительного разрешения администрации - раскинуть палаточный лагерь и пожить несколько дней.

Заповедник Вади-Муджиб

Короткая прогулка по Петре

Эта прогулка по основным достопримечательностям Петры рассчитана на целый день, если гулять не спеша, часто останавливаясь для отдыха. Если физическая нагрузка слишком тяжела для вас, воспользуйтесь конным экипажем или возьмите лошадь напрокат. Таким образом можно добраться до Сокровищницы, а потом на ослике доехать до Ад-Дейра. Молодые люди, предлагающие услуги «гужевого транспорта», встретятся вам в изобилии.

Протяженность прогулки - 6 км. Лучшее время для ее начала - 8.30 утра. Возвращение из последнего пункта - Ад-Дейра - с многочисленными остановками займет 2-3 часа, так что вернетесь к входу не позже 6 вечера.

Спуститесь от отеля к туристическому центру, за которым расположена билетная касса; здесь надо купить дневной билет, который предъявляется при входе в Петру.


Надгробия джиннов и обелиск (Djinn Blocks and Obelisk Tomb)

После легкой 10-минутной прогулки вниз по склону вы придете к трем гигантским каменным глыбам (слева) - эти странные полые многоэтажные сооружения служили надгробиями. Чуть дальше слева вы увидите высеченный в скале обелиск - первый образец сооружений, которые в изобилии встречаются в городе.

Сик (Siq)

По этому узкому ущелью стоит пройти не спеша - тут есть на что посмотреть. Уделите полчаса осмотру руин водопровода и разноцветных скал.

Выход из ущелья расположен напротив Сокровищницы.

Сокровищница (Treasury)

Это самая известная из достопримечательностей Петры. Фасад Сокровищницы производит ошеломительное впечатление. Если хотите сделать лучшие снимки, сюда стоит прийти между 9 и 10 утра. Идите по главной извивающейся широкой тропе, ведущей к Театру (слева) .

Театр (Theatre)

Здание высечено в скале, цвета поразительны, а акустика до сих пор великолепна, что вам продемонстрируют многочисленные группы туристов.

Продолжайте двигаться по главной тропе - она заканчивается у входа в Нижний город; здесь вы найдете несколько ресторанов.

Нижний город (Lower Town)

Здесь можно осмотреть ряд интересных зданий; обратите внимание на Каср Аль-Бинт. Осмотрев все, что сочтете нужным, отдохните и пообедайте в каком-нибудь ресторане.

От моста через вади, недалеко от ресторана «Basin», узкая скалистая тропинка ведет вправо, она поднимается, извиваясь, к Ад-Дейру; послеполуденное солнце выгодно освещает его фасад.

Ад-Дейр (Ad-Deir)

Этот монастырь - вторая по значимости достопримечательность Петры.

Поверните обратно к Нижнему городу и возвращайтесь мимо Театра и Сокровищницы; снова войдите в Сик и вернитесь к воротам, через которые вы входили в город.

Ад-Дейр

Долгая прогулка по Петре

Прогулка охватывает максимально возможное число достопримечательностей, которое можно осмотреть за день, особенно в случае, если вы решите проделать весь путь по Сику пешком. Это прекрасное «введение» в Петру, в том числе и два долгих подъема: один - утром, второй - после полудня. Маршрут рассчитан на хороший уровень физической подготовки, и на нем меньше остановок для отдыха, чем на коротком маршруте.

Общая протяженность прогулки - около 9 км. Идеальное время выхода - не позже 8 часов утра, тогда вы вернетесь около 6 вечера.

Идите по дорожке от входа 700 м, пока не увидите маленькую тропинку, сворачивающую налево, за обелиском, но не доходя дамбы. Она ведет вверх, в Аль-Мадрас. Ее длина 400 м.

Аль-Мадрас (Al-Madras)

Этот крюк и подъем по нескольким лестничным пролетам, выбитым в скале, стоит сделать, чтобы увидеть место совершения древних культов.

Вернитесь на основную тропу и двигайтесь по ней дальше, к Сику.


Сик (Siq)

Чтобы медленно пройти по Сику, потребуется около 25 минут. За это время вы сможете осмотреть его и насладиться уникальным ощущением, которое испытаете, когда ущелье сузится.

Сик выведет вас прямо к Сокровищнице.

Сокровищница (Treasury)

Потрясающий фасад этого здания - самое знаменитое, что есть в Петре. Здесь стоит задержаться, помня при этом, что лучшее освещение - между 9 и 10 утра. В 200 м за Сокровищницей вы увидите указатель «налево»: по истертым каменным ступеням вы поднимитесь к Высокому жертвеннику.


Высокий жертвенник (High Place of Sacrifice)

«Церемониальный подъем» займет около 35 минут. Перед вами два обелиска, над которыми расположены алтарь и собственно жертвенник, оборудованный на вершине скалы.

Вернитесь к обелискам и идите, не сворачивая, по маленькой тропинке вперед, влево, к театру. Тропинка приведет вас к лестнице, ведущей вниз, к узкому каменному коридору, мимо фонтана со львом, к Вади-Фараза.

Вади-Фараза

Вади-Фараза (Wadi Farasa)

У подножия лестницы вы увидите Садовое надгробие с прекрасным классическим фасадом. Лестница справа от него ведет к огромной цистерне. Ниже находятся еще несколько надгробий, выбитых в скале. Отсюда вам придется 30 минут идти под палящим солнцем на север, к Нижнему городу и самому интересному зданию - Каср Аль-Бинт.

Нижний город

Нижний город (Lower Town)

Здесь вы можете отдохнуть и пообедать в одном из ресторанов, наслаждаясь видом окрестностей. От моста через вади за рестораном «Basin» идите по маленькой скалистой тропинке, вьющейся вверх по склону, направо. Примерно через час вы придете ко второму замечательному монументу Петры.

Ад-Аейр (Ad Deir)

Этот великолепный фасад смотрит на запад, поэтому его лучше созерцать при послеполуденном солнце. Те, кто еще не устал от подъемов, могут подняться направо, к центральной урне, начав подъем со скал по левую сторону от фасада.

Вернитесь той же дорогой в Нижний город, мимо колоннад Кардо Максимус, осматривая другие монументальные фасады по дороге к Сокровищнице. Вернитесь к воротам по Сику пешком или воспользуйтесь «гужевым транспортом».

История Петры


Кочевые племена набатеев двинулись из Северной Аравии на север, в страну, обозначенную в Библии как Эдом, в начале VI в. до н.э., постепенно вытесняя коренное эдомитское население. Они проявили себя как могущественная и независимая сила к IV в. до н. э. К тому времени их базой стала Петра. Ее привлекательность была очевидна: естественная защищенность, безопасное водоснабжение, плодородные земли, благоприятные для земледелия и скотоводства, - и все это в дополнение к стратегически выгодному расположению на пересечении торговых путей, по которым шли караваны с шелком и специями на север и восток. Название «набатеи» произошло от арабского корня «набат», означающего «сердце», «средоточие».


Набатейские боги

Они принесли с собой с Аравийского полуострова свой языческий культ. Их основными богами были бог Душара и богиня Аль-Узза. Она была богиней плодородия, покровительницей караванов и воплощением утренней звезды, а он, чье имя буквально переводилось как «из Шарры», носил имя гор Шарра в районе Петры. В Ветхом Завете эти горы называются Сеир, и одно из имен Иеговы - «Открывшийся в Сеире» (Второзаконие) - позволяет предположить идентичность этих богов. Греки позже уподобили Аушара Дионису. Многочисленных идолов Душары и Аль-Уззы можно встретить в Петре повсюду в виде каменных блоков или обелисков.

Набатейский темперамент

Современники характеризовали набатейцев как людей миролюбивых и трудолюбивых. В классических трудах Страбона, историка I в. до н. э., описываются мирные, усердные люди, чьи города не обнесены стенами. Если на них нападали, они предпочитали тактические, а не военные решения, подкупая агрессоров ценными подарками.

Эта тактика имела успех у греков и римлян, и в продолжение всей бурной истории региона набатейцам удалось остаться в большой степени независимыми. Когда в 106 г. умер последний набатейский король, Петра вошла в состав римской провинции Аравия и стала ее столицей.

При римлянах и после них

Римляне вошли в город и перестроили его, проложив главную улицу, выстроив вдоль нее колоннаду, возведя храмы и термы. Начиная со II в. до н. э. «полномочия» Петры как города, лежащего на пересечении основных караванных путей, перешли к римской Пальмире, так как караванные пути изменили направление и протянулись дальше на север. Соответственно богатства перестали притекать сюда. Здесь рано воцарилось христианство, вследствие чего к IV в. н. э. в Петре уже был свой епископ, а одна из набатейских гробниц была превращена в церковь.

Население сократилось в последующие несколько столетий; до XII в., когда здесь ненадолго остановились крестоносцы, о Петре вообще ничего не было слышно. Крестоносцы построили здесь два замка. До XIX в. город был предан забвению и воспринимался образованными европейцами как мифический город сказочных богатств, нечто вроде Атлантиды. Он был «открыт» в 1812 г. молодым англо-швейцарским исследователем Иоганном Людвигом Буркхардтом (1784-1817) , который, притворившись мусульманином, вошел в город под предлогом принести жертву Аарону. Так и случилось, что Буркхардт стал первым европейцем, увидевшим через шесть веков фасад Сокровищницы.

Совсем не удивительно, что в список новых семи чудес света попал древнейший город Петра, являющийся главной , которой по праву гордится Иордания. Уникальная особенность Петры в том, что город полностью высечен в скалах, такое зрелище поражает и захватывает дух. Кстати, и название этого уникального местечка на планете переводится как «камень».

История Петры

Древнейший город Петра в Иордании насчитывает более 2000 лет своего существования, а некоторые источники свидетельствуют даже о 4000 лет. История Петры в Иордании началась с эдомитян, которые на основе этих скал соорудили небольшую крепость. Потом город стал столицей Набатейского царства и оставался ею до 106 года н.э. После необычные скалистые укрепления перешли во владения римлян, затем византийцев, арабов и в XII веке стали добычей крестоносцев. С XVI до начала XIX века Петра оставалась пустой, никто не знал, где находится каменный город, окутанный тайнами и легендами. Только в 1812 году комплекс Петра в Иордании был найден путешественником из Швейцарии Иоганном Людвигом Буркхардтом. С тех пор вот уже 200 лет туристы со всего мира не перестают восхищаться этим великолепным наследием древности.

Современная Петра

Интересен тот факт, что на протяжении всей своей истории город Петра в Иордании застраивался разными «хозяевами», но до сегодняшнего дня сохранились только самые древние постройки, возникшие до VI века н.э. Так что современная Петра представляет собой реальный облик древней Петры. Попасть в город можно по единственному и крайне экзотичному пути – километровому ущелью Сик, бывшему когда-то руслом горного потока. По всему маршруту входа в город встречаются алтари, древние скульптуры и необычные цветные пески. Выход из ущелья приводит прямо к величественному фасаду Эль-Хазне – храму-дворцу, который называют Сокровищницей, ведь по легенде там хранятся богатства, до сих пор никем не найденные. Поразительно, но фасад храма Петры в Иордании, высеченный 20 веков назад, сегодня остается нетронутым временем.

Достопримечательности Петры

Песчаные горы Петры в Иордании хранят в себе около 800 достопримечательностей, при этом ученые утверждают, что Петра изучена лишь на 15%, и большинство ее загадок никогда не удастся разгадать. Набатейские руины Петры в Иордании простираются на несколько километров, их невозможно обойти за один день. Даже билеты здесь продаются сразу на три дня, чтобы туристы могли успеть все рассмотреть.

  1. Храм Эль-Хазне , упомянутый выше, так и не раскрыл исследователям тайну своего предназначения. Одни считают, что это храм Исиды, другие говорят, что это гробница одного из правителей Набатейского царства. Но самый главный вопрос историков – как вообще можно было создать такое сооружение, если и сегодня это представляется мало возможным.
  2. Амфитеатр Петры, вырубленный в скале, может вместить 6000 человек. Предположительно, строительство амфитеатра начали набатейцы, но такой размах придали ему римляне, достроившие это сооружение до столь величественных размеров.
  3. Эд-Дейр – другое удивительное сооружение храмового комплекса Петра в Иордании. Это монастырь, возвышающийся на 45 метров на вершине утеса и в ширину занимающий 50 метров. Вероятно, Эд-Дейр был христианской церковью, о чем говорят высеченные на стенах кресты.
  4. Храм крылатых львов – комплекс, вход в который охраняют статуи крылатых львов. Будучи большей частью разрушенным он все равно привлекает своими колоннами и тем, что в его раскопках обнаруживается немало содержательных артефактов.
  5. Храм Душары или Дворец дочери фараон а – отдельно стоящее здание, которое сохранилось, в отличие от многих разрушенных. Сегодня оно отреставрировано и впечатляет своими 22-метровыми стенами, выстроенными на резной платформе.

Пишет Михаил Нефедов: Уверен, что если вас спросить какое из чудес света вы видели, то 10% опрошенных ответят, что пирамиды в Египетском Каире, но мало кто бывал тут и видел это:

Даже представители туристической отрасли в США ошибочно отписали его Израилю, хотя на самом деле оно находится в Иордании.

Новых чудес света тоже семь, если интересно вот вам полный список:

1. Колизей в Риме, Италия
2. Великая китайская стена в Азии, Китай
3. Мачу-Пикчу в Южной Америке, Перу
4. Петра в Иордании
5. Тадж-Махал в Азии, Индия
6. Статуя Христа-Искупителя в Южной Америке, Рио-де-Жанейро, Бразилия
7. Чичен-Ица в Америке, Юкатан, Мексика

Сегодня буду рассказывать именно про Петру.

Ещё до поездки меня мучил вопрос, почему на всех фотографиях знаменитый скальный храм-мавзолей, "Казна" или "Сокровищница фараона", как называют её арабы, изображена криво. Так вот понять это мне удалось только побывав там лично.

Но начну с самого начала:

Петра - древний город, столица Идумеи (Едома), позже столица Набатейского царства. Расположен на территории современной Иордании, на высоте более 900 м над уровнем моря и 660 м над окружающей местностью, долиной Аравы, в узком каньоне Сик (англ.).

Вход для туристов 50 JOD (Иорданских динар), в рублях это чуть меньше 5 тыс.

Передвигаться по Петре можно несколькими способами, самый дешёвый - пешком. Гужевой транспорт влетит в копеечку, но если лень ходить, позвоните вот этому парню.

И он организует вам телегу.

Петра располагалась на перекрёстке двух важнейших торговых путей: один соединял Красное море с Дамаском, другой - Персидский залив с Газой у побережья Средиземного моря. Отправлявшимся от Персидского залива караванам, навьюченным драгоценными пряностями, неделями приходилось мужественно переносить суровые условия Аравийской пустыни, пока они не достигали прохлады узкого каньона Сик, ведущего в долгожданную Петру. Там путешественники находили пищу, кров и прохладную живительную воду. Другим крупным центром набатеев была Хегра.

Сотни лет торговля приносила Петре большое богатство. Но когда римляне открыли морские пути на Восток, сухопутная торговля пряностями сошла на нет, и Петра постепенно опустела, затерявшись в песках. Многие сооружения Петры воздвигались в различные эпохи и при разных хозяевах города, в числе которых были идумеи (XVIII-II века до н. э.), набатеи (II век до н. э. - 106 год н. э.), римляне (106-395 годы н. э.), византийцы и арабы. В XII веке н. э. ими владели крестоносцы.

Первым из европейцев нового времени Петру увидел и описал путешествовавший инкогнито швейцарец Иоганн Людвиг Буркхардт. Рядом с античным театром здесь можно увидеть здание эпохи идумеян или набатеев. Памятников же, сооружённых после VI века н. э. практически нет, ибо в ту эпоху город уже потерял своё значение. В конце XX века Петра стала самой популярной в Иордании достопримечательностью. В 2007 году избрана одним из новых семи «чудес света».

В наши дни около полумиллиона туристов приезжают в Иорданию каждый год, чтобы посмотреть на Петру, строения которой свидетельствуют о её славном прошлом.

Проход в долину - через ущелья, расположенные на севере и на юге, тогда как с востока и запада скалы отвесно обрываются, образуя естественные стены до 60 м в высоту. Неподалёку от Петры расположены скальный храм Ад-Дэйр и могила Аарона.

А так выглядит местный дворник.

Коренные жители Петры очень похожи на цыган, но не стоит вам упоминать это в их присутствии, есть риск, что вас поколотят.

Только потом я понял, почему туристы, идущие навстречу, так измотаны.

Все эти скалы когда-то были скульптурами, но годы всё стёрли. Вот это был слон.

Когда туристы проходят по прохладному каньону Сик длиной в километр, за поворотом им открывается Эль-Хазне - величественное здание с фасадом, высеченным из огромной скалы. Это одно из наиболее хорошо сохранившихся сооружений первого века.

Здание венчает огромная урна из камня, в которой якобы хранилось золото и драгоценные камни,- отсюда и происходит название храма (в переводе с арабского «сокровищница»).

Бедуины предлагают уставшим туристам проехаться на верблюде, продают сувениры и поят свои стада коз у городских источников, воды которых утоляют жажду людей и животных.

Тут можно запилить чудесное селфи с горбатым.

Но не все верблюды готовы фотографироваться.

Ослика привязали к скале и оставили загорать на солнышке.

Научившись мастерски собирать воду, жители Петры также овладели искусством работы с камнем. Само название «Петра», что означает «камень» в переводе с греческого (греч. πετρα). И Петра, действительно, была городом из камня, подобного ей в Римской империи не было. Набатеи, построившие город, с терпением высекали дома, склепы и храмы из каменных глыб.

Петра уютно расположилась среди красных песчаников, которые отлично подходят для строительства, и к первому веку нашей эры в сердце пустыни вырос монументальный город. С помощью терракотовых труб архитекторы Петры создали сложную систему водоснабжения и, несмотря на засушливый климат, жители города никогда не нуждались в воде. По всему городу было расположено около 200 резервуаров, собиравших и хранивших дождевую воду. Помимо связи резервуаров, терракотовые трубы собирали воду изо всех источников в радиусе 25 километров.

Строительство знаменитого храма-мавзолея Эль-Хазне архитекторы спланировали в бывшем русле реки. Для возведения данного сооружения было изменено русло реки, грандиозный для того времени проект. В скале был прорублен туннель, отводящий поток воды и построена серия плотин.

Каньон постепенно расширяется, и туристы попадают в естественный амфитеатр, в песчаниковых стенах которого множество пещер. Но главное, что бросается в глаза, - это выдолбленные в скалах склепы. Колоннада и амфитеатр свидетельствуют о присутствии римлян в городе в первом и втором веках.

Множество сувенирных ларьков

Самый распространенный сувенир это отшлифованный камень

Удивительно, но в этом древнем городе отлично работает сотовая связь и 3G.

Местные жители 100% задействованы в тур бизнесе.

И не смотрите на их внешний вид, они зарабатывают в разы больше среднестатистического туриста.

В лучшие годы от 1000 до 3000 динар в сутки, хотя сейчас туристический бизнес серьезно страдает и всё равно они как-то умудряются получить свой минимум.

В эпоху упадка римское зодчество отказалось от всех законов архитектоники и, подчиняясь моде на безвкусное великолепие, стало создавать здания, которые казались выполненными из мягкого материала, а не построенными из твёрдого камня. Примером такой архитектурной безвкусицы могут служить гробничные фасады Петреи (Петры).

Мне стало любопытно посмотреть на Сокровищницу сверху и я отправился покорять гору. Если бы я только знал как это сложно, точно бы не повторил этот маршрут.

По дороге попадались дети.

После того как они истрепали Сергея, он согласился показать им сделанные фотографии.

Мы отделались демонстрацией фотографий на дисплее фотоаппарата.

После небольшого подъема храм.

Вот так скала выглядит в разрезе, это потолок.

Еще немного поэкспериментировали с солнцем, получились вот такие кадры.

Весь путь я показывать не буду.

Уж очень он длинный.

По свидетельству очевидцев, тут почти 900 ступеней.

Вид с горы на Петру.

Амфитеатр

Ну вот, собственно, и забрались.

Тут есть небольшой домик.

Снаружи он выглядит так, а вот внутри показывать не буду, в ЖЖ этого и так хватает.

Чтобы увидеть сокровищницу необходимо немного спуститься с самой верхней точки горы, но только в противоположном направлении. Это, собственно, и конец нашего маршрута.

Даже тут они умудрились воткнуть ларёк с сувенирами. Странно, конечно, но он пустовал, вероятно рабочий день уже закончился.

Но этот вид стоит того, чтобы сюда подняться.

Обратно идти было уже проще.

Надеюсь я вас не утомил, постараюсь больше так не делать;)

Петра находится в юге от современного Аммана Иордания , около 2 часов пути к северу от Акабы, по краям находятся горы и пустыня Вади араба. Город находится в окружении самых высоких холмов окруженный песчаниками, которые являются естественной защитой города от захватчиков.

В храме Петра расположены более 800 отдельных памятников, в том числе зданий, гробниц, бань, траурных коридоров, храмов, арочных переходов с прилегающими к нему улицами. Петра лучше всего увидеть посетителям в ранние утренние часы или в последний час вечера, когда солнце склоняется к горизонту и открывается замечательный вид на разноцветных камней.

Строение храма Петра в Иордании

Храм Петра был вырезан в скале, состоящий из рыхлого песчаника, который в настоящее время подвергается разрушению. Цвет храма варьируется от бледно-желтого до белого цвета в некоторых местах богата красно коричневыми цветами.

Когда то Петра был выбран столицей набатейского народа, потому что он был расположен в долине, окруженной песчаными горами, защищенным от набегов захватчиков. Есть много способов попасть на храм, чтобы туристам приехавшим провести свой посмотреть на достопримечательности Петра.

Главный вход в Петру называется Сик, протяженностью до 200 м. для этого надо пройти через ущелье, а храм находится в самом конце. Когда –то здесь снимался популярным фильме Индиана Джонса «Последний крестовый поход». Всего 800 гробницы высечены в Петре, а Казнех является самых известных из них. Его имя Kazneh означает «сокровище», его так назвали бедуины, которые живут в этих местах. Они полагали, что фараон, который преследовался израильтянинами скрывал свое сокровища именно в этом месте. На его сторонах были построены гробницы, проходы, вырезанные в скале, спускались сверху вниз.

Монастырь является самым крупнейший склепом расположенный в фасаде Петра, занимающий площадью 50 м в ширину и 45 м в высоту. Несмотря на свое название, она была построена как гробница и как памятник, получивший свое название от крестов находящих внутри склепа.

История Петра расположенный в Иордании

Археологи считают, что Петр был заселен с доисторических времен. К северу от города Beidha, были обнаружены остатки старого города Едома, которого ставят в один ряд с городом Иерихон, как один из первых и известных поселений на Ближнем Востоке. В Библии рассказывается о том, как царь Давид, около 1000 г. до н.э, покорил Идумеян. Согласно этой истории, Идумеяне были рабами, но в итоге смогли завоевать себе свободу. Ряд великих сражений произошли в то время, между Иудеями и жителями Едомы.

Около 30 000 человек жили в то время в Петре в течение 1-го века н.э. Заблуждением является то, что некоторые ученые утверждают, что Петра был городом для мертвых. Крупное землетрясение, которое произошло в 363 г. н.э. уничтожено, по меньшей мере, половину города. После этого Петра больше никогда и не оправилась от этого разрушения.

Этот пост про древний город Петра в Иордании не совсем обычен, потому что в нем не будет традиционного «взгляда» на Петру, как ее обычно видят туристы. Я покажу вам вид на этот древний город из-за кулис и расскажу о его всевозможных способах посещения – в частности и о том, как попасть в Петру бесплатно, войдя, так сказать, с черного хода. Я поделюсь впечатлениями о том, что мы увидели, пройдя таким путем. К сожалению, я тогда почему-то мало фотографировал, поэтому большая часть фотоматериала Воробьева Паши, за что ему большое спасибо.

Кстати, в Петру мы поехали уже после того, как посетили гору Небо и побывали на страусиной ферме в гостях. Про это я писал : почитайте, если интересно.

Древний город Петра в Иордании – что это такое

Думаю, стоит совсем кратко рассказать об этой достопримечательности. Петра – национальное достояние страны, не зря же на марках, которые вклеивают на границе для визы, изображен этот древний город.

По сути Петра – это древний город, окруженный со всех сторон горами, в который можно попасть через двухкилометровый узкий проход. Этот проход называют сик. Многие здания города вырублены в скале, грубо говоря, они сделаны из одного куска камня. Город основали еще до нашей эры и в разное время в нем хозяйничали разные народы. Петра была столицей для Набатейского царства и еще для какого-то более древнего государства. Потом были римляне, византийцы, арабы, крестоносцы. Все они оставляли что-то свое в архитектуре города, отчего здесь особо интересно.

Древний город Петра в Иордании ко всему прочему является Восьмым чудом света и включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Самое известное здание Петры – это Эль-Хазне или казна. Оно вырублено полностью в скале. Ощущаете схожесть слов «казна» и «хазне». Получается, что слово «казна» ненашенское, а прародитель его – арабский язык. Ну, так вот, здание это отлично известно еще и по фильму про Индиану Джонса: правда там по сценарию оно рушится.

Побывать внутри него нам не удалось: нас под сопровождением охранника вывели из этого города за безбилетность. Но про это ниже. Получилась лишь пара фоток. Паша долго еще меня упрекал, что я его плохо сфоткал на фоне этой самой важной историчности. Дык. Ну да, виноват. Но вообще, не наглость ли стоять и позировать, когда тебя под конвоем ведут.

Сколько стоит билет и как посетить древний город Петра в Иордании: разные варианты

Посетить Петру – очень дорогое удовольствие, но есть различные способы.

Купить билет. Банально и дорого. Так как Петру за один час всю не осмотришь, то билеты продаются на один, два, три дня. Соответственно, цена разная. Когда мы были там, то билет стоил около 35 динар на человека. А сейчас, говорят, стоит около 90 динар. Кошмар, конечно, ведь динар дороже даже, чем евро. Если купить билет на три дня, то в четвертый день вы идете бесплатно. Билеты именные. Короче, дорогое удовольствие.

Попросить билет у выходящих. Суть вот в чем. Допустим, кто-то купил билет на три дня для того, чтобы посетить древний город Петра в Иордании, но использовал его только дважды и решил, что на третий и четвертый день он туда уже не пойдет. Значит и билет такому гражданину нужен лишь для сувенира. Он может его просто отдать нуждающимся и малоимущим, то есть нам. После того, как щедрый посетитель Петры отдаст вам билет, он, безусловно, встретит свое счастье. Для этого способа требуется терпение и неплохое знание английского. Надо выцеплять выходящих из Петры и спрашивать у них такой билет. Мы пробовали, но как-то неактивно и несмело, к тому же полное отсутствие знания английского привело нас к мысли, что это не наш вариант.

Купить билет б/у. Тот же самый способ. Отличие заключается в том, что надо не просить отдать вам билет бесплатно, а купить его за полцены у тех же граждан. Кстати, это более реально, если вы в хостеле остановились: там общения с народом больше и малобюджетный путешественник запросто согласится вернуть часть затраченных ресурсов обратно. А еще в хостелах могут висеть объявления о продаже таких билетов. Хотя билет именной, идентичность имени в нем и вашего организма проверяют редко: в Петру идет много посетителей и делать это некогда.

Войти в Петру через черный ход. Бесплатный и самый интересный способ. Нам это удалось: про этот вариант попадания в Петру читайте подробнее ниже.

Как пройти в Петру бесплатно, долго, тяжело, но интересно

Собственно, способ этот придумали не мы. Мы лишь отыскали его в интернете. Суть его заключается в том, что древний город Петра в Иордании имеет несколько путей-входов, и расположены они от главного охраняемого входа достаточно далеко. Фактически у нас была рукописная карта, как блудить между гор, чтоб достигнуть этих проходов. Правда, карта была с большой ошибкой, из-за которой я либо свернул бы себе шею, либо просто вернулся бы обратно, если б мы не разгадали эту ошибку и не исправили ее.

Итак, я привожу то самое описание, которое было у нас, с комментариями о том, как добраться до Петры.

Рукописная карта прохода в Древний город Петру в Иордании с исправленной ошибкой.

Идем вниз по дороге, ведущей к сику (главный билетной вход). Около буржуйского отеля Movenpick поворачиваем направо и движемся по асфальтированной дороге. Идем примерно 3 км и приходим к деревне Умм-Сейхун, все ее знают просто как «Бедуинская деревня». Там живут торговцы сувенирами, которые торгуют в Петре. Около деревни есть тайный вход №1 в Петру. Но он малополезен, потому что известен полиции. Через этот вход в Петру ввозят сувениры.

Через 3 км от деревни находится кемпинг. Он представляет собой площадку песка, огороженную сеткой, а вокруг – горы. Официально около Петры ночевать нельзя: могут выловить менты. Древний город Петра в Иордании имеет охрану и внутри, и снаружи: по периметру с какой-то периодичностью ездят патрули и вылавливают таких, как мы. Мы немного погостили у хозяина – попили чаю, посмотрели, как он еду готовит из помидоров и консервированной фасоли. Посидели у него немного и отправились искать место для ночевки, так как дело к ночи шло.

А ночь там чудная: густая-прегустая темнота, как чернила, и ветер тоже густой. В общем, мы полазили в темноте и нашли проход между двух скал в какой-то каменный «колодец». Он представлял собой достаточно большую площадку, окруженную скалами. Самым интересным в этом месте было то, что ровно посередине этой площадки не было ветра. Немного в сторону отойдешь – там круговерть, а в середину зайдешь – тихо. В этом месте и поставили палатку.

Я проснулся ночью от того, что кто-то фонарем светил сверху на нашу палатку. Немного даже опешил, а потом понял, что это просто полная луна в абсолютно безоблачном небе. На всю жизнь запомнилось!
Утром мы сфотографировали наше место ночевки, съели на завтрак что-то вроде халвы и дальше пошли навстречу потоку событий.

Идем дальше в Древний город Петра в Иордании. Через 2 км подходим к асфальтированному перекрестку. Дорога прямо ведет в долину Разлома, недалеко справа – деревня Бейда, а слева – малоизвестная интересная достопримечательность Малая Петра. Она бесплатна, тоже содержит сик и мини-храм типа Эль-Хазне в большой Петре.

Внимание: ошибка в рукописной карте! Идем по малому сику прямо и приходим к руслу реки между скал. В нашем случае река была пересохшей. Идем вниз по течению и подходим к резкому спуску. Как ни странно, там можно спуститься, только очень осторожно и не после дождя. Поворачиваем направо и проходим через бедуинский лагерь.

Вот тут в карте – суровая неточность. Нет смысла идти по течению реки и спускаться вниз. Паша, например, спустился в первую промоину в скале, а дальше, говорит, еще круче и с рюкзаками тяжелыми – проблема. Я не полез даже в первый спуск: не уверен – не суйся. Мы пожалели, что у нас нет веревки. В общем, решили возвращаться к входу в малую Петру. Кстати, вот фото Паши с черепом какого-то животного, который он нашел внизу. Как туда этот череп попал – неясно, наверное, тоже безбилетник.

Так вот идти по руслу реки не обязательно и вниз спускаться тоже. Можно осмотреть Малую Петру и вернуться к входу. Потом надо пройти примерно 300-400 метров по грунтовой дороге, уходящей влево от входа, и тогда вы попадете в бедуинскую деревню – ту самую, про которую в карте написано и в которую якобы можно попасть, только если ползти вниз по руслу реки.

В деревне к нам пристали ребятишки. Вот девочку сфоткали. Вообще они там достаточно предприимчивые. Мы ее сфоткали, а она говорит: «Давай один доллар», – а мы ей шиш. Еще видели, как пасутся на склонах гор овцы: что они там едят, непонятно, одни колючки среди камней. Еще около деревни нашли несколько стреляных гильз. Деревня на самом деле – одно название, непонятно, то ли сараи, то ли хижины. Древний город Петра в Иордании был совсем уже близок.

К безбилетникам там отношение спокойное, но ночью лучше не ходить: злые собаки (как и у входа в Малую Петру). Можно идти прямо по дороге, но там могут быть менты. Следует повернуть направо и идти по полю до обрыва. Потом поворачиваем налево и аккуратно идем по террасе вдоль обрыва. В итоге непременно попадаем к монастырю, который находится в Большой Петре.

По дороге до деревни мы наткнулись на двух парней: видимо, они шли из Петры в деревню. Они пытались нас запугать: мол, ходить здесь нельзя, и все такое. Вообще разговаривали немного нагловато, но потом отвязались и пошли своей дорогой, неся какой-то сверток.

Вот и все, вы в городе Петра. Когда мы спускались с последнего обрыва, чтобы окончательно попасть в город, на нас смотрела какая-то иностранка-туристка. Стоит и глазеет, как два гражданина через «забор лезут».

Помнится еще один момент: спуск был осложнен тем, что Паша в своем рюкзаке всякое хрупкое с собой возил: контрабандный коралл из Египта, кальян и страусиное яйцо, которое ему на страусиной ферме подарили около . Короче, задолбал он со своим рюкзаком. Мой рюкзак просто сбросили, а его так нежно спускали. В общем, Паша, привет тебе, коль прочтешь строки сии, а семье и дитю – здоровья. В гости заезжай.

По Петре мы походили всего часа два от силы. Безбилетников в нас выдали рюкзаки, их надо было просто спрятать и осматривать достопримечательность налегке. А если бы потребовался еще один день для осмотра, то нужно было просто спрятаться в какую-нибудь пещеру, выдолбленную в скале, и переночевать.

Ну, вот примерно такое у нас было незабываемое знакомство с городом Петра в Иордании.

Публикации по теме