Открыть левое меню стамбул. Прогулки по Стамбулу«Мы поем, потому что мы счастливы… Гиды в Стамбуле

По прибытии в Стамбул буквально захватывает дух. Большинство приезжих стремятся в старый город и район площади Султанахмет, где в переулках теснятся торговцы с тележками, грузчики переносят поклажу вдвое больше себя, а вездесущие мальчишки начищают прохожим обувь. В барах и кофейнях сидят только мужчины, а многие женщины ходят с покрытой головой. Впрочем, это всего лишь один аспект современного Стамбула, и в паре километров к северу вы увидите старый европейский квартал Бейоглу с модными барами и танцевальными клубами, далее расположены уличные кафе и рестораны Ортакёя и ряд роскошных предместий на Босфоре.

Стамбул – единственный в мире город, которому довелось быть столицей христианского, а затем мусульманского государств и сохранить характерные черты того и другого. Бывший Византийский важный торговый центр, достиг могущества в IV веке нашей эры, когда император Константин Великий выбрал его в качестве новой столицы Римской империи. Позднее, уже будучи Константинополем, город разрывает связи с Римом, принимает греческую христианскую веру и язык и становится столицей независимой империи.

В 1203 году он был разграблен крестоносцами. По мере упадка Византии возвышалась Османская империя и в 1453 году город пал под ударами Мехмеда Завоевателя. В следующем столетии эти победы упрочили воинские успехи Селима Грозного и правление Сулеймана Великолепного. Но к XIX веку дни славной османской эпохи были сочтены. За поражением страны в Первой мировой войне последовала Война за независимость и образование Ататюрком новой столицы в Анкаре, хотя Стамбул сохранил свою значимость как промышленный и торговый центр. В последние годы численность населения города достигла 15 миллионов человек, и он бурно развивается.

Город делится пополам проливом Босфор, соединяющим Черное и Мраморное моря и отделяющим от Азии. В свою очередь, расположенный под прямым углом к нему залив Золотой Рог делит надвое европейскую сторону. В старом центре Султанахмет на мысу полуострова к югу от Золотого Рога находятся главные городские достопримечательности: собор Айя-София, дворец Топкапы и Голубая мечеть. Дальше к западу у городских стен находится мечеть Карийе, где можно увидеть прекрасные византийские мозаики и фрески. На севере за Золотым Рогом с Галатской башни открывается великолепная панорама города.

Краткая история Стамбула

Археологические свидетельства говорят о существовании на месте Стамбула микенских поселений XIII века до нашей эры, но так как известно о них мало, то бытует мнение, что город был основан в VII веке до нашей эры Византием Мегарианом, откуда и произошло его первое название – Византий. По словам одного древнего историка, он представлял собой «ничтожную греческую колонию». Место было выбрано в соответствии с пророчеством дельфийского оракула, которое гласило, что колонию надо основать «напротив города слепых». Решили, что это относится к городу Халцедону, ныне – Кадикёю, так как его построили, игнорируя очевидные стратегические преимущества полуострова Сарай-Бурну.

Следующую тысячу лет Византий был важным центром коммерции и торговли, но только в начале IV века нашей эры было принято решение, которое подняло его к вершинам благосостояния, силы и власти. Более 350 лет он оставался лишь римской провинцией в Азии, но в 305 году после ухода Диоклетиана в борьбу за контроль над империей вступили Константин и Лициниус. В итоговой битве на холмах Хризополиса (Ускюдара) Константин одержал победу над своим соперником и решил сделать Византий новой столицей Римской империи.

Это был правильный выбор. Семь холмов, на которых Константин задумал построить новую столицу (намеренное подражание Риму, да и сам город первоначально собирались назвать Новый ), возвышались над Босфором и спускались к бухте Золотой Рог. С двух сторон город был защищён морем, а его внутреннюю часть легко было укрепить искусственно. Он также был удачно расположен недалеко от проблемных границ с Европой и Персией.

В 395 году Римская империя была разделена между двумя сыновьями Теодосиуса Первого, и Константинополь стал столицей восточной части империи. Он быстро сформировал свой характерный, отличный от римского стиль, принял греческий язык и христианство. В 532 году долгое и успешное правление было прервано при императоре Юстиниане восстанием Ника, после которого город (и особенно храм Айя-София) был перестроен и стал гораздо больше, чем раньше.

Однако ещё через полвека начался закат Византийской империи. С севера и востока ей грозили персы, авары и славяне. Император Гераклиус сумел остановить их, но в последующие века упадок не прекращался, хотя и происходил очень медленно. В VII и VIII веках по империи прокатились волны арабских завоеваний, в IX и X веках – болгарских, и только стены города спасли Константинополь от захвата. Однако они не остановили крестоносцев, которые в 1204 году переплыли море и осадили столицу. В это время Византией, которая сильно уменьшилась в размерах, правил Михаил Палеолог, который сумел восстановить порядок и множество разрушенных зданий города.

Параллельно с этим увяданием происходило укрепление Османской империи, чья столица с 1362 года несколько раз переезжала из в Эдирне, и чья территория постепенно сжималась вокруг Константинополя ещё задолго до того, как город был взят. В 1452 году Мехмед II захватил жизненно необходимую увядающему городу часть побережья и построил там крепость Румели Хисары. Это значило, что в любой момент он может помешать ввозить в город продовольствие и подчинить его, поставив на грань голодной смерти.

Осада города длилась 7 недель, а после его захвата и грабежей Мехмед II (Завоеватель) – Фатих Султан Мехмед – стал его восстанавливать, начав со строительства нового дворца, Мечети Завоевателя Фатих Джами и многочисленных комплексов сооружений меньшего размера. Однако к другим религиям мусульмане относились вполне толерантно, и Мехмед настойчиво приглашал жить в городе греков и армян. Эту политику продолжил его последователь Баязид II, который приютил еврейских беженцев из , тем самым вдохнув новую жизнь в экономику.

В следующие сто лет после завоевания победа была закреплена великими военными достижениями Селима Грозного и Сулеймана Великолепного (1520-1566 годы), Законодателя. Этот величайший правитель Османской империи ставил перед собой задачу покорения всей Западной Европы, но был задержан уже у стен . Однако того, что он добыл в своих походах, вполне хватило на финансирование работ самого выдающегося архитектора империи Мимара Синана.

После смерти Сулеймана прошло ещё сто лет, а затем империя стала демонстрировать первые признаки упадка. Территориальные потери на дальних рубежах сочетались с коррупцией, которая свила гнездо в самом сердце государства, самом дворце Топкапы. Престол занимали всё новые, часто бездарные султаны, которые предпочитали проводить время в гареме, а не на поле битвы. Они часто принимали решения под влиянием женщин, которые всё более активно участвовали в дворцовых интригах. По мере утраты Османской империей территорий на западе, султаны стали интересоваться моделями устройства государств востока. Первый парламент 1876 года уже через год был распущен султаном Абдулхамидом II, но веяние реформ всё-таки привело к его образованию в 1909 году.

После окончания Первой мировой войны Стамбул был оккупирован союзниками, в основном британцами, которые задержались, чтобы оттянуть как можно на более долгий срок конец некогда великой империи. После войны за независимость эта проблема была быстро решена провозгласившим Республику Ататюрком. Столица была перенесена в . Однако Стамбул остался важнейшим центром коммерции и торговли, который до сих пор играет в стране очень серьёзную роль.

Население Большого Стамбула приближается сегодня к 15 миллионам жителей (это почти четверть населения всей страны), а поскольку каждый год прирост населения составляет ещё около 300 тысяч человек, то нет никаких признаков того, что оно будет уменьшаться. Заполненные до отказа низкокачественные строения были основной причиной массовой гибели людей во время землетрясения, которое произошло в августе 1999 года, когда большая часть зданий к западу от главного аэропорта и на востоке города было разрушено. После этого 40% жителей было переселено в палатки и бараки. В западной части Стамбула до сих пор сохраняются свидетельства этой трагедии, однако большая часть оставшихся без крова людей уже переселились из бараков в быстро растущие на периферии города дешёвые многоэтажки.

Неудивительно, что в Стамбуле самое маленькое среди большинства городов Европы количество зелёных насаждений на одного человека, а общественный транспорт всегда переполнен и с трудом продвигается по пробкам. Существуют грандиозные планы по изменению ситуации, в том числе строительство двадцати шести новых дорог, одиннадцати развязок, шестнадцати километров «лёгкого» метро и ещё пяти мостов через Босфор. В настоящее время часть муниципальных средств уже направлено на решение транспортных проблем и готовое начаться строительство третьего моста через Босфор, который соединит Арнавуткёй и Байдербейи.

Городской совет Стамбула рассмотрел программы по уборке улиц в самых нечистоплотных районах и облагораживанию периферии города, однако ещё не разработано легальных способов борьбы с растущими вокруг него барачными и палаточными поселениями. Основной проблемой там остаётся бедность, которая резко контрастирует с богатством раскинувшихся вдоль берега Босфора, быстро развивающихся пригородов, в которых селятся представители образованных классов.

  • План города Стамбул

Стамбул разделён на две части Босфором, границей между Европой и Азией, представляющей собой узкий 30-километровый пролив между Чёрным и Мраморным морем. Со стороны Европы от его южной части отделяется залив Золотой Рог, который начинается в семи километрах от устья Босфора двумя небольшими протоками. Вдоль Золотого Рога сегодня располагаются предприятия лёгкой промышленности. Основные жилые районы находятся на побережье Мраморного моря и на холмах над Босфором. Стамбул имеет два центра, которые разделены Золотым Рогом, но оба находятся на европейской стороне города. – это историческое сердце Стамбула, а расположенный южнее Таксим – современный деловой центр. Их легко отличить друг от друга с воды: визитной карточкой одного является дворец Топкапы, второго – современная гостиница Marmara.

Приезжие большую часть времени проводят в Султанахмете, центре Византийской и Османской империй. Все его основные достопримечательности находятся в двух шагах друг от друга и недалеко от главной улицы с трамвайной линией Divan Yolu. Среди них дворец Топкапы, Айя-София, Султанахмет Джами (Голубая мечеть), Музей турецкого и мусульманского искусства и крытый базар Капалы Чарши. Недалеко от Султанахмета располагается Эминёню, один из крупнейших в городе транспортных узлов, где трамвайные линии подходят к самому большому терминалу паромов и главному железнодорожному вокзалу.

Там же располагается Мысыр Чаршысы (рынок пряностей) и Галатский мост. К западу от крытого базара находится студенческий со Стамбульским университетом и Сулеймание Джами. Ещё дальше на запад, вниз по главной улице Ordu Caddesi (продолжению Divan Yolu), размещается коммерческий и транспортный узел Аксарай. Далее лежат мусульманские районы и с многочисленными мечетями. От Мраморного моря к Золотому Рогу, примерно в шести километрах от дворца Топкапы, проходит часть городской стены Теодосиуса II. Сюда легко добраться на автобусе или трамвае, чтобы погулять рядом с фортификационными укреплениями Йедикуле и посмотреть удивительные фрески и мозаики музея Карийе. Дальше располагается с самыми красивыми мечетями мусульманского мира.

От Султанахмета и Эминёню вы переходите Босфор по Галатскому мосту и попадаете в портовый , а потом к крутым Галатским холмам, где, собственно, и начинался Константинополь. Недалеко от северной части моста находится вход в построенный французами железнодорожный Тюннель, который за восемьдесят секунд домчит вас до Бейоглу, изящный европейский квартал XIX века. От конечной станции Тюннеля старый трамвай повезёт вас вдоль главного бульвара Бейоглу, Istiklal Caddesi, к площади Таксим, где располагаются самые лучшие в городе гостиницы, современные бары, ночные клубы и рестораны.

К северу от Таксима, на одной из линий метро находятся новые деловые центры Стамбула – Харбийе, Этилер и Нишанташи с офисами многих посольств и авиакомпаний. В нижней части Таксима на берегу Босфора лежат внутренние районы города и Ортакёй с живописными видами на пролив и рядом исторических мест и парков. В пределах города переход из Европы в Азию почти незаметен. Ускюдар и Кадыкёй стоит посетить ради их архитектурных памятников, а также хороших магазинов и ресторанов.

Приезд и информация о Стамбуле

Главными пунктами прибытия в Стамбул являются аэропорт Ататюрк, автовокзал Эсенлер – оба находятся довольно далеко от города – и расположенный гораздо ближе к центру железнодорожный вокзал Сиркеджи. Все эти терминалы располагаются в стороне от районов размещения туристов, поэтому добираться до них вам придётся на такси или общественном транспорте. В выборе места, где можно остановиться, вам помогут туристические офисы, главный из которых находится в Султанахмете.

  • Прибытие самолётом

Стамбульский аэропорт имени Ататюрка (Ататюрк Хава Лыманы) находится недалеко от Мраморного моря, в 12 километрах к западу от городского центра Йешилкёй. Он состоит из двух терминалов – для международных и внутренних рейсов, которые располагаются в километре друг от друга.

I). Автобусы компании Havac отправляются из Ататюрк Хава Лыманы в Стамбул каждые полчаса, 5.00-23.00. Его конечные остановки находятся у основного выхода из аэропорта и у офиса THY (Turkish Airlines) на севере . Время в пути – от 20 до 40 минут, в зависимости от интенсивности движения. Единственная промежуточная остановка находится в Аксарае у ночного клуба Gar, в двухстах метрах от железнодорожной станции Йеникапы, откуда вы можете доехать электричкой в Канкуртан и Султанахмет.

II). Метро довезёт вас из аэропорта до центра города. Первый поезд – в 6.00, последний – в 00.40, с интервалами в 10 минут. Ищите таблички с надписью «Hafif Metro/Rapid Transit». В киоске купите два жетона.

Остановка этих маршрутных такси находится за билетными кассами вокруг главного зала. В Кадикёе или Ускюдаре можно сесть на паром в Эминёню, а из Ускюдара – ещё и на паром в Бешикташ и Таксим. Дополнительной опцией являются вездесущие такси, но переезжать на них по мосту дорого, поскольку за въезд на мост надо платить отдельную пошлину, а с такси её берут по максимальному тарифу.

  • Прибытие на пароме

Паромы Турецких морских линий (Turkish Maritime Lines), на которых можно перевозить автомобили, ходят через Босфор из Гарема в Эминёню. Морские паромы из Яловы и Бандирмы (на маршруте из Стамбула в ) и с острова Авша в Мраморном море приходят в терминал морского вокзала Йеникапы недалеко от Kennedy Caddesi в Кумкапы, к югу от Аксарая. Здесь легко пересесть на поезд, который отправляется с железнодорожной станции Йеникапы прямо напротив одноимённого терминала. Отсюда всего две остановки до Султанахмета и три – до вокзала Сиркеджи. Кроме того, от Йеникапы до Таксима через Аксарай идут абсолютно все автобусы.

Пассажиры круизных лайнеров проходят таможенный досмотр и иммиграционный контроль в Karakoy International Maritime Passenger Terminal (Международном морском пассажирском терминале в Каракёе), который находится от Эминёню за Галатским мостом. Для того чтобы попасть в Султанахмет, пересеките Босфор по мосту на автобусе или дойдите до остановки трамвая в Эминёню. До Таксима можно добраться по Тюннелю до Бейоглу, а потом на трамвае – до площади Таксим, но легче всего всё-таки взять такси.

  • Информация о Стамбуле

Самым полезным туристическим офисом в городе является офис на Divan Yolu Caddeci в Султанахмете, который находится недалеко от Ипподрома и работает каждый день 9.00-17.00. Другие туристические офисы располагаются в пунктах прибытия иностранных туристов – в аэропорте Ататюрк (открыт каждый день, работает круглосуточно), на железнодорожном вокзале Сиркеджи (открыт каждый день с 9.00 до 17.00), в Международном морском пассажирском терминале в Каракёе (работает понедельник-суббота, 9.00-17.00) и в отеле Hilton на Cumhuriyet Caddesi (работает понедельник-суббота 9.00-17.00).

Во всех офисах вы найдёте большое количество карт города и рекламных листовок, а их сотрудники прекрасно владеют многими европейскими языками. Управление по туризму находится по адресу Suleyman Cad, 7, Besiktas и работает с понедельника по пятницу, 9.00-17.00. Там не будут решать внезапно возникшие проблемы, но если созвониться с ними заранее, то вам помогут в организации продолжительных поездок и могут рекомендовать надёжные компании по сопровождению туристов.

Городской транспорт Стамбула

В Стамбуле довольно много видов городского транспорта – от лошадей до скоростных трамваев. Общественный транспорт обычно переполнен и кишит карманниками. Если вы почувствовали, что кто-то лезет вам в карман или делает попытки сексуального домогательства, привлеките к себе внимание других пассажиров (попытайтесь крикнуть imdat, «помогите!»), и вам обязательно помогут. Система автобусного транспорта здесь очень запутанна, но если вы в ней разберётесь, то вы сможете легко перемещаться по городу за очень небольшие деньги. Поезда и трамваи удобны, а такси и маршрутные такси стоят вполне оправданно и имеют знающих – но не всегда осторожных – водителей. И всё же лучшим способом изучить город, исторически обращённый лицом к морю, – это паром с круглогодичными турами по Босфору.

Пробки – это неотъемлемая часть жизни современного города. Их нет только в исторической части Стамбула, относительно свободном от транспорта Султанахмете, который обычно осматривают пешком. С другой стороны, приготовьтесь к тому, что вам придётся тратить на проезд довольно много времени. Например, нормальным считается добраться из Султанахмета в за один час. Есть планы строительства ещё одного моста через Босфор, который расположится между двумя уже существующими, и дополнительного туннеля под Золотым Рогом от Сиркеджи к Гарему. Пока же для того, чтобы передвигаться по Стамбулу на общественном транспорте, требуется терпение и ещё раз терпение.

  • Автобусы в Стамбуле

Автобусы – это самый дешёвый, но и самый медленный и обычно наиболее перегруженный вид городского общественного транспорта Стамбула. Они бывают разных цветов, но чаще всего встречаются красно-синие муниципальные автобусы. Частные автобусы, которые ходят по основным маршрутам, бело-зелёные и оранжево-зелёные и обычно выглядят гораздо обшарпаннее, чем муниципальные. На всех основных остановках автобусов вывешены грандиозные карты их маршрутов и перечень предоставляемых услуг. Большинство автобусов работает с 6.30 до 23.30, однако последняя машина отправляется с конечной остановки гораздо раньше. Проезд на всех муниципальных автобусах оплачивается akbil или заранее купленными билетами, которые опускают в металлический ящик у входной двери рядом с кабиной водителя.

Билеты продаются в киосках рядом с остановками автобусов, трамваев и у станций метро. Обычно они стоят 1,50 турецких лир. Помимо киосков, билеты с небольшой наценкой можно приобрести у розничных продавцов. Стоит покупать билеты заранее, потому что в отдалённых районах города можно пройти несколько километров и не встретить ни одного ларька, в котором бы они продавались. Поездки на частных автобусах можно оплачивать akbil или наличными деньгами, которые отдают кондуктору. Проезд на муниципальных и на частных автобусах стоит одинаково.

Основные конечные станции автобусов в европейской части Стамбула находятся в Эминёню, на площади Таксим, в Бешикташе и Аксарае, в азиатской части – в Ускюдаре и Кадикёе. Имейте в виду, что через Султанахмет проходят лишь несколько автобусных маршрутов, поэтому туда проще дойти пешком или проехать три остановки на трамвае от автобусной станции в , которая расположена прямо напротив терминала парома. Из Эминёню автобусы идут до Таксима, в Аксарай, Топкапы и Бебек. Там делают пересадку и едут дальше в пригороды, например в посёлок Румели Каваи. Автобусы с конечной остановки, которая располагается на площади Таксим, идут через Меджидийекёй в северные пригороды, вдоль берега Босфора через Бешикташ, Ортакёй и Аранвуткёй, а также через Золотой Рог в Топкапы и Аксарай.

  • Электрички в Стамбуле

Сеть муниципального железнодорожного транспорта находится в ведении Turkiye Cumhuriyeti Devlet Demiryollari (TCDD) и имеет по одной линии на каждой стороне Босфора. Линии не связаны между собой, но существуют уже разработанные планы соединить их с помощью туннеля под Мраморным морем.

Поезда ходят часто и стоят дёшево, но в утренние и вечерние часы пик, как и положено, переполнены. Работает муниципальная железная дорога с 7.00 до 9.30. Одна линия идёт от Хайдарпаши в Гёзтепе и Бостанджи и вдоль Измирского залива в Гебзе, вторая – от Сиркеджи по берегу Мраморного моря в Ханкалу мимо известного своими рыбными ресторанами Кимкапы, знаменитого терминала морских паромов Йенкапы, крепости Йедикуле и расположенного недалеко от аэропорта Йешилкёя. На местных маршрутах принимаются akbil.

В Сиркеджи вы можете купить в ларьке жетон, который потом опускают в турникет, но на вокзале Хайдарпаша до сих пор для посадки используются простые билеты, которые тоже продаются в киосках. Помимо пригородных поездов существует подземная линия фуникулёра с двумя остановками, одна на площади Таксим, другая – на Istiklal Caddesi в Бейоглу, которую здесь называют Тюннелем. Поезда ходят по Тюннелю каждые пятнадцать минут, 8.00-21.00. Проезд оплачивается akbil или жетон, которые продаются в киосках при входе.

  • Трамваи в Стамбуле

Главные трамвайные линии проходят по Зейтинбурну и Мертер, через ворота Топкапы в Аксарай, где они соединяются с линией метро, потом в Лалели, мимо университета, по Беязиту, Джемберлиташу, Султанахмету и дальше к Эминёню и через Галатский мост. Трамваи ходят часто и работают с 7.30 до 21.00. Подъезжающий трамвай оповещает о своём приближении звонком, а пассажиры ожидают его на бетонной платформе, выстроившись вдоль путей на определённом расстоянии друг от друга. Жетоны, которые надо опускать в турникеты у входной двери в трамвай, продаются в расположенных рядом с платформами будках. Проезд можно оплачивать также и с помощью akbil.

  • Метро в Стамбуле

Как только будет завершено строительство туннеля под Золотым Рогом, метро, которое называют здесь hizli tramvay (скоростной трамвай), наконец-то объединит всю европейскую часть Стамбула. В настоящее же время существует всего две его линии – по одной на каждой стороне залива. Южная линия метро тянется на запад от Аксарая через otogar у Эсенлер, где она раздваивается. Одна её половина направляется в сам Эсенлер, другая – к своей конечной станции в Йени Босна, которая находится всего в двух километрах от аэропорта. Линия метро на северной стороне бухты идёт от недавно открытой станции Таксим на площади Таксим в Левент через Омсманбей, Шишли и Гайреттепе. Поезда метро ходят каждые пятнадцать минут с 6.00 до 23.15. При посадке можно использовать и akbil.

  • Маршрутные такси и микроавтобусы

Маршрутные такси dolmus ходят по определённым маршрутам и отправляются только после полного заполнения салона (dolmus по-турецки значит «полный»), Современные жёлтые таксомоторы и специально переделанные под эти цели мятые жёлтые микроавтобусы сменили сегодня верно служившие до сих пор «форды», «кадиллаки», «доджи», «плимуты» и «шевроле» 50-х годов выпуска. Может, это и лишило город романтики прошлых лет, но новый транспорт удобнее и реже ломается. Микроавтобусы ходят по более длинным маршрутам и отходят согласно расписанию, которое известно только их водителям.

Конечные пункты и фиксированные муниципалитетом тарифы указаны на ветровом стекле dolmus и микроавтобусов. Плата устанавливается для всего маршрута целиком, вне зависимости от того, где вы сойдёте. Спросите пассажиров, сколько они платят за проезд до той или иной остановки, или просто посмотрите, сколько денег они дают водителю. Передавая деньги – обычно это 1-2 лиры, – громко скажите название места, где вам нужно сойти. Конечные остановки маршрутных такси и микроавтобусов помечены знаками с буквой «D», но их можно притормозить где угодно. В часы пик они ходят чаще, а работу заканчивают позже обычных автобусов, иногда даже в 2 часа ночи. Остановить dolmus можно словами «bir musait bir yerde» или просто «inecek var».

Такси в Стамбуле много. Их легко отличить по жёлтому цвету и по тому, что они начинают притормаживать около прохожего, стоит ему ненадолго остановиться. Во всех машинах есть счётчики, тем не менее, следует дважды проверить, чтобы водитель не подкрутил его при посадке или не взял с вас в десять раз больше, чем он показывает. Ночной тариф действует с 00.00 до 6.00 и поднимает стоимость проезда на 50%. Старые счётчики имеют два маленьких табло с пометками «gunduz» (день) и «gece» (ночь), на новых счётчиках суммы высвечиваются поочерёдно.

Если с водителем возникнут какие-нибудь проблемы, например, если он будет настаивать на каком-то фиксированном тарифе, запишите его регистрационный номер и позвоните в туристическую полицию. Проезд по мосту через Босфор в любом направлении стоит сегодня 3-5 турецких лир. Платит за это пассажир. Несмотря на высокую стоимость бензина, проезд на такси в Турции стоит умеренно. Например, дорога из Султанахмета или Таксима через Босфор обойдётся вам приблизительно в 10 лир.

  • Паромы, морские трамвайчики и морские такси

Большинство паромов находятся в ведении Turkish Maritime Lines. Сезонное расписание их движения можно изучить в терминалах и туристических офисах, но самые популярные маршруты, например из Эминёню в Кадыкёй или Ускюдар, обслуживаются с 6.00 до 00.00 тремя-пятью рейсами в час. Постепенно паромная переправа дополняется современными (и гораздо более быстрыми) морскими трамвайчиками (deniz otobusleri), но ходят они значительно реже, так как их расписание привязано к часам максимального наплыва пассажиров. Проезд на них, в зависимости от расстояния, стоит 4-5 лир до Принцевых островов, 6 лир до Ялова. Как на паромах, так и на морских трамвайчиках к оплате принимают и jeton, которые нужно опускать в турникеты при входе, и akbil. Самые популярные маршруты обслуживаются ещё и небольшими частными паромами, билеты на которые продаются прямо на борту или в киосках на набережной.

Главный городской терминал TDI в Эминёню находится между железнодорожным вокзалом Сиркеджи и Галатским мостом. Он представляет собой ряд чётко помеченных причалов. Смотрите туристические карты, там должны быть отмечены номера терминалов. С причала № 1 отходит паром на Юскдар, с причала № 2 – на Кадыкёй. В оба пункта с 6.00 до 00.00 отправляется по три-пять паромов в час. Воgas Haiti ( по Босфору) отходят с причала № 3, а причал № 4 обслуживает рейсы скоростных паромов до Кадикёя и Бостанджи, которые ходят каждые полчаса, но только в часы пик. С западной стороны Галатского моста находится причал № 6, откуда паромы идут вверх по Золотому Рогу в Ейюп через Касимпашу, Фенер и Балат (7.00-20.00, примерно раз в час). Причал № 5 находится прямо у железнодорожного вокзала Сиркеджи. Оттуда с 8.00 до 21.00, строго раз в час, отходят автомобильные паромы в Гарем.

Реже ходят паромы маршрутов TDI из Каракёя (по другую сторону Галатского моста) в Кабаташ, Бешикташ, Ортакёй и Бебек. Даже в час пик оттуда отходят максимум два рейса. Из Бешикташа в Кадыкёй и Ускюдар паромы идут приблизительно раз в час и ходят с 8.00 до 21.00. Существует множество других маршрутов, в том числе из Бакиркёя в Бостанджи через Кадыкёй и Йеникапы (каждый час, 7.30-22.00) и из Кабаташа на Мраморного моря (6-12 рейсов в день). Морские трамвайчики также ходят на более дальние расстояния, например из Стамбула в Бандирму и Йялову на противоположном берегу Мраморного моря.

Самой запоминающейся поездкой по Босфору может стать круиз на морском такси. На нём можно совершить поездку из Эминёню в эксклюзивный пригород Стамбула Бебек, который находится на европейской стороне в 8 километрах к северу от города. Рекомендуется заказывать билеты заранее, особенно если вы хотите воспользоваться их услугами вечером выходного дня.

  • Туры по Босфору

С причала № 3 из Эминёню отходят популярные ежедневные рейсы TDI, которые называются «Турами по Босфору» (Bogaz Hatti). Конечным пунктом этого круиза является Румели Каваи и Анадолу Кавайи, самые отдалённые посёлки вверх по Босфору на его европейском и азиатском берегах. Летом (с июня по октябрь) паромы отходят в 10.35, 12.00 и 13.35 и возвращаются из Анадолу Кавайи в 15.00, 16.15 и 17.00 (19.00 в выходные дни).

В остальное время года паромы отходят раз в день в 10.35 и возвращаются обратно в 15.00. Дорога туда и обратно стоит 8 лир и занимает полтора часа в один конец. Остановки делаются в Бешикташе, Канлидже, Эмиргане, Йеникёе, Сарийере, Румели Каваи и Анадолу Кавайи. Вы можете сойти в любом из этих мест, но, чтобы снова сесть на паром, вам придётся купить новый билет.

Достопримечательности Стамбула

Старинная столица империи простирается от района Султанахмет с собором Святой Софии, дворцом Топкапы и Голубой мечетью на северо-запад к комплексу мечети Сулеймание, Большому базару и далее к остаткам городских стен. На севере у Галатского моста в старом левантинском районе Галата (ныне Каракёй) находится один из самых заметных объектов города – Галатская башня. Поблизости расположен вход в Тюнель – подземный фуникулер, идущий от Каракёя до начала проспекта Истикляль. Это главная улица района Бейоглу, где расположены многие рестораны и протекает ночная жизнь города. За ним начинается площадь Таксим – средоточие современного Стамбула (все вышеперечисленные достопримечательности можно посетить во время ).

  • Собор Святой Софии

Бывший византийский собор Святой Софии (мечеть Айя-София) виден издалека благодаря массивному куполу; это самая известная достопримечательность города. Возведен в VI веке императором Юстинианом, он в 1453 году был превращен в мечеть (тогда же пристроили минареты); музеем же стал в 1934 году. Неизгладимое впечатление производит интерьер с потоками света, льющегося из высоких окон купола. Галереи и купол опираются на колонны из зеленого мрамора.

С тех времен, когда собор был мечетью, сохранились михраб (ниша в направлении Мекки), минбар (кафедра) и огромные деревянные доски с именами Аллаха, пророка Мухаммеда и первых четырех халифов. На балконах, фронтонах и капителях высечены монограммы императора Юстиниана и его жены Феодоры. Наверху в западной галерее большим кругом из зеленого фессалийского мрамора отмечено место трона императрицы. Также здесь сохранились остатки мозаики. Наверху можно увидеть два самых красивых образа Христа и Богородицы.

  • Дворец Топкапы

К северу от Айя-Софии расположен дворец Топкапы – вторая главная достопримечательность города. Дворец, построенный в 1459-1465 годах, почти 4 столетия был средоточием Османской империи. Билетная касса расположена в первом дворе, а во втором размещается красиво отреставрированное здание Дивана (совета султана). Из многих точек города хорошо видна башня Дивана. Во внутренней сокровищнице выставлены оружие и амуниция, а через двор расположены дворцовые кухни с великолепным рядом дымоходов. На углу находится гарем, куда обязательно следует сходить с организованной экскурсией.

Когда-то сюда имели право входить только евнухи и султанская стража в часы службы. Многие залы закрыты до сих пор и ожидают реставрации, но все же экскурсия проходит в большей части комплекса из 400 помещений, включая Императорский зал, где султан принимал посетителей, и спальню Мурада III с изникскими изразцами XVI века, мраморным фонтаном и бронзовым камином. В основном корпусе (третий двор) помещается Тронный зал, где проходили заседания султана с членами Дивана отдавались приказания.

Рядом в павильоне Завоевателя находится сокровищница, где можно увидеть такие знаменитые экспонаты, как кинжал с тремя огромными изумрудами и пятый по величине в мире алмаз. В павильоне Святого Покрова хранятся реликвии, привезенные Селимом Грозным из завоеванного в 1517 году Египта. Четвертый двор составляет парковую территорию с различными постройками, включая павильон Обрезания и роскошно убранную Меджидие Кёшкю, откуда открывается прекрасный вид на все дворцовые постройки.

К северу от дворца размещается бывший дворцовый парк Гюльхане, где ныне находятся три музея. В Археологическом музее хранится превосходная коллекция саркофагов, скульптуры и прочих экспонатов древних эпох. В соседнем и старейшем светском здании Стамбула Чинили-Кёшк размещается Музей керамики с собранием изысканных изникских изделий и сельджукских изразцов. Рядом расположен музей Древнего Востока с небольшой, но эффектной коллекцией анатолийских, египетских и месопотамских реликвий.

  • Голубая мечеть

Голубую мечеть легко узнать по ее 6 минаретам. Внутри четыре «слоновьи» колонны скрывают часть сооружения и зрительно уменьшают подпираемый ими купол. Мечеть названа по цвету 20 тысяч устилающих ее изразцов, великолепных образчиков изникской керамики конца XVI века с растительным и абстрактным орнаментом. У наружной стены находится усыпальница султана Ахмеда, где он погребен с женой и тремя сыновьями. За мечетью располагается Музей ковров Вакыфлар, где выставлены старинные ковры и килимы со всей .

Западнее Голубой мечети находится территория Ипподрома, сооруженного при Септимии Севере в 200 году нашей эры. На его южном конце стоит Египетский обелиск, изначально имевший 60 метров в высоту, однако при перевозке из Египта в VI веке сохранилась только его верхняя треть. У основания обелиска вырезаны сцены, запечатлевшие воздвижение монумента в Константинополе при правлении Феодосия I. По соседству расположена Змеиная колонна, привезенная императором Константином из храма Аполлона в Дельфах.

На западной стороне от Ипподрома в бывшем дворце (1524 год) великого везира Сулеймана Великолепного Ибрагима-паши размещен Музей турецкого и исламского искусства (вторник-воскресенье 9.00-17.00, 2,50 евро) с лучшим в мире собранием мусульманских раритетов. Великолепный приемный зал Ибрагима-паши содержит коллекцию турецких ковров, а в залах первого этажа у центрального двора находится экспозиция, посвященная народному искусству анатолийских племен.

К северу на углу Yerebatan Caddesi расположен Еребатан-Сарай, или Базилика Цистерна – единственное сохранившееся подземное водохранилище. Оно, видимо, было построено при Константине Великом, расширено Юстинианом и служило источником воды для Большого дворца византийских императоров. Мостки позволяют пройти сквозь целый лес колонн и взглянуть на монументальные головы Медузы, подпирающие две из них. По другую сторону Голубой мечети находится Музей мозаики, где демонстрируется великолепная мозаика, некогда украшавшая полы обширного комплекса Большого дворца, занимавшего пространство от ипподрома до стен у моря.

  • Большой базар, мечеть Сулеймание и Базар пряностей

К западу от площади Султанахмет по Divan Yolu пройдите к колонне Константина (Чемберлиташ), воздвигнутой в 330 году в честь перенесения в город столицы Римской империи. Направо от главной улицы находится район Баязид, центром которого является Большой базар, или Каналы Чаршы, насчитывающий около 4 тысяч лавок и магазинчиков. Эта зона давно уже вышла за пределы прежнего крытого базара, расширившись в направлении Золотого Рога. Вокруг Kurkcular Kapi и Perdahcilar Caddesi продают ковры на любой вкус и кошелек, а также изделия из кожи, а ювелирная торговля сосредоточена на Kuyumcular Caddesi.

Двигаясь к западу от базара, вы выйдите к мечети Баязида, старейшей из сохранившихся в городе (1506 год), с красивым двором, выложенным цветным мрамором. Рядом с базаром среди приятных тенистых двориков за университетом возвышается лучшая из всех османских мечетей – Сулеймание. На здешнем кладбище вы увидите гробницы Сулеймана Великолепного и его могущественной супруги Роксоланы.

Особенно впечатляет усыпальница Сулеймана с дверями, инкрустированными черным деревом и слоновой костью, серебром и нефритом. Остальную часть этого комплекса составляют знаменитая библиотека Сулеймание и простая гробница главного придворного архитектора Мимара Синана, чей тщательно вырезанный тюрбан свидетельствует о высоком положении владельца.

Район, спускающийся к реке за Большим базаром, известен под названием Эминёню. Здесь на набережной стоит последняя из стамбульских императорских мечетей, Новая мечеть (Ени). Рядом находится Базар пряностей, или Мысыр Каршысы (Египетский базар), где продаются всевозможные пахучие снадобья – от шафрана до афродизиаков. Чуть западнее очаровательная небольшая мечеть Рустем-паши, выложенная замечательными изникскими изразцами. Наиболее примечательный объект набережной – Галатский мост, современное двухъярусное сооружение, перекинутое через бухту Золотой Рог.

  • Церковь Спасителя в Хоре и городские стены

К западу от района Баязид Стамбул становится более спокойным и представляет ряд поселков, пересеченный основными трассами. Здесь находится бывшая церковь Спасителя в Хоре, а ныне мечеть Карийе, построенная в начале XII века и сохранившая превосходные фрески и мозаику XIV века. Добраться можно на метро до Топкапы (имеется в виду западный район, а не дворец в центре города) либо пешком, следуя на север вдоль городских стен до ворот Эдирнекапа и далее но указателям.

Западные городские стены протяженностью свыше 6 километров особенно интересны как реликвии византийской эпохи. На протяжении 800 лет они защищали полуостров от нападений. Впервые их воздвиг император Феодосий II, когда срочно потребовалось защитить город о нашествия гуннов под водительством Аттильт в 447 году.

Тогда был выпущен указ, обязавший участвовать в строительстве всех граждан, независимо от общественного положения, и всего за 2 месяца при участии 16 тысяч человек работа была завершена. До наших дней сохранилась большая часть наружных стен и 96 башен, и хотя некоторые секции перестраивались, нетронутые разделы можно осмотреть. Однако не забывайте о безопасности, особенно в вечернее время.

  • Бухта Золотой Рог (Каракёй и Бейоглу)

По Галатскому мосту из старого центра можно попасть в Каракёй (бывшую Галату). Здесь в 1261 году образовалась генуэзская колония, в которой имелись также еврейская, греческая и армянская общины. В первые века османского правления место стало называться «европейским» кварталом. В последующую эпоху европейцы постепенно расселялись из Галаты в соседний район Бейоглу, а после исхода оттуда многочисленного греческого населения в 1960-х годах район утратил свой интернациональный дух и наполнился борделями и сомнительными киношками. Однако затем квартал расчистили, и ныне он полон модных кафе, баров, ресторанов и клубов, хотя и сохранил зону «красных фонарей».

Главная здешняя достопримечательность – Галатская башня постройки 1348 года, со смотровыми галереями, кафе и очень дорогим рестораном, откуда открывается лучшая панорама города. Вверх по бульвару Истикляль неприметный проем ведет к бывшей обители Мевлеви с ритуальным залом основанной в XIII веке секты крутящихся дервишей. Тут можно увидеть музыкальные инструменты и одеяния дервишей, само же здание отреставрировано в духе конца XVIII века. В течение года по воскресеньям здесь проходят представления дервишей. Отсюда на старинном трамвае неплохо проехать по Истикляль до площади Таксим, любуясь по дороге роскошными архитектурными постройками в стиле fin-de-siecle.

Вконтакте

Никто не может оставаться равнодушным к Стамбулу! Благодаря 7 холмам, на которых он построен, разделяющему его на азиатскую и европейские части великолепному проливу Босфора, и бухте Золотой Рог город был и остается уникальным и единственным!

Город пленяет своей историей уже с самого начала своего основания: колонисты из греческого города Мегары решают основать новый город и идут за советом по поводу локации будущего поселения к Дельфийскому оракулу. Оракул ответил, что город следует возводить «напротив слепых». Мегарцы под предводительством своего вождя Византа прибыли к Босфору, и тот, увидев Халкидон (нынешний район Кадыкой), сказал своим спутникам: «Основатели этого города и есть те слепые, так как не поняли преимуществ Золотого Рога, предпочтя ему место, где построен Халкидон». Таким образом, местом, указанным оракулом, был Серайский мыс, где мегарцы и построили Стамбул.

Город был назван не османами, как это принять считать. Название города упоминается как человеческое имя в произведении IX века под названием Fütuh’üş-Şam. Сын грека Мелики Тимаош, которого звали Истанбул, в течение всех четырех лет своего правления работает над строительством города. Однако его строительство завершает Константин, пришедший на место Истанбула, и называет город своим именем. В книге X века город упоминается как Истинболин (İstinbolin). Связанных с названием города и несвязанных между собой других историй и легенд бесчисленное множество. Стамбул в разное время назывался Византий, Константинополь, Константинийэ, Аситане (перс. Asitane – столица столиц), Дарюлхилафе (Darülhilafe) и Дерсаадет (Dersaadet – врата блаженства, счастья).

История Стамбула уходит корнями в глубокую древность и берет свое начало триста тысяч лет назад. Первые следы человеческой культуры были обнаружены при раскопках в пещере Ярымбургаз на берегу озера Кючюкчекмедже. Полагается, что в окрестностях озера находились неолитические и халколитические поселения. В районе Дудуллу были обнаружены орудия труда раннего палеолита, а в районе Агачлы – орудия среднего и верхнего палеолита. Во время строительства железнодорожного туннеля Мармарай в 2008 году были найдены следы, относящиеся к Каменному веку (6500 до н.э.), при раскопках в районе Фикиртепе на Азиатской части – постройки времен Бронзового века (5500 – 3500 до н.э.), а в районе Кадыкой – следы проживания финикийцев. Город Византий был основан Византом в 667 году до нашей эры. После завоевания города римлянами Септимий Север, ставший цезарем Римской империи, начинает восстанавливать Византий, присвоив ему имя Августа Антонина (лат. Augusta Antonina) в честь своего сына. Император Константин I объявил город столицей Римской империи. В это время город стал называться Новым Римом, но название не прижилось, а затем после смерти императора Константина в 337 году название города опять изменилось на Константинополь.

Период Византийской империи продлился с 324 по 1453 год. Восточная Римская империя превратилась в Византийскую империю, столицей которой был провозглашен Константинополь. Этот период стал началом эпохи процветания, город разрастался и развивался. Наряду с ипподромом (площадь Султанахмет) на 100000 человек были построены порты и акведуки. Константин, основавший в 360 году самый большой в мире собор Айя Софью, изменил религию Римской империи на христианство, в результате чего появилась первая трещина в отношениях с западом. Византийская империя берет свой отсчет с момента смерти императора Феодосия I. После гибели западной части Римской империи в 476 году, большая часть римлян, проживающих там, перекочевали в восточную часть под названием Византийская империя. Таким образом, столицей Византийской империи вновь был провозглашен Стамбул. Эпидемия чумы в 543 году унесла чуть ли не половину населения города. Императору Юстиниану I пришлось заново восстанавливать столицу. Подвергающийся многочисленным нашествиям, в 1204 году Стамбул был захвачен и разграблен крестоносцами в ходе IV крестового похода. Период Латинской империи завершился в 1261 году. Уменьшенная после этого территория Византийской империи была осаждена Османской империей в 1391 году.

29 мая 1453 года турецкие войска во главе с султаном Мехмедом II Завоевателем взяли штурмом Константинополь. Эта дата также является завершением периода Средневековья. Во времена Оманской империи Стамбул быстро развивался. Было построено множество дворцов, рынков, школ и хаммамов. В течение всего лишь 50 лет Стамбул стал одним из самых крупных городов мира, где в гармонии жили евреи, христиане и мусульмане. Благодаря мосту в бухте Золотой Рог, туннелю в Каракой, железным дорогам и морским перевозкам, строительству муниципалитетов и больниц, а также многим другим новшествам, город приобрел статус современного и важнейшего центра. В 1918 году Стамбул был оккупирован войсками Антанты.

29 октября 1923 года вместе с установлением Республики столичные функции Стамбула, пробывшего столицей около 2500 лет, переходят к Анкаре. Однако город сохранил за собой право называться самым многолюдным, а также торгово-промышленным, коммерческим, культурным и туристическим центром не только страны, но и мира. Сегодня Стамбул удерживает свои позиции, имея самое молодое население среди ведущих европейских городов и сохраняя здоровый темп экономического роста. Это один из мегаполисов, который приходит на ум при упоминании квалифицированной рабочей силы, культуре и развлекательном туризме. Сегодня Стамбул состоит из 39 районов. Из них 25 расположено на европейской части, и 14 – на азиатской части. Население этого одного из самых крупных мегаполисов в мире составляет 14.160.467 человек.

Сегодня Стамбул - это крупный город Турции, ее культурный, исторический и промышленный центр. За период своего существования Стамбул смог побывать столицей великих империй и накопить богатую, интересную историю.

Происхождение названия

До 1930 года город носил название Константинополь (город Константина), до 330 года - Византий. В некоторых средневековых летописях встречались такие имена, как Царьград или Цариград. Новый или Второй Рим - это еще одно историческое название.

Существует несколько версий, объясняющих появление современного названия. По одной из них оно произошло от слова «Истинполин», которое использовали арабы в XIII веке. Вторая версия гласит, что начало современному названию положило слово «Исламбул», что переводится как «город ислама».

От Византии к Стамбулу

Начало было положено в 658 году до н. э., когда колонисты из Греции основали город и назвали его в честь вождя Византа. Город Византий, заселенный рыбаками и торговцами, быстро развивался. В 330 году Константин Великий, император Римской империи, перенес сюда столицу и нарек ее Новым Римом. Но имя не прижилось. Столицу Римской, а после и Византийской империи называли Константинополем.

«Золотой век» настал для Константинополя во время правления Юстиниана. После крупного восстания в 532 году, ставшего причиной многочисленных разрушений, император привлек лучших архитекторов со всего мира, чтобы восстановить столицу. К данному периоду относится массовое строительство новых храмов и дворцов, среди которых собор Святой Софии - один из наибольших христианских храмов.

В период с 666 по 950 год город на берегах Босфора подвергался многочисленным нападениям и осадам со стороны русов и арабов. В эти годы были уничтожены ценные иконы и остальные произведения искусства религиозной тематики. Второй расцвет «жемчужины Босфора» связан с приходом к правлению Македонской династии. X век - время активного развития грекоязычной культуры: науки, литературы и живописи. Последний расцвет Константинополя пришелся на правление династии Комнинов (XI-XII вв.).

В 1453 году, когда турецкое войско Мехмеда II захватило столицу, пришел конец христианской Византийской империи. Город стал столицей новой Османской империи и получил неофициальное название Стамбул. Официальное переименование состоялось лишь в 1930 году.

Стамбул (Турция) - самая подробная информация о городе с фото. Главные достопримечательности Стамбула с описанием, путеводители и карты.

Город Стамбул (Турция)

Стамбул (бывший Константинополь) - крупнейший город Турции и её основной порт. Расположен на северо-западе страны на берегах пролива Босфор, который соединяет Чёрное и Мраморное море. Стамбул - единственный город в мире, который расположен сразу в двух частях света - Европе и Азии. Это древний мегаполис, который на протяжении своей истории был столицей трёх великих империй: Римской, Византийской и Османской. Всё это превратило Стамбул в один из самых захватывающих городов мира с уникальным культурным и историческим наследием.

Стамбул географически и культурно соединяет Европу и Азию. Благодаря этому он имеет особый колорит и атмосферу. На протяжении своей богатой истории город был сердцем могучих империй, его называли "Новым Римом " и считали центром цивилизованного мира. Достопримечательности Стамбула способны восхитить любого: знаменитая Айя-София, изящная Голубая мечеть, Цистерна базилика, дворец Топкапы, Гранд-базар. Поездка сюда подарит удивительные впечатления и множество интересных открытий.

В настоящее время Стамбул является крупнейшим культурным и финансовым центром Турции. Пролив Босфор разделяет его на европейскую и азиатскую части, которые соединены тоннелями и мостами. Это огромный современный мегаполис, который является крупнейшим городом Европы. Здесь проживает почти пятая часть населения Турции. Также Стамбул входит в пятёрку самых посещаемых городов мира.

География и климат

Стамбул расположен на холмах северо-западной Турции на обоих берегах пролива Босфор. Юг города находится на побережье Мраморного моря. Европейская часть Стамбула большой азиатской и делится на две части узким заливом Золотой Рог.

Климат - субтропический. Лето тёплое с средней температурой 20-28 градусов. Сильная жара бывает не часто. Зима прохладная с редкими отрицательными температурами и нестабильным снежным покровом. В зимний период на погоду могут значительно влиять холодные фронты. Несмотря на преобладание положительных температур высокая влажность и ветер делают погоду в холодный период не самой приятной. За год выпадает 800-900 мм осадков. Большое количество осадков выпадает с октября по март.

Практическая информация

  1. Население - около 15 млн человек.
  2. Площадь - 5343 квадратных километров.
  3. Язык - турецкий.
  4. Валюта - лира.
  5. Виза - на срок до 60 дней достаточно иметь загранпаспорт, срок действия которого больше четырёх месяцев со дня въезда в Турцию.
  6. Время - UTC +3.
  7. Стамбул - огромный город с множеством туристов. Это привлекает многочисленных мошенников. Будьте осторожны в оживленных местах, не заходите в трущобы между проспектами Сулеймания и Ататюрка, не доверяйте незнакомым людям. В ресторанах и барах внимательно изучайте меню, уточняйте точную стоимость еды и напитков перед заказом. Не заходите в заведения, в которых совсем нет туристов.

  • Султанахмет - старый город между бухтой Золотой Рог, Босфором и Мраморным морем, где сосредоточены самые известные исторические достопримечательности Стамбула.
  • Галата - когда-то предместье Константинополя, позднее основной торговый район. Сейчас это оживлённое место с множеством кафе, ресторанов, ночных клубов, отелей.
  • Новый город - главный деловой район города с большим количеством современных торговых центров.
  • Босфор - европейский берег одноимённого пролива, усеянный многочисленными дворцами, парками, особняками на воде и богатыми кварталами.
  • Золотой Рог - окрестности одноимённой бухты, которая разделяет европейскую часть Стамбула.
  • Принцевы острова - архипелаг из девяти живописных островов в Мраморном море.
  • Азиатская часть - восточная часть Стамбула с прекрасными кварталами на побережье Босфора и Мраморного моря.

История

Первые поселения на территории современного Стамбула относятся к эпохе неолита. Достоверные упоминания о городе датируются 7 веком до нашей эры, когда на азиатской стороне Босфора поселились греческие торговцы. В 667 году до н.э. был основан город Византий. Основателем считается Визант из Мегары. Благодаря выгодному стратегическому положению Византий быстро рос и процветал. В 1 веке до нашей эры город попал под власть Римской империи. Несколько спокойных веков сменились упадком при императоре Септимии Севере. В 3 веке Византий постоянно атаковали варвары. Из римских строений остались только руины ипподрома.

Поворотным моментом в истории города считается 324 год. В этот период император Константин переносит сюда столицу Римской империи и называет город Новый Рим. Название не прижилось и очень быстро его стали называть Константинополем. Константин фактически отстроил город заново, увеличив его площадь в несколько раз. В 5 веке после падения Римской империи Константинополь становится столицей Восточной Римской империи или Византии. На протяжении почти тысячи лет город являлся одним из главных центром науки и культуры на европейском континенте. Столицей Византии Константинополь оставался до 15 века.


В период Византии Константинополь являлся одним из крупнейших городов Европы, самым богатым и процветающим древним мегаполисом. Константин высоко оценил выгодное положение Византия, расположенного между Европой и Азией, а также на морском пути из Чёрного моря в Средиземное. Не последнюю роль в его решении сыграла неспокойная обстановка в Риме: распри, заговоры знати. В дальнейшем Константин всячески поощрял переселение в новую столицу жителей из других римских провинций. Также в Константинополь свозились произведения искусства со всех уголков Римской империи.

В 5 веке прекратила существование Западная Римская империя. В Константинополь были переданы императорские регалии и он стал единственным "наследником" славы Рима. В 6 века к власти пришёл император Юстиниан, при котором Византия и Константинополь достигли наивысшего расцвета. Хотя в 532 году город пережил крупное восстание, которое закончилось кровавой победой Юстиниана и его сторонников. В 626 году Константинополь был осажден аварами. В дальнейшем история столицы Византии была наполнена восстаниями и заговорами. Династии сменяли друг друга и сопровождались жестокими столкновениями. В 1204 году Константинополь был взят и разграблен крестоносцами. Фактически после этого Византийская империя распалась на несколько государств, а её столица надолго пришла в упадок. В 1453 году Константинополь был захвачен османами, которые сделали его столицей своей империи. Византия перестала существовать.


Константинополь оставался столицей Османской империи до 1922 года. Османы значительно перестроили город. Христианские церкви были обращены в мечети. В 16 веке для Константинополя наступает новый "золотой век". В это период здесь строятся великолепные здания и сооружения. В 1845 год через Босфор был построен первый мост, а через пять лет по проливу пошли пароходы.

После поражения Турции в Первой мировой войне Константинополь был осажден войсками Антанты. Освобождён город был в 1922 году Мустафой Кемалем. При Ататюрке он потерял статус столицы, которую перенесли в Анкару. В 1930 году Константинополь был переименован в Стамбул.

Как добраться

Стамбул является одним из крупнейших транспортных шлюзов Европы, поэтому добраться сюда просто практически из любых крупных городов Европы, Азии и большинства мировых столиц. Крупнейшим аэропортом Стамбула и Турции является аэропорт Ататюрка, расположенный в 20 км западнее города. Из аэропорта в центр можно добраться на метро и автобусе. В 50 км расположен аэропорт Сабиха Гёкчена, в который прибывают множество бюджетных перевозчиков. Самый дешёвый способ добраться в европейскую часть Стамбула из этого аэропорта - сесть на автобус линии E10 или E11. Далее - на паром в районе Кадыкёй. Поезда связывают Стамбул с Анкарой и Эдирне. Прямые автобусные маршруты есть из городов Греции, Болгарии, Румынии.

Стамбул имеет довольно запутанную систему общественного транспорта. Общественный транспорт включает четыре линии метро, четыре трамвайных линии, два фуникулера, множество автобусных линий и паромов. Для проезда нужно иметь специальную карту или купить специальный жетон в различных билетных киосках на станциях. Стоимость билетов на общественный транспорт фиксированная и не зависит от продолжительности поездки.


Шопинг и покупки

Стамбул может предложить отличный шопинг от восточных базаров и небольших лавок до магазинов известных брендов и современных торговых центров. Крупнейшим рынком является Гранд-базар, который ежедневно посещают 200 - 400 тысяч человек. Сейчас он больше является туристической достопримечательностью с завышенными ценами. Большинство крупных торговых центров расположены в Новом городе и западных пригородах. За хорошей одеждой и обувью лучше идти в район Нишанташи (европейская часть Стамбула) или на проспект Баграта (азиатская). Основной валютой является лира, хотя часто принимают доллары и евро. Некоторые магазины могут быть закрыты в воскресенье.


Популярные покупки:

  • Различные турецкие сладости. Лучше брать на развес, предварительно попробовав. Часто сладости в коробках не такие вкусные. Кроме того, размер содержимого совсем не соответствует упаковке.
  • Кожаные изделия.
  • Ковры и изделия из керамики.
  • Чай и кофе.

Еда и питье

Уличная еда:

  • Döner (что-то похожее на нашу шаурму) - отличный вариант для быстрой и дешёвой уличной еды. Множество таких заведений можно найти в районе Istiklal.
  • Balık-Ekmek - рыбный бутерброд, который можно купить на побережье на лодках и небольших кафе. Особенно их много и в районе Кадыкёй.
  • Hamsi - горстка мелкой обжаренной рыбы с луком и хлебом.
  • Patso - хот-дог с картофелем фри.
  • Жареные каштаны и варёная кукуруза.
  • Симиты - бублики с кунжутом.
  • Пахлава, халва и другие турецкие сладости.
  • Лахмаджун - тонкое тесто с пряным фаршем.

Найти место где покушать в Стамбуле не проблема. Здесь есть заведения на любой вкус и кошелёк. Их концентрация увеличивается в популярных туристических местах. Популярные традиционные блюда: различные виды кёфте и кебабов, бейран (пряный суп), искендер (мясо, приготовленное на гриле), рыбные и овощные супы.

Достопримечательности

Стамбул, безусловно, один из самых интересных городов мира. Он имеет множество достопримечательностей, которые относятся к римскому, византийскому и османскому периодам. Этот город способен удивить уникальным наследием и всемирно известными памятниками истории и культуры. Здесь Запад встречается с Востоком, мусульманские мечети соседствуют с христианскими церквями, а на улицах можно встретить настоящие античные и средневековые древности. Поэтому исторические районы Стамбула между бухтой Золотой Рог, Мраморным морем и Босфором являются объектом Всемирного наследия.


Султанахмет

Самые известные достопримечательности Стамбула расположены в историческом районе Султанахмет: Айя-София, Цистерна базилика, Голубая мечеть, дворец Топкапы. К северу через бухту Золотой Рог лежит район Галата, увенчанный одноимённой башней. От Галаты начинается одна из самых популярных улиц Стамбула - Истикляль, которая выходит на площадь Таксим. К северу от площади Таксим находится Новый город - деловой и финансовый центр города. Здесь расположены небоскрёбы, современные торговые и офисные центры, множество неоклассических зданий и особняков в стиле модерн. Через Босфор на востоке находится азиатская часть Стамбула, сосредоточенная вокруг исторических районов Кадыкёй и Ускюдар.


Собор Святой Софии (Айя-София) - одна из самых известных и знаковых достопримечательностей Стамбула, грандиозный христианский собор, в период Османской империи превращенный в мечеть. Это великолепный шедевр византийского зодчества, который сейчас является музеем. Собор св. Софии был построен в 536 году императором Юстинианом. На протяжении десяти веков это сооружение являлось одним из самых больших и величественных в мире. После завоевания Константинополя османами собор был превращён в мечеть Айя-София. В 1935 году Ататюрк объявил её музеем.

Айя-София во многом сохранила великолепное наследие Византии. Интерьер собора известен изумительными золотыми мозаиками, огромными нефами и куполами. При входе расположена блестящая мозаика Христа. Апсида украшена мозаикой Спасителя и Богородицы. Над апсидой были изображены архангелы Михаил и Гавриил (остались только фрагменты). Османы добавили в интерьер михраб (молитвенную нишу, которая указывает направление на Мекку) и некоторые арабские надписи. Красивые мозаики расположены также под куполом и на верхних галереях.


При выходе обратите внимание на великолепные бронзовые ворота, которые датируются 2 веком до нашей эры. На люнете дверного проёма расположена великолепная мозаика, изображающая Деву Марию и императоров Константина и Юстиниана. Дверь слева ведёт в баптистерий 6 века, который был превращён в султанскую гробницу. Справа расположен хамам (бани) 16 века.


Голубая мечеть - ещё одна знаковая достопримечательность Стамбула, шедевр мусульманской архитектуры. Была построена между 1609 и 1616 годами султаном Ахметом I. После завершения строительства мечеть произвела фурор в мусульманском мире не только своими размерами и великолепной архитектурой, но и тем, что имела шесть минаретов (как и Великая мечеть в Мекке). Голубой мечеть назвали за десятки тысяч голубых плиток в интерьере, которые создают интересный пространственный эффект. Это сооружение является одним из самых выдающихся шедевров османской архитектуры в Стамбуле.

За мечетью находится базар Араста, на котором можно купить хорошие сувениры. Также рядом можно посетить музей мозаики Великого дворца, в котором можно посмотреть на фрагмент мозаичного тротуара, найденного в 50-х годах 20 века.


Феодосийские стены - участок хорошо сохранившихся древних укреплений, которые обозначают западную границу старого города. Большая часть стен датируется 5 веком. Они были возведены при императоре Феодосии вместо более древних укреплений, построенных при Константине. Протяжённость стен составляет около 7 км. Прогулка здесь поможет почувствовать настоящую атмосферу Константинополя.


Дворец Топкапы - великолепное сооружение 15-го века, построенное Мехметом Завоевателем практически на берегу Босфора. Отсюда османские правители управляли своей империей до 19-го века. Это огромный дворцовый комплекс с стенами и башнями, который является шедевром османского искусства.


Дворец Топкапы известен роскошными интерьерами и внутренними дворами с богатой сложной росписью. Его самыми популярными местами являются: гарем, второй двор с обширными кухнями и палатой имперского совета, третий двор с личными комнатами султана, казначейством и священной комнатой, в которой хранятся мощи пророка Мухаммеда.


Цистерна Базилика

Цистерна Базилика - одна из самых удивительных достопримечательностей Стамбула, получившая широкую известность благодаря книге Дэна Брауна "Инферно" (и её последующей экранизации). Представляет собой огромный подземный зал, поддерживаемый 336 колоннами, который выполнял роль хранилища воды. Цистерна базилика была начата при Константине и закончена в 6 веке при Юстиниане. Многие колонны имеют декоративную резьбу. В северо-западном углу расположены знаменитые колонны Медузы.


Ипподром - одно из немногих древнеримских сооружений, сохранившихся на территории Стамбула в виде руин. Ипподром был начат при Септимии Севере и закончен при Константине. Это место было одним из центров византийской жизни, сценой для великолепных игр и захватывающих гонок колесниц, ареной жестоких боёв. До наших дней от Ипподрома сохранились небольшие участки стен на южной стороне. На юго-западе находятся три древних памятника: египетский обелиск, древнегреческая колонна и каменный обелиск.


Гранд-базар - огромный крытый рынок, который является первым в мире торговым центром. Большой базар занимает целый квартал и расположен на месте форума Феодосия. В него ведут 11 ворот. Внутри Гранд-базар представляет собой лабиринт улиц с огромным количеством магазинов и людей. За день его посещают несколько сотен тысяч человек.


Сулеймание - крупнейшая мечеть Стамбула (из действующих) и одно из самых известных религиозных сооружений города. Расположена на высоком холме в историческом районе Султанахмет. Мечеть была построена в 16 веке. В её структуре выделяется 53-метровый купол и стройные минареты. Сулеймание отличается своими гармоничными пропорциями и красивой архитектурой. В саду у мечети находится старое османское кладбище.


Рынок пряностей - второй по значению и размерам базар Стамбула, на котором можно купить сладости, сушеные фрукты, орехи и, конечно же, специи. Рядом с главным входом расположена величественная мечеть 17-го века.


Долмабахче - великолепный дворец 19 века в стиле турецкого возрождения, который стал главной резиденцией султанов вместо дворца Топкапы. Здание имеет роскошные интерьеры, которые сочетают стили рококо, барокко, неоклассические и османские элементы. Многие комнаты дворца богато отделаны золотом, обставлены шикарной мебелью, а их потолки украшены фресками и гигантскими хрустальными люстрами.


Церковь Христа Спасителя в Полях - одна из самых хорошо сохранившихся византийских церквей Стамбула, которая была частью монастыря Хора. Первая церковь на этом месте была воздвигнута в 5 веке. В 9 веке здание было полностью разрушено и восстановлено в 11-14 веках. Церковь известна поразительными шедеврами византийского искусства - яркими мозаиками 14-го века и красивыми фресками.


Маленькая Айя-София - небольшая древняя византийская церковь, превращенная в мечеть. Прежде чем построить великолепную Айя-Софию, Юстиниан велел построить эту миниатюру, чтобы проверить конструктивные решения. Первоначально церковь называлась в честь святых Сергия и Вакха, но очевидные архитектурные параллели привели к тому, что прозвище стало официальным названием.


Мечеть Рустема-паши - великолепная мечеть 16-го века из гранита и мрамора с красивым интерьером. Расположена недалеко от рынка специй.


Едикуле - древняя крепость, построенная в 5 веке в период правления Феодосия II. Она составляла южную часть оборонительных стен Константинополя. Здесь находились знаменитые Золотые ворота.

Галата - великолепная генуэзская башня 14-го века, расположенная в одноимённом районе Стамбула и являющейся одной из самых известных его достопримечательностей.


Истикляль - один из самых известных проспектов Стамбула, который начинается у башни Галата и заканчивается на знаменитой площади Таксим. Это оживленная пешеходная улица с множеством магазинов, ресторанов и кафе. В её окрестностях расположено много красивых исторических и религиозных зданий.


Девичья башня

Ускюдар - исторический район в азиатской части Стамбула с великолепными старыми мечетями, извилистыми переулками и старинными деревянными домами. Одной из самых известных достопримечательностей района является 30-метровая Девичья башня, расположенная на небольшом острове. Здесь в древности располагалось одно из самых ранних греческих поселений на Босфоре - Хрисополис.

Центр Стамбула

Стамбу́л (тур. İstanbul, также Константинополь, греч. Κωνσταντινούπολη, Царьград) - крупнейший город, морской порт, крупный промышленно-торговый и культурный центр Турции; бывшая столица Византии и позже Османской империи. Расположен на берегах пролива Босфор.

География

Расположение

Стамбул расположен в холмистой местности на северо-западе Турции на обоих берегах пролива Босфор и с юга - на берегу Мраморного моря. Основная часть города находится в Европе, меньшая - в Азии. В свою очередь, европейская часть города делится на две части бухтой Золотой Рог. Площадь города - 1 538,77 км², координаты - 41°00′ с.ш. 29°00′ в.д. / 41° с.ш. 29° в.д. (G).

Стамбул обладает очень удачным географическим положением - город расположился сразу в двух частях света на пути из Европы в Азию и из Чёрного моря в Мраморное море и далее в Средиземное.

Климат

Стамбул располагается в зоне умеренного климата с характерными для него тёплым летом и прохладной зимой. Средняя температура в январе - от +3 до 9 °C, в августе - от 20 до 29 °C, температура воды - 23 °C. Осадков - 633 мм в год. Зимы дождливые, иногда выпадает снег.

История города

Стамбул в традиционной истории

Большинство историков считают, что город на западном берегу Босфора был построен в 667 году до н.э. Византом и был назван в честь основателя. Несмотря на великолепное географическое положение, в III веке н.э. город стал приходить в упадок. Но в 324 году император Константин перенес сюда свою столицу, и более чем на тысячу лет Константинополь становится центром Римской, а затем Византийской империи. В город был взят турками и после этого становится столицей Османской империи.

Константинополь по версии Н.А. Морозова

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Айя-София стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы. В году в храме было возобновлено проведение мусульманских религиозных обрядов.

Цистерна Базилики

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Цистерна - подземное водохранилище

Цистерна Базилика (тур. Yerebatan Sarnici, Еребатан Сарничи) - одно из самых крупных и хорошо сохранившихся древних подземных водохранилищ Константинополя (в настоящее время в городе найдено более 40 цистерн), имеющее внешнее сходство с дворцовым комплексом. Здесь хранился резерв питьевой воды на случай засухи или осады города, вода доставлялась по водопроводу и акведукам (в том числе и по самому большому акведуку Константинополя - акведуку Валента) из источников Белградского леса, расположенном в 19 км к северу от города. Цистерна Базилика расположена в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет напротив Собора Святой Софии.

Строительство цистерны было начато греками во время правления императора Константина I (306-337 гг..) и закончено в 532 году при императоре Юстиниане. Размеры подземного сооружения - 145 на 65 метров, ёмкость - 80 000 кубических метров воды. Сводчатый потолок цистерны поддерживают 336 колонн (12 рядов по 28 колонн) 8-метровой высоты, колонны стоят на расстоянии 4,80 метра друг от друга, стены сделаны из огнеупорного кирпича толщиной 4 метра и покрыты специальным водоизоляционным раствором.

Крепость Йорос

Руины крепости находятся на слиянии Босфора и Черного моря. Крепость использовалась вплоть до XIX века, после чего потеряла своё военное стратегическое значение и пришла в упадок. Согласно Новой Хронологии крепость Йорос - это евангельский Иерусалим, а гора Бейкоз, на которой он расположен – библейская Голгофа.

Публикации по теме