Ингушетия. Цори, Вовнушки и другие древние постройки

13:06 — REGNUM Оценивая туристский потенциал Ингушетии, генеральный директор ОАО "Курорты Северного Кавказа" Сергей Верещагин отметил, что курорты Армхи и Цори - места, где можно развивать все виды туризма Об этом 18 октября сообщили в пресс-службе главы региона.

В совещании по вопросу развития туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории Сунженского и Джейрахского районов, которое прошло на самой верхней точке горнолыжной трассы в селении Армхи Сергей Верещагин, говоря о перспективности Джейрахского ущелья как природного памятника, привлекающего внимание туристов уникальностью и первозданной красотой, пообещал оказать помощь в строительстве инфраструктурных объектов. "Только на эти цели, по нашим подсчётам, нужно потратить порядка 700 миллионов рублей. Главное - у населения есть понимание того, что мы созданием рабочих мест даём им возможность почувствовать уверенность в завтрашнем дне", - подчеркнул директор ОАО "Курорты Северного Кавказа".

Юнус-Бек Евкуров сообщил, что силами частных инвесторов, главным из которых выступает группа компаний " Акрополь " , на ингушских курортах Армхи и Цори уже построены горнолыжная трасса длиной 1,2 тыс. метров, канатная дорога, ресторан, бассейны, магазин экипировки и снаряжения для горнолыжников. Общий объем инвестиций составит около 100 млрд рублей. В проект уже вложено свыше 200 миллионов.

Основной горнолыжной базой в Ингушетии станет курорт Цори, где для этого есть более подходящие природные условия - малолесистые и пологие склоны и устойчивый снежный покров зимой. Горный ландшафт Джейрахского района позволяет строить лыжные трассы любой категории сложности.

По словам Юнус-Бека Евкурова, в особой экономической зоне помимо объектов туризма в Джейрахском районе построены большая школа, физкультурно-оздоровительный комплекс, прокладываются новые дороги, почти готова к сдаче районная больница на 50 посещений в смену. Три года назад с территории курорта был снят режим пограничной зоны, теперь для отдыха не требуется оформление специального пропуска. Отдыхать и тренироваться здесь смогут не только горнолыжники, но и пловцы: для плавания в летнее время можно использовать бассейны, созданные для оснежения склонов.

Напомним, решение о создании особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Ингушетии принято правительством РФ 29 декабря 2011 года, а 27 января 2012 г. в Москве подписано соглашение между Республикой Ингушетия, минэкономразвития РФ, ОАО "Курорты Северного Кавказа", администрациями Джейрахского и Сунженского районов о создании ОЭЗ. В республике планируется построить два горно-туристических комплекса - Цори и Армхи. По предварительной оценке, площадь курортов составит 50 кв. км, будет проложено 62 км горнолыжных трасс, на которых установят 19 подъемников.

На самом юге ингушской земли, на приграничных с Грузией территориях, будет построен новый всесезонный горно-рекреационный комплекс Цори. Он разместится в Сунженском и Джейрахском районах республики, на величественном горном хребте Цорейлам, к востоку от реки Ассы.

На территории этого живописного района сохранились свыше 2000 уникальных исторических памятников архитектуры, в том числе православных, которые археологи относят к VII–XI векам. Один из крупнейших - башенный комплекс Цори замкового типа на гребне горного выступа. Кроме того, именно здесь, в районе аула Цори, сложился многочисленный Цоринский шахар - объединение родов, которому позднее довелось сыграть одну из ключевых ролей в образовании единого ингушского этноса.

Именно поэтому новый курорт может стать не только центром зимнего отдыха, привлекательным для спортсменов-альпинистов своими горными склонами, хребтами и островерхими пиками гор, в том числе пиком Гуржуса, задевающим облака на высоте почти 3000 метров над уровнем моря. Цори откроет широкие возможности для развития этнического и исторического туризма, когда каждый гость этого края сможет окунуться в традиционный быт, религиозные верования и многовековые обычаи ингушского народа.

Этот уникальный природный уголок отличается ландшафтами невиданной красоты, а малолесистые и пологие живописные склоны будто самой природной предназначены для зимнего катания. Возможность свободно перемещаться с южных склонов хребта Цорейлам на северные, в зависимости от освещенности трасс солнцем и состояния снежного покрытия склонов, делает будущий курорт привлекательным для горнолыжников и сноубордистов - от начинающих до опытных спортсменов.

Большое внимание на курорте Цори будет уделено возможностям обеспечения комфортного отдыха для маломобильных групп населения и людей с ограниченными возможностями.

Будущий курорт расположен на расстоянии 90 км от аэропорта Магас, который предполагается реконструировать с учетом увеличения пассажиропотока в регионе. Готовится программа модернизации автодорожной сети в районе курорта.

Кавказские горы уже с давних пор привлекают любителей горнолыжного спорта. Одним из самых интересных природой и удачным расположением является горнолыжный курорт Северной Осетии «Цей», открытый еще в 1960-х.

Общая информация о курорте «Цей»

Горнолыжный курорт «Цей» располагается в Цейском ущелье, образованном Цейским и Кальперовским хребтами. Это территория Северной Осетии. Наивысшей горой этих хребтов является вершина Уилпата, высота которой достигает 4649 м.

Добраться до курорта можно, главным образом из Владикавказа, а также из Нальчика, Пятигорска, Минеральных вод. Из этих мест курорт предоставляет всем желающим платный трансфер на легковом автомобиле, микроавтобусе или 25-местном автобусе.

Кроме того, из аэропорта Владикавказа можно доехать на рейсовом автобусе или такси.

Однако учитывайте, что при большом количестве снега автобус может остановиться в районе первого моста. Но обо всех неудобствах транспортировки забывается сразу, так как горнолыжка встречает гостей чистым снегом, мягкой зимой и солнечным настроением.

А всего в 160 километрах от курорта «Цей» (в 80 км от Владикавказа), расположился прекрасный горнолыжный курорт Грузии — . Дорога туда займет 2,5 часа.

Горнолыжный сезон

Климатические условия курорта Цей отлично подходят для комфортного катания на горных лыжах и сноуборде:

  • ущелье направлено на восток, поэтому солнце от самого восхода до заката кидает сюда свои лучи;
  • годовая инсоляция здесь очень высокая;
  • зимой температура редко опускается ниже -8о С, средний ее показатель равен -5;
  • морозные дни (-20) бывают реже, чем в других ближайших курортах и длятся около 4 дней;
  • снег может выпасть еще в весенние месяцы, но хороший снежный покров, обуславливающий сезон катания, устанавливается в декабре и держится до середины апреля, но наилучшее время для катания – март;
  • снег здесь рыхлый, сухой, что очень ценится у любителей горнолыжного спорта.

Вообще погода в Цейском ущелье очень сильно зависят от высоты. Лето внизу ущелья может быть в разгаре, при этом на самых высоких участках может идти снег.

В дополнение ко всему – не испорченный промышленностью воздух, пейзажи, которыми можно насладиться не только во время катания, но и прогулок, и ночное освещение трасс скрасят пребывание здесь. А в связи с тем, что популярность курорта только нарастает, очередей к подъемникам и шума здесь не бывает.

Трассы курорта «Цей»

Природой на горнолыжном курорте «Цей» созданы условия для горнолыжников и сноубордистов разного уровня профессионализма. На схеме видно, что в «Цее» есть 7 трасс общей протяженностью почти в 8 км . Из них:

  • две трассы для начинающих (синие);
  • две среднего уровня сложности (красные);
  • три трассы для профессионалов (черные).

Максимальная длина трассы составляет около 3 км. Самая наивысшая точка курорта находится на высоте 2870 м, а низшая – 1850 м, то есть перепад высот составляет около километра. На курорте следят за состоянием трасс, регулярно чистят и выравнивают их.

Помимо катания на основных трассах в Цее любители экстрима при обязательном сопровождении гида и наличии специальной экипировки могут освоить целину . До места спуска фрирайдерам можно добраться пешком или на снегоходе.

На основных трассах работают подъемники : 2 кресельных и 5 бугельных.

При этом один из них – паркетно-кресельный. Он был открыт в 2002 году, его протяженность составляет свыше 1,5 км, а вмещает он 210 пассажиров.

Стоимость услуг курорта

Цена на однократное использование подъемника в курорте «Цей» составляет от 50 до 70 рублей. Можно также купить абонемент на один день или неделю, стоимость первого составляет порядка 400 р, второго – около 2000 рублей.

На территории курорта в отеле «Сказка» работает прокат инвентаря как для занятия горными лыжами или сноубордом, так я для ледового катания и тьюбинга. Здесь же предусмотрена сушка ботинок, рассчитанная на полсотни пар.

Взять в аренду снаряжение также можно в самом альплагере «Цей». Цены на прокат комплекта для горных лыж или сноуборда составляют 500 р. Более подробная информация по расценкам указана на официальном сайте горнолыжного курорта.

Если вы новичок, то в отеле и альплагере вы сможете договориться об обучении с инструктором . Правда на их услуги расценка не дается, чаще приходится договариваться на месте.

Одним из популярнейших горнолыжных курортов Дагестана является горнолыжная база . Этот курорт Кавказа привлекает к себе тысячи туристов ежегодно.

О горнолыжных курортах Кавказа, подробнее вы можете узнать тут:

Гостиницы и цены в Цейском ущелье

Для размещения гостей на территории горнолыжного курорта работают несколько комплексов.

Курорты строятся на условиях частно-государственного партнертсва. Государство инвестирует 60 миллиардов рублей, все же остальные средства планируется привлечь от частных партнеров. Главным инвестором проекта стала «Группа Акрополь», во главе с Ахмедом Паланкоевым. Инвестор отвечает за внутреннюю инфраструктуру - это гостиницы, подъемники, трассы, а государство - за внешние коммуникации. По предварительным, опять же, оценкам, полностью курорты будет полностью построены к 2025 году. Здесь стоит отметить, что власти Ингушетии, в лице главы республики Юнус-Бека Евкурова, сильно заинтересованы в развитии своих районов. Интерес главы предельно ясен - деньги, которые появятся у республики за счет развития туризма. Когда летом 2011 года Юнус-Бек Евкуров, находясь на крупном экономическом форуме, увидел презентацию кластера на Северном Кавказе, он был крайне озадачен тем, что его республика, со всеми необходимыми для горных лыж условиями, в него не вошла. После этого все его силы были брошены на переговоры с российским правительством, подготовку проекта «Армхи» и «Цори» и поиски ключевых инвесторов. Сейчас Юнус-Бек Евкуров строит планы по тому, чтобы закончить основные этапы строительства уже через 2-3 года, причем преимущественно за счет частных инвестиций. Глава республики думает о том, как с минимальным количеством государственных вливаний, построить дороги и снабдить курорты необходимыми источниками энергии, при этом, что важно, минимально затронув природу республики. В планах: подземные электропровода, гидростанции, отопление домиков для туристов не при помощи газа - в этом случае понадобился бы газопровод - а той электроэнергии, которая днем будет идти на оснащение горно-лыжных трасс.

Благодаря вовлеченности в вопрос строительства властей республики и ключевого инвестора, уже в декабре 2012 г. к себе будет готов принимать гостей . Еще летом здесь начали делать первую 1200-метровую трассу и готовить подъемник - подвесную канатную дорогу с 4-х местными сиденьями «Doppelmayr».

Подготовка первой трассы "Армхи". Сентябрь 2012 г.

В будущем, здесь будет 4 трассы общей протяженностью 11 км и 4 подъемника. Сам «Армхи» находится на северном и южном склонах хребта “Скалистый”, максимальная его высота почти 3 км. Перепад высот на данный момент составляет 300 метров, к окончанию строительства эта отметка достигнет 1,5 км. Средний уклон трасс от 13 до 18 градусов.

Но «Армхи» - это не основной курорт, он создается для привлечения первых потоков туристов, которые, в свою очередь, должны развить интерес у инвесторов. Более масштабным, и даже в какой-то степени фантастичным, кажется проект горнолыжного комплекса «Цори». Примерно через 10 лет он не должен уступать по уровню оснащенности и разнообразию предоставляемых услуг зарубежным конкурентам - курортам Италии, Австрии и Швейцарии. 57, 4 километра трасс, 12 подъемников, лыжно-биатлонный комплекс со стрельбищем и стадионом, экстрим-парк, ледовый дворец – все это, и не только, поражает своим оптимизмом.

Также, между этими курортными зонами на высоте 1700 метров будет построена площадка для гольфа площадью 18 га. Планируется расширение существующих аэропортов, переоборудование и расширение автовокзалов. Расстояние между курортами составляет 45 километров, из которых 10 км - это асфальтированная дорога, 20 - гравийная и 15 еще предстоит достроить.

Будут ли туристы? Пока курорты не построены, вопрос сложный. Если сравнивать со стоимостью, то перелет на австрийские курорты обойдется примерно в те же суммы. Про проживание, питание и ски-пасс в Ингушетии пока не совсем ясно. По словам Евкурова, ски-пасс можно сделать дешевым за счет использования электроэнергии с гидростанций, но станции еще не построены. Если говорить конкретно об «Армхи» в ближайшее время, то это не фешенебельный курорт и здесь, понятно, не будет большого разнообразия предоставляемых услуг, но и, соответственно - заоблачных цен. При этом, все необходимое для катания и отдыха после к началу сезона власти республики обещали обеспечить. Особенностью Ингушетии является то, что она более самобытна, чем Европа. Здесь не будет, первое время точно, толп туристов и очередей на ски-пасс. Ко всему, в сравнение с курортами-европейцами приятной неожиданностью будут: неизведанность, местный колорит, тишина, нетронутая природа. В общем, каждый сам для себя выбирает вид отдыха и критерии к нему.

Ингушетия считается по праву самой перспективной туристическо-рекреационной зоной, так как помимо идеальных условий для горнолыжного спорта, она имеет на своей территории около двух тысяч исторических памятников. Кроме того, технологическое оснащение, которое будет обеспечено к концу строительства, должно ни в чем не уступать современным европейским курортам. «Армхи» и «Цори» будут способны принять до 28 тысяч человек в день. За счет круглогодичной работы, срок окупаемости проекта, по мнению его разработчиков, должен составить 15 лет. Наболевший вопрос сервиса. У большинства сформировалось вполне обоснованное мнение, что отдыхать на русском юге себе дороже еще и с точки зрения уровня сервиса. Об этом можно написать целый трактат. О клиентоориентированности в России, а точнее об ее дефиците при уровне цен близкому к Европе, ходят легенды. Если говорить об Ингушетии, то здесь ситуация немного другая. Все-таки Ингушетия не совсем Россия, и в ней живет другой народ, со своим менталитетом и культурой. Например, у местных есть обычай, по которому человек, пришедший в гости, должен быть напоен, накормлен, уложен спать, и 3 дня ему никто не должен задавать вопросы о том, откуда он и зачем приехал. В целом, по словам людей, которые там недавно побывали, местное население очень гостеприимно и радушно встречает туристов.


Местный фермер с лошадью, выведенной специально для конного спорта.

Специальной же подготовкой персонала будет заниматься строительная компания - это Курорты Северного Кавказа. Это в перспективе, когда будут строиться гостиницы. Но в селе Армхи уже сейчас открыли туристическое отделение, на которое набрали 14 человек. А комитет по туризму отправил в столичную Академию 12 человек и планирует довести эту цифру до 50. То есть местные, как и в плане строительства, стараются все решить быстрее и не ждать помощи «сверху». Причем тут цены – здоровье дороже! Но что говорить о такой тонкой структуре, как клиентоориентированный сервис, если Северный Кавказ для россиянина – это, в первую очередь, боевики, взрывы, убийства и грабеж. Лишь та небольшая часть туристов, которая побывала на строящихся курортах в Ингушетии, желая увидеть все своими глазами, вместо того чтобы поверить на слово, смогла открыть для себя непередаваемую, нетронутую человеческой рукой красоту и первобытную дикость здешних мест. Примерно такими словами описал свои впечатления от своей поездки в сентябре 2012 г. Алексей Кислов, райдер и член творческого объединения PerekatyPole. Он пишет, что хочет вернуться туда и не раз. Что население очень дружелюбно принимает гостей, а люди в военной форме были только на границе. В общем и целом – покой и умиротворение.

Один из многих башенных комплексов, сохранившихся на территории республики.

Конечно, составлять какое-то определенное мнение на основе единичных заметок о путешествиях в Ингушетию, достаточно сложно. Так же, как и сделать это, опираясь на сводки новостей. По факту, с безопасностью в Джейрахском районе дела обстоят так: в 2009 году, по распоряжению Юнус-Бека Евкурова, там была расширена погранзона и для того, чтобы туда попасть, необходимо разрешение, которое можно получить в Магасе. Глава республики признает, что это не совсем удобно. Но эти действия реально помогли обезопасить район от терроризма и наркотрафика. С начала 2011 года в Джейхаре произошло 3 правонарушения. В конце июля, правда, на севере района было зарегистрировано нападение на военных, из-за которого на 2 недели был введет контр-террористический режим. Но это единичный случай. Сегодня Джейрах - это место для проведения молодежных и инвестиционных форумов и излюбленное место блогеров, которые проводят там слеты.

Хотелось бы, чтобы задуманный проект реализовался, и достояния страны стали доступны каждому, а не только тому, кто не боится рисковать. Ясно однозначно, что для Ингушетии – это отличная возможность снять с себя криминальное бремя и повысить уровень жизни населения, за счет притока инвестиций и вливания их в налаживание существующих систем.

Остановится можно в курорте Арамхи, где относительно недорого. Планируют построить второй курорт в районе Цори.

Наиболее известные древние замки – Вовнушки и Цори, древнейший христианский храм Тхаба-Ерды. Поскольку людей здесь очень мало, то никакой общественный транспорт не ходит. Поэтому, если надо добраться до Цори или Вовнушек, то лучше договориться с местными.

А народ в этих местах дружелюбный и гостеприимный. Как-то мы прокололи колесо, остановились на дороге. Каждая вторая машина останавливалась, и люди предлагали помощь. Ну и любопытства ради интересовались, «откуда мы и куда путь держим».

На первом фото ингушская башня ночью изнутри.

2. Малоснежная зима в Ингушетии

Пожалуй, самое известное в этих краях сооружение – каменная крепость Вовнушки (ударение на первый слог). По данным археологов башенный комплекс служил не только боевой крепостью, но также и сторожевым постом, играя важную роль в охране маршрута «Великого шелкового пути». Считается, что крепость построили в XIII-XVвв. Точно никто не знает.

Крепость стоит на вершине скалы, и забраться в нее не просто, но можно. Высота башен 30м.

В-общем Вовнушки очень серьезное и в тоже время изящное сооружение, построить которое было невероятно трудно. От районного центра Джейрах до Вовнушек порядка 50км горных дорог.

3. Вовнушки

Если проехать дальше порядка 20км, то попадем в древний комплекс Цори. Здесь настолько глухо, что людей почти нет. Разве что пограничники, которые нас остановили и проверили документы. До границы с Грузией меньше десяти километров.

4. По дороге на Цори обнаружили разваленный БТР, наверняка времен Чеченской кампании

В районе Цори планируют построить курорт. Построить наверное можно, но стоить это будет очень дорого. Пока что сюда из районного центра Джейрах ведет узкая горная автомобильная дорога. С трудом можно добраться на легковушке. Говорят, эту дорогу построили российские саперы во время чеченской кампании, а до этого была лишь тропа.

Цори, как и другие башенные комплексы, – памятник культуры регионального значения. Охраняется государством. Годы постройки IX-X век.

5. Цори, крепость

6. К сожалению, Цори, как и другие постройки, постепенно разрушаются.

Меня больше впечатлили могильники. Здесь их много, внутри лежат скелеты. Некоторые могильники полуразрушены. Лишь недавно поставили защитные решетки на окна.

7. Древние могильники.

8. Заглядываешь в окно и видишь это.

9. Или части тел. Похоже, что мумифицированы

10. А местами истлевшие части одежды.

11. Но переведем взгляд на прекрасные горы)

12. А это еще одна значимая постройка – языческая святыня Мят Сели на вершине Столовой горы. Чтобы дойти сюда, нужно набрать порядка 1000м высоты от деревни Бейни.

13. Языческая святыня

14. А вот еще интересные боевые башни по пути в Цори. Башни хорошо сохранились. Мы хотели забраться наверх башни, внутри есть лаз, но без скалолазной системы и страховки можно упасть, поэтому мы не рискнули.

15. Башни поселения Арзи. Накануне выпало много снега.

Всюду в горах разбросаны одинокие жилища, к которым идет дорога. Похоже, что часть жилищ используется только летом.

16. Например, этот дом пасечника. Зимой в нем никто не живет.

17. Пасека в горах Инушетии – выглядит прекрасно.

18. А вот двор другого жилища с видом на башни в районе Цори, здесь тоже обнаружил хозяев.

19.

20. И в заключение – загадочные электрические столбы идущие в никуда на гору Мят Лоам.

Для наглядности я нарисовал условную карта Джейрахского района Ингушетии. Здесь я нанес курорт Арамхи, Вовнушки, Цори и другие места.

Спасибо за внимание. Продолжение следует.

Публикации по теме