Храм-Мавзолей Эль-Хазне, Петра, Иордания. Петра иордания Эль хазне петра иордания

здесь возникло небольшое поселение народности аккра. В первой половине XVI в. на побережье нынешней территории Ганы высадились португальцы. Они построили здесь форт, который в 1578 г. был разрушен африканцами. В дальнейшем на месте современной Аккры было возведено несколько укреплений колонизаторов: голландский форт Ашер (1605), датский замок Кристиансборг (1659), английский форт Джеймс (1673).

Европейские колонизаторы занимались вывозом рабов и золота. Аккра превратилась в важный торговый центр. До конца XIX в. Аккра была пунктом оживленной работорговли, а также торговли золотом и пальмовым маслом. За обладание богатствами Золотого Берега (такое название дали стране колонизаторы) велась ожесточенная борьба между европейцами. К середине XIX в. прибрежные районы нынешней Ганы стали английской колонией. В 1876-1957 гг. Аккра была резиденцией колониальных властей Золотого Берега.

После Второй мировой войны усилилась борьба за национальную независимость страны. Независимость Ганы была провозглашена в 1957 г. В 1960 г. Гана стала республикой, Аккра - ее столицей, местопребыванием президента, парламента.

Аккра - просторный, утопающий в зелени город. Сложившееся ядро города с деловыми и коммерческими кварталами примыкает к старому порту, соседствующему с фортом Джеймс. Центральная часть заключена в полукольцо широкой улицы Ринг-роуд. От порта тянется главная магистраль города - улица Независимости.

На берегу океана создан административный центр столицы - площадь Черной звезды с памятником Неизвестному солдату, место демонстраций и массовых митингов. С севера площадь примыкает к улице 28 Февраля, проходящей под монументальной Аркой Свободы, на которой начертаны слова: «Свобода и справедливость». В этой части города сосредоточены резиденция президента республики, парламент, национальный банк, Центральная библиотека Ганы, Дом какао, гостиница «Амбассадор», комплекс зданий «Стейт-хауз», специально построенный для проведения больших международных конференций и совещаний, крупные магазины. Это наиболее благоустроенный и современный район, застроенный новыми многоэтажными зданиями. В этом районе находятся стадион и ипподром, ставшие заметными сооружениями в столице.

По соседству с фортом Кристиансборг вырос крупный жилой массив. Он застроен небольшими красивыми коттеджами, увитыми зеленью. На северо-востоке города возник пролетарский район Нью-Таун, где сосредоточены многие промышленные предприятия страны.

К северу от Ринг-роуд расположен район Ачимота. В нем находится хорошо спланированный комплекс зданий государственного университета, открытого в 1961 г., в котором готовят специалистов самых разных профессий. Создана Академия искусств и наук Ганы.

Аккра - известный центр производства изделий из золота и серебра. Золотых и серебряных дел мастеров готовят школы профессионального обучения. В них учат тончайшему ремеслу резьбы по дереву и кости, которыми также славится Аккра. Прекрасная коллекция изделий из золота и серебра, кости и дерева, африканской керамики экспонируется в Национальном музее, открытом в Аккре в 1957 г.

Аккра - очень зеленый город, на улицах много деревьев манго, папайи, кокосовых пальм (на побережье), олеандров, банановых деревьев.

Одной из достопримечательностей столицы является рынок «Макола». Продавцы на рынке, «маммис» (мамочки), торгуют обувью, одеждой, галантерейными и многими другими товарами, а также овощами и фруктами. Женщины носят на голове порой целый ларек с товарами.

Одеты женщины в кенте - национальную одежду Ганы, состоящую из двух кусков ткани: один из них обматывается вокруг бедер, его носят как длинную юбку, а другой закрывает верхнюю часть тела, образуя своеобразную блузку. Кенте не полагается скалывать булавками или застегивать на пуговицы, умение носить его - своего рода искусство. Кенте - символ Ганы.

Древний город Петра, Иордания: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Древний город Петра — уникальный скальный город, главная достопримечательность Иордании. Этот «розовый» город настолько популярен, что ежегодно его посещают сотни тысяч туристов. Про него говорят: «Он так же стар, как само время».

Города Таджикистана

Петра входит в 1000 лучших мест мира по версии нашего сайта.

На факт древности этого необычного города указывает упоминание о нем в Библии. Первое поселение в городе относится ко времени существования государства Идумея, что было примерно 2-4 тыс. лет назад. Позже на этой территории образовалось Набатейское царство, столицей которого Петра и являлась.

Уникальность Петры заключается в том, что она расположена на высоте более 900 м над уровнем моря в узком каньоне. Такое труднодоступное место было выбрано набатейскими арабами-кочевниками в целях защиты. И даже знаменитые римские полководцы не могли пробраться туда через узкое ущелье. Первоначальное название города было Села, что на местном диалекте означало «камень». Позже греки переименовали его по-своему, сохранив значение.

С I века н.э. Петра все-таки вошла в состав Римской империи. Местные мастера возводили постройки невероятной красоты прямо в скале из красного песчаника. Для того чтобы спастись от засухи и правильно использовать ливневые дожди они сооружали дамбы, цистерны и акведуки.

Из-за произошедшего в IV веке н.э. землетрясения город оказался в запустении, в нем остались только немногочисленные кочевники. А начиная с VI века, Петра и вовсе была заброшена вплоть до 1812 года, когда ее обнаружил швейцарский путешественник И. Л. Буркхардт. Он давно хотел найти затерянный в скалах город на Ближнем Востоке. Притворившись купцом, он смог выведать у бедуинов, где находятся набатейские руины.

По сути, все сооружения Петры относятся к 3 периодам: идумейскому, набатейскому и римскому. То, что было построено после VI века практически до нас не дошло. По некоторым данным, в XII веке в Петре укрывались рыцари Тевтонского ордена. Интересно то, что этот загадочный город так до конца и не изучен. В современное время Петра не раз становилась местом съемок знаменитых фильмов.

Объекты, которые доступны туристам, включают ущелье Сик, Сокровищницу Фараона, 80-метровые отвесные скалы с древними надписями и высеченные известняковые ниши для статуй. Одна из наиболее популярных достопримечательностей города — Эль-Хазне (Сокровищница Фараонов). Это огромный храм-мавзолей, предположительно возведенный во II веке н.э.

Другое выдающееся сооружение — монастырь Эд-Дейр. На его широких стенах местами высечены кресты, что указывает на то, что в нем когда-то размещалась христианская церковь. Не менее интересны два римских сооружения — Дворцовая и Урновая усыпальницы. В городе сотни скальных помещений, фасады которых могут передать историю этой древнейшей местности.

До Петры можно добраться на экскурсионных автобусах или такси за 3 часа из Аммана и за 1 час 50 минут из Акабы. Шанс посетить скальный город выпадает и тем, кто отдыхает в Египте или Израиле. Из Табы, Эйлата и Шарм-эль-Шейха регулярно организуются однодневные экскурсии до достопримечательности.

Фото достопримечательности: Древний город Петра

Дорога в скалах до Петры

Храм-мавзолей Эль-Хазне

Храм-мавзолей Эль-Хазне

Храм-мавзолей Эль-Хазне

Храм-мавзолей Эль-Хазне

Древний город Петра

Амфитеатр

Древний город Петра

Древний город Петра на карте:

История Гянджи

Родина великого Низами, памятник древнейшей культуры — город Гянджа расположен на северо-восточном подножье Малого Кавказа, на Гянджинско-Газахской низменности, по обоим берегам Гянджачая. Этот город, сыгравший большую роль в общественно-экономической, политической и культурной жизни Азербайджана, находился на пересечении караванных дорог, где останавливались путники, наслаждались беседами чужеземные ученые. Перелистывая страницы богатой истории, в каждой строчке мы встречаем следы древнего города, слышим его голос и ощущаем его дыхание.
Существуют различные точки зрения об истории формирования Гянджи как города. Одни относят основание города к периоду до нашей эры, большинство же — к началу средних веков. Говоря об истории города, нельзя забывать о том, что он формировался как общественно-экономический и культурный центр. Гянджу, как и другие города Азербайджана (Кабала, Нахичевань, Шеки, Шемаха), следует рассматривать как поселение, которое имело благоприятное географическое расположение и постепенно перешло в город.
Одним из свидетельств возраста Гянджи можно считать мавзолей Джомард Гассаба (гассаб — мясник), жившего в период правления четвертого Халифа Али ибн АбуТалиба (656-661) и отличавшегося своей справедливостью и честностью. Во времена когда население города исповедовало идолопоклонство он скрытно принял веру Мухамеда. То, что кто-то мог поменять свои взгляды и веру только скрытно, говорит о том, что в этот уже в VII веке в Гяндже была сильная политическая власть и влиятельное духовенсто.
Ещё в 40-х годах, во время археологических раскопок, исследователи пришли в такому заключению, что на территории Гянджи еще до нашей эры были поселения.
В истолковании топонима "Гянджа" также имеются разные мнения. Топоним ("Джанза" — у арабов, "Гяндза" — у грузин) воспринимался как пехлевийское слово, что обозначало — клад, сокровище, место хранения урожая. Ни одно из этих толкований не имеет научной основы. По Реслеру, этот термин присущ азербайджанскому языку. В другом соображении отмечается, что данный термин связан с именем племени Ганджаков, что ближе к истине. В науке давно доказано существование этого племени. Ряд мест в Азербайджане и Средней Азии связан с именем этого племени. Историки Средней Азии оспаривают и доказывают, что они являются выходцами этого племени.
В первой половине VII в. Гянджа разрушена персами, а во второй половине — арабами.В конце VII в. город был превращен в арену битв между арабами и хазарами. В "Дербенднаме" отмечается, что в начале VII в и в VIII в. территория Азербайджана неоднократно подвергалась набегам, в результате чего значительно пострадала и Гянджа.
После Барды, столицы Аррана, Гянджа начинает играть важную роль в международной торговле, здесь часто останавливались караваны. В обращении были арабские динары и дирхемы.

Начиная с X в., когда Барда теряет роль столицы, Гянджа начинает играть важную роль в общественно-экономической и культурной жизни страны. В жизни города торговля и ремесло занимают важное место. Для развития ремесла здесь имеется экономический потенциал. Железные, медные, квасцовые и другие рудники, находящиеся недалеко от Гянджи, снабжали ремесленников сырьем. По мере формирования Гянджи как столицы страны особое внимание уделяли и укреплению военной мощи города. Уже в этот период были построены крепостные стены, вокруг были вырыты рвы.

На этой фотографии запечатлены остатки когда-то величественной Гянджинской крепости. На переднем плане видна угловая башня крепости, другая башня находится где-то в отдалении около 600 метров в части помеченной красной стрелкой. Эта стена проходит вдоль берега Гянджачайа, когда-то являющимся естественной преградой, а сейчас — реки постоянно подтачивающей и без того ветхие стены крепости.
В IX-X вв. в связи с ослаблением халифата и в Азербайджане стали появляться самостоятельные феодальные государства ширваншахов, саджадитов, саларидитов, раевадитов. В середине Х в. Гянджа, находившаяся в руках саларидитов, стала затем столицей шададитов. Во времена правления Фадлуна I (895-1030) Гянджа окрепла еще больше. Шададиты построили здесь крепость, дворцы, мосты, каравансараи и начали чеканить деньги. Вокруг города построили новую, более прочную крепость.
В 1063 г. кузнец Ибрагим изготовил знаменитые врата Гянджи. По мере превращения Гянджи в крупный центр, расширялась и ее территория, строились новые торгово-промышленные кварталы. Шелк и изделия из него завоевали симпатии покупателей не только местных базаров, но и зарубежных.Гянджа считалась и религиозным центром. Так, резиденция Албанского каталикоства была переведена из Барды в Гянджу. Гатран Тебризи об этом периоде писал так: "Сейчас гянджа преврaтилась в райский край" .
В середине ХI в. Азербайджан подвергся нашествиям сельджуков. После захвата Тебриза Тогрул I (1038-1068) в 1054 двинулся в сторону Гянджи. Повелитель Гянджи Шавир согласился стать вассалом Тогрул бека. Он преподнес ему дорогой подарок и в его честь была прочтена хутба. Нашествия сельджуков не прекращались. В 70-х годах XI в.

где находиться город Гюльфара

Фадлун III , правитель шададитов, видя бессмысленность войны, сдался, однако через некоторое время, воспользовавшись удобным моментом, вновь вернулся к власти. В 1086 г. сельджукский правитель Малик шах (1072-1092) послал своего полководца Бугая на Гянджу. Несмотря на сильное сопротивление местного населения, сельджуки захватили город. Во время войны правитель Гянджи Фадлун III был пленен и, таким образом, был положен конец царствованию династии шададитов, которые правили более 100 лет. Правление Гянджой Малик шах возложил на своего сына Гияса ад-дина Тапара. Гияс ад-дин Мухаммед Тапар и после избрания его султаном (1105-1117) все еще оставался одним из основных резидентов сельджукских правителей Гянджи. В первой половине XII в. Гянджа несколько раз подвергалась нашествиям грузин, в ответ на это сельджукские войска вторглись в Грузию и ограбили ее.

Другим событием, связанным с Гянджой, было огромной силы землетрясение, которое произошло 25 сентября 1139 года. Киракос Гянндзакеци писал: "…Туман и облака окутали горы и равнины, произошло ужасное землетрясение. Гянджа разрушилась…В результате этого Кяпаздаг разрушился и обрушился на речки, которые стекали с оврагов, загородив им путь. Так образовалось озеро" . Озеро Гек-гель (Гек- синее, гель-озеро) в данное время находится на территории одноименного заповедника и является одним из самых живописных мест Азербайджана. Но автор забыл упомянуть или тогда не знал о семи других озерах образовавшихся в результате этого землетрясения и также отличающихся своей редкой красотой. Это — Марал-гель, Джейран-гель, Ордек-гель, Залигелю, Аггель, Гарагель и Шамлыгель.

Воспользовавшись разрушением города и отсутствием правителя города, грузинские феодалы совершили нашествие, захватили много трофеев и забрали с собой знаменитые врата Гянджи. Остатки этого памятника материальной культуры Азербайджана до сих пор находятся во дворе Келатского монастыря Грузии.
Длительные междоусобные феодальные войны ослабили сельджукское государство.Это создало условия для усиления местных феодалов и появления новых государств. Одним из них было государство Атабеков, основанное Шамсадином Эльданизом. Гянджа стала резиденцией этого государства в Арране. Начало XII-XIII вв. можно назвать периодом расцвета Гянджи- второй столицы государства Атабеков, ибо благодаря тому, что ее изделия стали известны далеко за пределами страны, она поднялась до уровня "матери Арранских городов". Ткань, которая изготовлялась здесь и называлась "гянджинский шелк", получила высокую оценку на рынках соседних стран и Среднего Востока.

Петра

Географическое положение

Иордания | широта и долгота (десятичные): 30.32921 , 35.44238

На юго-западе Иордании, на половине пути от Мертвого моря к морю Красному (заливу Акаба ), в 200 км к югу от Аммана , чуть западнее от городка Вади-Муса в мухафазе Маан на высоте 900 м над уровнем моря и 660 м над окружающей местностью в узком скальном каньоне находится достопримечательность, ставшая главной «визитной карточкой» страны. По-арабски она называется Аль-Батра (), что происходит от греческого Петра (- камень, скала). Это древний город в скалах.


Ущелье, ведущее к Петре

Между тем, «Петра» - далеко не первое имя древнего города. Никто, наверное, не скажет, какой народ поселился здесь впервые. Слишком много событий, слишком много племен. Но чаще всего ее связывают с набатеями.

Вообще местность, окружающая нынешнюю Петру, освоена человеком еще с древнего каменного века. Бронзовый век сделал эти места стратегически важными (километрах в 25 от Петры добывали медь). Предание приписывает создание города в неприступных горах мидианитскому царю Рекему. По имени царя город тоже был назван Рекемом .


Петра

В Библии местность в районе Петры связывается с идумеями (эдомом ) - соперниками евреев, которые не позволили им, возглавляемым Моисеем , пройти через свои земли.

C III в. до н. э. Идумея (Эдом) вошла в более крупное объединение семитских племен - Набатейское царство . И столицей Набатеи стала Петра с ее уникальным расположением в глубине естественой скальной «крепости». Набатея оказалась на границе двух соперничающих молодых империй: Птолемеев в Египте и Селевкидов в Западной и Центральной Азии. Через ее территорию проходили караванные маршруты, Петра всегда оставалась лакомым кусочком для завоевателей, но оставалась неприступной. Только римляне сумели сперва на правах независимых союзников провести частичную романизацию, а затем практически присоединили Набатейское царство, образовав на его территории провинцию Аравия Петрейская . После разделения Римской империи Аравия осталась за Византией , но арабские племена пользовались значительной самостоятельностью. Петру захватывали персы-сасаниды, позже возвращали византийцы, но она вошла в Арабский (исламский) халифат . Покинутой и забытой Петра осталась где-то в VIII в., когда к власти в халифате пришли Аббасиды и перенесли столицу в Багдад. Заново открыл древний город и соотнес его с Петрой швейцарский исследователь Иоганн Людвиг Буркхардт только в 1812 г.

Но это уже достаточно новая история, нам же интересна доисламская Петра.

Где находится Зул’Фаррак


Петра

Самое известное здание Петры - храм Эль-Хазне или Хазне-эль-Фарун . Арабское название дословно означает «сокровищница», «казна»: арабы были уверены, что фараоны где-то в нем (чаще всего рассказывается о центральной урне, вырезанной над входом) хранили несметные сокровища.

Храм целиком вырезан в скале. Вся передняя плоскость скалы стесана и в ней образован величественный ордерный фасад высотой 40 и шириной 25 м.


Петра, храм Эль-Хазне, верблюды

Первоначальное назначение храма и личность его заказчиков остаются спорными вопросами. Безусловно только то, что древние архитекторы были не просто знакомы, а жили в греческой (эллинистической) культуре. Исследователи отмечают родственность оформления Эль-Хазне с архитектурой эллинистической Александрии.

По одной из версий Эль-Хазне был храмом Исиды, по другой его построил набатейский царь Арефа IV Филопатр специально в качестве собственной усыпальницы. Новейшие исследования действительно обнаружили под храмом погребальную камеру.

Эль-Хазне, вид сверху

Храм Эль-Хазне приобрел всемирную известность и огромную популярность, «сыграв» в приключенческом фильме Спилберга «Индиана Джонс и последний крестовый поход». В кино за величественным фасадом открывались не менее величественные и таинственные помещения и туристы обычно очень разочаровываются, приехав в Петру и не найдя внутри Эль-Хазне голливудских подробностей.


Петра, «монастырь» Аль-Дейр, заупокойный храм I в. до н. э., возведенный в честь обожествленного набатейского царя Ободаты I

Не меньшей известностью, чем храм Эль-Хазне пользуются гидротехнические сооружения набатеев. Положение набатейской столицы было хорошо всем, кроме снабжения водой. Местность здесь засушлива, осадки выпадают редко и с выраженной сезонностью. Набатеями была построена искусная система запруд, водосборных цистерн, тоннелей, самотечных каналов, наполняемых речкой Айн-Муса , которые позволяли предотвращать сезонные наводнения и в то же время обеспечивать водой 30 тыс. население города.


Петра, мозаики на полу нефа византийской церкви 450-550 гг.

Под римской властью Петра была христианизирована. С 350 г. здесь была даже епископская кафедра. Около 450 г. была построена церковь, украшенная искусными мозаиками, а многие древние сооружения использовались в религиозных целях.

Экскурсии в Петру входят в планы почти каждого экскурсионного тура по Иордании. Кроме того, Петра чрезвычайно популярна в качестве цели экскурсий из израильского пляжного курорта Эйлат.

В темах

Как увидеть это своими глазами?

Обратитесь в офис московской туристической компании АС-тревел. Это можно сделать по телефону +7 495 938-94-56, по корпоративному адресу электронной почты [email protected] , лично в офисе продаж или иными возможными способами.

Обратитесь к ведущему менеджеру

Неретина Наталья

директор отдела продаж
+7 929 910-90-60
natalianeretina1

В древности самыми процветающими городами были те, что находились на торговых путях. Особенным величием и роскошью отличался город, лежащий среди скал, на пути между Аравией и Средиземноморьем, где путь караванщиков пролегал по безводной Аравийской пустыне, пока не упирался в тенистую долину благодатной реки Сик.

Тут древний народ Эдома и выстроил город Петру (Иордания), полностью вытесав его в скале. Ранее в городе существовало более 800 различных культовых сооружений, от храмов до гробниц, но до наших дней сохранились немногие. Одной из величайших тайн древнего мира можно считать невероятный, вытесанный прямо в отвесной скале храм Эль-Хазне, грандиозная постройка архитекторов старины.

Историки считают, что строить Эль-Хазне, правителем Набатейского царства было решено в I веке до нашей эры в честь могущественной богини Исиды. Согласно иной версии его возвели во II веке в качестве гробницы царя Арефы IV Филопатра. Достоверных сведений нет, однако есть огромное количество мифов, связанных именно с храмом. Говорят, что даже царь Соломон скрывал тут свои бесчисленные сокровища.

До сегодня ученые так и не поняли, как был создан титанический двухъярусный фасад Эль-Хазне, достигающий в высоту более 40 метров, украшенный колоссальными колоннами. Можно было выстроить леса и с них производить работы, однако леса, подходящего для этих целей, нет на сотни километров вокруг. Некоторые полагают, что высекли храм Эль-Хазре, повиснув над пропастью на специальных креплениях-корзинах. Но как же удалось достичь той четкости, симметрии и красоты совершенно не понятно.

Величественный храм Эль-Хазне ревностно хранит свои тайны, позволяя многочисленным туристам, а их приезжает сюда около полумиллиона ежегодно, лишь прикоснуться к монументальному творению предков, давая возможность приблизиться к границам неизведанного. Но проникнуть можно только в здание, которое внутри не менее колоссально, чем снаружи, однако глубины тайного, сакрального смысла остаются скрытыми от глаз.




Как добраться:

Из некоторых курортов: Шарм-эль-Шейха (Египет), Эйлата (Израиль) и Акабы (Иордания) в Петру существуют экскурсии. Например, из Израиля тур будет стоить около 200 USD, из Египта - около 300 USD.
Если вы хотите добраться самостоятельно, то ближайший к Петру аэропорт находится в столице Иордании – в Аммане. Также можно долететь до Дамаска (Сирия), а потом пересесть на такси до Аммана, которое обойдётся примерно в 30 долларов. Маршрутные автобусы из Аммана отправляются от автовокзала Wihdat, будут ехать около 3 часов и стоить 3 динара.
Из Египта в Акабу (Иордания) возможно приплыть на пароме из порта Нувейба (130 км от Шарм-Эль-Шейха), которые ходят ежедневно, примерно в час дня. Цена – 45$. Поездка на такси из Акабы стоит около 30 динар в одну сторону, а туда-обратно будет стоить 45-50 динар.

Узнайте во сколько Вам обойдётся поездка:
Чтобы узнать во сколько вам обойдётся поездка в храм Эль-Хазне, просто введите в форме поиска город вылета и нажмите кнопку «НАЙТИ». Aviasales найдёт для вас самые выгодные предложения, а бронирование билетов непосредственно на сайтах авиакомпаний или отелей.

Ну и:
Добавляйте в избранное, ставьте лайки, делитесь с друзьями в соц.сетях и, конечно, составляйте свою собственную карту путешествий. Всем пока =)


Изюминка Петры несомненно Храм-Мавзолей Эль-Хазне.
Конечно же экскурсоводы всячески изощряются, чтобы удивить очередную группу туристов.
Наш гид всех нас собрал на одной из сторон ущелья Сиг и привлекал наше внимание рассказом о храме. В один момент он сказал, а теперь посмотрите налево..
И нам открылась изумительная картина - среди скал проглядывал он: храм-мавзолей, размещенный на всех рекламных продуктах о Петре.
Эль-Хазне (что переводится с арабского как «сокровищница») —
набатейский храм эпохи эллинизма в Петре на территории современной Иордании.
Храм Эль-Хазне широко известен в мире благодаря фильму Стивена Спилберга
«Индиана Джонс и последний крестовый поход»
(так же как и Храм Та Прум стал известен большинству после съемки
фантастического боевика «Лара Крофт: Расхитительница гробниц»)
и потому является самой популярной достопримечательностью в округе.


Сокровищница представляет собой монументальное здание, вырезанное целиком из скалы в I веке.
Ордерный фасад здания составляет 40 метров в высоту и 25 метров в ширину.
Согласно одной из версий, храм выстроил набатейский царь Арефа IV Филопатр в качестве собственной усыпальницы.

Со временем первоначальное назначение постройки было предано забвению.
Арабы полагали, что во времена Моисея здесь хранил свои сокровища египетский фараон, отсюда и название.
Согласно другому местному преданию, в храме прятали свои сокровища разбойники, нападавшие на караваны.
На фотографии видны следы выстрелов по сосудам.
По преданию люди надеялись, что именно там замурованы сокровища.

Удивительное творение рук человеческих
Но как, как это было исполнено?
Какими инструметами, техникой?
Остается загадкой...


Вокруг громоздились скалы, напротив храма бойко вёл торговлю магазинчик сувениров


Храм потрясающий!

Время, выделенное для блуждания, неуклонно заканчивалось, и я двинулась дальше по ущелью вниз


на обратном пути новая группа туристов, закрыв глаза продвигалась к "Счастью лицезреть открывающийся вид на сей дивный храм, высеченный в скалах

Если вы задумали нанять арабского проводника и побродить по Петре самостоятельно. Купите карту и заранее наметьте свой маршрут, чтоб увидеть то, что интересно именно вам.

Интересные достопримечательности города:

  • Театр. Он находится в 300 м слева от выхода из ущелья Сик в Петру. Театр, построенный в I в.н.э. в правление царя Аретаса IV, похож на греческие и римские театры. 40 рядов спускающихся вниз сидений, вырубленных в камне. Вмещал он от 6000 до 8000 тысяч зрителей. Можно только догадываться, какими именно зрелищами наслаждался здесь набатейский царь.
  • Дворец Девы, он же Каср Аль-Бинт. Возведен в I в. до н.э. как святилище. Жившая при нем царская дочь якобы страдала от нехватки воды и заявила, что свяжет свою жизнь только с тем, кто сумеет провести к ее жилищу драгоценную влагу. Ни дать ни взять современная практичная девица, не желающая замуж за того, кто «кран починить не умеет»! Судя по найденным при раскопках Каср Аль-Бинт каналам и стоку, царская дочь все же дождалась своего «водопроводчика».
  • Высокий жертвенник. В 200 м от Эль Хазне есть указатель, согласно которому нужно идти. Эта достопримечательность для упорных и выносливых. Подниматься к алтарю в гору придется по скальной лестнице, и займет это «шествие» чуть больше получаса. Почувствуете себя древним жрецом - они-то регулярно преодолевали этот подъем. Правда, мы до сих пор не знаем, какому божеству и какие жертвы здесь приносились.

Петра сегодня: город туристов.

Экскурсионные туры в Петру всегда популярны, несмотря на то, что путешествие по древнему городу требует изрядной выносливости. Хорошей обуви, наличия солнцезащитного крема, головного убора и бутылки воды.

Стоимость номеров в гостиницах Вади-Муса зависит от «звездности». Можно найти место за 15 иорданских динаров за ночь. Можно остановиться в отеле, где ночевка обойдется в 80 JOD и выше.

Город Петра - мировое культурное достояние, поэтому никаких поездок на авто в его пределах. Местные жители предлагают гужевой транспорт (повозки), а для подъемов в горы - верблюдов и осликов. Не переплачивайте местным больше 10 JOD. Они любят поторговаться с наивными туристами.

Ночь в Петре.

Есть возможность посетить удивительный город Петра ночью. С 20.30 до 22.00 по понедельникам, средам и четвергам.

Вы увидите Петру, освещенную множеством свечей, услышите музыку бедуинов, посидите на коврике внутри Эль Хазне выпьете душистого местного чая. Можете представить себе в это время выражение лица одного из набатейских царей, увидевшего каких-то кочевников, рассевшихся в его сокровищнице.

Петра в миниатюре.

В Малую Петру можно подняться по бетонной дороге от арабского селения Вади-Муса. Где-то через 2 км по дороге будут развалины главного замка крестоносцев Петры, Аль-Вуайра. Сами Христовы воины звали его по-французски — Le Vaux Moise. В переводе — Моисеева долина. Так зовется теперь, но по-арабски - деревня у Петры.

В Малой Петре тоже можно увидеть остатки набатейского водопровода, а также исследовать систему тропинок и лестниц, соединяющих между собой три ущелья.

В VIII веке до н.э. седьмой иудейский царь Амасия захватил город и переименовал его в Иоктэль. В III веке до н.э. Петра стала столицей Набатейского царства. Можно предположить, что для храма или усыпальницы сама природа создала удобное место с глубокой пещерой в скале. Древним мастерам, работавшим в I веке н.э., потребовалось только удалить лишнее и украсить фасад. Царство набатеев было наследственным, поэтому не исключено, что первой функцией «Эль-Хазне» была именно усыпальница.

Усыпальницы царей делались по всему миру – от Китая до Южной Америки и всюду, кроме функции гробницы такие объекты были и хранилищами сокровищ, и культовыми местами, имеющими мистическое значение, не понятое во-многом до сих пор. Исторические исследования подтверждают, что в древности практически по всему средиземноморью храмы, кроме непосредственно богослужений и жертвоприношений, исполняли еще функции банков, убежищ, жилья для священнослужителей, иногда гробниц.

Можно сказать, что сокровищница, была одним из ключевых объектов города. «Эль-Хазне» – грандиозный фасад из розового камня высотой 40 метров и шириной 24 метра - первое, что видит выходящий из каньона Сик путешественник. Место для строительства было выбрано не случайно. Возможно, предшественники набатеев уже хранили здесь сокровища. Наверняка, кроме главного входа были предусмотрены обманные проходы, ловушки, тоннели в скалах для прохода воинов и эвакуации сокровищ, возможно, такие тоннели могли тянуться на многие километры. Если обойти сокровищницу по дороге с севера, видны многочисленные входы в пещеры, подавляющее большинство из них глухие, но в древности все могло быть не так – время, выветривание и землетрясения меняют даже скалы. Малоизвестный факт – раскопаны несколько подземных этажей сокровищницы. Подойдя вплотную к фасаду, можно увидеть закрытые решетками раскопы. Трудно сказать, какие тайны хранят эти этажи.

К сожалению, доступ в помещения «Эль-Хазне» закрыт, вероятно, из-за возможности обрушения и повреждения археологических памятников. Приходится ограничиваться внешним осмотром и домысливанием цели строительства этого грандиозного сооружения. Если внимательно осматривать фасад вблизи, а верхние части – в бинокль, удивительно выглядят фрагменты совершенно разной степени сохранности: четкие капители колонн и ровные ребра, отшлифованные внутренние стены резко контрастируют с выветренными скульптурами.

С трудом можно представить, как в каменистой пустыне строились такие объекты. Перед сокровищницей – самое большое скопление туристов, гидов, торговцев, погонщиков, бедуинов. Если спросить у них, как можно было высечь в скале такие рельефы на высоте 40 метров, не имея строительных лесов, обычно уклончиво отвечают, что резчики спускались почти с пятидесятиметровой высоты на веревках. Может быть, так и было, а может быть, применялись технологии, ныне неизвестные.

Еще одну гипотезу можно встретить в Библии. В 6-й главе книги Бытия сказано: «В то время были на земле исполины». Для человека высотой в 5 метров работа с фасадом высотой в 40 метров не представляется уже совершенно невозможной. В интернете можно встретить более приземленную гипотезу – о том, что фасад сокровищницы высечен вовсе не 2000 лет назад полукочевым народов набатеев, а является новоделом XIX века, высеченным на основе более старого утраченного фасада европейскими или даже петербургскими мастерами – в стиле фасада находят много сходного с архитектурой Санкт-Петербурга. Целью такой подмены могло быть желание британцев привлечь туристов в совершенно дикие места.

Одним из первых исследователей Петры в XX веке был русский археолог М.И. Ростовцев, ученый с мировым именем. В своем труде «Караванные города» он не выразился определенно ни о времени, ни о методах создания сокровищницы, ни о ее точном назначении. Он высказывает только гипотезу о том, что это здание могло быть храмом египетской богини Изиды или великой набатейской богини Луны Аллат. Относительно архитектурного стиля Ростовцев также высказывает сомнения, относя его то к началу I в до н.э., то к III веку н.э.

Сокровищница набатеев «Эль-Хазне» по сей день хранит свои тайны. Памятник включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, археологические работы продолжаются, подробные отчеты об исследованиях доступны только узким специалистам, но, возможно, придет время, когда «Эль-Хазне» приоткроет завесу над своими многочисленными загадками.

Публикации по теме