Дворец елизаветы петровны. Летний дворец елизаветы петровны

Большое количество дворцовых построек, богатство и роскошь их отделки преображают архитектурный облик Санкт-Петербурга на протяжении многих лет. Ведь именно этот город славится уникальными дворцами крупных чиновников, аристократов и других знатных персон. Достоин огромного внимания Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны. Более подробно о нем вы узнаете, прочитав эту статью.

Культурная жизнь столицы во времена правления Елизаветы Петровны

С восшествием на престол новой императрицы в государстве стартовал очередной этап становления культурных сфер. Этот период расцвета оказал влияние и на столицу. Город значительно преображался. В эпоху культурного развития Петербурга предпочтение отдавалось возведению архитектурных памятников. Заслуживает особого внимания Летний Санкт-Петербурга по сегодняшний день радуют взор жителей города и туристов.

Во времена правления Елизаветы Петровны (1741 - 1761) сооружение дворцов имело особое значение. Тогда воздвижением настоящих шедевров занимался Франческо один из лучших архитекторов в истории государства. К числу его работ относится и Летний дворец Елизаветы Петровны. Его нельзя не отметить как лучшую работу архитектора.

Общая характеристика сооружения

Летний дворец Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге возведен Б. Ф. Растрелли в период с 1741 по 1744. По словам зодчего, здание включало около 160 апартаментов, среди которых была церковь и галереи. Дворец украшали многочисленные скульптуры, фонтаны и сад. Со временем резиденция ощутила на себе целый ряд изменений, связанных с неудовлетворенностью архитектора своей работой. На протяжении нескольких лет здесь продолжались строительные мероприятия.

Летний дворец Елизаветы Петровны: история строительства

Территория, на которой расположен Михайловский замок, в первой половине XVIII века относилась к Летнему саду - царской усадьбе Петра I. На этом участке императрицей Анной Иоанновной было велено начать сооружение дворца. Строительство поручили архитектору Растрелли-младшему. Но зодчий так и не успел приступить к работе при жизни императрицы.

В 1740 году власть перешла к которая решила реализовать проект, основанный ее предшественницей. Но через некоторое время происходит в результате которого императорская власть переходит к младшей дочери Петра I, Елизавете. Цесаревна отдает Ф. Б. Растрелли приказ на возведение Летнего дворца. Императрице настолько понравился результат работы архитектора, что она повысила его жалование в два раза.

Точная дата закладки строения до сих пор остается спорной. По мнению некоторых историков, данное событие припадает на 24 июля 1741. Причем начало закладки происходило в присутствии императрицы Анны, её мужа, а также некоторых придворных и членов гвардии.

Особенности архитектурного стиля

Летний дворец Елизаветы Петровны относится к стилю русское барокко. Так называлась совокупность архитектурных направлений, сформировавшихся на территории Российской империи и Русского государства в XII - XIII столетиях. Сооружения этого периода характеризовались:

  • пышностью и затейливостью архитектурных форм;
  • роскошной отделкой;
  • использованием лепки;
  • применением живописи и позолоты.

Среди стилей данной эпохи выделяют которое возникло благодаря строениям не только соотечественников, но и архитекторов из Западной Европы. Они были приглашены Петром I, чтобы облагородить новую столицу, Санкт-Петербург.

Наиболее характерными чертами Петровского барокко были:

  • отказ от византийской манеры;
  • простота и практичность;
  • фасады в красно-белых оттенках;
  • наличие симметрии форм;
  • мансардные крыши;
  • арочные проемы окон.

Как выглядел Летний дворец

Многие из гравюр и рисунков, сохранившиеся с той эпохи, практически в точности отображают внешний вид дворца. Основой для первого этажа был выбран камень, для второго - дерево. Сооружение было окрашено в светло-розовые оттенки, что примечательно для стиля барокко. Цокольный этаж сделали из гранита в серо-зеленом цвете. Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны имел два фасада: главный фасад выходил на Мойку, в сторону Летнего сада, а другой - на Невскую перспективу.

По всему периметру располагались служебные постройки, что имитировало своеобразную замкнутость.

Вдоль Фонтанки была проложена широкая дорога, которая сопровождалась оранжереями и фруктовыми деревьями. Часть этой территории была занята Слоновым двором, обитатели которого при желании купались в Фонтанке.

Вход к дворцу был огражден широкими воротами, на которых переливались позолоченные двуглавые орлы. Ворота украшала ажурная решетка. За ограждением находился большой парадный двор.

Вид главного фасада загораживали большие цветники и деревья, из которых получился своеобразный парк.

Центральный корпус занимал Большой парадный зал. Его украшали богемские зеркала, скульптуры из мрамора и произведения живописи, написанные знаменитыми художниками. У западной стороны зала возвышался царский трон. Гостиные, украшенные резьбой из позолоты, вели прямо в парадный зал. Снаружи к помещению подходили фигурные лестницы.

По направлению к Мойке красовались цветочные партеры. Здесь также располагались три фонтанных бассейна, имеющие сложные очертания.

Дальнейшие преображения дворца

В течение года была достроена крытая галерея, через которую можно было совершить прогулку к Летнему саду. На стенах такой галереи были развешаны картины известных живописцев. Здесь же была спроектирована терраса с висячим садом, пролегающим на уровне бельэтажа, где находился Эрмитаж и фонтан. Контур террасы был огражден золоченой решеткой. Позже к этому участку была пристроена дворцовая церковь.

Спустя некоторое время возле дворца был высажен декоративный парк. Через него проходил огромный лабиринт, боскеты и беседки. В центр парка были помещены качели и карусели.

На территории, прилегающей к дворцу, был построен комплекс водонапорных башен, так как прежнее водоснабжение фонтанов не имело необходимого напора. Подобные водонапорные башни были облагорожены с помощью дворцовой росписи.

Архитектора Растрелли не удовлетворяла его работа. По этой причине спустя десятилетие он доводил деревянный Летний дворец Елизаветы Петровны до настоящего шедевра. Растрелли регулярно переделывал некоторые части здания. Так, позже стены преобразились с помощью фигурных наличников окон и атлантов. В качестве их украшения также служили львиные маски и маскароны.

Предназначение

Летняя резиденция - это первый собственный дом Елизаветы. До императрицы в этом здании никто не проживал. Цесаревна занимала восточное крыло резиденции. Западное крыло выделялось для придворных.

Царица Елизавета восхищалась роскошью Летнего дворца. Каждый год, в апреле, императрица уезжала из Зимнего дворца, чтобы на время поселиться в летнем. С ней переселялся и весь двор. Это событие превратилось в настоящую церемонию, которую сопровождал оркестр и артиллерийская пальба. В сентябре Елизавета переезжала обратно.

Дальнейшая судьба летней резиденции

В 1754 Летний дворец Елизаветы Петровны в Петербурге стал местом рождения Павла I, в скором времени пришедшего к власти.

В 1762 здесь проводились пиршества по случаю мирного соглашения с Пруссией.

Как только новый император Павел I пришел к власти, он тут же отдал приказ о сносе сооружения. На его месте был возведен замок, известный на сегодняшний день как Михайловский. Именно в этой резиденции закончилась жизнь Павла I.

Согласно одной из легенд, Михайловский замок был возведен не случайно на месте Летнего дворца. Император пожелал провести остаток своей жизни в том месте, где был рожден. Другая же легенда гласит, что караульному явился архангел Михаил и приказал построить храм на территории, где располагался Летний дворец Елизаветы Петровны. После этого случая император велел начать сооружение нового дворца и церкви во имя архистратига Михаила. Таким образом, Михайловский замок получил свое название по аналогии с храмом Михаила Архангела.

В XVIII веке императорские фавориты были очень значимыми людьми в государстве, нередко они влияли на политику и участвовали в дворцовых интригах. Фаворитам дарили дорогие подарки, в том числе дворцы, которые строили лучшие архитекторы Петербурга. «Культура.РФ» вспомнила самые интересные особняки императорских любимцев .

Аничков дворец

Фотография: A.Savin

Строить Аничков дворец начал сразу после коронации императрицы Елизаветы Михаил Земцов , а заканчивал строительство Бартоломео Растрелли . Роскошный особняк в стиле барокко императрица подарила своему фавориту - Алексею Разумовскому. Среди современников ходили толки (впрочем, не подтвержденные историками), что Разумовский был тайным мужем Елизаветы и отцом ее незаконнорожденного сына. Свое название Аничков дворец получил спустя годы, когда неподалеку построили Аничков мост .

Позже особняк не раз передаривали. А Екатерина II выкупила здание у родственников Разумовского и презентовала его своему фавориту - Григорию Потемкину. Также она подарила Потемкину 100 тысяч рублей на перестройку дворца, которую поручили Ивану Старову. Архитектор сделал дворец более строгим и монотонным, как диктовал модный в те годы классицизм . Позже здание перестраивали еще много раз: Джакомо Кваренги по указу Александра I , Карл Росси - для Николая I . Здесь жили Александр II и Александр III . Сегодня в Аничковом дворце находится Дворец творчества юных .

Особняк Шувалова

Фотография: Florstein

Особняк другого фаворита Елизаветы Петровны, Ивана Шувалова, расположен неподалеку от Аничкова дворца. От обоих построек можно было быстро добраться до Летнего дворца императрицы. Особняк Шувалова спроектировал в 1749 году Савва Чевакинский. Он построил трехэтажное барочное здание, про которое Екатерина II писала: «Снаружи этот дом, хотя и очень огромный, напоминал своими украшениями манжеты из Алансонских кружев, так много на нем было разных украшений» . Впоследствии зданием владели князь Иван Барятинский и генерал-прокурор Александр Вяземский, который распорядился перестроить его в классическом стиле. Позже особняк принадлежал разным государственным ведомствам, а сегодня здесь размещается Музей гигиены .

Мраморный дворец

Фотография: A.Savin

Григорий Орлов был одним из фаворитов Екатерины II, он стал отцом ее внебрачного сына графа Алексея Бобринского. Императрица дарила Орлову множество подарков, одним из которых стал дворец. В 1768 году Екатерина II приказала архитектору Антонио Ринальди возвести его неподалеку от императорской резиденции .

Позже дворец получил название Мраморный : при его оформлении строители использовали 32 сорта этого камня - на внешних фасадах и в интерьерах. Стены одного из самых красивых залов были облицованы итальянским, греческим, карельским и уральским мрамором, а также лазуритом. Из серебристого мрамора была выполнена Парадная лестница и ее декор - скульптуры работы Федота Шубина.

Григорий Орлов умер еще до окончания строительства, и Екатерина подарила дворец своему внуку Константину Павловичу. Впрочем, один из фаворитов Екатерины все же жил в этом дворце, уже после смерти императрицы. В 1797–1798 годах здесь поселился бывший польский король Станислав Август Понятовский.

Сегодня в Мраморном дворце находится филиал Русского музея .

Гатчинский дворец

Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»

Дворец Ахиллеон (резиденция Сисси) был построен специально для австрийской императрицы Елизаветы II. Корфу с давних времен облюбовали знаменитости разных народов. Побывав здесь однажды, они обязательно возвращались и оставались тут погостить подольше. Например Льюис и Джеральд Даррелы, императрица австрийская Елезавета II, или кайзер Вильгельм II. Также этот остров посещал и Наполеон, и Оскар Уальд, и многие другие. Но самый яркий след оставила, наверное, Елизавета II и ее дворец Ахиллеон.

Дворец Ахиллеон Корфу (резиденция Сисси)

Во время 1 и 2 мировых войн дворец Ахиллеон использовался в качестве госпиталя, а после войны здесь устроили школу и детский сад. Позже здание сдали в аренду на 20 лет в частные руки. Была проведена реконструкция и в Ахиллеоне открылось казино, которое впоследствии переделали в гостиницу. В общем, чего только не повидал дворец Ахиллеон, пока здание вновь не стало государственным. Сейчас в Ахиллеоне музей, и дворец открыт для посетителей.

Дворец Ахиллеон. Как добраться.

Добраться до дворца можно на автобусе №10 (который ходит из центра города Керкира) спецально по маршруту до дворца Ахиллеон. Поездка занимет 30 минут и стоит всего 1,5 € на человека (в одну сторону). Вы можете купить билет в киоске на автобусной остановке.

Расписание автобуса Керкира-Ахиллеон такое:

Понедельник-Пятница туда: 07.00, 10.00, 12.00, 14.00, 17.00, 20.00

Понедельник-Пятница обратно: 07.30, 10.25, 12.30, 14.25, 17.30, 20.30

Суббота туда: 08.00, 10.00, 12.00, 14.15, 19.00

Суббота обратно: 08.25, 10.25, 12.25, 15.00, 19.30

Также можно добраться на авто, как мы и сделали. К слову, аренда авто в не сезон обходится довольно дешево, примерно в 30€ за день. Поехали…

Дворец Ахиллеон достопримечательность корфу

Дворец Ахиллеон находится на восточном побережье недалеко от в деревушке Гастури. Вход на территорию дворца стоит 7€. За 3€ мы взяли еще аудиогид, и не пожалели.

Аудиогид- устройство размером с телефон и такой же цифровой клавиатурой, к которому можно подключить наушники и слушать информацию об экспонатах. Этакий индивидуальный гид, который рассказывает только то, что нужно и интересно лично вам.

Входим. Под главными воротами — год начала строительства дворца.

Проходишь за ворота и попадаешь в прекрасный тропический парк, много различных растений, цветов, среди которых расположились различные статуи и скульптуры.

Туристы всегда любят что-то усиленно натирать на счастье, так и здесь пальцы стопы сверкают от полировки.

И в первую очередь бросается в глаза здание самого дворца.

Дворец расположен на возвышении, строгое красивое здание, и если честно снаружи выглядит величественнее, чем внутри.

А перед парадным входом статуя самой Елизаветы. (Под ней номер, который надо набрать на клавиатуре аудиогида, чтобы прослушать информацию)

Парк достаточно большой: здесь просто море скульптур, во внутреннем дворике центральное место, конечно, занимает скульптура Ахилла, установленная Елизаветой II,

а вокруг множество других статуй да и про греческих философов Сисси не забыла.

Рассказывать про все статуи расположенные здесь очень долго, лучше посетите музей сами и аудиогид расскажет вам все очень подробно.

А мы из внутреннего дворика спускаемся на нижний уровень парка. прогулявшись по аллеям замечаем в стороне скульптуру Байрона, также установленную Сисси.

Смотровая площадка дворца Ахиллеон

В конце аллеи смотровая площадка, открывается отличный панорамный вид на северную часть острова.

И тут же еще одна статуя Ахилла, но уже установленная кайзером.

Парк большой, действительно красивый, утопающий в зелени.

Внутри дворца ахиллеон

Во дворце сохранилось несколько картин известных мастеров, но самая впечатляющая «Триумф Ахиллеса». Она расположенная на главной лестнице и занимающая всю стену.

Также в Ахиллеоне сохранились личные вещи, мебель и фотографии кайзера и Сисси. Много интересных вещей, но такой роскоши и богатства и блеска, как у нас в питерских дворцах, вы не увидите.

Приятно побродить по территории дворца Ахиллеон и вообразить, как когда-то здесь жили и точно также прогуливались императрица австрийская, германский император и многие другие.

Спасибо за внимание! Если есть вопросы, пожалуйста, оставляйте в комментариях. Мы с радостью на них ответим.


В Покровском в молодости жила дочь Петра 1 Елизавета. Удаленная от двора Анной Иоанновной, она выстроила в усадьбе новомодный дворец, предавалась здесь беззаботным увеселениям, устраивая праздники с друзьями, заставляя танцевать на них покровских крестьян. Московский историк, писатель И. К. Кондратьев пишет, что, "будучи от природы веселого характера, княжна участвовала здесь в праздничных хороводах, составленных из Покровских девиц и молодиц, одеваясь в их красивый костюм: в цветной атласный сарафан и кокошник, или в парчовую кику с дробницами из жемчуга и с позументом, или просто по девичьи, вплетая в трубчатую косу свою ярославскую ленту... С тех пор, надо думать, и пели песню:

Во селе, селе Покровском,
Среди улицы большой,
Разыгралась, расплясалась
Красна девица душа".

Хотя после восшествия на престол Елизавета Петровна не забывала любезное ее сердцу Покровское, она приказала архитектору Бартоломео Растрелли сделать дворец еще более пышным - но все-таки уже не так часто бывает там.

Село затихает, однако иногда еще здесь устраивались праздники: на каруселях и качелях развлекались посетители, а с огромной, длиной почти 400 метров катальной горы скатывались сани или коляски. Эта гора была нарочно сделана к приезду Екатерины II в 1763 г., но и в свое отсутствие она дозволяла "кататца летом и зимою дворянству и купечеству и всякого чина людем, кроме подлых". Посетителей ждали также "трактир и в нем кушанье, чай, чека-лад, кофей, водка гданская и французская, виноградное питье, полпиво и меды". Примерно со второй половины XVIII в. село становится обычным предместьем города, а потом и частью его, в которой начинается интенсивное строительство фабрик и заводов.
Ну а теперь по-порядку.

Ул. Гастелло 44. Бывший Покровский дворец "прекрасной Елисавет" имеет долгую и во многом еще не выясненную историю. Известно, что здесь на берегу большого пруда стояли деревянные хоромы, предназначенные для пребывания царской семьи. Так, в 1713 г. в них жила царевна Мария Алексеевна, позднее будущая императрица Елизавета Петровна вместе с родственниками Скавронскими и Гендриковыми. Возможно, что в середине 1730-х г. вместо деревянных хором выстроили каменные палаты, арх. М.Г. Земцов.

В большой московский пожар в мае 1737 г. дворец сгорел полностью.
В 1742 - 1743 гг. он перестроен в нарядный барочный дворец по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли.

Екатерина дворец не любили и здесь почти не бывала и в нач. 19 века он пришел в запустение.
Дворец достоял до 70-х гг. XIX в.
В это время его отдали Покровской общине сестер милосердия и архитектор А.П.Попов перестроил его в сестринский корпус в духе нарядной архитектурной декорации XVII столетия.
В советское время дворец был одной большой коммуналкой, где в полуподвальных кельях доживали свой век милостию Божией 4 монахини.
В 1970-х годах дворец реставрировали и отдали Государственному научно-исследовательскому институту реставрации (ГОСНИИР), который его занимает до сих пор.
Дворец в плане похож на букву "Ш"

Центральная его часть богато декорирована

С обеих ее сторон имеются крыльца в старинном русском стиле.

богато декорированы окна

В мезонине центральной части был домовый храм, его главу стоящую до сих пор без креста мы сегодня принимаем за бельведер.

Дворец стоит на пригорке, перед ним был небольшой курденер, который спускался к пруду, который был образован из запруженной реки Рыбинки, которая недалеков от дворца впадала в Яузу. От дворца на середину пруда, где был остров и стояла деревянная Воскресенская церковь был проложен красивый деревянный мост.
Теперь на месте пруда и всей этой красоты выстроен жилой дом в стиле сталинского ампира, Рыбинку заключили в трубу... а дворец сотрясается от поездов, которые проходят прямо перед ним по линии Курской железной дороги, которую построил промышленник П.фон Дервиз.

Но о нем, вернее о его следах в Покровской-Рубцове будет уже следующий пост.

Трудно назвать другое строение, которое просуществовало бы на территории императорского Летнего сада такой короткий срок — всего пятнадцать лет — и оставило настолько яркий след в истории. На протяжении восьми лет Летний дворец Анны Иоанновны оставался императорской резиденцией, где бился политический пульс всей Российской империи.

Летний деревянный дворец Анны Иоанновны входит в группу несохранившихся построек Летнего сада. В стенах этого дворца в 1740 году окончила свой жизненный путь императрица, и здесь же было оглашено ее завещание. Здесь было провозглашено регентство Бирона, а высокие сановники и гвардия присягали малолетнему императору Иоанну Антоновичу. С любимым дворцом Анны Иоанновны связана одна из самых драматических страниц нашей истории — арест герцога Курляндского Бирона, бывшего фаворита императрицы. Неудивительно, что получившая такую мрачную славу императорская резиденция восемь лет спустя была разобрана.

Летний дворец Анны Иоанновны был возведен в 1732 году на набережной Невы на месте «Залы для славных торжествований», по этому случаю разобранной. Архитектором выступил Франческо Растрелли при участии своего отца, Бартоломео Растрелли.

Это был одноэтажный дворец, значительно вытянутый в длину. Летний деревянный дворец резко отличался от дворца Петра I, стоявшего на берегу Фонтанки. Растрелли выделил центральную часть здания, а от боковых крыльев устроил спуски к воде. По краю кровли проходила нарядная балюстрада, однообразный ритм которой нарушался фигурными резными украшениями и декоративной скульптурой. Колонны и украшенные наличниками часто расположенные окна значительно обогатили фасады дворца, придав ему характер барочного сооружения. После завершения строительства дворца новая резиденция императрицы приобрела функцию своеобразного «невского фасада», через который можно было пройти в Летний сад.

По свидетельству Растрелли, дворец имел двадцать восемь апартаментов. Из других источников известно, что в 1741 году — уже после смерти императрицы — во дворце были следующие покои: «Антикамора», где принимали послов; «Комедия»; обер-гофмаршальские помещения, спальня императрицы, большая императорская зала, десять покоев герцога Бирона, четыре покоя, которые занимал его сын Петр. Кроме того, во дворце находились покои фрейлин, контора для письмоводства; казенные палаты, где хранились палатные уборы, и оружейные палаты. Упоминается также, что спальня Бирона была обита коврами. Это самое подробное описание внутренних апартаментов Летнего дворца, которое мы имеем на сегодняшний день.

На плане деревянного дворца Анны Иоанновны, выполненном с копии чертежа 1732 года, ясно видно, что здание заключало в себя две анфилады зал. Помещения северной анфилады выходили окнами на Неву, а южной — в сад. Невскую анфиладу составляли залы больших размеров — это была парадная часть дворца. По оси здания располагался, по-видимому, тронный зал, в нем на плане дворца показано тронное место. Далее на запад через три помещения находилась парадная опочивальня. В восточном корпусе дворца, выделенном ризалитом, находился самый большой зал дворца. Судя по описанию, во дворце располагалась «Комедия», то есть зал для театральных представлений. Очевидно, «Комедией» служил именно этот большой зал в восточном корпусе здания. Садовую анфиладу составляли помещения меньшего размера. Возможно, здесь находились жилые покои; они группируются апартаментами, разделенными прихожими и имевшими выход в сад. Поскольку в Невской анфиладе располагалась парадная опочивальня, то можно предположить, что в Садовой анфиладе находилась вседневная опочивальня, в которой императрица и скончалась. Апартаменты Бирона также выходили окнами в сад и примыкали к императорским: это подтверждается сообщением подполковника Манштейна, арестовавшего герцога.

Анна Иоанновна впервые переехала в свою Летнюю резиденцию сразу после свадьбы брата своего фаворита, Густава Бирона, с княжною Меншиковой, отпразднованной в Зимнем дворце в первый день лета 1732 года.

Анна Иоанновна жила в Летнем дворце по точно установленному порядку — с начала мая до конца сентября (исключая несколько недель в июне и июле, проводимых в Петергофе). Императорский двор всегда с особой пышностью перебирался в Летний дворец. Анна Иоанновна плыла по Неве под громы пушечных выстрелов на украшенной золотом шестнадцативесельной яхте с великолепной каютой в виде комнаты, украшенной зеленым бархатом.

2 Покровский дворец Елизаветы Петровны

Императрица Елизавета Петровна из тех редких послепетровских Романовых, которые любили Москву. Ее симпатия распространялась и на принадлежащее ей село Покровское-Рубцово на берегу ныне несуществующей речки Рыбинки, впадавшей в Яузу. Само село с деревянным «увеселительным» дворцом, церковью Покрова, прудом и садом известно еще с XVI в. Его первым владельцем был Протасий Васильевич Юрьев, от которого сложными путями оно досталось Романовым. Владения были большими.

При Анне Иоанновне, удаленная от двора, Елизавета Петровна жила в Покровском-Рубцово. По преданию — весело, устраивая праздники, танцы и гуляния. В 1737 году деревянный дворец сгорел. В 1739 году Елизавета построила новый на берегу пруда: одноэтажный, на высоком подклете, с центральным двусветным залом. Интерьеры дворца не сохранились, но известно, что они были отделаны в японском и китайском стилях. Роскошный парк с катальной горкой и каруселями был устроен в 1752 году архитектором Б.-Ф. Растрелли. Он же делал и проект нового дворца, который не был осуществлен.

С другой стороны пруда построили церковь Воскресения Христова, соединявшуюся с дворцом переходом и мостом. В 1790 году она была упразднена.

После смерти Елизаветы дворец практически не использовался. В 1872 году территория была отдана Покровской общине сестер милосердия. Община произвела переделки по проекту П. П. Скоморошенко: надстроили второй этаж, построили боковые крылья, возродили Воскресенскую церковь, но уже в центральном зале, изменили на ныне существующий декор фасадов.

Общину закрыли в 1920-х гг., устроив в бывшем дворце огромные коммунальные квартиры, которые просуществовали здесь до 1980-х гг. Пруд был засыпан, а перед дворцом была проложена нынешняя улица Гастелло. В настоящее время во дворце располагается Государственный научно-исследовательский институт реставрации.

3 Большой Екатерининский дворец

Большой Екатерининский дворец в Царском Селе — любимая резиденция Елизаветы Петровны и Екатерины II. Екатерининский дворец — композиционный центр Екатерининского парка и одно из главных его украшений. Величественное здание занимает центральную часть Царского села.

История дворца начинается в 1717 году со строительства «Каменных палат» для супруги Петра Первого Екатерины Первой. Согласно проекту Браунштейна, это было скромное двухэтажное здание, архитектура которого была типичной для подобных построек в России начала XVIII века. В 1724 году строительство дворца было завершено. В честь этого в новом дворце был устроен грандиозный праздник.

Первой перестройку «Каменных палат» начала после восшествия на престол в 1741 году Елизавета Первая. Сменилось несколько архитекторов, прежде чем в конце 1748 года строительство возглавил обер-архитектор императорского двора Франческо Бартоломео Растрели. И уже к концу июля 1756 года императрице и ее гостям вместо скромного здания был представлен шикарный дворец в стиле барокко, поражавший красотой и размерами. Лазоревый фасад был украшен белыми колоннами, лепными украшениями и фигурами атлантов. Золоченый орнамент придавал дворцу еще более торжественный вид. От центральной части дворца отходили флигели, соединенные крытыми галереями. Над северным крылом возвысились позолоченные купола пятиглавой дворцовой церкви. А над южным крылом засиял позолоченный купол с многоконечной звездой на шпиле. Фасады дворца имеют протяженность 300 метров, а на позолоту наружных и внутренних украшений ушло почти 100 килограммов червонного золота.

Внутренняя планировка и убранство так же были видоизменены. Парадные комнаты были расположены во всю длину здания, образуя Парадную золотую анфиладу. Появились Картинный зал и знаменитая Янтарная комната. В Картинном зале представлены более ста картин западноевропейских мастеров живописи XVII — начала XVIII веков различных национальных школ. Над созданием Янтарной комнаты более пяти лет трудились лучшие мастера из разных стран.

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону.

Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

4 Китайский дворец в Ораниенбауме

Китайский дворец является частью грандиозного дворцово-паркового комплекса «Собственной дачи» императрицы Екатерины II. Строительство дворца осуществлял архитектор Антонио Ринальди. По его проекту перед южным фасадом Китайского дворца вырыли большой прямоугольный пруд, на левом берегу которого построили Фрейлинский домик, а на правом отвели место для кофейного домика (проект этой постройки так и не был осуществлен). У восточного фасада дворца, уже за границей Собственной дачи, был построен Кухонный корпус.

Китайский дворец, блестящий образец стиля рококо в России, по праву считается жемчужиной дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум. Абсолютная подлинность делает этот многоликий пригород уникальным, выделяя его из всех императорских резиденций, которые блистательным ожерельем обрамляют Северную столицу

Екатерина II, будучи еще великой княгиней, облюбовала для себя в Ораниенбауме «заветный» уголок. В своих «Записках» она вспоминает 1757 год: «Мне пришла фантазия развести себе сад… но я знала, что великий князь не даст мне для этого ни клочка земли, и поэтому попросила князей Голицыных продать или уступить мне 100 десятин с давних пор заброшенной… земли, которою они владели возле самого Ораниенбаума… Они охотно уступили мне ее. Я принялась чертить планы и разбивать сад, и так как в первый раз занималась планами и постройками, то все выходило у меня огромно и неловко».

К воплощению своего замысла Екатерина Алексеевна смогла приступить лишь пять лет спустя, с воцарением на российском троне. В 1762 году начинается строительство Собственной дачи, и, прежде всего, — «каменного домика и горы». Все работы проводились «под смотрением» А. Ринальди и по его чертежам. Екатерина II порой приезжала в Ораниенбаум, наблюдая за возведением Голландского домика, или Китайского дворца. Новоселье в Китайском дворце императрица отпраздновала 27 июля 1768 года. Этот воскресный день был отмечен божественной литургией в храме Святого Пантелеймона, а затем состоялась парадная трапеза в честь завершения строительства дворца: преосвященные архиереи, архимандриты вместе с вельможами обедали и «пили за Высочайшее Ея Императорского Величества здоровье».

В 1770-е годы императрица часто посещает Ораниенбаум и принимает здесь высоких гостей: с визитами прибывают не только «чужестранные» министры, но и царственные особы — король Швеции Густав III, австрийский император Иосиф II. 17 июля 1780 года Екатерина II впервые показывала дворец своим внукам, великим князьям Александру и Константину. С 1796 года Ораниенбаум принадлежал великому князю Александру Павловичу (будущему императору Александру I), а в 1831 году резиденция перешла в единоличное владение его брата Михаила Павловича. Позднее хозяйкой поместья стала супруга Михаила Павловича Елена Павловна, а затем их дочь Екатерина Михайловна, вышедшая замуж за герцога Георга Мекленбург-Стрелицкого; их дети — Георгий, Михаил и Елена — владели Ораниенбаумом вплоть до 1917 года.

Китайским летний увеселительный дворец был назван благодаря роскошной отделке четырех комнат, выдержанной в духе представлений того времени об искусстве Востока. Встречаются и другие названия: «Домик, что в Верхнем саду», «Домик маленький, собственный Ее Императорского Величества». И действительно, ему менее всего подходит громкое определение «дворец» — он скорее напоминает парковый павильон, стоящий на невысоком стилобате, образующем террасу.

Скромный внешне дворец поражает своим внутренним убранством. Позолота и зеркала, орнаменты из раковин, цветочные гирлянды, завитки, причудливо изогнутые рамы, лепные узоры, прихотливо бегущие по стенам, падугам и потолкам, изысканные росписи, подернутые жемчужной дымкой, — все это создает атмосферу изнеженности и уюта. Таков стиль рококо, просуществовавший недолгое время в XVIII столетии, но оставивший в России яркий след — изысканный и камерный Китайский дворец в Ораниенбауме. Особую утонченность интерьерам рококо придают стилизованные восточные мотивы декоративного убранства и множество подлинных произведений искусства Китая и Японии.

Интерьеры Китайского дворца хранят первозданное убранство XVIII века: редкостную коллекцию живописи итальянских художников, прекрасные образцы восточного и западноевропейского фарфора, мебель русских и европейских мастеров. Одной из главных достопримечательностей дворца являются уникальные паркеты, выполненные по рисункам Ринальди; они не имеют себе равных в русском декоративно-прикладном искусстве. Первоначально полы во дворце были исполнены из искусственного мрамора. В 1770-х годах их заменили наборными паркетами из разнообразных пород дерева (их насчитывается до 36) — дуба, клена, березы, палисандра, самшита, красного и черного дерева, персидского ореха, сахардана (коричневого дерева), амаранта и других. Паркеты, не повторяющиеся ни в одном помещении, поражают своим сложным рисунком и изысканной цветовой гаммой.

Стеклярусный кабинет, Штофная Опочивальня, Зал Муз, Голубая и Розовая гостиные… Уже сами эти названия говорят об исключительности дворцовых помещений, их непреходящей художественно-исторической ценности. В оформлении интерьеров Ринальди использовал богатейший арсенал декоративных форм, присущих стилю рококо, достигая гармоничной взаимосвязи убранства дворца и его архитектуры.

Центром симметричной композиции Китайского дворца является Большой зал, от которого вдоль северного фасада в обе стороны отходят помещения парадной анфилады. К основному объему здания с юга под прямым углом примыкают два крыла, включающие малые анфилады; в западной анфиладе располагались личные покои императрицы Екатерины II, восточной — комнаты ее сына, великого князя Павла Петровича.

Китайский дворец расположен в юго-западной части Верхнего парка. Перед дворцом расстилается поляна с цветниками, а боковыми кулисами и фоном для него служат вековые дубы. В XVIII столетии парк был решен в регулярном французском стиле, и в его композицию был «вписан» бассейн правильной геометрической формы. К середине XIX века характер парковых насаждений изменился: планировка стала свободной, и Верхний парк приобрел романтический облик. Водоем превратился в пруд, и его берега приняли более мягкие очертания.

Как музей Китайский дворец открылся в 1922 году. В годы Великой Отечественной войны 1941−1945 годов советские войска отстояли «Ораниенбаумский пятачок», что не позволило немецкой армии оккупировать Ораниенбаум. Повреждения, нанесенные войной, не исказили облик его памятников, а искусное мастерство реставраторов лишь подчеркнуло их высочайшие художественные достоинства.

Публикации по теме