Искусство палеолита. Альтамирская пещера (Испания)

Пещера Альтамира находится в провинции Кантабрия на севере Испании. Это западнее приморского города Сантандер на 30 км. Данное природное образование примечательно наскальными рисунками, которые специалисты относят к эпохе позднего палеолита. Это так называемая Мадленская культура. Она была распространена во Франции, Швейцарии, Бельгии, Германии и Испании 8-15 тыс. лет до н. э.

Данное время характеризуется концом ледникового периода, а носители культуры жили охотой на мамонтов, оленей и других крупных животных. Была хорошо развита обработка кости, изготавливались кремниевые резцы. Люди обитали в пещерах, а также делали жилища из костей и шкур животных. Своё каменное жильё они украшали настенными росписями, изображавшими животных, сцены охоты. Впоследствии Мадленская культура сменилась Азильской культурой.

Туристы в пещере Альтамира

Открытие пещеры Альтамира

Впервые вход в пещеру был обнаружен в 1868 году охотником по имени Модесто Кубильяс. Его собака застряла в расщелине между скал, преследуя добычу. Освобождая животное, человек и нашёл вход. О своей находке Модесто сообщил любителю палеонтологии Марселино Санс де Саутуола. Однако тот посетил это примечательное место только в 1875 году и ничего необычного в этом природном образовании не нашёл.

В следующий раз любитель-палеонтолог пришёл к пещере лишь летом 1879 года вместе со своей 8-летней дочерью Марией Фаустиной. Мужчина задался целью раскопать вход в пещеру, чтобы найти в ней останки костей и кремния, какие видел на выставке в Париже в 1878 году.

Рисунки в пещере Альтамира, изображающие животных

Уникальные рисунки были открыты девочкой, а не её отцом. Малышка прошла вниз в боковое помещение и увидела на потолке несколько картин. В это время отец находился у входа и услышал восторженные крики дочери. Он поспешил к ней, и его глазам предстало неповторимое великолепие наскальных рисунков, изображавших древних животных.

В следующем 1880 году Саутуола опубликовал небольшую брошюру под названием «Краткие заметки о некоторых доисторических предметах в провинции Сантандер» с графическими картинками. Свою работу он передал в университет Мадрида. Однако специалисты восприняли её в штыки, а наскальные рисунки в пещере посчитали фальсификацией.

Любитель-палеонтолог умер в 1888 году. А в 1895 году были обнаружены аналогичные пещеры во Франции. После этого значимость открытия Сантандера была переосмыслена. Пещеру Альтамира и её историческую ценность полностью признали в 1902 году. В 1985 году её включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Описание пещеры Альтамира

Находится данное уникальное образование в известковом холме. Вход в пещеру располагается на высоте 120 метров над рекой Саи. Примерно 13 тыс. лет назад его завалило. Это создало герметизацию и позволило сохранить наскальные изображения. Длина самой пещеры составляет 270 метров. Состоит она из галереи и залов. Самый большой или главный зал имеет длину 18 метров, ширину 9 метров и высоту от 2,5 до 5,5 метров. Рукотворные рисунки имеются на стенах и потолке. В доисторические времена свет в это помещение попадал из отверстия вверху. Влажность составляет 94-97%, температура равна 13,5-14,5 градусов по Цельсию.

Музейный комплекс Альтамира с высоты птичьего полёта

В других комнатах и коридорах изображения имеют меньшую художественную значимость. Они всегда находились вне досягаемости солнечных лучей и были выполнены при искусственным освещением. Для этих целей использовался огонь, а топливом для него служил в основном костный мозг. Доказательством тому служит большое количество сломанных костей, найденных под рисунками.

Наскальные изображения наносились углём, гематитом, охрой и иными природными красками. Изображены кабаны, бизоны, дикие лошади, другие животные, а также имеются отпечатки человеческих ладоней. Возраст рисунков, нанесённых углём составляет 14 тыс. лет. А рисунки, выполненные с помощью гуминовых фракций, имеют примерный возраст 14,5 тыс. лет.

Реставрационные работы в пещере

Туризм

В 60-70-е годы XX века пещера Альтамира была чрезвычайно популярна у туристов. В день её посещало более 1,5 тыс. человек. В результате такого ажиотажа рисунки покрылись плесенью. В 1977 году этот исторический объект был закрыт на реставрацию. Его вновь открыли лишь в 1982 году, но с ограниченным посещением не более одной туристической группы в день и 8,5 тыс. посетителей в год. Люди записывались в очередь и ждали годами.

В 2002 году пещеру вновь закрыли из-за плесени. Открыли 26 февраля 2014 года, но ограничились 5-ю посетителями в день и 37 минутами в сутки для просмотра. Однако рядом в 2001 году расположили музейный комплекс с копиями пещерных изображений. Так что каждый желающий может ознакомиться с уникальными художественными творениями древности, не посещая саму пещеру. Копии рисунков имеются также в Национальном археологическом музее в Мадриде, в музеях Германии и Японии.

Пещера Альтамира на карте Испании
(красный кружок вверху)

«После Альтамиры — всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное»
Пабло Пикассо


Открытие Альтамирской пещеры произвело переворот во взглядах на первобытное искусство. Правда, переворот этот произошёл, что называется, "задним числом" и самому первооткрывателю лавров не принёс, что может служить очередным тревожным знаком для искателей прижизненной славы.

1879 год. В Америке ювелир из Айовы Эбнер Пилер изобретает аэрограф. В Париже после многих лет неудач на официальных Салонах наконец получает признание Эдуар Мане. В Петербурге проходит VII выставка передвижников, после которой Архип Куинджи выходит из товарищества. В Киеве родился Казимир Малевич.

Что касается первобытного искусства, то к этому моменту его существование уже, в общем-то, не является сенсацией. В 1836 году знаменитый археолог Эдуард Ларте нашел в гротте Шаффо (Франция) пластинку с гравировкой (опубликована в 1861 г.):



Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен:

В те же годы находили рисунки и в других пещерах. Видный палеонтолог Ф. Гарригу, раскапывая в 1864 году наслоения в «Черном салоне» пещеры Нио во Франции, заметил на стене рисунки диких лошадей, горных козлов, а также бизонов, давно не обитающих в этих краях. Увиденное его не особенно заинтересовало. «На скальных стенах есть рисунки. Кто бы это мог их сделать?» — записал он в своем блокноте, и забыл о них ("Черный салон" Нио официально "открыт" наукой только в сентябре 1906 года).

Непосредственно в год открытия Альтамиры (по другим данным, годом ранее - в 1878-м) археологом Л. Широном в гроте Шабо (Франция) обнаружены наскальные гравюры, но фотографии рисунков были проигнорированы научным миром.

История с открытием "Сикстинской капеллы" доисторического искусства, как позже назовут Альтамирскую пещеру, овеяна романтическим ореолом, но и полна подлинного трагизма. Крупный испанский землевладелец и любитель древностей Марселино Санс де Саутуола после того, как побывал в Париже на Всемирной выставке, где увидел орудия и украшения первобытного человека, проникся, вспомнил рассказы своих слуг об одной пещере в горах и, взяв несколько уроков археологии, отправился на раскопки. По легенде, внимание Саутуолы на рисунки красных быков, населивших свод пещеры, обратила бывшая с ним шестилетняя дочь Мария.

Марселино Санс де Саутуола. Справа - Мария де Саутуола в восьмилетнем возрасте.


После короткого периода заинтересованности открытием Саутуолы и даже поддержки со стороны археологов наступила полоса неприятия и осмеяния, окончания которой испанский сеньор не дождался. Он умер в 1888 году, в одиночестве, оговорённый и в подлоге, и в безумии, преданный теми, кому доверял.

Дело, по-видимому, в том, что рисунки Альтамиры оказались обоюдоострым оружием: с одной стороны, палеолитические находки всё больше подтачивали позиции церкви, подвергали сомнению библейские воззрения о сотворении мира и человека, и в этом противостоянии религии и науки любая ошибка исследователей, любой подлог были бы использованы клерикалами с большим эффектом; с другой стороны, альтамирская роспись, высочайшего класса реалистическая монументальная живопись, в отличие от миниатюрных поделок с грубыми, приблизительными изображениями, не вписывалась и в доктрину эволюционного учения, господствовавшую в научном сознании. Получалось, что искусство развивалось по каким-то иным законам, чем материальная культура, и уже в такой древности (15-11 тыс. лет назад, мадленская эпоха) достигало столь зрелых форм. Тяжёлый удар для молодого учения ("Происхождение видов..." Дарвина было опубликовано каких-то двадцать лет назад). Так уж сложилось, что альтамирские быки не могли устроить ни ту, ни другую сторону и были обречены на официальное игнорирование.

Подпись к фотографии музейного экспоната гласит: "Пресса не верит в подлинность Альтамиры".
Не верит-то не верит, но вся первая полоса отдана ей (и
сточник фото - quesabesde.com ).


Датой официального признания учёными мужами наскальных рисунков и росписей ледниковой эпохи, включая живопись Альтамиры, считается 14 августа 1902 года, когда участники конгресса французских антропологов посетили по очереди открытые в последнее время пещеры с наскальной живописью в Комбарель, Фон-де-Гом и Ла-Мут. Новые находки полностью подтвердили правоту Саутуолы, оставалось только признать очевидное. Исторический момент зафиксирован групповым снимком у входа в пещеру Ла-Мут:
Очень интересно и доходчиво о подробностях открытия Альтамиры и вообще о проблеме значительных открытий, почему-то отвергаемых научным миром (можно было бы назвать это, к примеру, синдромом Альтамиры; хотя, наверное, и так уже давно как-нибудь назвали, забыв нас спросить), написано в статье Б. Фролова "Дело Альтамиры" (журнал "Вокруг света", 1972, № 9) .

Вот ещё несколько ссылок по теме:

А теперь - "Торос, торос!", как закричала папе Мария Саутуола, увидев на своде пещеры удивительные фигуры:

Бизоны

Эти красавцы самым полным образом представлены в Альтамире. Наиболее известны и растиражированы следующие два изображения:


Вышеприведенный бычок, в атакующей позе, чаще всего приводится в учебных пособиях, энциклопедиях, неизменно присутствует на майках, кружках и т. д. Но всё это прорисовки, и, конечно, интереснее взглянуть на первоисточник. Так, в бизоне, изображенном на марке, угадывается вот этот:

С тем, что на майке, сложнее. Больше всего похож он:

"Экономными, смелыми, уверенными штрихами, в сочетании с большими пятнами краски, передана монолитная, мощная фигура зверя с удивительно точным ощущением его анатомии и пропорций. Изображение не только контурное, но и объёмное: как осязателен крутой хребет бизона и все выпуклости его массивного тела! Рисунок полон жизни, в нём чувствуется трепет напрягающихся мускулов, упругость коротких крепких ног, ощущается готовность зверя ринуться вперёд, наклонив голову, выставив рога и исподлобья глядя налитыми кровью глазами. Рисующий, вероятно, живо воссоздавал в своём воображении тяжёлый бег бизона сквозь чащу, его бешеный рёв и воинствующие крики преследующей его толпы охотников. Нет, это не элементарный рисунок. Его "реалистическому" мастерству мог бы позавидовать современный художник-анималист" (Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М.: "Искусство", 1985).

Есть, разумеется, и другие изображения, не менее впечатляющие:




Лошадь

Олень (оленуха)

Кабанчики


В связи с тем, что из-за массового наплыва туристов изменился микроклимат внутри пещеры, и на рисунках появилась плесень, в 1977 году Альтамира была полностью закрыта для общественности. Вновь открылась в 1982 году и в 2002-м закрылась уже окончательно.

Всё же почитателей талантов пещерного человека не бросили на произвол судьбы: имеются сооруженные по последнему слову техники копии альтамирских росписей в музейном комплексе рядом с самой пещерой, а также в Мадриде, в Мюнхене и в Японии. К сожалению, нет возможности совершить виртуальную экскурсию в интернете, так, как это, например, совершенно сногсшибательно реализовано с пещерой Ласко, второй по известности после Альтамиры. Но об этом

Пещера Альтамира (в оригинале Cueva de Altamira) — одна из немногих древнейших пещер, в которой отлично сохранилась наскальная живопись каменного века. Рисунки выполнены настолько реалистично, что вначале их даже принимали за подделку. К тому же они полихромные, то есть цветные. Это добавляет им уникальности.

Где находится

Пещера Альтамира лежит в 2 километрах к юго-западу от городка Сантильяна-дель-Мар в северной части Испании. Ближайшие крупные города Торрелавега (в 7 км) и Сантандер (в 28 км).
Географические координаты 43.377499, -4.122480

Общие сведения о пещере

Вход в пещеру находится в небольшом известняковом холме на высоте 156 метров над уровнем моря.
Температура внутри пещеры около 14 о С. Влажность от 94 до 97%. Причем эти показатели практически неизменны в течение всего года.

Пещера состоит из нескольких проходов и гротов. Общая протяженность 290 метров.
В настоящее время выделяют несколько зон пещеры. Самые значительные имеют собственные имена.

Сразу на входе расположился «вестибюль».

Далее следует самый интересный «Большой Зал Полихромов». Его протяженность 18 метров. Высота сводов от 2 до 6 метров. Здесь как минимум 16 четких изображений. В основном это зубры. Животные изображены в разных положениях. Они стоят, лежат или находятся в движении. Это самый впечатляющий участок пещеры. Потолок, площадью в 100 м 2 , полностью покрыт цветными рисунками животных.


Размеры изображений от 1,4 до 1,8 метра. Кроме бизонов есть гравюры лошадей, оленей и диких кабанов.
Потолок в Большом зале ученые называют «Сикстинской капеллой каменного века».

Интересный факт – это же величественное название археологи относят и к знаменитым первобытным рисункам во Франции.

«Большой Зал непонятных рисунков» — в этой части пещеры можно увидеть абстрактные рисунки. Их назначение пока неизвестно.


Затем идет Галерея, в которой встречаются рисунки, известные как «макароны».

После Галереи следует Комната черного бизона. Здесь нарисован большой черный бизон или зубр, а также лошадь и бык.


«Сала де ла Хойя». Это последняя крупная комната. Она завершается узкой галереей под названием . Здесь находятся рисунки размером 30-50 см.

Кто на самом деле открыл пещеру Альтамира

Вход в пещеру нашел в 1868 году местный охотник Модест Кубильяс Перас. Его пес застрял в скалах во время погони за добычей. Охотнику пришлось вызволять своего четвероногого друга. Тогда-то он и заметил вход в пещеру. Но особого значения этому не придал. Окрестности имеют карстовый рельеф, и пещер здесь очень много.

Модест упомянул о своей находке графу Марселино Санс де Саутуола, которому принадлежали эти земли.

Саутуола был активным поклонником археологии, но и он не обратил внимания на открытие очередной пещеры. Только в 1876 году граф решил заглянуть в пещеру. Правда заходить далеко он не стал, и потерял к ней интерес.

Посетив в 1878 году археологическую экспозицию Всемирной выставки в Париже, Марселино вспомнил, что у него есть неисследованная пещера.

В 1879 году, взяв с собой 9-летнюю дочь Марию, граф отправился в пещеру, в надежде найти хоть какие-то древние артефакты. На стенах он увидел некоторые знаки и повторяющиеся черные полосы. А вот его дочь, подняв голову, обнаружила на потолке пещеры самые настоящие картины. Слова ребенка «Смотри, папа, волы!» фактически стали открытием нового исторического места с наскальной живописью. Поэтому мы считаем, что пещеру, вернее сказать рисунки в пещере Альтамира, открыла именно Мария Санс де Саутуола.


Копия потолка Большого Зала

Научные споры

Марселино очень воодушевило открытие. Он пригласил археолога Хуана Виланова-и-Пьера. Вместе они исследовали и описали рисунки пещеры. В 1880 году выпустили небольшую брошюру, посвященную открытию. В совместной работе были представлены все результаты исследований. Рисунки они относили к эпохе позднего Палеолита.

Однако научное сообщество приняло это событие прохладно. Многие ученые обвинил Саутуолу в подделке изображений. Аргументы сводились к тому, что живопись сохранилась в отличном состоянии. Да и цветные наскальные изображения тогда воспринимались как фальшивка.


К сожалению, признание и слава первооткрывателя пришла к Саутуоле только после его смерти. Он умер в 1888 году. А через несколько лет похожие рисунки нашли в других пещерах. Таким образом, научный мир признал ошибку и подтвердил подлинность наскальных изображений в Альтамире.

Эмиль Картальяк (один из ярых противников подлинности рисунков Альтамиры) после изучения пещеры в 1902 году, написал статью в научный журнал L’Antropologie. Она называлась La grotte d’Altamira. Mea culpa d’un sceptique, дословно «Пещера Альтамира, Моя вина скептика». В ней он полностью поменял свое мнение о пещере. Эта статья стала фактическим признанием подлинности картин Альтамиры.


1985 года пещера является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Интересный факт — 1 апреля 2016 года вышел фильм «Альтамира» с Антонио Бандерасом в главной роли. Фильм рассказывает об истории открытия пещеры и проблемах ее принятия научным миром.

Возраст рисунков

Большая часть наскальных изображений принадлежат Мадленской и Солтюрейской культурам. Но есть некоторые рисунки, которые относят к Граветтской и ранней Ориньякской культурам. По данным ученых, сама пещера использовалась человеком не менее 22000 лет (то есть период 35600 – 13000 лет назад). Это время относится к периоду позднего палеолита.

Около 13000 лет назад оползень запечатал вход в пещеру. Это позволило сохранить бесценные картины древности.

Как рисовал первобытный человек

Наскальная живопись пещеры Альтамира выполнена древесным углём, желто-красной охрой, гематитом и другими натуральными красками.

Интересна техника нанесения рисунков. Древние художники рисовали не только пальцами, но и специальными приспособлениями. Скорее всего, это были примитивные кисти, палочки или кусочки кожи.

Выступы и впадины на потолке и стенах мастерски использовались художниками для придания естественного объема будущих рисунков. Возможно это первый в истории человечества.

Для рисунков в пещере характерны четкие продуманные линии. Они нанесены буквально одним движением без отрыва от поверхности. Большинство рисунков выполнено с фотографической точностью.

Ученые до сих пор спорят о назначении этих рисунков. Основные версии сводятся к первобытной религии. Возможно, создавая такие картины, древний человек совершал обряд плодородия или удачной охоты. Не исключено, что люди просто рисовали обычные сцены из своей повседневной жизни.


Пещера Альтамира в туризме

Изначально оригинальная пещера стала привлекать множество посетителей. Причем не только ученых, но и туристов. В 1960-70-х годах пещеру ежедневно посещали до 1500 человек. За 1973 год здесь побывало 174 000 человек.

Естественно это сказалось на внутреннем микроклимате. Температура и влажность стала меняться. В результате на сводах пещеры появилась плесень.

В 1977 году пещеру закрыли. Открыли её только через 5 лет, но значительно ограничили число посещений. С 1982 года не более 20 человек в день могли посещать это уникальное место.

Желающих побывать в пещере оказалось гораздо больше. Запись на посещение растянулась на несколько месяцев. Несмотря на ограничения, наскальная живопись вновь начала портиться.


Не все рисунки хорошо сохранились

В 2002 году пещеру снова закрывают на реконструкцию.

Интересный факт — В 2015 году испанский монетный двор выпустил монету, достоинством в 2 евро, посвященную пещере Альтамира. На ней изображен бизон.

Копия пещеры Альтамира

Чтобы показать всем желающим живопись каменного века, в 2001 году рядом с пещерой построен Национальный Музей и Исследовательский Центр Альтамира.

Главной особенностью музея стала точная копия Большого Зала пещеры. Она воспроизводит рисунки оригинальной пещеры. В отдельной экспозиции представлены копии рисунков из других частей пещеры. Реплика наскальной живописи выполнена Педро Саурой и Матильдой Музвиз из университета Мадрида. Художники применяли те же краски, материалы и приемы, характерные для оригинальных рисунков.


В городе Сантандер также есть музей, в экспозиции которого присутствуют рисунка пещеры Альтамира. Кроме этого, такие копии есть в музеях Германии и Японии.


Как попасть в пещеру Альтамира

С 2015 года в оригинальную пещеру может попасть только 5 человек в неделю. Никаких очередей и записи нет. По пятницам проводится обычная лотерея среди всех посетителей музея Альтамиры.

Для победителей по пятницам проводится 37-минутная экскурсия.

Подробную информацию о времени посещения музея, стоимости и транспортных маршрутах можно узнать на Официальном сайте достопримечательности.

«Сикстинской капеллой первобытного искусства» называют одну из самых известных в мире пещер - Альтамира, расположенную на севере Испании. Со дня открытия вокруг Альтамиры бушевали страсти. Она стала камнем преткновения для ученого сообщества и проверкой совести для ее представителей. А для первооткрывателя сенсационная находка обернулась трагедией.

Sisse Brimberg

Пещера была обнаружена в 1868 году совершенно случайно. Охотничья собака, гнавшая лису, неожиданно исчезла. Охотник стал разыскивать своего питомца и услышал, как тот скулит… под землей. Отвалив камень, охотник через расщелину попал в пещеру. О находке сообщили владельцу земель - археологу-любителю Марселино де Саутуола.

В ноябре 1879 года, после археологической выставки во Франции, Саутуола решил раскопать Альтамиру. Оленьи рога, осколки посуды, кремневые топорики и другие орудия труда - упорство археолога было вознаграждено.

Но уникальное открытие принадлежит девятилетней дочери археолога Марии: «Посмотри, папа, там быки!». Саутуола не поверил своим глазам - на потолке «танцевали» древние бизоны, лошади, кабаны.


hominidas

Рисунки были выполнены мастерски - чтобы придать животным объем, использовался рельеф скалы. Древний художник сначала прошелся резцом, а потом расписал рисунки натуральными красками - получились цветные барельефы. Тут же была найдена раковина, служившая каменному человеку палитрой. Поразительно, но первобытные мастера использовали приемы, которые были «открыты» лишь в XIX веке импрессионистами. Это была сенсация!

Весть о пещере, которую археолог-любитель осторожно датировал эпохой палеолита, быстро разнеслась Испанией. К Альтамире началось настоящее паломничество любителей древностей. Пещеру посетил даже испанский король Альфонс XII. Но вот с научным признанием открытия произошла заминка.

Научный мир упорно не «видел» пещеру. Разве могут быть у древнего человека творческие способности и эстетический вкус?

Археолога-любителя и профессора Мадридского университета дона Хуана Виланова-и-Пьера, поддержавшего Саутуола, высмеивали в кабинетах и на научных конференциях. Почтенные мужи считали - по крайней мере, им было так удобно - Альтамиру научной аферой.


richardnilsendotcom

«Картальяк, дружище, будь осторожен, - писал своему ученику «отец» современной первобытной археологии, Габриэль де Мортилье. - Это фокус испанских иезуитов. Они хотят скомпрометировать историков первобытности». И профессор Картильяк - глава редакции французского журнала «Материалы по естественной истории человека», куда Саутуола направил свою брошюру об Альтамире, - решил не рисковать. Одинокие голоса в поддержку Саутуолы заглушал хор не желающих пересматривать научную парадигму.

Один из сотрудников журнала Эдуард Харле снизошел до посещения пещеры. Его выводы были просты. В Альтамире отсутствует естественное освещение, а искусственное еще не изобрели (так они считал, хотя позднее, в других пещерах периода палеолита, были найдены каменные светильники). Росписи нанесены на сталактитовые натеки, соответственно, они современные. И, наконец, охра - распространенный в XIX веке материал в Кантабрии. Резюме: рисунки - подделка, выполненная совсем недавно. Мы имеем дело с фальсификацией. На этом научный мир закрыл для себя пещеру Альтамира.


outdoors

Саутуола отослал материалы в Берлинское антропологическое общество, но и тут реакции не последовало. Долгие двадцать лет пещерные рисунки не признавали подлинными. Но в один прекрасный день Картальяк, который однажды побоялся признать истину, раскаялся. «В дни нашей молодости мы думали, что все знаем, - сознался глава «Материалов», - в ближайшем номере журнала я напечатаю раскаяние».

Но Саутуола не дожил до этой счастливой минуты - он безвременно скончался еще в 1888 году. Затравленный Виланова, вынужденный отказаться от своих взглядов, последовал за своим единомышленником пять лет спустя.

После признания пещеры, раскопки возобновили. Ажиотаж вокруг нее продолжался. В середине XX века Альтамиру посещало огромное количество людей - до полутора тысяч в день. Из-за сырости в пещере появилась плесень. Пещеру вынуждены были закрыть на реставрацию.


maroon_501

В наши дни Альтамира снова открыта для посещения, но записываться на экскурсию нужно за несколько лет. В пещеру в день пускают лишь несколько человек, по специальным разрешениям. В музее Сантандера можно полюбоваться копиями рисунков. Снимки находятся и в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде, Немецком музее в Мюнхене, а также в Японии.

«После Альтамиры - все упадок! - воскликнул Пабло Пикассо, побывав однажды в пещере. - Ни один из современных художников не смог бы написать подобное». А прекрасные фрески древнего человека продолжают поражать наших современников.

История открытия пещеры Альтамира очень интересна и поучительна. Это одна из самых известных палеолитических пещер Испании. Пещера находится в провинции Кантабрия неподалеку от города Сантандер. Обнаружил изображения на ее стенах и потолке граф Марселино Санз де Саутуола - владелец угодий, на которых находится пещера. Точнее, первой увидела эти изображения его девятилетняя дочь Мария.

В 1879 году, гуляя по пещере, Мария обратила внимание отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала она.

Еще раньше на всемирной выставке в Париже Саутуола познакомился с экспозицией древних предметов, которые мы теперь называем палеолитической мелкой пластикой. Изображения бизонов, которые они увидели в Альтамире, были очень похожи на палеолитических бизонов с выставки.

Саутуола предположил, что живопись Альтамиры принадлежит каменному веку.

Первые сообщения об этом уникальном памятнике вызвали всеобщий интерес.

Но вскоре все крупные специалисты по археологии категорически отвергли доводы Саутуолы в пользу палеолитического возраста живописи. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны современным художником. Ученые не могли поверить, что люди, которых они считали примитивными, могли создать произведения, отличающиеся столь высоким мастерством.

Только почти через 15 лет после смерти Саутуолы официально признали, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита.

Пещера имеет протяжённость около 300 метров. Она состоит из многочисленных коридоров и залов. По всей длине пещеры стены украшены бесчисленными рисунками.

Рисунки выполнены около 15 тысяч лет назад древесным углём, охрой, которую иногда заменяли красным железняком. Чтобы создать изображения древние художники процарапывали его на стене, а потом раскрашивали. Причём краски разбавлялись в различных пропорциях и это позволяло иметь цвета различной насыщенности.

Неровность поверхности пещеры, которую художники искусно использовали, позволила создавать трёхмерные изображения.

Из живописи Альтамиры наибольшую известность имеет роспись низкого потолка в одном из "залов" пещеры слева от входа.

Из более чем 20 фигур нарисованных здесь животных (в основном, бизонов) большинство нанесено на естественные выпуклости потолка. Получается впечатляющая картина полуобъемных, рельефных фигур.

Совершенство и красота изображений поражают.

Недавние результаты радиоуглеродного датирования отдельных изображений этого потолка показали, что между ними прошло от 200 до 500 лет.

13 тыс. лет назад Альтамиру в результате обвала засыпало камнями, в результате чего она на многие века оказалась скрыта от человеческих глаз.

После того как древность рисунков в пещере признали, она была открыта для посещения, но число желающих посетить Альтамиру оказалось столь велико, что картины стали портиться от дыхания зрителей.

В настоящее время доступ в пещеру ограничен. Лишь несколько человек в сутки по предварительной записи имеют возможность осмотреть эту галерею каменного века. Для посещения Альтамиры требуется специальное разрешение, и все же список очередников растянулся на три года.

Публикации по теме