Где находятся Святые горы? Национальный природный парк "святые горы" Пещеры и храмы монастыря.

Веков Святогорский монастырь неоднократно упоминается в Московской и других русских летописях в качестве южного сторожевого поста Российского государства .

Одна из Святогорских челобитных XVII века говорит о разорении монастыря в году: "Государское жалование, церковное строение, ризы и стихари, и книги, и сосуды церковные, и то у них все церковное строение поймали татарове, как приходили ко Святым Горам". Один из немногих избежавших татарского плена старец Александр просил Великого князя Михаила Федоровича выделить для разоренной обители различной церковной утвари и богослужебных книг.

Помимо годового денежного и хлебного жалования обитель была обеспечена царской милостью и различными земельными угодьями, порохом и свинцом для пушек, находившихся в Святогорском гарнизоне.

С древних времен монастырь жил своими трудами. Главным источником доходов был перевоз через реку Северский Донец, который находился в монастырских урочищах выше Святогорской обители. В XVI веке этот перевоз, согласно заметке С. Герберштейна, носил название "Великий Перевоз" и был, по существу, единственной переправой в этих краях. Поэтому им пользовались не только промысловики, охотники, солевары, но даже и послы иностранных государств, из-за чего и проходившая здесь дорога носила название "Посольский шлях". В середине 60-х годов XVII в. перевоз был переведен в новопостроенный городок Маяцкий, а вместо него государство выплачивало обители ежегодную компенсацию.

Пещеры и храмы монастыря

К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относятся пещерная часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, келии внутри скалы и келарня (место хранения продуктов).

По преданию, в древние времена, когда в пещерах велись работы, иноки собирались в пещерной часовне и прочитывали монашеское правило.

Лавра сегодня

Каждый день в обители начинается с 6 часов утра чтением утренних молитв и Полунощницы. В это время в алтаре вынимаются частицы о здравии и упокоении православных, за которых были поданы соответствующие поминовения перед Литургией. После Полунощницы во вторник служится соборный молебен с акафистом святителю Николаю, в среду - Божией Матери (Покрову и Успению попеременно), в четверг - преподобному Иоанну Затворнику. В субботу - панихида по усопшим. В воскресные дни (если не случается Всенощное бдение) после окончания вечернего богослужения - соборный молебен с акафистом Божией Матери перед чудотворной Ея иконой Святогорской . В 2 часа дня ежедневно служится молебен святителю Николаю в храме на скале, посвященном этому угоднику Божию (в зимнее время молебен служится в пещерном храме преподобного Алексия, человека Божия). В Великом Посту по вторникам со 2-й по 6-ю седмицу в обители совершается маслособорование.

Кроме того, в Покровском храме ни днем, ни ночью не умолкает чтение Неусыпаемой Псалтири , являя собой неугасимую молитвенную лампаду. Особо торжественные богослужения бывают в праздничные дни, в честь Святогорской иконы Божией Матери, преподобного Иоанна Затворника, Успения Богородицы, а также в дни святых, в честь которых освящены Престолы монастырских храмов - святителя Николая Чудотворца, преподобного Алексия, человека Божия, преподобного Арсения Великого и др. В летнее время в праздники совершаются многочисленные крестные ходы, на которые в самые торжественные дни собирается до 10000 паломников.

Ежедневно, как в будние, так и в праздничные дни, всех приезжающих в обитель паломников кормят бесплатно, по возможности предоставляя гостиницу.

Наталья Коган , ф ото автора

Святые горы

Журнал “Очевидное и невероятное”, №3, 2010

Национальный природный парк «Святые горы» на Северском Донце хранит в себе неисчислимые природные, духовние и исторические богатства.

Тихо, мягко над Украйной,

Обаятельною тайной

Ночь июльская лежит,

Небо так ушло глубоко,

Звезды светят так высоко,

И Донец во тьме блестит.

Ф.Тютчев, «Святые Горы»

Заповедные места

Над гладью реки Северский Донец нависают меловые холмы высотой до 200 метров, поросшие реликовыми лесами. Наибольший интерес в растительном мире Святогорья представляет меловая сосна. Это реликовое дерево доледниковой эпохи внесено в Красную книгу. Другая достопримечательность – сумах, или скумпия. Этот кустарик с розовыми, как комья пуха, плодами известен издавна как древнерусский листовой дубитель под названием «святогорский лист» и использовался на царских сафьяновых заводах. Святогоркие дубравы давно являются предметом интреса ученых и лесоводов. К сожалению, основные площади дубрав вырублены еще в XVIII - XIX веках, однако отдельные их ареалы произрастания сохранились и сейчас: в дубовой роще парка главная достопримечательность – шестисотлетний дуб-патриарх. На меловых отложениях местных гор сохранились редкие эндемические растения ледникового и последникового периодов.

Еще одна особенность святогорского природного оазиса степной зоны Донецкого бассейна – богатейшая концентрация памятников культурного наследия практически всех исторических эпох и различных этнокультурных общностей. На протяжении последних ста лет в Святогорском историческом ареале работают археологические экспедиции научных учреждений и музеев Киева, Харькова, Донецка. Предметом их исследований являются стоянки и мастерские древнего человека каменного века, курганы и поселения эпохи меди-бронзы, скифо-сарматские памятники, первые поселения славян, средневековые городища времен Хазарского Каганата, Киевской Руси, Золотой Орды. Многие находки археологов представлены сегодня в экпозициях Святогорского исторического музея.

Живописная природа Святогорья, его древности, легендарная история притягивали к себе и вдохновляли на творчество многих художников и литераторов. Здесь побывали Г.Сковорода, Ф.Тютчев, А.Чехов, И.Бунин, С.Сергеев-Ценский, М.Горький, И.Репин.

История святой обители

Отсутствие точных свидетельств о времени основания Святогорской обители и обстоятельств появления первых святогорских пещер породили множество легенд и гиптез. По «византийской» версии Святогорская обитель была основана во времена иконоборчества и миссии св. Кирилла и Мефодия в Хазарии в VIII - IX веках. По другой версии основателями обители предположительно считают местное степное население «северской ветви» XI - XII веков или киевского монаха о. Никона во время его путешествия в Тмутаракань.

Одна из наиболее популярных версий относит начало обители к середине XIII века, когда после нашествия Батыя на Русь часть монахов Киево-Печерского монастыря якобы нашли свое пристанище в меловых скалах у реки Донец. Еще одна легенда гласит, что в середине XV века афонские монахи, покинув Святую гору в Афоне под натиском турок, двигались вверх по Донцу и, прельстившись красотами Святогорья, основали здесь монастырь.

Вполне реалистическую информацию о времени возникновения Святогорской обители дают письменные и археологические источники. Впервые название этой местности упомянуто германским послом при Московском дворе Сигизмундом Гербенштейном в 1526 году.

Русские летописи XVI века отмечают роль Святых гор как сторожевого пункта на южных рубежах Российского государства. Первое документальное свидетельство о пещерном монастыре в Святой горе относится к 1620 году: в нем упоминаются игумен Ефрем и 12 святогорских иноков. Согласно московким актам, Святогосркая пустынь царским жалованьем ежегодно получала помощь хлебом и деньгами. В 1624 году «по указу Великого Государя царя и Великого князя Михаила Федоровича всея России велено Успеяния Пресвятые Богородицы Святогорского монастыря черному попу Симеону с бартией или кто понеж в том монастыре иной игумен будет, давати годовые руги в Белгороде ржи по двенадцать четвертей, овса по двенадцати ж четвертей, денег по десяти рублей из кабацких и таможеных доходов».

Наиболее древним и уникальным памятником Святогорского монастыря являются пещеры меловой скалы. Внешняя опасность с юга, прежде всего с территории Крымского ханства, определила длительное нахождение и развитие монастыря непосредственно внутри меловой скалы. Вырубленные в скале вручную пещеры представляют собой сложную систему лабиринтов, соединяющих подземные церкви, кельи, трапезную, некрополь. Развитая инфраструктура общежительной пустыни формировалась в течение XVI - XVIII века и представляла собой пятиярусный комплекс сооружений пещерного типа. Известны имена большинства настоятелей XVII века, кроме игумена Ефрема и черного попа Симеона. В 1628-1631 году документы от имени монастыря подписывали старцы Давид и Александр, в 1640 году обитель возглавлял черный поп Кирилл, а в 1651 – Игнатий. Наиболее известным среди настоятелей пещерного монастыря был первый архимандрит Иоиль. При нем был сооружены первые наземные строения под меловой скалой и началось постепенное переселение иноков на «подол» - береговое плато реки. С тех пор Святогорский монастырь стал превращаться в уникальный архитектурный памятник, сочетающий в себе разные стили и разные эпохи.

Презент фавориту

В 1787 году Святогорский Успенский монастырь был упразднен согласно Манифесту Екатерины II о секуляризации церковного и монастырского имущества с передачей его земельных владений и подданных крестьян в казну. Именно в этом году мимо Святых гор по дороге из Крыма в Петербург следовал кортеж императрицы. Программа путешествия Екатерины II , места остановок, встречи, мероприятия полностью зависели от князя Григория Потемкина-Таврического. В монастыре императрицу ждали и очень надеялись на ее посещение. Однако кортеж проехал мимо. Видимо, светлейший князь уже тогда замыслил некий план, суть которого стала ясна позже. Существует предание, что накануне, когда Потемкин ехал из Петербурга в Крым, он проезжал этими местами. Когда князь увидел чудную Святогорскую местность, он приказал остановиться на дороге и долго любовался издали Святыми горами, распросил о них сопровождавшего его местного чиновника, записал полученные сведения в карманную книжицу и поехал дальше. А спустя некоторое время, общаясь с Екатериной, как бы между прочим заметил, что ему очень понравилась Святогоркая рощица. В «Русской старине» за 1876 год была опубликована переписка императрицы с ее фаворитом,в которой содержались сведения о дарственной на Святогорское имение светлейшему князю, датированное 1 октября 1790 года. Но воспользоваться царским подарком и реализовать свои планы относительно обстройства Святогорского имения Потемкин не успел, поскольку вскоре умер.

Наследник земного рая

Поскольку светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический официально женат не был и детей не имел, то наследование «земного рая» превратилось в отдельную сложную историю, которая длилась до событий 1917 года и в которой разобраться без составления целой рощицы генеалогических дерев просто нереально.

Итак, после смерти князя святогорское имение должны были разделить между собой ближайшие родственники – сестры Потемкина Мария, Пелагея и Марфа. Но к моменту раздела имущества сестры и их мужья уже умерли и наследниками автоматически становились их дети. Такими наследниками стали дети Марфы Александровны Энгельгардт (в девичестве Потемкиной) и Василия Андреевича Энгельгардта: сын Василий и пять дочерей.

Род барона фон Энгельгарта берет начало от Генриха Энгельгарта – члена городкого совета в Цюрихе в 1838 году. В XV веке Энгельгарты переселяются в Лифляндию, затем в Курляндию и Польшу. В XVII веке за воинские заслугипольский король Владислав IV пожаловал Энгельгартам вотчины в Смоленске. В конце XVII - начале XVIII веков Энгельгарты переходят на службу Российскому престолу.

Итак, после Григория Потемкина владельцем имения стал Василий Васильевич Энгельгардт, который к моменту получения наследства был уже в чине генерал-поручика, имел репутацию рачительного хозяина, содержал в порядке все свои имения, которые приносили значительный доход. По странному стечению обстоятельств В.В. Энгельгардт тоже женат не был и своих детей не имел, но принял на воспитание двух девочек, Александру и Екатерину, и троих мальчиков, Василия, Андрея и Павла, которым впоследствии было даровано дворянство и фамилия Энгельгардтов и все права наследников, но владельцами Святогорского имения никто из них не стал.

Святогорское имение Энгельгарта вошло в состав Изюмского уезда Слободско-Украинской губернии. За имением числилось 25 тысяч десятин земли и проживало более 4 тысяч жителей. В.В. Энгельгарт всячески способствовал налаживанию крестьянских хозяйств, развитию промышленных промыслов и торговле.

Жемчужина Святогорья

После смерти В.В.Энгельгарта Святогорское имение должно было быть разделено между его сестрами, а их было ни много ни мало - пятеро. Но хозяйкой имения стала младшая сестра, к тому моменту уже княгиня Татьяна Васильева Юсупова, скупившая себе четыре участка сестер, которые должны были перейти в их наследство, чтобы такое прекрасное имение не было разделено и раздроблено.

Татьяна родилась 1 января 1769 года, в 12 лет она была взята ко двору Екатерины II в качестве фрейлины. Императрица принимала активное участие в обустройстве личной жизни юной фрейлины, поэтому уже в 16 лет она вышла замуж за генерал-поручика Михаила Сергеевича Потемкина, который через 6 лет трагически погиб (утонул). От этого брака у Т.В.Потемкиной родились сын Александр и дочь Екатерина. Императрица по-прежнему заботится о судьбе теперь уже вдовы, и1793 году Татьяна Васильевна благодаря царскому сватовству выходит второй раз замуж – за князя Николая Борисовича Юсупова, но и этот брак был неудачным, но причинам, отличным от первого: можно сказать, что супруги не сошлись характерами. Княгиня жила отдельно от своего мужа и имела свой круг общения, отличающийся высоко интеллектуальным уровнем. Она общалась с Пушкиным, Жуковским, Державиным, Крыловым. Вместе с тем княгиня умело вела дела в своих многочисленных поместьях, слыла знатоком в финансовых вопросах. Имея значительные доходы от имений, она могла удовлетворять свою страсть к редким экземплярам драгоценных камней. Вколлекции Юсуповой были такие знаменитые камни, как бриллиант «Полярная звезда», алмаз «Альдебаран», жемчужина Филиппа II Испанского «Перегрина», серьги Марии Антуанетты, алмазная и жемчужная диадема Каролины Мюрет и другие. При таких дорогостоящих хобби княгиня вела очень скромный образ жизни и занималась благотворительностью. В истории Святых гор княгиня Юсупова известна своим отказом возобновить деятельность Святогорского монастыря во второй половине 1830-х годов. Это произошло лишь, когда владельцем имения стал ее сын, Александр Михайлович Потемкин, и Святогорье опять стало потемкинским.

Итальянская вилла

Можно сказать, что Александр Михайлович Потемкин был единственным прямым наследником в истории наследования Святогорского имения. В 1841 году он стал владельцем этих великолепных земель. К этому времени Потемкин был уже весьма известной фигурой в высшем обществе, предводителем Санкт-Петербургского губернского дворянства. В его петербургском доме на Милионной улице собирался высший свет, душой которого была его супруга Татьяна Борисовна Потемкина, урожденная княгиня Голицына. Граф С.Д.Шереметьев, близко знавший Потемкиных, писал в своих мемуарах: «Известный дом Потемкиных в столице был в свое время каким-то открытым домом, чуть не гостиницей для всякого, кто только носил рясу или слыл за святого. Кто только ни перебывал в этом доме, кому только ни давали приюта в бесчисленных комнатах и закоулках этого лабиринта, чето только ни выделывали в этом доме с ведома и без ведома хозяйки, всесильноТатьяны Борисовны, которая до сих пор для меня словно загадка… сам хозяин дома Александр Михайлович Потемкин безобидный старик, который хлопотал только об одном, чтобы его не тревожили и не мешали бесчисленным его привычкам».

В течение 1840-1860-х годов Потемкины старались ежегодное посещать Святогорское имение и проводить здесь вторую половину августа и сентябрь. Сохранились воспоминания современников о бурной жизни Святогорья, когда хозяином этих мест был А.М.Потемкин. Здесь проходили ярмарки, которые с высоты Святых Гор представляли чудную картину: « В дикой, но величественной местности необозримая масса народа в разноцветных старинных праздничных одеяниях суетится и копошится, точно муравейник, от самого села Богородичного и переправы на пароме через р. Донец и до Святых Гор… крестьяне и разный торговый народ сотнями возов и повозок становились, где кому вздумается… Изобилие всевозможных сельских продуктов было такое, что не только проехать, но пройти-то между ними едва было возможно… фруктов и овощей - хоть лопатой загребай, а из сельских крестьянских изделий было изобилие полотняных, шерстяных, кожевенных и древесных изделий». Кроме ярмарок многих помещиков привлекали Святые Горы великолепными балами с танцами и роскошными угощениям. Эти балы устраивались здесь святогорским управляющим в специально построенных павильонах. Как пишет историк Д.И. Миллер, помещики съезжали сюда из пяти уездов, и сотни карет и колясок стояли вокруг павильонов до рассвета.

Именно благодаря Татьяне Борисовне Потемкиной возродился Святогорский монастырь. Несмотря на свою занятость в столице, движимый неугасимым желанием супруги поскорее открыть Святогорский монастырь, А.М. Потемкин выделили 10 тысяч рублей и 300 десятин земли для восстановления и содержания древнего монастыря. И 15 января 1844 года Святогорский монастырь был возобновлен по докладу Святейшего Синода с высочайшим согласием императора николая I , а 12 августа того же года состоялось официальное открытие монастыря. Кроме того, на склоне Святых Гор близ монастыря был построен великолепный дом, в котором останавливались не только императорская семья и высокородные гости, но и многие деятели культуры, известные писатели, поэты, художники. Вот как писал о Святых Горах Василий Иванович Немирович-Данченко: «Совсем итальянская вилла! Приютилась на горе и закуталась в благоухающую чащу, точно отшельник, бегущий от мира… С верхнего балкона виллы - все как на ладони, и белые утесы, и сама обитель. Лучшего пункта нельзя было избрать для картины. Выступы гор за выступами – и все обрушиваются в Донец. Та же даль, что и с меловых скал, не наглядишься на нее…». Вот как писал об этих местах хороший знакомый Т.Б. Потемкиной, религиозный деятель и писатель Андрей Николаевич Муравьев: «живописная дача в полугоре, с обширными видами на всю долину Донца при безоблачном небе Украины, напоминала мне римские виллы Фраскати, с их просветами на чудную пустыню вечного города; особенно поразило меня с роскошной террасы нечаянное зрелище обители Святогорской и ее меловых утесов, просеченных келиями иноческими, под сенью вековой дубравы».

От А.М. Потемкина имение перешло его внучатому племяннику, потому как собственных детей он с супругой не произвел на свет, Т.Б. Потемкина скончалась раньше своего мужа в 1861 году, а родная сестра Потемкина и ее дети умерли раньше его.

Донецкая Швейцария

В 1861 году Святогорское имение Потемкиных посетил император Александр II семьей. Когда супруга императора вышла на открытую галерею дома Потемкиных и увидела вид на Святые горы над Северским Донцом, она воскликнула: «Это моя Швейцария!».

В 1872 году владельцем Потемкинского имения стал граф Георгий Иванович Рибопьер. Так украинской швейцарией завладел представитель древнего швейцарского рода. Род графа Г.И. Рибопьера вел свое начало от патрициев кантора Ваад в Швейцарии – одной из ветвей древнейшего дворянского рода Рибопьеров в Эльзасе. Род известен с XI - XII веков. В России представитель этого рода, прадед Георгия Рибопьера, Жан Рибопьер, появился во времена Екатерины II , имея на руках рекомендательное письмо Вольтера. Уроженец Франции Жан (Иван) Рибопьер был тепло принят вольтерьянкой-императрицей и получил должность адъютанта князя Г. Потемкина-Таврического. Всокре он женился на фрейлине императрицы Аграфене Александровне Бибиковой, от брака с которой родился сын Александр. Александр Иванович Рибопьер в 1809 году женился на Екатерине Михайловне Потемкиной, родной сестре Александра Михайловича Потемкина, владевшего Святогорским имением в 1841-1872 годах. От этого брака у четы Рибопьеров было четыре дочери и два сына – Михаил и Иван. Первый умер в малолетстве, а второй, женившись на Софье Васильевне Трубецкой, имел сына Георгия, который и стал владельцем Святогорского имения. К этому времени Рибопьеры уже носили графский титул, жалованный в день коронования императора Александра II – 26 августа 1856 года.

Георгий Иванович Рибопьер родился 15 августа 1854 года в Царском Селе. Его детство прошло в Италии и Швейцарии. С 12 лет Георгий занимался во Флорентийском гимнастическом обществе, а в 14 лет тренировался в цирке «Галем» и организовал собственный любительский цирк. В 1870 году Георгий вернулся в Россию и в 16 лет поступил в частный пансион Соколова, где продолжил увлекаться спортом. 1873-1885 годы Г. Рибопьер посвятил военной службе, после чего полностью отдал себя двум увлечениям, которые стали делом его жизни – коневодству и атлетическому спорту. Граф основал собственные конные заводы в Петербурге, Симбирской губернии и в своем Святогорском имении. При конных заводах граф построил ипподромы, где устраивались состязания чистокровных скакунов. В 1896 году Г.И.Рибопьер стал первым президентом Санкт-петербургского атлетического общества. Через год он провел Первый чемпионат России по тяжелой атлетике. В 1900 году он вошел в состав Международного Олимпийского Комитета и обеспечил участие спортсменов России в Олимпийских играх 1908 года. Фактически граф Рибопьер стоял у истоков олимпийского движения в Российской империи.

А в Святогорском имении граф провел серьезную реконструкцию, при нем была осуществлена застройка территории на левом берегу гостиницами, дачными участками и ресторациями, была проложена узкоколейная железная дорога протяженностью 8 километров от Святогорской станции до места проведения ярмарок. Конечная станция конки находилась напротив гостиницы монастыря.

Тем не менее, по свидетельству современников, граф не часто навещал Святогорье, изредка наезжала в имение и графиня Рибопьер. «Рибопьер вел крайне замкнутый образ жизни, и у него никто, кроме самых близких друзей, не бывал. Одна из причин этого – женитьба графа. Он был женат на венгерке… это была красивая, но очень взбалмошная женщина. Граф женился на ней, когда у нее родилась дочь., единственная наследница его громаднейшего состояния… Сам граф был очень красив, среднего роста, с тонкими чертами лица и прекрасными умными и добрыми карими глазами. Он носил небольшие бакенбарды, ходил довольно медленно, а в последнее время часто болел. Причиной тому был тот невозможный образ жизни, который он вел: граф превратил день в ночь и обратно. Ложился он очень поздно, часов в пять утра, а вставал в три-четыре дня». Граф Г.И. Рибопьер умер в 1916 году на 73-м году жизни после простуды и неудачного лечения. А через год Святогорское имение было национализировано советской властью. Святогорский монастырь опять был закрыт на долгие годы.

Символы эпох

Закрытие Святогорской обители в 1922 году привело к исчезновению многих архитектурных памятников этих мест, среди которых и Преображенская церковь, венчавшая одну из меловых гор над Северским Донцом,и сам господский дома, следы фундамента которого сегодня с трудом можно найти среди зарослей травы и деревьев. Другие культовые, жилые и хозяйственные постройки были приспособлены под Дом отдыха трудящихся масс, получивший символическое название Всеукраинского Дома отдыха имени Артема. В ознаменование этого знакового для советской державы события известным скульптором И.П. Кавалеридзе в 1927 году был вылит из железобетона 22-метровый монумент большевика Федора Андреевича Сергеева по кличке Артем, который водрузили на вершине одной из меловых гор (по счастливому стечению обстоятельств не на месте преображенской Церкви). Монументальная скульптура, созданная в стиле кубизма, прошла через войну, став памятником советского конструктивизма и символом советской эпохи. В период Великой отечественной войны здесь шли тяжелые бои. У памятника Артему были захоронены воины, погибшие при освобождении Святогорья от фашистских захватчиков, и создан мемориальный комплекс, где увековечены имена более чем 2000 солдат и офицеров.

Святогорский монастырь возобновил свою деятельность спустя 70 лет после его закрытия - в 1992 году. В 2004 году решением Синода Украинской Православной Церкви Свято-Успенский монастырь получил статус Лавры.


Богатырь Илья Муромец, пребывая в некоторых географически неопределенных краях, встречает богатыря-великана Святогора. Илья либо случайно пересекается с ним, когда тот движется по направлению к Святым горам, либо сам прибывает на Святые горы, где таинственный великан только и может находиться, поскольку, согласно указаниям былины, «не носила его мать сыра земля» (Гильф. № 1). Нередко знакомство начинается с того, что Илья наносит спящему в седле Святогору несколько ударов, но тот не реагирует на них и даже не просыпается. При этом Святогор незаметно для себя хватает Илью и бросает в карман (за пазуху). По прибытии на Святые горы великан просыпается и замечает Илью. Богатыри решают побрататься (меняются крестиками) и далее вместе путешествуют по горам. Некоторые варианты упоминают о передаче Святогором Илье своих знаний и богатырских навыков. Вскоре побратимы замечают стоящий среди гор раскрытый гроб (вар.: мастеров, которые изготавливают гроб) и решают его примерить. Илье гроб оказывается непомерно велик, но Святогору как раз впору; ему так удобно в гробу, что он просит Илью накрыть его крышкой (или же крышка наваливается сама собой). Снять крышку и освободить Святогора, однако, не удается. Попытки Ильи Муромца разбить крышку приводят к тому, что на нее наскакивают железные (медные) обручи, которые окончательно запирают Святогора. Последний понимает, что его судьба – умереть в этом гробу. Он завещает Илье свой меч, а также предлагает воспринять часть его огромной силы через посредство последнего издыхания или же пены (пота), которая будет выходить из него в момент умирания. Иногда
Илья впитывает в себя эту силу, иногда же отказывается от нее, понимая, что сила умирающего великана может оказаться для него губительной.

С. В. Конча БЫЛИНЫ О СВЯТОГОРЕ И ВОПРОС ОБ ИСТОРИЗМЕ БЫЛИННОГО ЭПОСА
http://www.drevnyaya.ru/vyp/2010_4/part_4.pdf

...На ранних этапах изучения былинного эпоса Святогора обычно считали воплощением некой природной стихии, персонифицированным символом ее силы и могущества. При подобном подходе остается, однако, совершенно непонятным, какую именно стихию может воплощать Святогор, в чем проявляет себя его сила, почему «богатырь-стихия» не может появляться «на Святой Руси», почему его не носит земля и почему, в конечном счете, он неизбежно умирает в обычном дубовом гробу. Робкая попытка увидеть в Святогоре воскресающее языческое божество, по аналогии с тем, что запечатанным в гробу умирает также египетский Озирис, не имела успеха, так как никакого намека на воскрешение Святогора былины не содержат и не наделяют богатыря-великана какими-либо признаками божества

Против мнения о «старшинстве» Святогора, т. е. о некой особой («мифологической») древности предания о нем, убедительно выступил В. Г. Смолицкий. Он подчеркивает тот хорошо известный факт, что нет других былин, где бы описывались качества Святогора, кроме былины о встрече с ним Ильи. Ознакомление со Святогором происходит как бы через посредство Ильи Муромца, через сравнение с его силой, его размерами, его нравом, его происхождением и статусом, т. е. с качествами, известными из других былин. Будь образ Святогора более древним, чем образ Ильи, мы наверняка имели бы обратное соотношение и, скорее всего, имели бы отголоски представлений и преданий о нем в других былинах. Следовательно, не «старший» богатырь Святогор, а «младший». Возникновению этого образа обязательно должна была предшествовать слава образа «его крестового брата Ильи Муромца».

Непонятной выглядит и ситуация с «этнической», если можно так сказать, соотнесенностью Святогора. «Предивный богатырь» как будто противопоставлен Руси (понимаемой в былинах не просто как страна, но и как средоточие мирового добра и правды). «Не ездил он по Святой Руси», – констатирует былина (Гильф. № 1). Когда Илья при встрече ударяет Святогора, тот произносит: «Ох, больно руськи мухи кусаются» (БПК. № 4). Однако факт того, что Илья легко вступает в приятельские отношения со Святогором, становится его побратимом и даже (в некоторых вариантах) обменивается с ним крестами, указывает на то, что Святогор мыслился скорее «своим» и положительным персонажем, чем чужим, «злым» и потенциально враждебным (отметим, что былинные русские богатыри, как правило, не приятельствуют с нерусскими).

Невозможность Святогора существовать вне его родных Святых гор былина объясняет непомерной мощью богатыря. Святогор, следовательно, не только чужеземец, но и существо, качественно не сопоставимое с обычными людьми.

Показательно, что «горный великан» Святогор во всех без исключения случаях умирает именно в гробу (гробнице, домовине) с крышкой.

Обряд телоположения в камерных гробницах существовал на Руси примерно между первыми десятилетиями Х в. и временем принятия христианства. Многочисленные захоронения в камерах выявлены на могильниках в районах Киева, Чернигова, Ладоги, Смоленска (Гнёздово) и Ростова (Тимирево). Обряд был присущ, несомненно, знатной прослойке.

Размеры гробниц колеблются примерно от 2 x 1 x 0,5 м до 5,5 x 5 x 4 м. Они, следовательно, вполне сопоставимы с приведенными выше былинными указаниями на соотношение размеров «Святогорова гроба» и обычного человека, каковым здесь выступает Илья Муромец, лежащий «как ребёнок» в одном лишь «уголку» гробницы.

Неоднократно отмечалось наличие в языческих по общему характеру камерных погребениях отдельных христианских черт, к которым можем отнести упомянутые уже свечи, а также крестики-подвески. В Гнёздово, в частности, обнаружен крестик при воинском погребении с конем, датируемом 70-ми годами Х в. Последнее можем сопоставить с отмеченным многими вариантами былины наличием креста у «чудовища» Святогора.

От описания гробницы вернемся к самому Святогору. Для его характеристики, помимо размеров, существенны следующие черты.
1. О его подвигах и прошлых деяниях ничего не известно, по ходу сюжета он также не совершает каких-либо значительных действий.
2. Он не может жить (находиться) вне Святых гор, хотя все же Илья Муромец обычно встречает его на пути к этому месту.
3. Он крайне инертен; во время встречи с Муромцем он изображается спящим в седле и почти не чувствует наносимых ему ударов.
4. Ото сна он пробуждается, лишь прибыв на Святые горы, и только здесь впервые замечает Илью, которого везет с собой.
5. Он неизбежно умирает в обоих сюжетах о нем. Его смерть предопределена уже заранее, предназначенный ему гроб ожидает его на его «родных» Святых горах.
Все эти черты, явно мало совместимые с богатырским «статусом» и великанской мощью, находят свое объяснение, если допустить, что Святогор есть не кто иной, как мертвец, находящийся на пути к месту последнего упокоения

Умерший выдающийся воин, коим является былинный Святогор, по всей видимости, не носил этого имени при жизни, т. е. живого Святогора никогда не было. В противном случае, эпос непременно сообщил бы о его прежних деяниях. Образ Святогора, скорее, выглядит воплощением мертвеца как такового, безотносительно к его прижизненному прошлому. Само слово «святогор», по-видимому, является эвфемистическим обозначением умершего, в какой-то степени аналогичным современному «покойный». Как справедливо указывалось уже многими исследователями, оно явно производно от названия «Святые горы» – места, которое не может покинуть богатырь-великан, дабы свободно ездить по земле («по Руси»).

Святые горы, где пребывает, не имея возможности их покинуть, «святогор», т. е. мертвец, покойник, не что иное, как языческий курганный могильник.

Упомянутому былиной «рукопожатию» между отцом Святогора и Ильей Муромцем сопутствует немалый фольклорный материал. Как помним, Илья протягивает старику булаву или кусок раскаленного железа, который тот принимает за руку богатыря. Подобный мотив встречается в сказках и легендах, в частности, именно так здоровается с посетителями пребывающий в подземелье замка Кронборг (и мыслящийся давно умершим) Хольгер Датчанин. По-видимому, подобное «опосредствованное» рукопожатие является отголоском какого-то ритуального действия спиритического характера, позволяющего установить связь с обитателем потустороннего мира и в то же время предохранить живых от его опасного воздействия.

В контекст воспроизводимого былиной погребального ритуала вполне органично вписывается и мотив «неверной жены» Святогора. Особенности ее поведения, «измена» мужу с Ильей, внезапная смерть находят свое объяснение при сравнении фрагментов соответствующих вариантов былины с описанием похорон знатного руса у Ибн-Фадлана, где значительное внимание уделено обряду посмертной свадьбы и умерщвления молодой девушки, пожелавшей стать подругой умершего в загробном мире

Можно предположить, что прототипом Муромца в данном сюжете является распорядитель ритуала, языческий жрец, или (если исходить из аналогий с текстами Ибн-Фадлана) родственник умершего.

Но существуют также варианты (прозаические пересказы) этого сюжета, где Илья действительно умирает возле гробницы Святогора:
Илья Муромец... стал к коню подходить, взялся за седло, взял ногу в стремя – тут Илья и конь оба околели. Тут и кончились они – Илья и Святогор (Сидельников. № 40).
Тогда распростился Ильюшенька с Егором-Златогором, не м ножко отъехал и окаменел на коне – ходу не стало. Господь ему не попустил. А Егор-Златогор окаменел в гробу
– Ну, наверно это моя смерть, уж коль умер Святогор-богатырь, то наверно и я умру. – И он сошёл с коня, привязал к гробу, зашёл в гроб, крышка закрылась и Илья кончилсе

Мы подходим, таким образом, к парадоксальному, на первый взгляд, выводу: загадочный великан-богатырь «Святогор» может оказаться не кем иным, как умершим Ильей Муромцем!

Данный вывод может показаться слишком умозрительным, однако в его пользу можно привести варианты фактически того же сюжета, где Илья Муромец умирает в роковом гробу точно так же, как умирает Святогор. Имя последнего при этом не упоминается. Та роль, которую обычно играет Илья в былине о Святогоре, достается или его не названному по имени «товарищу», или же обычным былинным побратимам Ильи – Алеше и Добрыне, которые поочередно примеряют гроб, пытаются разбить налетающие на него обручи. Хотя варианты, где Илья выступает в роли Святогора, единичны, прочие былинные герои в подобной ситуации не оказываются никогда, что может указывать на неслучайность замены Святогора Ильей.

http://www.varvar.ru/arhiv/slovo/svyatogor.html

Добавить в закладки:


Природа Украины щедра, богата и разнообразна. Любая страна мира гордится, если на ее территории еще остались нетронутые и хорошо сохранившиеся уголки природы . С седой старины одно из таких мест нашей страны известно под названием "Святые Горы ". Это действительно необыкновенный уголок Донетчины. Как подчеркнули эксперты ЮНЕСКО, которые работали здесь весной 2001 года, "на Земле очень немного мест, где так органично объединены объекты мировой истории и культуры, ценнейшие природные комплексы и красивейшие ландшафты ". Сейчас эта уникальная территория входит в состав первого в левобережной Украине (НПП) "Святые Горы ", который создан согласно Указа Президента Украины Л.Д. Кучмы № 135/97 от 13 февраля 1997 года.

Территория парка площадью 40448 га расположена вдоль русла Северского Донца, от Харьковской области на северо-западе и до Луганской на востоке, в Славянском, Краснолиманском и Артемовском районах Донецкой области. В состав национального парка входит и город Святогорск.

Основными задачами НПП "Святые Горы " являются охрана и изучение ценных природных и историко-культурных комплексов и объектов на его территории, создание условий для организованного туризма и отдыха населения и экологическое просвещение посетителей.

Для эффективного выполнения этих задач территория парка разделена на функциональные зоны с дифференцированным режимом охраны и использования природных ресурсов.

Территория национального парка представляет собой ландшафтное и биоценотическое разнообразие прирусловой части бассейна реки Северский Донец.

Согласно физико-географическому районированию Украины территория НПП расположена в степной зоне на границе Донецко-Донской и Левобережно-Днепровской северо-степных провинций, которая проходит по Северскому Донцу.

Река Северский Донец упоминается в древнекиевской летописи. Как сообщает Нестор, в 1111 году дружины князя Владимира Мономаха перешли Донец и нанесли сокрушительное поражение половцам на их землях. Здесь разыгрались события, поведанные нам неизвестным автором в драгоценном памятнике славянской литературы "Слове о полку Игореве".

Северский Донец - наибольший из притоков Дона и четвертая по величине река Украины . Долина реки асимметрична, с крутым обрывистым правым берегом и большой хорошо обводненной поймой, которая переходит в надпойменные террасы на левом берегу.

Правый материковый берег Донца представляет собой плато, расположенное на высоте 120-230 м над уровнем моря и расчлененное оврагами и балками, устья которых открываются к реке. В некоторых местах Северский Донец вплотную подходит к материковому склону с обрывистыми обнажениями меловых пород туронского, коньясского, сантонского и верхнесеноманского ярусов мощностью 80-100 м, создавая своеобразный "горный" ландшафт . Эта меловая гряда образовалась из осадков древнего теплого моря, которое существовало здесь 100-80 млн. лет тому назад.

Пойма реки имеет ровный рельеф с характерными прирусловыми песчаными валами, озерами и старицами. Ее ширина достигает 3 км, но на большем протяжении более узкая, около 1 км. За пределами поймы на территории парка представлены первая надпойменная песчаная боровая и вторая надпойменная лессовая террасы. Поверхность террас с многочисленными буграми и впадинами густо покрыта лесом, овражно-балочная сеть развита слабо.

Для Донца и его притоков характерны: питание за счет атмосферных осадков, неравномерность стока и сезонные колебания уровня воды. Весенние паводки на реке Северский Донец наблюдаются ежегодно. Среднемноголетняя амплитуда колебаний уровня реки составляет 2,5 метра, однако высокие уровни подъема до 5,8 м наблюдаются один раз в 4-5 лет. В пойме Северского Донца много озер. Их питание зависит исключительно от паводка и атмосферных осадков, в засушливые годы они пересыхают. Озера, которые расположены на границе поймы и первой надпойменной террасы, более глубокие. На дне таких водоемов есть многочисленные родники, которые обеспечивают относительную стабильность уровня и температуры воды. Обмелевшие озера постепенно зарастают, образовывая под кронами ольшаника или в зарослях верб своеобразные неглубокие пойменные болота.

Климат умеренно-континентальный, степной с непродолжительной, умеренно-мягкой зимой и сухим теплым летом. Продолжительность солнечного сияния за год достигает 2000 часов, среднегодовое число дней без солнца - 88, в зимние месяцы - 16-20, в летние-1-3. Среднемесячная температура самого теплого месяца составляет +22оС, самого холодного -7,7оС.

В целом климат, с чистым умеренно-влажным воздухом, большим количеством солнечных дней, значительными тепловыми ресурсами, отсутствием сильных холодных ветров, а также резких температурных колебаний, благоприятен для рекреационно-лечебного использования и.сельскохозяйственной деятельности.

Растительность национального природного парка "Святые Горы " имеет огромную научную ценность. На площади 40,5 тыс. га произрастает половина видов высших растений, которые когда-либо отмечались на Юго-Востоке Украины - 943 вида, в том числе, 27 видов - деревья, 63 - кустарники и 853 - травянистые растения. Растительность НПП содержит много уникальных ассоциаций разного синтаксономического ранга, которые подлежат особой охране как редкие, эндемичные, реликтовые, а также эталонные и деградирующие под влиянием человеческой деятельности. Искусственные леса, занимающие большую площадь в НПП, очень разнообразны и представляют научный интерес как опыт создания культурфитоценозов с участием аборигенных и интродуцированных видов. Основные типы растительности представлены так: леса занимают более 91% площади парка, луга - около 1,5%, болота - 2,5%.

В разнообразных как типичных, так и специфических условиях рельефа правобережья произрастают широколиственные леса возрастом 90-110 лет с преобладанием дуба обыкновенного. Дубовые леса на таких значительных площадях сформировались благодаря рельефным условиям Донецкого кряжа и являются уникальным явлением на плакорах степной зоны. Ценные плакорные и байрачные Маяцкие дубравы впервые были взяты под охрану государством еще в 1703 году по Указу Петра I. Дубравы национального парка занимают треть его общей площади лесов. В лесном фонде Украины на долю дубовых насаждений приходится 27 %, а в Донецкой области - 57 %.

На территории национального природного парка произрастает естественная в Донбассе, значительная по площади (более 300 гектаров) пойменная дубрава, где сохранились семенные дубы в возрасте 200-300 лет и более со средней высотой 25 м, средним диаметром - 81 см, максимальным - 152см. На территории парка сохранился дуб-патриарх 600-летнего возраста, поражающий своими размерами. При высоте 29 метров, диаметр его достигает 2-х метров, а обхват ствола составляет 6,3 метра.

В жестких почвенно-климатических условиях Донецкой степи дуб выполняет климаторегулирующие, водоохранные, почвозащитные, санитарно-гигиенические, рекреационные функции и признан главной породой в степном лесоразведении.

Большой возраст, повреждения военных лет, высокие рекреационные нагрузки привели к тому, что только 5 % 285-летних деревьев Дубовой рощи не имеют повреждений. У четверти дубов имеются повреждения ствола. Часть деревьев усыхает, а гибель каждого дерева - невосполнимая потеря.

Особую ценность представляют уникальные меловые боры, сформированные сосной меловой - третичным реликтом, занесенным в Красную книгу Украины и в Международный Красный список МСОП (IUCN).

Как уникальный уголок природы , меловые горы издавна привлекают внимание ученых. Впервые их описал в 1774 году академик Гюльдентштедт, указывая, что они тянутся от монастыря до села Маяки. Он первый обратил внимание на то, что сосна растет здесь на меловом субстрате.

В 1895 году ботаник В.И.Талиев писал: "... в Святых горах сосна образует прекрасные чистые насаждения, причём, поверхность почвы в них спрятана под моховым покровом".

Выдающиеся ботаники Д.И.Литвинов, Б.М. Козо-Полянский считали, что меловые боры являются остатками доледниковой растительности конца третичного периода. Еще в 1914 году известный русский ботаник В.И.Талиев поставил вопрос о сохранении этих боров как выдающегося памятника природы. Ученые Е.М. Лавренко, М.И.Котов, М.И. Шалыт называли эти места "подлинной страной живых ископаемых". В 1963 году Горы Артема были объявлены памятником природы, а в 1975 году государственным ландшафтным заказником.

Сосна меловая отличается от сосны обыкновенной. У нее толще и короче хвоя (3-5 см), круглее и почти вдвое мельче шишки (2,5-3 см длиной), твёрже древесина, крупнее пыльца, зонтикообразная крона. В настоящее время сосна меловая сохранилась только на отдельных разрозненных участках на площади 85 га. Сосен в возрасте 70-100 и более лет с диаметром ствола 25-80 см при высоте от 8 до 28м насчитывается на территории парка более 700 шт.

НПП "Святые Горы " и заповедник "Меловая флора" - единственные места в Украине , где сохранилась сосна меловая. Произрастает она еще в России - Воронежской и Белгородской областях. Общая площадь меловых боров составляет около 250 га. Участки сосны меловой на территории парка в Горах Артёма самые большие и самые южные. Изучение сосны меловой помогает воссоздать историю формирования растительного мира Донбасса. Меловые боры Северского Донца - своеобразная ботаническая загадка, которая не разгадана ещё до конца и в настоящее время. Пожары и ураганы в 20-х годах, войны, хищническое истребление реликтовых лесов привели к тому, что у 60% деревьев сосны обнаружены различные повреждения и аномалии роста. Охрана, сбережение сосны меловой, восстановление меловых боров является важной задачей НПП "Святые Горы ".

Рядом с сосной меловой растут дуб обыкновенный, липа сердцелистная, осина, клены остролистный и татарский, яблоня ранняя и лесная, груша лесная, вяз. В кустарниковом ярусе господствует скумпия - реликтовое растение . Скумпия обыкновенная (райское дерево, желтинник, сафьяновое дерево) - это красивое деревце-кустарник, который когда-то называли "Святогорским листом ". В XVII веке монахи Святогорского монастыря поставляли побеги скумпии на царские сафьяновые заводы в Москву и Среднюю Азию. Краситель, полученный из листьев скумпии, использовали для окраски высококачественной кожи в коричневый цвет. Растение имеет разрозненный ареал, растёт в Крыму и на Кавказе, по Днестру и Южному Бугу. В Донецкой области это самая северо-восточная зона произрастания кустарника. Ранней осенью листья скумпии приобретают багряно-алую окраску, а меловые горы покрываются неповторимым по своей красоте убранством.

Большую научную ценность представляет раритетный фонд флоры парка международного уровня: иссоп меловой, боярышник украинский, дрок донской, погремок меловой, желтушник меловой, гусиный лук боровой, норичник меловой, пырей ковылелистный, подмаренник волынский, полынь беловойлочная, смолевка меловая, фиалка Лавренка. В Красную книгу Украины занесены 48 видов, 12 - в Европейский красный список, 123 вида имеют охранный статус, из которых 45 являются редчайшими для Донбасса и охраняются на местном уровне. В границах территории национального парка выявлены 43 ассоциации, которые занесены в Зеленую книгу Украины . Это прежде всего меловые боры, дубовые леса с грабом и кленом татарским, кретофильные и степные фитоценозы, водные группировки сальвинии плавающей. Следует также выделить и сфагновые болота-блюдца, которые в степной зоне расположены за крайней южной границей своего сплошного ареала.

Фауна водоемов парка представлена 40 видами рыб, среди которых занесены в Красную книгу вырезуб и елец Данилевского. Ниже слияния Северского Донца и Оскола на участке реки с большим количеством песчаных отмелей и кос, а также в родниках поймы Донца живет минога украинская - редкий вид, занесенный в Красную книгу Украины и Европейский красный список.

Преимущественно с пойменными биотопами связана жизнь 9 видов земноводных. Здесь очень многочисленны болотная черепаха и два вида ужей - обычный и водяной. В борах и дубравах сохранились лесная гадюка и медянка - вид, занесенный в Красную книгу Украины .

Для среднего Придонцовья в данное время известны более 200 видов птиц, которые составляют 52 % видов фауны Украины . Прежде всего, это лесные виды европейского фаунистического комплекса, широко распространенные и водно-болотные виды. Интересна фауна дневных хищных птиц, представленная довольно обычными: ястребом большим, канюком и чеглоком. В национальном парке постоянно гнездятся редкие и охраняемые виды: осоед, орлан-белохвост и орел-карлик. Ежегодно отмечаются: змееяд, орел-могильник, лунь полевой. На лишенных древесно-кустарниковой растительности меловых обрывах, в норах гнездится чрезвычайно редкая степная пустельга. Видовое разнообразие птиц объясняется также тем, что долина Северского Донца - важный миграционный путь для перелетных и кочующих видов.

Териофауна национального парка "Святые Горы " насчитывает 43 вида, при этом необходимо отметить, что не все группы изучены довольно хорошо. Очень высока численность хищных млекопитающих. Ласка, лесной хорек, американская норка, лесная и каменная куницы - обычные жители типичных биотопов национального парка. Встречаются также горностай, барсук и выдра, занесенные в Красную книгу Украины . На территории парка постоянно живет несколько групп волков. Лиса обычна во всех биотопах. Копытные представлены аборигенными для региона косулей и кабаном, таежным жителем лосем, который широко распространился во второй половине ХХ столетия, и акклиматизированным в 60-х годах из Приморья пятнистым оленем. Повсеместно, в том числе на территории населенных пунктов, встречается заяц-русак, причем в антропогенных ландшафтах его численность часто выше, чем в естественных. Характерными жителями поймы являются бобер и широко акклиматизированная ондатра. Бобер, который исчез в среднем Придонцовье еще в ХІХ столетии, снова появился здесь в начале 80-х годов XX столетия и с тех пор широко расселился по берегам Донца, озерам и болотам парка , улучшая своей деятельностью водный режим пойменных биотопов. Всего среди диких жителей национального парка "Святые Горы " 49 видов занесены в Красную книгу Украины и 13 - в Европейский красный список. Раритетный состав животного и растительного мира можно с уверенностью считать золотым фондом национального природного парка "Святые Горы ".


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Фото: Национальный природный парк «Святые горы»

Фото и описание

На Украине немного мест, где так органично объединены красивейшие ландшафты, ценнейшие природные комплексы и объекты мировой истории и культуры. Одним из них является Национальный природный парк «Святые горы», который располагается в северной части Донецкой области, в Славянском, Краснолиманском и Артёмовском районах, вдоль левого берега реки Северский Донец. Парк был основан 13 февраля 1997 г.

В Национальном природном парке «Святые горы» общей площадью более 40 тыс. га (из них 11878 га в собственности парка) находятся меловые горы, где растут редчайшие растения - реликтовые боры сосны меловой, эндемические и реликтовые растительные группировки на отслоениях мела, байрачные леса, болотная и луговая растительность заплав. В общем, на территории парка произрастает около 943 видов растений, 48 из них занесены в Красную книгу Украины. Также в парке живет 256 видов животных, 50 из которых внесены в Красную книгу страны.

Национальный природный парк «Святые горы» имеет важное историко-археологическое значение. Здесь находится 129 объектов археологии и 73 исторических памятника. В 1980 г. на территории Свято-Упенского монастыря был создан Святогорский государственный историко-архитектурный заповедник. Основой комплекса памятников заповедника служит Свято-Успенская Святогорская лавра (XIII - XVI вв.), расположенная на правом берегу реки Северский Донец.

В состав природного парка «Святые горы» включены следующие заказники и памятники природы: в Славянском районе - урочище «Сосна», «Маяцкая дача», «Пойма-1», дендропарк Маяцкого лесничества, памятник природы «600-летний дуб»; в Краснолиманском районе - заказники «Чёрный Жеребец», «Подпесочное», «Ландыш» и «Чернецкое», болото Мартыненково, озеро Чернецкое; в городе Святогорске - памятник природы «Тополь» и «Сосновые насаждения».

Публикации по теме