Средства борьбы с водой на корабле. Борьба за живучесть судна

«Живучесть корабля» Тема № 2 «Организация борьбы за живучесть корабля» Лекция № 2 -2 Учебные вопросы: 1. Взрывопожаробезопасность корабля. 2. Непотопляемость корабля. 3. Живучесть оружия и технических средств. 4. Защищенность личного состава. Литература 1. Корабельный Устав ВМФ. 2. Руководство по борьбе за живучесть надводного корабля РБЖ НК 81 3. Учебник «Живучесть надводного корабля» Автор В. М. Лямин. 4. Справочник «Справочник по живучести корабля» Автор В. А. Якимов 1

Основные положения по организации БЗЖ n Живучестью корабля называется его способность противостоять боевым и аварийным повреждениям, восстанавливая и поддерживая при этом в возможной степени свою боеспособность. Составными элементами живучести корабля являются: n n n n взрывопожаробезопасность непотопляемость живучесть оружия и технических средств защищенность личного состава. Взрывопожаробезопасностью корабля называется его способность препятствовать возникновению взрывов, возникновению и развитию пожаров, приводящих к выходу из строя корабля. Непотопляемостью корабля называется его способность оставаться на плаву, не опрокидываясь при затоплении одного или нескольких отсеков вследствие боевых или аварийных повреждений корпуса. Живучестью оружия и технических средств называется их способность противостоять боевым и аварийным повреждениям, сохраняя и восстанавливая в возможной степени свои ТТХ. Защищенность личного состава корабля – это способность корабельных коллективных и индивидуальных средств защиты исключать или ослаблять воздействие на личный состав оружия противника, а также поражающих факторов, возникающих при повреждениях. 2

Взрывопожаробезопасность корабля 3 Взрывопожаробезопасностью корабля называется его способность препятствовать возникновению взрывов, возникновению и развитию пожаров до размеров, приводящих к выходу из строя корабля. Взрыво- и пожаробезопасность корабля обеспечивается: - конструктивными мероприятиями; - организационно-техническими или предупредительными мероприятиями; - действиями личного состава по борьбе с пожарами, по предупреждению взрывов на корабле. К конструктивным мероприятиям, осуществляемым при проектировании и постройке корабля, относятся: - деление корабля на противопожарные отсеки и отделения; - ограничение применения горючих материалов и применение огнестойких или пропитанных огнестойкими составами материалов; - рациональное расположение по кораблю опасных во взрывопожарном отношении материалов и обеспечение соответствующего их хранения; - применение средств предупреждения, обнаружения и ограничения распространения взрывов и пожаров; - обеспечение кораблей эффективными, надежно действующими средствами борьбы с пожарами, взрывоопасными концентрациями, дымом, токсичными газами и высокой температурой; - рациональное размещение средств борьбы с пожарами.

Организационно-технические мероприятия К организационно-техническим мероприятиям предупреждения взрывов и пожаров на корабле относятся: - соблюдение правил обращения с открытым огнем; - удаление с корабля всех лишних взрыво- и пожароопасных материалов; - постоянный контроль за хранением и соблюдением правил обращения с горючими и взрывоопасными материалами; - контроль за исправностью и поддержанием в готовности к использованию противопожарных средств; - обучение личного состава правилам предупреждения взрывов и пожаров и использованию средств пожаротушения; покраска корабля огнестойкими и негорючими красками. ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ С КОРАБЕЛЬНЫМИ ПОЖАРАМИ. Борьбой с пожарами на корабле руководит командир корабля с ГКП. Непосредственное руководство борьбы с пожаром обеспечивает командир электромеханической боевой части. Личный состав боевых постов ведет борьбу с пожарами под руководством командиров боевых постов. В случаях когда личный состав боевых постов не может самостоятельно справится с пожаром, командир электромеханической боевой части направляет к месту пожара аварийную партию.

Борьба с пожаром включает: оповещение личного состава о пожаре; разведку очагов и определение характера, масштаба и вида пожара; герметизацию помещений, отсеков; приведение в готовность противопожарных средств; отключение электроэнергии в районе пожара; локализацию пожара; тушение огня, борьбу с дымом; удаление воды, скапливающейся при тушении пожара; установление контроля за помещениями, в которых велась борьба с огнем. Прибыв на свои КП и БП, л/с обследует помещения, приводит в готовность к немедленному действию противопожарное имущество, о готовности поста докладывает на командный пункт своей БЧ. Л/с авари ного помещения выясняет характер и размеры повреждения, доклады вает об этом на КП своей БЧ, одновременно принимая все меры к локализации и ликвидации пожара. В дальнейшем л/с БП действует согласно расписанию по борьбе с пожаром или по приказанию с КП. В ходе борьбы с пожаром руководитель тушения должен уделять особое внимание обеспечению безопасности л/с; не допускать электро травм, отравлений продуктами горения, поражения огнем. Для тушения пожаров на корабле применяются стационарные и переносные средства. В качестве переносных средств пожаротушения на кораблях используют огнетушители ОП М, ОВПМ 8, ОУ 2, ОУ 5, АО 5 и порошковые.

Предупреждение взрывов и пожаров на корабле. Весь личный состав корабля обязан точно и своевременно выполнять мероприятия по предупреждению взрывов и пожаров. В целях предупреждения взрывов и пожаров на корабле запрещается: 1. выполнять работы с открытым огнем без разрешения командира БЧ 5; 2. работать с легковоспламеняющимися жидкостями, а также с красками и лаками вблизи работающих электроме ханизмов; 3. применять легковоспламеняющиеся жидкости для про тирки палуб, линолеума, переборок и оборудования по мещений; 4. использовать бензин для промывки и протирки техниче ских средств; 5. хранить горючее и смазочные материалы в открытой таре; 6. хранить свежевыкрашенную парусину в сложенном ви де и в плохо вентилируемых помещениях; 7. хранить лакокрасочные материалы на катерах; 8. принимать на корабль и хранить на нем с истекшими сроками хранения РП и ПДУ, негерметичные, имеющие вмятины и ржавчину, а также поврежденные пусковые уст ройства к ним; 9. хранить легковоспламеняющиеся жидкости, краски и лаки совместно с обтирочными и другими волокнистыми материалами; 10. использовать переносные светильники и электрифицированный инструмент напряжением выше 27 В; 11. использовать искроопасный инструмент во взрывоопасных помещениях; 12. хранить и демонстрировать кинофильмы, выполненные на горючих пленках. Курение на корабле разрешается только в местах, определенных приказом командира корабля. В местах курения должны находиться пепельницы или сосуды с водой.

Непотопляемость корабля. Непотопляемостью корабля называется его способность оставаться на плаву и не опрокидываться при повреждении и затоплении одного или нескольких отсеков, вследствие боевых или аварийных повреждений. Смысл непотопляемости заключается в том, что пока корабль не утратил плавучесть и остойчивость, он обладает непотопляемостью. Пример требований: при заполнении любых двух автономных отсеков высота надводного борта не должна быть менее 0, 8 м, крен не должен превосходить 8°, начальная остойчивость должна оставаться положительной. Непотопляемость в целом обеспечивается: конструктивными мероприятиями, осуществляемыми при постройке корабля; организационно техническими мероприятиями, проводимыми в течение всей его службы; действиями личного состава по борьбе за непотопляемость, ведущейся после получения кораблём повреждений. Мероприятия по конструктивному обеспечению непотопляемости корабля можно разделить на следующие три группы: 1. придание кораблю достаточных запасов плавучести, остойчивости, прочности и бескреновости; 2. конструктивное ограничение потерь запаса плавучести и остойчивости при повреждении корабля; 3. конструктивное и материально техническое обеспечение борьбы за непотопляемость.

Основные организационно технические мероприятия. 1. содержание корпуса корабля, переборок, палуб, платформ и непроницаемых закрытий в исправности и постоянный контроль их состояния: 2. контроль за запасом плавучести и остойчивостью корабля; 3. содержание средств борьбы за непотопляемость в готовности к действию; 4. маркировка непроницаемых помещений, нумерация корабельных помещений и ограничение доступа в запираемые помещения 5. систематическая и целеустремленная подготовка всего личного состава корабля к борьбе за непотопляемость и повседневное обеспечение непотопляемости корабля; 6. оборудование и обеспечение командных пунктов и БП средствами борьбы за живучесть, приборами и документацией по непотопляемости. Тактика борьбы за непотопляемость. Борьба за непотопляемость – это совокупность действий личного состава, направленных на поддержание и восстановление плавучести, остойчивости и прочности поврежденного корабля, а также на приведение его в положение, обеспечивающее ход, управляемость и использование оружия. Непосредственными задачами борьбы за непотопляемость являются: 1. удержание корабля на плаву; 2. восстановление запасов плавучести и остойчивости; 3. уменьшение крена и дифферента.

Мероприятия по борьбе с водой Борьба с водой заключается в выявлении повреждений корпуса и мест поступления воды, в недопущении распространения воды, в восста новлении и поддержании непроницаемости и прочности корпуса и его разделительных элементов, в удалении фильтрационной воды из отсеков с заделанными пробоинами. Восстановление остойчивости предусматривает снижение центра тяжести поврежденного корабля за счет перемещения, приема и откачки жидких грузов, удаление проникшей внутрь корабля забортной воды и уменьшения потерь остойчивости из за наличия свободной поверхности. Спрямление это устранение или уменьшение в возможной мере крена и дифферента поврежденного корабля. Борьба с водой должна предшествовать мероприятиям по восстановлению остойчивости и спрямлению поврежденного корабля и лишь в отдельных случаях проводится параллельно с ними. Мероприятия по борьбе с водой включают: 1. оповещение л/с о поступлении воды внутрь корпуса корабля; 2. обследование помещений для определения мест поступления воды, масштаба и характера повреждений корпуса, установления границ затопленного района корабля; 3. принятие мер по ограничению распространения воды по кораблю; 4. устранение поступления воды заделкой пробоин и удаление ее за борт; 5. заделку надводных пробоин в наружной обшивке; 6. подкрепление поврежденных непроницаемых переборок, палуб (платформ) и непроницаемых закрытий, а так же поддержание и восстановление в возможной степени прочности корпусных конструкций;

Первичные мероприятия по борьбе с водой 1. Каждый офицер, мичман, старшина, матрос на К должен уметь: доложить о поступлении воды и ходе борьбы с ней на ГКП, ДК (вахтенному офицеру), а также на свой КП и в ПЭЖ; определить затопление смежного отсека (помещения) по различным признакам (простукиванием, по отпотеванию, по выходу воздуха из воздушных труб, по фильтрации и т. д.); подкрепить переборку, дверь, крышку люка и горловины, поставить щит на пробоину; устранить фильтрацию воды через различные неплотности, трещины и разошедшиеся швы разными способами (обжатием сальников, уплотнением свинцом, проконопачиванием); заделать выше и ниже ватерлинии пробоину в корпусе корабля, рваную щель с помощью различных средств (щитов, мешков с паклей, матрацев, подушек, клиньев и др.). 2 Каждый офицер, мичман, старшина, матрос на своем БП, КП, в кубрике, заведуемых помещениях должен уметь: приготовить и ввести в действие водоотливную и осушительную системы, а также переносные водоотливные и осушительные средства; использовать средства для спуска воды в нижние и перепуска воды в смежные помещения. 3. Каждый офицер, мичман, старшина, кроме того, должен уметь руководить действиями л/с по борьбе с водой на рубежах обороны в районе своего боевого поста, командного пункта, заведуемых помещениях, смежных с ними помещениях и вблизи них.

Живучесть оружия и технических средств Живучестью оружия и технических средств называется их способность противостоять боевым и аварийным повреждениям, сохраняя и восстанавливая в возможной степени свои тактико технические характеристики. Технические средства корабля представляют собой сложный комплекс взаимосвязанных инженерных средств: энергетического оборудования, механизмов, систем, приборов и других элементов. Технические средства обеспечивают: движение и маневрирование корабля на всех режимах; использование и устойчивое функционирование боевых средств; снабжение корабельных потребителей всеми видами энергии; живучесть корабля при различных состояниях и готовностях; условия для эксплуатации оборудования и жизнедеятельности личного состава. Боеспособность и живучесть корабля наиболее чувствительны к нарушению работоспособности таких технических средств, как главная энергетическая установка, электроэнергетическая установка, рулевое устройство, системы обеспечения непотопляемости и взрыво и пожаробезопасности корабля. Живучесть оружия и технических средств обеспечивается: конструктивными мероприятиями; организационно техническими мероприятиями; действиями личного состава по поддержанию и восстановлению работоспособности технических средств при отказах и повреждениях.

Конструктивные мероприятия придают техническим средствам защищенность, надежность, резервирование и боевую ремонтопригодность. Организационно технические мероприятия по обеспечению живучести технических средств проводятся личным составом корабля повседневно. Эти мероприятия направлены на поддержание качеств и свойств, которые были заложены в технические средства при их проектировании и изготовлении. Кроме того, они позволяют предотвратить преждевременный выход из строя материальной части и предупредить несчастные случаи при эксплуатации и ремонте технических средств и устройств корабля. Обслуживание оружия и технических средств проводят в соответствии с действующими инструкциями. Все оружие и технические средства на корабле должны иметь наименование. Оружию и техническим средствам одинакового назначения кроме наименования присваивается номер. Паропроводы и трубопроводы, выключатели и штепсельные розетки аккумуляторного (аварийного) и дежурного освещения, средства аварийного назначения должны иметь отличительную окраску. Каждый корабль должен быть обеспечен документацией по боевому использованию оружия и технических средств, а также укомплектован запасными частями, инструментом, приборами и расходными материалами для исправления боевых и аварийных повреждений технических средств.

Организация борьбы за живучесть оружия и технических средств. Борьба за живучесть оружия и технических средств корабля должна быть направлена на восстановление утраченных или пониженных тактико технических свойств механизмов, систем и устройств корабля при боевых и эксплуатационных повреждениях Целью борьбы за живучесть ТС является обеспечение живучести и боеспособности корабля при авариях и боевых повреждениях, связанных с потерей хода, маневренности, управляемости, возможности использования оружия и других качеств корабля. Содержанием борьбы за живучесть технических средств являются обнаружение аварии и оповещение о ней, ограничение распространения и ликвидации аварии, восстановление живучести и боеспособности корабля. Руководство борьбой за живучесть ТС осуществляют командиры БЧ, начальники служб со своих КП. При обнаружении повреждений командиры подразделений и боевых постов принимают меры к исправлению механизмов, не прекращая их работы. Повреждение или неисправность материальной части необходимо устранять полностью. Если это невозможно, повреждение устранять в степени, позволяющей кораблю выполнить поставленную задачу. Переключение технических средств осуществляется в соответствии с действующими документами по использованию технических средств. При выходе из строя механизмов в первую очередь восстанавливаются механизмы, системы и устройства, от которых зависят живучесть и боеспособность корабля. Немедленно восстанавливаются освещение, средства связи, управления и сигнализации, удаляются обломки корпусных конструкций и технических средств, загромождающие палубы, площадки, помещения и мешающие действию других

Борьба за живучесть технических средств предусматривает действия личного состава, выполняемые без приказания и по приказанию. К действиям, выполняемым без приказания, относятся: отключение поврежденных механизмов, систем и устройств; включение резервных (дублирующих) механизмов для использования в бою оружия и сохранения заданного режима работы основных технических средств; изменение режима работы технических средств в целях обеспечения использования оружия, хода и управляемости корабля. Действия личного состава, выполняемые по приказанию: остановка главных двигателей; переход на резервные средства управления кораблем; отключение технических средств, обеспечивающих использование оружия, ход и управляемость корабля, если возникла угроза выхода из строя. О всех переключениях технических средств, выполняемых личным составом при повреждениях или при необходимости таких переключений, командир БП или старший по должности немедленно докладывает по команде.

Защищенность личного состав. С точки зрения влияния на жизнедеятельность л/состава в поврежденных помещениях могут возникнуть также варианты аварийной обстановки: частичное или полное затопление помещения водой; повышенная температура воздуха; заполнение вредными парами и газами. Возможны случаи, при которых условия жизнедеятельности личного состава при повреждении отсека не изменяются. В таких помещениях никаких дополнительных мероприятий по защите личного состава проводить не требуется. Может случиться, что в результате повреждений создается сложная обстановка, например повышение температуры в помещении и заполнение его вредными парами и газами. В таких помещениях требуется проведение мероприятий по защите л/состава от высоких температур и от воздействия вредных паров и газов. В полностью затопленном помещении жизнедеятельность людей может быть обеспечена только в водолазном снаряжении. Продолжительность жизнедеятельности людей в данном случае определяется максимальным временем работы в водолазном снаряжении и температурой забортной воды. При температуре забортной воды ниже 15°С потеря сознания у человека от переохлаждения наступает раньше, чем будет израсходован воздух из баллонов дыхательного аппарата. Для борьбы с переохлаждением организма полезно иметь как можно больше слоев одежды, которая по возможности должна плотнее прилегать к телу. Хотя изолирующие свойства намокшей одежды уменьшаются, она тем не менее может обеспечить тепловую защиту, особенно шерстяная одежда.

В полностью затопленном помещении могут оказаться не обесточенными электрокабели и силовое оборудование. Приближаться к ним опасно: морская вода электропроводна, можно через воду получить электрический удар. В частично затопленном отсеке люди обычно находятся в воздушной подушке. Отсек сверху загерметизирован. Если он не будет вентилироваться, время жизнедеятельности л/с в отсеке определяется из расчета, что каждый кубический метр воздушной подушки в состоянии обеспечить жизнь одного человека в течение 2 часов. Истории известны случаи, когда люди находились в воздушной подушке несколько дней. Неконтролируемое повышение температуры в помещении может произойти из за пожара или прорыва парового трубопровода. Средняя темпе ратура в помещении может подняться до 200 400°С. Длительное пребывание при температуре 50 60°С вызывает у человека тягчайшие последствия. При большом поступлении пара или при большом пожаре незащищенный л/состав должен уйти в трюм. В этих случаях попытки покинуть помещение через верхний люк приводят к ожогам и гибели. Выход личного состава через верхний люк возможен после включения системы орошения сходов. Для защиты от высоких температур вахтенных у действующих механиков имеется система орошения вахт, которая включается вместе с системой орошения сходов. Обе эти системы являются средством коллективной защиты личного состава от действия высоких температур, вода для их работы подается от противопожарной водяной системы.

Индивидуальными средствами защиты от высоких температур явля ются термостойкие и термоотражательные костюмы, асбестовые рукавицы, каски и костюм пожарника. Средствами индивидуальной защиты от дыма и других вредных газов является портативное дыхательное устройство (ПДУ) и изолирующие противогазы (ИП 6). ПДУ предназначено для экстренной защиты органов дыхания и зрения человека в аварийной ситуации при выполнении первичных мероприятий по борьбе с аварией. Использование ПДУ предусматривает последующее пере ключение в другое табельное средство защиты или выход из аварийного по мещения. Оно является средством защиты одноразового действия и выпуска ется в готовом к немедленному использованию виде. Время пребывания в ПДУ не более 30 мин. , оно надежно работает при температуре от 0 до +50°С. Масса ПДУ не более 2 кг. ИП-6 предназначен для защиты органов дыхания, зрения и кожи лица от любых вредных примесей в воздухе независимо от их концентрации, а также в условиях недостатка кислорода в воздушной среде помещений. Максимальное время нахождения в противогазе при температуре до 40°С и нормальном давлении не должно превышать в покое (сидя) – 2, 5 ч, при выполнении работ – 40 мин. .

18 Задание на самоподготовку Изучить: 1. Взрывопожаробезопасность корабля. 2. Непотопляемость корабля. 3. Живучесть оружия и технических средств. 4. Защищенность личного состава. l l 1. Корабельный Устав ВМФ. 2. Руководство по борьбе за живучесть надводного корабля РБЖ-НК-81 3. Учебник «Живучесть надводного корабля» Автор В. М. Лямин. 4. Справочник «Справочник по живучести корабля» Автор В. А. Якимов

Каждый член экипажа на своем вахтенном посту, в заведуемом помещении и своей каюте должен уметь:

    По всем видам борьбы за живучесть судна:

    1. Ориентироваться в темноте, найти выход, вход, любой механизм, прибор, клапан, трубопровод.

      Герметизировать отсек, в котором расположен вахтенный пост, заведуемое помещение и каюта: задраивать водонепроницаемые и противопожарные двери, люки, горловины, иллюминаторы, вентиляционные головки (грибки) и т.п.

      Находить любое штатное аварийное и противопожарное имущество (особенно в темноте).

      Приготовить к действию и использованию по назначению аварийное и противопожарное имущество, спасательные средства и стационарные средства борьбы за живучесть судна.

      Определять по маркировке и отличительным знакам назначение трубопроводов, клапанов, электрощитов, а также дверей, люков, горловин.

      Отыскать, закрыть и открыть клапаны, кингстоны, ввести и вывести из действия стационарные средства борьбы за живучесть судна с помощью аварийных приводов с открытых частей палубы и из смежных помещений.

      Пользоваться всеми средствами внутрисудовой связи и сигнализации.

      Включать и выключать аварийное освещение, отыскивать места подключения и вооружать переносной светильник; пользоваться аккумуляторными аварийными фонарями как во взрывобезопасном, так и в обычном исполнении.

      Включать и выключать вентиляцию на вахтенном посту.

1.10. Быстро обнаружить и вынести пострадавших из опасной зоны, применяя различные защитные средства.

1.11. Выполнить обязанности посыльного и доставить донесение на ГКП или в другие помещения судна, хорошо знать расположение судовых помещений.

1.12. Оказывать первую медицинскую помощь.

2. По борьбе с водой:

2.1. Определить затопление смежного отсека (помещения) по различным признакам (постукиванием, по отпотеванию, по выходу воздуха из воздушных труб, по фильтрации и т.п.) и доложить на ГКП.

2.2. Приготовить к действию осушительную систему и другие водоотливные и осушительные средства, осушить помещение стационарными и переносными средствами.

2.3. Использовать имеющиеся средства для спуска и перепуска воды в смежные помещения.

2.4. Подкрепить переборку, дверь, горловину, поставить упоры на подволоку.

2.5. Устранить фильтрацию воды через разливные неплотности, трещины и разошедшиеся швы различными способами с помощью аварийного имущества.

2.6. Сделать ниже и выше ватерлинии небольшую пробоину в корпусе судна, рваную щель с помощью аварийного имущества и штатных средств (щитов, клиньев, пробок и д.р. средств).

2.7. В случае неизбежного затопления помещения остановить действующие технические средства, не приспособленные для работы под водой, покинуть помещение и принять меры для недопущения распространения воды в смежные помещения.

3. По борьбе с пожарами:

3.1. Доложить на ГКП о возникновении пожара и принимаемых мерах по борьбе с ним.

3.2. Вооружить пожарный рукав стволом и подсоединить к пожарному крану.

3.3. Эффективно использовать пожарные стволы в любом помещении.

3.4. Правильно выбрать из имеющихся в наличии необходимое средство для ликвидации пожара (горючих жидкостей, топлива, смазочных материалов, электропроводки и электромеханизмов, краски, изоляции бортов, дерева и др.) и эффективно его использовать.

3.5. Пользоваться дыхательными изолирующими аппаратами и термостойкими костюмами (только для лиц, допущенных к работе в этих аппаратах) и передать условные сигналы из задымленного помещения с помощью предохранительного троса.

4. По борьбе с повреждениями технических средств:

4.1. Отключать поврежденный участок электросети при помощи рубильников и других средств, снять питание с поврежденного механизма.

4.2. Исправить поврежденный (предварительно обесточенный) участок электросети путем постановки специальных отростков.

4.3. Заменить предохранитель в электросети: поставить бугель, заглушку, клетневку на поврежденный участок трубопровода.

4.4. Остановить в аварийном случае любой работающий механизм.

4.5. При повреждении механизма, устройства, системы перейти на дублирующее устройство; дать аварийное питание на механизм отходным путем или от запасных источников.

5. По использованию спасательных средств:

5.1. Правильно использовать спасательный круг.

5.2. Правильно надевать спасательный жилет (нагрудник).

5.3. Прыгать в воду с высоты в спасательном жилете (нагруднике).

5.4. Плавать в спасательном жилете (нагруднике).

5.5. Держаться на воде без спасательного жилета (нагрудника).

5.6. Правильно сбрасывать спасательный (жесткий и надувной) плот.

5.7. Садиться на спасательный плот в спасательном жилете с судна и из воды.

5.8. Оказывать помощь в посадке на спасательное средство.

5.9. Эксплуатировать оборудование спасательных средств, включая эксплуатацию переносного радиооборудования (если это для него предусмотрено).

5.10. Ставить плавучий якорь.

5.11. Правильно пользоваться линеметательной установкой.

5.12. Подавать и принимать сигналы, используемые для управления шлюпкой при спасении человека, находящегося в воде.

2.4 Средства борьбы с водой на морских судах

Для ликвидации водотечности корпуса и различных повреждений суда снабжают аварийным инвентарем и материалами.

Наименование и минимальное количество аварийного имущества устанавливаются нормами Регистра РФ в зависимости от длины и назначения судна. В состав аварийного снабжения входят: пластыри с такелажем и оборудованием, слесарный и такелажный инструмент, струбцины, болты, упоры, скобы, гайки, гвозди, парусина, войлок, пакля, цемент, песок, деревянные брусья, клинья, пробки и др. На пассажирских судах и судах специального назначения длиной 70 м и более, а также на судах из стеклопластика Правилами Регистра РФ предусмотрено дополнительное снабжение. На всех современных крупнотоннажных судах, кроме того, обычно имеются легководолазное снаряжение и электросварочная аппаратура.

Все указанное снабжение должно храниться на аварийных постах: в специальных помещениях или в ящиках. Таких постов на судне должно быть не менее двух, и один из них - обязательно в машинном отделении (на судах длиной 31 м и менее допускается хранение аварийного снабжения только на одном аварийном посту. У аварийных постов должны быть четкие надписи "Аварийный пост". Кроме того, в проходах и на палубах должны быть предусмотрены указатели мест расположения аварийных постов.

Аварийное имущество, имеющее специальную маркировку, разрешается использовать только по прямому назначению: при борьбе с водой, а также во время учебных тревог и занятий. Израсходованное или вышедшее при этом из строя аварийное имущество должно быть списано по акту и при первой возможности пополнено до нормы.

Не реже раза в месяц командиры аварийных партий (групп) с участием боцмана должны проверять наличие и исправность аварийного имущества. О результатах проверки докладывают старшему помощнику капитана. Аналогичную проверку аварийного имущества (одновременно с проверкой противопожарного инвентаря и спасательных средств) раз в 3 месяца проводит старший помощник. О чем он докладывает капитану и принимает меры к устранению недостатков. Все это заносят в судовой журнал.

Безопасность жизнедеятельности на производстве

Ряд операций технологических процессов производства легкой промышленности сопровождается шумом и вибрацией, в настоящее время технически трудно устранимыми...

Борьба за живучесть судна

Одним из важнейших элементов живучести судна является его непотопляемость - способность судна оставаться на плаву и не опрокидываться при повреждении корпуса, вызвавшего затопление одного или нескольких отсеков...

Расчетное избыточное давление взрыва Р для веществ и материалов, способных взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом, определяется по приведенной выше методике...

Личные отношения студента к здоровью как условия формирования здорового образа жизни

Еще древние греки считали, что «вода смывает все душевные страдания». Вследствие большой теплопроводности вода является более эффективным сред-ством закаливаниями оказывает гораздо большее термическое воздействие...

Некоторые вопросы охраны труда и техники безопасности на судах

Каждый несчастный случай происходит, как правило, не по одной какой-либо причине, а по нескольким взаимосвязанным. Причины несчастных случаев разделяют на шесть групп: организационные, конструктивные, технологические, эксплуатационные...

Опасности, распространяемые грызунами

Мероприятия по борьбе с грызунами это: полное уничтожение грызунов на объектах любой сложности и профилактические работы - постоянная борьба за свободу и чистоту ваших предприятий, организаций, дач, домов и квартир...

Опасности, распространяемые тараканами

Одним из самых распространенных заблуждений является то, что тараканов можно уничтожить навсегда, один раз обработав свою квартиру - это практически невозможно! Избавившись от насекомых...

Ежегодно в зависимости от погодных условий в Российской Федерации возникает от 10 до 40 тыс. лесных пожаров на площади от нескольких сот до 10 миллионов гектаров. Только в субъектах Сибирского федерального округа лесные пожары угрожают 4 тыс...

Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации природных пожаров на территории Вожегодского муниципального района Вологодской области

Статистика ЧС показывает, что в России доля природных пожаров и вызываемых ими чрезвычайных ситуаций составляет приблизительно 24% от общего числа ЧС природного характера. К природным относятся лесные, степные, торфяные, ландшафтные пожары...

Основные требования по охране труда и окружающей среды

Шум представляет собой беспорядочные, неритмичные сочетания звуков различной силы и частоты, вызывающие неприятное слуховое ощущение. Звук - это колебательное движение материальных частиц, волнообразно распространяющихся в пространстве...

Охрана труда на морском транспорте

На флоте наиболее распространенным способом получения опресненной воды является дистилляция. Установки обычно состоят из двух частей: испарителя, где происходит выпаривание морской воды, и конденсатора...

Пожар и взрыв, их причины и последствия

Обеспечение безопасности сводится к решению следующих основных задач: предотвратить взрыв; быстро потушить возникшее загорание; не допустить распространение огня в смежные помещения; эвакуировать из опасной зоны детей и взрослых; если не...

Причины возникновения терроризма и защита от него

Анализ проблем терроризма предполагает не только выявление его истоков и факторов возникновения и развития, но и прогнозирование общественно-политических последствий этого явления, его влияния на стабильность общества...

Производственный шум

Выбор мероприятий по ограничению неблагоприятного действия шума на человека производится исходя из конкретных условий: величины превышения ПДУ, характера спектра, источника излучения...

Улучшение санитарно-гигиенических условий в переплетном цехе типографии

Для борьбы с шумом в помещениях проводятся мероприятия как технического, таки медицинского характера...

Судовое аварийное имущество

Для ликвидации водотечности корпуса и различных повреждений суда снабжают аварийным инвентарем и материалами. Наименование и минимальное количество аварийного имущества устанавливаются нормами Регистра РФ в зависимости от длины и назначения судна.

В состав аварийного снабжения входят: пластыри с такелажем и оборудованием, слесарный и такелажный инструмент, струбцины, болты, упоры, скобы, гайки, гвозди, парусина, войлок, пакля, цемент, песок, деревянные брусья, клинья, пробки и др.

На пассажирских судах и судах специального назначения длиной 70 м и более, а также на судах из стеклопластика Правилами Регистра РФ предусмотрено дополнительное снабжение. На всех современных крупнотоннажных судах, кроме того, обычно имеются легководолазное снаряжение и электросварочная аппаратура.

Предметы аварийного снабжения , кроме водолазного снаряжения и пластырей, должны быть окрашены синей краской: деревянные изделия - полностью; брусья - с торцов и на концах (на длине 100 - 150 мм); металлические предметы - на нерабочих поверхностях: чехлы пластырей, маты, мотки проволоки - поперечными полосами.

Тара для хранения предметов аварийного снабжения также должна быть окрашена синей краской (либо полностью, либо полосой) и иметь четкую надпись, состоящую из наименования материала, его массы и допустимого срока хранения.

Все указанное снабжение должно храниться на аварийных постах: в специальных помещениях или в ящиках. Таких постов на судне должно быть не менее двух, и один из них - обязательно в машинном отделении (на судах длиной 31 м и менее допускается хранение аварийного снабжения только на одном аварийном посту.
У аварийных постов должны быть четкие надписи «Аварийный пост». Кроме того, в проходах и на палубах должны быть предусмотрены указатели мест расположения аварийных постов.

Аварийное имущество , имеющее специальную маркировку, разрешается использовать только по прямому назначению: при борьбе с водой, а также во время учебных тревог и занятий. Израсходованное или вышедшее при этом из строя аварийное имущество должно быть списано по акту и при первой возможности пополнено до нормы.

Не реже раза в месяц командиры аварийных партий (групп) с участием боцмана должны проверять наличие и исправность аварийного имущества. О результатах проверки докладывают старшему помощнику капитана.
Аналогичную проверку аварийного имущества (одновременно с проверкой противопожарного инвентаря и спасательных средств) раз в 3 месяца проводит старший помощник. О чем он докладывает капитану и принимает меры к устранению недостатков. Все это заносят в судовой журнал.

Являются главным средством временной заделки пробоин; они могут принимать форму обводов корпуса в любом месте судна. На морских судах применяют мягкие пластыри четырех типов: кольчужный, облегченный, шпигованный и учебный.

Пластыри делают из парусины водоупорной пропитки или из другой равноценной ткани; по кромке их обшивают ликтросом (растительным или синтетическим) с четырьмя коушами по углам.

Шкоты и оттяжки кольчужных пластырей делают из гибких стальных тросов, контрольные штерты - из растительных тросов, а подкильные концы для всех пластырей - из гибких стальных тросов или цепей соответствующего калибра.

Шкоты и подкильные концы должны иметь длину, достаточную для охвата половины корпуса судна на миделе и крепления на верхней палубе при условии разноса их от вертикали под углом 45

Контрольный штерт , предназначенный для облегчения установки пластыря на пробоину, имеет, подобно лотлиню, разбивку через 0,5 м, считая от центра пластыря. Длина контрольного штерта должна быть примерно равной длине шкота.

Оттяжки, предусмотренные для кольчужных и облегченных пластырей, служат вспомогательными снастями, способствующими более плотному прилеганию пластыря к пробоине. Длина каждой оттяжки должна быть не менее половины длины судна. Наиболее прочным из всех мягких пластырей является кольчужный.

Пластыри на пробоину заводят следующим образом. Предварительно, используя нумерацию шпангоутов, отмечают мелом на палубе границы пробоины. Затем к месту работы подносят пластырь с оборудованием. Одновременно приступают к заводке подкильных концов. К этому моменту судно не должно иметь хода.
В зависимости от расположения пробоины по длине судна подкильные концы заводят с носа или кормы и располагают их по обе стороны от пробоины.
Если подкильные концы заводят с кормы, следует использовать закрепленные на них грузики, которые позволят провести подкильный конец чисто, не задев винтов и руля.

С помощью скоб подкильные концы присоединяют к нижним углам пластыря, а к верхней его шкаторине крепят шкоты и контрольный штерт. Затем на противоположном борту талями или лебедками начинают выбирать подкильные концы, одновременно потравливая шкоты до тех пор, пока контрольный штерт не покажет, что пластырь опущен на заданную глубину.

Растянутые под нужным углом и выбранные втугую шкоты и подкильные концы крепят на кнехтах или утках. Прилегание пластыря к поврежденному месту считается удовлетворительным, если водоотливные средства судна справляются с удалением воды из затопленного отсека.

Мягкий пластырь позволяет достаточно быстро выполнить временную заделку трещин и небольших пробоин на судах, однако он имеет ряд недостатков:

не обладает нужной прочностью;

не позволяет завести его без участия водолаза в случаях, если пробоина расположена вблизи скулового киля или имеет рваные, отогнутые наружу края;

может быть сорван с места при движении судна.

При больших размерах пробоины (более 0,5 м2) по мере осушения поврежденного отсека под давлением забортной воды пластырь будет втягиваться в пробоину.
В этом случае перед заводкой пластыря приходится прибегать к заводке нескольких стальных подкильных концов, идущих по корпусу через пробоину.
Эти концы, называемые фальшивыми шпангоутами, обтягивают на палубе с помощью талрепов; они играют роль каркаса, препятству­ющего втягиванию пластыря внутрь корпуса.

Непотопляемостью называется способность судна после затопления части помещений сохранять достаточную плавучесть и остойчивость. Непотопляемость, в отличие от плавучести и остойчивости, не является самостоятельным мореходным качеством судна. Непотопляемостью можно назвать свойство судна сохранять свои мореходные качества при затоплении части водонепроницаемого объема корпуса, а теорию непотопляемости можно характеризовать как теорию плавучести и остойчивости поврежденного судна.

Судно, обладающее хорошей непотопляемостью, при затоплении одного или нескольких отсеков должно, прежде всего, оставаться на плаву и обладать достаточной остойчивостью, не допускающей его опрокидывания. Кроме того, судно не должно утрачивать ходкость, которая зависит от осадки, крена и дифферента. Увеличение осадки, значительный крен и дифферент повышают сопротивление воды движению судна и ухудшают эффективность работы винтов и судовых механизмов. Судно должно также сохранять управляемость, которая при исправном рулевом устройстве зависит от крена и дифферента.

Непотопляемость является одним из элементов живучести судна, поскольку потеря непотопляемости связана с тяжелейшими последствиями – гибелью судна и людей, поэтому ее обеспечение является одной из важнейших задач, как для судостроителей, так и для экипажа. На практике непотопляемость обеспечивается на всех этапах жизни судна: судостроителями на стадиях проектирования, по-

стройки и ремонта судна; экипажем в процессе эксплуатации неповрежденного судна; экипажем непосредственно в аварийной ситуации. Из такого подразделения следует, что непотопляемость обеспечивается тремя комплексами мероприятий:

Конструктивными мероприятиями, которые проводятся при проектировании, постройке и ремонте судна;

    организационно-техническими мероприятиями, которые являются предупредительными и проводятся во время эксплуатации судна;

    мероприятиями по борьбе за непотопляемость после аварии, направленными на борьбу с поступлением воды, восстановление остойчивости и спрямление поврежденного судна.

§ 9.2. Принципы обеспечения непотопляемости

9.2.1. Конструктивные мероприятия. Эти мероприятия осуществляются на стадиях проектирования и постройки судна и сводятся к назначению таких запасов плавучести и остойчивости, чтобы при затоплении заданного числа отсеков изменение посадки и остойчивости аварийного судна не выходило из минимально допустимых пределов. Наиболее эффективным средством для использования запаса плавучести при повреждении корпуса, является деление судна на отсеки водонепроницаемыми переборками и палубами. Действительно, если судно не имеет внутреннего подразделения на отсеки, то при наличии подводной пробоины корпус заполнится водой и судно не сможет использовать запас плавучести. Деление судов на отсеки производится в соответствии с частьюV“ Правилклассификации и постройки морских судов”Морского Регистра Судоходства. Ватерлиния неповрежденного судна, применяемая при делении на отсеки, положение которой фиксируется в судовой документации, называетсягрузовой ватерлинией деления на отсеки . Ватерлиния поврежденного судна после затопления одного или нескольких отеков называетсяаварийной ватерлинией . Судно утрачивает запас плавучести, если аварийная ватерлиния совпадает спредельной линией погружения – линией пересечения наружной поверхности настила палубы переборок с наружной поверхностью бортовой обшивки у борта. Наибольшая длина части судна, расположенной ниже предельной линии погружения представляет собойдлиной деления судна на отсеки . Подпалубой переборок понимают самую верхнюю палубу, до которой до-

водятся поперечные водонепроницаемые переборки по всей ширине судна.

Количество воды влившейся в поврежденный отсек судна определяется с помощью коэффициента проницаемости помещения μ – отношение объема, который может быть заполнен водой при затоплении отсека, к полному теоретическому объему помещения. Регламентируются следующие коэффициенты проницаемости:

Для помещений, занятых механизмами – 0,85;

Для помещений занятых грузами или запасами – 0,6;

Для жилых помещений и помещений, занятых грузами, имеющими высокую проницаемость (порожние контейнеры и др.) – 0,95;

Для пустых и балластных цистерн – 0,98.

Важной характеристикой непотопляемости судна является предельная длина затопления , под которой понимают наибольшую длину условного отсека после затопления которого, при коэффициенте проницаемости равном 0,80, при осадке соответствующей грузовой ватерлинии деления судна на отсеки и при отсутствии исходного дифферента, аварийная ватерлиния будет касаться предельной линии погружения.

Важным конструктивным мероприятием по обеспечению непотопляемости является создание прочных и водонепроницаемых закрытий (дверей, люков, горловин), установленных по контуру водонепроницаемого отсека, которые должны хорошо работать при крене, дифференте и морском волнении. Для всех дверей скользящего и навесного типа в водонепроницаемых переборках должны быть предусмотрены индикаторы, находящиеся на ходовом мостике и показывающие их положение. Водонепроницаемость и прочность судна должна быть обеспечена не только в подводной части, но и в надводной части корпуса, так как последняя определяет запас плавучести, расходуемый при повреждении.

Для активной борьбы экипажа за непотопляемость на судне также предусматривается:

Создание судовых систем (креновой, дифферентной, водоотливной, осушительной, перекачки жидких грузов, затопления, спускной и перепускной, балластировки);

Снабжение аварийным имуществом и материалами.

Такие закрытия, системы и механизмы должны иметь соответствующую маркировку, обеспечивающую их правильное использование с максимальной эффективностью. Места сосредоточения аварийных средств называются аварийными постами . Это могут быть специальные помещения или кладовые, ящики и щиты на палубе. К таким постам могут быть выведены устройства дистанционного пуска судовых систем.

9.2.2. Организационно-технические мероприятия. Организационно-технические мероприятия по обеспечению непотопляемости проводятся экипажем судна в процессе эксплуатации с целью предупреждения поступления воды в отсеки, а также сохранения посадки и остойчивости судна, предотвращающих его затопление или опрокидывание. К числу таких мероприятий относятся:

Правильная организация и систематическая подготовка экипажа к борьбе за непотопляемость;

Поддержание всех технических средств борьбы за непотопляемость, аварийного снабжения в состоянии, гарантирующем возможность немедленного их использования;

Систематическое наблюдение за состоянием всех корпусных конструкций в целях проверки их износа (коррозии), замена отдельных элементов конструкций при текущем или среднем ремонте в случае превышения установленных норм износа;

Планомерная окраска корпусных конструкций;

Устранение перекосов и провисание водонепроницаемых дверей, люков и иллюминаторов, систематическое их расхаживание и поддержание всех задраивающих устройств в исправном состоянии;

Контроль забортных отверстий, особенно при доковании судна;

Строгое соблюдение инструкции по приему и расходованию жидких топлива;

Раскрепление грузов по-походному и предотвращение их перемещения при качки (особенно поперек судна);

Компенсация потерь остойчивости, вызванных обледенением судна, путем приема жидкого балласта и проведением мероприятий по удалению льда (скалывание, смывание горячей водой);

9.2.3. Борьба за непотопляемость. Под борьбой за непотопляемость понимается совокупность действий экипажа, направленных на поддержание и возможное восстановление запасов плавучести и

остойчивости судна, а также на приведение его в положение, обеспечивающее ход и управляемость.

Борьба за непотопляемость осуществляется немедленно после получения судном повреждения и складывается из борьбы с поступающей водой, оценки его состояния и мероприятий по восстановлению остойчивости и спрямлению судна.

9
.2.3.1. Борьба с поступающей водой
состоит в обнаружении поступления воды внутрь судна, осуществлении возможных мероприятий по предотвращению или ограничению поступления и дальнейшего распространения забортной воды по судну, а также по ее удалению. При этом принимаются меры по восстановлению непроницаемости бортов, переборок, платформ, обеспечению герметичности аварийных отсеков.

Рис.73. Деревянные клинья и пробки: Рис.74. Прижимные болты:

а,б,в – клинья; г,д – пробки а – с откидной скобой;

б, в – крючковые

Малые пробоины, разошедшиеся швы, трещины заделывают деревянными клиньями и пробками - чопами (рис.73). На пробоины большего размера ставят жесткий металлический пластырь или мат, придавленный щитком. Для их крепления в комплект аварийного имущества входят специальные болты и струбцины, распорные брусья и клинья (рис.7477). Заделка пробоины описанными способами является временной мерой. После откачки воды окончательное восстановление герметичности осуществляется путем бетонирования пробоины - постановки цементного ящика. Успешность заделки пробоины малого размера зависит от места их расположения (надводные или подводные), от доступности пробоины изнутри судна, от ее формы и расположения краев разорванного металла (внутрь корпуса или наружу).

Рис.75. Металлические пластыри:

а
– клапанный; б – с прижимным болтом; 1 – коробчатый корпус; 2 – ребра жесткости; 3 – гнездо для раздвижного упора; 4 – патрубки с заглушками для стержней крючковых болтов; 5 – клапан; 6 – рымы для крепления подкильных концов; 7,8 – прижимной болт с откидной скобой; 9 – гайка с ручками; 10 – прижимной диск.

Рис.76. Металлический раздвижной упор:

1,8 – подпятники; 2,3 – гайки с рукоятками; 4 – штырь; 5 – наружная трубка; 6 – внутренняя трубка; 7 – шарнир

В смежные с аварийным отсеком помещения, вода может поступать в результате ее фильтрации через различные неплотности (нарушения герметичности переборочных сальников трубопроводов, кабелей и т.п.). В таких случаях герметичность восстанавливают конопаткой, клиньями или пробками, а сами переборки подкрепляют аварийными брусьями, чтобы предотвратить их выпучивание или разрушение.

Мягкие пластыри (рис.78) являются основным средством для временной заделки пробоин, так как могут плотно прилегать по обводам корпуса судна в любом месте.

Рис.77. Аварийная струбцина:

а
– с захватами за шпангоуты швеллерного типа; б – захват для шпангоутов бульбового типа; 1 – струбцина; 2 – прижимной винт; 3 – рукоятки прижимного винта; 4 – гайка-ползун; 5 – стопорные винты; 6 – болты, скрепляющие две планки швеллера; 7- захват

Рис.78. Пластыри:

а – учебный; 1- парусина; 2 – прошивка; 3 – ликтрос; 4 – угловые коуши; 5 – кренгельс для контрольного конца; б – шпигованный: 1 – парусиновая покрышка из двух слоев; 2 – мат шпигованный; 3 – прошивка; 4 – коуш угловой; в – облегченный: 1 – коуш угловой; 2 – ликтрос; 3 – карман для рейки; 4 – рейка распорная из трубы; 5,7 - слои парусины; 6 – войлочная прокладка; г – кальчужный: 1,2 – двойной слой парусиновой подушки; 3 – ликтрос пластыря; 4 – кольцо сетки; 5 – шайба парусиновая; 6 – ликтрос сетки

9.2.3.2. Оценка состояние поврежденного судна и мероприятий по восстановлению остойчивости и спрямлению производится в ходе борьбы за непотопляемость в целях определения угрожающей опасности, возможностей улучшения его положения и выработки способов борьбы за непотопляемость.

Восстановление остойчивости представляет комплекс мероприятий (удаление фильтрационной воды, прием водяного балласта и др.), которые обеспечивают устойчивое равновесие поврежденного судна и увеличивают сопротивляемость его наклонениям.

Спрямлением судна называется устранение или уменьшение до допустимых пределов крена и дифферента.

Судно при затоплении отсеков может потерять как плавучесть, так и остойчивость. Опрокидывание судна может произойти вследствие несимметричного затопления отсеков или наличия больших свободных поверхностей влившейся воды. Процесс гибели судна из-за потери плавучести протекает намного медленнее, чем при потере остойчивости. Потеря остойчивости происходит всегда внезапно и обычно связана с гибелью людей.

При должной организации борьбы за непотопляемость поврежденному судну, обеспечивают остойчивость вплоть до полного расходования запаса плавучести. В соответствии с образным выражением академика А.Н. Крылова, «… необходимо, чтобы корабль тонул, не опрокидываясь».

Для руководства вахтенного помощника капитана на ходовом мостике должна постоянно висеть или находиться под рукой схема, ясно показывающая для каждой палубы границы водонепроницаемых отсеков, расположение в них отверстий и средств их закрытий с указанием расположения органов управления этими средствами, а также устройства для выравнивания любого крена. Кроме того, в распоряжении командного состава должны иметься буклеты, содержащие упомянутую выше информацию

Полноценность руководства борьбой за непотопляемость судна определяет исход аварии. Все лица командного состава обязаны в совершенстве знать устройство и конструктивные особенности судна, мероприятия по обеспечению непотопляемости, действия в аварийных ситуациях и строго их выполнять.

Публикации по теме