Переносные средства борьбы с забортной водой. Борьба экипажа за непотопляемость судна Судовые средства борьбы с водой

«Живучесть корабля» Тема № 2 «Организация борьбы за живучесть корабля» Лекция № 2 -2 Учебные вопросы: 1. Взрывопожаробезопасность корабля. 2. Непотопляемость корабля. 3. Живучесть оружия и технических средств. 4. Защищенность личного состава. Литература 1. Корабельный Устав ВМФ. 2. Руководство по борьбе за живучесть надводного корабля РБЖ НК 81 3. Учебник «Живучесть надводного корабля» Автор В. М. Лямин. 4. Справочник «Справочник по живучести корабля» Автор В. А. Якимов 1

Основные положения по организации БЗЖ n Живучестью корабля называется его способность противостоять боевым и аварийным повреждениям, восстанавливая и поддерживая при этом в возможной степени свою боеспособность. Составными элементами живучести корабля являются: n n n n взрывопожаробезопасность непотопляемость живучесть оружия и технических средств защищенность личного состава. Взрывопожаробезопасностью корабля называется его способность препятствовать возникновению взрывов, возникновению и развитию пожаров, приводящих к выходу из строя корабля. Непотопляемостью корабля называется его способность оставаться на плаву, не опрокидываясь при затоплении одного или нескольких отсеков вследствие боевых или аварийных повреждений корпуса. Живучестью оружия и технических средств называется их способность противостоять боевым и аварийным повреждениям, сохраняя и восстанавливая в возможной степени свои ТТХ. Защищенность личного состава корабля – это способность корабельных коллективных и индивидуальных средств защиты исключать или ослаблять воздействие на личный состав оружия противника, а также поражающих факторов, возникающих при повреждениях. 2

Взрывопожаробезопасность корабля 3 Взрывопожаробезопасностью корабля называется его способность препятствовать возникновению взрывов, возникновению и развитию пожаров до размеров, приводящих к выходу из строя корабля. Взрыво- и пожаробезопасность корабля обеспечивается: - конструктивными мероприятиями; - организационно-техническими или предупредительными мероприятиями; - действиями личного состава по борьбе с пожарами, по предупреждению взрывов на корабле. К конструктивным мероприятиям, осуществляемым при проектировании и постройке корабля, относятся: - деление корабля на противопожарные отсеки и отделения; - ограничение применения горючих материалов и применение огнестойких или пропитанных огнестойкими составами материалов; - рациональное расположение по кораблю опасных во взрывопожарном отношении материалов и обеспечение соответствующего их хранения; - применение средств предупреждения, обнаружения и ограничения распространения взрывов и пожаров; - обеспечение кораблей эффективными, надежно действующими средствами борьбы с пожарами, взрывоопасными концентрациями, дымом, токсичными газами и высокой температурой; - рациональное размещение средств борьбы с пожарами.

Организационно-технические мероприятия К организационно-техническим мероприятиям предупреждения взрывов и пожаров на корабле относятся: - соблюдение правил обращения с открытым огнем; - удаление с корабля всех лишних взрыво- и пожароопасных материалов; - постоянный контроль за хранением и соблюдением правил обращения с горючими и взрывоопасными материалами; - контроль за исправностью и поддержанием в готовности к использованию противопожарных средств; - обучение личного состава правилам предупреждения взрывов и пожаров и использованию средств пожаротушения; покраска корабля огнестойкими и негорючими красками. ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ С КОРАБЕЛЬНЫМИ ПОЖАРАМИ. Борьбой с пожарами на корабле руководит командир корабля с ГКП. Непосредственное руководство борьбы с пожаром обеспечивает командир электромеханической боевой части. Личный состав боевых постов ведет борьбу с пожарами под руководством командиров боевых постов. В случаях когда личный состав боевых постов не может самостоятельно справится с пожаром, командир электромеханической боевой части направляет к месту пожара аварийную партию.

Борьба с пожаром включает: оповещение личного состава о пожаре; разведку очагов и определение характера, масштаба и вида пожара; герметизацию помещений, отсеков; приведение в готовность противопожарных средств; отключение электроэнергии в районе пожара; локализацию пожара; тушение огня, борьбу с дымом; удаление воды, скапливающейся при тушении пожара; установление контроля за помещениями, в которых велась борьба с огнем. Прибыв на свои КП и БП, л/с обследует помещения, приводит в готовность к немедленному действию противопожарное имущество, о готовности поста докладывает на командный пункт своей БЧ. Л/с авари ного помещения выясняет характер и размеры повреждения, доклады вает об этом на КП своей БЧ, одновременно принимая все меры к локализации и ликвидации пожара. В дальнейшем л/с БП действует согласно расписанию по борьбе с пожаром или по приказанию с КП. В ходе борьбы с пожаром руководитель тушения должен уделять особое внимание обеспечению безопасности л/с; не допускать электро травм, отравлений продуктами горения, поражения огнем. Для тушения пожаров на корабле применяются стационарные и переносные средства. В качестве переносных средств пожаротушения на кораблях используют огнетушители ОП М, ОВПМ 8, ОУ 2, ОУ 5, АО 5 и порошковые.

Предупреждение взрывов и пожаров на корабле. Весь личный состав корабля обязан точно и своевременно выполнять мероприятия по предупреждению взрывов и пожаров. В целях предупреждения взрывов и пожаров на корабле запрещается: 1. выполнять работы с открытым огнем без разрешения командира БЧ 5; 2. работать с легковоспламеняющимися жидкостями, а также с красками и лаками вблизи работающих электроме ханизмов; 3. применять легковоспламеняющиеся жидкости для про тирки палуб, линолеума, переборок и оборудования по мещений; 4. использовать бензин для промывки и протирки техниче ских средств; 5. хранить горючее и смазочные материалы в открытой таре; 6. хранить свежевыкрашенную парусину в сложенном ви де и в плохо вентилируемых помещениях; 7. хранить лакокрасочные материалы на катерах; 8. принимать на корабль и хранить на нем с истекшими сроками хранения РП и ПДУ, негерметичные, имеющие вмятины и ржавчину, а также поврежденные пусковые уст ройства к ним; 9. хранить легковоспламеняющиеся жидкости, краски и лаки совместно с обтирочными и другими волокнистыми материалами; 10. использовать переносные светильники и электрифицированный инструмент напряжением выше 27 В; 11. использовать искроопасный инструмент во взрывоопасных помещениях; 12. хранить и демонстрировать кинофильмы, выполненные на горючих пленках. Курение на корабле разрешается только в местах, определенных приказом командира корабля. В местах курения должны находиться пепельницы или сосуды с водой.

Непотопляемость корабля. Непотопляемостью корабля называется его способность оставаться на плаву и не опрокидываться при повреждении и затоплении одного или нескольких отсеков, вследствие боевых или аварийных повреждений. Смысл непотопляемости заключается в том, что пока корабль не утратил плавучесть и остойчивость, он обладает непотопляемостью. Пример требований: при заполнении любых двух автономных отсеков высота надводного борта не должна быть менее 0, 8 м, крен не должен превосходить 8°, начальная остойчивость должна оставаться положительной. Непотопляемость в целом обеспечивается: конструктивными мероприятиями, осуществляемыми при постройке корабля; организационно техническими мероприятиями, проводимыми в течение всей его службы; действиями личного состава по борьбе за непотопляемость, ведущейся после получения кораблём повреждений. Мероприятия по конструктивному обеспечению непотопляемости корабля можно разделить на следующие три группы: 1. придание кораблю достаточных запасов плавучести, остойчивости, прочности и бескреновости; 2. конструктивное ограничение потерь запаса плавучести и остойчивости при повреждении корабля; 3. конструктивное и материально техническое обеспечение борьбы за непотопляемость.

Основные организационно технические мероприятия. 1. содержание корпуса корабля, переборок, палуб, платформ и непроницаемых закрытий в исправности и постоянный контроль их состояния: 2. контроль за запасом плавучести и остойчивостью корабля; 3. содержание средств борьбы за непотопляемость в готовности к действию; 4. маркировка непроницаемых помещений, нумерация корабельных помещений и ограничение доступа в запираемые помещения 5. систематическая и целеустремленная подготовка всего личного состава корабля к борьбе за непотопляемость и повседневное обеспечение непотопляемости корабля; 6. оборудование и обеспечение командных пунктов и БП средствами борьбы за живучесть, приборами и документацией по непотопляемости. Тактика борьбы за непотопляемость. Борьба за непотопляемость – это совокупность действий личного состава, направленных на поддержание и восстановление плавучести, остойчивости и прочности поврежденного корабля, а также на приведение его в положение, обеспечивающее ход, управляемость и использование оружия. Непосредственными задачами борьбы за непотопляемость являются: 1. удержание корабля на плаву; 2. восстановление запасов плавучести и остойчивости; 3. уменьшение крена и дифферента.

Мероприятия по борьбе с водой Борьба с водой заключается в выявлении повреждений корпуса и мест поступления воды, в недопущении распространения воды, в восста новлении и поддержании непроницаемости и прочности корпуса и его разделительных элементов, в удалении фильтрационной воды из отсеков с заделанными пробоинами. Восстановление остойчивости предусматривает снижение центра тяжести поврежденного корабля за счет перемещения, приема и откачки жидких грузов, удаление проникшей внутрь корабля забортной воды и уменьшения потерь остойчивости из за наличия свободной поверхности. Спрямление это устранение или уменьшение в возможной мере крена и дифферента поврежденного корабля. Борьба с водой должна предшествовать мероприятиям по восстановлению остойчивости и спрямлению поврежденного корабля и лишь в отдельных случаях проводится параллельно с ними. Мероприятия по борьбе с водой включают: 1. оповещение л/с о поступлении воды внутрь корпуса корабля; 2. обследование помещений для определения мест поступления воды, масштаба и характера повреждений корпуса, установления границ затопленного района корабля; 3. принятие мер по ограничению распространения воды по кораблю; 4. устранение поступления воды заделкой пробоин и удаление ее за борт; 5. заделку надводных пробоин в наружной обшивке; 6. подкрепление поврежденных непроницаемых переборок, палуб (платформ) и непроницаемых закрытий, а так же поддержание и восстановление в возможной степени прочности корпусных конструкций;

Первичные мероприятия по борьбе с водой 1. Каждый офицер, мичман, старшина, матрос на К должен уметь: доложить о поступлении воды и ходе борьбы с ней на ГКП, ДК (вахтенному офицеру), а также на свой КП и в ПЭЖ; определить затопление смежного отсека (помещения) по различным признакам (простукиванием, по отпотеванию, по выходу воздуха из воздушных труб, по фильтрации и т. д.); подкрепить переборку, дверь, крышку люка и горловины, поставить щит на пробоину; устранить фильтрацию воды через различные неплотности, трещины и разошедшиеся швы разными способами (обжатием сальников, уплотнением свинцом, проконопачиванием); заделать выше и ниже ватерлинии пробоину в корпусе корабля, рваную щель с помощью различных средств (щитов, мешков с паклей, матрацев, подушек, клиньев и др.). 2 Каждый офицер, мичман, старшина, матрос на своем БП, КП, в кубрике, заведуемых помещениях должен уметь: приготовить и ввести в действие водоотливную и осушительную системы, а также переносные водоотливные и осушительные средства; использовать средства для спуска воды в нижние и перепуска воды в смежные помещения. 3. Каждый офицер, мичман, старшина, кроме того, должен уметь руководить действиями л/с по борьбе с водой на рубежах обороны в районе своего боевого поста, командного пункта, заведуемых помещениях, смежных с ними помещениях и вблизи них.

Живучесть оружия и технических средств Живучестью оружия и технических средств называется их способность противостоять боевым и аварийным повреждениям, сохраняя и восстанавливая в возможной степени свои тактико технические характеристики. Технические средства корабля представляют собой сложный комплекс взаимосвязанных инженерных средств: энергетического оборудования, механизмов, систем, приборов и других элементов. Технические средства обеспечивают: движение и маневрирование корабля на всех режимах; использование и устойчивое функционирование боевых средств; снабжение корабельных потребителей всеми видами энергии; живучесть корабля при различных состояниях и готовностях; условия для эксплуатации оборудования и жизнедеятельности личного состава. Боеспособность и живучесть корабля наиболее чувствительны к нарушению работоспособности таких технических средств, как главная энергетическая установка, электроэнергетическая установка, рулевое устройство, системы обеспечения непотопляемости и взрыво и пожаробезопасности корабля. Живучесть оружия и технических средств обеспечивается: конструктивными мероприятиями; организационно техническими мероприятиями; действиями личного состава по поддержанию и восстановлению работоспособности технических средств при отказах и повреждениях.

Конструктивные мероприятия придают техническим средствам защищенность, надежность, резервирование и боевую ремонтопригодность. Организационно технические мероприятия по обеспечению живучести технических средств проводятся личным составом корабля повседневно. Эти мероприятия направлены на поддержание качеств и свойств, которые были заложены в технические средства при их проектировании и изготовлении. Кроме того, они позволяют предотвратить преждевременный выход из строя материальной части и предупредить несчастные случаи при эксплуатации и ремонте технических средств и устройств корабля. Обслуживание оружия и технических средств проводят в соответствии с действующими инструкциями. Все оружие и технические средства на корабле должны иметь наименование. Оружию и техническим средствам одинакового назначения кроме наименования присваивается номер. Паропроводы и трубопроводы, выключатели и штепсельные розетки аккумуляторного (аварийного) и дежурного освещения, средства аварийного назначения должны иметь отличительную окраску. Каждый корабль должен быть обеспечен документацией по боевому использованию оружия и технических средств, а также укомплектован запасными частями, инструментом, приборами и расходными материалами для исправления боевых и аварийных повреждений технических средств.

Организация борьбы за живучесть оружия и технических средств. Борьба за живучесть оружия и технических средств корабля должна быть направлена на восстановление утраченных или пониженных тактико технических свойств механизмов, систем и устройств корабля при боевых и эксплуатационных повреждениях Целью борьбы за живучесть ТС является обеспечение живучести и боеспособности корабля при авариях и боевых повреждениях, связанных с потерей хода, маневренности, управляемости, возможности использования оружия и других качеств корабля. Содержанием борьбы за живучесть технических средств являются обнаружение аварии и оповещение о ней, ограничение распространения и ликвидации аварии, восстановление живучести и боеспособности корабля. Руководство борьбой за живучесть ТС осуществляют командиры БЧ, начальники служб со своих КП. При обнаружении повреждений командиры подразделений и боевых постов принимают меры к исправлению механизмов, не прекращая их работы. Повреждение или неисправность материальной части необходимо устранять полностью. Если это невозможно, повреждение устранять в степени, позволяющей кораблю выполнить поставленную задачу. Переключение технических средств осуществляется в соответствии с действующими документами по использованию технических средств. При выходе из строя механизмов в первую очередь восстанавливаются механизмы, системы и устройства, от которых зависят живучесть и боеспособность корабля. Немедленно восстанавливаются освещение, средства связи, управления и сигнализации, удаляются обломки корпусных конструкций и технических средств, загромождающие палубы, площадки, помещения и мешающие действию других

Борьба за живучесть технических средств предусматривает действия личного состава, выполняемые без приказания и по приказанию. К действиям, выполняемым без приказания, относятся: отключение поврежденных механизмов, систем и устройств; включение резервных (дублирующих) механизмов для использования в бою оружия и сохранения заданного режима работы основных технических средств; изменение режима работы технических средств в целях обеспечения использования оружия, хода и управляемости корабля. Действия личного состава, выполняемые по приказанию: остановка главных двигателей; переход на резервные средства управления кораблем; отключение технических средств, обеспечивающих использование оружия, ход и управляемость корабля, если возникла угроза выхода из строя. О всех переключениях технических средств, выполняемых личным составом при повреждениях или при необходимости таких переключений, командир БП или старший по должности немедленно докладывает по команде.

Защищенность личного состав. С точки зрения влияния на жизнедеятельность л/состава в поврежденных помещениях могут возникнуть также варианты аварийной обстановки: частичное или полное затопление помещения водой; повышенная температура воздуха; заполнение вредными парами и газами. Возможны случаи, при которых условия жизнедеятельности личного состава при повреждении отсека не изменяются. В таких помещениях никаких дополнительных мероприятий по защите личного состава проводить не требуется. Может случиться, что в результате повреждений создается сложная обстановка, например повышение температуры в помещении и заполнение его вредными парами и газами. В таких помещениях требуется проведение мероприятий по защите л/состава от высоких температур и от воздействия вредных паров и газов. В полностью затопленном помещении жизнедеятельность людей может быть обеспечена только в водолазном снаряжении. Продолжительность жизнедеятельности людей в данном случае определяется максимальным временем работы в водолазном снаряжении и температурой забортной воды. При температуре забортной воды ниже 15°С потеря сознания у человека от переохлаждения наступает раньше, чем будет израсходован воздух из баллонов дыхательного аппарата. Для борьбы с переохлаждением организма полезно иметь как можно больше слоев одежды, которая по возможности должна плотнее прилегать к телу. Хотя изолирующие свойства намокшей одежды уменьшаются, она тем не менее может обеспечить тепловую защиту, особенно шерстяная одежда.

В полностью затопленном помещении могут оказаться не обесточенными электрокабели и силовое оборудование. Приближаться к ним опасно: морская вода электропроводна, можно через воду получить электрический удар. В частично затопленном отсеке люди обычно находятся в воздушной подушке. Отсек сверху загерметизирован. Если он не будет вентилироваться, время жизнедеятельности л/с в отсеке определяется из расчета, что каждый кубический метр воздушной подушки в состоянии обеспечить жизнь одного человека в течение 2 часов. Истории известны случаи, когда люди находились в воздушной подушке несколько дней. Неконтролируемое повышение температуры в помещении может произойти из за пожара или прорыва парового трубопровода. Средняя темпе ратура в помещении может подняться до 200 400°С. Длительное пребывание при температуре 50 60°С вызывает у человека тягчайшие последствия. При большом поступлении пара или при большом пожаре незащищенный л/состав должен уйти в трюм. В этих случаях попытки покинуть помещение через верхний люк приводят к ожогам и гибели. Выход личного состава через верхний люк возможен после включения системы орошения сходов. Для защиты от высоких температур вахтенных у действующих механиков имеется система орошения вахт, которая включается вместе с системой орошения сходов. Обе эти системы являются средством коллективной защиты личного состава от действия высоких температур, вода для их работы подается от противопожарной водяной системы.

Индивидуальными средствами защиты от высоких температур явля ются термостойкие и термоотражательные костюмы, асбестовые рукавицы, каски и костюм пожарника. Средствами индивидуальной защиты от дыма и других вредных газов является портативное дыхательное устройство (ПДУ) и изолирующие противогазы (ИП 6). ПДУ предназначено для экстренной защиты органов дыхания и зрения человека в аварийной ситуации при выполнении первичных мероприятий по борьбе с аварией. Использование ПДУ предусматривает последующее пере ключение в другое табельное средство защиты или выход из аварийного по мещения. Оно является средством защиты одноразового действия и выпуска ется в готовом к немедленному использованию виде. Время пребывания в ПДУ не более 30 мин. , оно надежно работает при температуре от 0 до +50°С. Масса ПДУ не более 2 кг. ИП-6 предназначен для защиты органов дыхания, зрения и кожи лица от любых вредных примесей в воздухе независимо от их концентрации, а также в условиях недостатка кислорода в воздушной среде помещений. Максимальное время нахождения в противогазе при температуре до 40°С и нормальном давлении не должно превышать в покое (сидя) – 2, 5 ч, при выполнении работ – 40 мин. .

18 Задание на самоподготовку Изучить: 1. Взрывопожаробезопасность корабля. 2. Непотопляемость корабля. 3. Живучесть оружия и технических средств. 4. Защищенность личного состава. l l 1. Корабельный Устав ВМФ. 2. Руководство по борьбе за живучесть надводного корабля РБЖ-НК-81 3. Учебник «Живучесть надводного корабля» Автор В. М. Лямин. 4. Справочник «Справочник по живучести корабля» Автор В. А. Якимов

При исправности и правильной эксплуатации водонепроницаемых закрытий течь на судне может появиться только в результате нарушения водонепроницаемости наружной обшивки и палубы. Чаще всего причиной появления течи являются повреждение корпуса вследствие посадки судна на мель, касания твердого грунта, столкновения, навала его на другое судно или береговое сооружение, ослабление прочности корпуса от местных перегрузок, Ледовые повреждения.

По расположению относительно ватерлинии повреждения корпуса подразделяют на подводные, надводные, частично подводные и частично надводные, а в зависимости от характера повреждений -- на пробоины, трещины, отверстия от выпавших заклепок и т. д.

Незначительная водотечность корпуса, появившаяся в результате трещины, нарушения шва или ослабления заклепки в обшивке корпуса, обнаруживается по результатам замера уровня воды в льялах. С этой целью замеры производятся систематически: на ходу судна -- в конце каждой вахты, на стоянке -- 2 раза в сутки (утром и вечером). При плавании во льдах уровень воды в льялах замеряется ежечасно и после каждого сильного удара судна о льдину, а при ледовом сжатии -- каждые 15 мин,

Незначительное поступление воды не представляет опасности для судна, оборудованного мощными водоотливными средствами. Однако при больших повреждениях корпуса (пробоинах, больших; трещинах и т. д.) водоотливные средства не в состоянии справиться с поступающей водой. В этом случае необходимо принять срочные меры к недопущению распространения воды по судну и к прекращению или, по крайней мере, к уменьшению поступления воды; внутрь него. Необходимо прежде всего определить поврежденный отсек. Это можно сделать поряду признаков: по фильтрации воды: в смежные отсеки через неплотности в переборках; по шуму воздуха, выходящего через воздушные и мерительные трубки; по отпотеванию переборок и палуб в смежных отсеках; по пуску в действие осушительной системы и т. д. На судах некоторых типов устанавливаются системы автоматических указателей мест течи. При заполнении отсека водой на контрольном щите загорается сигнальная лампочка, а специальный прибор показывает, сколько воды: влилось в отсек.

С объявлением общесудовой тревоги указывают по трансляционной сети примерный район повреждения, например: «Течь по левому борту в районе грузового трюма № 1»- Группа разведки принимает меры к установлению точного места, размеров и характера повреждения корпуса судна; при незагруженном трюме -- путем осмотра, а при загруженном -- по шуму поступающей воды: и другим признакам. О месте и размерах пробоины старший группы докладывает немедленно командиру аварийной партии, а последний -- на ГКП. Для предотвращения поступления воды в смежные отсеки устанавливают наблюдение за переборками и в случае- необходимости подкрепляют их.

С объявлением тревоги задраиваются иллюминаторы, водонепроницаемые двери и.закрытия, имеющие маркировку «П» и «Т», в районе повреждения сосредоточивается необходимое аварийное имущество.

При поступлении воды в смежные отсеки водоотливные средства переключаются на откачку воды из этих отсеков, чтобы предотвратить ее распространение по всему судну.

Чтобы откачать воду из затопленного отсека и устранить повреждение корпуса судна, на пробоину накладывается аварийный пластырь. Для устранения водотечности корпуса через разошедшиеся швы обшивки, выпавшие заклепки, малые пробоины и т, п. ; рекомендуется использовать парусиновый пластырь, так как работа по его постановке менее трудоемка. На пробоины размером 1,0--1,5 м 2 и более накладывают кольчужный или облегченный пластырь.

Установив место пробоины по длине судна, отмечают мелом на палубе ее границы. Останавливают судно или снижают его ход до самого малого. Пластырь раскатывают на палубе в очерченных границах пробоины. Члены экипажа, расписанные на подкильные концы, заводят их с носа судна (с кормы концы заводят обычно -только при стоянке судна на якоре. Первым опускают средней, частью под форштевень и проводят по бортам под днищем судна кормовой подкильный конец, вторым - носовой. Если пробоина широкая, то рекомендуется завести вслед за кормовым подкильным концом два-три стальных конца (фальшшпангоута) с огонами, которые при наложении на пробоину будут препятствовать затягиванию пластыря в пробоину при откачке воды из из затопленного отсека. Дополнительные подкильные концы не требуются, если на пробоину накладывается облегченный пластырь с распорными рейками. При использовании кольчужного пластыря заводятся три подкильных конца -- носовой, кормовой и средний. Подкильные концы, подведенные к месту пробоины, присоединяют скобами к коушам нижних углов пластыря. К коушам верхних углов пластыря присоединяют шкоты, а к коушу середины верхней шкаторины -- контрольный штерт.

Вооруженный пластырь вываливают за борт. Члены экипажа, стоящие на подкильных концах с противоположного борта, выбирают их. Одновременно без слабины потравливают контрольный штерт и шкоты, разнесенные к носу и корме судна под углом к вертикали примерно 45°. Когда по показаниям штерта пластырь будет наложен на пробоину, подкильные концы и шкоты обтягивают в тугую хват-талями или лебедками через канифас-блоки и крепят их на кнехт или другие приспособления.

При постановке облегчённого или кольчужного пластыря к коушам на боковых шкаторинах крепятся оттяжки, которые помогают установке и креплению пластыря на пробоине. После постановки пластыря оттяжки, разнесенные как можно дальше к носу и корме, обтягиваются и крепятся на палубе.

Заделка повреждений производится после того, как при помощи судовых водоотливных средств будет осушен затопленный отсек. Водотечность от одиночных выпавших заклепок устраняют при помощи болтов с поворотной головкой. Болт в сложенном виде; вводят в отверстие изнутри судна, а затем, когда головка болта под влиянием собственного веса или пружины откинется, заворачивают гайку болта, прижимая вплотную к обшивке подложенную под гайку резиновую шайбу. При отсутствии подобных болтов отверстия забиваются деревянными пробками--чопами. Для заделки трещин, разошедшихся швов и небольших узких разрывов в обшивке используют клинья, предварительно обмотанные просмоленной паклей. На забитые пробки и клинья изнутри отсека, накладывают доски или щиты и подкрепляют их упорами. При заделке трещин рекомендуется по их концам делать сверловку, чтобы предотвратить распространение трещины. Узкие трещины или «слезящиеся», швы можно заполнить эпоксидной мастикой в подогретом тестообразном состоянии или замазкой, составленной из семи частей каменноугольной смолы и одной части серы, перемешанных в расплавленном состояний добавлением гашеной извести до консистенции густого теста.

Заделка небольших пробоин, не имеющих равных краев изнутри, производится при помощи деревянных щитов, жестких пластырей или подушек из пакли. Эти аварийные материалы накладываются на пробоину и надежно раскрепляются упорами.

Наиболее надежным способом заделки повреждений в корпусе судна является бетонирование. Составными частями раствора бетона являются вяжущие вещество, заполнитель и пресная или морская вода. В качестве вяжущего вещества применяются различные виды цемента: портландский, глиноземный, водостойкий быстросхватывающийся цемент(ВБЦ). В качестве заполнителей используются природный песок, гравий, щебень.

Для приготовления раствора бетона цемент замешивают с песком и гравием в пропорции по: объему: 1:2:2 или только, с песком в соотношении 1:3. В зависимости от условий бетонирования возможны и другие пропорции. Раствор приготавливают в деревянном ящике. В него засыпают компоненты в указанных пропорциях и тщательно перемешивают. Затем в смесь небольшими порциями заливают воду в количестве, равном примерно половине объема цемента, и перемешивают раствор до тех пор, пока он не примет вид густого теста. Вода должна быть чистая, не загрязненная нефтью, маслами и жирами. Лучше, применять пресную воду; так как морская снижает прочность бетона примерно на 10%. Для быстрого схватывания бетона в него добавляют специальные ускорители затвердевания, в качестве которых могут использоваться жидкое стекло, хлористый кальций, сода техническая, соляная. кислота.

Для плотного соединения бетона с корпусом обшивку вокруг пробоины необходимо тщательно очистить от краски, грязи, ржавчины и промыть мылом и каустической содой. При больших размерах пробоины ее следует перекрыть арматурой в виде решетки из стальных прутков или трубок. Одновременно с приготовлением раствора бетона и подготовкой поверхностей к бетонированию в месте пробоины устанавливается опалубка -- цементный ящик с двумя открытыми сторонами. Одной, открытой стороной он прилегает по периметру к месту повреждения, а через другую (верхнюю) -- заполняется бетоном. Для отвода воды от пробоины во избежание размыва свежего бетона в цементном ящике устанавливают отводные трубки. После того как бетонным раствором, заполнят ящик и бетон затвердеет, отводные трубки глушат пробками.

Бетонирование повреждений не только устраняет полностью водотечность корпуса, но и частично восстанавливает его прочность в месте повреждения.

Тема: Тактика борьбы за непотопляемость.

Должностные лица судна обязаны систематически контролировать водонепроницаемость корпуса. Не реже одного раза в 3 мес проверяют техническое состояние водонепроницаемых частей судна. Вахтенная служба ежедневно должна проверять закрытие водонепроницаемых дверей с механическим приводом и не реже одного раза в неделю - навесных водонепроницаемых дверей, используемых в море. При приближении шторма, при следовании в тумане, в узкостях и в других сложных условиях плавания экипаж обязан обеспечить надежное задраивание грузовых люков, иллюминаторов, дверей и других закрытий.

В качестве руководства для командного состава судна в ходовой рубке и в районе жилых кают вывешивают схемы, показывающие границы водонепроницаемых отсеков для каждой палубы, расположение входов в эти отсеки и средств для их закрывания, а также устройств для выравнивания аварийного крена. На каждом судне имеется документ, характеризующий степень обеспечения его непотопляемости, - Информация о непотопляемости судна для капитана. Рекомендуется иметь на мостике Информационную доску нагрузки и остойчивости судна, на которой представлена исходная информация, необходимая при выполнении расчетов по восстановлению остойчивости и плавучести поврежденного судна К

Борьбу экипажа за непотопляемость возглавляет капитан судна. Она включает в себя комплекс мероприятий, направленных на поддержание и восстановление необходимых остойчивости и запаса плавучести, а также на выравнивание крена и дифферента до значений, при которых обеспечиваются ход и управляемость судна.

В случае аварии по общесудовой тревоге принимают следующие меры:

Задраивают водонепроницаемые двери, имеющие дистанционный привод с мостика, закрытия, имеющие маркировку «П» и «Т» (задраиваемые по приказанию и по тревоге), и иллюминаторы;

Готовят к немедленному действию стационарные водоотливные средства;

Сосредоточивают аварийное имущество в районе аварии;

Аварийные партии высылают группы разведки, чтобы установить точное место, размеры и характер повреждений.

После того как фактическое положение в районе аварии установлено, аварийные партии немедленно приступают к борьбе с поступлением воды и распространением ее по судну. Обязательный доклад на мостик.

В ходе борьбы за непотопляемость судна главное внимание уделяют обеспечению его необходимой остойчивости и ограничению распространения воды. Основные силы и средства сосредоточивают на отсеках, имеющих значительные объемы и свободные уровни воды, а также жизненно важных для судна.

Восстанавливать остойчивость, выравнивать крен и дифферент надо только такими мерами, выполнение которых можно в любой момент приостановить.

Необходимо учитывать относительно большую опасность гибели судна от потери остойчивости, чем от потери плавучести. Но меры по увеличению остойчивости не должны приводить к уменьшению плавучести ниже допустимого значения. Собрав все данные об остойчивости аварийного судна, принимают меры к ее увеличению. Для этого рекомендуется следующий порядок действий:

· удаление воды из танков и цистерн, расположенных до аварии выше ватерлинии судна, начиная с тех, которые имеют большую свободную поверхность жидкости;

· удаление фильтрационной воды из смежных с затопленным больших отсеков, например трюмов;

· осушение затопленных отсеков после заделки пробоин;

· перекачка жидких грузов в междудонные отсеки;

· удаление за борт или перенос вниз высокорасположенных твердых грузов;

· заполнение балластных танков забортной водой;

· затопление или осушение отсеков и емкостей в целях выравнивания крена и дифферента.

Если фактическую остойчивость судна невозможно определить расчетным путем, ее нужно считать малой или даже отрицательной, когда:

· неполностью заполнены (затоплены) танки или помещения, имеющие большую площадь;

· при наличии пустых междудонных танков имеется большое количество воды в отсеках, расположенных выше второго дна;

· на ходу при перекладке руля судно переваливается с борта на борт и не выпрямляется при постановке руля прямо;

· крен судна внезапно изменяется с одного борта на другой.

В целом борьба за непотопляемость включает два основных комплекса мероприятий:

1) Ликвидация водотёчности (борьба с водой).

2) Восстановление остойчивости и спрямление повреждённого судна.

Ликвидация водотёчности -- мера борьбы экипажа за непотопляемость судна под руководством капитана в соответствии с судовыми оперативными планами по борьбе за живучесть и информацией об остойчивости и посадке судна.

Общая организация борьбы за непотопляемость включает в себя следующие алгоритмы действий экипажа:

1. Обнаружение поступления воды внутрь судна.

Это возможно по явным или косвенным признакам. Как правило, явные признаки (поступление воды через пробоину) не представляется возможным зафиксировать, но по косвенным признакам обнаружить аварийную ситуацию, связанную с затоплением судна, возможно (отпотевание переборок, палуб; шум воздуха, выходящего через воздушные, измерительные трубы, через переборочные сальники электрокабелей; шум поступающей воды в отсек; фильтрационная вода в смежных с аварийным отсеках; прогиб переборок; глухой звук, издаваемый переборкой или палубой при ударе по ним металлическим предметом и т.п.).

2. Оповещение и доклад.

Первый, заметивший на судне указанные явные или косвенные признаки поступления воды, должен в первую очередь всеми возможными средствами доложить на ГКП (главный командный пункт), используя средства связи, сигнализацию или посыльных. Объявить голосом "Аварийная тревога" в том случае, если рядом имеются люди.

3. Объявление общесудовой тревоги.

Получив информацию об аварийной обстановке на судне вахтенный помощник капитана обязан объявить общесудовую тревогу с возможным пояснением района поступления воды.

4. Выявление места, размера и характера повреждения.

С этой целью производится разведка района повреждения (если это возможно).

Обследуются помещения для определения мест поступления воды, масштаба и характера повреждения корпуса судна, устанавливаются границы затопленного района.

В этой связи целесообразно учитывать классификацию пробоин.

Классификация пробоин

Заделка любого повреждения корпуса судна начинается с определения характера повреждения и степени опасности для судна, его размеров, расположения относительно ватерлинии. Пробоины классифицируются по следующим признакам:

A) По размерам:

малые пробоины, включая забортные отверстия, площадью 0,05 м 2 (диаметром 25 см);

средние пробоины, а также другие отверстия, площадью 0,10-0,50 м 2 ;

большие пробоины, в том числе лазы, двери горловины площадью до 2 м 2 ;

очень большие пробоины площадью более 2 м 2 .

Б) По характеру и степени опасности для судна:

значительные повреждения (большие пробоины в подводной части судна -- затопление отсека в течение нескольких секунд или минут);

незначительные повреждения (трещины, свищи, гофры -- фильтрация, медленное распространение воды, повреждения систем, нарушение непроницаемости палуб, переборок).

B) По расположению пробоин относительно действующей ватерлинии:

подводные пробоины;

надводные пробоины значительно выше ватерлинии;

надводные пробоины в районе ватерлинии.

5. Определение количества воды, поступающей внутрь судна (табл. 1).

Таблица 1

Количество забортной воды (м 3), поступающей в отсек судна через различные по площади пробоины на различных глубинах за 1 час

Глубина пробоины м (футы)

Площадь пробоины, м2

Малые пробоины

Средние пробоины

Большие пробоины

Водотечная пробоина характеризуется двумя основными величинами: площадью (размером) пробоины и гидростатическим напором воды (расстояние от поверхности воды до центра пробоины). По этим величинам судят о возможности заделки пробоины, определяют количество влившейся воды и скорость затопления отсека, а также вычисляют время, за которое аварийное помещение заполнится водой.

Количество воды, поступающей в отсек при постоянном напоре определяется по формуле:

где Q - количество воды, поступающей через пробоину, м 3 /с;

м - коэффициент истечения, принимаемый равным 0,65-0,75 (для больших пробоин значения коэффициента больше);

щ - площадь пробоины, м 2 ;

g - ускорение силы тяжести (9,81 м/с 2);

Н - глубина центра пробоины от уровня воды, м.

При переменном напоре количество воды, поступающей в отсек определяется по формуле:

где h - подпор, то есть отстояние центра пробоины от уровня воды в отсеке, м.

Время затопления отсека до уровня забортной воды в минутах приближённо можно определить по формуле:

где V - фактический объем отсека, м 3 ;

Q - количество воды, поступившей в отсек, м 3 /с;

К - коэффициент проницаемости отсека.

Коэффициенты проницаемости для различных помещений различны, но стандартно считается, что:

для помещений, занятых механизмами, он равен 0,85;

для жилых помещений -- 0,95;

для пустых рефрижераторных трюмов -- 0,98;

для трюмов с сыпучими грузами -- 0,60;

танки, заполненные жидкими грузами, -- 1,0;

отсеки междудонные и бортовые -- 0,97;

помещения, загруженные, к примеру:

бочками -- 0,3;

консервами в ящиках -- 0,2;

маслом в ящиках -- 0,29;

мукой в мешках -- 0,6.

6. Прекращение или ограничение поступления воды внутрь корпуса и недопущение распространения её по судну.

Здесь необходимо учитывать то, что заделать пробоину, даже малых размеров, первоначально насухо не представляется возможным, а ограничить поступление воды в аварийный отсек с тем, чтобы с откачкой справились водоотливные средства, возможно.

Заделка пробоин или повреждений на судне осуществляется с помощью аварийного снабжения, имеющегося на отечественных судах в соответствии с табелем снабжения. Наличие и полный перечень такого имущества определяется на судах РФ требованиями Регистра и зависит от типа судна. Хранится аварийное имущество на постах борьбы за живучесть, отличительная окраска постов и аварийного имущества -- синяя. Условия хранения различных видов аварийно-спасательного имущества (АСИ) должны обеспечивать их сохранность и доступность, использование АСИ разрешено только по прямому назначению (для тренировок необходимо иметь учебное аварийное имущество) и, при использовании, должно пополняться в первом порту захода до требуемых норм.

В состав аварийного снабжения входит:

аварийный инвентарь: раздвижные упоры, домкраты, струбцины, крючковые болты, болты с поворотными головками, клапанные металлические пластыри, деревянные пластыри с мягкими бортами, универсальные заглушки с тремя захватами, бугеля, хомуты и другие специальные приспособления;

аварийные материалы: деревянные пробки, клинья, доски, брусья, цемент, песок, сурик, жир технический, пакля, гвозди, скобы, жидкое стекло и другие материалы, оговорённые требованиями Регистра и, дополнительно к ним, предусмотренные экипажем судна;

аварийный инструмент: определённые нормами Регистра такелажный и слесарный наборы инструментов.

Кроме того, для временной заделки больших пробоин на судах предусматривается наличие мягких пластырей, тип пластыря для данного судна определяется Регистром в зависимости от длины судна. Различают следующие типы пластырей:

кольчужный пластырь -- предназначен для судов длиной более 150 м, имеет стандартные размеры 4,5x4,5 или 3,0x3,0 м, усиленную прочность и карманы для установки ребер жёсткости;

облегчённый пластырь -- предназначен для судов от 70 до 150 м, стандартный размер 3,0x3,0 м;

шпигованный пластырь -- предназначен для судов от 24 до 70 м, стандартный размер 2,0x2,0 м;

учебный пластырь или пластырь Макарова -- применяется на всех судах в качестве учебного, но может применяться в необходимых случаях для заделки пробоин, размер 2,0x2,0 м;

деревянный пластырь с мягкими бортами -- предназначен для заделки малых и средних пробоин на плоских и имеющих малую кривизну участках обшивки, стандартные размеры 55x250x250 мм и 125x400x600 мм, в случае необходимости деревянные пластыри изготовляются по месту непосредственно на борту судна.

Недопущение распространения воды в смежные с аварийным отсеком обеспечивается усилением прочности переборок, палуб, то есть подкреплением, используя аварийный лес, раздвижные металлические упоры. С этой целью создаются рубежи обороны по борьбе с водой (РОВ-1 и РОВ-2 резервный).

Рис. 1. Установка рубежей обороны по борьбе с водой на судне: ВЛ -- ватерлиния; ВНП -- водонепроницаемые переборки; РОВ -- рубеж обороны по борьбе с водой

Первый рубеж создаётся по внешним границам непроницаемых переборок (рис. 1), палуб и платформ затопленных помещений, второй рубеж -- по внешним границам непроницаемых помещений, смежных с затопленными отсеками. На РОВ-1 рекомендуется:

поддерживать непроницаемость контура по границе рубежа;

подкрепить повреждённые непроницаемые переборки, палубы, закрытия;

подготовить к действию средства водоотлива и осушения, запуск только по приказанию с ГКП;

установить наблюдение за водонепроницаемостью на границе рубежа;

отключить электропитание оборудования, оказавшегося затопленным или под угрозой затопления и неприспособленного к использованию под водой;

отключить поврежденные участки трубопроводов судовых систем, проходящих через затопленные отсеки;

доложить на ГКП о ходе борьбы с водой. На РОВ-2 необходимо:

поддерживать непроницаемость контура на границе рубежа;

установить подкрепления на деформированные непроницаемые закрытия;

подготовить стационарные и переносные водоотливные средства аварийно-спасательного имущества к немедленному действию;

удалить фильтрационную воду;

установить наблюдение за состоянием непроницаемости конструкций на рубеже;

доложить на ГКП о ходе борьбы с водой.

7. Восстановление водонепроницаемости корпуса судна, его водонепроницаемых переборок, палуб, платформ и второго дна.

8. Удаление забортной воды из затопленного отсека (после заделки пробоин) и фильтрационной воды из смежных отсеков.

Учитывая конструкцию судна, необходимо для откачки воды использовать не только водоотливные средства, но и применять перепуск и перекачку воды в нижние отсеки (трюм).

9. Спрямление аварийного судна при сохранении достаточного запаса плавучести и остойчивости.

Наставления по предупреждению аварий и борьбе за живучесть судов рекомендуют проводить мероприятия в следующем порядке:

прекратить перемещение, перетекание или пересыпание грузов на повреждённый борт;

удалить воду из не полностью затопленных помещений с большими свободными поверхностями, расположенных до аварии выше действующей ватерлинии, или, как исключение, спустить в нижние помещения;

осушить повреждённый отсек и смежные с ним помещения после заделки пробоин;

переместить вниз твёрдые грузы, расположенные высоко, а в исключительных случаях удалить их за борт;

провести балластировку судна.

Жидкие грузы должны перекачиваться, по возможности, из танков (цистерн) с большей вместительности в танки с меньшей вместительности до полного их заполнения. Остаток жидких грузов перекачивается в танки, симметричные относительно диаметральной плоскости судна. При этом следует избегать перекачки жидких грузов из танков, смежных с затопленным отсеком.

Для спрямления аварийного судна следует затоплять танки минимальных объёмов, чтобы создавался требующийся спрямляющий момент, то есть для уменьшения крена необходимо выбирать наиболее удалённые от диаметральной плоскости танки, а для уменьшения дифферента -- наиболее удалённые от миделя. При этом должны выбираться самые низкие днищевые танки и в первую очередь использоваться креновые и дифферентные танки, если они имеются на судне.

Особое внимание при спрямлении судна должно быть обращено на то, что спрямление необходимо проводить только при положительной остойчивости аварийного судна. Уменьшение крена следует проводить по этапам до 5°, с целью недопущения переваливания судна на другой борт. Продольное спрямление (уменьшение дифферента) аварийного судна должно производиться только в исключительных случаях, а именно -- для обеспечения хода и управляемости судна, а также, если дифферент непрерывно возрастает и имеется опасность погружения открытых частей палубы в воду, оголение винтов и руля. При продольном спрямлении необходимо вести наблюдение за углом крена, не допуская его увеличения.

После спрямления аварийного судна нужно учесть общее количество принятой воды и оценить оставшийся запас плавучести.

10. Обеспечение хода и управляемости аварийного судна.

При этом необходимо учитывать состояние главных и вспомогательных двигателей, рулей и винтов, в целом судна, а также погодные условия .

Совокупность действий экипажа, направленных на поддержание и восстановление плавучести и остойчивости судна, понимается как борьба за его непотопляемость.

Плавучесть - способность судна поддерживать вертикальное равновесие в заданном положении относительно поверхности воды.

Остойчивость - способность судна возвращаться в первоначальное положение после прекращения воздействия на него внешних сил.

При затоплении одного или двух смежных отсеков каждое судно должно быть обеспечено информацией по аварийной посадке и остойчивости поврежденного судна.

Командир судна должен уметь, пользоваться информацией, быстро оценивать аварийную обстановку и проводить мероприятия по спрямлению судна.

Борьба экипажа за непотопляемость судна должна быть направлена на: обнаружение поступления воды внутрь судна и выявление мест, размеров, характера повреждений конструкции корпуса (водонепроницаемой переборки, второго дна, платформы и палубы);

прекращение или ограничение поступления воды внутрь и распространения ее по судну;

удаление воды из смежных отсеков, а также воды, скопившейся при тушении пожара;

восстановление водонепроницаемости конструкций корпуса судна;

восстановление остойчивости, плавучести и спрямление судна;

обеспечение хода и управляемости аварийного судна.

5.Порядок подготовки экипажа в борьбе за живучисть судна

Подготовка к борьбе за живучесть судна обязательна для всего экипажа и должна проводиться с учетом типа и особенностей судна, рода перевозимого груза и района плавания, в комплексе с технической учебой, в соответствии с требованиям службы на судах МРФ, настоящего Наставления и других руководящих документов.

Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна производится по планам, которые составляются первым штурманом и механиком по использованию и утверждаются капитаном. В план включаются занятия и тренировки.

Основная цель подготовки - достижение должного уровня знаний и натренированности экипажа, обеспечение надлежащей организации, слаженности, а также точности и быстроты его действий по квалифицированному применению всех средств борьбы за живучесть судна и спасательных средств в сложных аварийных обстоятельствах.

Подготовка экипажа к борьбе за живучесть должна быть последовательной и включать:

изучение устройства судна, судовой техники, в т.ч. стационарных технических средств борьбы за живучесть судна и предметов аварийного и противопожарного снабжения и спасательных средств;

изучение предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна;

изучение организации и методов борьбы с водой, пожарами, дымом и паром;

отработку первичных мероприятий по борьбе за живучесть судна согласно Приложению 7;

подготовку командного состава к руководству борьбой за живучесть судна и отработку его взаимозаменяемости, отработку связи и взаимодействия главного командного пункта (ГКП) с аварийными партиями, группами и отдельными постами;

отработку взаимодействия и взаимозаменяемости членов экипажа по борьбе за живучесть судна;

изучение и отработку способов оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

изучение и отработку обязанностей по всем тревогам.

Подготовка экипажа к борьбе за непотопляемость должна включать:

изучение:

конструктивных особенностей судна и предупредительных мероприятий по обеспечению его непотопляемости;

документации по остойчивости и непотопляемости судна (только командным составом);

отработку:

практических навыков в производстве расчетов для принятия мер против опрокидывания судна из-за потери или резкого снижения его остойчивости, по сохранению достаточного запаса плавучести;

практических навыков по разведке места поступления забортной воды внутрь судна и по предотвращению ее распространения по судну, а также по обеспечению водонепроницаемости отдельных помещений;

практических навыков по заделке пробоин и использованию аварийного снабжения;

практических навыков стационарных средств борьбы с водой; практических навыков по подкреплению водонепроницаемых переборок и закрытий;

взаимодействия членов экипажа при борьбе с водой.

Подготовка экипажа к борьбе с пожарами должна включать:

изучение:

конструктивных особенностей судна и предупредительных мероприятий по предотвращению пожаров и взрывов;

организации и методов борьбы с пожарами и дымом;

отработку:

практических навыков по разведке пожаров, выбору огнегасительных средств, предотвращению распространения и ликвидации пожара;

практических навыков по использованию стационарных средств борьбы с пожарами;

практических навыков по использованию противопожарного снабжения;

способов подачи воды и других огнегасительных веществ к местам пожара.

Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судовой техники должна включать:

изучение предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судовой техники, а также ее эксплуатационных характеристик и взаимозаменяемости;

отработку практических навыков по управлению судовой техникой при различных аварийных обстоятельствах, а также по устранению ее повреждений;

отработку практических навыков по обеспечению надежности работы электромеханической установки для обеспечения хода и управляемости судна;

изучение приемов бесперебойного обеспечения потребителей электроэнергии;

изучение методов и приемов по исправлению поврежденных систем, магистралей.

Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна должна включать занятия, тренировки и учебные тревоги с максимальным использованием материальной части (плакаты, кинофильмы, имущество, инвентарь и т.п.), а также самостоятельную подготовку.

Частота проведения каждого вида учебных тревог устанавливается капитаном в зависимости от уровня подготовки экипажа, но не реже чем один раз в месяц. При этом тревоги по борьбе с пожарами и оставлению судна на пассажирских судах внутреннего и каботажного плавания должны производиться не реже двух раз в месяц, а на пассажирских судах заграничного плавания - еженедельно.

Во время проведения учебных тревог каждая спасательная или дежурная шлюпка не реже чем через три месяца должна с расписанной на ней командой спускаться и маневрировать на воде.

В случае смены экипажа более чем на 25% учебные тревоги по борьбе с пожаром и оставлению судна должны быть проведены не позже чем через 24 ч после такой смены.

На занятиях изучаются, а на тренировках практически отрабатываются вопросы, изложенные в п. 3.3.

В ходе занятий каждый член экипажа должен твердо усвоить, что основой успеха борьбы за живучесть судна являются: безусловное выполнение всех предусмотренных мероприятий; безукоризненное знание всеми своих обязанностей по тревогам и умение уверенно их выполнять в сложных аварийных обстоятельствах; четкое взаимодействие всего экипажа. В результате тренировок все члены экипажа должны приобрести надежные навыки в уверенном, быстром и точном выполнении своих обязанностей по всем судовым тревогам, в сложных аварийных обстоятельствах.

Все лица командного состава машинной команды должны уметь пустить и остановить: дизель-генератор, турбогенератор, мотопомпу, пожарный насос, средства водоотлива, осушения, затопления, стационарные системы пожаротушения и прочие аварийные противопожарные и спасательные средства.

Все лица штурманского состава должны уметь пустить в действие стационарные системы пожаротушения, пуск которых предусмотрен из рулевой рубки или других помещений, кроме машинных.

Во время учебных тревог отрабатываются:

организация наблюдений;

организация связи и взаимодействие ГКП, аварийных партий, групп и отдельных постов;

практические навыки по использованию аварийными партиями и группами средств борьбы за живучесть судна;

организация борьбы за живучесть судна в целом и обработка отдельных задач (борьба с пожаром, водой, аварийными повреждениями и т.д.);

обеспечение живучести судна при наиболее тяжелых аварийных повреждениях;

организация и практическое использование спасательных средств;

практические навыки по оказанию медицинской помощи.

Учебные тревоги объявляются по указанию капитана.

Объявление вида учебной тревоги предваряется словом "учебная".

Учебные тревоги должны проводиться с максимально возможным приближением к реальным аварийным условиям и обстоятельствам (в разное время суток, с имитацией пожара, задымления, поступления воды, выхода из строя освещения, механизмов и систем судна и т.д.).

Если в ходе тренировок и учебных тревог возникает действительная авария или произойдет несчастный случай с человеком, то все доклады и распоряжения предваряют словом "фактически", которое обязывает каждого члена экипажа принять донесение, доклад или приказание, не как условные, а как реальные, и немедленно действовать по ним.

После каждой учебной тревоги капитаном проводится разбор, на котором отмечаются недостатки и даются указания по их устранению. В судовом журнале делаются подробные записи о проводимых тревогах. Если тревога не проводилась в сроки, указанные в п. 3.8, или проводилась в неполном объеме (без спуска шлюпки на воду, подачи воды в пожарную систему, фактического использования огнетушителей и т.д.), в судовом журнале указывается причина этого. Просроченная тревога должна быть проведена в ближайшее время.

Публикации по теме