Ракетный катер пр.205. Ракетный катер – малый ракетный корабль Модели ракетных катеров проекта 205

Литература

Ракетные катера пр. 205, пр. 205У, пр. 205Мод, пр. 205ЭР и пр. 205ЭМ

Ракетный катер пр. 205 (шифр “Москит”) разрабатывался ЦКБ-5 (в настоящее время ЦМКБ “Алмаз”) в 1955-1958 гг. под руководством Е.И. Юхнина, а затем – А.П. Городянко. При создании катера, из-за отсутствия аналогов в мировом кораблестроении, конструкторы были вынуждены впервые решать такие задачи, как: определение воздействия газовой струи стартовых двигателей на корабельные конструкции, палубное оборудование, воздухо-заборные шахты и т. д.; определение допустимых пределов и необходимых ограничений по одновременному использованию ракетного и артиллерийского вооружения; обеспечение одновременного пуска всех четырех ракет и электромагнитной совместимости РТС. Корпус катера был стальным (сталь СХЛ-45 толщиной от 5 до 8 мм), с комбинированными обводами (круглоскулыми в носовой оконечности и остроскулыми в кормовой), что позволило обеспечить ему требуемые мореходные качества и возможность использования КР при волнении моря до 4 баллов без ограничений по скорости хода, а также при волнении до 5 баллов на скорости хода до 30 уз. Корпус разделяется водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков. Непотопляемость обеспечивается при затоплении любых двух смежных отсеков. Основу энергетической установки составляют три семивосьмиблочных (по шесть цилиндров в каждом блоке) звездообразных дизельных двигателя, которые имели для того времени небольшие габариты и массы. Вместе с тем эти двигатели оказались ненадежными и имели малый ресурс. Причем в местах базирования была возможна только агрегатная замена двигателей, а их ремонт производился на заводеизготовителе.

Катера пр. 205 имели следующие модификации: пр. 205У, пр. 205Г; пр. 205Мод.; пр. 205Э; пр. 205ЭКБ; пр. 205ЭР и пр. 2054. На базе пр. 205 были созданы: торпедные катера пр. 206М (шифр “Шторм”); ракетные катера пр. 206МР (шифр “Вихрь”) и ПСКР пр. 205П (шифр “Тарантул”). Кроме того, в том же корпусе, но с измененной энергетической установкой были созданы катер-цель пр. 1392КЦ и катер-водитель целей пр. 1392В. Катер пр. 205У (главный конструктор А.П. Городянко) в отличие от базового проекта вооружался усовершенствованной ракетой П-15У, имевшей складывающиеся и автоматически раскладывающиеся после старта крылья, что позволило разместить их в компактных контейнерах, а не громоздких ангарах. Ракетный катер Р-84 имел корпус из двухслойной стали (КД-2). Один слой был изготовлен из обычной, а другой из нержавеющей стали. В 1968 г. на Приморском ССЗ один из катеров пр. 205У модернизировали по пр. 205T. На корабле разместили ракеты П-15М комплекса “Термит”, имевшие вдвое большую дальность стрельбы, чем П-15У. В период с 1971 г. по 1976 г. 10 катеров пр. 205У модернизировали на Приморском ССЗ (6 ед.) и Владивостокском ССЗ (4 ед.) по пр. 205 Мод. с заменой ракет П-15У на П-15М. В конце 1970-х годов один из катеров пр. 205У (Р-161) модернизировали по пр. 20.);)М.На нем в экспериментальных целях разместили РЛК “Галс” и РЛС “Гарпун” с новой мачтой решетчатой конструкции. Подобное РТВ предполагалось установить на ракетных катерах нового поколения пр. 12411 (шифр “Молния”).

В 1963 г. на Приморском ССЗ построили экспериментальный катер пр.205Э с носовым подводным крылом (НПК) и управляемой транцевой плитой, что обеспечило достижение скорости хода до 50 уз на тихой воде и до 36 уз на волнении до 5 баллов. Кроме того, этот корабль вооружили новым комплексом крылатых ракет П-25 с дальностью стрельбы до 40 км. Этот комплекс не был принят на вооружение, так как он по своим боевым возможностям практически не отличался от комплекса с ракетами П-15У. Отработанный же на катере пр. 205Э крыльевой комплекс использовали в пр. 206М, пр. 206МР и пр. 205ЭКБ. В 1963 г. также на Приморском ССЗ построили катер пр. 205Ч с опытной электроэнергетической системой на переменном токе частотой 400 Гц. Катер пр. 205ЭКБ, построенный на Приморском ССЗ, создавался как корабль-буксировщик моделей и не имел вооружения. Он был оснащен носовым подводным крылом и управляемой транцевой плитой (как и пр.205Э). Еще одной модификацией пр. 205 был катер пр. 205ЭР, который специально предназначался для продажи на экспорт и имел оборудование, приспособленное для эксплуатации в тропических условиях.

Постройка катеров всех модификаций велась поточно-позиционным методом. Корпус передвигался с одной стапельной позиции на другую, подвергаясь на каждой из них строго регламентированному объему работ с обязательной приемкой ОТК и ВП, без чего не допускалось его перемещение на следующую позицию. Всего с 1960 г. по 1975 г. на трех ССЗ (Приморском, Владивостокском и Рыбинском) для советского флота было построено 177 РК пр.205 различных модификаций: на Приморском ССЗ 89 кораблей (19 ед. по пр.205У, из которых 13 для продажи на экспорт, один по пр.2054, один по пр.205ЭКБ, а остальные по пр. 205); на Владивостокском ССЗ 41 корабль (4 ед, по пр. 205ЭР, заказанные правительством Индонезии, но вошедшие в состав советского ВМФ, 13 ед. по пр. 205У, а остальные по пр. 205); на Рыбинском ССЗ 47 по пр. 205. Из 177 катеров около 100 единиц (по разным оценкам от 95 до 107) продали за границу. Кроме того, с 1973 г. по 1984 г. на Рыбинском ССЗ построили 87 катеров по пр. 205ЭР. Последние также строились в КНР по советской технологии и известны как тип Huangfen (тип 021).

Основным недостатком РК пр. 205 и его модификаций, выявившимся к концу 1960-х годов, в частности, в локальных конфликтах, являлась слабость артиллерийского вооружения, так как 30-мм АУ АК-230 из-за малой дальности стрельбы оказались малоэффективными в борьбе с самолетами и вертолетами, а также в артиллерийских дуэлях с катерами противника, как правило, вооруженных 40-мм автоматами (а с начала 1970-х годов-76-мм скорострельными орудиями). Данное обстоятельство заставило разместить на советских катерах пр. 205 и пр.205УПЗРК “Стрела-2” (впоследствии “Стрела-3”), а в 1977 г. приступить к постройке РК пр.206МР с 76-мм АУ АК-176. К концу 1970-х годов катера пр.205 морально устарели, их стали постепенно выводить из состава советского флота и продавать за границу или разбирать на металл.

По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота не осталось ни одного катера пр. 205.

1 – проекта 205 ПЭ
Класс SLEPEN
АК-225
Водоизмещение: 175/210 т, Размеры: 39 х 8,1 х 1,8 м, Арт: 1-57 мм АК-157, 1 х 6-30 мм AK-630 3 диз. М-504, 3 вин., 15000 л.с., 36 уз. 30 чел.

Построен в 1970 в Ленинграде (Приморский), вначале с носовой 57 мм двухорудийной установкой (1 х 2), в 1975 замененной на экспериментальную одноорудийную. Артиллерийский вариант АКА пр.205П. В составе ЧФ, на слом в 1993.

239 – проекта 205 (ЦУНАМИ)- с модернизациями
Класс OSA-1 и 2
Р-1..Р-6 с 30 октября 1964 БРЕСТСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ,
Р-7..Р-10,
Р-12..Р-14,
Р-17..Р-24 с 31 января 1966 ТАМБОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ,
Р-25..Р-32,
Р-34..Р-41,
Р-43,
Р-49..Р-51,
Р-53,
Р-55 с 12 октября 1972 КОМСОМОЛЕЦ ТАТАРИИ,
Р-57,
Р-59,
Р-65,
Р-67,
Р-68,
Р-70..Р-73,
Р-77,
Р-78,
Р-79 с 18 января 1963 КИРОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ,
Р-80.. Р-84,
Р-87 АМУРСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ (28 мая 1970),
Р-89,
Р-91..Р-93,
Р-97,
Р-104..Р-114,
Р-121..Р-123,
Р-141 КРОНШТАДТСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ,
Р-146,
Р-147,
Р-161,
Р-163,
Р-166,
Р-167,
Р-169,
Р-172,
Р-173*,
Р-175 с 6 июля 1968 МИЧУРИНСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ,
Р-176,
Р-178,
Р-180,
Р-183,
Р-189,
Р-193,
Р-194..Р-196 (24 октября 1967),
Р-199 (26 декабря 1967),
Р-201,
Р-204, Р-206,
Р-210 (19 ноября 1968),
Р-212,
Р-218,
Р-220..Р-230,
Р-288..Р-333,
Р-460..Р-474,
Р-494..Р-537,
Р-540..Р-552

Водоизмещение: 165/226 т (200/245 т*), Размеры: 38,6 х 7,6 х 1,8м 4 х 1 ПУ ракет Термит П-15 в ангарах 4 х 1 ПУ ракет Рубеж П-15У* в контейнерах Арт: 2 х 2-30 мм (АК-230) 3 диз. М-503 А, 12000 л.с., 42 уз. 3 диз. М-504, 15000 л.с., 47 уз.* 40 т.топл., 1800 миль (14), 800 миль (30 уз.), 500 миль (35 уз.*). 26 (28*) чел. РЛС Рангоут, РЛС опознавания Никель, ответчик Нихром-РМ.

Гл. констр. Е.И. Юхнин. Строились с 1960 во Владивостоке, Ленинграде (Приморский и з-д Алмаз), Рыбинске. На 4 катерах установлены 1 х 8 ПУ ЗУР типа Стрела. Мореходность – 5 баллов. Проект 205У* (OSA-2), с модернизированной ракетой П-15У в контейнерах, построено 38 ед. Пр. 205Э – с ракетами П-25, в т.ч. с носовым подводным крылом (205ЭТ, Р-113), скорость до 50 уз., построено 8 ед. Пр. 205 ч – электрооборудование на 400 гц. (Р-105) Пр. 205 (OSA-1) построено 193 ед. Пр. 205 М для испытаний ракет П-15М и РЛК Гравий. До 1962 большие торпедные катера, затем ракетные катера 3 ранга.

На экспорт: ОСА-1 в Алжир (3), Болгарию(З), Кубу(5), Египет(12), ГДР(15), Индию(8), Ирак(4), Сев.Корею(8), Польшу(14), Румынию(б), Сирию(б), СФРЮ(10) ОСА-2: в Алжир(9), Анголу(б), Болгарию(4), Кубу(13), Эфиопию(4), Ирак(8), Финляндию(4), Индию(8), Ливию(12), Ю. Йемен(8), Сомали(2), Сирию(10), Вьетнам(8), Сев. Йемен(2). Р-2 в 1982 сгорел (ТОФ), Р-39 передан в 1989 клубу Восток (ТОФ), Р-173 передан Азербайджану.

138 – проекта 205 Ми 205 И (ТАРАНТУЛ)
Класс STENKA
АК-234,
АК-301..350,
АК-355..370,
АК-374..376,
АК-378,
АК-379,
АК-381,
ИВАН ГОЛУБЕЦ,
НИКОЛАЙ КАПЛУНОВ,
П-616,
П-623,
П-629,
П-630,
П-631,
П-635..638,
П-641..645,
П-648..652,
П-657,
П-659,
П-665,
П-695,
П-702,
П-705,
П-709,
П-720,
П-722
Водоизмещение: 170/210 т Размеры: 39 х 7,8 х 1,8 м, Арт: 2 х 2- 30 мм АК-230 4 х 1-406 мм TT, 2 бомбосбрас. (12 гл. бомб) 3 диз. М-503 А, 12000 л.с. или 3 диз. М-504, 15000 л.с., 34/36 уз., 800 миль (20), 500 миль (35). 32 чел. (в т.ч. 5 офиц.), РЛС Баклан, РЛС Ксенон, ГАС Геркулес-2, вертолетная опускаемая ГАС.

В составе ЧФ 30 единиц. Строились с 1967 (примерно по 5 единиц в год) в Ленинграде (Приморский), Владивостоке, в корпусе катера пр. 205. Артилл. катера и ПСКР для погранвойск. На экспорт: 2 в феврале 1985 для Кубы, 1 в октябре 1985 для Кампучии (без TT и опускаемой ГАС). АК-234 и АК-374 переданы Азербайджану. П-623, 629, 630, 635..637, 642, 722 в составе ВМС Украины.

Это скоростная малогабаритная лодка, вооруженная ракетами различного типа. Впервые судно, оснащенное ракетами, спроектировали советские конструкторы. Флот СССР принял корабль данного класса на вооружение в 60-е гг. XX века. Это был скоростной и маневренной корабль 183 Р «Комар». Плавающий аппарат был вооружен двумя ракетами. Вторым советским образцом с четырьмя ракетами П-15 был ракетный катер проекта 205. В дальнейшем обладателем судна типа Саар, оснащенного ракетными установками, стал Израиль.

Ракетный катер “Комар”

Боевое применение

Катера предназначены для уничтожения надводных вражеских целей. Это могут быть транспортные, десантные, артиллерийские суда, морские группы и их прикрытия. Еще одной функцией скоростной лодки является прикрытие «своих» кораблей от морских и воздушных угроз. Они действуют как у берега, так и далеко в море.

Первое боевое крещение ракетного катера произошло во время конфликта Египта и Израиля, и было ознаменовано уничтожением израильского эсминца. Миноносец был уничтожен ракетами П-15, выпущенными египетским «Комаром». Этот случай показал действенность кораблей такого класса в военном применении и тем самым убедил многие государства в необходимости создания лодок с ракетами на борту.

Катер “Комар”

Проекты 205 и 205У «Москит»

Проект 205 «Москит» разрабатывался конструкторским бюро «Алмаз» в средине 1950-хх гг. Катера имели стальной корпус. Инженеры усилили вооружение и мореходность аппарата. Еще одним отличием от катера модели 183Р являлись скругленные судовые надстройки и специальная форма палубы, которая позволяет быстрее смыть радиоактивное заражение. Силовая установка состояла из 42-цилиндрованного радиального дизельного двигателя М503. Катер вошел в состав военно-морского флота советского союза в 1960 году.

Катер “Москит”

В начале 60-хх гг. проектная организация «Алмаз» разработала катер 205У. Данное судно вооружили модернизированной ракетой П-15У. Крыло ракеты автоматически раскрывалось при вылете. Также на борту установили две двойные 30-мм артиллерийские установки АК-230.

Катера данных проектов были участниками нескольких серьезных военных конфликтов:

  1. Конфликт между Египтом и Израилем в 70-е гг. XX века
  2. Война Пакистана и Индии в 1971 году
  3. Война между арабскими странами и Израилем в 1973 году
  4. Ирано-иракская война 80-хх гг.
  5. Война между войсками США и Ирака в начале 90-х гг.

ракетный катер проекта 205

Конструкция ракетного катера

Сначала ракетные лодки имели корпус торпедного катера. С судна снимали торпеды, и устанавливали ракеты. Но по ходу их использования появился ряд новых требований к судну:

  • Требовались специально оборудованные контейнеры для вооружения и особые установки запуска ракет, предназначенные для использования их на корабле.
  • Пришлось менять надстройки и некоторые части палубы для отвода реактивных газов при запуске ракет, а также, чтобы защитить экипаж и бортовое оборудование.
  • Необходимым стало оснащение мощными радиолокационными системами для управления и обнаружения ракет.
  • Увеличилось водоизмещение катера. Среднее измещение воды составляет от 170 до 1,5 тысяч тонн.
  • Корпус выполнен из стали и имеет гладкую палубу. Надстройка ракетного катера изготовлена из алюминиевых высокопрочных сплавов. Вертикальные стенки корпуса водонепроницаемые. Длина корпуса составляет от 30 до 65 метров, а ширина – до 17 метров.
  • Силовая установка ракетных судов, как правило, имеет газотурбинные либо дизельные двигатели. Но, например, ракетный катер «Молния» оснащен двигательной системой комбинированного типа: две форсажные турбины модели М-70 и два дизельных двигателя М-510. Они приводят в движение гребные винты с фиксированным шагом. Тем самым увеличиваются скоростные возможности судна – до 40 узлов. Дальность хода составляет около 1500 миль со средней скоростью 20 узлов.
  • Мореходные качества судов достаточно высокие. Этого удалось добиться за счет закругленной конструкции носовой части, палубы и специальной надстройки, высокому водоизмещению.
  • В случае крушения корабля по всему периметру равномерно расположены спасательные плоты.
  • Экипаж ракетных лодок насчитывает от 27 до 78 человек. Так ракетный катера «Молния» проектов 12418, 12411 и 12421 на борту размещается 40-41 матрос и офицеры. А на большом ракетном катере Бора – 78, включая командира корабля. Размещен личный состав в каютах и кубриках.

Вооружение ракетного катера

Уже из самого названия можно понять, что главным оружием катера являются ракетные, зенитные и артиллерийские установки различных модификаций и типов. Все установки обладают точными системами самонаведения и в отличие от артиллерии большую дальность действия.

Основным оснащением являются несколько типов пусковых ракетных установок. Первая ПРУ «Оса-М». Этот комплекс может самостоятельно обнаруживать цели. Для этого установка оборудована локатором. Он помогает увидеть объект, находящийся на высоте до 4 км и расстоянии до 30 км. Также комплекс состоит из средств установления целей и визирования ракет, оборудования для передачи команд и пульта для трех операторов.

Вторая установка, которой снабжают катер – это противокорабельный ракетный комплекс «Москит». Он предназначен для уничтожения надводных объектов. Ракеты устойчивы к воздействию ядерного взрыва. Применяется комплекс в береговой обороне и в морской авиации. «Москит» способен пробивать любую обшивку корабля и взрываться внутри судна. Имеет комбинированную систему управления: навигационную и самонаведения. Это гарантирует высокое попадание в цель.

Еще одной установкой предназначенной для установки на кораблях является «Малахит». Это крылатая ракета российского образца уничтожает надводные корабли. «Малахит» – более мощная модификация первой крылатой ракеты П-70 «Аметист».

Его система управления включает в себя:

  • Автопилот АПЛИ-5;
  • Радиолокационную систему «Двина»;
  • Тепловую систему «Дрофа».

Малый ракетный корабль “Бора”

Например, ракетный «Бора » снабжен:

  • Двумя пусковыми установками «Москит» на 8 ракет типа 3М80;
  • Одной парной пусковой установкой зенитно-ракетного комплекса «Оса-М» на 20 ракет;
  • Одной 76-милиметровой установкой АК-176 и двумя 30-мм АК-630.

Малый ракетный корабль “Мираж”

Мираж » вооружен:
  • Шестью пусковыми установками противокорабельных ракет «Малахит», заряженными по 6 ракет П-120 на каждый;
  • Одной 76-милиметровой установкой АК-176 и 30-милиметровой АК-630;
  • Одним парным зенитно-ракетным комплексом «Оса-М» на 20 ракет.

Малый ракетный корабль “Ивановец”

Ивановец » оснащен:
  • Четырьмя пусковыми установками «Москит» на 4 ракеты;
  • Одной 76-милиметровой установкой АК-176 и одной 30-милиметровой АК-630;
  • Одной зенитной установкой «Игла».

Судна используют активное и пассивное обнаружение целей. Навигационные и радиолокационные комплексы расположены наверху рубки управления. Обычно установлены радары модели «Монолит» или «Гарпун». На надстройке плавательного средства стоит радиолокационная система «Вымпел» и оборудование, предупреждающее о лазерном облучении «Спектр-Ф». Катера способны распознавать государственную принадлежность ближайших судов. Для этого борт оснащен специальным устройством «свой-чужой».

Современные ракетные катера

Российский флот может гордиться тем, что на вооружении у него стояло большое количество ракетных катеров в разные годы. Многие их представители отправлены на экспорт в другие страны: Болгария, Румыния, Польша, Индия, Вьетнам, Туркмения, Йемен, Египет.

Всего было спроектировано 62 модели и модификации ракетных катеров. Вот основные действующие лодки:

  1. «Бора» – на вооружении с 1984 года
  2. Катер Р-60 проекта 12411 – с 1985 года
  3. Катер «Мираж» принят на вооружение в 1983 году
  4. Р-71 «Шуя» стоит на безе флота РФ с 1985 года
  5. Р-109 проект 12411 – в строю с 1990 года
  6. Катер «Набережные Челны» работает с 1989 года
  7. Ракетный малый корабль «Ивановец» – с 1990 г.
  8. «Самум» проект 1239 принят в ряды флота в 1991 году
  9. Катер «Штиль» – во флоте с 1976 года.

Все они имеют мощное новейшее оборудование и вооружение, которые соответствуют мировым стандартам военной техники.

Справочник содержит сведения о корабельном составе ВМФ СССР по состоянию на декабрь 1991 г. Однако в нем прослежена судьба кораблей советского флота до 2001 г. Приведены данные по находившимся в строю, строившимся и проектировавшимся боевым кораблям, их названиям, заводским номерам, датам закладки, спуска, вступления в строй, вывода из боевого состава флота, модернизаций или переоборудования, предприятиям (заводам, фирмам)-строителям и фирмам-проектантам. Рассказано об особенностях проектов, проектировании, строительстве, ремонтах и модернизациях, наиболее характерных авариях и важных этапах активной службы. Представлены схемы внешнего вида, продольные разрезы всех проектов и их модификаций, многочисленные фотографии. Справочник издается в четырех томах: т. I. Подводные лодки (в двух томах); т. II. Ударные корабли (в двух томах); т. III. Противолодочные корабли; т. IV. Десантные и минно-тральные корабли. В приложениях к каждому тому приводятся основные тактико-технические характеристики вооружения кораблей советского и российского ВМФ: ракетного, артиллерийского, противолодочного, радиотехнического и авиационного. Справочник составлен по материалам открытой отечественной и зарубежной печати. Впервые корабельный состав ВМФ СССР представлен с максимально возможной полнотой. Рекомендуется всем, кто интересуется состоянием и развитием отечественного флота.

Ракетные катера пр. 205, пр. 205У, пр. 205Мод, пр. 205ЭР и пр. 205ЭМ – 177 (59)

Основные ТТЭ

Водоизмещение, т:

Главные размерения, м:

– длина наибольшая (по КВЛ) 38,6 (37,5)

– ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 7,6 (5,9)

Главная энергетическая установка:

дизельная

– количество х тип (суммарная мощность, л. с.) ДД, 3 х М-504 (12 000), М-520 (15 000)()

– количество х тип движителей 3 х ВФШ

Скорость хода наибольшая, уз от 38 до 42

Дальность плавания, мили:

– ходом 14 уз 2 000

– ходом 30 уз 800

Экипаж (в т. ч. офицеров), чел 26 (4), 29 (4)()

Автономность по запасам провизии, сут 5

Вооружение:

Комплекс противокорабельных ракет:

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 4x1 (ангар), 4x1 (палубная неповоротная КТ с подъемом на угол старта) () – боезапас 4 ПКР П-15, П-15У(), П-15М()

Зенитный ракетный комплекс:

– наименование «Стрела-2» или «Стрела-3»

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 1 х 4 (ПЗРК)

– боезапас 8 ЗР

Артиллерийский комплекс:

– количество АУ х стволов (тип АУ) 2 х 2-30-мм (АК-230)

– СУАО «Рысь» (МР-104)

Радиоэлектронное:

– многоцелевая РЛС «Рангоут», «Гарпун» ()

– навигационная РЛС «Дон-2» ()

– комплекс средств РЭБ СПО-3 ()

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) СППП 2 х 16-82-мм (ПК-16) ()

(13*) Для кораблей пр. 205Мод.

(14*) Для корабля пр. 205ЭМ.

(15*) Для кораблей пр. 205У.

(16*) Для корабля пр. 205Р.

(17*) Кроме корабля пр. 205Р.

Ракетный катер пр. 205 (шифр «Москит») разрабатывался ЦКБ-5 (в настоящее время ЦМКБ «Алмаз») в 1955-1958 гг. под руководством Е. И. Юхнина, а затем-А.П. Городянко. При создании катера, из-за отсутствия аналогов в мировом кораблестроении, конструкторы были вынуждены впервые решать такие задачи, как: определение воздействия газовой струи стартовых двигателей на корабельные конструкции, палубное оборудование, воздухо- заборные шахты и т. д.; определение допустимых пределов и необходимых ограничений по одновременному использованию ракетного и артиллерийского вооружения; обеспечение одновременного пуска всех четырех ракет и электромагнитной совместимости РТС.

Корпус катера был стальным (сталь СХЛ-45 толщиной от 5 до 8 мм), с комбинированными обводами (крутлоскулыми в носовой оконечности и остроскулыми в кормовой), что позволило обеспечить ему требуемые мореходные качества и возможность использования КР при волнении моря до 4 баллов без ограничений по скорости хода, а также при волнении до 5 баллов на скорости хода до 30 уз. Корпус разделяется водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков.

Непотопляемость обеспечивается при затоплении любых двух смежных отсеков. Основу энергетической установки составляют три семи-восьмиблочных (по шесть цилиндров в каждом блоке) звездообразных дизельных двигателя, которые имели для того времени небольшие габариты и массы. Вместе с тем эти двигатели оказались ненадежными и имели малый ресурс. Причем в местах базирования была возможна только агрегатная замена двигателей, а их ремонт производился на заводе- изготовителе.

Катера пр. 205 имели следующие модификации: пр. 205У, пр. 205Т; пр. 205Мод. пр. 205Э пр. 205ЭК Б; пр. 205ЭР и пр. 2054. На базе пр. 205 были созданы: торпедные катера пр. 206М (шифр «Шторм»); ракетные катера пр. 206МР (шифр «Вихрь») и ПСКР пр. 205П (шифр «Тарантул»). Кроме того, в том же корпусе, но с измененной энергетической установкой были созданы катер-цель пр. 1392КЦ и катер-водитель целей пр. 1392В.

Катер пр. 205У (главный конструктор А.П. Городянко) в отличие от базового проекта вооружался усовершенствованной ракетой П-15У, имевшей складывающиеся и автоматически раскладывающиеся после старта крылья, что позволило разместить их в компактных контейнерах, а не громоздких . Ракетный катер Р-84 имел корпус из двухслойной стали (КД-2). Один слой был изготовлен из обычной, а другой из нержавеющей стали.

В 1968 г. на Приморском ССЗ один из катеров пр. 205У модернизировали по пр. 205Т(). На корабле разместили ракеты П-15М комплекса «Термит», имевшие вдвое большую дальность стрельбы, чем П-15У. В период с 1971 г. по 1976 г. 10 катеров пр. 205У модернизировали на Приморском ССЗ (6 ед.) и Владивостокском ССЗ (4 ед.) по пр. 205 Мод. с заменой ракет П-15У на П-15М.

В конце 1970-х годов один из катеров пр. 205У (Р-161) модернизировали по пр. 205ЭМ. На нем в экспериментальных целях разместили РЛК «Галс» и РЛС «Гарпун» с новой мачтой решетчатой конструкции. Подобное РТВ предполагалось установить на ракетных катерах нового поколения пр. 12411 (шифр «Молния»).

В 1963 г. на Приморском ССЗ построили экспериментальный катер пр. 205Э с носовым подводным крылом (НПК) и управляемой транцевой плитой, что обеспечило достижение скорости хода до 50 уз на тихой воде и до 36 уз на волнении до 5 баллов. Кроме того, этот корабль вооружили новым комплексом крылатых ракет П-25 с дальностью стрельбы до 40 км. Этот комплекс не был принят на вооружение, так как он по своим боевым возможностям практически не отличался от комплекса с ракетами П-15У.

Отработанный же на катере пр. 205Э крыльевой комплекс использовали в пр. 206М, пр. 206МР и пр. 205ЭКБ.

В 1963 г. также на Приморском ССЗ построили катер пр. 2054 с опытной электроэнергетической системой на переменном токе частотой 400 Гц.

Катер пр. 205ЭКБ, построенный на Приморском ССЗ, создавался как корабль-буксировщик моделей и не имел вооружения. Он был оснащен носовым подводным крылом и управляемой транцевой плитой (как и пр. 205Э). Еще одной модификацией пр. 205 был катер пр. 205ЭР, который специально предназначался для продажи на экспорт и имел оборудование, приспособленное для эксплуатации в тропических условиях.

Постройка катеров всех модификаций велась поточно-позиционным методом. Корпус передвигался с одной стапельной позиции на другую, подвергаясь на каждой из них строго регламентированному объему работ с обязательной приемкой ОТК и ВП, без чего не допускалось его перемещение на следующую позицию.

Всего с 1960 г. по 1975 г. на трех ССЗ (Приморском, Владивостокском и Рыбинском) для советского флота было построено 177 РК пр. 205 различных модификаций: на Приморском ССЗ 89 кораблей (19 ед. по пр. 205Y, из которых 13 для продажи на экспорт, один по пр. 2054, один по пр. 205ЭКБ, а остальные по пр. 205); на Владивостокском ССЗ 41 корабль (4 ед. по пр. 205ЭР, заказанные правительством Индонезии, но вошедшие в состав советского ВМФ, 13 ед. по пр. 205У, а остальные по пр. 205); на Рыбинском ССЗ 47 по пр. 205. Из 177 катеров около 100 единиц (по разным оценкам от 95 до 107) продали за границу. Кроме того, с 1973 г. по 1984 г. на Рыбинском ССЗ построили 87 катеров по пр. 205ЭР. Последние также строились в КНР по советской технологии и известны как тип Huangfen (тип 021).

Основным недостатком РК пр. 205 и его модификаций, выявившимся к концу 1960-х годов, в частности, в локальных конфликтах, являлась слабость артиллерийского вооружения, так как 30-мм АУ АК-230 из-за малой дальности стрельбы оказались малоэффективными в борьбе с самолетами и вертолетами, а также в артиллерийских дуэлях с катерами противника, как правило, вооруженных 40-мм автоматами (а с начала 1970-х годов -76-мм скорострельными орудиями). Данное обстоятельство заставило разместить на советских катерах пр. 205 и пр. 205У ПЗРК «Стрела-2» (впоследствии «Стрела-3»), а в 1977 г. приступить к постройке РК пр. 206МР с 76-мм АУ АК-176. К концу 1970-х годов катера пр. 205 морально устарели, их стали постепенно выводить из состава советского флота и продавать за границу или разбирать на металл.

(18*) По другим данным, модернизация шла по пр. 205М.

По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота не осталось ни одного катера пр. 205.

Выявлены построечные данные и судьбы следующих катеров:

Р-36 (зав. № 401). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1960 г.

Брестский комсомолец (зав. № 402). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1960 г.

Входил в состав БФ. В мае 1990 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-83 (зав. № 404). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; 1961 г.

Р-28 (зав. № 410). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1962 г.

Входил в состав БФ. В ноябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-58 (зав. № 412). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1962 г.

Входил в состав БФ. В июле 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-77 (зав. № 416). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; 1962 г.

Р-79 (зав. № 418). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; 1962 г.

Входил в состав БФ. В ноябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-8 (зав. № 420). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1962 г.

Входил в состав Ленинградской ВМБ. В мае 1990 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-97 (зав. № 421). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1963 г.

Входил в состав ЧФ. В ноябре 1989 г. был выведен из боевого состава флота и в Севастополе передан Морской школе ДОСААФ.

Р-65 (зав. № 423). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; 1963 г.

Входил в состав СФ. В апреле 1990 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-118 (зав. № 426). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; ; 1965 г.

Входил в состав ЧФ. В марте 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-120 (зав. № 427). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ;

Входил в состав БФ. В ноябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-128 (зав. № 428). Приморский ССЗ (г. Ленинград): .

Входил в состав БФ. В ноябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.


1 – 30-мм АУ АК-230; 2 – ходовая рубка; 3 – ходовой мостик; 4 – АП станции «Нихром» (системы опознавания); 5 – АП РЛС «Рангоут»; 6 – ангар ПУ ПКРК П- 15; 7 – АП РЛС СУАО «Рысь».

Р-129 (зав. № 429). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1964 г.

Входил в состав БФ. В декабре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-21 (зав. № 431, пр. 205У). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1964 г.

Входил в состав КФл. В июле 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-37 (зав. № 445). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1966 г.

Входил в состав ЧФ. В ноябре 1984 г. из-за износа материальной части был выведен из боевого состава флота и в Инкермане на базе «Главвторчермета» разобран на металл.

Р-35 (зав. № 465). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1966 г.

Входил в состав БФ. В сентябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-46 (зав. № 466). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1966 г.

Входил в состав БФ. В ноябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-235 (зав. № 469 , пр. 205У, модернизирован по пр. 205Мод.). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1965 г.

Входил в состав ЧФ. В 1979 г. был продан правительству Болгарии.

Р-4 (зав. № 438). Рыбинский ССЗ: 1966 г.

Входил в состав ЧФ. В ноябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-11 (зав. № 440). Рыбинский ССЗ: 1966 г.

Входил в состав БФ. В апреле 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-24 (зав. № 442). Рыбинский ССЗ: 1969 г.

Входил в состав БФ. В ноябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-43 (зав. № 446). Рыбинский ССЗ: ; 1970 г.

Входил в состав ЧФ. В октябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-55 (зав. № 449). Рыбинский ССЗ: 1971 г.

Входил в состав ЧФ. В марте 1987 г. корабль, из-за износа материальной части, был исключен из боевого состава флота и в июле 1987 г. в Инкермане на базе «Главвторчермета» разобран на металл.

Р-89 (зав. № 452). Рыбинский ССЗ: 1973 г.

Входил в состав ЧФ. В апреле 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-80 (зав. № 453). Рыбинский ССЗ: 1972 г.

Входил в состав ЧФ. В сентябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-82 (зав. № 457). Рыбинский ССЗ: 1973 г.

Входил в состав СФ. 23.03.1983 г. корабль по ошибке был потоплен практической ракетой П-15М, выпущенной с РК Р-9. Впоследствии корабль был поднят АСС СФ (с глубины 123 м) и после изучения результатов взрыва сдан на слом.

Р-153 (зав. № 456). Рыбинский ССЗ: 1973 г.

Р-27 (зав. № 458). Рыбинский ССЗ: ; 1973 г.

Входил в состав ЧФ. В 1974 г. был продан за границу.

Р-112 (зав. № ). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1968 г.

Входил в состав БФ. В начале 1989 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-147 (зав. № ). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; 1968 г.

Входил в состав ЧФ. В 1989 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-3 (зав. № 516). Владивостокский ССЗ: 1963 г.

Входил в состав ТОФ. В декабре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-14 (зав. № 518). Владивостокский ССЗ: 1963 г.

Входил в состав ТОФ. В декабре 1990 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-17 (зав. № 517). Владивостокский ССЗ: 1963 г.

Входил в состав ТОФ. В ноябре 1990 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-29 ; .

Входил в состав ТОФ. В апреле 1990 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-31

Входил в состав ТОФ. В ноябре 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.



1 – форпик; 2 – кубрик личного состава на восемь человек; 3 – 30-мм АУ АК-230; 4 – барбет 30-мм АУ АК-230; 5 – ходовая рубка; 6 – ходовой мостик; 7 – боевые посты РЛС «Рангоут»; 9 – кубрик личного состава на 12 человек; 10 – каюты офицеров; 11 – цистерны различного назначения; 12 – носовое МО; 13 – главные двигатели (ДА); 14 – ДГ; 15 – кормовое МО; 16 – шахты вдувной и вытяжной вентиляции МО; 17 – боевые посты СУАО «Рысь»; 18 – АП РЛС СУ АО «Рысь»; 19 – камбуз; 20 – тамбур старшинского отсека; 21 – боевые посты ПКРК П-15 (П-15У); 22 – топливные цистерны; 23 – ахтерпик; 24 – ангар ПУ ПКРК П-15 (для пр. 205); 25 – штормовой коридор; 26 – трюм.

Р-51 (зав. № ). Владивостокский ССЗ:

Р-69 (зав. № (. Владивостокский ССЗ:

Входил в состав ТОФ. В апреле 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-71 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: ; ;

Входил в состав ТОФ. В мае 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-92 (зав. № ). Владивостокский ССЗ:

Р-93 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: ;

Входил в состав ТОФ. В 1989 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-94

Входил в состав ТОФ. В 1988 г. был выведен в резерв, а в мае 1991 г. исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-96 (зав. № ). Владивостокский ССЗ:

Входил в состав ТОФ. В 1985 г. был выведен в резерв, а в 1989 г. исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-106 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: .

Входил в состав ТОФ. В мае 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-108

Входил в состав ТОФ. В 1988 г. был выведен в резерв, а в январе 1991 г. исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-7 (зав. № 534, пр. 205У). Владивостокский ССЗ: 1969 г.

Р-42 (зав. № 536 , пр. 205У). Владивостокский ССЗ: ; 1969 г.

Входил в состав ТОФ. В 1989 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Калининский комсомолец (зав. № 537 , пр. 205У. Владивостокский ССЗ: 1970 г.

Входил в состав ТОФ. В 1989 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-106 (зав. № 539 , пр. 205У]. Владивостокский ССЗ: 1972 г.

Входил в состав ТОФ. В 1990 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-1 (зав. № 403). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; 1960 г.

Р-115 (зав. № 405). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1961 г.

Входил в состав ЧФ. В апреле 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-12 (зав. № 406). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1961 г.

Входил в состав СФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-18 (зав. № 407). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1962 г.

Входил в состав ЧФ. В марте 1992 г. был выведен из боевого состава флота и в 1993 г. в Инкермане разобран на металл.

Р-33 (зав. № 411). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1962 г.

Входил в состав БФ. В декабре 1992 г. был исключен из боевого состава и передан ОРВИ для утилизации.

Р-110 (зав. № 413). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; 1963 г.

Р-111 (зав. № 414). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1963 г.

Входил в состав БФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-112 (зав. № 415). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1963 г.

Входил в состав СФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-78 (зав. № 417). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; 1963 г.

Входил в состав СФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-80 (зав. № 419) Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1964 г.

Входил в состав ЧФ. В марте 1992 г. был выведен из боевого состава флота и в июне июле 1992 г. в Инкермане разобран на металл.



1 30-мм АУ АК-230; 2 – ходовая рубка; 3 – ходовой мостик; 4 – АП станции «Нихром» (системы опознавания); 5 – АП РЛС «Рангоут»; 6 – ТПК ПКРК П- 15У; 7 – АП РЛС СУАО «Рысь».

Р-59 (зав. № 422, с 10.04.1992 г.-ПМ-79). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1964 г.

Входил в состав ЧФ. В январе 1992 г. был исключен из боевого состава флота.

В апреле 1992 г. на СРЗ № 13 (г. Севастополь) корабль был переоборудован в плавма- стерскую ПМ-79. На нем демонтировали носовые ангары, вооружение, системы управления огнем и два ДД. Катер отбуксировали в Карантинную бухту, где он обеспечивает разоружение выводимых из состава флота катеров.

Р-68 (зав. № 424). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1964 г.

Входил в состав БФ. В июле 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-10 (зав. № 425). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; 1965 г.

Входил в состав Ленинградской ВМБ. В декабре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-221 (зав. № 432). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; 1964 г.

Входил в состав БФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-23 (зав. № 433 пр. 205У). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; 1964 г.

Р-22 (зав. № 434). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1965 г.

Входил в состав БФ. В октябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Тамбовский комсомолец (зав. № 434). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; ; 1964 г.

Входил в состав БФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-9 (зав. № 462). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1966 г.

Входил в состав СФ, а с 1983 г. (после того как по ошибке потопил ПКР П-15М – однотипный катер Р-82) – в состав БФ. В 1993 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-141 (зав. № 467). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1966 г.

Входил в состав БФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-166 (зав. № 468). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; ; 1966 г.

Входил в состав ЧФ. В 1989 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-161 (зав. № 470, пр. 205У, модернизирован по пр. 205Мод, модернизирован по пр. 205ЭН). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1965 г.

Входил в состав ЧФ. В конце 1970-х годов на ПО «Море» (г. Феодосия) на корабле в экспериментальных целях разместили РЛК «Галс» и РЛС «Гарпун» с новой мачтой решетчатой конструкции. В августе 1991 г. катер вывели в резерв и в порту г. Черноморска поставили на прикол.

В июне 1993 г. корабль исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации.

Р-163 (зав. № 471, пр. 205У, модернизирован по пр. 205Мод). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1965 г.

Р-173 (зав. № 474 пр. 205У). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1967 г.

Входил в состав КФл. В сентябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-178 (зав. № 475, пр. 205У, модернизирован по пр. 205Мод). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; 1966 г.

Входил в состав СФ. В декабре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-180 (зав. № 476). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1968 г.

Входил в состав БФ. В 1991 г. был выведен в резерв, а в ноябре 1993 г. исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-183 (зав. № 477). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1969 г.

Р-147 (зав. № 480). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1969 г.

Входил в состав БФ. В ноябре 1991 г. был выведен в резерв 2-й категории, а в сентябре 1993 г. исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-193 (зав. № 483). Приморский ССЗ (г. Ленинград): ; 1969 г.

Входил в состав БФ. В 1991 г. был выведен в резерв 2-й категории, а в ноябре 1993 г. исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-81 (зав. № 484, пр. 205У, модернизирован по пр. 205Мод). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1967 г.

Входил в состав СФ. В декабре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.



1 – 30-мм АУ АК-230; 2 – ходовая рубка; 3 – ходовой мостик; 4 – АП станции «Нихром» (системы опознавания); 5 – АП РЛС «Рангоут»; 6 – ТПК ПКРК П- 15У; 7 – АП РЛС СУАО «Рысь»; 8 – ТПК ПКРК П-15М («Термит»)

Р-84 (зав. № 487, пр. 205У, модернизирован по пр. 205Мод.). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 1969 г.

Входил в состав ЧФ. По составу вооружения этот корабль полностью повторял пр. 205У, но его корпус был выполнен из двухслойной стали КД-2 (один слой из обычной, а другой из нержавеющей).

В марте 1992 г. был исключен из боевого состава флота, а в июне 1992 г. в Инкермане разобран на металл.

Р-53 (зав. № 436). Рыбинский ССЗ: 1965 г.

Входил в состав БФ. В 1990 г. был выведен в резерв, а в мае 1993 г. передан ОРВИ для утилизации.

Комсомолец Татарии (зав. № 437) Рыбинский ССЗ: ; 1967 г.

Входил в состав ЧФ. В марте 1992 г. был исключен из боевого состава флота и в октябре в Инкермане был разобран на металл.

Р-20 (зав. № 441). Рыбинский ССЗ: ; 1969 г.

Входил в состав ЧФ. В апреле 1992 г. был исключен из состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р 49 (зав. № 447). Рыбинский ССЗ: 1967 г.

Входил в состав СФ. В июле 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-104 (зав. № 448). Рыбинский ССЗ: ; 1966 г.

Входил в состав СФ. В октябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-146 (зав. № 454). Рыбинский ССЗ: 1969 г.

Р-153 (зав. № 455). Рыбинский ССЗ: 1969 г.

Входил в состав СФ. В августе 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-370 (зав. № 01133, пр. 205ЭР). Рыбинский ССЗ: 1983 г.

Строился по заказу правительства Египта, но был включен в состав советского ВМФ. Входил в состав ЧФ (Потийская ВМБ, с декабря 1991 г. – Новороссийская ВМБ).

В ноябре 1993 г. корабль исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации.

Р-13 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: 1967 г.

Р-19 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: .

Входил в состав ТОФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-32 (зав. № 521). Владивостокский ССЗ: 1964 г.

Входил в состав ТОФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-38 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: ;

Входил в состав ТОФ. В октябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-39 (зав. № 522). Владивостокский ССЗ: ; 1964 г.

Входил в состав ТОФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-40 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: ;

Входил в состав ТОФ. В июле 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-41 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: ;

Входил в состав ТОФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-57 (зав. № 526). Владивостокский ССЗ: 1965 г.

Входил в состав ТОФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-70 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: .

Входил в состав ТОФ. В апреле 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-72 (зав. № ). Владивостокский ССЗ:

Р-95 (зав. № ). Владивостокский ССЗ:

Р-107 (зав. № ). Владивостокский ССЗ: ; .

Входил в состав ТОФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.



1 – 30-мм АУ АК-630М с ПУ ЗРК «Игла»; 2 – ходовая рубка; 3 – ПУ ПК-10 НУРС СППП; 4 – ходовой мостик; 5 – АП навигационной РЛС; 6 – основной (комплексный) АП РАК «Позитив-Э»; 7 – АП канала целеуказания (УСБД) РАК «Позитив -Э»; 8 – ТПК ПКРК «Уран-Э»; 9 – лазерный дальномер СУ АО; 10 – 30-мм АУ АК-630М.



I – 30-мм АУ АК-230; 2 – ходовая рубка; 3 – ходовой мостик; 4 – основной АП РАК «Галс»; 5 – АП компенсационного устройства пассивного канала РАК «Галс»; 6 – АП РЛС пассивного канала РЛК «Галс»; 7 – АГ1 РЛС «Гарпун»; 8 – ТПК ПКРК П-15У.

Мичуринский комсомолец (зав. № 528, пр. 205У). Владивостокский ССЗ: 1966 г.

Калининградский комсомолец (зав. № 529, пр. 205У). Владивостокский ССЗ: 1966 г.

Входил в состав ТОФ (по некоторым данным, его перевели в состав БФ). В 1989 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Кировский комсомолец (зав. № 531, пр. 205У). Владивостокский ССЗ: 1966 г.

Входил в состав ТОФ (по некоторым данным, его перевели в состав БФ). В 1989 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Р-195 (зав. № 532, пр. 205У). Владивостокский ССЗ: ; 1967 г.

Входил в состав ТОФ. В 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-189 (зав. № 533, пр. 205У, модернизирован по пр. 205Мод). Владивостокский ССЗ: 1967 г.

Входил в состав ТОФ. В декабре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-192 (зав. № 534, пр. 205У). Владивостокский ССЗ: 1967 г.

Входил в состав ТОФ. В мае 1980 г. был выведен в резерв 2-й категории, а в мае 1993 г. исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-196 (зав. № 535, пр. 205У, модернизирован по пр. 205 мод). Владивостокский ССЗ: ; 1968 г.

Входил в состав ТОФ, а затем – СФ. В декабре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-103 (зав. № 538, пр. 205У). Владивостокский ССЗ: 1970 г.

Входил в состав ТОФ. В декабре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-185 (зав. № 540, пр. 205У, модернизирован по пр. 205Мод). Владивостокский ССЗ: 1969 г.

Входил в состав ТОФ. В сентябре 1989 г. был выведен в резерв, а в декабре 1995 г. исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Р-87 (зав. № 541, пр. 205У, модернизирован по пр. 205Мод). Владивостокский ССЗ: .; 1973 г.

Входил в состав ТОФ, а затем СФ. В декабре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Пограничные сторожевые катера класса «Тарантул», известные в классификации НАТО как «Stеnka», занимают особое место в истории отечественного флота. Проект 205П (пограничный) унаследовал лучшие качества своих предшественников: от морских «охотников» за подводными лодками - скорость полного хода, а от сторожевых кораблей - автономность и мореходность.

Начиная с конца 60-х и до конца 80-х годов морские части погранвойск КГБ СССР получили большое количество небольших, но серьезно вооруженных кораблей, способных осуществлять как длительное патрулирование в морской экономической зоне, так и поиск, уничтожение подводных лодок противника.

В России первые пограничные сторожевые катера (ПСКР) специализированной постройки появились в 1904 году, когда нью-йоркская фирма «Flint&K°» предложила построить для российского императорского флота серию лодок береговой обороны известного американского инженера Льюиса Никсона.

Основным достоинством данных 35-тонных лодок с малой осадкой и высокой скоростью, автор проекта подчеркивал в наличии новейших, по тем временам, бензиновых двигателей, преимуществом которых перед паровыми машинами было производство большей мощности, в сравнении с последними, а также меньшее число команды. Всего по заказу Комитета прибрежной обороны для защиты морских портов и минных заграждений было построено 9 катеров Никсона.

Следующими наиболее удачными пограничными катерами стали « » за подводными лодками типа МО-4 и «большие охотники» проекта 122А, разработанные в 30-е годы. Эти сторожевые катера неплохо зарекомендовали себя в боевых действиях во время Великой Отечественной войны. Однако появление новых технических и стратегических концепций ведения войны на море уже не отвечали требованиям современности. Поэтому в первую послевоенную десятилетнюю программу 1946-1955 годов в Советском Союзе приступили к строительству откорректированных проектов и к созданию новых переходных типов кораблей.

Еще в 1944 году Горьковское ЦКБ-51 начало разработку улучшенного большого сторожевого катера проекта 122бис с усиленным вооружением, более совершенной радиолокационной и гидроакустической станциями, а также с увеличенной дальностью плавания.

На смену малым охотникам типа МО-4 был разработан проект 183П и 199 на базе корпуса и энергетической установки торпедного катера проекта 183 «Большевик». В период с 1954 по 1955 год в Ленинграде на заводе № 5 было построено пятьдесят два сторожевых катера.

Однако противолодочникам не понравились катера проекта 199. При высокой скорости полного хода эти корабли владели очень небольшой дальностью плавания на малых ходах, что являлось серьезным недостатком, так как поиск подлодок осуществлялся именно на этих скоростях. Данное несовершенство стало следствием принятия для МО-4 глиссирующих обводов корпуса торпедных катеров проекта 183. Этот и другие изъяны и привели к ограниченному строительству данных сторожевых катеров с последующей их передачей морским частям пограничных войск. Первыми послевоенными специально спроектированными морскими охотниками за подводными лодками стали катера проекта 201.

Дальнейшим шагом в развитии проекта 201 стало создание малого противолодочного корабля проекта 204 с оригинальной движущей установкой. Но сформированная с довоенных лет практика создания пограничных катеров на базе морских охотников, больших охотников и сторожевых катеров в проекте 204 реализована не была. Морским частям погранвойск требовался специальный корабль, с улучшенными характеристиками.

пограничный сторожевой катер проекта 205

На базе корпуса очень удачного ракетного катера проекта 205 был создан пограничный сторожевой катер по проекту 205П «Тарантул». Тактико-техническое задание на разработку ПСКР проекта 205П было выдано проектно-конструкторском бюро «Алмаз» 1963 года. Пограничный катер создавался в корпусе с энергетической установкой ракетного катера проекта 205 и отличался от последнего составом вооружения и более развитой надстройкой. Вместо противокорабельных крылатых ракет П-15 были установлены четыре однотрубные 400 мм торпедные аппараты для стрельбы противолодочными торпедами и два бомбосбрасывателя. К радиотехническому вооружению были добавлены две ГАС «Геркулес» и «Бронза». Всего по проекту 205П с 1967 по 1981 год морским частям Пограничных войск и ВМФ СССР было построено 117 катеров. Также пограничные катера типа «Тарантул» проекта 205ПЭ экспортировались на Кубу и в Камбоджу.

Корпус пограничного катера выполнен из стали и имеет особые формы обводов в носовой и кормовой части. Как показала практика, это способствовало улучшению мореходности, а также обеспечило возможность использования оружие при волнении моря до 4 балов и высоте волны 2 метра на скорости до 30 узлов - без ограничений. Надстройка выполнена из алюминиево-магниевого сплава. Чтобы надстройка была более прочной, ее внешние стенки выполнены в гофрированном виде, полости которых заполнены негорючей и нетоксичной тепло- и шумоизоляционными материалами. Для того, чтобы корпус пограничного катера не деформировался при вхождении на большую волну, в его кормовой части был применен так называемый «шов, который растягивается».

Основу силовой установки составляют три высокооборотные дизели типа М-504Б четырехтактные с наддувом и реверсивными муфтами свободного хода с встроенными редукторами, которые работают каждый на свой вал. Мощность одного мотора составляет 5000 л.с. при 2000 оборотов в минуту коленчатого вала. По своим характеристикам дизели М-504 не имеют себе равных, как среди отечественных производителей, так и зарубежных образцов. Управление энергетической установкой выполняется системой «Орион-2С». Время подготовки главных двигателей к пуску 1 минута. Время развития полных оборотов в экстренном режиме из положения «корабль остановлен» - около двух минут. Управление катером осуществляется автоматически и в ручном режиме с помощью аварийного привода в ахтерпику.

К вспомогательному оборудованию сторожевого катера относятся спасательные средства - надувные спасательные плоты. Они штатно размещены на левой стороне надстройки и могут принять весь личный состав катера. Кроме того, для досмотровых команды на борт имеется скоростной катер проекта 1397.

Основным вооружением пограничного катера проекта 205П является противолодочные 400 мм торпеды, выстреливающиеся из четырех 400 мм однотрубных торпедных аппаратов, которые не наводятся.

В дополнение к торпедному оружию катера типа «Тарантул» могут быть вооружены двумя съемными бомбосбрасывателями, каждый из которых может принять до 6 глубинных бомб массой 160 кг каждая. Кроме того ПСКР проекта 205П вооружен двумя артиллерийскими установками АК-230 калибра 30 мм с дистанционным наведением. Данные комплексы размещены в диаметральной плоскости в носу и в корме корабля, что обеспечивает наибольшие углы обстрела по горизонту. Темп стрельбы одного автомата - не менее 1000 выстрелов в минуту. Питание: непрерывное, ленточное, из магазина емкостью 500 выстрелов в ствол. Управление стрельбой осуществляется системой МР-104 «Вьимпел» - в автоматическом и в ручном режиме от визирной колонки.

Обеспечение освещения подводной обстановки осуществляет радиолокационная станция «Баклан», принятая на вооружение в 1959 году. Дальность обнаружения воздушных целей - 300 км, надводных - до 35 км. Навигационную обстановку обеспечивает РЛС «Ксенон» с дальностью обнаружения целей до 10 км. Гидроакустическое вооружение представлено на катере проекта 205П пидкильной гидроакустической антенной «Геркулес», дальность обнаружения подводных целей, в режимах шумопеленгации составляет от 2 до 3,5 км, и опускающейся антенной «Бронза» с дальностью обнаружения подводных целей от 2 до 8 км.

В виду своей многочисленности сторожевые катера проекта «Тарантул» получили ряд модификаций. В1970 году на Приморском заводе в Ленинграде в качестве эксперимента по проекту 205 ПЭ (патрульный, эскортный) был построен артиллерийский катер АК-225. Этот катер имел измененную форму надстройки и ходового мостика, на вооружении у корабля находилась артиллерийская установка АК-725 и АК-630. В 1977 году вместо АК-725 была установлена экспериментальная артиллерийская установка АК-157, которая показала на корабельных испытаниях недостаточную мощь артиллерийского огня, и поэтому в серийное строительство не пошла.

Модификацией можно назвать также артиллерийский катер «Батуми» ВМС Грузии, полученный после раздела ВМФ СССР.

Сторожевой катер «Тарантул» был с демонтированными артустанвоками АК-230. На их место установили два 37 мм автомата 70-К времен Великой Отечественной войны.

пограничный сторожевой катер «Николаев»

В апреле 1987 года на стапеле Приморского судостроительного завода производственного объединения «Алмаз» был заложен пограничный сторожевой корабль с заводским номером 210. Ровно через год, 10 апреля 1988, пограничный сторожевой катер был спущен на воду и после завершения достройки в июне 1988 года на Красногорской мерной линии успешно прошел ходовые испытания. Дата подписания приемного акта 28 июня 1988 года. 14 июля 1988 года на ПСКР-722 был поднят флаг пограничных войск КГБ СССР, после чего с 26 июля до 20 августа катер выполнил переход по внутренним водным путям из Балтийского моря в Черное море, где и был включен в состав 5-й отдельной бригады сторожевых кораблей Пограничных войск КГБ, дислоцированной в Севастополе, бухта Балаклава. С этого дня после сдачи всех курсовых задач, ПСКР-722 заступил на охрану экономической зоны СССР в северной части Черного моря. За годы своей морской службы ПСКР неоднократно пресекал браконьерский вылов рыбы.

8 августа 1995 с целью возрождения морских традиций приказом председателя Государственного комитета - командующего Пограничными войск Украины № 314 ПСКР-722 получил название «Николаев». Также на счету пограничного сторожевого катера «Николаев» спасение рыболовного сейнера «Арагон». В феврале 2000 года морские пограничники за считанные минуты покинули место дислокации и успели спасти и взять на буксир рыболовный сейнер, которому к скалам оставалось всего 50 м. Никто из рыбаков не пострадал. Боевая вахта ПСКР «Николаев» продолжается.

Говоря о проекте «Тарантул», их командиры в одни голос выражают положительную оценку этих кораблей. Все отмечают высокую надежность, управляемость, мореходность и хорошие бытовые условия. Безусловно, данные сторожевики были образцом передовой техники своего времени. Фактически корабль с малым водоизмещением имел вооружение малого противолодочного корабля проекта 204 и поэтому смело мог принять бой с подводной лодкой противника. На пограничном катере удачно скомпонована система ПВО, за счет которой корабли этого проекта вполне могут осуществлять проводку небольших конвоев, высаживать и поддерживать тактические десанты. К недостаткам проекта 205П можно отнести слабый радиус действия РЛС и ГАС, а также малый моторесурс дизелей М-504. В заключение необходимо отметить, что «Тарантул» задумывался как специализированный корабль для борьбы с нарушителями территориальных вод СССР. Как показал опыт служб, эта цель была достигнута.

Почему-то многие военные эксперты считают, что эра ракетных катеров (рка) подошла к концу. Массовое производство данных кораблей пришлось на 60-80 годы.
Основания считать так у них есть – катер практически беззащитен от атак с воздуха, и до момента применения ракетного катер в современных условиях просто не уцелеет.

Поэтому продолжать строить корабли водоизмещением до 350 тонн с ракетным вооружением становится, на первый взгляд, бессмысленно.
Но, во-первых, ставить жирный крест на катерах с ракетным вооружением не совсем уместно. Ракетные корабли при точном целеуказании и прикрытии с воздуха до сих пор являются достаточно грозным оружием.
Во-вторых, достаточно быстрый уход данных кораблей из сферы военных интересов обусловлен изменением политической обстановки – развал СССР, основного производителя рка, а также развалом всех стран Варшавского Договора.
На сегодняшний час восемь стран имеют на вооружении порядка 70 рка проекта 205. Данные страны первые в списке возможных покупателей новейшего рка «Катран», созданного ЦМКБ «Алмаз» с максимальными требованиями для современного корабля данного класса.

Основные задачи рка «Катран»

Корабль предназначается для противодействия и уничтожения надводных кораблей противника и патрулирования прибрежной территории и водных районов.
«Катран» проекта 20970 считается «модернизированным для современных условий ведения боевых действий на море ракетным кораблем проекта 205». Возможно, потому, что именно ЦМКБ «Алмаз» разрабатывал проект 205 и именно основа рка «Оса» стала платформой для современного вооружения отечественного производства. К тому же пошла на пользу замена двигательных установок на двигатели известного немецкого производителя двигательных установок «Tognum».
рка «Катран» может быть использован для решения следующих задач:
- нанесение ракетного удара по любым надводным кораблям противника;
- содействие подразделениям береговой обороны в отражении атак противника с морского направления;
- обеспечение прикрытия высадки морского десанта;
- ведение разведки;
- охрана территориальных вод и морских районов.

Основные характеристики корабля

Проработанный корпус корабля приспособлен к плаванию в северных районах и выдерживает столкновения со льдом до 40 сантиметров. Мореходные качества катера позволяют выполнять поставленные задачи при волнении моря до 7 баллов, а применять ракетное вооружение при 5 баллах без каких-либо ограничений ходовых характеристик. Живучесть катера сохраняется при заполнении водой 2-х смежных отсеков.
ГЭУ – два дизельных двигателя общей мощностью 6800 кВт с водометным приводом (используется два водомета).
Дальность поражения ПКРК до 130 километров, мертвая зона порядка 5 000 метров.
Длина катера 46 метров, ширина 8.4 метра, осадка 1.8 метра.
Экипаж – 29 человек.
Автономность плавания до 10 суток.


Ракетные катера проекта 205 – самые массовые в своем классе

Вооружение рка «Катран»:

Противокорабельный РК «Уран-Э»;
- крылатые ракеты «3М-24Э» в транспортнопусковых контейнерах - восемь единиц;
- две ПУ «3С024Э»;
- корабельная АСУ «ЗР-60УЭ1»;
- универсальная АУ «А-220М» калибра 57 мм;
- две 6-ствольные АУ «АК-630» калибра 30 мм с ЦСУС «Багира»;
- два пулемета калибра 12.7 мм;
- ЗРК 3М-47 «Гибка»;
- ЗУР «Игла-М»;
- ручной ПД гранотамет «ДП-64».
Средства радиоэлектронной защиты:
- Комплекс РЭП «ПК-10»;
- РЛС «Позитив-МЭ1.2»;
- ГАС для выявления ПДСС «Анапа-МЭ»

Дополнительная информация
Ракетный катер проекта 20970 строится на заводе «Зенит» по заказу ВМФ Казахстана и будет спущен на воду в 2012 году.

Публикации по теме