Десантный корабль ВМС Италии San Giusto. Паром «Finnstar» — как он устроен изнутри Открытие бортовой аппарели на судне

1 5 . АППАРЕЛИ

Появление транспортных судов с горизонтальной погрузкой связано с необходимостью проводить грузообработку различных видов колесной техники (автомобилей, трейлеров, погрузчиков). Грузовые устройства судов с горизонтальной грузообработкой включают внешнюю кормовую аппарель, кормовой порт, носовые, бортовые и внутренние аппарели, пандусы, закрытия (над аппарелями и пандусами).

Аппарель (от французского appareil – въезд) представляет собой составную платформу, предназначенную для въезда различных машин самостоятельно или с помощью специальных тягачей или погрузчиков с берега на одну из палуб судна и съезда обратно (забортная аппарель) либо с перемещением с палубы на палубу (внутрисудовая аппарель). Забортная аппарель одним концом (ведущей секцией) закреплена на судне, а другим (концевой секцией) опирается в рабочем положении на причал или берег.

В зависимости от состава перевозимых грузов суда с горизонтальной загрузкой принято разделять на три разновидности: универсальные транспортирные суда, автомобильно-пассажирские паромы, атомобилевозы – суда, специально оборудованные для перевозки больших партий автомобилей (в большинстве случаев легковых). Эти типы судов имеют определенные отличия и особенности. Однако элементы грузового оборудования этих судов имеют много общего. В основу грузового комплекса судов с горизонтальной грузообработкой составляют забортные аппарели, обеспечивающие проезд колесной техники с берега на одну из палуб судна, внутрисудовые аппарели лифты и подъемники, служащие для распределения груза между палубами судна. Классификация аппарелей показана на рис. 1.

Рис. 1 . Классификация аппарелей (рамп) судов с горизонтальной грузообработкой

Береговые аппарели обеспечивают непосредственную связь судна с берегом, что исключает необходимость устанавливать судовые забортные аппарели. В настоящее время они применяются редко в связи с нежеланием судовладельцев ограничивать возможные линии эксплуатации судов.

Бортовые аппарели обычно встречаются на автомобильно-пассажирских паромах и автомобилевозах, причем на паромах они часто выполняют одновременно функции ланцпорта, закрывающего вырез в борту в походном положении. Паромы, эксплуатируемые на сравнительно коротких линиях часто оборудуют двумя аппарелями, размещенными в носу и корме. Такая схема общего расположения обеспечивает сквозной проезд колесной техники.

На универсальных транспортных судах с горизонтальной грузообработкой в основном используются забортные аппарели в одной из оконечностей. Они состоят из двух-трех секций, шарнирно соединенных одна с другой и с корпусом судна (рис. 2). Требуемую длину в большинстве конструкций обеспечивает ведущая и промежуточная секции. Опорная секция предусмотрена для более равномерного распределения нагрузки на причальные сооружения.

Носовые аппарели устанавливают на судах (рис. 3), проектируемых для линий, на которых в основном грузовые операции проводятся у необорудованного берега. Судно с носовой аппарелью может ближе подойти к берегу, создав дифферент на корму с помощью соответствующей балластировки. На судах с кормовой аппарелью такой маневр невозможен из-за опасности повреждения винторулевого комплекса.

Рис. 2 . Судовая забортная аппарель :

1 – ведущая секция; 2 – промежуточная секция; 3 – концевая секция; 4 – полиспаст привода подъема аппарели; 5 – ланцпорт закрытия въездных ворот; 6 – лебедка привода поворота

Следует отметить, что при размещения аппарели в носу значительно усложняется конструкция носовой оконечности за счет установки подъемного носа или носовых ворот. К преимуществам кормового расположения аппарели относится возможность установить аппарель большей длины. Кроме того, сравнительно проще осуществляется стыковка аппарели с корпусными конструкциями и обеспечивается водонепроницаемость корпуса.

Аппарели также классифицируют в зависимости от их ориентации относительно ДП (диаметральной плоскости) судна (рис. 3). Долгое время осевые (совпадающие с ДП) аппарели не использовались, так как выполнять грузовые работы можно было бы только при швартовке судна оконечностью к причалу. В связи с этим были разработаны угловые и поворотные аппарели.

Рис. 2 . Носовые аппарели универсальных судов: а) типа «Вовчуга»; б) типа «Иван Дербенев»

Рис. 3 . Ориентация аппарели относительно ДП судна: а – совпадающая с ДП; б – угловая в – поворотная; г – полуповоротная

Угловые аппарели устанавливают, как правило, в корме на правом борту по углом 40-45 к ДП судна. Оборудованное такой аппарелью судно может выполнять грузовые работы, ошвартовавшись как кормой, так и бортом. Поворотные аппарели дают возможность производить грузообработку с любого борта. Конструктивно угловые и поворотные аппарели несколько сложнее осевых и, соответственно, имеют большую массу при одинаковых габаритах. Полуповоротная аппарель может выполнять функции как осевой, так и угловой.

Для распределения грузов между палубами внутри судна используются внутрисудовые аппарели (пандусы) или различные лифты и подъемники.

Простейшая внутрисудовая аппарель представляет собой прямолинейную плоскую конструкцию, стационарно закрепленную между двумя палубами (рис. 4). Допустимый угол наклона к горизонтальной плоскости определяется характеристиками колесной техники и меняется в пределах 6,3-11,3. С целью сокращения длины аппарель выполняют прямолинейной только в средней части, при чем угол наклона на этом участке делают максимально допустимым. Участки аппарели, примыкающие к палубам, делают криволинейными (рис. 4 б)).

На внутрисудовых аппарелях могут быть использованы тросовые и цепные приводы, однако чаще других применяют гидравлические приводы.

Рис. 4 . Стационарные внутрисудовые аппарели: а – прямолинейная; б – криволинейна

ВНУТРИСУДОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. ЛИФТЫ И ПОДЪЕМНИКИ

Использование для распределения груза между палубами внутрисудовых аппарелей неизбежно вызывает потерю полезной площади палуб, доступной для размещения грузов. В связи с этим параллельно с совершением аппарелей развивается другой вариант устройства аналогичного назначения – межпалубные лифты и подъемники, которые занимают значительно меньший объем, позволяют оптимальным образом использовать грузовое пространство судна. К недостаткам подъемников относят то, что они являются средствами периодического действия и не могут обеспечить равномерный поток грузов, т.е. уменьшается производительность грузообработки. Кроме того, работа подъемников в большей степени, чем внутрисудовых аппарелей, зависит от обслуживающих их механизмов и конструкций, поэтому надежность лифтов будет значительно ниже.

Подъемники с рычажно-гидрадравлическим приводом «ножничного» типа (рис. 5) используют в основном для передачи грузов с главной палубы в трюм.

Рис. 5 . Внутрисудовые подъемники с рычажно-гидравлическим приводом:

1 – платформа подъемника; 2 – рычаги механизма подъема; 3 – гидроцилиндры; 4 – рецесс; 5 – боковая направляющая

Это объясняется тем, что для размещения самой платформы и приводных рычагов необходим рецесс 4 (рис. 5) глубиной до 0,8 м, который может

оборудован в настиле второго дна без ущерба для габаритной высоты помещения.

Для передачи грузов между палубами, в твиндеках и на верхнюю палубу применяют подъемники с тросовым или цепным приводом (рис. 6). В обеих конструкциях платформа, подвешенная на гибких связях, имеет некоторую своду перемещений. Чтобы исключить перемещения в горизонтальной плоскости, используют направляющие, обычно размещаемые на продольных кромках платформы.

Рис. 6 . Подъемник с тросовым приводом: 1 – платформа подъемника; 2 – лебедка подъема; 3 – нижние направляющие шкивы; 4 – стойка; 5 – верхний направляющий шкив

Я бы классифицировал LPD San Giusto, как ДКД, по причине отсутствия вертолётного ангара (хотя перемещение вертолётов типа Agusta Bell AB-212 с верхней на десантную палубу возможно), но в отечественной литературе San Giusto, как и все корабли типа San Giorgio числятся в качестве ДВКД. San Giusto, третий корабль в серии, строился по несколько измененному проекту, с расчётом на использование не только в качестве десантного, но и учебного корабля. Четвёртый корабль, Kalaat Beni-Abbes, проект которого так же изменён в соответствии с пожеланиями заказчика, строится для ВМС Алжира, и должен быть сдан в 2015 году.


Основные характеристики:

Длина 133,3 м, ширина 20,5 м, осадка 5,5 м;
Полное водоизмещение 8300 тонн;
ГЭУ 2 дизеля Fincantieri GMT A430-12 суммарной мощностью 16900 л.с. (12426 кВт), 2 гребных винта изменяемого шага, носовое подруливающее устройство. Скорость хода 20 узлов. Дальность плаванья 7500 морских миль на 16 узлах;
Экипаж 16 офицеров, 180 матросов.

Десантовместимость:

350 морских пехотинцев, 30 средних танков или 36 гусеничных бронетранспортёров, (Kalaat Beni-Abbes 440 морских пехотинцев и 15 единиц гусеничной бронетехники). Возможность транспортировки до 1000 тонн грузов. Верхняя палуба может быть использована для транспортировки автомобильной и лёгкой колесной бронетехники:

Перемещение техники между верней и десантной палубами осуществляется с помощью лифта грузоподъёмностью 30 тонн и размерениями 13,5 х 3,5 м.

Десантно-высадочные средства:

В перекрываемой док-камере размерами 20,5 х 7 м и на десантной палубе три ДКА типа LCM (или MTM) грузоподъёмностью до 30 т. На шлюпбалках три десантных катера типа LCVP или патрульных типа MTP. Возможна выгрузка техники на пирс через кормовую аппарель и через аппарель по правому борту. От носовой аппарели обеспечивающей выгрузку на пляж и имевшейся изначально на San Giorgio и San Marco отказались (говорят после гибели в 1994-м году парома "Эстония" у западного кораблестроения к носовым аппарелям отношение очень прохладное).

Три вертолёта Си Кинг SH-3D (EH-101), или два SH-3D (EH-101) и два NH90, или пять Agusta Bell AB-212 на верхней палубе. Две взлётно-посадочные позиции для тяжелых и одна для среднего/лёгкого вертолёта (на San Giogio и San Marcо после модернизации связанной с увеличением площади палубы за счёт удаления 76 мм АУ и перемещения двух имевшихся шлюпбалок для ДКА типа LCVP две взлётно-посадочные позиции для тяжелых и две для средних/лёгких вертолётов).

Вооружение:

76 мм АУ OTO Melara Super Rapid, две 25 мм противокатерные АУ, два 12,7 мм пулемёта.
РЛС обнаружения воздушных и надводных целей SMA SPS-702, навигационная РЛС SMA SPN-748, РЛС управления огнём Selex RTN-10X, система РЭБ производства концерна Elettronica S.p.A.

Корабли могут использоваться в интересах Министерства гражданской защиты Италии, в гуманитарных операциях, для эвакуации беженцев и т.п. На борту имеется госпиталь с операционной, стоматологическим кабинетом, рентгеновским кабинетом, гинекологическим и родильным отделением, опреснительная установка производительностью до 210 тонн воды в сутки.

На мой взгляд примерно так бы мог бы выглядеть отечественный БДК "Иван Грен" если бы при его проектировании не брали за основу разработанный в конце 50-х годов прошлого столетия БДК проекта 1171, а опирались на накопленный к сегодняшнему дню мировой опыт проектирования и строительства десантных кораблей.

Разбираемся со значением термина «аппарель». Что это за приспособление, наверняка знают моряки. Также с этим понятием сталкивались военные. Возможно, и не все, но специалисты инженерных подразделений должны точно знать, что это такое.

Определение

Слово французского происхождения appareil можно перевести как «устройство» или «аппарат». В другом значении это «въезд». Еще одна трактовка - appareiller можно переводить как «подбирание», «постановка», «расположение рядом» (по порядку чего-либо к чему-то, например, кирпичей при кладке в строительстве).

Итак, аппарель - что это за устройство въезда, расположенное рядом? В традиционном понимании это наклонная площадка без ступеней между двумя уровнями (земля - транспортное средство), используемая как вспомогательное приспособление для перемещения грузов. Понятие больше всего используется в судоходстве: на кораблях, паромах, переправах. Транспортные средства оборудуются подъемными конструкциями (трапами), обычно с ограждениями, для удобства организованного перемещения людей, накатных грузов, животных и прочего.

В военном деле с помощью аппарелей тяжелые орудия и несамоходную технику поднимают на возвышенности укрепленного или бастиона. По ним же при необходимости передислокации военная техника, и грузы опускаются вниз на землю. При необходимости принцип аппарели используется для перемещения техники в окопы или другие понижения.

Особенности

Итак, аппарель - что это за устройство с конструктивной точки зрения? На судах и паромах грузы подаются обычно с кормы или бортов. У каждого плавающего средства свои габариты. Чтобы иметь возможность быстрой загрузки, судно оборудуется аппарелями. Это такой своеобразный удобный трап с ограждениями по сторонам, который можно быстро опустить в подходящем месте и организовать погрузочные работы.

У большегрузных судов такие приспособления состоят из нескольких разборных секций и поднимаются вверх. При транспортировке аппарель занимает вертикальное положение и ограничивает проем кормы. При опускании конструкция образует наклонную площадку (дорогу с корабля на пирс), огражденную по сторонам. Может иметь линейное расположение или угловое. Такая особенность дает возможность сэкономить место причала или производить работы с борта транспортного средства.

В фортификациях аппарели для установки военной техники могут быть сборными и насыпными. Если используется грунт, то на подступах к рубежу он укладывается так, чтобы образовался уклон, подходящий для перемещения орудий на позицию. Поверхность должна быть способна выдержать необходимый вес.

Пандус и рампа - разновидности аппарели?

Эти устройства используют общий принцип перемещения чего-либо по наклонной плоскости с одного уровня на другой. Применяются они для подъема или спуска. Но в гражданском строительстве и архитектуре, где основная роль отводится перемещению людей, используется определение «пандус». Наклонная площадка оборудуется у подъездов домов, входов и выходов зданий и сооружений. Она обычно устанавливается стационарно с возможностью использования постоянно или при необходимости.

Рампа - термин больше промышленный. Это также наклонная площадка, но предназначенная в основном для перемещения грузов. Может быть стационарной или временной. В зависимости от целей конструируется с различной грузоподъемностью: чтобы выдерживать вес пятидесятикилограммовой тележки или многотонного тягача с прицепом.

В некоторых странах применяется улавливающая за объект? На автомагистралях в гористой местности оборудуется боковое ответвление дороги с уклоном. Поверхность такой площадки рыхлая. Она способна остановить грузовик с неисправными тормозами или потерявший управление автомобиль. Монтаж объектов такого типа, как и установка аппарелей, производиться в соответствии с технической документацией, с требованиями стандартов и норм техники безопасности.

Торговая марка

Развитие предпринимательства дает толчок образованию новых фирм. Выделиться среди множества других помогает в том числе и приятное слуху название. Торговая марка Apparel - звучит достойно.

Названия, созвучные этому, можно встретить во многих странах. Вот и украинское предприятие по производству мебельных тканей стало именоваться Apparel. Фирма эта развивающаяся, но уже успела завоевать авторитет на рынке региона. Ткани «Аппарель» можно встретить на мебели многих производителей. Продукция отвечает современным требованиям. Она может с успехом конкурировать с тканями от ведущих производителей. Даже очень требовательный клиент среди множества коллекций сможет найти для себя идеальный вариант обивки.

На сегодняшний день торговый флот любой морской державы получил мощный быстроходный, построенный по последнему слову техники океанский грузовой лайнер нового типа - трейлерное судно . Чем вызвано появление этого типа судна?

Современная индустрия позволяет расширять и укреплять торговлю между странами, провозить и продавать продукцию тяжелой промышленности - автомашины, транспортную, сельскохозяйственную и строительную технику и т. д. Наиболее экономичным и в большинстве случаев единственным видом транспорта для внешнеторговых в некоторые страны является морской транспорт.

Суда морского флота очень разнообразны не только по своим , но и по своему назначению. Даже если это касается только сухогрузных судов, то и здесь мы имеем много различных типов - углерудовозы, хлопковозы, железнодорожные паромы и т. д. Среди грузов, которые идут из Европы в страны Африки, Азии и Латинской Америки, много подвижной техники - автомашин, тракторной, сельскохозяйственной и строительной техники. Именно для перевозки такой техники и был создан новый - трейлерный.

Своим названием этот тип судна обязан английскому автомобильному полуприцепу - трейлеру и предназначается для морем груза вместе с прицепами.

схема трейлерного судна

Судно становится к причалу кормой или бортом. Для погрузки трейлеров в корме судна устроены ворота, а в бортах - лацпорты. Трейлеры по аппарелям вкатываются на судно через кормовые ворота, если судно поставлено кормой к причалу, или через лацпорты, если судно стоит бортом, на главную палубу, а затем по внутренним аппарелям передвигаются в одно из помещений судна или на верхнюю палубу и крепятся специальными устройствами. Погрузка или разгрузка трейлеров с грузом около 5000 тонн длится всего 8-10 часов, тогда как на погрузку этого же количества груза обычным способом потребуется около четырех суток.

Обычно трейлерное судно представляет собой трехпалубный одновинтовой теплоход с машинной установкой и надстройкой в кормовой части судна. На такое можно погрузить около 240 трейлеров с грузом. Однако часто на судах трейлерного типа устанавливается обычное грузовое устройство - люки, краны и грузоподъемные стрелы. Это сделано для того, чтобы в обратных рейсах могло принимать любой генеральный груз. Поэтому по внешнему виду судно почти ничем не отличается от обычных сухогрузных судов, разве только необычной формой кормы с большими воротами и лацпортами в бортах судна. Кормовые ворота закрываются аппарелью, которая, опускаясь верхним концом на причал, служит мостом для погрузки техники, а в закрытом состоянии - частью борта. Опускание и подъем аппарели проводятся с помощью гидравлических приводов. Конечно, такую сходню, весом около 30 тонн, можно поднимать и опускать только при помощи специальных механизмов.

Бортовые лацпорты закрывают двухстворчатые водонепроницаемые стальные двери с механическим открыванием и задраиванием.

Трейлер после подачи на главную палубу через кормовые ворота или бортовой лацпорт по внутренним аппарелям можно отбуксировать тягачом в одно из грузовых помещений. Для прохода трейлеров на верхнюю палубу служит две аппарели. Аппарели по-походному закреплены в горизонтальном положении заподлицо с верхней палубой. При необходимости кормовые концы аппарелей опускаются на главную палубу с помощью гидравлических талей. Тали представляют собой два цилиндра (один в другом). Внешний цилиндр прикреплен к корпусу судна, а внутренний перемещается свободно. На основаниях цилиндров закреплены блоки, которые вместе с цилиндрами составляют своего рода жесткие тали. При нагнетании масла в цилиндры внутренний цилиндр выдвигается, блоки расходятся и выбирают трос, который закреплен к концу аппарели. Аппарель при этом поднимается.

По периметру выреза в палубе уложена мягкая резина, которую аппарель при задраивании обжимает. Этим достигается водонепроницаемость закрытого выреза в палубе. После того как сходня плотно закроет вырез в палубе, сработают гидравлические защелки, которые расположены под верхней палубой. Аппарель будет надежно закреплена и может служить частью палубы.

При погрузке транспортной техники на нижнюю палубу или в трюм с главной палубы на нижнюю опускается носовым концом аппарель, расположенная по левому борту. В водонепроницаемых переборках на нижней палубе для прохода техники устанавливаются водонепроницаемые стальные двери размерами 3,6 на 4,0 м, вес которых достигает 3 тонн.

водонепроницаемые двери с гидравлическим задраиванием

Двери открываются и закрываются специальными поворотными гидроцилиндрами, установленными по оси петель дверей, а задраиваются роликовыми задрайками. По контуру каждой двери уложен трапециевидный резиновый буртик, который при задраивании двери обжимается и делает дверь непроницаемой для воды. Взаимное расположение двери в переборке нижнего твиндека и аппарелей с главной палубы на нижнюю и с нижней в трюм.

аппарель

Благодаря системе аппарелей и дверей в переборках трейлеры, автомашины и другая самоходная техника могут быть погружены тягачами или своим ходом на верхнюю палубу, в верхние и нижние твиндеки и в трюмы, за исключением двух носовых нижних твиндеков и трюмов.

Пульты управления механизмами дверей и аппарелей расположены вблизи этих устройств. Но в случае опасности (пожара или затопления помещений) двери и аппарели могут быть подняты или закрыты из рулевой рубки. Специальный пульт в рулевой рубке показывает, в каком положении находится дверь или аппарель.

Для перевозки генеральных судно оборудовано люками, электрическими кранами грузоподъемностью 3,5 и 10 тонн и 60-тонной тяжеловесной стрелой.

Интерес представляет устройство тяжеловесной стрелы: оно может переставляться для работы на другие трюмы судна. Существовали и раньше переставные тяжеловесные стрелы, но операция по перестановке этих стрел с одного на другой трюм была очень трудоемкой и длительной - надо было переставить стрелу и произвести переоснастку талей. Конструкция стрелы, установленной на трейлерном судне, позволяет перестановку стрелы с одного на другой трюм выполнять без особого труда - с помощью специальных кронштейнов и поворотной головки на ноке мачты. Лопари топенанта и грузового шкентеля проходят через систему блоков внутри колонны мачты на лебедки. В качестве оттяжек для поворота стрелы используются краны. Люковые закрытия, выполненные из металлических лючин, открываются или закрываются в течение пяти минут гидравлическими поворотными шарнирами, расположенными между лючинами. Для задраивания закрытий на комингсах люков установлены гидроцилиндры и система штоков с роликовыми задрайками, а для достижения водонепроницаемости по контуру люка и между лючинами уложена резина. Люковое закрытие на внутренних палубах выполнено на уровне палуб.

Оригинально выполнено и швартовное устройство. Кроме обычных кнехтов, киповых планок и швартовных клюзов, на носу и в корме установлены две автоматические швартовные лебедки. При обычном швартовном устройстве на судах с быстро изменяющейся осадкой во время грузовых операций команда судна должна постоянно следить за швартовыми. Это особенно важно на трейлерном судне, так как на причал поданы аппарели и ослабление швартовых может привести к аварии.

Автоматические швартовные лебедки без участия людей поддерживают постоянное натяжение швартовных концов. С уменьшением осадки лебедки будут подбирать швартовы, при увеличении - травить (опускать).

Как и при постройке каждого судна, на трейлерном судне большое внимание уделено безопасности экипажа и самого судна.

На судне имеются мощные противопожарные системы - обычная водяная система с тремя электронасосами обшей производительностью 236 тонн в час и ответвлениями пожарного трубопровода по всему судну; система химическая для тушения пожаров в машинно-котельном отделении, грузовых помещениях и топливных цистернах; воздушно-пенная для тушения местных очагов пожара в машинно-котельном отделении и паровая система - для тушения пожара в кладовых (малярной, шкиперской, фонарной) и отделении вспомогательных котлов.

Для судна на шлюпочной палубе установлены, с каждого борта по одной спасательной шлюпке на всю команду. Одна из шлюпок - моторная, а на второй установлен ручной привод, с помощью которого приводится в движение винт шлюпки. Как резервное средство, на этой же палубе размещаются несколько надувных плотов, которые имеют специальное устройство для всплытия, автоматически надуваются воздухом.

При постройке , которые будут ходить в тропиках, должна учитываться такая немаловажная особенность климатических условии этого района, как повышенная влажность. Она не только неприятна человеку, но и вредна для большей части грузов, которые перевозятся на судах. Поэтому трейлерные суда оборудованы системой подсушки воздуха, при помощи которой вентилируются трюмы.

Для безопасности плавания, кроме ходовых и сигнальных огней, автоматических передатчиков и приемников сигналов бедствий, требуемых международными правилами, на судне установлена навигационная радиолокационная станция, радиопеленгатор, эхолот, лаги, гирокомпас, магнитные компасы, авторулевой для автоматического удержании судна на заданном курсе, судовая метеостанция и другое навигационное, оборудование, гарантирующее безопасность плавании современного судна.

В машинном отделении судна установлено большое число новейших двигателей и механизмов. В среднем при 120 оборотах в минуту двигатель может работать как на дизельном топливе, так и на мазуте. Судовая электростанция состоит из трех дизель-генераторов, мощностью по 270 кВт каждый. На случай аварии и затопления машинного отделения на верхней палубе установлен аварийный дизель-генератор, который включается автоматически, как только прекращается подача электроэнергии судовой электростанцией.

При проектировании судна большое внимание уделено автоматизации и механизации труда экипажа судна. Почти все судовые работы автоматизированы и механизированы в такой степени, что делают труд моряка высококвалифицированным и сокращают число людей на этих работах. Работу многих механизмов можно контролировать при помощи дистанционной сигнализации с главного поста управлении машинной установкой.

Размещается в одно- и двухместных каютах с кондиционированием воздуха. Имеется на судне кают-компания, столовая, салоны, библиотека, душевые и так далее. Все это создает комфортные условия для жизни моряков.

Наряду со скоростными перевозками пассажиров на малых реках широкое распространение получили и паромные переправы. Особенно много их в районах Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, где число мостовых сооружений через реки крайне ограничено. Переправы обслуживают паромы и пассажирские суда.

Паром - судно, предназначенное для перевозки сухопутных транспортных средств, грузов и пассажиров через водные пути. Основными отличительными признаками паромов от традиционных сухогрузных судов являются наличие одной или нескольких палуб для размещения накатом сухопутных транспортных средств (легковых или грузовых автомобилей, трейлеров, тракторов и т. п.), межпалубных пространств, лацпортов и аппарелей для погрузки и выгрузки транспортных средств своим ходом. Эти общие признаки характерны для всех судов накатного типа. Дополнительным критерием, который позволяет отнести судно накатного типа к паромам, является наличие на нем более 12 пассажирских мест.

Интенсивная эксплуатация, необходимость частых швартовок в трудных условиях предъявляют повышенные требования к управляемости и маневренности паромных судов. Перевозки на паромах пассажиров требуют выполнения дополнительных жестких требований по остойчивости судов, особенно во время грузовых работ, когда погрузка различных транспортных средств оказывает большое влияние на положение судна.

Паромы классифицируют по назначению, дальности плавания, количеству палуб, способам швартовки, расположению судовых устройств для производства грузовых работ, типу движителя.

На малых реках используются пассажирские и автомобильно-пассажирские суда.

На переправах нашли широкое распространение суда пр. 792А (табл. 22).

Материал корпуса - сталь марки ВМСтЗсп, надстройки - дюралюминий марки Д16. Система набора смешанная. Автономность плавания по запасам топлива 27 ч. Для перевозки пассажиров на переправах рек Северного пароходства спроектирован мелкосидящий открытый катер на 50 чел. (пр. 2044). Продолжительность рейса в одну сторону 30 мин .

Для переправ и перевозок пассажиров по малым рекам используются также теплоходы проектов 222В, 544, 1083 и др. На паромах предусматривается перевозка автомобилей МАЗ-200, ЯАЗ-200, КамАЗ, ЗИЛ-150 и других марок. Погрузка и выгрузка автомобилей осуществляются своим ходом. Грузоподъемность паромов от 40 до 1000 т. Тип судна - однопалубные самоходные паромы с надстройкой и МО в кормовой части, аппарелями в носовой части. Материал корпуса и надстроек - сталь марок ВСтЗсп2 и ВСтЗсп4. Система набора смешанная. Движители - гребные винты и водометы.

Наиболее современным является паром пр. 81400, разработанный Новосибирским филиалом НПО «Судостроение». Паром предназначен для мелкопартионных перевозок колесной и гусеничной техники на внутренних водных путях с гарантированными глубинами не менее 0,8 м. Суда пр. 81400 (см. табл. 22) строятся для замены паромов пр. СП40А, получивших широкое распространение в Ленском бассейне. Для полного использования грузоподъемности площадь грузовой палубы парома пр. 81400 по сравнению с пр. СП40А увеличена в 1,65 раза за счет уменьшения на 1,85 м длины ахтерпика и МО, удлинения на 5,06 м корпуса судна. Ширина корпуса сохранена, а для увеличения площади грузовой палубы применены обносы. Высота борта сохранена по пр. СП40А. Конструктивные изменения позволили увеличить коэффициент использования палубы с 0,366 на пароме СП40А до 0,498 на новом судне. На 40% (с 3,2 до 4,5 м) увеличилась ширина проезда, лимитируемая расстоянием между вертикальными стойками аппарели.

Тип судна - однопалубный теплоход с носовой аппарелью, грузовой палубой в средней части, надстройкой и МО - в кормовой части (рис. 58). Рулевая рубка расположена на надстройке. Носовая часть судна санной формы. Пологие носовые обводы позволяют судну близко подходить к необорудованному берегу с малыми углами откоса, что значительно сократило длину аппарели. Кормовая часть судна имеет туннельные образования. Принятая форма обводов корпуса и соотношение главных размерений обеспечивают хорошие ходовые качества судну как при ходе в грузу, так и порожнем.

Материал корпуса - сталь марки ВСтЗсп4. Палуба и борта по всей длине судна, днище в форпике, МО и ахтерпике выполнены по поперечной системе набора, а днище в средней части - по продольной. Корпус судна разделен непроницаемыми переборками на 5 отсеков.

Энергетическая установка включает 2 главных двигателя марки 6ЧСП12/14. Источник электроэнергии на судне - дизель-генератор ДГР16/1500, обеспечивающий потребителей трехфазным переменным током напряжением 220 В.

Для замены ГД и других механизмов в носовой стенке МО предусмотрен съемный лист.

В качестве ДРК на пароме установлены открытые ГВ с балансирными рулями.

Представляет интерес конструкция аппарельного и свайного устройств. Аппарельное устройство состоит из шарнирно закрепленной к транцу аппарели, разделенной на две части; двух вертикальных шахт с размещенными в них противовесами; двух ручных лебедок и трособлочной проводки. На серийных судах предусмотрена установка гидропривода подъема и опускания аппарели. Длина аппарели 3,5 м, ширина проезжей части 4 м. Расчетная колесная нагрузка (на тележку автомобиля) 176 кН. Уклоны береговых откосов от 5 до 20°. В рейсе аппарель фиксируется автоматическим стопором, размещенным в упоре. Управление подъемом и опусканием аппарели производится из рулевой рубки. Якорное устройство судна - 2 якоря Матросова. Для подъема якорей в носовой части на палубе установлены 2 ручных шпиля ШР-6-11. Для выполнения грузовых операций на течении, постоянно разворачивающем судно и затрудняющем удержание его перпендикулярно к берегу, предусмотрено специальное свайное устройство, обеспечивающее удержание парома у берега при глубинах до 4 м.

Остальные судовые устройства и системы аналогичны применяемым в настоящее время на малых паромах.

Публикации по теме