Пирамида Хеопса — древнейшее из семи чудес света. Первое чудо света египетские пирамиды Египетские пирамиды архитектурное чудо света

Семь чудес света - эти слова прочно вошли в обиход повседневной жизни. Их употребляют, когда хотят подчеркнуть выдающиеся достоинства либо произведения искусства, либо грандиозного сооружения, либо научного открытия.Но почему чудес именно семь? Случайно ли выбрано это число? Число "семь" почиталось уже с глубокой древности. С тех пор, как в основу календаря был положен лунный месяц. В течение лунного месяца 28 дней. За этот срок Луна прибывает и убывает, проходя 4 фазы (четверть Луны, половина, полная Луна, новолуние). Эти фазы Луны сменяются через каждые семь дней. Семь небесных светил, включая Солнце и Луну, были связаны с определенными небесными божествами древних вавилонян. В их честь в Вавилоне была сооружена семиярусная башня. Те же вавилоняне считали, что умерший человек проходит через 7 ворот в царстве мертвых. Древние греки также придавали большое значение числу 7. В легендах о Минотавре афиняне обязаны были приносить в жертву 7 юношей и 7 девушек. Семь - это священное число Аполлона. Мудрецов, которых греки почитали, тоже было 7. С числом 7 древние греки связывали представление о чем-то законченном и совершенном.Чаще других к числу семи чудес света древние авторы относили:

  • (Египет)
  • (г. Вавилон)
  • (г. Эфес)
  • (г. Олимпия)
  • (г. Геликарнас)
  • (о. Родос)
  • (г. Александрия)
  • Семью чудесами света считаются творения, которые своими техническим или художественным совершенством вызывали восхищение людей прошлых веков. В энциклопедиях указано, что впервые чудеса света, ограничив семью, классифицировал и описал Филон.

    (2550 г. до н. э.)
    Всем известно, как много интересных, порою поразительных научных открытии сделали учёные на древней египетской земле. Массу чудесных находок дали ее гробницы и храмы. Но самым большим чудом Египта, поражавшим людей ещё в древности, были пирамиды - эти удивительные искусственные горы - гробницы древних египетских царей. Путешественникам, плывшим по жёлтым водам Нила, всегда бросалась в глаза резкая грань там, где Нильскую долину с её зелеными полями и финиковыми рощами сменяют горячие пески мёртвой Ливийской пустыни.
    Ещё дальше на западе видны удивительные горы. Они правильной формы и тянутся на десятки километров - от современного города Каира до Фаюмского оазиса.
    Это - египетские пирамиды . Они словно вырастают из песков пустыни - колоссальные, величественные, подавляющие человека необычайными размерами и строгостью очертаний. Стоя у подножия пирамиды, трудно себе представить, что эти огромные каменные горы созданы руками людей. А между тем они были действительно сложены из отдельных каменных глыб, как в наше время дети складывают пирамиды из кубиков. Тысячи рук рабов и подвластных фараону египтян были заняты тяжёлым и бесполезным трудом - созданием огромной каменной горы, которая должна была скрыть в своих недрах мертвое тело египетского царя. Созданием вечной усыпальницы фараон обеспечивал своему бессмертному духу вечное жилище.
    Первым из египетских царей, воздвигнувшим над своей гробницей пирамиду, был фараон Джосер. Эта самая древняя пирамида Египта состоит из шести огромных ступеней. До постройки первой пирамиды в Египте воздвигались гробницы с массивной прямоугольной надземной частью, сложенной из камня. По форме они напоминают арабские скамейки - мастабы - и под этим названием и вошли в науку. Пирамида Джосера по существу представляла собой шесть таких мастаб, поставленных одна на другую, уменьшавшихся кверху. Создание первого в мире каменного сооружения таких значительных размеров (высота около 60 м) приписывается Имхотепу - замечательному учёному-медику, математику и архитектору, бывшему визирем царя Джосера. Слава Имхотепа была столь велика, что уже через несколько столетий его имя было окружено легендами. От более позднего времени сохранились статуэтки, изображающие этого замечательного зодчего. По-видимому, сам фараон Джосер был настолько доволен построенной Имхотепом небывалой ещё усыпальницей, что разрешил высечь имя архитектора на цоколе своей статуи - честь, совершенно неслыханная в древнем Египте. При раскопках заупокойного храма, находившегося возле пирамиды Джосера, учёные нашли обломки нескольких статуй фараона и среди них пьедестал, на котором было написано имя Имхотепа.
    Раскопки возле пирамиды Джосера открыли целый "город мёртвых", окружавший усыпальницу фараона. Вокруг были построены мастабы - гробницы членов царской семьи и приближенных к фараону вельмож. Здесь же находился и заупокойный храм, где совершались жертвоприношения в честь умершего фараона. При раскопках храма археологами был открыт зал, украшенный самыми древними в мире колоннами. Правда, это были ещё не обычные круглые колонны, они лишь наполовину выступали из стен, но Имхотеп задолго до греческих архитекторов создал прообраз строгой и стройной дорийской колоннады.
    Заупокойный храм и пирамида были обнесены стеной из белого известняка и, по замыслу архитектора, составляли единый архитектурный ансамбль.
    Самая большая пирамида, была построена фараоном Хуфу (или по-гречески Хеопсом), жившим в XXVIII в. до н.э.
    Почти пять тысяч лет стоит эта огромная пирамида. Высота её достигала 147 м (сейчас из-за обвала вершины её высота равна 137 м), а каждая из сторон по длине составляет 233 м. Для того чтобы обойти пирамиду Хуфу кругом, нужно пройти около километра. Вплоть до конца XIX в. пирамида Хуфу являлась самым высоким сооружением на земле. Её грандиозные размеры поражали всех, кто был в Египте. Недаром первые русские путешественники, попавшие в Египет, называли пирамиды "рукотворными горами".
    Учёные подсчитали, что пирамида Хуфу была сложена из 2"300"000 огромных глыб известняка, гладко отшлифованных, причём каждая из этих глыб весила больше двух тонн. Тщательно отесанные и отшлифованные известняковые глыбы были столь мастерски пригнаны одна к другой, что в щель между двумя камнями невозможно просунуть лезвие ножа.
    Камни плотно примыкали один к другому и держались собственной тяжестью. Точность работы каменотёсов и шлифовальщиков достойна удивления, особенно если представить себе, что древние ремесленники, создавшие такие грандиозные памятники человеческого труда, пользовались ещё каменными орудиями. В каменоломнях на правом берегу Нила, недалеко от древней столицы Египта Мемфиса, тысячи рабочих добывали камень для постройки пирамиды. По обозначенным на известняковой скале границам каменного блока рабочие выдалбливали в камне глубокие борозды. Эта работа отнимала много сил и труда. Выдолбив углубления в борозде, рабочие забивали в них клинья из сухого дерева и поливали их водой. Мокрое дерево начинало разбухать, трещина увеличивалась, и глыба откалывалась от скалы. Отколотый камень вытаскивали из шахт каменоломен с помощью толстых канатов, сплетенных из папируса (такие канаты были найдены в древних каменоломнях). Известняковые глыбы затем отесывались специалистами-каменотесами здесь же на вместе. Каменотесы работали с помощью целого набора инструментов, изготовленных из дерева, камня и меди. Этот труд, конечно, был более лёгким, чем работа по добыванию камня, но и тут приходилось от зари до зари трудиться под палящим солнцем. Блоки белого облицовочного известняка на ладьях перевозили на другой берег Нила. К месту постройки их подвозили, погрузив на специальные деревянные салазки.
    Древнегреческий историк Геродот, посетивший Египет в V в. до н.э., был первым учёным, который подробно сообщил собранные им сведения о пирамидах. Труд Геродота представлял собой обширное повествование, состоящее из девяти книг, в одной из которых он описывал своё путешествие в Египет.
    По рассказу Геродота, для того, чтобы втащить наверх каменные глыбы, строилась наклонная насыпь. Впоследствии её разравнивали. По ней строители, подгоняемые палками надсмотрщиков, тянули на канатах тяжёлые камни, которые с помощью деревянного рычага устанавливали на место. Сколько людей погибало под тяжестью сорвавшейся каменной глыбы, сколько было искалечено при укладке камней, сколько умирало от непосильного труда здесь же, у недостроенных ещё стен пирамиды! И это в течение долгих двадцати лет. Когда кладка пирамиды была закончена, её ступени, закладывались облицовочными блоками. Их привозили из каменоломен, находившихся в Верхнем Египте, возле Асвана. По уступам пирамиды облицовочные блоки поднимали наверх и укладывали их сверху вниз. Затем их полировали. Под лучами южного солнца они сияли ослепительным блеском на фоне безоблачного египетского неба. Геродот рассказывает, что постройка пирамиды Хуфу длилась около двадцати лет. Через каждые три месяца менялись рабочие, число которых достигало 100"000 человек. Плети надсмотрщиков, изнурительный зной, нечеловеческий труд делали своё дело. Ведь никаких машин для поднятия двухтонных известняковых глыб не было. Всё делалось только с помощью живой человеческой силы. Даже если принять во внимание, что Геродот допустил ряд явных преувеличений и неточностей, то всё равно приведенные им цифры дают представление о грандиозном размахе работ, предпринятых Хеопсом для создания колоссальной усыпальницы.
    Всё погребальное сооружение представляло собою почти сплошную каменную кладку. Вход в пирамиду всегда находился на северной её грани, на высоте около 14 м от земли. Внутри пирамиды было несколько камер, из которых только две были погребальными. Одна, нижняя, как предполагают учёные, предназначалась для супруги царя. Вторая, несколько больших размеров (10.6 Х 5.7 м), находившаяся на высоте 42.5 м от основания пирамиды, служила усыпальницей самого фараона. В ней стоял саркофаг из красного полированного гранита. Над погребальной камерой царя одна над другой расположены пять глухих камер, предназначенных, по-видимому, для распределения давления над камерой. В толще пирамиды проложено несколько узких и длинных ходов, ведущих в камеры, находящиеся внутри пирамиды, и в камеру, вырытую под её основанием. Учёными были прослежены также и две вентиляционные щели, пронизывавшие толщу каменной кладки и шедшие из камеры самого Хеопса. При расчистке поверхности пирамиды на многих блоках были обнаружены пометки, сделанные красной краской и содержавшие имя фараона Хуфу. Части древней облицовки были открыты археологами при расчистке нижней части пирамиды, занесенной песком. Притеска облицовочных камней была так совершенна, что невозможно было сразу определить места их соединения. А при фотографировании этой облицовки исследователям пришлось специально обвести краской швы, где смыкались блоки. Можно смело сказать, что ни один из царей, правивших после Хуфу, не смог превзойти его гробницу по размерам и величию, но имя фараона, который решил прославить себя постройкой небывалой по великолепию пирамиды, в течение многих столетий было ненавистно населению Египта.

    Второй по величине после гробницы Хуфу считается пирамида фараона Хафра (Хефрена). Она на 8 м ниже, но зато менее разрушена. Верх пирамиды сохранил часть полированной облицовки. Остальные пирамиды значительно меньше, и многие из них сильно разрушились.
    Вблизи от пирамиды Хафра поднимается из песка пустыни холм. Высота его около 20 м, длина около 60 м. Приблизившись к холму, путешественники видят огромную статую, высеченную почти целиком из скалы. Это знаменитый большой сфинкс - фигура лежащего льва с человеческой головой. Лицо его потрескалось, нос и подбородок отбиты. Так мусульмане арабы покалечили статую, простоявшую тысячелетия. Арабы верили, что в статуях древних египетских богов живут злые духи, и поэтому старались уничтожить как можно больше их изображений. С таким гигантом, как большой сфинкс, справиться им было не под силу, но изуродовали они его основательно.
    "Отец ужаса" - так называют большого сфинкса жители пустыни. Наибольший страх он внушает им ночью, освещённый яркой луной, когда глубокие тени придают его чертам особую выразительность.
    В древнем Египте не всякий смертный имел право приближаться к пирамиде - этому "вечному горизонту", за который "зашёл" фараон (о фараоне не говорили, что он умер, - он "заходил" за горизонт, подобно солнцу; египетские цари называли себя сыновьями солнца). Для того чтобы желающие могли почтить память умершего фараона, не оскорбляя его величия, на некотором расстоянии от пирамиды воздвигался заупокойный храм - нечто вроде приёмной залы умершего царя. Массивные прямоугольные столбы из полированного гранита поддерживали потолок. Гранитные стены и пол здания были тщательно отполированы.
    Для того чтобы сохранить от тления тело царя, которое было обиталищем его души (у египтян она называлась Ка), его бальзамировали.
    Родственники фараона и жрецы заботились о том, чтобы умершему не грозила опасность в загробном мире, чтобы он мог свободно передвигаться внутри своей гробницы и чтобы боги приняли его как равного. Поэтому часто стены помещений внутри пирамид испещрены молитвами и заклинаниями. Особенно тщательному заклятию подвергались двери, которые вели из одного помещения в другое или из коридора в камеру. На стенах, прилегающих к дверям, помещены изображения стражей дверей-павианов, волков, львов, и заклятия против них и злых демонов, угрожающих умершему фараону. Эти тексты, обнаруженные в большом количестве, являются одним из самых древнейших произведений религиозной литературы. Учёные назвали их по месту находки "текстами пирамид".
    Заботясь о безопасности духа умершего в загробном мире, его родственники не забывали и о жизненно необходимых вещах. В особых помещениях хранились драгоценности и различные предметы, принадлежавшие фараону. Ведь древние египтяне верили, что умерший продолжает жить и после смерти, что он нуждается во всех тех вещах, которые были ему необходимы при жизни. И великолепная гробница царя служила ему домом, как при жизни домом был роскошный дворец.
    В дни праздников в память умершего фараона торжественная процессия направлялась к его пирамиде. В зале с колоннами перед изображением фараона, "воссевшего рядом с Ра", совершались моления и приносились жертвы. В эти дни в "городе мертвых" возле больших пирамид было шумно и оживлённо.
    К пирамиде - освящённому месту упокоения фараона, ставшего божеством, - простой смертный не смел приближаться. Однако богатства, наполнявшие кладовые царской усыпальницы, были большим соблазном для грабителей. Строители пирамид предусмотрели и это. Вход в склеп закрывался изнутри тяжёлым замковым камнем. После окончания погребальных церемоний из-под камня выбивались подпоры и вход в центральный покой пирамиды, где стоял великолепный гранитный саркофаг с телом фараона, замыкался навсегда.
    Такой же огромный камень, спущенный вниз по наклонному ходу в склеп, закрывал ход в коридор.
    Колодец, по которому спускались люди, после того как были замурованы все входы и выходы, засыпался. Царская могила была недоступна для людей и демонов. Фараон мог мирно покоиться под стометровой громадой пирамиды, нависшей над сводчатым склепом.
    Но все предосторожности оказались напрасными. Царские гробницы были ограблены ещё в древности, и до наших дней сохранились лишь пустые залы и сложные переходы внутри пирамид.
    Но хотя тексты пирамид восхваляли божественное могущество фараона, хотя мощные стены пирамиды надёжно укрывали погребение царя, огромные гранитные саркофаги в пирамидах царей Хуфу и Хафра пусты. Ещё в древности были разрушены храмы при пирамиде Хафра. Огромные статуи фараона Хафра были разбиты и брошены в колодец, откуда их извлекли археологи при раскопках. Было ясно, что не от времени пострадали эти великолепные статуи из тёмного твёрдого камня. Они были намеренно испорчены, разбиты на куски, искалечены.
    В Египте даже самый знатный человек не смел помышлять о постройке такого погребального сооружения, как пирамида. Только фараон, сын Солнца, мог иметь такую грандиозную гробницу. Усыпальницы знатных египтян либо вырубались в скале, либо строились из камня или кирпича. Это были невысокие прямоугольные сооружения, построенные над склепом. Гробницы египетской знати обычно теснятся вокруг пирамид, словно вельможи и после смерти хотели быть поближе к фараону.
    В этих гробницах-мастабах обычно было несколько помещений. В главном находился саркофаг с телом умершего. В одной из комнат были сложены вещи, принадлежавшие хозяину гробницы. В маленьком помещении обычно стояла статуя умершего. Стены мастаб украшались росписью или раскрашенными рельефами. Краски росписей поражают своей яркостью и свежестью. Живость и тонкость рисунка были удивительны. А ведь египетские художники работали с помощью довольно грубых кистей, сделанных из кусков волокнистого дерева. С одного конца такой кусок разбивали камнем до тех пор, пока он не размочаливался, образуя грубую бахрому. Вот такими примитивными кистями (несколько кистей с остатками красок на них найдено в гробницах) художники создавали изящные, живописные изображения, украшавшие стены гробниц.
    Здесь можно увидеть сцены повседневной жизни - жатву, посев, ремесленников и земледельцев за работой, охоту, катание по Нилу на лодке, танцы девушек, пляску воинов. Простые люди, трудолюбивые и талантливые, - такими были египетские труженики, изображенные за своими обычными занятиями.
    И не вельможи - владельцы богатых, украшенных росписями мастаб, которые хвастливо перечисляли свои заслуги перед фараоном, обессмертили себя постройкой этих гробниц, а скромные труженики, имена которых не названы в надписях.
    Они строили оросительные каналы и плотины, они высекали великолепные статуи, воздвигали прекрасные храмы, украшали стены здания замечательными рельефами, полными жизненной правды. И в этих картинах повседневной жизни они увековечили себя, свой незаметный труд, без которого не могла бы существовать вся тысячелетняя культура Египта. Сами того не зная, они сохранили до наших дней на каменных страницах стен рассказы о своей тяжелой трудовой жизни, о подневольном существовании одних и благоденствии других, о своих горестях, забавах и развлечениях.

    Последние оценки: 5 5 5 1 5 5 5 5 5 1

    Пирамида Хеопса – наследие древней египетской цивилизации, ее стараются увидеть все туристы, приезжающие в Египет. Она поражает воображение грандиозными размерами. Вес пирамиды около 4 миллионов тонн, ее высота 139 метров, а возраст – 4,5 тыс. лет. До сих пор остается загадкой, как строили пирамиды люди в те давние времена. Не известно достоверно для чего были возведены эти величественные сооружения.

    Легенды пирамиды Хеопса

    Окутанный тайнами древний Египет был когда-то самой могущественной страной на Земле. Возможно, его народу были известны тайны, которые недоступны еще современному человечеству. Глядя на огромные каменные глыбы пирамиды, которые уложены с идеальной точностью, начинаешь верить в чудеса.

    По одной из легенд пирамида служила хранилищем зерна во время великого голода. Эти события описаны в Библии (Книга Исход). Фараону приснился вещий сон, предупреждавший о череде неурожайных лет. Иосиф, сын Иакова, проданный братьями в рабство, сумел разгадать сон фараона. Правитель Египта поручил Иосифу организовать заготовку зерна, назначив его своим первым советником. Хранилища должны были быть огромными, учитывая, что из них кормились многие народы семь лет, когда на Земле был голод. Небольшое несоответствие по датам – примерно в 1 тысячу лет, приверженцы этой теории объясняют неточностью углеродного анализа, благодаря которому археологи определяют возраст древних построек.

    По другой легенде пирамида служила для перехода материального тела фараона в высший мир Богов. Удивительным фактом является то, что внутри пирамиды, где стоит саркофаг для тела, не найдена мумия фараона, которую не могли забрать грабители. Для чего правители Египта сооружали такие огромные гробницы для себя? Неужели их целью была постройка красивого мавзолея, свидетельствовавшего о величии и могуществе? Если процесс постройки занимал несколько десятков лет и требовал огромных затрат труда, значит, конечная цель возведения пирамиды была жизненно важна для фараона. Некоторые исследователи считают, что мы очень мало знаем об уровне развития древней цивилизации, загадки которой еще предстоит открыть. Египтяне знали секрет вечной жизни. Ее обретали фараоны после смерти, благодаря технологии, которая была спрятана внутри пирамид.

    Некоторые исследователи считают, что пирамиду Хеопса построила великая цивилизация еще более древняя, чем египетская, о которой нам ничего не известно. А египтяне только реставрировали уже имеющиеся древние здания, и использовали их по своему усмотрению. Им самим был неизвестен замысел предтеч, сооружавших пирамиды. Предтечи могли быть гигантами Допотопной цивилизации или обитателями других планет, прилетевшими на Землю в поисках новой родины. Гигантские размеры блоков, из которых сооружена пирамида, легче представить удобным строительным материалом для десятиметровых великанов, чем для обычных людей.

    Еще одну интересную легенду о пирамиде Хеопса хотелось бы упомянуть. Говорят, что внутри монолитного строения скрывается тайное помещение, в котором находится портал, открывающий пути в другие измерения. Благодаря порталу можно мгновенно очутиться в выбранной точке времени или на другой, обитаемой планете Вселенной. Он был тщательно скрыт строителями для пользы людей, но будет вскоре найден. Остается вопрос, разберутся ли современные ученые в древних технологиях, чтобы воспользоваться открытием. А пока, исследования археологов в пирамиде продолжаются.

    В эпоху античности, когда начался расцвет греко-римской цивилизации, древние философы составили описание самых выдающихся памятников архитектуры на Земле. Их назвали «Семь чудес света». К ним причислили Висячие сады Вавилона, Колос Родосский и другие величественные строения, сооруженные еще до нашей эры. Пирамида Хеопса, как самая древняя, стоит в этом списке на первом месте. Это чудо света единственное дошедшее до наших дней, все остальные были разрушены много веков назад.

    По описаниям древнегреческих историков большая пирамида сияла в лучах солнца, отливая теплым золотистым блеском. Она была облицована плитами известняка метровой толщины. В гладком белом известняке, украшенном иероглифами и рисунками, отражались пески окружающей пустыни. Позднее местные жители разобрали облицовку для своих жилищ, которых они лишились в результате разрушительных пожаров. Возможно, верх пирамиды был украшен особым треугольным блоком, изготовленным из драгоценного материала.

    Вокруг пирамиды Хеопса в долине расположился целый город мертвых. Полуразрушенные здания заупокойных храмов, две другие крупные пирамиды и несколько гробниц поменьше. Огромная статуя сфинкса с отбитым носом, которую недавно реставрировали, вытесана из монолитного блока гигантских размеров. Он взят из того же карьера, что и камни для постройки гробниц. Когда-то в десяти метрах от пирамиды была стена трехметровой толщины. Возможно, она предназначалась для охраны царских сокровищ, но не смогла остановить грабителей.

    История строительства

    Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, как древние люди строили пирамиду Хеопса из огромных каменных глыб. По найденным рисункам на стенах других сделано предположение, что каждый блок рабочие вырубали в скалах, а затем тащили к месту строительства по пандусу, изготовленному из кедра. История не имеет единого мнения и по поводу того, кто был задействован в работах – крестьяне для которых во время разлива Нила не было другой работы, рабы фараона или наемные рабочие.

    Сложность состоит в том, что блоки нужно было не только доставить к месту строительства, но и поднять на огромную высоту. Пирамида Хеопса до постройки была самым высоким сооружением на Земле. Решение этой задачи современные архитекторы видят по-разному. По официальной версии для подъема использовались примитивные механические блоки. Страшно представить, сколько людей погибло при строительстве таким методом. Когда рвались веревки и ремни, державшие глыбу, она могла раздавить десятки людей своим весом. Особенно тяжело было установить верхний блок постройки на высоте 140 метров над землей.

    Некоторые ученые предполагают, что древние люди обладали технологией управления земной гравитацией. Блоки весом более 2 тонн, из которых построена пирамида Хеопса, могли перемещаться при таком методе с легкостью. Строительство выполнялось наемными рабочими, знавшими все секреты ремесла, под предводительством племянника фараона Хеопса. Не было человеческих жертв, непосильного труда рабов, только строительное искусство, достигшее высочайших технологий, которые нашей цивилизации недоступны.

    Пирамида имеет основание одинаковое с каждой стороны. Его длина равна 230 метров и 40 сантиметров. Удивительная точность для древних необразованных строителей. Плотность кладки камней настолько велика, что между ними невозможно просунуть лезвие бритвы. Площадь в пять гектаров занята одним монолитным строением, глыбы которого соединены особым раствором. Внутри пирамиды несколько ходов и камер. Имеются вентиляционные отверстия, выходящие на разные стороны света. Предназначение многих внутренних помещений остается загадкой. Грабители вынесли все ценное задолго до того, как в гробницу вошли первые археологи.

    В настоящее время пирамида внесена в список культурного наследия Юнеско. Ее фото украшает многие египетские туристические проспекты. В XIX веке власти Египта хотели разобрать огромные монолитные блоки древних сооружений для строительства дамб на реке Нил. Но затраты труда намного превосходили выгоды от работы, поэтому памятники древней архитектуры стоят по сей день, восхищая паломников долины Гиза.

    Семь чудес Древнего мира - список прославленных античных памятников, составленный древними историками и путешественниками, в том числе «отцом истории» Геродотом.

    Список неоднократно редактировался, и его классический вариант был сформирован 2,2 тыс. лет назад благодаря стараниям Филона Византийского. В список «Семи чудес Древнего мира» вошли: пирамида Хеопса, «висячие сады» Семирамиды, статуя Зевса Олимпийского, храм Артемиды в Эфесе, мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский и маяк на о. Фарос в Александрии.

    Пирамида Хеопса, Египет

    Пирамида Хеопса, или Большая пирамида является единственным из 7 чудес света, сохранившихся до наших дней. Возраст сооружения - 4500 лет. 120 тысяч египтян в течение 20 лет в поте лица воздвигали грандиозную фараонову усыпальницу. Пирамида Хеопса сложена из 2,5 миллионов блоков весом по 2,5 тонны каждый. Без использования цемента и других скрепляющих веществ блоки настолько плотно подогнаны друг к другу, что зазор между ними не превышает 0,5 мм.

    Первоначально пирамида имела высоту 147 метров, но и сегодня, когда её вершина разрушена, а самая высокая точка находится на отметке 138 метров, усыпальница Хеопса по-прежнему производит величественное впечатление. Почти 4000 лет, до XIV века нашей эры Пирамида Хеопса носила титул высочайшего сооружения в мире.

    Висячие сады Семирамиды, Азия

    Около 600 г. до н.э. на территории современного Ирака шумел древний Вавилон. Своего наивысшего расцвета город достиг при царе Навуходоносоре II, который заключил военный союз со своим главным врагом - Ассирией и породнился с мидийским царём Киаксаром, женившись на его дочери Амитис (Семирамиде). Для своей жены царь приказал разбить знаменитые «висячие сады». Сады размещались на четырёхъярусной площадке, напоминающей вечноцветущий зелёный холм. Основание террас было сложено из каменных блоков, покрытых слоем камыша и залитых асфальтом. Затем шёл двойной слой кирпича, ещё выше - свинцовые пластины, предотвращающие просачивание поливной воды. Поверх этой конструкции был уложен плодородный слой почвы, на котором выращивали деревья, пальмы, цветы. Великолепные сады, вознесённые на большую высоту, казались настоящим чудом света в знойной, пыльной Вавилонии.

    Статуя Зевса, Олимпия, Греция

    В 435 году до н. э. в Олимпии - одном из святилищ Древней Греции - был построен величественный храм в честь повелителя богов - Зевса. Внутри храма помещалась огромная 20-метровая статуя бога-олимпийца, восседающего на троне. Скульптура была изготовлена из дерева, поверх которого наклеивались пластины из слоновой кости, имитирующей верхнюю обнажённую часть тела Зевса. Одежда и обувь бога покрыты золотом. В левой руке Зевс держал скипетр с орлом, а в правой - статую богини победы.

    Храм Артемиды, Эфес, Турция

    Храм Артемиды был построен в 560 г. до н.э. царем Лидии Крезом в городе Эфесе на побережье Малой Азии. Огромный беломраморный храм обрамляли 127 колонн высотой 18 метров. Внутри находилась статуя Артемиды - богини плодородия, изготовленная из золота и слоновой кости. В 356 году до н.э. один тщеславный житель Эфеса - Герострат поджёг храм, решив таким образом прославиться и увековечить своё имя. Святилище Артемиды было отстроено заново, но в 263 году его разрушили и разграбили готы.

    Мавзолей в Галикарнасе, Турция

    Правитель Карии Мавсол ещё при жизни в 353 году до н.э. начал строительство собственной усыпальницы в Галикарнасе (современный Бодрум, Турция). Грандиозное погребальное сооружение высотой 46 метров, опоясанное 36 колоннами и увенчанное изваянием колесницы, произвело столь сильное впечатление на современников, что с тех пор все монументальные гробницы стали называть мавзолеями по имени царя Мавсола.

    Колосс Родосский, Греция

    Гигантская статуя древнегреческого бога солнца Гелиоса была установлена у входа в Родосский порт в 292 - 280 гг. до н. э.. Стройный юноша-бог, изваянный в полный рост, держал в руке факел. Между ног статуи проплывали корабли. Всего 65 лет Колосс Родосский простоял на своём месте: в 222 г. до н.э. его разрушило землетрясение. Обломки скульптуры перевозили на 900 верблюдах.

    Александрийский маяк, Египет

    В список семи древних чудес света входят самые известные памятники искусства Древнего мира. За красоту, уникальность и техническую сложность они получили названия чудес. Список менялся со временем, однако число входящих в него чудес оставалось неизменным. По некоторым версиям, автором классической версии списка считается древнегреческий инженер и математик Филон Византийский, живший в III веке до н. э.

    О каждом из этих чудес мы уже рассказывали отдельно, потому советуем Вам также проследовать по ссылкам в статье, где доступно множество полезной информации. Отдельное внимание уделим Египетским пирамидам - первом чуде света, рассказав о каждой из пирамид:

    Возглавляют список Древних семи чудес света Египетские пирамиды, что не удивительно, так как они являются единственным из чудес света, сохранившимся до наших времен. Эти каменные сооружения стали величайшими памятниками древнеегипетской архитектуры. Они служили усыпальницами для египетских фараонов и должны были обеспечить вечное жилье для бессмертного духа правителей. Период строительства пирамид относится к II-III тысячелетиям до нашей эры. За это время было построено более сотни этих сооружений. Самой крупной из них является пирамида Хеопса. Ее изначальная высота равнялась 146,6 м, а длина боковой грани - 230,33 м. Однако время и землетрясения несколько изменили ее облик, и к настоящему моменту высота этого величественного сооружения достигает лишь 138,8 м, а длина боковой грани ~ 225 м. Остальные египетские пирамиды существенно уступают ей в размерах.

    Спустя тысячу лет после его создания в 1550-1397 гг. до н.э. Сфинкс был погребен под песками пустыни. На стеле, находящейся между передними лапами Сфинкса, вырезан рассказ. В нем описывалось, как охотившийся здесь юный принц Тутмос заснул в тени каменного туловища. Во сне к нему явился Сфинкс в образе Гора и предсказал принцу будущее восшествие на престол и попросил освободить его от песка. Когда Тутмос через несколько лет оказался на троне под именем фараона Тутмоса IV, он вспомнил свой сон и осуществил первую реставрацию. Не считая естественной эрозии, самый серьезный вред причинили Сфинксу мамлюки, которые отбили ему нос выстрелом из пушки (мусульмане крайне негативно относились к изображению человека). Окончательно статуя была очищена от песка в середине 1920-х гг.

    Статуя 57 м длиной и 20 м высотой, ширина лица 4,1 м, высота лица 5 м - изображает фараона, который соединяет в себе могущество человека, бога и льва. В то же время Сфинкса считают начальником стражи некрополя, он отождествлялся с богом Гором




    Пирамида Хеопса, второго фараона IV династии. Эта пирамида до сих пор остается самым большим архитектурным творением рук человеческих. В основании она представляет собой квадрат со стороной 227,5 метров. Высота при строительстве - 146,6 метров, а сейчас пирамида на 9 метров ниже: верхние камни упали во время землетрясений. На сооружение пирамиды (а оно было закончено около 2590 года до н.э.) ушло 2,3 миллиона каменных блоков весом две с половиной тонны каждый. Общий объем пирамиды составляет 2,34 млн. кубометров. Грани пирамиды ориентированы по сторонам света, а угол наклона их к основанию равен 51o52". Вход находится с северной стороны. Отдельные блоки, по словам арабского историка Абдель Латифа (XII в.), настолько точно подогнаны друг к другу, что между ними нельзя просунуть лезвие ножа.


    Внутри пирамиды Хеопса нет ни надписей, ни украшений. Там находятся три погребальные камеры. Погребальная камера фараона представляет собой комнату длиной около 11 метров, шириной пять метров и высотой почти шесть метров. Стены усыпальницы отделаны гранитными плитами. Саркофаг из красного гранита пуст. Ни мумия фараона, ни погребальная утварь не были найдены. Предполагают, что пирамида была разграблена еще в глубокой древности.


    Вторая по величине древнеегипетская пирамида. Расположена рядом с Великим Сфинксом, а также пирамидами Хеопса (Хуфу) и Микерина на Плато Гиза. Построенное в середине XXVI века до н. э. сооружение высотою в 143,5 м получило название Урт-Хафра.Основание пирамиды представляет собой квадрат со сторонами 215,16 метров (то есть 410 локтей); погрешность от идеального квадрата составляет не более 8 см. Параллельное сближение является практически идеальным и равно 1’15". Боковые грани ориентированы по четырем сторонам света с погрешностью не более 5’26".


    Высота: 105,07 м (~ 200 королевских локтей) Длина стороны основания: 188,60 м (~ 360 королевских локтей) Периметр: 754,4 м; Площадь: 35 570 м2 Объем: 1 237 040 м3 Угол наклона: 54°34" и 43°21"

    Ломаная пирамида - египетская пирамида в Дахшуре, возведение которой приписывается фараону Снофру (XXVI в. до н. э.) Южная пирамида в Дахшуре носит название «ломаной», «срезанной» или «ромбовидной» за свою неправильную форму. Она отличается от других пирамид Древнего царства тем, что имеет вход не только на северной стороне, что было нормой, но также и второй вход, который открыт выше, на западной стороне. Северный вход расположен на высоте примерно 12 м над уровнем земли, ведёт в наклонный коридор, который опускается под землю в две комнаты с выступами. Из этих двух комнат, через шахту ведет проход в другую маленькую камеру, которая тоже имеет выступ в виде крыши. Входы на северной стороне пирамиды делали во время Древнего царства. Это было связано с религиозными верованиями древних египтян. Почему здесь появилась потребность во втором, западном, входе - это остаётся загадкой. В этой пирамиде не обнаружено и следа присутствия саркофага, который был бы расположен в этих комнатах. Имя Снофру было написано красной краской в двух местах в «ломаной» пирамиде. Его же имя найдено на стеле, которая стояла внутри ограды малой пирамиды. Для объяснения нестандартной формы пирамиды немецкий египтолог Людвиг Бурхардт (1863-1938) предложил свою «теорию приращивания». Согласно ей, царь умер неожиданно и угол наклона граней пирамиды был резко изменен с 54 градусов 31 минуты до 43 градусов 21 минуты, чтобы быстро закончить работу. Курт Мендельсон предложил альтернативу: пирамида в Медуме и южная пирамида в Дахшуре были построены одновременно, но случилась авария в Медуме - возможно, после дождей обшивка обрушилась - и этот инцидент заставил спешно изменить угол наклона сторон пирамиды в Дахшуре, когда она была построена уже наполовину.


    Расположенная по дороге в Файюм, примерно в 100 км к югу от Каира. По форме нестандартна. Состоит из 7 ступеней, из которых сегодня видны только 3. Сложена из известняковых блоков. Была построена для фараона Хуни, последнего правителя III династии. Его сын Снофру расширил и увеличил пирамиду, добавив 8-ую ступень и сделав стороны пирамиды гладкими.

    Размер основания 144 м Высота (первоначально) 93,5 м Высота (сегодня) 65 м Наклон 51°50"35.


    В 393 году римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры как языческое мероприятие. В начале V века статуя Зевса была перевезена в Константинополь, где через некоторое время погибла в результате пожара.

    Древнее чудо света №4. Храм Артемиды в Эфесе


    В 550 году до нашей эры в городе Эфесе, расположенном в Малой Азии, было завершено строительство храма, посвященного богине Артемиде. Это было большое белокаменное здание, однако история не сохранила его подробного описания. В 356 до н.э. житель Эфеса по имени Герострат сжег храм Артемиды для того, чтобы прославить свое имя. Однако уже к началу III века н. э. на месте сгоревшего храма был построен новый. Второй храм Артемиды по размерам превосходил предыдущий. Его ширина равнялась 51 м, а длина - 105 м. Крышу храма поддерживали 127 18-метровых колонн, установленных в 8 рядов. Внутри храма были установлены статуи его строителей - Праксителя и Скопаса.



    В конце IV века нашей эры храм был закрыт по приказу римского императора Феодосия I, а затем частично разобран для новых построек.

    Древнее чудо света №5. Мавзолей в Галикарнасе


    Эта гробница была построена в середине IV века до н. э. в городе Галикарнасе, находившемся на территории современной Турции. Она стала усыпальницей для царя Мавсола, правителя одной из областей Малой Азии, и по его имени названа мавзолеем. Гробница Мавсола - это кирпичное здание, облицованное белым мрамором. Римский писатель и историк Плиний Старший утверждал, что длина этого сооружения равнялась 60 м, а высота - 46 м.


    Этот мавзолей просуществовал почти две тысячи лет и был окончательно уничтожен только в XVI веке, когда рыцари-иоанниты разобрали его остатки на строительство крепости.

    Древнее чудо света №6. Колосс Родосский


    В III веке до нашей эры эта гигантская статуя была установлена на греческом острове Родос. Работа над ней продолжалась около 20 лет. Итогом стала глиняная статуя с металлическим каркасом, отделанная бронзовыми листами и изображавшая бога солнца Гелиоса. Высота этого колосса, стоявшего на белом мраморном постаменте, почти достигала 36 м. На его изготовление было потрачено около 13 тонн бронзы и 8 тонн железа.

    Приблизительно в 280 году до нашей эры на маленьком средиземноморском острове Фарос, расположенном около порта Александрия, было завершено строительство первого в мире маяка. На эту работу ушло около 20 лет. Высота Александрийского маяка равнялась 135 м, а свет от него был виден на расстоянии, превышающем 60 км. На вершине маяка постоянно горел костер, свет от которого при помощи отполированных бронзовых пластин направляли в море. Днем ориентиром для мореходов служил столб дыма.


    В XII веке н. э. Александрийская бухта перестала использоваться из-за заполнения илом, и Фаросский маяк утратил свое значение. В XIV веке он был поврежден землетрясением, а затем разобран мусульманами для постройки крепости.

    0 13268

    Это выражение часто употребляется в повседневной жизни. Подчеркивая несопоставимые достоинства какого – либо научного открытия, грандиозность сооружения или неповторимость и гениальность произведения искусства, почти всегда употребляют данное выражение.

    Наследие прошлого хранит свою память в семи чудесах света: египетских пирамидах в Египте, висячих садах Семирамиды в Вавилоне, храме Артемиды в Эфесе, статуе Зевса в Олимпии, Мавзолее в Геликарнасе, Колосс Родосском в Родосе, Александрийском маяке в Александрии.

    Эти грандиозные творения вызывали и вызывают восхищение людей техническим совершенством и художественной неповторимостью. Впервые семь чудеса света определил и описал в своих трудах Филон. К сожалению, не все сооружения дошли до нашего времени.

    Египетские пирамиды (2550 г. до н. э.)

    Египетская земля до сей поры полна древних загадок . Поразительные научные открытия совершают ученые и в наше время на египетских землях, главным образом, в ее храмах и гробницах. Однако, неповторимым чудом Египта были и остаются пирамиды – созданные искусственно горы, хранящие под своими сводами усыпальницы древних египетских царей. Среди безжизненных песков пустыни, пирамиды поражают своей строгостью очертаний, размерами. Находясь у подножия пирамиды, невозможно себе даже вообразить, как эти огромные, колоссальные каменные горы создавались руками людей. Удивительно, что сложены пирамиды из отдельных отесанных каменных блоков.

    Тысячи рук подневольных рабов, египтян создавали эти огромные каменные сооружения, которые должны были скрывать под своими сводами мумифицированные тела египетских царей. Гробницы навеки заковали в себе бессмертные духи фараонов, когда - то правивших на египетских землях.

    Висячие сады Семирамиды (600 г. до н. э.)

    Висячие сады Вавилона были разбиты по приказу правителя Вавилона Навуходоносора I во дворце в честь своей жены - мидийской царевны. Эти сады создавались во времена существования "Одиссея" и строительства греческих городов, находясь ближе к древнему миру Египта, нежели к миру Греции. Висячие сады Вавилона знаменовали забвение великой империи, современницы древнего Египта. Но если пирамиды, несмотря на прошедшие века, сохранились до сегодняшнего времени, то висячие сады канули в лету наряду с Вавилоном.

    Храм Артемиды в Эфесе (550 г. до н. э.)

    Храм Артемиды Эфесской возводился многократно. И причины тому были разные: первые постройки из дерева быстро ветшали, приходя в негодность, сгорали в пожарах или разрушались основательно от частых землетрясений. По этой причине на рубеже VI века до нашей эры не жалея средств и времени , решено было строить прекрасную обитель для покровительницы-богини. К тому же, в таком грандиозном строительстве соседние государства и города пообещали оказать помощь. В своем описании храма Плиний говорит, что сто двадцать семь царей принесли в дар столько же колонн, возведенных при строительстве вокруг храма".

    Стало ясно, что строительство храма объединило в общем деле такое большое количество соседних с Эфесом государств и городов.

    Статуя Зевса в Олимпии (435 г. до н. э.)

    В своем роде единственным чудом света, которое попало на Европейский материк, стала статуя Зевса Олимпийского. Греки не удостоили ни один из храмов Эллады достойного звания чуда. В качестве чуда греки выбрали Олимпию. Они запечатлели не святилище и не храм, а только статую, которая стояла внутри. Бог Зевс напрямую был связан с Олимпией. Местные жители отлично помнили, что именно здесь бог Зевс сразил в бою жаждущего крови Крона, своего родного отца, который боясь, что сыновья захватят его власть, начал их пожирать.

    Мавзолей в Галикарнасе (351 г. до н. э.)

    Мавзолей в Галикарнасе – это чудо света было построено лучшими мастерами того времени, являясь памятником любви наряду с Вавилонскими садами или индийским Тадж-Махал. Однако, в отличие от мидийской царевны, не способной причинить вред человечеству, Мавсол приобрел «темную» репутацию своими действиями. Проспер Мериме в своем труде описывал, что Мавсол выжимал последние соки из народов, находящихся в его власти, стараясь извлечь прибыль из всего. К примеру, при нем был введен налог на погребение, налог на волосы. Гробница Мавсола стала последней, причисленной к семи чудесам света.

    Колосс Родосский (между 292 и 280 гг. до н. э.)

    В 304 году до нашей эры, стоя на изувеченных длительной осадой стенах, жители маленького островка, находящегося у берегов Малой Азии, наблюдали за уплывающими вдаль кораблями наследника империи Александра Македонского. Колосс возводился на самом берегу гавани искусственного холма, облицованного белым мрамором. Строительство статуи велось двенадцать лет. Удивительно, что за это время никто не видел статуи. Причиной тому служил способ строительства: как только на каркасе статуи закреплялся новый пояс из бронзовых листов, то вокруг колосса возводили насыпь, чтобы строителям было удобнее подниматься наверх.

    И только после того, как насыпь убрали, жители города лицезрели на своего бога-покровителя. Золотой венец украшал его голову. В лучах солнца сверкающая статуя была видна за сотню миль от Родоса. Очень быстро слава о нём разбежались по всему античному миру. Однако, спустя всего полвека случилось сильное землетрясение, которое почти до основания разрушило Родос вместе с колоссом.

    Александрийский маяк (303 г. до н. э.)

    Александрийский маяк – последнее чудо света, связанное с именем Александра Македонского. Маяк был построен по подобию трёхэтажной башни. Высота маяка составляла 120 метров, что делало его неоспоримым "соперником" египетским пирамидам. В идеально круглой башне, обнесённой колоннами, на третьем этаже поддерживали горение огромного костра, который отражался в хитрой системе зеркал. Спиральная лестница, такая пологая и широкая, что по ней въезжали повозки на стометровую высоту, служила главным образом для доставки дров на третий этаж.

    Маяк выполнял несколько функций: был крепостью-форпостом Александрии, а так же наблюдательным постом – позволял разглядеть флот врага задолго до появления его у стен города. Падение римской империи привело в негодность маяк, он погас, верхняя башня обвалилась спустя столетия, стены нижнего этажа были разрушены в результате землетрясения в XIV веке. Остатки древнего маяка были встроены в турецкую крепость, существующую поныне.

    Публикации по теме