Что происходит с самолетом во время. Мрачные секреты авиакомпаний, которыми они ни за что не поделятся с пассажирами! Что должны сделать пассажиры

» добрались до киноэкранов. Давайте обсудим, как концовка, описанная в первоначальном сценарии фильма, отличается от той, что мы видели в кинотеатрах.

«Пассажиры» - история создания

В 2007 году «Пассажиры» заняли место в блэклисте - списке лучших сценариев Голливуда, не получивших экранизации. В течение долгих лет после этого студии присматривались к сценарию, звучали громкие имена актеров, якобы приписанных к проекту (Киану Ривз, Эмили Блант), делались оценки бюджета (около 35 миллионов долларов), однако до съемок дело так и не дошло. В конечном счете Sony Pictures приобрела права на экранизацию на аукционе и назначила режиссером «Пассажиров» . На реализацию проекта было выделено 110 миллионов долларов, а на главные роли приглашены Крис Пратт и Дженнифер Лоуренс. И теперь, наконец, фильм попал в кинотеатры. Впрочем, реакция критиков и зрителей на него оказалась противоречивой.

Сюжет фильма прост: два пассажира космического корабля выходят из анабиоза на 90 лет раньше запланированного срока. Надо сказать, что промо-материалы «Пассажиров» создавали впечатление о фильме, несколько отличающееся от того, с чем зритель сталкивался, придя в кино. В была опущена этическая дилемма, с которой столкнулся главный герой.

«Пассажиры» - аморальное решение Джима

Джим проснулся на 90 лет раньше необходимого. Не имея возможности вновь погрузиться в анабиоз, он ведет праздный образ жизни на борту роскошного корабля. Осознав горькую перспективу умереть в одиночестве, Джим подумывает о самоубийстве. Однако герой находит другое решение проблемы: он выводит из гибернации другую пассажирку « » - Аврору, тем самым, обрекая ее на ту же участь. Конечно, Джим ничего не рассказывает Авроре о причинах ее преждевременного пробуждения. Тем не менее, понятно, что девушка со временем докапывается до истины. Поступок Джима достоин осуждения, о чем сценаристу фильма Спэйтсу напомнили во время интервью io9, и вот, что ответил автор сценария:

Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе - телеграм-канал @SciFiNews , авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы - разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов ». Подписывайтесь, чтобы потом не искать - @SciFiNews . Однако вернемся к нашей теме…

«Это является центральной темой фильма. Я думаю, это хорошо, когда фильм побуждает зрителей к спору о том, как бы они поступили в схожей ситуации. Я не считаю, что фильм одобряет действия Джима или освобождает его от ответственности. Картина беспристрастна. Помещение героев в непростые обстоятельства делает фильм увлекательным».

Трудно спорить с тем, что аморальное решение, которое принимает Джим в начале фильма - самое интересное, что есть в «Пассажирах».

«Пассажиры» - концовка, которая могла бы быть

Авторы фильма, несомненно, могли найти способ всесторонне проанализировать этический казус Джима, а не сводить всю историю к беготне по рушащемуся кораблю. Третий акт фильма - это чистый экшн, который можно трактовать, как попытку уклониться от решения вопроса, поставленного в начале ленты.

Критик издания Indiwire Дэвид Эрлих предложил лучший финал «Пассажиров». По мнению Эрлиха, Джим должен был умереть в третьем акте, а Аврора, оплакав потерю и изрядно настрадавшись от одинокой жизни на корабле, поняла бы, что ей как воздух необходимо разбудить еще кого-нибудь из пассажиров «Авалона». При такой концовке нравственная проблема, высвеченная в начале фильма, получила бы достойное разрешение. Эрлих также допустил, что картину можно было закончить в духе «Сумеречной зоны», оставив финал открытым: решение Авроры можно было не раскрывать, предложив зрителям самостоятельно спрогнозировать ее выбор.

Еще один вариант улучшения сценария - превращение «Пассажиров» в триллер, а главного героя - в главного злодея. Представим сюжет, в котором навязчивый обожатель (Джим) и предмет его страсти (Аврора) оказываются вдвоем в замкнутом пространстве звездолета. Джим не может принять тот факт, что Аврора не испытывает к нему симпатии. Кроме того, девушка не может простить ему своего преждевременного пробуждения. Сначала мы считаем Джима хорошим парнем, который совершил дурной поступок, но постепенно он становится все более агрессивным в своих «подкатах» в Авроре, и это по-настоящему страшно. Аврора приходит к выводу, что если она не остановит Джима, то дело для нее не закончится ничем хорошим…

«Пассажиры» - концовка, которая есть

В театральной версии фильма Джим идет на подвиг, чтобы предотвратить уничтожение корабля. В итоге он оказывается в открытом космосе - трос, который связывает Джима с «Авалоном», разрывается. Аврора не успевает вовремя вернуть героя на корабль, и он погибает. Тем не менее, девушка не сдается и тащит Джима в автодок. Чудо-устройство приводит Джима в чувства. Аврора счастлива, что парень жив, и больше не сердится на него. Позже Джим обнаруживает, что автодок может вернуть одного человека в анабиоз на время, оставшееся до прибытия корабля в пункт назначения. Однако Аврора решает, что лучше прожить всю жизнь на «Авалоне» вместе с Джимом, чем продолжить путешествие.

«Пассажиры» - концовка из первоначального сценария

Блог Slashfilm раскопал в Сети исходный вариант сценария «Пассажиров». За десять лет, прошедших с появления идеи «Пассажиров» до выхода фильма, сценарий претерпел множество изменений. Насколько Джон Спэйтс изменил сюжет? Думаем, на 85-90%. Какова же была концовка фильма в оригинальном сценарии?

Отличия эти касаются не только окончания картины, но и остальных актов. Например, Гас (Лоуренс Фишберн) изначально умирал иначе. Он стремился починить корабль, даже ценой своей жизни. Пострадав слишком сильно, он предпочитает покончить жизнь самоубийством, выйдя в открытый космос через шлюзовую камеру без скафандра. Впрочем, это не слишком сильно отличается от того, что мы видели в фильме.

«Реальная веселуха» начинается, когда главный компьютер «Авалона» перезагружается. Перезапущенная электроника решает, что корабль уже добрался в пункт назначения, и начинает массово «выплевывать» капсулы со спящими пассажирами прямо в открытый космос. Джим бежит на палубу с капсулами и пытается остановить этот процесс, но попытка оказывается безрезультатной. Тогда герой Криса Пратта мчится в отсек с капсулами членов экипажа и в последний момент успевает разбудить капитана.

Джим и Аврора с грустью смотрят через окно на пять тысяч капсул, плавающих в открытом космосе. Аврора говорит, что если бы Джим не разбудил ее, то она кружилась бы снаружи вместе с остальными пассажирами «Авалона». Получается, что поступок Джима, который все вначале осудили, был не таким уж плохим. Тем не менее, Джим, прерывая гибернацию Авроры, не знал, что все обернется именно так, а потому он все еще не загладил вины.

Джим и Аврора понимают, что любят друг друга и отправляются на прогулку по внешней обшивке корабля. На этом история этой пары заканчивается, но не заканчивается сам фильм. Проходит 88 лет и «Авалон» прибывает в пункт назначения. На корабль прибывают обитатели колонии, чтобы познакомиться со вновь прибывшими. Двери открываются, и из «Авалона» выходит множество детей и взрослых людей. Но откуда появились эти новые пассажиры на звездолете? В начале сценария Аврора находит на корабле генетический банк, содержащий 5 тысяч замороженных сперматозоидов и яйцеклеток, взятых у пассажиров судна. «Хорошо, что они сделали это», - говорит Аврора. - «Когда корабль прибудет в конечный пункт, эта маленькая капсула в морозильнике будет всем, что от меня останется». Оказывается, Джим и Аврора запустили процесс выращивания людей из клеток, оставшихся в генетическом банке.

Полеты многотонной железной птицы - это ли не магия? Незнание порождает страх перед неизвестным. Поэтому многие пилоты и другие работники авиакомпаний с удовольствием рассказывают, чего действительно стоит опасаться и почему самолеты - это прекрасно!

Мы выбрали 16 понятных ответов на самые волнительные и сложные вопросы, которые интересуют каждого, кто хотя бы раз в жизни видел самолет.

16. Как попасть к пилотам, если их дверь заблокирована изнутри?
Есть специальный код, который набирает бортпроводник, чтобы попасть в кабину пилотов. Это нужно для случаев, когда, например, оба пилота потеряли сознание. Командир перед рейсом узнает код и сообщает его экипажу. После введения кода дверь в течение минуты откроется, но только если пилоты не предпримут никаких действий. Если пилот видит через видеокамеру, что у двери стоит не член экипажа, то полностью блокирует дверь, и злоумышленнику внутрь никак не попасть.

15. Пилотам можно носить пышные усы или пирсинг?

Борода, пышные усы, пирсинг и любые другие украшения и «наросты» на лице мешают пилоту использовать кислородную маску, которая должна плотно прилегать к лицу. Поэтому лицо пилота всегда чистое, иногда допускается легкая небритость. Иначе создается ситуация, которая ставит под угрозу жизни пассажиров.

14. Что будет, если все двигатели выйдут из строя?


Во время каждого полета самолет переходит на режим, при котором двигатели работают на нулевой тяге. Если в машине с механической коробкой передач перевести рычаг в нейтральное положение, спускаясь по горке, будет то же самое. Полный отказ двигателей случается крайне редко, и на этот случай есть особая инструкция для их перезапуска.

Но и без двигателей самолет может сесть на планирующем спуске. Самый известный случай произошел с Boeing 747 над Явой в 1982 году, когда самолет попал в облако пыли от извергающегося вулкана и все 4 двигателя отказали. Экипаж сумел посадить борт в ближайшем аэропорту, и никто из 263 человек не пострадал.

13. На какое время рассчитаны кислородные маски?

Маски пассажиров рассчитаны на 10–15 минут. Этого времени достаточно, чтобы пилот опустил самолет на высоту, где можно нормально дышать. У пилота собственная стационарная кислородная маска, рассчитанная на большее время - чтобы спустить и даже посадить самолет, не теряя концентрации. Перед каждым полетом пилоты проверяют работоспособность своих масок.

12. Пилоты спят за штурвалом?

Примерно 56 % пилотов случайно засыпают во время полета, хотя лучше сказать могут задремать. К счастью, современные самолеты практически все время работают в режиме автопилота, а диспетчеры требуют от пилотов постоянной обратной связи.

На дальних рейсах могут работать сразу два экипажа или три пилота, сменяя друг друга с перерывом на отдых. Пилот, отработав смену, спит в специальной каюте. Важно, чтобы экипаж был постоянно на связи с диспетчерами и хотя бы один пилот контролировал полет.

11. Почему самолет уходит на второй круг?

Это штатная ситуация. Самолет может уйти на второй круг по разным причинам, например на посадочной полосе какой-то предмет или животное, дует сильный боковой ветер или аэропорт временно закрывают для срочной посадки спецборта.

Пассажиры волнуются, потому что самолет перед долгожданной посадкой вдруг резко набирает высоту, но на самом деле все под контролем - это стандартный способ ухода на второй круг.

10. Какое гражданство получает ребенок, родившийся в самолете?


Существует несколько вариантов. Это будет паспорт:

  • страны, где зарегистрирована авиакомпания самолета, на котором произошли роды;
  • страны, над которой он родился;
  • страны, где самолет совершил посадку.
В большинстве случаев на практике получается первый вариант, но решение принимает авиакомпания, учитывая действующее законодательство. Некоторые авиакомпании в подарок предоставляют малышам бонус: возможность летать бесплатно на своих самолетах в любую точку мира всю жизнь.

9. Самолет может приземлиться на автопилоте?


В современных самолетах системы управления ведут самолет по маршруту с высоты в 300 метров и практически до полного приземления на взлетно-посадочной полосе. Во время приземления можно использовать автоматическую посадку, но пилоту необходимо активировать этот режим и следить за ним, задавая определенные конфигурации для посадки.

Уже перед непосредственной посадкой на полосу самолет направляет курсо-глиссадная система: радиомаяк аэропорта ведет самолет, корректируя его путь. Эта система работает, даже если полностью обесточить самолет.

8. Жесткая посадка на воду или на землю - что безопаснее?

Это зависит от модели самолета, но в большинстве случаев легче садиться на землю. Вода не только быстро затопит самолет, но оказывается «жестче» земли из-за своей плотности и консистенции. Согласно статистике, при жесткой экстренной посадке на землю шансы выжить выше.

7. Как питаются пилоты во время рейса?

Для пилотов готовят отдельное меню с несколькими блюдами на выбор: если командир захочет курицу, то второму пилоту достанется на обед рыба или мясо. Это лучший способ избежать отравления одинаковыми продуктами. Пилоты питаются по очереди, некоторые прямо за штурвалом за специальными столиками.

Но есть авиакомпании, где это правило не соблюдают и пилоты могут получить такую же порцию еды, как и пассажиры.

6. Почему иногда пилоты летят в салоне с пассажирами?


Иногда в рамках работы пилоты летают с пассажирами из одного аэропорта в другой. Если они находятся на борту в форме, то при пассажирах им категорически запрещено спать, есть или смотреть фильмы в наушниках. Вид пилота в форме при таких занятиях может ввести в заблуждение и привести к панике среди пассажиров. Но чаще пилоты в форме летят на запасных креслах в кабине пилотов или в первом классе.

5. Что страшнее - врезаться в птицу, попасть под град или получить удар молнии?


Молния часто попадает в самолет, но пассажиры даже не замечают этого. В крайне редких случаях это может привести к обесточиванию самолета. На этот случай у пилотов есть несколько инструкций, которые буквально перезагружают электронику на борту, и полет продолжается в обычном режиме.

Птицы представляют большую опасность, чем кажется. Из-за попадания в вентилятор или турбину возможны разрушение, отказ и даже возгорание двигателя. Не каждое лобовое стекло переживет столкновение с птицей. Поэтому в аэропортах используют шумовые генераторы, соколов и даже вертолеты, чтобы отпугивать птиц.

Не менее опасен град, но агрессивные метеоусловия самолету легче обнаружить и облететь.

4. Зачем на турбинах нарисованы спиральки?


Турбина может работать, практически не издавая звуков. Если к ней подойти в этот момент, вас отбросит на несколько метров и вы получите серьезные травмы. Из-за ряда несчастных случаев теперь принято обозначать спиралями или иными знаками середину турбины, чтобы было видно, работает двигатель или находится в покое.

3. Обычный человек сможет посадить самолет?

Если это современный лайнер, то шансы есть. Недавний опыт на тренажере показал, что стюардесса справилась с этой задачей на отлично. Во многом это заслуга компьютерных систем, которые направят и посадят самолет, при условии что по связи человеку в кабине будут подсказывать алгоритм действий.

2. Почему пассажирам не выдают парашюты?


Это звучит странно, но парашют вряд ли спасет вам жизнь, если самолет начнет падать. Большинство людей даже в спокойном состоянии не смогут его надеть и безопасно приземлиться, а чтобы выпрыгнуть из самолета и не пострадать, воздушное судно должно лететь медленно на высоте не более 5 км над землей.

Но есть отчаянные пассажиры, которые берут с собой парашют в ручную кладь. Можно последовать их примеру, правда, собственный парашют стоит как дорогая иномарка.

1. Пилоты не боятся летать?

Крупнейшая авиакатастрофа в истории произошла не в небе, а на земле. В 1977 году на взлетно-посадочной полосе столкнулись два авиалайнера, в результате чего погибли 583 человека. Авиакатастрофы в небе случаются редко. По статистике, большинство инцидентов происходят в первые 3 минуты после взлета и за 8 минут до приземления. Но даже попав в авиакатастрофу, 95,7 % людей выживают.

Если вы хотите повысить свои шансы выжить, садитесь в хвост: там самые безопасные места. Выбирайте места в пределах 5 рядов от запасных выходов.

Бонус: нужно ли аплодировать пилотам?

Но на самом деле пилотам приятно слышать от бортпроводников, что их посадку отметили аплодисментами. Некоторые даже встают у выхода, провожая пассажиров, и их можно лично поблагодарить. И подарить шоколадку, им будет приятно.

А какой вопрос вы бы задали пилоту?

Хьюстон, у нас проблемы: что делать, если рейс отменили или задержали

Представьте, вы в аэропорту, в предвкушении путешествия, подходите к табло с расписанием рейсов и видите надпись cancelled или delayed. А у вас впереди ещё несколько сегментов рейсов. Что делать в этой ситуации? Вместе с сервисом защиты прав авиапассажиров Flyhelp мы разобрались в вопросе и готовы рассказать вам обо всех нюансах!

Отмена рейса

Когда в поездке все гладко, это крутое путешествие, а если случаются форс-мажоры, – это уже приключение. Одно из самых распространенных приключений, которые могут с вами произойти – это отмена или задержка рейса.

По данным ресурса Flightstats только за прошлый месяц в мире отменили около 65 тысяч рейсов (63 183) – это 1,5-2% от общего количества рейсов. С задержками рейсов все еще печальнее. Представляете, за прошлый месяц опоздало более полумиллиона рейсов. Полмиллиона! Причем, крупные авиакомпании задерживаются чаще чем лоукостеры.

1 /1


На какую компенсацию можно рассчитывать?

Если рейс отменили или перенесли, то за две недели до вылета вам придет письмо со всеми подробностями. Вам предложат:

  1. Вернуть полную стоимость билета в течение семи дней;
  2. Бесплатно выбрать другой рейс.

Если об отмене рейса вас предупредили менее чем за 14 дней до вылета , то можете рассчитывать на компенсацию. Это, конечно, не тысячи евро, но приятно!

Вы получите:

  • €250 для рейсов дальностью до 1,5 тыс.км. Например, из Киева в Минск, Софию, ;
  • €400 – от 1,5 до 3,5 тыс. км. Например, из Киева в , ;
  • €600 – от 3,5 тыс. км. К примеру, .

От каких факторов зависит сумма выплаты?

«Сумма компенсации при отмене рейса рассчитывается из двух факторов:

  1. когда вас предупредили об отмене рейса (7-14 дней / до 14 дней);
  2. какой альтернативный маршрут вам предложили (на сколько вы опоздали в пункт назначения);
  3. расстояние перелета (от пункта вылета до конечного прибытия, если вы летите с пересадками);

При отмене рейса авиакомпания должна предложить вам альтернативный маршрут. Если вас смогут доставить в пункт назначения в диапазоне 2-4 часов от запланированного прибытия отмененного рейса, то размер компенсации может быть урезан на 50%.

Если же вам предоставили рейс, который прибывает в пункт назначения с задержкой менее двух часов, то это вообще освобождает авиалинию от выплаты компенсации.

На практике же, в большинстве случаев вы узнаете об отмене рейса в аэропорту и у авиакомпаний очень редко бывает возможность предложить вам рейс с небольшим опозданием. Скорее всего, вам будет предложен рейс на следующий день.

Поэтому в 99% случаев, вы можете рассчитывать на полные суммы компенсаций (250/400/600 евро), которые приведены в таблице выше. Также, если альтернативный рейс выполняется на следующий день, вам должны оплатить размещение в отеле и трансфер в обе стороны.», – объясняют эксперты украинского сервиса защиты прав авиапассажиров .

1 /1

Что делать, если рейс отменили, а вы уже в аэропорту?

Первым делом идите к информационной стойке, сотруднику авиакомпании или к туроператору. Они расскажут почему задержали или отменили рейс и предложат план действий. Если никто не помог, звоните в call-центр авиакомпании или OTA (провайдера, который продал вам этот билет). Не в TripMyDream! Мы только ищем, а звонить нужно тому, кто продал билет.

«Пассажиру необходимо обратиться к представителю авиакомпании на регистрации. Если у пассажира далее есть перелеты и стыковка между ними нарушена, то необходимо обратиться в кассу или позвонить в колл-центр авиакомпании, чтобы переоформить билет до конечного пункта» , – рекомендует авиакомпания Air Astana.

Вам предложат два варианта:

  • Альтернативный рейс – с пересадкой, другим временем или днем вылета. Если альтернативный рейс вылетает через несколько часов от вашего, то вы уже будете считаться пассажиром рейса, который задерживается, а значит авиакомпания вас накормит, напоит и приютит на время ожидания.

Ловите лайфхак ! Если нет времени и желания ждать, то срочно ищите билеты на ближайший рейс пока вас не обогнали другие. Стоимость новых билетов вам обязана компенсировать авиакомпания. Только не раскатывайте губу – если летели лоукостером, то бизнес-класс вам никто не компенсирует.

  • Возврат средств за билет

Главное, что нужно помнить – деньги за билет вам вернут, но при учете некоторых моментов. Разберем реальный кейс: вы летите по маршруту Киев- -Нью-Йорк.

Если все сегменты куплены одним билетом, то компенсацию получите за весь маршрут. Если же у вас было 2 отдельных билета – Киев-Амстердам и Амстердам-Нью-Йорк, то деньги вам вернут только за тот рейс, который отменили, например Киев-Амстердам. А вот билет Амстердам-Нью-Йорк придется сдавать по правилам тарифа. Если у вас эконом тариф, то на компенсацию особо не надейтесь, но лучше уточните у авиакомпании.

То же самое и с обратными билетами, если вы покупали один билет по тарифу round trip (туда-назад), то возврат будет за все билеты. Но, если это отдельные (one way) билеты, то деньги вернут только за фактически отмененный рейс.

С транзитными рейсами – аналогично. Если вы по вине авиакомпании опаздываете на второй рейс из-за отмены первого, перевозчик должен либо возместить стоимость билетов всей цепочки бронирования, либо предложить альтернативу добраться в пункт назначения. Вот в случае с лоукостерами, опоздание на следующий сегмент перелета – это, к сожалению, только ваша проблема. Лоукостеры не гарантируют пересадки на своих рейсах, каждый сегмент – это отдельный рейс, потому к вашей стыковке авиаперевозчик не причастен.

Возможно ли получить компенсацию за отмену и перенос рейса лоукостера?

«Нет абсолютно никакой связи между стоимостью билета и возможностью получить компенсацию. Поэтому если вы летите лоукостером, вы можете рассчитывать на точно такой же размер компенсации, даже если ваш билет достался вам за 20 евро» , – комментируют этот вопрос эксперты юридического сервиса Flyhelp.

1 /2

Что еще нужно сделать? Собрать дополнительные доказательства

Выпили кофе с круассанчиком? Купили зубную щетку? Чеки не выбрасываем! Они будут нужны для получения компенсации за дополнительные траты. Также пригодятся посадочные талоны, багажные бирки, справки о задержке, отмене рейса (можно запросить на стойке регистрации). Сфотографируйте или снимите на видео табло вылета. В кадре должен быть виден статус нужного рейса и время.

Если отменили чартерный рейс, то по прибытию в гостиницу запросите справку о дате заселения – это главное доказательство того, что из-за туроператора или авиаперевозчика вы пропустили н-ное количество ночей долгожданного и оплаченного отпуска.

С этими чеками и справками обратитесь к авиаперевозчику, в компанию посредника, которая занимается компенсациями, например, в сервис защиты прав авиапассажиров Flyhelp или, в крайнем случае, в суд. Некоторые пассажиры требуют ещё и возмещения морального ущерба, выплаты за него редко превышают 10 000 грн.

Есть ли отличия в компенсации для чартерных и регулярных рейсов?

«Чартерные рейсы (в части отмены) не отличаются от регулярных – вам также положена компенсация. С чартерными рейсами есть несколько проблем:

  • Чартерные компании не имеют полноценных отделов по работе с претензиями.
  • Здесь вы не найдете он-лайн форм. Вероятней всего, дело упрется в необходимость обращаться в суд», – рассказывают эксперты Flyhelp.

Задержка рейса

С отменой разобрались. Теперь разберемся, что делать, когда произошла задержка авиарейса. Еcли вылет перенесли на 24 часа и больше, авиакомпания должна предоставить вам трансфер, отель и питание.
Если вылет откладывается на 5 часов и более, есть такие варианты:
  • получить деньги за билет;
  • выбрать другой рейс и, если класс будет ниже, то в течении 7 дней получить разницу в цене;
  • если снизился класс перелета, то в течение семи дней пассажиру должны возместить разницу: 30% для рейсов дальностью до 1,5 тыс. км, 50% – от 1,5 до 3,5 тыс. км, 75% – для рейсов большей дальности.

Даже если рейс задержали больше чем на 2 часа – можно рассчитывать на «бонусы» от авиакомпании – бесплатную еду и напитки.

Если рейс дальностью 1,5 тыс. км задерживается больше чем на два часа, дальностью от 1,5 до 3,5 тыс. км – более чем на три часа, а более дальние рейсы – на четыре часа, перевозчик должен обеспечить пассажиров необходимым количеством еды и прохладительными напитками.

Полагается ли денежная компенсация за задержку?

«Первым делом при задержке рейса вам нужно определить полагается ли вам компенсация. В большинстве случаев (при вылете из Украины) компенсация по вашему рейсу будет определяться регламентом ЕС 261/2004 и «Повітряним кодексом України». В первом случае (ЕС261) вам полагается компенсация за задержку, во втором нет. Определимся когда действует ЕС 261 для граждан Украины.

  1. Вы летите из Украины в страну ЕС авиалинией, зарегистрированной в ЕС, например, и т. д.
  2. Вы летите из ЕС в Украину любой авиалинией (включая украинские)
  3. Вы летите внутри ЕС любой авиалинией.

В большинстве остальных случаев будет действовать юрисдикция Украины, где не предусмотрена компенсация за задержку (только за отмену). Это, к сожалению, относиться ко всем популярным курортным направлениям, например Украина, и т. д», – разъясняют специалисты Flyhelp.

1 /1

Что делать, если пропустили стыковку?

Если пересадка с одного рейса на другой идет по одной брони и вы опаздываете на второй рейс из-за отмены первого, перевозчик должен либо возместить стоимость билетов всей цепочки бронирования, либо предложить альтернативу добраться в пункт назначения. Если рейс отменили в аэропорту и вы дожидаетесь альтернативного, вам должны обеспечить те же условия, что и в случае с задержкой вылета.

«В случае, если пассажир опоздал на свой стыковочный рейс по вине авиакомпании билет пассажира будет переписан до конечного пункта на ближайшие доступные рейсы или по альтернативному маршруту. Важно, если компания не видит стыковочный рейс пассажира билет переписан не будет. Это может быть, если маршрут пассажира оформлен не единым билетов: разными авиабилетами на разных перевозчиков.

Пассажиру лучше всего обратиться в аэропорту в кассу авиакомпании. Если кассы нет, то к представителю авиакомпании или на круглосуточную линию колл-центра», – комментирует Air Astana.

Какие законы учитывают права пассажиров?

Запомните вот эти документы, которые помогут вам рассудить кто прав, кто виноват с юридической точки зрения:

  • Монреальская конвенция (Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок) – главный документ, регламентирующий права пассажиров, вылетающих из украинских аэропортов и пользующихся услугами национальных перевозчиков.
  • «Повітряний кодекс України», приказ «Про затвердження Правил повітряних перевезень пасажирів і багажу» и правила украинских авиакомпаний (включают основные положения Монреальской конвенции);
  • Регламент EC № 261/2004 (статья 4-9) – для рейсов внутри ЕС, вылетающих из и прилетающих в ЕС.

Как получить компенсацию при отмене рейса?

Не существует универсального шаблона претензии в авиалинию, но, к примеру, Еврокомиссия разработала стандартный образец претензии к авиакомпании с требованием выплатить компенсацию при отмене, задержке рейса или отказе при посадке. Если с английским у вас все ок, то можете скачать этот шаблон на сайте Еврокомиссии, заполнить и отправить в авиалинию. Но на самом деле, этот документ и не нужен - на сайтах большинства авиалиний есть онлайн формы, позволяющие подать такие жалобы. НО гораздо эффективнее будет подавать заявку на компенсацию через специализированные сервисы.

1 /1

На практике, для подачи претензии к авиалинии вам необходимо всего три документа:

  1. электронный билет (с номером бронирования);
  2. фото загранпаспорта;
  3. посадочный талон;

Также пригодятся:

  1. справка авиалинии, подтверждающая проблему с рейсом. Если справки нет, но было SMS или письмо по электронной почте, сделайте скриншот или распечатайте их;
  2. фото табло с расписанием, чеки о совершенных покупках, неиспользованные билеты, брони отелей – подойдут любые документы, подтверждающие ваши затраты и потери из-за срыва перелета;
  3. подтверждение задержки или отмены рейса от независимого источника. Например, можете воспользоваться сайтом Flightaware или Flightradar .

После того, как авиалиния обработает вашу претензию, вы получите ответ (от 42 до 90 дней, в зависимости от юрисдикции).

Время ответа зависит от внутренних регламентов авиалиний, так и сезонной нагрузки отдела по работе с претензиями. Flyhelp во многих случаях может сократить время ожидания ответа за счет выделенных каналов коммуникации с авиалиниями.

Если вы получили положительный ответ – замечательно! Вам остается согласовать с авиакомпанией банковский перевод и получить вашу законную компенсацию. Это может занять еще несколько недель.

Что делать, если получили отказ в компенсации?

«Если же вы получили отказ, то от авиакомпании придет ответ, который должен пояснить причину отказа. Выглядеть он будет примерно следующим образом:

Wizz Air flight W6 1568 Kyiv (IEV) 09:00 - Warsaw (WAW) 10:10 (01 February 2019) was cancelled due to adverse weather conditions (low visibility caused by fog in Kyiv).

Please consider that Wizz Air as an operating air carrier shall not be obliged to pay compensation, if cancellation or long delay is caused by extraordinary circumstances according to Art. 5. par. (3) of Regulation (EC) No 261/2004 of the European Parliament and of the council establishing common rules on compensation and assistance to passengers in the event of denied boarding and of cancellation or long delay of flights.


Таким образом, если вы получили отказ, то вся работа сводится к верификации, либо опровержению отказа.

Это может быть как довольно просто, например, при отказе по плохой погоде, в некоторых случаях достаточно изучить метеосводки, чтобы убедится, что отказ легитимный.

В менее однозначных ситуациях придется запрашивать дополнительную информацию из диспетчерской, аэропорта и других источников и проводить более глубокий анализ. Сложность заключается в том, что понятия "летная погода" не существует и решение о взлете/посадке принимается на основании целого ряда факторов (возможности полосы, технических характеристик самолета, уровня квалификации пилота и т. д.)

По закону, авиалиния должна предоставить вам всю необходимую информацию, чтобы вы могли эффективно защищать ваши права. Однако не стоит надеятся, что авиалиния закидает вас подтверждающими документами. В большинстве случаев они ограничатся справкой о плохой погоде из свободного источника и, на практике, вам придется заниматься сбором и анализом доказательств самостоятельно.

  • Стихийные бедствия
  • Забастовки сотрудников аэропорта. Если бастуют сотрудники авиакомпании – это не является форс-мажором во многих случаях.
  • Что делать, если ваш рейс задержали из-за форс-мажора?

    Все то же, что и в случае вышеуказанных ситуаций, вот только компенсация за это не полагается.

    Есть ли исключения?

    Иногда авиакомпании списывают на неблагоприятные погодные условия задержки рейсов, которые происходят по их вине. Если вы уверены, что это именно тот случай, вам нужно найти подтверждение метеорологической ситуации на сайте METAR (METeorological Aerodrome Reports) – это специализированный ресурс, который используется в авиации для определения метеорологических условий. Вот только сведения, которые можно получить на этом сайте – это код, расшифровать который обывателю без сторонней помощи не просто. Потому, это решение только для тех, кто не ищет легких путей. Гораздо удобнее и выгоднее прибегнуть к помощи специальных сервисов.

    Оказавшись в любой из вышеизложенных ситуаций, знайте, что вы имеете полное право на компенсацию за потраченное время и вынужденное изменение планов. Задержки и отмены случаются ежедневно, потому для авиакомпаний решение подобных проблем – обыденность, да и для пассажира это вовсе не так сложный процесс, как может показаться поначалу. Просто откройте эту статью, действуйте по изложенному плану и все сложится наилучшим образом.

    К кому обращаться за компенсацией в случае отмены рейса или его задержки?

    Flyhelp – украинский сервис защиты прав авиапассажиров, работающий по принципу «справедливость как услуга» (JaaS – justice as a service).

    Пр помощи Flyhelp можно добиться выплаты компенсации до 600 евро за задержку или отмену рейса без рисков для пассажира. Сервис берет все расходы на себя и получает комиссию (20%) только по факту выплаты компенсации. Нет результата – нет оплаты.

    Несколько причин обратиться за помощью к Flyhelp:

    • самая низкая комиссия на рынке (20%);
    • офис находится в Киеве и вы всегда можете получить консультацию по возникшей проблеме;
    • вам не нужно ничего делать – (это займет меньше минуты) и спокойно дожидайтесь результата.

    По статистике, 5 % авиапассажиров по тем или иным причинам отказываются от полёта. Чтобы увеличить прибыль, большинство авиакомпаний продаёт больше билетов на один рейс, чем может вместить самолёт. Поэтому может возникнуть ситуация овербукинга, когда кому-то из пассажиров, купивших билет, не хватает места на борту.

    В этом случае авиакомпания обязана доставить вас до места назначения первым же рейсом, на котором будут свободные места. Также в ряде случаев вам положена компенсация.

    АиФ.ru рассказывает, что делать пассажиру в подобной ситуации.

    Что делать, если вас не посадили в самолёт?

    Если ваши права нарушили, в первую очередь нужно задокументировать этот факт. На стойке регистрации в посадочном талоне должны поставить печать с отказом в регистрации и указать как причину отсутствие мест в самолёте.

    В любом случае, авиакомпания не освобождается от обязательств доставить вас ближайшим рейсом в пункт назначения.

    Кроме того, вы можете потребовать назад деньги за билет. При рейсе с пересадкой возможно вернуться к месту начала путешествия.

    При длительной задержке вам обязаны оплатить:

    • телефонные звонки;
    • талоны на еду;
    • номер в гостинице.

    О том, какие права есть у пассажира при задержке авиарейса,

    Сохраняйте чеки на все расходы, которые вы понесли по вине авиакомпании. Вы можете добиться их компенсации через суд.

    Если вы летите из России

    Каких-либо предусмотренных законом компенсаций не предусмотрено. Попробуйте самостоятельно обговорить возможные варианты с представителями авиакомпании. Также можно добиться выплаты компенсации через суд. Вам могут возместить стоимость авиабилета, услуги адвоката и моральный ущерб.

    Если вы летите из Европы

    Для всех авиакомпаний, зарегистрированных в Евросоюзе, и для всех остальных, выполняющих рейсы из аэропортов, расположенных на территории Европы, компенсации следующие:

    • для полётов на расстояние до 1500 км — 125 евро, если задержка в аэропорту меньше двух часов; в случае понижения класса обслуживания возвращается 25 % стоимости билета;
    • для полётов на расстояние до 1500 км — 250 евро, если задержка в аэропорту больше двух часов; в случае понижения класса обслуживания возвращается 25 % стоимости билета;
    • для полётов на расстояние 1500-3500 км — 200 евро, если задержка в аэропорту меньше трёх часов; в случае понижения класса обслуживания возвращается 50 % стоимости билета;
    • для полётов на расстояние 1500-3500 км — 400 евро, если задержка в аэропорту больше трёх часов; в случае понижения класса обслуживания возвращается 50 % стоимости билета;
    • для полётов на расстояние больше 3500 км — 300 евро, если задержка меньше четырёх часов; в случае понижения класса обслуживания возвращается 75 % стоимости билета;
    • для полётов на расстояние более 3500 км — 600 евро, если задержка больше четырёх часов; в случае понижения класса обслуживания возвращается 75 % стоимости билета.

    Если вы летите из США

    • если вас держат в аэропорту менее часа, компенсация не полагается;
    • если задержка длится менее двух часов (для международных полётов — до четырёх часов), вам должны выплатить $200;
    • если задержка длится больше двух часов (для международных полётов — больше четырёх часов), вы получаете $400.

    Если вы опоздали на пересадку

    К примеру, вы летите в Таиланд рейсом Москва - Бангкок с пересадкой в Дубае, но из-за задержки рейса не успеваете на самолёт Дубай - Бангкок. Получите ли вы компенсацию или нет, будет зависеть от типа билета.

    Если билет со стыковкой был предложен одной или несколькими авиакомпаниями как один перелёт с пересадкой, то вы улетите из Дубая в Бангкок ближайшим рейсом, на который будут места.

    Если вы искали стыковки самостоятельно и покупали два отдельных билета, за вас никто не несёт ответственность и ваш билет пропадёт. Возможно, за неиспользованный билет дадут компенсацию, если это предусмотрено тарифом авиакомпании.

    Почему авиакомпании продают лишние билеты на рейс?

    Овербукинг придумали в США в 1950-е годы. По статистике, 5 % пассажиров не являются на рейс. Чтобы самолёты не летали с пустыми местами, авиакомпании продают на рейсы чуть больше билетов, чем реально может вместить самолёт.

    Бывает и вынужденный овербукинг, например, если по техническим причинам авиакомпания ставит на рейс вместо одного самолёта другой, менее вместительный.

    Как правило, мест в самолёте не хватает пассажирам, которые пришли на регистрацию последними. Поэтому лучше заранее пройти регистрацию на рейс через интернет, либо приезжать в аэропорт пораньше.

    Фото с сайта sunny7.ua

    Авиакомпании нередко нарушают правила перевозки, чем ущемляют права пассажиров. О том, как должны быть организованы полеты и как они проходят фактически, рассказывает "Право.ru". Кроме того, мы объясним, на что можно рассчитывать в случае задержки вылета, какая практика оспаривания решения о снятии пассажира с рейса и законно ли рассаживать путешествующих вместе.

    В начале марта у лоукостера "Победа" случился скандал с российским волейболистом Александром Кимеровым. По сообщениям авиакомпании, Кимеров заранее приобрел кресло у прохода, однако пренебрег местом с увеличенным расстоянием между рядами - это тоже дополнительная услуга. При этом рост спортсмена составляет 217 см. В самолете Кимеров не поместился в забронированное за ним место и пересел в проход, чтобы вытянуть ноги. По словам волейболиста, это и стало причиной, по которой его сняли с рейса. В авиакомпании эту информацию категорически опровергают , заявляя, что спортсмен был лишен возможности лететь из-за того, что ярко выражал агрессию, оскорблял членов экипажа и угрожал устроить во время полета "шоу". Сейчас обстоятельства происшествия проверяют следственные органы.

    Лоукостер «Победа» занимает довольно жесткую позицию по отношению к своим клиентам. До недавнего времени авиакомпания рассаживала по разным рядам даже родителей и детей, во время полетов не предоставляют питания и напитков, а кроме того, не разрешают проносить на борт ручную кладь. Хотя эти опции можно приобрести за деньги, многие правила перевозчика не соответствуют ни решениям Ространснадзора, ни российских судов.

    Когда пассажира могут снять с рейса?

    Действительно, пассажира могут снять с рейса из-за невыполнения требований командира и членов экипажа, нарушения дисциплины и порядка на борту, угрозы безопасности других лиц. Отказ подчиниться стюардессе и пересесть на свое кресло - тоже причина, по которой турист может лишиться возможности продолжать полет.

    По закону командир самолета является самым главным человеком на борту. Именно он принимает решение о том, нарушает ли пассажир дисциплину и порядок на воздушном судне и стоит ли ему лететь. При этом командир может применять любые меры к дебоширу, а также отдавать распоряжения всем находящимся на борту лицам и требовать их исполнения под угрозой административного наказания. Если же хулигану грозит уголовная ответственность (например, ст. 213 УК "Хулиганство"), безнаказанно скрутить его может кто угодно - даже причинение вреда совершившему преступление лицу при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения новых преступлений, ненаказуемо. Перед вылетом (если конфликт случился на земле), а также по прилету в конфликт вмешиваются сотрудники правоохранительных органов. Если вина хулигана будет доказана, авиакомпания может взыскать с него через суд стоимость понесенных убытков. По сообщениям "Победы", в инциденте с Кимеровым они намерены поступить именно так.

    Можно ли оспорить решение о снятии пассажира с рейса?

    Есть прецеденты, когда пассажирам удавалось оспорить решение пилота о снятии их с самолета и возместить понесенные убытки. Так, на рейсе компании "Аэрофлот" Южно-Сахалинск-Москва в 2016 году стюард подошел к двум туристам и сообщил им, что они никуда не полетят, поскольку находятся в состоянии алкогольного опьянения. Те были категорически не согласны с таким обвинением и потребовали вызвать пилота. Однако к ним вышел лишь старший бортпроводник, разговор с которым не помог разрешить конфликт. Сотрудники линейного отдела полиции отвели возмущенных пассажиров в здание аэропорта, и самолет улетел без них. При этом освидетельствование указанных пассажиров не проводилось, никаких документов в отношении них не составлялось. Один из якобы нарушителей поднялся в медпункт аэропорта и попросил освидетельствовать его, чтобы доказать, что он не пьян, однако получил отказ - фельдшер пояснил, что по собственной инициативе он не может быть освидетельствован. Макаровский районный суд Сахалинской области встал на сторону пассажиров и взыскал с "Аэрофлота" убытки за неоказанные туристические услуги, стоимость авиабилетов, компенсацию морального вреда по 30 000 руб. каждому и штраф за отказ в добровольном порядке удовлетворить требований потребителя (№ 2-2/2016).

    Бывали и обратные случаи. Пассажир авиакомпании "Аврора" во время рейса по маршруту Новосибирск- Владивосток был пьян и вел себя неадекватно. Так, он пытался ударить бортпроводника, преградившего ему доступ к аварийному выходу, который мужчина намеревался открыть в полете. Пассажиру было вынесено письменное предупреждение, но оно не помогло. Тогда капитан корабля принял решение вынужденно посадить самолет в аэропорту Красноярска. Позже авиаперевозчик обратился в с иском о взыскании с дебошира убытков и расходов по госпошлине. Суд, рассмотрев материалы дела, постановил взыскать с ответчика более 150 000 руб. в пользу "Авроры" (см. " ").

    Меня рассадили с попутчиком. Это законно?

    До 29 февраля 2016 года "Победа" рассаживала даже пассажиров с детьми, но Ространснадзор признал это грубым нарушением и вынес соответствующее предписание. Лоукостер пытался оспорить его в суде, но затем отказался от иска. Сейчас на сайте "Победы" имеется разъяснение : "Авиакомпания "Победа" подтверждает, что на ее рейсах ребенок до 12 лет обязательно получает место рядом с одним из родителей или с сопровождающим лицом без взимания дополнительных сборов, и в будущем компания будет придерживаться именно такой политики. Это единственное исключение из правил, остальные категории пассажиров для гарантированного получения конкретного места в салоне пользуются платной услугой авиакомпании - выбор места". И это законно: перевозчик обязуется доставить человека в пункт назначения с предоставлением ему места в самолете. При этом конкретное кресло с заявленным классом обслуживания он вправе вообще не закреплять за пассажиром, а лишь указать при регистрации. Таким образом, туристов, путешествующих вместе и не доплативших за то, чтобы сидеть рядом, могут рассадить подальше друг от друга.

    Должны ли в самолетах кормить?

    Большинство бюджетных компаний (например, Vueling Airlines, Easy Jet, Ryanair) не кормят и не поят своих пассажиров. "Победа" решила поступать также, за что от Ространснадзора. Лоукостер решение надзорного органа в , однако 1 декабря 2016 года получил отказ. Тем не менее "Победа" продолжает заявлять, что если будет кормить пассажиров, то цены на перелеты станут значительно выше.

    По закону, авиакомпании обязаны бесплатно предоставить горячее питание только в случаях, если полет длится более трех часов. Затем пассажиров угощают бесплатной едой каждые четыре часа.

    Что делать, если рейс задержали?

    Авиакомпании "Аэрофлот" и Red Wings во время задержки рейса обеспечили пассажиров едой со значительным нарушением отведенных для этого сроков. За это они были оштрафованы в прошлом году по ч. 1 ст. 14.4 КоАП "Оказание услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством требований" на общую сумму 40 000 руб. (см. ").

    Если вылет затягивается на 4 часа и больше, пассажиры вправе претендовать на горячее питание. При длительных задержках рейса пассажиров кормят каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью. При отложении рейса более чем на 8 часов днем или на 6 часов ночью перевозчик бесплатно селит всех в гостиницу. Независимо от причин задержки рейса (вследствие неблагоприятных метеорологических условий, изменения маршрута перевозки, по техническим и любым другим причинам), если ожидание составляет больше двух часов, авиакомпания обязана организовать каждому по два телефонных звонка или два письма на электронную почту, а также прохладительные напитки. Кроме того, при любой задержке рейса пассажиры могут бесплатно воспользоваться услугой хранения багажа, а те, кто путешествует с детьми до 7 лет, - комнатой матери и ребенка.

    Если задержка рейса произошла по вине авиакомпании, можно потребовать с нее выплату материальной компенсации (например, возврата стоимости билетов на поезд, на который опоздал пассажир из-за несвоевременного вылета). Для этого нужно поставить отметку об опоздании рейса у представителя перевозчика. Размер компенсации составляет 25% МРОТ (который равен 100 руб.*) за каждый час просрочки, но не более половины цены билета. В отношении международных рейсов пассажир может взыскать с авиакомпании еще до 380 000 руб. (см. " "). Эксперт в области правового регулирования ответственности в сфере воздушных перевозок, к. ю. н. Алексей Иглин рекомендует сначала подавать претензию по закону о защите прав потребителя, а затем - исковое заявление в суд о компенсации материального ущерба и морального вреда. Однако если задержка вылета произошла из-за устранения неисправности самолета, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, снятия с рейса пассажира либо вызвана непреодолимой силой, на компенсацию можно не рассчитывать.

    Кстати, в России появился новый сервис Compensair, который помогает клиентам авиакомпаний получить компенсацию за задержку рейса. Этот ресурс берет на себя взаимодействие с перевозчиками вплоть до судебных разбирательств. Возмещения ущерба можно будет потребовать, если рейс был задержан более чем на три часа, отменен без предупреждения или если пассажиру отказали в посадке. При удачном разрешении спора сервис удержит 25% от суммы выигранной компенсации. Интересно, что по статистике, самыми непунктуальными за прошлый год стали авиакомпании "Вим-Авиа", "Азур Эйр", "ИрАэро" и "Якутия", которые задержали до 11% своих рейсов (см. " ").

    Как быть с багажом и ручной кладью?

    Раньше "Победа" требовала сдавать в багаж любой пакет, рюкзак и прочую ручную кладь, кроме портфеля и дамской сумочки. В противном случае она взимала плату от 999 до 2000 руб. за каждое место на борту. Ространснадзор это нарушением, о чем вынес соответствующее предписание. Арбитражный суд Москвы , а затем и Девятый арбитражный апелляционный суд подтвердили его законность. Вслед за "Победой" спор из-за ручной клади проиграла авиакомпания "Сибирь" (см. " "). Тем не менее "Победа" сообщила, что продолжит взимать с пассажиров плату за перевоз ручной клади весом до 10 кг (см. ").

    Согласно Федеральным авиационным правилам, независимо от веса сданного багажа пассажир может пронести в салон самолета дамскую сумочку, зонтик, трость, букет цветов, телефон, детское питание и переноску для ребенка, нетбук, фото- и видеокамеру, папку для бумаг, газету, журнал или все сразу - эти вещи не взвешиваются и провозятся бесплатно. А вот ручную кладь - багаж небольшого веса и габарита, который можно разместить в салоне самолета - уже взвешивают и маркируют специальной безномерной биркой. При этом Иглин пояснил "Право.ru", что единых требований к провозу ручной клади не существует, чем пользуются авиакомпании, устанавливающие собственные правила.

    Вес бесплатного багажа устанавливается в зависимости от типа самолета, но не может быть менее 10 кг на одного пассажира. Каждый пассажир может провезти в багаже не более 5 литров крепкого алкоголя (24-70%) и сколько угодно некрепкого. А вот в салон самолета можно пронести только закрытую бутылочку емкостью не более 100 мл или алкоголь, купленный в магазинах duty-free в аэропорту в день поездки. Такие правила действуют во всех авиакомпаниях.

    В случае, если багаж потерялся при международной перевозке, пассажир имеет право на компенсацию в размере до 90 500 руб. На внутренних рейсах плата за каждый кг потерянного багажа составит 600 руб. (см. " ").

    Можно ли подняться на борт в инвалидной коляске?

    По закону, инвалидные коляски сдаются в багаж бесплатно, за их провоз плата также не взимается. Инвалиду-колясочнику, который не может самостоятельно передвигаться по салону самолета, должно быть предоставлено кресло-коляска. Отказ в перевозке инвалида из-за отсутствия у авиакомпании технических средств и оборудования не допускается.

    ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" в 2012 году на рейсе Москва-Ницца повредило инвалидную коляску, помещенную по решению экипажа в багажное отделение. В результате ее владельцу пришлось покупать в Ницце новую. По приезду в Россию он подал иск на сумму 621 619 руб. к авиакомпании о компенсации ущерба, причиненных убытков и морального вреда. Ковровский городской суд

    Публикации по теме