Зимний дворец история архитектура. Императорские хоромы: история Зимнего дворца

Ну начнем с самого великолепного и главного царского дворца - Зимнего!

Зимний дворец, по словам архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, создавался "... для одной славы всеросcийской" и должен был олицетворять величие и силу России, ставшей в середине XVIII века могущественной европейской державой.


В 1754 г. императрица Елизавета Петровна утвердила проект новой резиденции, предложенный ведущим архитектором русского барокко Бартоломео Франческо Растрелли.

Строительство дворца продолжалось долгих восемь лет, которые пришлись на закат царствования Елизаветы Петровны и краткое правление Петра III. Осенью 1763 г. Екатерина II, возвратившись из Москвы в Петербург после коронационных торжеств, становится полновластной хозяйкой Зимнего дворца.
Создание парадной резиденции, которая по замыслу императрицы Елизаветы Петровны должна была затмить своим великолепием дворцы европейских монархов, потребовало огромных денег и громадного числа рабочих.

Около 4000 человек трудились на этой строительной площадке; здесь были собраны лучшие мастера со всей страны. Отделка парадных залов и апартаментов дворца, число которых, по свидетельству его создателя, составляло более 460, отличалась необычайной роскошью.

Зимний дворец поражает грандиозностью масштаба, богатством и разнообразием декора и вместе с тем цельностью и соразмерностью частей. В этом сооружении нашли яркое выражение черты творчества Растрелли, создателя стиля русского барокко: величавая парадность форм, предельная насыщенность декоративными деталями, неудержимое стремление к яркости, пышности, мажорности. Зодчий решил дворец как городское сооружение - колоссальный замкнутый объем с внутренним двором и свободными, ни к каким другим строениям не примыкающими, фасадами. Главный фасад, обращенный в сторону Дворцовой площади, имеет три могучих ризалита. Самый широкий из них, средний, прорезан тремя арочными проемами-въездами, ведущими в огромный парадный двор. Кареты императрицы или ее гостей, миновав часовых, подкатывали к главному подъезду, расположенному в северном корпусе.

Фасады дворца оформлены с присущим творчеству Растрелли разнообразием и выдумкой, вся система украшений подчеркивала необыкновенную в те времена высоту здания - оно господствовало над городом. Архитектор зрительно усилил это впечатление, расположив колонны в два яруса друг над другом. На уровне кровли, венчая дворец, шла балюстрада с декоративными каменными скульптурами и вазами, продолжающими вертикали колонн. Первоначально стены дворца были окрашены светло-желтой краской, а декор и колонны выделены белым цветом, что можно увидеть на рисунках и картинах XVIII - первой четверти XIX века.

Внутренняя планировка здания отличалась ясностью и логичностью. Главные помещения дворца - парадная лестница, тронный зал, собор и театр - должны были находиться в четырех угловых корпусах (ризалитах). Соединяя их, располагались остальные большие и малые залы, жилые комнаты, галереи, кладовые - общим числом, по свидетельству самого автора, более четырехсот шестидесяти.

Парадные интерьеры второго этажа были решены в стиле русского барокко середины XVIII века. Для него характерны анфиладное построение парадных покоев, огромные залы, залитые светом, двойные ряды больших окон и зеркал, пышный рокайльный декор. В настоящее время только некоторые интерьеры дворца дают представление о первоначальном убранстве залов, созданных по рисункам Растрелли. Среди них - Парадная лестница, в XVIII веке называвшаяся Посольской.

Восстанавливая лестницу после пожара 1837 года, архитектор В.П. Стасов сохранил замысел Растрелли и повторил композицию почти без изменений. Как и в XVIII веке, высота огромного раззолоченного помещения, пронизанного потоками света, зрительно увеличена искусной перспективой живописного плафона. Стасов включил в композицию потолка плафон XVIII века с изображением Олимпа, найденный в кладовых Императорского Эрмитажа. Во втором ярусе на пьедесталах у парных пилястр высятся статуи: Верность, Справедливость, Мудрость, Величие, Изобилие, Правосудие, а также Меркурий и Муза. Основанием композиции служит нижний ярус лестницы со стенами, покрытыми орнаментом.

В.П. Стасов использовал декоративные средства стиля барокко, но внес некоторые изменения в облик лестницы. Вместо деревянных колонн, облицованных розовым мрамором, были воздвигнуты монолитные колонны из серого сердобольского гранита, резные золоченые балясины перил заменили мраморной балюстрадой, во всем помещении стал преобладать белый цвет с золотом. Один из современников восстановления дворца писал, что у Стасова убранство лестницы, "не отступая в формах своих от стиля Растрелли, превосходно облагорожено новым понятием искусства относительно чистоты, рельефа и правильности рисунка".

Возрождая после пожара Большую церковь, В.П. Стасов руководствовался немногими сохранившимися рисунками и чертежами Б.Ф. Растрелли.

Созданный им интерьер свидетельствует о глубоком проникновении в своеобразие барокко. Большая церковь была одним из самых пышных помещений в Зимнем дворце. В ее убранстве все пронизано светской жизнерадостностью и торжественной приподнятостью. Стены церкви декорированы прихотливо вьющимися орнаментами и порхающими обнаженными "путти".

Резьба и живопись иконостаса гармонично сочетаются с росписью и лепкой парусов и стен. Завершает композицию плафон на тему "Воскресение Христово". С максимальным приближением к первоначальному облику, был воссоздан архитектором интерьер Предцерковного зала.


Отделка Большого Тронного (Георгиевского) зала почти полностью погибла в огне пожара. Однако, чертежи, гравюры и рисунки дают достаточно полное представление об убранстве этого зала, созданного Дж. Кваренги в 1787 - 1795 годах, - одного из лучших образцов парадного интерьера эпохи русского классицизма. Огромный двусветный зал со сдвоенными колоннами коринфского ордера был необыкновенно эффектен. Стасов полностью сохранил архитектурные членения и пропорции зала Кваренги, и, тем не менее, придал интерьеру совершенно иной характер. Вместо полированных колонн цветного мрамора появились колонны из белого каррарского мрамора, плитами которого покрыты и стены. Вместо лепных медальонов во втором ярусе - мраморные парные пилястры. Вместо расписных плафонов с изображениями парящих фигур на фоне безоблачного неба и аллегорических сцен на античные сюжеты - кессонированный потолок с литыми, чеканными, золочеными тягами и орнаментами из бронзы. Устройство не деревянного, как обычно, а медного потолка, подвешенного к железным конструкциям, было смелым инженерным решением.

Строгая и величавая архитектура Георгиевского зала была созвучна торжественности официальных церемоний, которые проходили здесь вплоть до конца царствования династии Романовых.

Созданный Ф.Б.Растрелли Зимний дворец, подлинный шедевр русской архитектуры XVIII века, определил неповторимый архитектурный облик дворцового ансамбля на берегу Невы. Каждое царствование становилось новым этапом в жизни парадной царской резиденции. Интерьеры дворца, созданные самыми знаменитыми архитекторами XVIII-XIX веков, отражали смену архитектурных стилей и художественных вкусов разных эпох.

Адрес: Дворцовая площадь, д.2 / Дворцовая набережная, д.38. Как добраться: станции метро "Адмиралтейская" или "Невский проспект". Время работы: с 10:30 до 18:00 (кассы работают до 17:00), понедельник - выходной день. Стоимость колеблется в зависимости от посещаемых выставок (комплексный билет порядка 600 руб.).

Зимний дворец - потрясающее по размерам и красоте здание. Его богатый внешний облик очаровывает, и, кажется, дворец скрывает множество тайн. В сочетании с Дворцовой площадью образуется уникальный архитектурный ансамбль, имеющий огромное значение для ценителей объектов мирового туризма.

Исторические этапы строительства Зимнего дворца

История Зимнего Дворца многогранна и длинна - за века его существования сменился не один правитель государства. Здание дворца несколько раз полностью перестраивалось. Но обо всем по порядку.
Первое здание ("Зимний дом") возведено для Петра I в 1708 году. Сооружение возвели на земельном участке, расположенном на Милиционной улице около Невы. Конечно, его внешний вид был очень далек от современного. Он представлял собой деревянный дом в два этажа. Своеобразным украшением его стало крыльцо и крыша из черепичного материала. В 1712 году сооружены Свадебные палаты, подаренные Петру губернатором Петербурга.
Второй по счету Зимний дворец построен по указу Петра I в 1716 году, на месте пересечения Невы и Зимнедомного канала. Через несколько лет вся семья царя переехала сюда жить. Именно в этом здании в 1725 году Петр Великий умер.
После его смерти было решено достраивать дворец, возвести уже третий. Анна Иоанновна не была удовлетворена размерами здания, считая его слишком маленьким для проживания царских особ. Она одобрила проект перестройки, представленный известным уже в то время, талантливым архитектором Ф.Б. Растрелли. Однако, план строительства предусматривал приобретение нескольких домов на соседних территориях. Это было сделано очень быстро, дома знатных личностей куплены, снесены, после чего стартовало строительство огромного царского дворца. Ударными темпами за несколько лет стройка была закончена. В 1735 году Анна Иоанновна уже смогла переехать на постоянное место жительства в новое 4-этажное здание. Сооружение было действительно очень масштабным, в нем находились не только 70 парадных залов, более сотни спален с непохожими друг на друга интерьерами, но и помещения театра, галереи. Было много и служебных помещений - часть их отведена дворцовой канцелярии, часть - обслуживающему персоналу, караульной службе. Фасады здания выходили на несколько сторон: на Неву, здание Адмиралтейства, главную Дворцовую площадь. Немногим позже начали пристраивать еще несколько служебных помещений с луговой площади.
После кончины Анны Иоанновны руководство перестройкой дворца взвалила на свои плечи Елизавета Петровна. По ее решению, в 1752 году началось возведение новых пристроек. Выбранная для них территория принадлежала двум состоятельным господам, у которых в скором порядке земля была выкуплена. Строительство велось под руководством Растрелли, который считал уместным возведение пристроек в едином стиле с внешним видом всего дворца. В конце 1752 года у императрицы появилась еще одна мысль - изменить размеры дворца, сделав их более внушительными. Архитектор посчитал, что легче построить дворец заново в другом месте, чем выполнить пожелание Елизаветы. На первый взгляд, это не совсем логично, но такому решению есть объяснение. Елизавета Петровна однажды посмотрела на дворец со стороны и увидела, что он стал похож на курятник - обезображен выстроенными там и тут хозяйственными постройками. По мнению императрицы, главное предназначение дворца - демонстрировать мощь государства, это было неосуществимо имеющейся конструкцией. Поэтому был подписан проект, согласно которому предполагалось снести существующий дворец и на этом же месте построить новый.
В 1755 году возведен еще один дворец, который строился на время. Он был необходим для проживания императорского двора в период, пока шли строительные работы на берегу Невы. Временное здание появилось на пересечении Невского проспекта и набережной реки Мойки. Через 7 лет его демонтировали.
Современный дворец на берегу Невы - это пятый по счету Зимний дворец. Его строительство началось в 1754 году. Размеры очень внушительны. Площадь его составляла более 60 тысяч кв. метров, внутри располагалось полторы тысячи комнат и залов. За время строительства на престоле сменилось несколько правителей: началось оно при Елизавете, продолжилось при Петре III, завершилось при Екатерине II.
Освятили дворец в праздник Светлой пасхи, в 1762 году. В пасхальную неделю он стал основным местом пребывания императорского двора.
Вошедшая на трон императрица Екатерина освободила Растрелли от дальнейших работ, назначив главным зодчим Бецкого. Именно он руководил отделкой внутреннего интерьера.
В 1837 году произошел крупный пожар, который мог уничтожить уникальные ценности, в избытке находящихся здесь. С огромным трудом удалось потушить огонь и вынести царское имущество. Примерно два года продолжались ремонтные работы.
Вплоть до 1904 года основное предназначение дворца - использование в качестве зимней резиденции первых лиц государства. Николай II изменил этому правилу, пользуясь Александровским дворцом в Царском селе. В 1914 году основную часть экспонатов перевезли в Москву. Нетронутой осталась лишь Картинная галерея. Примерно в этот же период во дворце разместили военный госпиталь, а в период Октябрьской революции он стал местом дислокации войск восставших.
В 1920 году Зимний дворец и Эрмитаж назвали Государственным музеем революции. С 1941 года в подвалах здания оборудовали бомбоубежища, спрятали музейные ценности со всей ленинградской области, которые не смогли вывезти в Москву. Частично поврежденные залы еще долго восстанавливали, а часть дворца, наиболее хорошо сохранившуюся, уже в 1944 году открыли для посещения.
Сегодня Зимний дворец - один из лучших музеев мира. Здесь хранится огромное количество ценнейших произведений искусства, число экспонатов достигает трех миллионов единиц.

Архитектура Зимнего дворца

Зимний дворец - сооружение, являющееся ярким представителем традиционного русского барокко. Нарядное внешне, оно воспринимается со всей присущей к подобного рода зданиям торжественностью - и на расстоянии, и вблизи. Перед зодчими стояла важная задача - выполнить строительство уникального сооружения, которое будет доминировать в ансамбле центральной части северной столицы. Растрелли предложил проект здания, имеющего форму прямоугольника с открытым внутренним пространством - двором.
Каждый из четырех фасадов играл свою роль. Со стороны набережной Невы стена создает впечатление бесконечной, продольной колоннады благодаря выделению крайних частей от середины. Вход, расположенный в центре стены, особенно не выделяется, таким образом делается акцент на масштабность сооружения.
Противоположный, южный фасад, выглядит по-иному. Здесь зодчий главным образом выделяет вход - арку, являющуюся основным въездом во дворец. Колонны, расположенные между тремя арками, зрительно увеличивают их высоту и придают некое величие, подчеркивают торжественность. Фасад со стороны адмиралтейства слегка углублен, что делает его связующим звеном между двумя главными фасадами. С востока, по Миллионной улице, фасадом образован большой двор.

Внешне фасады искусно украшены всевозможными фронтонами, вазами, статуями. Окна обрамлены наличниками разнообразной формы, каждый из которых - уникален. Вся лепнина выполнялась вручную, прямо на месте. Расстояние между колоннами везде различно. Сделано это для того, чтобы придать «жизненности» фасадам, то зрительно удлиняя их, то укорачивая.
По всему периметру дворца расставлены изящные скульптуры и вазы. Первоначально они были изготовлены из камня, а на рубеже XIX-XX веков заменены на металлические копии.
Внутренние работы не были завершены на момент завершения строительства. Растрелли запланировал настолько изящное оформление помещений, что мастеров, способных выполнить его, не нашлось. Например, 27 узоров набивных полов, которые, по плану зодчего, должны были украсить 95 комнат, предполагали использование многих сортов ценной древесины, а найти их не представлялось возможным. С приходом к власти Екатерины Великой, Растрелли был освобожден от оформления внутренних помещений дворца.
Планировка претерпела некоторые изменения с момента постройки, но основная идея Ф.Б. Растрелли сохранена. Во дворце наряду с основными тремя этажами существует полуподвальный и антресольные. Первоначально перекрытия были деревянными, однако, в период реконструкции после пожара, их заменили на металлические. Для того времени было нонсенсом использование металла в таких огромных количествах в строительной отрасли. Кровля - луженая.
Цвет фасадов много раз изменялся, но всегда был ярким, привлекающим внимание. В 1934 году первый раз фасады окрасили масляной краской, но это вызвало порчу камня, пришлось удалять весь слой. Изумрудный оттенок с белой отделкой фасады приобрели в послевоенные годы. О внутреннем убранстве дворца стоит рассказать отдельно - оно роскошное, кричащее, рассказывающее о мощи российского государства.

Помещения и залы

К сожалению, большинство оригинальных интерьеров утрачены в 1837 году в результате пожара. Среди сохранившихся - лишь Растреллиевская и Иорданская полуколонны на первом этаже, несущие стены из кирпича.

Иорданская галерея

Первоначально она называлась главной, т.к. именно через нее все гости шли в Парадную. входили во дворец. Знаменита она тем, что через нее в Крещение верующие шли крестным ходом к купальне - иордани. Путь лежал по Иорданской лестнице к Неве. Сейчас ее не существует - творение Растрелли полностью выгорело при пожаре. Сегодня на ее месте находится совсем другая, в стиле классицизма. Изменен цвет, скульптуры и статуи, украшающие ее.

Фельдмаршальский зал

Это результат творческого труда Огюста Монферрана. В 1834 году, после завершения работ над интерьерной композицией, которая состояла из портретных ниш, они были заполнены. С портретов, словно живые, смотрят на экскурсантов российские фельдмаршалы разных эпох. Однако, одна из ниш осталась пустой. Пустует она и сейчас, после реставрации 2012 года.

Гербовый зал

Основное предназначение - проведение торжественных церемоний. Доминирующий декор - бронзовые люстры с изображениями гербов губерний. При входе расположены скульптуры древних воинов. В руках они держат знамена со щитками, на которых можно разглядеть гербы российских губерний.

Военная галерея 1812 года

Создавалась в память о победе русского народа над Наполеоном. Торжественное открытие произошло через год после знакового события. На приеме присутствовали не только первые лица государства, но и вся военная элита, начиная от генералов до простых солдат, ставших героями войны. Галерея уникальна - на ее стенах размещены 332 портрета русских военачальников, героически проявивших себя в битвах и походах 1812-1814 годов.

Большой тронный (Георгиевский) зал

Здесь с 1795 года проходили все торжественные мероприятия, церемонии, приемы. Автор проекта - Джакомо Кварнеги. По приказу Николая I во время реставрационных работ, зал был украшен итальянским белым мрамором. Над троном установили барельеф из мрамора, изображающий Георгия Победоносца, расправившегося с драконом. В годы советской власти трон убрали, а на его месте появилась уникальная карта из драгоценных камней (45 тыс. единиц) с изображением республик Советского Союза. Сейчас она находится в горном музее, а в зале снова установили тронное место.

Придворный собор Спаса Нерукотворного

Расположен в юго-восточном углу дворца. Сначала, в 1761 году, церковь освящена в честь Воскресения Христова, а через год - во имя Нерукотворного Образа спасителя. Внутреннее помещение церкви было богато украшено лепниной, трехъярусным иконостасом, живописью с сюжетами библейских сцен. В конце XIX века кровля была обновлена - здесь появилась звонница, с нее звонили 5 колоколов. Сегодня мало, что осталось от первоначального убранства церкви.

Пикетный зал

На месте этого зала первоначально размещались 2 маленьких комнаты и лестничная площадка. Здесь проходил развод пикета (так называли внутренний караул). После пожара комнаты объединили и получился зал, рассказывающий историю армии России. Оформление его пронизывает военная тематика. На рельефах стен расположены контуры всевозможной воинской символики - медальоны, доспехи, орудия. В конце XX века зал закрыли и использовали как склад для экспонатов, а в 2004 году здесь вновь приняли посетителей.

Александровский зал

Проект выполнил А. Брюллов, предполагалось оформить интерьер в память об императоре Александре I. Сегодня здесь выставлена экспозиция серебра западной Европы XVII - XVIII. Большие шкафы совершенно искажают и портят впечатление от обстановки зала. Изначально с северной стороны установили огромный, во весь рост, портрет императора. Портрет был обрамлен красивым позолоченным подрамником, расположенном на фоне малиновой материи с вышивкой изображения двуглавого орла.

Золотая гостиная

Проектировалась для Марии Александровны, когда еще та была княгиней. Автор проекта - А.П. Брюллов. Завершена отделка была не сразу, а лишь через 20 лет А. Штакеншнейдером. Здесь до наших дней сохранена мебель, специально выполненная для гостиной. Настенные панели утратили тот лоск, которым они были отделаны первоначально. Сейчас барельефы имеют сплошное золочение, а раньше оформление их было более сложным, расположенном на беломраморном фоне. Именно в этом помещении решалась судьба реформ в стране императором Александром II.

Будуар

Очень оригинальное помещение, похожее на изящную табакерку. Архитекторы, выполняющие оформление комнаты (в разные годы это были А.П. Брюллов и Гаральда Боссе), старались стилизовать ее в стиле рококо, добавив роскошности зеркалами, барельефами, узорами, текстильными элементами и оригинальной мебелью.

Николаевский зал

Очень внушительный по размерам, появился в конце XVII века вместо трех залов Растрелли. Его площадь более 1100 квадратных метров. После кончины Николая I здесь установили его портрет, украшенный большой рамой с двуглавым орлом. Куда делся портрет в 1930 году, неизвестно. К сожалению, сейчас насладиться великолепием интерьера получается редко: с советской эпохи его стали использовать для проведения временных и передвижных выставок, чем вызывают порчу внешнего облика. К тому же, зал часто закрывается для посетителей, его отделку порой разглядеть невозможно за фанерными стеллажами и перегородками с экспонатами.

Концертный зал

Сооружен по проекту зодчего В. П. Стасова в период реставрации после пожара. Оформлен в тематике искусства: стены украшены множеством статуэток муз и богинь античного периода. Сегодня здесь находятся ценнейшие экспонаты традиционного русского серебра, включая знаменитую серебряную раку Александра Невского.

Малахитовая гостиная

Была любимой комнатой супруги Николая I. Название говорит само за себя - интерьер оформлен натуральным малахитом. После пожара проведена реконструкция, в результате которой колонны были сдвинуты из центра помещения ближе к стенам, что послужило зрительному увеличению пространства. Во время проведения пышных церемоний и балов в Николаевском зале, отсюда к гостям выходил император с приближенными. В 1917 году здесь заседало Временное Правительство.

Зимний дворец на Дворцовой площади Санкт-Петербурга - главная достопримечательность северной столицы, с 1762 по 1904 год служившая официальной зимней резиденцией российских императоров. По богатству и разнообразию архитектурного и скульптурного декора дворец не имеет себе равных в Петербурге.


Чтобы обойти все экспонаты Эрмитажа, потребуется потратить 11 лет жизни и пройти 22 километра. Все петербуржцы хорошо знают: в главном музее города на первом этаже — Египетский зал, на третьем этаже — импрессионисты. Гости города тоже в курсе.

Чем будем удивлять? Можно попробовать фактами:

№1. Эрмитаж огромен… Как и территория огромной страны, которой правил царь, самодержец всея Руси прям из стен этого роскошного дворца. 1057 комнат, 117 лестниц, 1945 окон. Общая протяженность главного карниза, окаймляющего здание, почти 2 км.

№2. Общее количество скульптур, установленных на парапете Зимнего — 176 штук. Количество ваз можете подсчитать сами.

№3. Строили главный дворец Российской Империи более 4000 каменщиков и штукатуров, мраморщиков и лепщиков, паркетчиков и живописцев. Получая за свою работу ничтожную плату, они ютились в жалких лачугах, многие жили здесь же, на площади, в шалашах.

№4. С 1754 по 1762 год шло строительство здания дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Долго… Императрица Елизавета Петровна скончалась, не обжив новые хоромы. Принимал 60 000 квадратных метров нового жилья Пётр III.

№5. После завершения строительства Зимнего дворца вся площадь перед ним была завалена строительным мусором. Император Пётр III решил избавиться от него оригинальным способом — он приказал объявить народу, что каждый желающий может взять с площади всё, что угодно, и бесплатно. Через несколько часов весь мусор был расчищен.

№6. Убрали мусор — новая беда. В 1837 году дворец сгорел. Без крова осталась целая императорская семья. Однако 6000 неизвестных работников спасли положение, работая днем и ночью и за 15 месяцев дворец бал полностью восстановлен. Правда, цена трудового подвига — несколько сот простых рабочих…

№7. Зимний дворец всё время перекрашивали в разные цвета. Был и красным и розовым. Свой оригинальный, бледно-зеленый цвет, приобрел в 1946 году.

№8. Зимний дворец — совершенно монументальное сооружение. Оно было призвано отразить могущество и величие Российской империи. Подсчитано, что здесь 1786 дверей, 1945 окон и 117 лестниц. Длина главного фасада 150 метров, а высота — 30.








Вопрос, по которому можно узнать туриста, на улицах Санкт-Петербурга: «Где находится Зимний дворец?».

История строительства Зимнего дворца

Шедевр архитектурного зодчества, выполненный в стиле барокко, располагается на Дворцовой площади. Это удивительный ансамбль памятников русскому зодчеству. Добраться на Дворцовую площадь можно как на метро, так и наземным транспортом. Лучше всего дойти пешком, осматривая по пути достопримечательности, наслаждаясь торжественной и величественной архитектурой Северной Пальмиры.
Здание Зимнего дворца, было выстроено во второй половине XVIII века, на заказ любимой дочери первого российского императора, по замыслу архитектора Бартоломео Растрелли. Зимний дворец постороен в стиле русского барокко.

С момента окончания постройки в 1762 и до 1904 года здание служило резиденцией царского семейства в зимний период. После переезда монаршей семьи в Царское Село и до образования государственного Эрмитажа, в одеоне размещались: госпиталь, штаб временного правительства и музей революции, соседствовавший с Эрмитажем до начала ВОВ. Современный Зимний дворец являет собой здание одной из главных экспозиций Эрмитажа.
Зимний дворец — это здание, состоящее из 4 флигелей, объединенных между собой в форме каре, имеющее внутренний дворик. Лицевая сторона строения обращена к Адмиралтейству, реке и Дворцовой площади.

Как попасть в Зимний дворец?

Учитывая то, где находится Зимний дворец, ближе всего к нему идти от станции метро «Адмиралтейская», Фрунзенско-Приморской ветви Санкт-Петербургского метрополитена. Выйдя из метро в Кирпичный переулок, нужно свернуть направо и пройдя около 25 метров, повернуть на Большую морскую улицу. Затем двигаясь прямо, никуда не сворачивая, до проезжей части Невского проспекта. Проспект необходимо перейти, а там уже совсем недалеко до Арки Главного Штаба, расположенной перед Дворцовой площадью, местом, где находится Зимний дворец.
Немного дальше идти от метро станция «Невский проспект», павильон Набережная канал Грибоедова. От метро станция «Невский проспект», чтобы добраться до Зимнего дворца, нужно пройти 4 квартала, пересекая Малую и Большую Конюшенные улицы и речку Мойку. После чего повернув направо выйти на улицу Большая морская. Оттуда нужно идти до Арки здания Главного Штаба, чтобы выйти на Дворцовую площадь.
Дворцовая площадь с Зимним дворцом, являются самым популярным местом для прогулок у туристов. Именно поэтому на вопрос: «Где находится Зимний дворец?», может ответить любой прохожий.
Адрес Зимнего дворца : Дворцовая Площадь, 2, Дворцовая Набережная, 38.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле елизаветинского барокко с элементами французского рококо, бывший императорский дворец, построенный по проекту Б. Ф. Растрелли в 1754-1762 годах. С 1920 года здание входит в состав главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа.

До 1762 года в Санкт-Петербурге успели построить пять Зимних дворцов, включая нынешний вариант. Первый дворец был построен в 1712 году, второй — в 1720 году, третий — в 1735 году, предпоследний четвертый — в 1755 году. Последний Зимний дворец с момента постройки и до 1904 года использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. После революции 1917 года во дворце заседало Временное правительство. С 1920 года здание стало использоваться в качестве музея.

Здание дворца имеет форму каре из 4 флигелей, которые располагаются вокруг Большого двора, а своими фасадами смотрят на Неву, Адмиралтейство и Дворцовую площадь.

Пышный и великолепный облик Зимнего дворца должен был продемонстрировать статус нового города на Неве как столицы Российской империи. Это было достигнуто установкой особых двухуровневых колонн на фасадах здания, а также с помощью скульптур и ваз, расположенных над карнизом по всему периметру дворца.

Над внутренней отделкой залов Б. Ф. Растрелли не успел лично закончить работу, так как был отстранен Екатериной II, интерьеры дворца заканчивали Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди. Самые известные помещения дворца — это Иорданская галерея, Иорданская лестница, Фельдмаршальский зал, Петровский (Малый тронный) зал, Гербовый зал, Военная галерея 1812 года, Георгиевский (Большой тронный) зал, Большая церковь, Пикетный (Новый) зал, Александровский зал, Октябрьская лестница, Белый зал, Золотая гостиная, Малиновый кабинет, Будуар, Синяя спальня, Аванзал, Большой (Николаевский) аванзал, Концертный зал, Малахитовая гостиная, Малая (Белая) столовая.

В 1837 году в Зимнем дворце случился пожар, продолжавшийся целых 3 дня, а восстановление здание после которого потребовало около 2 лет.

В 1844 году император Николай I подписал указ о запрещении строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше Зимнего дворца. Запрет действовал вплоть до 1905 года.

Во время Первой Мировой войны, в 1915 году, во дворце размещался военный госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича.

Штурм Зимнего дворца, а точнее его окружение и арест членов Временного правительства, стал основным событием октябрьского переворота 1917 года, приведшего к власти большевиков.

В период Великой Отечественной войны в подвалах дворца были оборудованы 12 бомбоубежищ, рассчитанных на 2000 человек. За годы войны в здание дворца попали 17 артиллерийских снарядов и 2 авиационные бомбы. Но уже в ноябре 1944 года Зимний дворец был частично открыт для посещения, хотя его полное восстановление заняло несколько лет.

Интерьеры дворца часто используются для съемок художественных фильмов, а также моделируются в мультипликационных лентах и компьютерных играх.

Во дворце живет почти 50 котов, ведущих свою родословную от голландского кота Петра I. Их основная роль — охрана Зимнего дворца от мышей. Существует даже специальный фонд друзей котов Эрмитажа, а сотрудники музея устраивают для них специальные праздники.

Трехэтажное здание Зимнего дворца имеет в своем составе 1084 комнаты, 1945 окон и 117 лестниц. Длина фасада со стороны Невы — 137 метров, со стороны Адмиралтейства — 106 метров, высота дворца — 23,5 метра, общая площадь — 46516 квадратных метров.

Зимний дворец включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России и в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе исторического центра города.

Туристу на заметку:

Посещение Зимнего дворца будет интересно туристам, интересующимся архитектурой второй половины XVIII века, всем желающим увидеть экспозиции , разместившегося во дворце, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями, входящими в архитектурный ансамбль

Публикации по теме