Правила безопасного поведения пассажиров в городском транспорте. Безопасность пассажиров транспортных средств

Если вы стали свидетелем аварии на железнодорожном транспорте, звоните по телефону 112.

Общие правила безопасности в поезде:
С точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде - центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки. Как только вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители.
Соблюдайте следующие правила:


. выбирайте сидячие места против движения поезда, т.к. в случае, если хулиганы бросят в окно камень, у вас гораздо больше шансов, что он в вас не попадет;
. при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;
. тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках;



. не срывайте без крайней необходимости стоп-кран;
. запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложниться эвакуация;
. курите только в установленных местах;
. не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества;
. не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;
. при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику;
. располагайтесь (особенно ночью) в тех купе, где уже кто-то есть;
. не засыпайте, если ваши попутчики вызывают у вас недоверие;
. запомните своих попутчиков: имена, приметы, конечные станции;
. не напивайтесь и не принимайте угощение от попутчиков;
. держите свет в купе включенным, даже если это мешает отдыхать;
. не оставляйте двери приоткрытыми, так как это позволяет видеть из коридора то, что происходит в купе;
. когда вы едете в плацкартном вагоне, держите документы или бумажник в надежном месте, портфель - поближе к стене;
. самое ценное (деньги, ключи, документы) забирайте с собой даже в туалет - в бумажнике, поясной сумке или сумке через плечо;
. на промежуточных станциях во время выхода пассажиров воры могут легко воспользоваться всеобщей суматохой, быстро пробежав через вагон, поэтому держите поближе к себе сумку, пиджак и личные вещи, не оставляйте их на соседнем сиденье.


Как действовать при железнодорожной аварии.
При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.


Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна - аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону (где нет железнодорожных путей) железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если невозможно - идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов - малминит - выделяет токсичный газ, опасный для жизни.

Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.

Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и взрыв.

Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).

Правила безопасности при нахождении на объектах железнодорожного транспорта.
Хождение по путям в неустановленных местах - самое распространённое нарушение на железнодорожном транспорте. А ведь известно, что неожиданное появление человека на путях или под стоящим составом может привести к несчастному случаю и нарушению движения. Машинисты Московской дороги обладают огромным опытом и тщательно проинструктированы на случаи аварийных ситуаций, но даже их профессионализм и автоматическая реакция не смогут заставить многотонный состав остановиться за доли секунды.


Тормозной путь поезда варьируется от 33 до 1000 м, мгновенная остановка невозможна. Поэтому переходить пути рекомендуется лишь в специально предназначенных для этого местах, обязательно под прямым углом к направлению путей, не наступая на головку рельса, чтобы не поскользнуться и не упасть. Стрелочный перевод - запрещенное для перехода место, предугадать режим работы стрелки человеку неосведомлённому невозможно. При пересечении путей ни в коем случае нельзя выдвигаться на железнодорожное полотно сразу после проследования поезда: важно убедиться в отсутствии встречного состава, для чего требуется дождаться, когда хвостовой вагон поезда удалится из пределов видимости.
Человек, оказавшийся между движущимися поездами, рискует вдвойне: сила воздушного потока, создаваемого составами, достигает 16 тонн. Думается, попасть в такие тиски не пожелает ни один здравомыслящий человек.
Неподвижные вагоны неподвижны лишь на первый взгляд. Подходить к ним ближе, чем на 5 метров, нельзя - любой вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую минуту. Категорически запрещено находиться под стоящим или, тем более, перемещающимся подвижным составом. Этого никогда не делают сами железнодорожники.
Согласно статистике, нередки случаи с людьми, идущими параллельно железнодорожным путям. Если человек не может избежать следования по рельсовому полотну, то идти в колее попутного направления недопустимо: отвлекаясь только на встречный поезд, человек может не услышать сигналов нагоняющего сзади попутного.
Существуют определённые правила поведения на станционной территории, нарушение которых крайне опасны:
Не разрешается вплоть до посадки в стоящий вагон заступать за ограничительную линию на платформе, а прыгать с платформы или забираться на неё с путей - это очень рискованно.


При посадке в электропоезд пассажир должен осознавать, что принудительное открывание входных дверей, проход в двери в моменты их автоматического открывания или закрытия недопустимы, ведь давление сжатия дверей эквивалентно 8 атмосферам, а падение из движущегося на большой скорости поезда «несовместимо с жизнью». Столь же опасно и так же недопустимо высовываться из окон вагона.

Особый разговор касается контактной сети. Напряжение в проводах чрезвычайно высокое: от 3.5 до 27500 вольт (для сравнения: дома в электропроводке - 220 вольт). Сильный ожог от контактного провода может произойти на расстоянии менее чем 2 метра.

А максимальная скорость многих автомобилей превышает 300 км/час, эффективность использования этих средств постепенно снижается, а в некоторых случаях подушки и ремни могут быть просто опасны для автомобилистов.

В результате, основные средства пассивной безопасности, на которые возлагают свои надежды все водители в случае аварии, по своей сути являются изобретениями прошлого века. Естественно, над пассивной безопасностью автомобилей работают все автопроизводители. Однако поставщики систем безопасности вынуждены экономить как на времени для испытаний, так и на стоимости разработок и материалов, так как только это может привести к сокращению затрат. Поэтому об высокой степени безопасности, которую могли бы обеспечить ремни и подушки, приходится забыть.

Да, подушки безопасности отлично защищают голову и туловище водителей, однако ставят под удар их ноги и руки. Согласно исследованию медицинского центра Dartmouth Hitchcock в Нью-Хэмпшире по данным о травмах в результате ДТП в США за 1988-2004 гг., подушки безопасности и ремни вовсе не защищают руки водителя от переломов, мало того, они на 35 процентов увеличивают риск получения травм ног.

Представляют подушки серьезную опасность и для глаз водителя и пассажиров. Исследование испанского доктора Карлоса Руиса Лапуэнте показало, что в результате срабатывания подушек даже при невысокой скорости 35% водителей и пассажиров страдают от их довольно сильного удара, который часто приходится на лицо, особенно если речь идет о людях ниже 175 сантиметров ростом. Удар подушки по силе приближается к резкому удару кулаком в лицо. Если же вы носите очки, последствия могут быть еще более плачевными.

Кроме того, натриевая кислота, благодаря которой подушка безопасности мгновенно надувается, может попасть в глаза водителей и пассажиров, приводя впоследствии к отслоению сетчатки, поражению роговицы и другим последствиям. Согласно данным испанского общества слепых ОNCE, дорожно-транспортные происшествия являются сейчас одной из самых распространенных причин слепоты.

Конечно, всего этого можно избежать, однако новые, более совершенные модели начинают ставиться только на дорогие модели. Лишь недавно производители начали ставить на свои модели подушки для защиты коленей, на Mercedes E-класса, например, они появятся только в этом году.

Оптимальную защиту от удара придумала Toyota. В отличие от обычных подушек, которые состоят из одной секции, у новой версии их две. Раздуваясь, они создают углубление посередине, и распределяют давление сработавшей подушки по другим частям головы, плечам и верхней части туловища. Новые подушки безопасности разработаны на основе концепции общей поддержки (Omni-Support) и дают гораздо меньше шансов пассажиру переднего сиденья получить травму, без снижения уровня защиты при первом ударе. Однако ставиться они будут пока лишь на некоторые модели Lexus.

Время, когда ремень, а потом и подушка безопасности были единственными средствами, призванными смягчить последствия от столкновения, осталось в прошлом веке. Новая система безопасности водителя, разработанная немецким отделением корпорации Delphi в Вуппертале, основана на технологиях механики и должна сократить на четверть вероятность повреждений конечностей при столкновении. Система обеспечивает лучшую защиту ног водителя при фронтальном ударе. Защитный модуль состоит из рулевой колонки, коленного валика и качественно новой системы педалей. При столкновении модуль отодвигается от водителя, давая воздушной подушке больше времени для открытия. Воздушная подушка и коленный валик под рулевой колонкой перераспределяют удар на приборную доску. Педали при столкновении изменяют направление, продвинувшись наверх, снижая риск повреждения ног. Новая система должна, по сообщению предприятия, выйти на рынок к 2010 году.

Безусловно, никто не станет оспаривать положительный потенциал всех интегрированных систем. Однако автокомпании по-прежнему будут экономить на введении новых систем безопасности. Поэтому еще многих автомобилистов по-прежнему будут выручать подушки и ремни безопасности, с которыми все же спокойнее, чем без них. Ведь, как известно, лучше быть не совсем живым, чем совсем мертвым.

Безопасность полетов.

Безопасность движения самолетов на земле и в воздухе - это важнейший вопрос, касающийся не только транспортной и военной авиации, но также и частной. На всех этапах создания самолета вопросам обеспечения безопасности полетов уделяется самое большое внимание. Пристальное изучение проблемы безопасности полетов показывает, что многие существующие правила и положения по обеспечению безопасности уже устарели. Если вместо них будут выработаны и внедрены в практику новые правила, отвечающие современным условиям, то это можно будет считать одним из величайших достижений авиации за все время, прошедшее с тех пор, как поднялся в воздух первый самолет. Повышение безопасности полетов - прямая обязанность авиационных руководителей и летного состава, которые должны объединить свои усилия для достижения максимальных успехов в этой области. Многие считают, что абсолютная безопасность полетов - вещь, практически неосуществимая. Может быть, это и так, но, тем не менее, мы должны стремиться к тому, чтобы уменьшить количество летных происшествий, аварий и ненужных жертв. Для того чтобы самолет и дальше все прочнее входил в жизнь общества, руководители авиации должны чувствовать свою ответственность в этом отношении и должны стремиться к тому, чтобы превратить в реальность всеобщее желание в отношении максимальной безопасности полетов. Безопасность - не значит лишь охрана. От нее в большой степени зависит работоспособность, продуктивность и характер взаимоотношений с персоналом и клиентами. Радикальное усиление безопасности на транспорте - веление времени. В рамках административной реформы отрасли образована новая структура - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Помимо контроля в ее задачи входит, в частности, координация (вместе с правоохранительными органами) применения превентивных мер, нацеленных на обеспечение безопасности технических средств и пассажиров на транспорте. Вместе с министерством транспорта России служба разрабатывает проект закона «О транспортной безопасности».

Безопасность пассажиров.

Перед тем как приобрести билет, большинство людей хочет знать, безопасна или нет авиакомпания, на самолете которой они собираются лететь. Однако это очень трудно сделать, опираясь только на статистику авиационных происшествий. Порой статистика показывает, что безопасность не всегда зависит от самой авиакомпании. Многие факторы оказывают влияние на безопасность полетов: окружающая среда (сложная горная местность, сложные метеоусловия, мощная грозовая деятельность), регион выполнения полетов, где превалируют частые случаи угонов самолетов, попытки взрывов и другие террористические акты. Тем не менее, в мире существуют интегрированные методы оценки и составления рейтингов авиакомпаний с точки зрения безопасности полетов. Ежегодно всемирно известная германская компания JACDEC проводит глубокое исследование и публикует информацию о 60 самых лучших авиакомпаниях с точки зрения безопасности полетов. Многие годы первое место занимает австралийская авиакомпания Qantas. На втором месте Finnair из Финляндии. На 49 месте российский «Аэрофлот». Замыкает список турецкая авиакомпания Turkish Airlines.

Пассажирам можем посоветовать летать на авиакомпаниях, которые прошли, или стремятся пройти международную аудиторскую проверку по безопасности полетов Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА (IOSA IATA). В СНГ и России такую проверку прошли следующие авиакомпании: «Аэрофлот», «Аэрофлот-Дон», «Аэросвит» (Украина), «Эйр Астана» (Казахстан), «Армавиа» (Армения), «Белавиа» (Белоруссия), «Молдавские авиалинии», «Эйр Молдова» (Молдавия), «Уральские авиалинии», «Азал» (Азербайджан), «Россия», S7, Sky Express, «Трансаэро», «Международные авиалинии Украины» (МАУ), «Узбекистон Хаво Йуллари», «ЮТЭйр», «Владивосток-авиа», грузовая авиакомпания «Волга-Днепр».

В течение полета

Необходимо знать несколько простых вещей и выполнять их:

· Всегда очень внимательно слушайте информацию стюардессы, смотрите видео показ по безопасности полетов.

· Тщательно прочитайте Карту безопасности для пассажира (она имеется на всех воздушных судах). Все это предназначено не только для того, чтобы указать на важные аспекты. Все это призвано, чтобы за короткое время сделать вас более компетентным пассажиром. И главное, чтобы вы почувствовали себя более уверенными, потому что полученные вами сведения увеличат ваши шансы выжить при спасении в аварийной ситуации.

· Обязательно надо знать ближайший к вашему креслу аварийный выход, где находится спасательный жилет, как работает его наддув, как надеть кислородную маску в случае разгерметизации самолета.

· Всегда будьте пристегнуты во время полета, при нахождении в кресле. В авиации существует понятие - «турбулентность ясного неба», которая возникает неожиданно и может привести к серьезным травмам.

· Если есть возможность, необходимо летать беспосадочными рейсами, так как большинство авиационных событий происходят на стадии взлета, набора высоты, снижения, захода на посадку, посадке. Беспосадочные полеты уменьшают вероятность попадания в эти события.

· Выбирать надо крупные самолеты - они безопаснее маленьких.

· Не располагайте тяжелые вещи в верхнем отделении над головой, предназначенном для ручной клади. Имеется множество примеров получения серьезных травм пассажиров при сильной турбулентности.

· Не приносите с собой опасные материалы. Есть довольно длинный список опасных материалов, которые не допускаются, но здравый смысл должен вам подсказать, что вы не должны проносить бензин, едкие, ядовитые газы, и т.д.

· Ни в коем случае не пейте в самолете алкоголь. В кабине самолета вы как бы находитесь постоянно на высоте 3500-4000 метров, поэтому влияние алкоголя будет значительно сильнее, чем на уровне моря. Помните, пьяный не спасется.

· И последнее. Даже если произошло авиационное происшествие не будьте фаталистами. Спасайтесь, статистика показывает, что активные пассажиры выживают. Пассивные - гибнут.

    Ожидая поезд на платформе:

    стойте справа, идите слева;

    Правила поведения в трамваях, автобусах и троллейбусах

      Грузовые автомобили, используемые для перевозки людей, специально оборудуются тентом, лестницей для посадки и высадки, сиденьями в кузове. Если перевозятся дети, грузовик должен иметь кузов-фургон и опознавательный знак «Перевозка детей». С детьми должен находиться взрослый.

      Необходимо помнить и соблюдать ряд мер безопасности:

      Нельзя стоять в кузове во время движения грузовика;

      Нельзя переходить с места на место во время движения грузового автомобиля;

      Перевозка людей, в том числе и школьников, может осуществляться грузовыми автомобилями.

      Нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги

      При спуске в метро на эскалаторе:

      Ожидать автобус, троллейбус, трамвай необходимо только на посадочной площадке, а в случае если её нет - на тротуаре или обочине дороги.

      При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посредине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая, необходимо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю.

      Ожидая поезд на платформе:

      не заходите за ограничительную линию;

      Посадка в транспорт, производится через передние двери, а высадка - через двери, на которых имеется надпись «Выход»

      Как правило, посадка должна производиться через задние двери, а высадка - через передние или через двери, на которых имеется надпись «Выход».

      Для оплаты проезда в транспорте, используются билеты с магнитной полосой и бесконтактные смарт-карты, соответствующие требованиям международных стандартов.

      После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно внимательным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из трамвая и автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти проезжую часть на другую сторону улицы. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти дорогу.

      стойте справа, идите слева;

      нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них.

      если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.

    Человек для удобства передвижения создал транспортные средства. Сегодня мы даже представить себе не можем нашу жизнь в городе без автобусов, трамваев, троллейбусов, метро.

    Мы привыкли пользоваться транспортными средствами для поездок в школу, магазин, на стадион, в другой город или страну. Для этого существует городской, водный, воздушный и железнодорожный транспорт. Пассажиром называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нём), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). Значит, мы все бываем пассажирами и обязаны знать правила поведения пассажира и меры безопасного поведения в транспорте.

    Городской транспорт, который перевозит пассажиров, называется общественным . Это трамваи, троллейбусы, автобусы и метро.

    Все виды общественного транспорта едут по определённым маршрутам, узнать о которых можно по номеру. Места остановок общественного транспорта, оборудованные специальными посадочными площадками, обозначаются указателями.

    Для того чтобы поездка в транспорте была безопасной, важно соблюдать общепринятые правила.

    Безопасное поведение в транспорте

    Правила поведения во всех видах общественного транспорта

     Посадка в транспортное средство производится после его полной остановки и когда из него выйдут пассажиры. При посадке необходимо учитывать, что двери открываются и закрываются автоматически, нельзя толкаться, нельзя суетиться, нельзя мешать другим людям.

     Войдя в салон, необходимо осмотреться, выбрать, не мешая находящимся в автобусе пассажирам, удобное место, где бы вы никому не мешали и вам бы никто не мешал. Следует посмотреть, где расположены запасные и аварийные выходы. Если в транспортном средстве нет свободных мест для сидения, нужно постараться встать в проходе, не мешая движению пассажиров, держаться рукой за поручень или за специальные подвески. Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на неё, она может случайно открыться.

     Необходимо помнить, что в общественном транспорте нельзя шуметь, шалить, громко разговаривать, вызывающе себя вести, есть мороженое. Нельзя высовываться из окон.

    Правила поведения в трамваях, автобусах и троллейбусах

     Ожидать автобус, троллейбус, трамвай необходимо только на посадочной площадке, а в случае если её нет - на тротуаре или обочине дороги.

     При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посредине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая, необходимо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю.

     Посадка в транспорт, оборудованный АСКП (автоматизированной системой контроля пассажиров), производится через передние двери, а высадка - через двери, на которых имеется надпись «Выход» (кроме транспортных средств, оборудованных АСКП).

     Как правило, посадка должна производиться через задние двери, а высадка - через передние или через двери, на которых имеется надпись «Выход».

    Для оплаты проезда в транспорте, оборудованном АСКП, используются билеты с магнитной полосой и бесконтактные смарт-карты, соответствующие требованиям международных стандартов.

     После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно внимательным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из трамвая и автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти проезжую часть на другую сторону улицы. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти дорогу.

    Правила поведения при поездке на грузовом автомобиле

    Перевозка людей, в том числе и школьников, может осуществляться грузовыми автомобилями.

    Грузовые автомобили, используемые для перевозки людей, специально оборудуются тентом, лестницей для посадки и высадки, сиденьями в кузове. Если перевозятся дети, грузовик должен иметь кузов-фургон и опознавательный знак «Перевозка детей». С детьми должен находиться взрослый.

    При поездке на грузовом автомобиле необходимо помнить и соблюдать ряд мер безопасности:

      нельзя стоять в кузове во время движения грузовика;

      нельзя переходить с места на место во время движения грузового автомобиля;

      нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги.

    Правила поведения в метро

    При спуске в метро на эскалаторе:

      стойте справа, идите слева;

      нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них.

    Ожидая поезд на платформе:

      не заходите за ограничительную линию;

      если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.

    Опасные ситуации в транспорте

    , необходимо немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам; потребовать остановить транспорт и открыть двери.

    При заблокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства необходимо использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стёкла (при необходимости можно выбить стёкла ногами). При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя.

    В любом транспорте имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо стремиться покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.

    Если пожар возник в вагоне метро , немедленно сообщите об этом машинисту по переговорному устройству и в дальнейшем выполняйте его команды.

    При появлении в вагоне открытого огня во время движения поезда постарайтесь потушить его, используя имеющиеся под сиденьями огнетушители или подручные средства.

    Ни в коем случае не пытайтесь остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном; оставайтесь на местах, пока поезд движется в тоннеле. При остановке поезда в тоннеле не пытайтесь покинуть его без команды машиниста.

    После разрешения на выход откройте двери или, если нет другого выхода и вашей жизни угрожает смертельная опасность, выбейте ногами стёкла, выйдите из вагона и двигайтесь в направлении, указанном машинистом.

    1. Кто считается пассажиром?

    2. Каким транспортом вы пользуетесь чаще? Составьте правила пользования этим транспортом.

    В дневник безопасности запишите краткое изложение правил поведения при возникновении опасных ситуаций на транспорте.

    1. Представьте, что в автобусе возник пожар. Опишите порядок действий пассажиров.

    2. Вы спускаетесь на эскалаторе в метро. Неожиданно роняете пакет, и он скользит по ступенькам вниз. Ваши действия?

    Предмет Основы безопасности жизнедеятельности
    Класс 5
    Тема урока Пассажир. Безопасность пассажира
    Цель урока Рассмотреть общие обязанности пассажира, систематизировать их значение по правилам безопасного поведения в общественном транспорте для обеспечения личной безопасности.

    Образовательные : обобщить знания о городском транспорте. Создать условия для изучения и закрепления правил поведения пассажиров в аварийных ситуациях.

    Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

    Воспитательные: воспитывать осторожность, формировать чувство ответственности за свои поступки и за безопасность окружающих.

    УУД Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.Коммуникативные УУД : сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
    Планируемые результаты Предметные: знать общие обязанности пассажира при пользовании общественным транспортом. Правила личной безопасности при пользовании трамваем, троллейбусом и метро. Обеспечение личной безопасности при возникновении опасной ситуации в общественном транспорте.

    Личностные: умение выражать свое отношение к происходящем, давать свою оценку.

    Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

    Основные понятия Пассажир; виды общественного транспорта.
    Межпредметные связи История, география
    Ресурсы урока Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование.
    Формы урока Фронтальная, групповая.
    Технологии Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.
    Описание этапов урока
    Этап урока Содержание и деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД(универсальные учебные действия)
    I . Организационный
      приветствие проверка явки обучающихся проверка готовности обучающихся к уроку я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке
    -приветствуют учителя, -визуально контролируют свою готовность к уроку-рассаживаются на рабочие места.

    Личностные: самоорганизация.

    Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке
    II . Повторение пройденного материала. Активизация обучающихся с использованием вопросов ловушек.Ребята, предлагаю вам вспомнить пройденный материал. Что такое дорога? (это обустроенная или приспособленная и используемая для транспортных средств полоса земли либо поверхности искусственного сооружения.)Для чего нужна разметка дороги? (для обеспечения безопасности на улицах и дорогах, управление потоком транспортных средств и пешеходов.)Как называются знаки, которые информируют водителя о приближении к опасному участку дороги? (предупреждающие знаки.)Молодцы хорошо знаете материал -отвечают на вопросы,-рассуждают,— приводят примеры

    Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.

    способность к рассуждению

    Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой.

    Познавательные:

    Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

    III . Мотивация учебной деятельности А теперь прошу вас обратить свое внимание на экран (Слайды 1) Скажите ребята, что вы видите на экране ? Как вы оцениваете эту ситуацию? Давайте попробуем сформулировать тему урока? «Пассажир. Безопасность пассажира» С какой целью мы будем изучать тему урока? Рассмотреть общие обязанности пассажира, правила безопасного поведения в общественном транспорте. Что бы придти к нашей цели нам нужно будет решить ряд задач. Для достижения цели урока, что нам поможет? (учебник, тетрадь, проектор, справочный материал) отвечают на вопросы;-выбирают оптимальные решения;-фиксирование темы урока в тетрадь;-наблюдение и фиксация наблюдаемых процессов(письменно и устно) Личностные: построение логических рассужденийКоммуникативные : выражение своих мыслей, аргументация своих мненийРегулятивные : планирование последовательных действий
    IV . Изложение нового материала

    Человек для удобства передвижения создал транспортные средства. Сегодня мы даже представить себе не можем нашу жизнь.

    Мы привыкли пользоваться транспортом для поездок в школу, магазин, на стадион, в другой город или страну. Для этого существуют разные виды транспорта.

    Какие виды транспорта вы знаете?

    Транспорт

    городской водный воздушный железнодорожный

    Теперь я предлагаю вам объединиться в группы по 2 человека, и пользуясь материалом учебника стр. 39

      Какой транспорт называют общественным

    Городской транспорт, который перевозит пассажиров, называется общественным (трамвай, троллейбус, автобус и метро)

      Как вы думаете кто такой пассажир. Давайте сформулировать определение пассажир.

    Это лицо, находящиеся в транспортном средстве, а также входящий или выходящий из него.
    В ходе самостоятельной работы с учебником и учащиеся выделяют необходимую информацию, записывают определение

    Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других

    Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)

    V .Физкультминутка Видео Выполняют физкультминутку
    VI .Практическая работа Я вам сейчас предлагаю объединиться в малые группы по 2 человека и рассмотреть правила поведения в общественном транспорте: Скажите ребята, кто-то из вас ездил в метро? А там есть правила поведения в метро? (да)Какие, сможете их назвать? Ребята так же мы можем встретиться с опасными ситуациями в общественном транспорте. Давайте прочитаем их в нашем учебнике стр. 43 и узнаем, какие они могут быть. формирование безопасной работы;-выполнение практической работы с использованием инструкционных карт.

    Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;

    Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

    Регулятивные:

    умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления

    Познавательные: умение ориентироваться в понятиях,.

    Коммуникативные взаимодействовать с учителем группой.
    VII .Закрепление материала Я вам выдала листы с заданием, где нужно выбрать правильный ответ. Если вы согласны утверждением то ставим цифру(1), если нет (0). Попрошу вас подписать фамилии и ответить на них.

      Городской общественный транспорт следует по определённому маршруту и перевозит пассажиров. (1)

      На специальном указателе остановки общественного транспорта можно узнать, какая остановка будет следующая (0)

      Во время движения автобуса старайся держаться за поручни (1)

      В случае блокировки дверей нужно сидеть и ждать, когда откроют заблокированные двери(0)

      В случае возникновения пожара в автобусе нужно открыть все окна и проветрить салон автобуса (0)

    -рассуждают,— отвечают на вопросы, Рассуждение (Л).Формулирование ответов (Р).
    VIII . Рефлексия

    Ребята теперь давайте мы с вами посмотрим на нашу шкалу и определим на сколько

    Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. Регулятивные: оценка достигнутых результатов
    IX .Домашнее задание Составьте свои правила пользования транспортом, которым вы наиболее чаще пользуетесь. Для выполнения домашнего задания вы можете воспользоваться учебником, или Интернет источником.

    Обучающиеся

    слушают и записывают домашнее задание в дневниках.

    Личностные :развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

    Правила поведения в трамваях, автобусах и троллейбусах

      Грузовые автомобили, используемые для перевозки людей, специально оборудуются тентом, лестницей для посадки и высадки, сиденьями в кузове. Если перевозятся дети, грузовик должен иметь кузов-фургон и опознавательный знак «Перевозка детей». С детьми должен находиться взрослый. Необходимо помнить и соблюдать ряд мер безопасности: Нельзя стоять в кузове во время движения грузовика; Нельзя переходить с места на место во время движения грузового автомобиля; Перевозка людей, в том числе и школьников, может осуществляться грузовыми автомобилями. Нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги При спуске в метро на эскалаторе: Ожидать автобус, троллейбус, трамвай необходимо только на посадочной площадке, а в случае если её нет - на тротуаре или обочине дороги. При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посредине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая, необходимо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю. Ожидая поезд на платформе: не заходите за ограничительную линию; Посадка в транспорт, производится через передние двери, а высадка - через двери, на которых имеется надпись «Выход» Как правило, посадка должна производиться через задние двери, а высадка - через передние или через двери, на которых имеется надпись «Выход». Для оплаты проезда в транспорте, используются билеты с магнитной полосой и бесконтактные смарт-карты, соответствующие требованиям международных стандартов. После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно внимательным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из трамвая и автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти проезжую часть на другую сторону улицы. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти дорогу. стойте справа, идите слева; нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них. если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.
    © Сошина Евгения Ивановна, учитель ОБЖ 2015г.

    Цели урока

    Рассмотреть общие обязанности пассажира, правилам безопасного поведения в общественном транспорте для обеспечения личной безопасности

    • Вспомнить виды общественного транспорта.
    • Изучить основные правила безопасности пассажира.
    • Сформировать знания об опасных ситуациях в общественном транспорте.

    Виды транспорта

    ж\дорожный

    воздушный

    городской

    ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

    общественный транспорт.

    Если в машине едет много людей, то такая машина называется общественный транспорт.

    Если в машине едет много людей, то такая машина называется общественный транспорт.

    Если в машине едет много людей, то такая машина называется общественный транспорт.

    Автобус рейсовый

    Маршрутное такси

    Троллейбус

    ОСТАНОВКА ЭТО ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ДОРОГИ

    Ждать автобус, троллейбус или трамвай нужно только на остановках – местах, обозначенных такими знаками, как на рисунках. А там, где их нет – на тротуаре. В сельской местности, если нет оборудованной остановки, автобус ждут на обочине дороги.

    ЗАПОМНИ!

    На остановке никогда нельзя стоять у кромки тротуара. Тебя нечаянно могут толкнуть, и ты окажешься под колесами.

    Пассажир – лицо, находящиеся в транспортном средстве, а также входящий и выходящий из него.

    • Ряд Правила поведения в автобусе
    • Ряд Правила поведения в трамваях, троллейбусах
    • Ряд Правила поведения при поездке на грузовом автотранспорте

    Опасные ситуации

    в транспорте

    Если вы заметили возникновение пожара в автобусе, трамвае, троллейбусе

    • необходимо немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам; потребовать остановить транспорт и открыть двери.
    • При заблокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства необходимо использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стёкла (при необходимости можно выбить стёкла ногами).
    • При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя.
    • В любом транспорте имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо стремиться покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.

    В троллейбусе и трамвае металлические части могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к ним лучше не прикасаться.

    Покидать трамвай или троллейбус в этом случае надо прыжком с приземлением одновременно на обе ноги.

    Если пожар возник

    в вагоне метро

    • немедленно сообщите об этом машинисту по переговорному устройству и в дальнейшем выполняйте его команды.
    • При появлении в вагоне открытого огня во время движения поезда постарайтесь потушить его, используя имеющиеся под сиденьями огнетушители или подручные средства.
    • Ни в коем случае не пытайтесь остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном; оставайтесь на местах, пока поезд движется в тоннеле. При остановке поезда в тоннеле не пытайтесь покинуть его без команды машиниста.
    • После разрешения на выход откройте двери или, если нет другого выхода и вашей жизни угрожает смертельная опасность, выбейте ногами стёкла, выйдите из вагона и двигайтесь в направлении, указанном машинистом.
    • Городской общественный транспорт следует по определённому маршруту и перевозит пассажиров.
    • На специальном указателе остановки общественного транспорта можно узнать, какая остановка будет следующая
    • Во время движения автобуса старайся держаться за поручни
    • В случае блокировки дверей нужно сидеть и ждать, когда откроют заблокированные двери
    • В случае возникновения пожара в автобусе нужно открыть все окна и проветрить салон автобуса
    • Вспомнить виды общественного транспорта.
    • Изучить основные правила безопасности пассажира.
    • Сформировать знания об опасных ситуациях в общественном транспорте.
    • Составьте свои правила пользования транспортом, которым вы наиболее чаще пользуетесь

Весь городской наземный транспорт движется по установленным правилам дорожного движения. За выполнение этих правил отвечает водитель, пешеход и пассажир — участники дорожного движения, то есть мы с вами.

В течение дня, находясь на дорогах города, мы можем много раз превращаться в разных участников дорожного движения. Пешеход сел на велосипед или в свой автомобиль, и вот он стал водителем. Если мы находимся в салоне автобуса, трамвая, троллейбуса, то мы пассажиры.

Ты, возможно, считаешь, что пассажир — это человек, совершающий поездку на каком-либо виде транспорта. Это не совсем так. Например, когда мы входим в салон автобуса или выходим из него, мы являемся пассажирами и должны соблюдать предписанные нам правила.

Ожидаем транспорт мы на посадочной площадке, которая может находиться на тротуаре или на обочине дороги. Если она расположена на проезжей части на одном уровне с ней, в этом случае её границы отмечают на дороге сплошной белой линией. Посадочная площадка может даже находиться на середине дороги, но на участке, приподнятом над проезжей частью — как, например, остановка трамвая. В основном посадочные площадки оборудованы навесом, местом для сидения, схемами маршрутов движения транспорта.

Посадка в общественный транспорт должна проводиться организованно, при полной остановке трамвая, автобуса, троллейбуса или маршрутного такси. Это же относится и к высадке из транспортного средства. Не надо толкаться, суетиться, пока пассажиры оплачивают свой проезд. Категорически нельзя запрыгивать в общественный транспорт на ходу при его отправлении — можно оказаться зажатым дверьми или попасть под колёса. Лучше дождаться следующего троллейбуса или автобуса.

В вагоне поезда или трамвая, салоне троллейбуса, автобуса посмотри, где расположены аварийные выходы, прочитай инструкцию, как ими пользоваться. Чтобы избежать травм и не упасть во время движения и резких торможений транспорта, не прислоняйся к дверям и обязательно держись за поручни. Если ехать придётся далеко, то не располагайся возле выхода, где скопление пассажиров.

Находясь в транспорте, не толкайся, не наступай людям на ноги и не говори слишком громко, не мусори. В случае опасности обращайся к окружающим или водителю (машинисту). Заранее готовься к выходу.

На линиях трамвая и троллейбуса есть ещё одна опасность, которая возрастает при ливневых дождях, оттепелях в зимнее время — при высокой влажности воздуха, при сильном ветре. В этих случаях возникает возможность поражения током, потому что оба этих вида транспорта работают на электричестве. Не входи в троллейбус, трамвай, если обнаружилось, что кого-то ударило током.

В любой поездке следи за ситуацией в салоне и на дороге. Это поможет вовремя заметить угрозу столкновения, падения, принять правильное положение тела и крепко ухватиться за поручень, кресло.

Пожар в общественном транспорте

Если мы с тобой находимся в салоне общественного транспорта или вагоне поезда, нас должно насторожить появление запаха гари и задымления. Мы знаем, что они — предвестники пожара. Необходимо срочно сообщить об этом водителю или машинисту.

Для обеспечения безопасности, кроме первичных средств пожаротушения — огнетушителя, в салонах автобусов и троллейбусов, в вагонах поездов и трамваев имеются аварийные выходы — это окна. На видных местах размещена информация о том, какие оконные проёмы (купе) оборудованы дополнительными выходами.

Запомни порядок действий в случае пожара:

    без промедления сообщи о появлении дыма или огня водителю (машинисту, проводнику);

    оповести пассажиров, разбуди спящих;

    защити рот и нос от дыма платком, шарфом, рукавом, полой куртки. Если есть возможность, ткань намочи водой. Пригнись, выбираясь из горящего салона. Не прикасайся к металлическим частям в троллейбусе, трамвае — при пожаре они могут оказаться под электрическим напряжением;

    в поезде уходи от пожара в передние вагоны. Если это невозможно, плотно закрывай все двери — в купе, тамбурах и межвагонных переходах;

    если существует угроза для твоей жизни, не пытайся спасать багаж;

    выпрыгивай из вагона лишь в крайнем случае, надев на себя для амортизации побольше одежды или вместе с матрасом.

Безопасность в легковом автомобиле

Легковой автомобиль для пассажира и водителя представляет большую опасность, чем крупногабаритный общественный транспорт. В небольшой машине сложнее создать все системы и пространство безопасности, чем в салоне автобуса или вагона. Легковые автомобили, как правило, едут с большей скоростью, что повышает вероятность возникновения аварийных ситуаций. Внутри автомобиля за безопасность отвечают ремни и подушки безопасности.

Статистика столкновений показывает: самое опасное место в автомобиле — рядом с водителем. Поэтому детям до 12 лет без специальных детских удерживающих устройств, кресел сидеть там запрещается.

Публикации по теме