Огнезащитные спасательные шлюпки. Коллективные спасательные средства

Нам задают вопрос:
Отвечает мейл.ру: - На самом деле количество шлюпок на Титанике соответствовало нормам 1912 года . Количество шлюпок регулировалось тоннажем судна, а не кол-вом пассажиров. Тоннаж Титаника 46 328 тонн, пассажиры в количестве 2225, экипажа 908. Шлюпок 20 (16), рассчитаны на 1178, то есть правило 1/2 с каждого борта таки учитывалось. Про плоты - 4 (2 сборных удалось собрать) штуки, должны были быть вместимостью до 25% от состава (конвенция сейчас). Рассмотрим этот вопрос на круизных суднах, ближе к телу

Ок, чо. Смотрим к примеру тоннаж силвер мьюз компании силвер си:
Круизный лайнер Silver Muse компании Silversea построен в 2017 году, принадлежит серии судов Silver Muse, имеет длину 213 метров и водоизмещение 40700 тонн. Корабль способен разместить на борту до 691 пассажира в 288 каютах. Количество обслуживающего персонала составляет 408 человек


Кол-во спас средств умалчивается, говорится только что хватит на всех итд
Везде сейчас ссылаются на 74г, идем и смотрим:
- Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74),глава III "Спасательные средства и устройства";

−Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс LSA);

−Правила по оборудованию морских судов Российского морского регистра судоходства, часть II "Спасательные средства"; суммируем

Число спасательных шлюпок на борту судна определяется районом плавания, типом, судна и численностью людей на судне. Грузовые суда неограниченного района плавания оборудуются шлюпками, обеспечивающими весь экипаж с каждого борта (100% + 100% = 200%). Пассажирские суда оборудуются спасательными шлюпками вместимостью 50 % пассажиров и экипажа с каждого борта (50% + 50% =100%). Плоты - тоже коллект судовые спас средства - тоже должны включаться по тех обеспечению и составлять не менее 10% от тоннажа и пациентов на борту.
То есть - ""кто не влезет в шлюпку, спасается на плотах. количество человек на плоту в 2 раза превышает номинал. Если плот на 20 персон -потянет 40. всё тот же СОЛАС. Это должно радовать. Если конечно судно оснащено ими

Спасплот

Его конструкция должна быть такой, чтобы выдержать на плаву влияние окружающей среды в течение не менее 30 суток при любых гидрометеоусловиях.

Плоты изготавливаются вместимостью не менее 6 и обычно до 25 человек (на пассажирских судах могут встретиться плоты вместимостью до 150 человек).

Количество плотов рассчитывается таким образом, чтобы общая вместимость имеющихся на каждом борту спасательных плотов была достаточна для размещения 150% общего числа находящихся на судне людей. хмНадувные: Основными элементами спасательного плота являются: камера плавучести (обеспечивает плавучесть плота); днище − водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию от холодной воды; тент − водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию подтентового пространства от зноя и холода (на тенте - устройство для сбора дождевой воды, устройство для установки радиолокационного отражателя или SART, бетарея с сигнальным огнем итп).
баллоны с нетоксичным газом для надувания (1-3мин), а не так все просто
Снабжение:

2 плавучих весла; средства осушения: плавучий черпак и 2 губки; 2 плавучих якоря, один из которых постоянно прикреплен к плоту, а второй является запасным. Сразу после раскрытия плота сбрасываемого типа прикрепленный плавучий якорь раскрывается автоматически.

Плоты, снабжение примерное: Специальный нескладной нож без колющей части с плавучей ручкой. Нож находится в кармане с наружной стороны тента вблизи места крепления пускового линя к плоту. спасательное кольцо с плавучим линем длиной не менее 30 метров; ремонтный комплект для заделки проколов: клей, пробки и зажимы; 3 консервооткрывателя; ножницы; ручной насос или меха для подкачки плота; питьевая вода консервированная из расчета 1,5 литра на человека; пищевой рацион из расчета 10 000 кДж на человека; аптечка первой помощи; таблетки от морской болезни с продолжительностью действия не мене 48 часов на человека; по одному гигиеническому пакету на человека; рыболовные принадлежности; теплозащитные средства в количестве 10 % от расчетного числа людей, но не менее 2 единиц; инструкция по сохранению жизни на спасательных плотах.
Список предметов снабжения СШ. 1 . Достаточное количество плавучих весел для обеспечения движения шлюпки на тихой воде. Для каждого весла должна быть предусмотрена уключина типа кочет, поворотная уключина или другое равноценное приспособление. Уключины должны крепиться к шлюпке штертами или цепочками; 2. Два отпорных крюка; 3. Плавучий черпак и два ведра; 4. Инструкция по сохранению жизни;

5. Нактоуз с надежным компасом, светящимся или снабженным соответствующим средством освещения. На полностью закрытых спасательных шлюпках нактоуз должен быть стационарно установлен у поста управления рулем; на всех других спасательных шлюпках нактоуз должен быть снабжен соответствующими приспособлениями для его крепления; 6. Плавучий якорь достаточного размера с дректовом, способным выдерживать рывки, и ниралом, который обеспечивает возможность крепкого захвата его руками при намокании. Прочность плавучего якоря, дректова и нирала должна быть достаточной при любых морских условиях; 7. Два надежных фалиня длиной, не менее чем в два раза превышающей расстояние от места установки спасательной шлюпки до ватерлинии при наименьшей эксплуатационной осадке судна, или 15 м, смотря по тому, что больше. Один фалинь, прикрепленный к разобщающему устройству, требуемому правилом III/41.7.7, должен находиться в районе носовой оконечности спасательной шлюпки, а другой - прочно крепиться к форштевню спасательной шлюпки или вблизи него и быть готовым к использованию; 8. Два топора - по одному в каждой оконечности спасательной шлюпки; 9. Парусное вооружение с такелажем и парусами; 10 . Водонепроницаемые сосуды, содержащие общее количество пресной воды из расчета 3 л на каждого человека из числа людей, допускаемого к размещению на спасательной шлюпке, из которых 1 л на человека может быть заменен опреснительным аппаратом, способным давать такое же количество пресной воды за 2 дня; 11 . Нержавеющий ковш со штертом; 12. Нержавеющий градуированный сосуд для питья;

13. Пищевой рацион из расчета не менее 10 000 кДж на каждого человека из числа людей, допускаемого к размещению на спасательной шлюпке; этот пищевой рацион должен быть в воздухонепроницаемой упаковке и храниться в водонепроницаемом контейнере; 14. Четыре парашютные ракеты; 15. Шесть фальшфейеров; 16 . Две плавучие дымовые шашки; 17 . Один водонепроницаемый электрический фонарь, годный для сигнализации по азбуке Морзе, с одним запасным комплектом батарей и одной запасной лампочкой в водонепроницаемой упаковке; 18. Одно сигнальное зеркало для дневной сигнализации с инструкцией по его использованию для подачи сигналов морским и воздушным судам; 19 . Один экземпляр таблицы спасательных сигналов в водозащищенном исполнении или в водонепроницаемой упаковке; 20. Один свисток или другой равноценный звуковой сигнал;

21. Аптечку первой помощи в водонепроницаемой упаковке, которая после употребления может быть снова плотно закрыта; 22. Шесть доз медикаментов от морской болезни и один гигиенический пакет на каждого человека; 23. Складной нож, прикрепленный к шлюпке штертом; 24. Три консервовскрывателя; 25 . Два плавучих спасательных кольца, прикрепленных к плавучему линю длиной не менее 30 м; 26 . Ручной насос; 27. Один комплект рыболовных принадлежностей;

28. Достаточное количество инструментов для выполнения незначительных регулировок двигателя и относящихся к нему устройств; 29. Переносной огнетушитель, пригодный для тушения горящей нефти; 30. Прожектор, способный обеспечивать эффективное освещение в ночное время светлоокрашенного объекта шириной 18 м на расстоянии 180 м в течение в общей сложности 6 ч и работать непрерывно в течение не менее 3ч; 31. Набор флагов для подачи сигналов бедствия;

32. Эффективный радиолокационный отражатель, если в спасательной шлюпке не установлен радиолокационный ответчик; 33. Комплект аварийных радиопередатчиков; 34. Теплозащитные средства, в количестве, достаточном для 10% числа людей, допускаемого к размещению на спасательной шлюпке или двух, смотря по тому, что больше; 35 . Гидротермокостюмы в количестве трёх штук; 36 . Комплект ниток и шпагатов; 37. Полотнище брезента для сбора дождевой воды.

Средства сигнализации: радиолокационный маяк – ответчик (SART); УКВ переносная радиостанция; 4 красные парашютные ракеты; 6 красных фальшфейеров; 2 плавучие дымовые шашки; электрический водонепроницаемый фонарь; сигнальное зеркало (гелиограф) и сигнальный свисток; таблица спасательных сигналов. Сейчас есть мэс - морская эвакуац сист - может устанавливаться1 человеком и вмещать всех людей..всех это сколько сколько влезет о.+
Есть штормтрапы - для посадки народа в спассредства - мде

Был пост про Гармонию, просто помню по фотам, так вот для примера: Harmony of the Seas - 16-палубный корабль длиной 362 метра и весом 120 000 тонн, стоимость 1 лярд долларов. Наиболее большой из известных круизных лайнеров вмещает до 6300 пассажиров и 2100 членов












9 шлюпок как мы видим (спасботов)по каждому борту *2=18шт и количестве например при несильной загруженности 5400 чел пассажиров без учета команды.т.е. 5400/18= 300 человек в шлюпку. где 300 где 400 - меньше-больше. Влезем? ..Впихнем! Хорошего нам путешествия! Удачного плавания!

1.Корпус из стеклопластика, негорючий, прочный, чтобы выдерживать:

удар о борт судна при скорости спуска не менее 3,5 м/с и сбрасывание на воду с высоты не менее 3 м, нагрузку без деформации в 2 раза, когда она полностью нагружена людьми и снабжением, отсеки плавучести, заполненные пенопластом с плавучестью по 28 кг на одного человека, посадочные места с ремнями и четкими обозначениями.

2. Элементы корпуса.

входные люки для посадки людей в том числе и на носилках, вентиляционные головки, иллюминаторы (лючки для весел), воздушные трубы топливных баков, газоотводная труба аккумуляторного ящика, приемник для подсоединения рукава от пожарной водяной системы судна, кингстонное отверстие с клапаном.

3. Механическая установка.

Механическая установка – дизель «Листер» с реверс-редукторной передачей 3:1 36 л. с., навешенным оборудованием обеспечивающими системами и двумя муфтами (для валопровода на винт и на насос водяного орошения).Управление дизелем производится дистанционно с поста рулевого. ДВС 3-цилиндровый, однорядный, 4- тактный.

4. Системы ДВС и шлюпки.

Топливная система – 2 цистерны по 130 л на 24 часа работы ДВС. Система охлаждения ДВС – 2-х контурная (антифриз и вода).Газовыпускной трубопровод ДВС – металлорукав, глушитель, выпускной патрубок. Осушительная система – ручной насос, шланг отливной, патрубок и поплавковый спускной клапан. Система вентиляции естественная

через люки и вентиляционные водоотливные клапаны.

5. Устройство шлюпки:

подъемно-спусковое устройство – гаки, их троса управления и рукоятка управления устройством в рубке рулевого, рулевое устройство – штурвал, колонка передачи вращения на руль с насадкой, швартовно-буксирное устройство – для фалиней и двух буксиров (на носу и корме), леерное устройство – поручни, подвесные трапы, лееры, якорное устройство – плавучий якорь с дректовым и ниралом.

6. Оборудование шлюпки.

1). Электрооборудование – сеть напряжением 12 вольт.

а) Источники – генератор и аккумуляторная батарея.

б) Потребители – светильники, стартер, прожектор.

Примечание:

К шлюпке подводится кабель бортовой сети напряжением 12 В постоянного тока.

2). Катафоты – полосы из светоотражающего материла.

3). Навигационное оборудование – магнитный компас с подсветкой.

1.4. Закрытая спасательная шлюпка проекта 02340. (не танкерная).

1. Устройство корпуса шлюпки.

1). Оболочка из стеклопластика наружная толщиной 8 мм, наполнитель (жесткий пенополиуретан) и внутренняя толщиной 4 мм.

2). Два бортовых люка для посадки/высадки экипажа и пассажиров и приема людей из воды.

2. Рубка рулевого:

Вращающееся кресло с ремнями безопасности

Пост управления дизелем на левом борту (рукоятка: вперед – нейтраль, передний ход, назад – задний ход)

Штурвал управления насадкой с рулем

Рукоятка управления гаками

Переключатель электрооборудования шлюпки – слева

Магнитный компас

Приборная панель контрольно-измерительных приборов и сигнальных устройств дизеля.

3. Крышка люка рулевого:

Фонарь топового огня

Прожектор

Втулка ввода троса дистанционного управления лебедкой.

4. Левый борт рубки имеет разъем ввода кабеля бортсети, кормовая стенка рубки имеет кронштейн радиолокационного отражателя.

5. 15 мест для размещения экипажа и пассажиров.

7. Моторное отделение и валопровод – в корме шлюпки.

8. Ручной осушительный насос – на кормовой стенке шлюпки.

9. Ящики для хранения имущества – в носовой части шлюпки.

10. Боковые буртики для сбора дождевой воды.

11. На боковых стенках салазки, а внутри механизмы их отдачи (рукоятки).

Спасательная шлюпка - это шлюпка, способная обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Именно это назначение и определяет все требования, предъявляемые к конструк­ции и снабжению спасательных шлюпок.

Число спасательных шлюпок на борту судна определяется районом плава­ния, типом, судна и численностью людей на судне. Грузовые суда неограниченного района плавания оборудуются шлюпками, обеспечивающими весь экипаж с каждо­го борта (100% + 100% = 200%). Пассажирские суда оборудуются спасательными шлюпками вместимостью 50 % пассажиров и экипажа с каждого борта (50% + 50% = 100%).

Рис. Спасательные шлюпки закрытого и открытого типов

Все спасательные шлюпки должны:

Иметь хорошую остойчивость и запас плавучести даже при заполнении водой, высокую маневренность;

Обеспечивать надежное самовосстановление на ровный киль при опрокидывании;

Иметь механический двигатель с дистанционным управлением из рубки; быть окрашены в оранжевый цвет.

Спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия:

Двигатель должен работать не менее 5 минут от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка находится вне воды;

Скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 узлов;

Запас топлива должен быть достаточным для работы двигателя полным хо­дом в течение 24 часов.

Если судно имеет частично закрытые спасательные шлюпки, то их шлюп­балки должны быть снабжены топриком с прикрепленными к нему по меньшей ме­ре двумя спасательными шкентелями.

Запас плавучести шлюпки обеспечивается воздушными ящиками ‑ герме­тичными, заполненными воздухом или пенопластом отсеками, объем которых определяется с учетом того, чтобы головы людей, сидящих в шлюпке, находились выше поверхности воды, даже если шлюпка полностью затоплена.

Сведения о вместимости шлюпки, а также ее главные размеры наносятся на ее борта в носовой части несмываемой краской, там же указаны название судна, порт приписки (буквами латинского алфавита) и судовой номер шлюпки. Маркировка, по которой можно установить судно, которому принадлежит шлюпка, и ее номер должны быть видны сверху.

По периметру шлюпки, под привальным брусом и на палубе наклеивают по­лосы из светоотражающего материала. В носовой и кормовой частях на верхней части закрытия накладывают кресты из светоотражающего материала.

Рис. Маркировка спасательной шлюпки

Внутри шлюпки устанавливается электролампочка. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов. На верхней части закрытия уста­навливается сигнальная лампочка с ручным выключателем, дающая постоянный или проблесковый (50-70 проблесков в минуту) огонь белого цвета. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Спасательные шлюпки для нефтеналивных судов имеют огнезащитную кон­струкцию, оборудованы системой орошения, обеспечивающей проход через непре­рывно горящую нефть в течение 8 минут, и сжатого воздуха, обеспечивающей без­опасность людей и работу двигателей в течение 10 минут. Корпуса шлюпок изго­товляют двойными, они должны иметь высокую прочность, рубка должна обеспе­чивать круговую видимость, иллюминаторы - из огнестойкого стекла.

Для обеспечения использования шлюпки неквалифицированными людьми (например, пассажирами) на хорошо заметном месте вблизи органов управления двигателем должна быть предусмотрена инструкция по пуску и эксплуатации дви­гателя, а органы управления должны иметь соответствующую маркировку.

Еженедельно все спасательные шлюпки и плоты, дежурные шлюпки и спус­ковые устройства инспектируются визуально, чтобы обеспечить их постоянную го­товность к использованию. Двигатели всех спасательных и дежурных шлюпок должны работать не менее 3 минут. Спасательные шлюпки, за исключение шлюпок свободного падения, должны быть стронуты со своих мест установки. Результаты проверки заносятся в судовой журнал.

Ежемесячно все спасательные шлюпки, за исключением шлюпок свободно­го падения, вываливаются со своих мест установки без людей в шлюпке. Прово­диться проверка снабжения с тем, чтобы убедиться в их комплектности и хорошем состоянии.

Каждая спасательная шлюпка, за исключением шлюпок свободного падения, спускается, а затем маневрирует на воде с расписанной на ней командой управле­ния по меньшей мере один раз в 3 месяца.

Спуск шлюпки. Шлюпки, спускаемые механическими средствами, устанав­ливаются горизонтально по обоим бортам судна. Шлюпбалка ‑ это устройство, предназначенное для хранения шлюпки, имеющее наклоняющиеся за борт балки, используемые при спуске и подъеме шлюпки.

Рис. Крепление спасательной шлюпки на борту судна

В походном положении шлюпки устанавливают на шлюпбалках, для этого на последних имеются односторонние кильблоки, на которые опирается шлюпка. Для более плотного прилегания шлюпки к кильблокам последние снабжены вой­лочной подушкой, закрытой парусиной. Шлюпка закрепляется найтовыми с гла­голь-гаком, которые перед спуском обязательно отдают.

Перед спуском шлюпки необходимо предварительно:

Доставить в шлюпку оборудование и снабжение, необходимое для выжи­вания после оставления судна: переносную УКВ радиостанцию и радио­локационный маяк-ответчик, теплые вещи, дополнительный запас пищи и воды, дополнительный запас пиротехнических средств сиг­нализации;

Убрать леерное ограждения посадочной палубы; подготовить штормтрап; отдать найтовы; отдать стопора шлюпбалок.

Спасательная шлюпка должна быть оборудована спускным клапаном, кото­рый устанавливается в нижней части днища шлюпки для спуска воды. Клапан ав­томатически открывается, когда шлюпка находится вне воды, и автоматически за­крывается, когда шлюпка находится на плаву. При подготовке шлюпки к спуску на воду клапан должен быть закрыт колпачком или пробкой.

Вываливание шлюпки происходит только под действием силы тяжести и осуществляется при помощи шлюпочных талей. Перед началом спуска отдают стопор на шлюпбалках и плавно потравливают лопарь талей, для чего по­немногу отдают тормоз шлюпочной лебедки. Равномерное потравливание носовых и кормовых талей достигается тем, что оба лопаря закреплены на барабане одной шлюпочной лебедки. После того как шлюпбалка достигнет предельного положения, начинается вертикальный спуск шлюпки на воду.

Лопари - стальные тросы, прикрепленные к шлюпке в ее оконечностях и прове­денные на лебедку, предназначенные для спуска и подъема шлюпки. Лопари должны пе­риодически тироваться

Для того чтобы исключить возможность спуска шлюпки до момента ее полного вываливания за борт, на шлюпбалке имеется рог, на который навешивают серьгу подвижного блока шлюпталей. Длину и форму рога выби­рают таким образом, чтобы подвижный блок спадал с него только при нижнем предельном положении шлюпбалки.

Управление спуском шлюпки на талях может осу­ществляться как с палубы судна, так и из шлюпки. Это поз­воляет при благоприятных погодных условиях не оставлять на борту команду обеспечения спуска.

Рис. Спуск спасательной шлюпки Рис. Шлюпочная лебедка

После спуска шлюпки на воду выкладывают нижние блоки шлюпталей. Очень важно, особенно на волнении, оба блока выложить одновременно. Для этого шлюпки имеют откидные гаки с общим приводом. В этом случае одно­временная отдача обоих гаков осуществляется поворотом рукоятки привода.

Посадка людей производится по штормтрапам. На ходу и на волнении шлюпки обычно спускают с людьми. Посадка людей в этом случае производится либо в шлюпку, установленную на кильблоках, либо после спуска шлюпки до уровня палубы, с которой наиболее удобно производить посадку.

Рис. Посадка экипажа и спуск шлюпки

Каждая шлюпка в районе своей установки имеет посадочный штормтрап, тетивы которого изготовляются из манильского троса толщиной не менее 65 мм, а балясины из твердых пород дерева размером 480x115x25 мм. Верхний конец трапа должен быть закреплен на своем штатном ме­сте (под шлюпкой), а сам штормтрап должен находиться в свернутом виде, всегда готовый к употреблению.

После того, как последний человек переместится с судна в шлюпку, фалини освобождаются (в крайнем случае ‑ перерубаются топорами, находящимися в око­нечностях шлюпки), и шлюпка отходит от судна. Рекомендуется сохранить фалини, т.к. они еще могут понадобиться.

Снабжение шлюпок . Каждая спасательная шлюпка, должна иметь снабжение соответственно требованиям Международной конвенции СОЛАС-74, включающее:

На гребных шлюпках по одному плавающему веслу на гребца плюс два запас­ных и одно рулевое, на моторных - четыре весла с уключинами, прикрепленны­ми к корпусу шлюпки штертами (цепочками); два отпорных крюка;

Плавучий якорь с тросом длиной, равной трем длинам шлюпки, и оттяжкой, за­крепленной за вершину конуса якоря; два фалиня длиной не менее 15 метров;

Два топора, по одному в каждой оконечности шлюпки для перерубания фалиней при оставлении судна;

Пищевой рацион и запас питьевой воды 3 литра на каждого; нержавеющий ковш со штертом и нержавеющий градуированный сосуд; рыболовные принадлежности;

Сигнальные средства: четыре парашютные ракеты красного цвета, шесть фаль­шфейеров красных, две дымовые шашки, электрический фонарь с приспособле­нием для сигнализации по коду Морзе в водонепроницаемом исполнении (с комплектом запасных батарей и запасной лампочкой), одно сигнальное зеркало - гелиограф - с инструкцией по его использованию, сигнальный свисток или равноценное сигнальное устройство, таблицы спасательных сигналов;

Прожектор, способный осуществлять непрерывную работу в течение 3 часов;

Аптечку первой помощи, по 6 таблеток от морской болезни и одному гигиениче­скому пакету на человека;

Складной нож, прикрепленный штертом к шлюпке, и три консервооткрывателя;

Ручной осушительный насос, два ведра и черпак;

Огнетушитель для тушения горящей нефти;

Комплект запасных частей и инструментов для двигателя;

Радиолокационный отражатель или SART;

Нактоуз с компасом;

Индивидуальные теплозащитные средства в количестве 10% от пассажировме-сти­мос­ти шлюпки (но не менее двух).

Рис. Спасательная шлюпка внутри

Шлюпки свободного падения . Корпус шлюпки имеет более прочную конструкцию и хорошо обтекаемые плавные обводы, предотвращающие сильный удар при входе шлюпки в воду. Так как при ударе о воду возникают пере­грузки, в шлюпке установлены специальные кресла, имеющие амортизирующие прокладки.

Рис. Шлюпка свободного падения

Перед сходом шлюпки с рампы экипаж должен надежно закрепить себя ремнями безопасности и специальным фиксатором головы. Шлюпки свободного падения гарантируют безопасность людей при падении с высоты до 20 метров.

Шлюпки свободного падения считаются самым надежным спасательным средством, обеспечивающим эвакуацию людей с гибнущего судна при любых по­годных условиях.

Дежурная спасательная шлюпка. Это тип спасательных шлюпок, предназначенных для спасания людей из воды (упавших за борт или обнаруженных в море) и для сбора спасательных шлюпок и плотов.

Рис. Дежурная спасательная шлюпка

Преимущество дежурной шлюпки - быстрота и надежность спуска и подъ­ема на борт на ходу при небольшом волнении. Мощный стационарный или подвес­ной мотор позволяет оперативно обследовать район падения человека за борт, под­нять его и доставить к борту судна. Дежурная шлюпка способна выполнять спаса­тельные операции в штормовых условиях и при ограниченной видимости. Дежур­ные шлюпки находятся в постоянной готовности. Подготовка и спуск шлюпки производятся за 5 минут.

В шлюпке предусмотрено место для транспортировки спасенного в лежачем положении. Мощность двигателя обеспечивает скорость не менее 8 узлов, а запаса топлива хватает на 3 часа полного хода. Гребной винт защищен для предотвраще­ния травм людей, находящихся в море.

Спасательные плоты

Спасательный плот ‑ это плот, способный обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Его кон­струкция должна быть такой, чтобы выдержать на плаву влияние окружающей сре­ды в течение не менее 30 суток при любых гидрометеоусловиях.

Рис. Установка ПСН на борту судна

Плоты изготавливаются вместимостью не менее 6 и обычно до 25 человек (на пассажирских судах могут встретиться плоты вместимостью до 150 человек). Количество плотов рассчитывается таким образом, чтобы общая вместимость имею­щихся на каждом борту спасательных плотов была достаточна для размещения 150% общего числа находящихся на судне людей.

На судах, где расстояние от носовой или кормовой оконечностей до ближайшего плота превышает 100 м, дол­жен быть установлен дополнительный плот. Рядом должны храниться как минимум 2 жилета и 2 гидрокостюма, а также должны иметься посадочные средства с каждого борта (на высокобортных судах - посадочные трапы, на низкобортных - спасательные шкентеля с мусингами.

Общая масса плота, его контейнера и снабжения не должна превышать 185 кг, за исключением случаев, когда плот предназначен для спуска одобренным спусковым устройством или когда не требуется переносить его с борта на борт.

По способу доставки на воду спасательные плоты делятся на спускаемые механическими средствами (при помощи плотбалок) и сбрасываемые. Спускаемые плоты устанавливаются, главным образом, на пассажирских судах, поскольку по­садка в них осуществляется на уровне палубы, что является большим преимуще­ством при спасении пассажиров, могущих оказаться в самом разнообразном физи­ческом и психическом состоянии.

Основное распространение, благодаря своей компактности, получили плоты надувного типа (ПСН ‑ плот спасательный надувной).

Основными элементами спасательного плота являются:

Камера плавучести (обеспечивает плавучесть плота);

Днище ‑ водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию от холод­ной воды;

Тент ‑ водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию подтентового пространства от зноя и холода.

Рис. Надувной спасательный плот

Камера плавучести надувного плота состоит не менее чем из двух независи­мых отсеков, для того чтобы при повреждении одного отсека, оставшиеся отсеки могли обеспечивать положительный надводный борт и удерживать на плаву штат­ное количество людей и снабжение. Обычно отсеки располагаются кольцами один над другим, что позволяет не только обеспечить достаточную плавучесть, но и со­хранить площадь для размещения людей при повреждении одного отсека.

Для обеспечения возможности поддержания рабочего давления в отсеках устанавливаются клапаны для ручной подкачки насосом или мехами.

Задача термоизоляции подтентового пространства обычно решается путем установки тента, состоящего из двух слоев водонепроницаемого материала с воз­душной прослойкой. Наружный цвет тента делается оранжевым. Для установки тента в надувных плотах делаются опоры арочного типа, надувающиеся автомати­чески вместе с камерой плавучести. Высота тента делается такой, чтобы человек мог находиться в сидячем положении в любой части подтентового пространства.

На тенте должно быть:

По меньшей мере, одно смотровое окно;

Устройство для сбора дождевой воды;

Устройство для установки радиолокационного отражателя или SART;

Полосы из белого световозвращающего материала.

На верхней части тента устанавливается сигнальный огонь, автоматически включающийся при раскрытии тента. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Внутри плота устанавливается внутренний источник света с ручным выклю­чателем, способный непрерывно работать в течение не менее 12 часов.

По внешнему периметру камеры плавучести плота крепится спасательный леер, помогающий добраться до входа. По внутреннему периметру также устанав­ливается спасательный леер, помогающий людям удерживаться во время шторма.

Входы в спасательные плоты оборудуются специальными устройствами, помогающими людям забираться из воды внутрь плота. По крайней мере у одного из входов на уровне воды должна быть оборудована посадочная площадка. Входы, не оборудованные посадочной площадкой, должны иметь посадочные трапы, ниж­няя ступенька которых находится ниже ватерлинии не менее чем на 0,4 метра.

На днище надувного плота по периметру устанавливаются заполняемые во­дой карманы. Они представляют собой отвисающие вниз мешки с отверстиями в верхней части. Отверстия делаются достаточно большими, чтобы в течение 25 се­кунд после того, как плот оказывается в раскрытом состоянии на воде, карманы за­полнились не менее чем на 60%.

Карманы выполняют две функции:

Обеспечивают остойчивость, что особенно актуально во время шторма, когда раскрытый плот находится на воде без людей;

Раскрытый плот имеет очень большую надводную парусность по сравнению с погруженной частью, что приводит к сильному ветровому дрейфу. Запол­ненные водой карманы, существенно уменьшают ветровой дрейф плота. Для надувания плота к его днищу крепится баллон с нетоксичным газом, за­крытый специальным пусковым клапаном, который открывается при натяжении прикрепленного к нему пускового линя. При открытии пускового клапана газ за­полняет отсеки в течение 1 - 3 минут.

Пусковой линь имеет двойное назначение:

Используется для открытия клапана на баллоне с газом;

Используется для удержания плота на воде у борта судна.

Длина пускового линя не менее 15 метров.

Установка ПСН. На судне ПСН (плот спасательный надувной) хранится в пластиковом контейнере, состоящем из двух половинок, герметично соединенных и скрепленных бандажными лентами.

Прочность лент, или соединяющих концы ленты звеньев, рассчитывается на разрыв от внутреннего давления газа при надувании плота.

Контейнер с плотом устанавливается на специальной раме, прижатый к ней найтовами, заведенными на устройство отдачи.

Рис. Схема крепления ПСН к судну: 1 - найтов; 2 - глаголь-гак; 3 - пусковой линь; 4 - гидростат; 5 - слабое звено; 6 - бандажная лента

Спусковое устройство спасательных плотов должно обеспечивать безопас­ный спуск плота с полным комплектом людей и снабжения при крене до 20° на любой борт и дифференте до 10°.

Установка плота предусматривает два способа освобождения от найтовов ручной и автоматический.

Для ручного освобождения плота от найтовов достаточно сбросить с гла­голь-гака фиксирующее звено. Есть устройства, у которых освобождение найтовов происходит поворотом специальной рукоятки, в результате выдергиваются штыри, удерживающие коренные концы найтовов. Такое устройство применяется, когда несколько плотов размещается на одной раме друг за другом. В такой конструкции предусматривается как последовательный сброс плотов, так и сброс всех плотов поворотом одной рукоятки.

Для автоматического освобождения плота при погружении судна под воду в разобщающее устройство включается гидростат - устройство, освобождающее найтовы на глубине не более 4 метров.

По принципу действия гидростаты бывают разобщающего типа и режущего.

В гидростате режущего типа в исходном состоянии подпружиненный нож удерживается запирающим штифтом, закрепленным на подпружиненной мембране. Пространство над мембраной является герметично закрытым, поэтому при погружении в воду давление начинает расти только под мембраной. Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитывается на то, чтобы на глубине до 4 метров внешнее давление отжало мембрану и освободило нож. Сжатая пружина ножа после освобождения резко распрямляется, и ударом ножа перерезается вере­вочная петля, удерживающая найтовы.

Рис. Гидростат режущего типа

Гидростат разобщающего типа . Корпуса гидростатов разобща­ющего типа достаточно разнообразны, но все они используют механический прин­цип отсоединения при достижении заданного давления на чувствительный элемент. Корпус данного гидростата разделен мембраной на две камеры, одна из которых герметичная, а во вторую может поступать вода при погружении.

Рис. Гидростат разобщающего типа

Отсоединяющаяся головка, к которой крепятся найтовы, удерживается из­нутри запирающим устройством, механически соединенным с мембраной.

Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитана на то, что под давлением воды произойдет освобождение отсоединяющейся головки гидростата, что приведет к освобождению плота от найтовов.

При погружении судна, контейнер с ПСН всплывает, при этом пусковой линь вытягивается из контейнера. Соединение пускового линя с судном осуществ­ляется через слабое звено. Разрывная прочность слабого звена достаточна для вытягивания пускового линя из контейнера и открытия пускового клапана. При даль­нейшем натяжении слабое звено разрывается и плот освобождается от крепления к борту судна.

Встречаются конструкции, где слабое звено является частью коренного кон­ца самого пускового линя. Прочность слабого звена мала, чтобы удерживать плот у борта в условиях сильного ветра и волнения. Поэтому при ручной отдаче первое, что необходимо сделать до отдачи найтовов, выбрать из контейнера небольшой участок пускового линя и надежно привязать его выше слабого звена к конструк­ции судна (изолировать слабое звено). Если не привязать пусковой линь на участке нормальной прочности, то плот будет оторван и унесен.

Слабое звено зрительно легко отличить: это может быть более тонкая встав­ка в пусковой линь или надрез на лине.

Спуск ПСН на воду. Посадка в сбрасываемый спасательный плот произво­дится после его раскрытия на воде, что делает более сложной саму процедуру по­садки, однако это проще и надежнее в условиях шторма.

Прочность сбрасываемого плота должна быть достаточной, чтобы выдержи­вать его сбрасывание в контейнере с высоты не менее 18 метров и выдерживать многократные прыжки людей на него с высоты не менее 4,5 метров.

Краткая инструкция по приведению плота в рабочее состояние и посадке в него наносится на контейнер плота и рядом с местом установки.

Порядок спуска ПСН на воду и посадка в него предусматривает следующие действия:

Освободить найтовы;

Вытолкнуть плот за борт. Для высокобортного судна не рекомендуется сбра­сывать плот при крене свыше 15° со стороны вышедшего из воды борта. До­прыгнуть до воды, не касаясь борта, в этом случае маловероятно, а соскаль­зывание по вышедшему из воды борту, обросшему ракушками, может приве­сти к серьезным травмам;

Вытянуть из контейнера пусковой линь и сильно дернуть;

Раскрывшийся плот подтянуть к борту и закрепить линь. Если плот раскрылся днищем вверх, то на днище плота имеются специаль­ные лямки, взявшись за которые руками и упершись в край днища ногами, можно плот перевернуть в нормальное положение. Так как плот имеет большую парус­ность, то перед переворачиванием его необходимо повернуть так, чтобы оказаться с подветренной стороны. В этом случае ветер будет помогать переворачивать плот;

Переместиться в плот, стремясь попасть в него сухим:

Можно прыгать на плот с высоты до 4,5 метров, если есть уверенность, что в нем нет людей;

Можно спуститься по штормтрапу;

Можно спуститься по спасательному шкентелю с мусингами;

Можно прыгать в воду рядом с плотом, а затем забраться в плот;

Помочь другим спасающимся забраться в плот (использовать спасательное кольцо с линем из аварийного снабжения плота).

После того, как все спасающиеся оказались на плоту или в воде, но держащимися за спасательный леер плота, необходимо отойти от тонущего суд­на на безопасное расстояние, для чего нужно:

Отрезать пусковой линь. Нож находится в кармане на тенте плота у места крепления линя;

Выбрать плавучий якорь;

Подтянуть водяные карманы;

Использовать весла из аварийного запаса.

Рис. В спасательном плоту и на воде

Водяные карманы создают существенное сопротивление движению. К ниж­ней части каждого кармана крепится штерт, закрепленный верхней частью в рай­оне ближайшего входа в плот. Необходимо потянуть за штерт, выдавить из кармана воду, прижать карман к днищу и закрепить в таком состоянии штерт.

Нахождение в непосредственной близости от судна опасно по следующим причинам:

Образование воронки при погружении судна под воду;

Возможность взрыва при пожаре;

Всплытие с тонущего судна крупных плавающих предметов;

Возможность заваливания судна на борт.

После отхода на безопасное расстояние всем спасательным средствам необ­ходимо объединиться и удерживаться в месте гибели судна. Объединение спаса­тельных средств позволяет:

Равномерно распределить людей, воду, продукты питания и т. п.;

Более рационально использовать средства сигнализации;

Более рационально распределить людские ресурсы на выполнение работ (несение вахты, ловля рыбы и т. п.).

Организация поисково-спасательной операции будет начата с координат ме­ста гибели судна, поэтому для уменьшения ветрового дрейфа необходимо поста­вить плавучие якоря и опустить водяные карманы.

К конструкции корпуса предъявляется ряд требований, некоторые из которых приведены ниже:

1) Все спасательные шлюпки должны обладать достаточной прочностью, чтобы:

  • их можно было безопасно спускать на воду, когда они нагружены их полным комплектом людей и снабжения; и
  • их можно было спускать на воду и буксировать на переднем ходу судна при скорости 5 узлов на тихой воде.

2) Корпус спасательной шлюпки должен быть жестким из негорючего или не поддерживающего горения материала.

3) Шлюпка должна иметь сверху закрытие, защищающее людей от воздействий внешней среды:

  • Если закрытие полностью жесткое, то такая шлюпка является шлюпкой закрытого типа.
  • Если часть закрытия является мягким тентом, то такая шлюпка является шлюпкой частично закрытого типа. При этом носовая и кормовая оконечности должны быть защищены не менее чем на 20% длины жесткими элементами закрытия. Тент, обычно, выполняется из двух слоев водонепроницаемой ткани с воздушной прослойкой. В открытом состоянии тент скручен и закреплен над входом.

Пассажирские суда могут комплектоваться шлюпками обоих типов, а грузовые суда - только шлюпками закрытого типа (СОЛАС-74 Глава III правила 21 и 31).

Размещение шлюпок частично закрытого типа на пассажирских судах дает большое преимущество в скорости посадки пассажиров при эвакуации.

4) Спасательные шлюпки должны иметь запас плавучести, позволяющий удерживаться на плаву полностью залитой шлюпке со снабжением и находящимися в ней людьми.

Такая дополнительная плавучесть обеспечивается легкими плавучими материалами, стойкими к воздействию морской воды и нефтепродуктов. Эти элементы обеспечения плавучести обычно располагаются по внутреннему периметру шлюпки под сидениями.

5) Спасательные шлюпки должны быть остойчивы в случае, когда они заполнены 50% числа людей, допустимого к размещению, сидящих в нормальном положении по одну сторону от ее диаметральной плоскости.

6) Спасательные шлюпки закрытого типа должны быть самовосстанавливающимися при опрокидывании.

Опрокидывание может произойти, например, под ударом разрушающегося гребня волны, что наиболее вероятно при выходе шлюпки на мелководье в зону волновой деформации.

Оборудование шлюпки

Схема устройства огнезащищенной спасательной шлюпки, спускаемой на лопарях

Посадочные места.

Посадочные места оборудуются на поперечных и продольных банках или закрепленных сидениях. Способ оборудования посадочных мест обычно связан с типом шлюпки.




Схема расположения посадочных мест в шлюпке, спускаемой на лопарях В шлюпке, спускаемой на лопарях, наибольшая часть посадочных мест оборудована на банках, расположенных вдоль бортов (спиной к борту). На шлюпках большой вместимости, когда ширина позволяет, дополнительные места могут оборудоваться на продольных банках в середине (лицом к борту), либо на поперечных банках.

Схема расположения посадочных мест в шлюпке, спускаемой свободным падением В шлюпках, спускаемых свободным падением, устанавливают сиденья со спинками и подголовниками. Устанавливают их поперечными рядами так, чтобы люди сидели лицом к корме, что обеспечивает принятие спинкой инерции человека при входе шлюпки в воду.

Для полностью закрытых шлюпок требуется, чтобы сидения были оборудованы привязными ремнями.

Двигатель

Каждая спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания. На спасательных шлюпках устанавливаются двигатели с воспламенением от сжатия, отвечающие следующим требованиям:

1) Двигатель способен работать не менее 5 мин от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка находится вне воды.

Это позволяет запускать двигатель для периодических проверок вне воды, а в случае оставления судна - опустить шлюпку на воду уже с запущенным двигателем и немедленно отойти от судна.

2) Скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 уз, и не менее 2 узлов при буксировке спасательного плота наибольшей вместимости, установленного на данном судне, нагруженного полным комплектом людей и снабжения.



3) Запас топлива должен быть достаточным для работы двигателя полным ходом в течение 24 часов.

Для обеспечения возможности использования шлюпки неквалифицированными людьми (например, пассажирами) на хорошо заметном месте вблизи органов управления двигателем должна быть предусмотрена инструкция по пуску и эксплуатации двигателя, а органы управления должны иметь соответствующую маркировку.

Осушение

1) Шлюпка должна быть либо самоосушающейся, либо иметь ручной насос для удаления воды.

2) Спасательная шлюпка должна быть оборудована спускным клапаном.

Спускной клапан (один или два в зависимости от размеров шлюпки) устанавливается в нижней части днища шлюпки для спуска воды. Клапан автоматически открывается, когда шлюпка находится вне воды, и автоматически закрывается, когда шлюпка находится на плаву. Обычно эту задачу выполняет клапан поплавкового типа.

Каждый спускной клапан для его закрывания снабжается колпачком или пробкой, прикрепленнымиштертом или цепочкой рядом с клапаном.

При хранении шлюпки на борту судна спускной клапан должен быть открыт для обеспечения стока любой попавшей в шлюпку воды.

При подготовке шлюпки к спуску на воду клапан должен быть закрыт колпачком или пробкой.

Доступ в шлюпку

Входы в спасательную шлюпку делаются с обоих бортов и имеют такие размеры и положение, чтобы была возможность поднимать на борт шлюпки людей в беспомощном состоянии, как из воды, так и на носилках.

Спасательная шлюпка устроена и расположена таким образом, чтобы все расписанные в шлюпку люди могли совершить посадку в нее:

  • на пассажирском судне - в течение не более 10 мин после подачи команды к посадке;
  • на грузовом судне - в течение не более 3 мин после подачи команды к посадке.

Спасательная шлюпка должна иметь посадочный трап, позволяющий людям забраться в шлюпку из воды. Как правило, трап делается съемным и хранится внутри шлюпки.

С наружной стороны по бортам шлюпки выше ватерлинии (в пределах досягаемости для находящегося в воде человека) устанавливается поручень или спасательный леер.

Если шлюпка не самовосстанавливающаяся, то такие же поручни должны быть установлены в нижней части корпуса для того, чтобы люди могли держаться за перевернутую шлюпку.

Если судно имеет частично закрытые спасательные шлюпки, то их шлюпбалки должны быть снабжены топриком с прикрепленными к нему по меньшей мере двумя спасательными шкентелями.

Топрик - трос, натянутый между оконечностями шлюпбалок.

Спасательный шкентель - растительный или синтетический канат с мусингами (узлами), использующийся как экстренное средство для спуска с борта судна в шлюпку или в воду.

Сигнальный огонь

На верхней части закрытия устанавливается сигнальная лампочка с ручным выключателем, дающая постоянный или проблесковый (50-70 проблесков в минуту) огонь белого цвета. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов .

Аварийное освещение

Внутри шлюпки в верхней части устанавливается источник света, обеспечивающий освещение, достаточное для чтения инструкций. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов .

Устройство для крепления буксировочного фалиня

Располагается в носовой оконечности шлюпки. Это устройство должно обеспечивать возможность разобщения под нагрузкой (во время буксировки) изнутри шлюпки.

Система автономноговоздухоснабжения

Спасательные шлюпки с автономной системой воздухоснабжения должны быть устроены так, чтобы обеспечить при закрытых входах и отверстиях нормальную работу двигателя не менее 10 мин . При этом воздух должен оставаться безопасным и пригодным для дыхания.

Такие шлюпки, обычно, устанавливаются на судах, авария на которых может сделать атмосферу вокруг судна непригодной для дыхания.

Система автономного воздухоснабжения обычно основана на использовании баллонов со сжатым воздухом, снабженных индикаторами, позволяющими регулировать давление подаваемого воздуха.

Маркировка устройства запуска системы воздухоснабжения

Огнезащищенность

Огнезащищенные шлюпки, обычно, устанавливаются на судах, авария на которых может привести к разливу и возгоранию вокруг судна нефти или нефтепродуктов. Поскольку при нахождении в огне атмосфера вне шлюпки непригодна для дыхания, то такие шлюпки имеют автономную систему воздухоснабжения.

Испытания на огнезащищенность Огнезащищенные спасательные шлюпки должны обеспечивать безопасность находящихся в них людей в течение не менее 8 мин, находясь на воде в зоне охватывающего ее со всех сторон огня, а температура воздуха на уровне головы сидящего человека не должна превышать 60оС. Следует помнить об ограниченности допустимого времени пребывания в зоне огня и стремиться в кратчайший срок уйти из опасной зоны. Если кромка зоны огня не видна, то выходить следует поперек направления действия ветра, где более высока вероятность скорейшего выхода из опасной зоны, поскольку нефтяное пятно будет вытягиваться по линии ветра.

Обычно такие шлюпки для повышения огнестойкости оборудуются системой водяного орошения. Для орошения используется забортная вода.

Водозаборное устройство системы располагается в нижней части шлюпки таким образом, чтобы исключить попадание в систему горючих жидкостей с поверхности воды. Далее вода под давлением подается по наружным трубкам, в которых через определенные интервалы установлены распылители.

Маркировка устройства запуска системы водяного орошения

Аварийное снабжение

Согласно Кодексу ЛСА в спасательной шлюпке всегда должен находиться определенный комплект снабжения, необходимого для выживания людей в случае оставления ими судна:

1) Средства, обеспечивающие эксплуатацию шлюпок:

  • плавучие весла (за исключением шлюпок, спускаемых свободным падением) в количестве, достаточном для обеспечения движения;
  • 2 отпорных крюка;
  • 2 фалиня;
  • 2 топора (по одному в каждой оконечности);
  • плавучий якорь;
  • средства осушения: плавучий черпак и 2 ведра;
  • инструменты для выполнения незначительных регулировок двигателя и относящихся к нему устройств;
  • огнетушитель;
  • компас.

2) Средства сигнализации

  • 4 красные парашютные ракеты;
  • 6 красных фальшфейеров;
  • 2 плавучие дымовые шашки;
  • электрический водонепроницаемый фонарь, пригодный для подачи сигналов по азбуке Морзе;
  • прожектор с источником питания не менее чем на 3 ч;
  • сигнальный свисток или рожок;
  • таблица спасательных сигналов;
  • радиолокационный отражатель или радиолокационный ответчик;
  • сигнальное зеркало ("гелиограф");
  • по крайней мере, одна шлюпка с каждого борта должна иметь переносную радиостанцию.

3) Вода и пища

  • вода питьевая консервированная из расчета 3 л на человека.

Шлюпка может комплектоваться опреснителем ручного действия. Это могут быть химические реактивы для связывания солей или опреснитель вакуумного действия. В любом случае действие опреснителя не должно зависеть ни от солнечной энергии, ни от иных, чем в морской воде, химических элементов.
В этом случае запас воды может быть уменьшен на 1 л/чел., если опреснитель в состоянии произвести общее количество воды в течение двух дней.

  • пищевой рацион из расчета 10 000 кДж на человека;
  • рыболовные принадлежности.

4) Медикаменты и медицинские принадлежности

  • аптечка первой помощи;
  • таблетки от морской болезни с продолжительностью действия не мене 48 ч на человека;
  • по одному гигиеническому пакету на человека.

5) Рыболовные принадлежности

Перечень рыболовных принадлежностей Кодексом ЛСА не устанавливается. Обычно в комплект входят: леска, крючки, блесны, синтетические приманки.

6) Прочее снабжение:

  • теплозащитные средства в количестве 10 % от расчетного числа людей, но не менее 2 единиц;
  • нержавеющий ковш со штертом;
  • нержавеющий градуированный сосуд для питья;
  • складной нож;
  • 3 консервооткрывателя;
  • 2 спасательных кольца с плавучим линем длиной не менее 30 м;
  • инструкция по сохранению жизни на спасательных шлюпках

Места размещения аварийного снабжения в различных моделях спасательных шлюпок могут отличаться. Однако, эти различия незначительны, поскольку стремление к оптимальному размещению дает похожие результаты. В качестве примера размещения аварийного снабжения может служить следующий рисунок:

Схема устройства и расположение аварийного снабжения спасательной шлюпки, спускаемой свободным падением:

1) 1 плавучий черпак 2) 2 ведра 3) 2 топора 4) 1 контейнер со средствами сигнализации: 6 фальшфейеров; 4 парашютные ракеты; 2 плавучих дымовых шашки, оранжевых; 1 сигнальное зеркало; 1 складной нож с консервооткрывателем и лезвием для клетневания; 1 электрический фонарь с 1 запасной лампой и 2 запасными батарейками 5) 2 консервных ножа 6) 1 огнетушитель 7) 1 комплект рыболовных принадлежностей 8) 1 свисток 9) 5-литровые контейнеры с питьевой водой (З литра на человека) 10) пищевой рацион (по одной упаковке на человека) 11) 2 чашки для питья 12) плавучий якорь 13) 2 фалиня, длиной 15 м, диаметром 14 мм 14) 2 спасательных кольца с плавучими линями длиной 30 м, диаметром 8 мм 15) 1 аптечка для спасательных шлюпок с препаратом против морской болезни (6 доз на каждого человека) 16) 1 компас 17) 1 ручной осушительный насос 18) 1 радиолокационный отражатель 19) дизельное топливо 20) 2 отпорных крюка 21) 1 поисковый фонарь 22) теплозащитные средства 23) 1 инструкция по выживанию/по подаче сигналов бедствия 24) 1 посадочный штормтрап Незакреплённое оснащение: 25) 1 ключ для сидений/топливного бака 26) 1 комплект подъёмных стропов 27) 1 аварийный румпель 28) 2 стропа для носилок Запасные детали для двигателя: 29) 1 V -образный ремень 30) 1 фильтр для топлива 31) 1 рабочее колесо насоса 32) 1 масляный фильтр 33) 1 набор инструментов 34) 1 насос для слива масла

§ 122. Шлюпочное устройство и спасательные средства морских судов

Шлюпочное устройство современного транспортного судна состоит из шлюпок (спасательных и рабочих), приспособлений для хранения шлюпок по-походному на своих штатных местах, устройств для спуска шлюпок на воду и подъема их на борт судна и палубных механизмов (шлюпочные лебедки).

При размещении спасательных шлюпок учитывают доступность и возможность быстрой посадки в них пассажиров и команды, легкость, быстроту и безопасность спуска шлюпок на воду при неблагоприятных условиях крена и дифферента и безопасность хранения. Шлюпки располагают так, чтобы они не мешали работе у других шлюпок. Палубы, на которых размещены шлюпки, должны быть освещены.

Шлюпки хранят по обоим бортам на одной из наиболее высоко расположенных палуб в средней части судна. Спасательные шлюпки нельзя располагать в носовой части в пределах 1/5 длины судна, так как здесь они могут быть повреждены или омыты волнами. При размещении шлюпок в кормовой части они при спуске могут попасть под винты.

На танкерах грузоподъемностью более 3000 т должно быть не менее четырех спасательных шлюпок: две на кормовой надстройке и две посередине судна. На крупнотоннажных судах допускается расположение шлюпок в два яруса, по две под одной парой шлюпбалок.

На своих штатных местах шлюпки должны быть установлены таким образом, чтобы при любых сложных условиях рейса они оставались неподвижными и не повредились. Их располагают на двух или трех ростр-блоках (кильблоках), которые должны иметь простую конструкцию и быть точно пригнаны по форме обводов шлюпки. Крепят шлюпки по-походному при помощи найтовов, имеющих глаголь-гак для быстрой их отдачи.

Для подъема и спуска шлюпок на воду применяют шлюпбалки различных конструкций. Шлюпку подвешивают к головам двух шлюпбалок на талях. Шлюпбалки должны обеспечивать быстрое вываливание шлюпки за борт, спуск ее с полным снабжением и комплектом для людей, на который она рассчитана; спуск шлюпок с обоих бортов судна при крене до 15°.

Шлюпбалки подразделяют на три группы.

Рис. 173.


Поворотные (обыкновенные) шлюпбалки (рис. 173) состоят из стальных изогнутых балок, вращающихся вокруг своей продольной оси.

Заваливающиеся шлюпбалки также парные, но вращение их производится на шарнире у пятки. 1 такому типу шлюпбалок относят секторную шлюпбалку (рис. 174), у которой по зубчатой рейке, закрепленной на палубе судна, катится зубчатый сектор благодаря вращению рукоятки винтового стержня, проходящего через нарезную обойму. К третьей группе относят гравитационные (скользящие) шлюпбалки (с катящейся тележкой). Существует несколько разновидностей таких шлюпбалок.


Рис. 174.


Один из типов показан на рис. 175. Спуск шлюпки производится под действием ее собственного веса при ослаблении тормозного устройства шлюпочных лебедок. Преимущество этой группы шлюпбалок состоит в том, что при их применении нельзя повредить и смыть шлюпки, так как они хранятся над самой высокорасположенной палубой судна и далеко от борта.


Рис. 175.


Спуск и подъем шлюпки осуществляют вручную или при помощи шлюпочных лебедок. Шлюпку спускают до такой высоты, чтобы киль ее находился немного выше уровня гребня волны, а затем плавно, но быстро спускают на подошву волны. Это исключает возможность удара под днище шлюпки подошедшей волны. Важно своевременно выложить нижние блоки шлюпочных талей, что значительно упрощается при наличии приспособления для одновременного выкладывания шлюпочных талей. При спуске шлюпки на воду предварительно заводят к носу судна фалинь, который пропускают через носовой рым шлюпки и крепят шлюпочным узлом за вторую банку .

После выкладывания шлюпочных талей шлюпку удерживают параллельно борту судна па необходимом расстоянии, управляя рулем. Чтобы не повредить шлюпку от ударов о борт судна, ее спускают с подветренного борта, снижая ход дс малого. Если шлюпку спускают при сильном волнении, рекомендуется выпускать растительное или минеральное масло .

Для этой цели вдоль борта судна подвешивают мешки с маслом, которое, просачиваясь через стенки мешка, распространяется тонким слоем по поверхности воды и ослабляет силу удара волны.

При подъеме шлюпки на судно в ней должны находиться два человека. На борт подают фалинь. Лопаря шлюпочных талей разносят по палубе судна через канифас-блоки (при подъеме вручную). Отрывать шлюпки от воды нужно в момент нахождения ее на гребне наибольшей волны. После отрыва от воды открывают пробки для удаления воды из шлюпки.

К спасательным средствам современного морского судна относят шлюпки, плоты, скамьи, круги, нагрудники и т. д.

Судовые шлюпки - главные спасательные средства для пассажиров и команды. Шлюпками также пользуются для сообщения с берегом, для завозки верпов, для выполнения различных работ (забортные работы, завозка концов при постановке на бочку и т. д.). Для последних целей обычно используют рабочие шлюпки.

Плавучесть шлюпки и способность ее держаться на воде должны быть такими, чтобы шлюпка не тонула при полной нагрузке, будучи при этом заполненной водой. Шлюпка должна обладать остойчивостью, достаточной для того, чтобы нести парус, не опрокидываться на волнении и допускать без значительного крена свободное перемещение в ней людей; быть поворотливой и иметь малый дрейф при следовании под парусами; обводы ее должны обеспечить наименьшее сопротивление движению под парусами и на веслах; высота борта шлюпки должна быть такой, чтобы можно было работать веслами, но волна не должна захлестывать ее. Корпус шлюпки должен выдерживать тяжелые условия плавания на волнении с полной нагрузкой, а также возможные удары при эксплуатации или спуске на воду. Наружная обшивка не должна пропускать воду и рассыхаться при длительном хранении на судне.

Габариты шлюпки при заданном количестве размещаемых людей должны быть минимальными, чтобы она занимала возможно меньше места на борту судна. Люди должны удобно размещаться в шлюпке, иметь возможность сидеть на банках, не мешая управлению (гребцам и рулевому).

В настоящее время разработан общепризнанный наилучший тип спасательных шлюпок - вельботы. Эти лучшие конструкции получили свое отражение в правилах Регистра СССР и ГОСТах.

Суда заграничного плавания снабжают спасательными средствами в соответствии с правилами, выработанными Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море. Снабжение спасательных шлюпок такелажем и продовольствием производят по нормам ГОСТа.

На каждую спасательную шлюпку судовым расписанием по шлюпочной тревоге назначают старшее лицо из штурманов или квалифицированных гребцов. На моторную шлюпку выделяют человека, умеющего управлять мотором, а в шлюпку, снабженную радиотелеграфной установкой и прожектором, - лицо, умеющее обращаться с радио и прожекторными установками.

Универсальный плот используют в закрытом положении в качестве обычного спасательного плота. В открытом положении плот используют для ведения с него покрасочных работ за бортом или доковых работ.

Надувные спасательные плоты изготовляют на 6, .10 и 20 человек для торговых судов всех типов. Это прочная надувная конструкция, защищающая от действия волн, дождя и солнца. Хранят плоты на палубе в виде компактных пакетов. Время, необходимое для приведения плота в готовность, начиная от момента сбрасывания до окончания заполнения углекислым газом, не более 30 сек.

Спасательные круги и нагрудник и изготовляют из кусковой пробки или другого эквивалентного материала. Применение кругов и нагрудников, наполненных тростником, пробочными опилками, крошеной пробкой, с -воздушными камерами, требующими предварительного наполнения воздухом, воспрещается. Спасательный круг должен в течение 24 ч поддерживать в пресной воде 14,5 кг балласта. Спасательные круги должны иметь закрепленные лееры. Один спасательный круг на каждом борту должен быть снабжен спасательным линем длиной не меньше 27,5 м.

Для всех судов нормами снабжения установлено минимальное число спасательных кругов. Половина из них, но не менее двух, должна иметь светящиеся буйки, которые автоматически зажигаются при падении руга в воду.

Размещать спасательные круги следует таким образом, чтобы они были легко доступными.

Спасательный нагрудник должен поддерживать в пресной воде в течение 24 ч 7,5 кг железа, а затем дополнительно еще не менее 15 мин такого же рода груз весом 8 кг.

Конструкция нагрудника должна быть такова, чтобы его можно было надевать с любой стороны. По расчетам нагрудник должен поддерживать голову человека, находящегося в бессознательном положении над водой.

Спасательный жилет изготовляется из материалов, стойких против воздействия нефти и нефтепродуктов. Заполнителем спасательного жилета является пенопласт с удельным весом 0,1 г/см³.

Поддерживающая сила около 11 кг, весит жилет 1,5-1,6 кг. Он снабжен свистком, электрической лампочкой с батарейкой, питаемой водой.

Запрещено выпускать в плавание суда -при отсутствии или недостаточном количестве спасательных шлюпок, плотов, нагрудников и других спасательных средств и неисправности пускового устройства.

На морских судах обязательно должен быть неприкосновенный запас (НЗ) -пищевых продуктов, необходимых для питания оставившего судно личного состава в течение нескольких дней. Для судов дальнего плавания НЗ рассчитывают на пять суток, для судов каботажного плавания - на трое суток. При этом рекомендуется пищевые продукты уложить в деревянные ящики соответствующих размеров с веревочными ручками по бокам, исходя из расчета вместимости каждой шлюпки и района плавания судна. Наличие заготовленных таким образом ящиков обеспечивает удобство хранения НЗ на морских судах.

На каждого человека полагается иметь в составе неприкосновенного запаса следующие продукты на день: а) мясные консервы- 300 г или рыбные консервы - 400 г, мясо-растительные консервы - 500 г; б) масло - 50 г; в) сухари или галеты - 500 г; г) сахар -5 0 г; д) чай-1 г; е) соль - 5 г; ж) витаминные препараты - 2 г. В состав неприкосновенного запаса входит также молоко сгущенное сладкое - 500 г на весь трехдневный или пятидневный срок.

Помимо пищевых продуктов, спасательная шлюпка должна обеспечиваться запасом пресной воды в анкерках из расчета 3 л на человека.

Неприкосновенный запас расходуют при кораблекрушении, необходимости оказания помощи судну, терпящему бедствие, и если по непредвиденным обстоятельствам рейс продолжается более предполагаемого срока.

Публикации по теме