Легенды и традиции. Легенды и традиции Низы и верхи

Первые плантации какао

Какао-деревья росли в изобилии, поэтому долгое время майя их не культивировали. Правда, напиток из их семян считался роскошью, доступной только для избранных - жрецов, отцов племени и самых достойных воинов. К 6 веку н. э. цивилизация майя достигла своего расцвета.

Трудно поверить, что этой немногочисленной народности удалось построить целые города, с замками-пирамидами, что по своей архитектуре превосходили памятники Античного мира. В это время были заложены и первые плантации какао.

К 10 веку н. э. культура майя пришла в упадок. А спустя два столетия на территории Мексики образовалась мощная империя ацтеков. Плантации какао они, разумеется, не оставили без внимания, и с каждым годом какао-деревья давали все больший и больший урожай.

На рубеже 14-15 веков ацтеки завоевали область Xoconochco, получив доступ к лучшим плантациям какао. Если верить легенде, во дворце Nezahualcoyotl за год потребляли около 500 мешков какао-бобов, а склад вождя ацтеков Монтесумы вмещал десятки тысяч мешков с какао.

Легенды ацтеков

Легенда о райском саде волшебника Кветцалькоатля

История происхождения шоколада овеяна множеством тайн и легенд. Ацтеки верили, что семена какао попали к ним из рая, а плоды священного дерева - это пища небожителей, от которой исходит мудрость и сила. О божественном напитке из какао-бобов они сложили немало красивых легенд. Одна из них рассказывает о волшебнике Кветцалькоатле, что якобы жил среди этого народа и посадил сад из деревьев какао.

Напиток, который люди стали готовить из плодов какао-дерева, исцелял их души и тела. Кветцалькоатль так возгордился результатами своего труда, что был наказан богами лишением разума. В припадке безумия он разрушил свой райский сад. Но одно-единственное деревце выжило, и с тех пор дарит людям радость.


Империя Ацтеков
Каннибализм
Легенды и традиции
Питание
Поэзия
Развлечения, игры, обучение
Доинский период
Империя Инков
Империя и культура
Испанское господство
Налоги
Новое государство
Падение Инков
Первые Инки
Религия, архитектура
В джунглях Южной Америки

Легенды и традиции

— индейская народность центральной Мексики в XIV—XVI веках. Цивилизация ацтеков обладала богатыми мифологией и культурным наследием. Столицей был город Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко (исп. Texcoco), в месте, где сейчас располагается город Мехико.

Терминология
На языке науатль, родном языке ацтеков, слово «ацтека» означает буквально «кто-нибудь из Ацтлана», мифического места, расположенного где-то на севере. Однако сами ацтеки называли себя «меши?ка», или «теночка» и «тлальтелолька» — в зависимости от города происхождения.

Современное использование слова «ацтеки» как термина, объединяющего народы, связанные торговлей, обычаями, религией и языком, был предложен Александром фон Гумбольдтом (Alexander von Humboldt) и заимствован мексиканскими учеными XIX века как средство отличать современных им мексиканцев от коренного индейского населения.

Термин «меши?ка», от которого происходит слово «Мексика», неизвестного происхождения. Высказываются весьма различные версии его этимологии: слово «солнце» в языке науатль, имя лидера ацтеков Мешитли, тип водоросли, произрастающей в озере Тескоко. Самый известный переводчик с языка науатль, Мигель Леон-Портилья (исп. Miguel Leon-Portilla), предполагает, что это слово означает «середина луны» от слов metztli (луна) и xictli (середина).

Легенды и традиции

Культура ацтеков связывается с культурным комплексом, известным как науа (nahua) из-за общего языка.

Согласно легенде, различные группы, которые впоследствии стали ацтеками, пришли с севера в долину Анауак около озера Тескоко. Место расположения этих долины и озера известны наверняка — это сердце современного Мехико, но достоверно неизвестно, откуда происходит народ ацтеков.

Легенда гласит, что предки ацтеков пришли с севера, из места, называемого Ацтлан, последнего из семи науатлаков (nahuatlaca, науатль-говорящие племена, от слова «tlaca», означающего «человек»). По легенде, ацтеков вел бог Уицилопочтли (Huitzilopochtli), что означает «колибри левой стороны», «колибри-левша». Общеизвестна легенда об орле, сидевшем на кактусе на острове посреди озера и поедавшем змею, — образ из пророчества, гласившего, что они должны основать свой новый дом на этом месте. Эта картина — орел, поедающий змею, — изображена на мексиканском флаге. Ацтеки построили город Теночтитлан, большой искусственный остров, являющийся ныне центром Мехико.

Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак, местное население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от других народов, — большей частью от древних тольтеков (которых они могли путать с более древней цивилизацией теотиуаканов). Для ацтеков тольтеки были создателями всей культуры, слово «тольтекайотль» было синонимом культуры. Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ Кетцалькоатля с мифическим городом Толлан (современная Тула, штат Идальго, Мексика), который они также отождествляли с более древними теотиуаканами.

Ацтеки переняли и совместили некоторые традиции со своими собственными; среди них и миф о сотворении мира, описывающий четыре великих эпохи, каждая из которых закончилась вселенской катастрофой. Наша эра — Науи-Оллин (Nahui-Ollin), пятая эпоха, пятое солнце или пятое сотворение, — избежала разрушения благодаря самопожертвованию бога Нанауатля, что значит «весь в ранах» (самый малый и смиренный бог, который превратился в солнце). Этот миф связан с древним городом Теотиуаканом (букв. «место превращения в бога»), который уже был покинут и заброшен в те времена, когда в долину современного Мехико пришли ацтеки.

Другой миф описывает Землю как создание двух богов-близнецов — Тескатлипоки (Tezcatlipoca) и Кетцалькоатля. Тескатлипока потерял свою стопу при создании мира, и все изображения этих богов показывают его без стопы и с обнажённой костью. В некоторых разновидностях культа Кетцалькоатля также называют белым Тескатлипокой.

Карл Таубе::: Мифы ацтеков и майя

ГЛАВА 2

В 1524 году, всего через три года после покорения Мексики, группа ацтекских ученых беседовали с первыми францисканскими миссионерами, прибывшими в только что основанную новую столицу Мехико. Вот некоторые из аргументов, приводившихся ацтеками в защиту своей веры:

Вы говорите, что мы не знаем истинного Властителя окружающего нас мира, которому принадлежат небо и земля. Нам удивительно слышать от вас эти слова; они тревожат нас и пугают. Наши предки, жившие на этой земле задолго до нас, говорили то же самое. От них мы унаследовали наши обычаи и наших богов.

Этот примечательный диалог, записанный Бернардино де Саагуном, знаменует собой первое столкновение двух религиозных систем, которые на протяжении нескольких тысяч лет развивались абсолютно независимо друг от друга.

Для ацтеков акт творения - это результат взаимодействия и конфликта взаимодополняющих противоположностей. Как и любой диалог между двумя людьми, взаимодействие и столкновение противоположностей представляет собой творческий акт. Идея взаимозависимых противоположностей нашла свое воплощение в великом боге Ометеотль, творце вселенной и владыке двойственности, который пребывает на тринадцатом небе Омейокан, или Дворце Двойственности. Наделенный как мужским, так и женским созидательным началом, Ометеотль отождествлялся также с супружеской парой Тонакатекутли и Тонакасиуатль, «владыкой нашего бытия» и «владычицей нашей жизни». Ометеотль считался первопричиной всего сущего, однако конкретные акты творения осуществляли его многочисленные потомки - низшие по рангу, но тоже могущественные боги. Поскольку люди являлись результатом деятельности или потомками этих молодых богов, Ометеотль воспринимался как дедушка человечества. Возможно, именно по этой причине Ометеотль часто изображался в виде старика с отвисшей нижней челюстью. Однако древний возраст ни в коем случае не служил синонимом дряхлости: среди ацтеков и других народов Мезоамерики существовало убеждение, что в старости жизненная сила человека увеличивается.

Два сына Ометеотля, Кетцалькоатль и Тецкатлипока, занимают особое место в мифах творения ацтеков. Эти два бога, иногда выступавшие как союзники, а иногда как противники, создали небо и землю. Кетцалькоатль, или Пернатый Змей, ассоциировался с водой, плодородием, а в широком смысле и с самой жизнью. Одно из воплощений Кетцалькоатля - это бог ветра Ээкатль, который присутствует в дыхании живых существ, а также в ветре, приносящем живительные дождевые облака. Кетцалькоатль часто изображался в виде благородного героя, ассоциировавшегося с равновесием, гармонией и жизнью, тогда как Тецкатлипока служил олицетворением конфликта и перемен. Среди эпитетов, которыми ацтеки наделяли это внушающее страх божество, были и такие, как «противник» и «тот, у кого мы рабы». Имя Тецкатлипока переводится как «курящееся зеркало», и этот бог обычно изображался с двумя дымящимися обсидиановыми зеркалами - одно располагалось за его головой, а другое заменяло ему ступню. Курящееся зеркало могло иметь отношение к черному обсидиановому стеклу, оно также указывало на тайны, скрытые в клубах похожего на облака дыма.

Ацтекский пантеон состоял из огромного количества божеств, среди которых были боги и богини земледелия и дождя, огня, любви и наслаждения, смерти, войны и небесных тел. Многим из них поклонялись в поздний постклассический период, и они появляются не только в ацтекских рукописях и скульптурах, но и в пяти рукописных книгах доиспанской эпохи, известных как кодексы группы Борджиа. Практически повсеместно встречаются упоминания о боге дождя и молнии Тлалоке, поклонение которому в центральных районах Мексики можно проследить до I века до н. э. В поздний постклассический период он обычно изображался с глазами навыкате и выпяченной верхней губой, открывающей длинные, как у ягуара, клыки. Его супруга Чалчиуитликуэ, «богиня в платье, покрытом драгоценностями», считалась богиней вод, владычицей рек и озер. Молодой бог кукурузы Синтеотль часто изображался с пересекающей лицо зигзагообразной линией и в головном уборе с ушами в виде початков кукурузы. Один из самых необычных богов плодородия - это Шипе-Тотек, бог весеннего обновления и покровитель кузнецов. Его легко узнать по характерной маске и одежде из человеческой кожи. В течение 20-дневного месяца Тлакаксипеуалицтли, олицетворявший Шипе-Тотека, носил одежду из кожи принесенных в жертву людей. Смысл этого ритуала неясен, хотя некоторые ученые интерпретируют кожу как метафору свежей растительности, которая весной покрывает землю.

Несколько божеств имели отношение к огню, и самым древним из них был Уэуэтеотль, «старый бог», изображение которого встречается на курильницах, найденных в Пуэбле и датируемых 500 годом до н. э. Другой почитаемый бог огня - это Шиутекутли, или «бог бирюзы», который также считался богом времени и покровителем вождей.

Другие боги Центральной Мексики олицетворяли удовольствие и похоть. Так, Шочипилли - «господин цветов», - в значительной степени отождествлявшийся с богом кукурузы, почитался как бог удовольствий и искусства. Шочипилли также был тесно связан с богом по имени Макуильшочитль, или «пять цветов», который считался покровителем игр, в том числе азартных. Прекрасная богиня Шочикецаль, или «цветочное перо», часто изображалась с венком на голове, украшенным двумя похожими на рога изумрудными перьями птицы кетцаль. Ей поклонялись как богине искусств, плотских удовольствий и любви. Тласольтеотль - богиня грязи - ассоциировалась с последствиями похоти и распущенности. Другое ее имя, Тлаелкуани, или «пожирательница экскрементов», свидетельствует о связи с покаянием и очищением; черный круг вокруг рта богини указывает на эту грязную, но необходимую обязанность. Верховным богом смерти у ацтеков считался Миктлантекутли, владыка Миктлана, темного и мрачного подземного мира. Очень часто он изображался в виде скелета в складчатой конической шапке и одежде из бумаги, а также в сопровождении супруги Миктлансиуатль.

Многие боги Центральной Мексики являлись воплощениями Солнца, Венеры, звезд, Млечного Пути и других небесных тел. Их перемещение по небу ассоциировалось с космическими битвами, и поэтому многие из этих богов были связаны с войной. Одним из самых свирепых считался Тлауискалпантекутли, «владыка дома зари», персонифицировавший планету Венера как утреннюю звезду. В древней Мезоамерике первое появление утренней звезды вызывало священный ужас - считалось, что ее свет может нанести огромный вред. Несколько кодексов из группы Борджиа содержат сложные астрономические таблицы для расчета циклического движения Венеры на период продолжительностью 104 года. На рисунках смертоносные лучи Тлауискалпантекутли изображались в виде дротиков. Другой звездный бог - это Мишкоатль. Обычно его тело раскрашивалось красными и белыми полосами, ассоциировавшимися с предназначенными жертвоприношения пленными воинами. Среди небесных божеств важное место занимал Тонатиу, или Солнце. Впервые этот бог появляется в искусстве раннего постклассического периода тольтеков, и обычно его изображали в виде вооруженного воина внутри солнечного диска. Тонатиу был центральной фигурой культа войны - системы представлений о необходимости захвата пленных и принесения их сердец в жертву Солнцу, - но не единственным богом Солнца ацтеков.

СОТВОРЕНИЕ НЕБА И ЗЕМЛИ

Подобно майя и другим народам Мезоамерики, ацтеки верили в существование других миров, предшествовавших нашему. По убеждению ацтеков, до нас были четыре мира, или Солнца, каждый из которых именовался определенной датой 260-дневного календаря и ассоциировался с конкретным божеством и расой людей. Каждое Солнце было связано с одним из элементов - Землей, Ветром, Огнем или Водой. Так, например, Солнце Земли, или Науи Оцелотл (4 Ягуара), было уничтожено ягуарами, существами, которые ассоциировались с землей и подземным миром. Тецкатлипока и Кетцалькоатль играют важную роль во всех четырех Солнцах, как будто повторяющееся создание и гибель мира являются результатом космических битв между двумя великими противниками. В текстах колониального периода встречаются более десяти вариантов этого мифа, нашедшего отражение в древней скульптуре ацтеков. Порядок чередования Солнц совпадает не во всех документах, однако в двух самых старых и ценных источниках, «История мексиканцев по их рисункам» и «Легенда о Солнцах », эпохи следуют друг за другом в том же порядке, что и на Древних ацтекских памятниках. В основу изложенной ниже версии легли именно эти два источника.

Обитавшая на тринадцатом небе божественная чета родила четырех сыновей. Первенцем был Красный Тецкатлипока, однако Центральную роль в мифологии ацтеков занимает второй сын, Черный Тецкатлипока. Третьим сыном был Кетцалькоатль, а четвертым – Уицилопочтли, покровитель ацтеков. Все вместе четыре брата создали огонь, небо, землю, море, подземный мир, первых людей и календарь. Черный Тецкатлипока правил первым миром, или Солнцем Земли, населенным расой великанов. Эти великаны были настолько сильны, что голыми руками вырывали деревья. Тецкатлипока ударил Кетцалькоатля большой дубиной и сбросил в море. Восстав из морских вод, Кетцалькоатль превратился в огромного ягуара - он сегодня присутствует на небе в виде созвездия Большой Медведицы, - и после его возвращения на землю все великаны были съедены свирепыми ягуарами. Один из древних текстов дает основание предположить, что ацтеки считали ископаемые останки вымерших мамонтов и других гигантских животных, найденные в районе Теотиуакана, костями людей этой древней расы.

Кетцалькоатль правил следующим миром, или Солнцем Ветра. Этот мир был уничтожен Тецкатлипокой, который победил Кетцалькоатля, свалив его на землю. В результате Кетцалькоатля и расу его людей унесли свирепые ветры. Потомками этой древней расы считаются обезьяны, которые раскачиваются на ветках и прыгают по верхушкам деревьев в джунглях. В «Легенде о Солнцах» так описывается гибель этого мира:

Это Солнце называлось 4 Ветер.

Те, которые вторыми жили в это второе Солнце,

были унесены ветром вместе с Солнцем 4 Ветер и погибли.

Они были унесены ветром и превратились в обезьян.

Их дома, деревья - всё было унесено ветром.

И это Солнце также было унесено ветром.

Бог дождя Тлалок правил третьим миром, или Солнцем Дождя. Этот мир был уничтожен Кетцалькоатлем при помощи огненного дождя. По всей вероятности, здесь имеется в виду вулканический пепел, часто выпадавший в центральных районах Мексики. Огненный дождь превратил жившую на земле расу людей в индеек. Четвертым миром, или Солнцем Воды, управляла супруга Тлалока Чалчиуитликуэ, «богиня в платье, покрытом драгоценностями», богиня воды, владычица рек и озер. Этот мир был уничтожен великим потопом, а люди превратились в рыб. Потоп был таким сильным, что смыл горы и небеса рухнули на землю.

В «Легенде о Солнцах» упоминается мужчина Тата и его супруга Нена, о которых позаботился Тецкатлипока. Подобно библейскому Ною и его жене, они спаслись во время потопа, спрятавшись в выдолбленном дереве. По совету Тецкатлипоки они медленно грызли кукурузные зерна и смотрели, как постепенно спадает вода. Когда Тата и Нена смогли выйти из дерева, то увидели рыбу - одного из своих несчастливых соплеменников, превратившихся во время потопа в обитателей моря. Соблазненные видом пищи, они добыли огонь с помощью трения и зажарили рыбу. Однако звездные боги Ситлаликуэ и Ситлалатонак заметили дым и воскликнули: «Кто это развел огонь? Кто наполняет дымом небо?» Тлалок тут же спустился с небес на землю и в гневе спросил: «Что ты сделал, Тата? Что вы все сделали?» Молниеносным движением он отсек мужчине и женщине головы и присоединил их к ягодицам - так появились первые собаки.

ВОЗРОЖДЕНИЕ НЕБА И ЗЕМЛИ

Тецкатлипока и Кетцалькоатль, игравшие активную роль в уничтожении четырех предшествующих миров, также участвовали в воссоздании небес и земли, причем не как противники, а как союзники. В «Истории мексиканцев по их рисункам» излагается один из вариантов мифа, согласно которому четыре сына первой божественной четы при помощи четырех других богов создали четыре дороги, ведущие к центру мира. Разделив таким образом землю на четыре части, восемь богов подняли на место небеса. Для того чтобы удержать небо на месте, Тецкатлипока и Кетцалькоатль превратились в два гигантских дерева. Дерево Тецкатлипоки было украшено сверкающими зеркалами, а дерево Кетцалькоатля - изумрудными перьями птицы кетцаль. В качестве вознаграждения Тонакатекутли сделал их владыками неба и звезд, а Млечный Путь стал дорогой, по которой они пересекают небеса.

В другом ацтекском мифе творения Кетцалькоатль и Тецкатлипока создают небо и землю, расчленив тело огромного земного чудовища, Тлальтекутли. Имя этого чудовища переводится как «владыка земли», однако на самом деле это было двуполое существо, и его часто изображали в женском обличье. Иногда Тлальтекутли отождествляют с другим земным чудовищем - гигантским кайманом, чешуйчатые гребни на спине которого образуют горные цепи нашего мира. Миф о Тлальтекутли был широко распространен среди народов Мезоамерики, и один из его вариантов встречается у юкатанских майя.

В одной из ацтекских версий мифа, изложенной в «Истории Мексики», Кетцалькоатль и Тецкатлипока спускаются с небес, чтобы посмотреть на оседлавшего море Тлальтекутли. Чудовище было столь прожорливым, что обладало не только огромной зубастой пастью - жадные рты располагались также на локтях, коленях и других суставах. Кетцалькоатль и Тецкатлипока согласились, что работу по сотворению мира нельзя считать законченной, Пока в его центре находится такой ужасный зверь. Поэтому, для того чтобы создать землю, Кетцалькоатль и Тецкатлипока превратились в двух гигантских змей. Одна змея обвилась вокруг левой руки и правой ноги Тлальтекутли, а другая - вокруг его правой руки и левой ноги. Потянув в разные стороны, змеи разорвали монстра на две части. Верхняя половина стала землей, а нижнюю половину Кетцалькоатль и Тецкатлипока подбросили вверх, и она превратилась в небеса.

Жестокое убийство Тлальтекутли и расчленение тела чудовища вызвали гнев других богов. Чтобы как-то поддержать изувеченную землю, они решили, что все растения, необходимые для жизни человека, должны произрастать из тела убитого чудовища. Волосы монстра превратились в деревья и цветы, из кожи образовались травы и мелкие цветы. Глаза стали родниками, ручьями и небольшими пещерами, рот дал начало великим рекам и пещерам, а нос - горным кряжам и долинам. Иногда по ночам можно слышать крики бога земли, жаждущего крови и сердец людей. Только человеческие жертвы могут усмирить и успокоить Тлальтекутли, заставить его давать необходимые для жизни людей плоды.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Восстановив разрушенный мир, боги решили, что земля должна быть населена людьми. Происхождение человека описывается в различных текстах колониального периода; изложенная ниже версия основана на «Легенде о Солнцах» и «Истории Мексики». Боги пришли к выводу, что бог ветра Кетцалькоатль должен спуститься в подземный мир за костями последней расы людей, которые превратились в рыб. Полным опасностей подземным миром, или Миктланом, правил бог Миктлантекутли, «владыка Миктлана», которого часто изображали в виде скелета. Спустившись под землю, Кетцалькоатль попросил Миктлантекутли и его супругу Миктлансиуатль дать ему кости предков людей:

После того как Кетцалькоатль пришел в Миктлан, он подошел к Миктлантекутли и к Миктлансиуатль и тут же сказал им:

- Я пришел искать ценные кости, которые ты хранишь, я пришел за ними.

Тогда Миктлантекутли спросил:

- Что ты сделаешь с ними, Кетцалькоатль? И еще раз сказал Кетцалькоатль:

- Боги озабочены тем, чтобы кто-нибудь жил на Земле.

Хитрый бог смерти согласился отдать кости, если Кетцалькоатль выполнит простое на первый взгляд задание. Нужно было четыре раза обойти подземный мир, играя на инструменте, сделанном из морской раковины. Однако Миктлантекутли вручил Кетцалькоатлю обычную раковину, в которой не было дырок. Кетцалькоатль не дал себя провести и призвал на помощь червей, которые прогрызли отверстия в раковине, заставив ее звучать. (Кетцалькоатль часто изображается с морской раковиной на груди - символом власти над ветром и жизнью.)

Услышав звук раковины, Миктлантекутли сначала разрешил Кетцалькоатлю взять кости последних человеческих существ, но вскоре передумал. Однако Кетцалькоатль снова перехитрил Миктлантекутли и его подземных слуг, сбежав вместе с костями.

Разъяренный Миктлантекутли приказал слугам выкопать глубокую яму. Когда Кетцалькоатль подбежал к яме, из-под его ног выпорхнули перепелки, испугав его. Он споткнулся и упал в яму.

Затем они сделали это, и Кетцалькоатль упал в яму. Он споткнулся, его испугали перепелки. Он упал замертво, и драгоценные кости рассыпались, и их обклевали перепелки.

В конце концов Кетцалькоатль воскрес и собрал кости, но они оказались расколотыми на части, и поэтому современные люди получились разного роста. Выбравшись из подземного мира, Кетцалькоатль принес свою драгоценную ношу в загадочное место Тамоанчан. Там старая богиня Сиуакоатль - «женщина-змея» - смолола кости и положила их в специальный глиняный сосуд. Собравшиеся вокруг сосуда боги окропили смолотые кости каплями своей крови, и из костей людей-рыб, смешанных с искупительной кровью богов, родилась современная раса людей.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУКУРУЗЫ

На земле вновь появились люди, но им нужна была пища. Происхождение кукурузы и других культурных растений описывается в разных мифах, но наиболее полной можно считать версию, изложенную в «Легенде о Солнцах». Многочисленные варианты этого мифа сохранились до наших дней в разных районах Мексики и Гватемалы.

После того как в Тамоанчане были созданы люди, боги занялись поисками пищи для них. Кетцалькоатль заметил красного муравья, тащившего зернышко кукурузы, и спросил его, где он нашел такую замечательную еду. Муравей отказался отвечать, но затем поддался на уговоры Кетцалькоатля и открыл источник пищи. Это была гора Тонакатепетль, или «гора пищи». Превратившись в черного муравья, Кетцалькоатль протиснулся в узкое отверстие и последовал за красным муравьем в глубь каменной горы в пещеру, доверху наполненную зерном. Взяв несколько зернышек кукурузы, Кетцалькоатль вернулся в Тамоанчан. Боги разжевали зерна кукурузы и вложили образовавшуюся кашицу во рты новорожденных людей, чтобы придать им сил.

Затем боги спросили: «Что нам делать с Тонакатепетлем?» Кетцалькоатль обмотал гору веревкой и попытался подтащить ее поближе, но гора оказалась слишком тяжелой. Затем старая супружеская чета прорицателей, Ошомоко и Сипактональ, бросили жребий, чтобы узнать, как извлечь семена из пещеры Тонакатепетль. Предсказание гласило, что слабый и болезненный бог Нанауатцин должен разбить гору. При помощи четырех богов дождя и молнии, синего, белого, желтого и красного Тлалоков, Нанауатцин расколол гору Тонакатепетль надвое, и зерна кукурузы посыпались во все стороны. Тлалоки быстро собрали семена белой, черной, желтой и красной кукурузы, а также бобов и других съедобных растений. Поэтому Тлалоки, завладевшие семенами из Тонакатепетля, считаются покровителями не только дождя, но и урожая.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПУЛЬКЕ

Алкогольный напиток, который изготавливался из ферментированного сока агавы и получил название «пульке», играл важную роль в церемониях ацтеков, служа одновременно ритуальным напитком и объектом жертвоприношения. Пульке часто пили во время различных праздников, хотя появление в нетрезвом виде строго осуждалось, особенно в среде знати. Мифическое происхождение пульке упоминается лишь в одном источнике, «Истории Мексики», где также содержатся редкие сведения об ужасных цицимиме (единственное число - цицимитль), небесных демонах тьмы, которые постоянно угрожают уничтожить мир. Эти ночные демоны, часто изображавшиеся в женском обличье, отождествлялись со звездами, которые каждый раз на закате и восходе Солнца вступали в битву с дневным светилом.

Человеку дали семена, которые обеспечивали его пищей, но в его жизни было мало удовольствий и радости. Поэтому боги решили, что необходимо найти средство, заставляющее людей петь и плясать. Кетцалькоатль подумал, что опьяняющий напиток скрасит жизнь человека, и вспомнил о Майяуэль, юной и прекрасной богине агавы, которая жила на небе со своей страшной бабушкой цицимитль. Разбудив спящую Майяуэль, Кетцалькоатль уговорил девушку спуститься вместе с ним на землю. Внизу они соединились в виде большого раздвоенного дерева - Кетцалькоатль стал одной из его ветвей, а Майяуэль другой.

Проснувшись и обнаружив исчезновение Майяуэль, ее бабушка пришла в ярость и обратилась к другим звездным демонам тьмы, чтобы те помогли найти заблудшую внучку. Разъяренные цицимиме устремились с небес к дереву, в котором прятались Кетцалькоатль и Майяуэль. При их приближении дерево раскололось на две части, и его ветви упали на землю. Бабушка цицимитль узнала ветку, в которую превратилась Майяуэль, в ярости разорвала ее на части и бросила остальным демонам, которые жадно поглотили куски ее внучки. Ветка, в которую превратился Кетцалькоатль, осталась целой и невредимой, и, после того как цицимиме вернулись на небо, Кетцалькоатль принял прежний облик. Убитый горем, он собрал обглоданные кости Майяуэль и закопал в землю, а из этой могилы выросла первая агава, чудесный источник пульке.

СОЗДАНИЕ ПЯТОГО СОЛНЦА

Создание пятого Солнца, или Науи Оллин, - это завершающая часть мифов о сотворении мира. Ацтеки были убеждены, что это событие произошло в древнем городе Теотиуакане, расположенном в 40 км на северо-восток от Мехико, и именно от этого события начинали отсчет времени. Приведенный ниже миф основан на двух источниках, Флорентийском кодексе и «Легенде о Солнцах».

После того как были созданы земля, человеческая раса, а также вода и напитки для людей, боги собрались во тьме Теотиуакана, чтобы решить, кто из них станет новым Солнцем и будет освещать мир:

Говорят, что в те времена, когда земля была окутана тьмой, и не было Солнца, чтобы освещать мир, и не было зари, боги собрались на совет в Теотиуакане. Они спрашивали друг друга: «Эй, боги! Кто возьмет на себя эту обязанность? Кто вызовется стать Солнцем, чтобы нести свет?»

Высокомерный бог по имени Текусистекатль вызвался быть Солнцем, но остальные боги в качестве второго претендента выбрали скромного и болезненного Нанауатцина (который расщепил гору Тонакатепетль, чтобы добыть семена кукурузы). Как настоящий воин, он стоически принял их выбор, посчитав это своей обязанностью и долгом перед остальными богами. Для Текусистекатля и Нанауатцина были насыпаны два холма, на которых они должны были соблюдать пост и принять покаяние и где был разведен жертвенный костер. Эти холмы сохранились до сих пор в виде Пирамиды Солнца и Пирамиды Луны. Во время поста и покаяния Текусистекатль принес роскошные дары. Вместо еловых веток у него были перья птицы кетцаль, а вместо шаров из плетеной травы - золотые шары. Взамен шипов агавы, окропленных его кровью, он предложил нефритовые иглы, усыпанные кораллами. Благовония, сожженные Текусистекатлем, тоже были редкими и ценными. Дары Нанауатцина оказались очень скромными. Он принес связки тростника вместо еловых веток и шаров из травы, а также настоящие шипы агавы с каплями своей крови. Благовониями ему послужили струпья с собственного тела.

В полночь после четырех дней покаяния боги одели претендентов - на Текусистекатле был роскошный наряд, а на Нанауатцине скромная одежда из бумаги - и подошли к жертвенному костру, пламя которого, горевшее уже четыре дня, было очень жарким. Расположившись по обе стороны от костра, боги предложили Текусистекатлю прыгнуть в огонь. Текусистекатль разбежался, но жар и рев пламени испугали его, и он остановился. Он отступил и снова приблизился, но ему опять не хватило смелости. Четыре раза он пытался прыгнуть в костер, и четыре раза терпел неудачу. В конце концов боги вызвали Нанауатцина, который без колебаний разбежался и прыгнул в костер:

И Нанауатцин сразу же решился - ожесточился и крепко зажмурился. В нем не было страха; он не остановился и не замер от ужаса; он не повернул назад. Он решительно бросился вперед и прыгнул в огонь. Так он сгорел; его тело трескалось и шипело.

Увидев героическую смерть Нанауатцина, Текусистекатль устыдился, прыгнул вслед за ним в костер и тоже сгорел. Его примеру последовали орел и ягуар, и языки пламени опалили их. С тех пор у орлов на концах крыльев перья черные, а у всех ягуаров пятнистые шкуры. Благодаря своей храбрости орел и ягуар стали высшими знаками отличия ацтекских воинов.

После того как Нанауатцин и Текусистекатль погибли в пламени костра, боги стали ждать, где они появятся снова. Постепенно все небо стало краснеть. Боги напрягали зрение и поворачивали головы, пытаясь увидеть, в каком месте появится храбрый Нанауатцин. Некоторые догадались, что Солнце взойдет на востоке, и указывали в этом направлении; именно они первыми встретили его. Нанауатцин больше не был скромным и слабым - он сиял как Тонатиу, бог Солнца, отбрасывающий лучи во всех направлениях:

А когда Солнце взошло, оно казалось очень красным и раскачивалось из стороны в сторону, и никто не мог на него смотреть, потому что оно ослепляло глаза, сверкало и щедро испускало свет, разливающийся во все стороны.

Вскоре после этого на востоке появился и Текусистекатль, такой же яркий, как и Тонатиу. Они были так похожи, что остальные боги забеспокоились, что на земле будет слишком светло. Тогда один из богов поймал пробегавшего мимо кролика и бросил его в Текусистекатля. Поэтому поврежденная поверхность Луны тускнее Солнца, и во время полнолуния на поверхности ночного светила можно видеть пятна, очертания которых напоминают кролика.

Однако появившиеся на небе Луна и Солнце не двигались по своему обычному пути, а застыли на одном месте. Бог Солнца Тонатиу потребовал от остальных богов присяги на верность и жертвы в виде крови, чтобы светила пришли в движение. Разгневанный его высокомерием, бог утренней звезды Тлауискалпантекутли, «владыка дома зари», выпустил стрелу в Солнце. Однако стрела не попала в цель, а Солнце выпустило ответную стрелу, которая пронзила голову Тлауискалпантекутли. В этот момент бог утренней звезды Тлауискалпантекутли превратился в бога камня и холода Ицлаколиуки, и по этой причине на восходе Солнца всегда холодно. В конце концов боги согласились пожертвовать собой, чтобы Солнце пришло в движение. Кетцалькоатль жертвенным ножом методично вырезал сердца остальных богов. Накидки и украшения мертвых богов сворачивали в священные свертки, которые затем стали предметом поклонения людей. Так, умерщвлением богов в Теотиуакане было создано Солнце Движения, или Науи Оллин. Боги принесли себя в жертву, и поэтому люди тоже должны жертвовать свои сердца и свою кровь, чтобы пятое Солнце не остановилось.

МИФОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА АЦТЕКОВ

Ацтекские мифы о пяти Солнцах и создании современного мира, человека, кукурузы и пульке в постклассический период были известны на всей территории Центральной Мексики. Большая часть этих мифов очень древняя и, скорее всего, сформировалась из легенд классической эпохи. Так, например, поздняя постклассическая версия мифа о создании людей из останков предыдущей расы, представлена на барельефе из города Эль-Тахин, штат Веракрус, относящемся к позднему классическому периоду. На

этом изображении Тлалок выпускает кровь из своего детородного органа на мертвого человека-рыбу - намек на расу людей, превратившуюся во время потопа в рыб.

Мифы творения позднего постклассического периода Центральной Мексики имеют много общего с древними и современными им мифами всей Мезоамерики, однако существует еще один, уникальный миф творения, по существу выполняющий роль государственного мифа о становлении империи ацтеков. В нем рассказывается о происхождении Уицилопочтли, или «колдуна колибри», - главного бога ацтеков. Как и вся связанная с ним мифология, Уицилопочтли был, по всей видимости, нововведением ацтеков. Обладая атрибутами Тецкатлипоки, бога звезд Мишкоатля и бога огня Шиутекутли, Уицилопочтли является солнечным божеством, чье символическое царство практически совпадает с владениями Тонатиу. Уицилопочтли был главным богом ацтеков, но вряд ли его культ получил широкое распространение за пределами долины Мехико. И действительно, в произведениях искусства древней Мезоамерики его изображение встречается крайне редко.

РОЖДЕНИЕ УИЦИЛОПОЧТЛИ

Существует множество разнообразных письменных источников колониального периода, в которых описывается происхождение Уицилопочтли, однако в большинстве версий местом его рождения называется Коатепек, или Змеиная гора, - холм неподалеку от древнего города Тула. Из книги «История мексиканцев по их рисункам» известно, что ацтеки каждый год приходили на гору Коатепек, чтобы устроить торжества в честь Уицилопочтли. Все основные действующие лица этого мифа принадлежат к ацтекскому пантеону и не встречаются в мифологии позднего постклассического периода других народов Центральной Мексики. Мать Уицилопочтли Коатликуэ - «змеиное платье» - легко узнается по юбке из переплетенных змей. Единокровная сестра Уицилопочтли Койольшауки частично отождествляется с Чантико, богиней огня народов Центральной Мексики. Имя Койольшауки переводится как «которую рисуют с колокольчиками», и эта богиня обычно изображается с двумя металлическими колокольчиками на щеках. Ее сопровождают многочисленные братья, известные как Сенцон Уицнауа, или «400 южан-звезд» - по ацтекским поверьям 400 богов пульке. Большая часть подробных рассказов о рождении Уицилопочтли на Коатепек содержится в работах Саагуна. Представленная версия основана на третьей книге Флорентийского кодекса.

Как-то раз Коатликуэ занималась уборкой в своем доме на горе Коатепек и нашла сверток с перьями колибри. Желая сохранить драгоценные перья, она спрятала их на поясе. Затем Коатликуэ заметила, что сверток куда-то исчез. Богиня не знала, что перья оплодотворили ее, и она носит под сердцем Уицилопочтли. Живот Коатликуэ начал расти, и ее сыновья Сенцон Уицнауа заметили, что она беременна.

Рассердившись и оскорбившись, они грозно потребовали назвать имя отца ребенка. Их старшая сестра Койольшауки решила, что нужно убить мать:

А старшая сестра Койольшауки сказала им:

«Братья мои, она опозорила нас. Нам остается убить нашу мать, эту порочную женщину, которая забеременела. Кто стал причиной плода, растущего в ее чреве?»

Известие о намерениях детей испугало беременную богиню, но ребенок у нее в животе успокоил мать, сказав, что он будет начеку. Облачившись в доспехи, Сенцон Уицнауа последовали за своей сестрой на гору Коатепек. Когда разгневанные дети достигли вершины, Коатликуэ родила Уицилопочтли - уже в полном вооружении. Подняв свое огненное оружие, известное как Шиукоатль, или «бирюзовый змей», он убил Койольшауки; ее тело, разрубленное на куски, скатилось к подножию горы Коатепек.

Затем он пронзил Койольшауки и быстрым движением отрубил ей голову. Голова осталась лежать на вершине Коатепека. А ее тело упало вниз и разбилось на части; руки, ноги и туловище упали в разные места.

Расправившись с Койольшауки, Уицилопочтли стал преследовать Сенцон Уицнауа и убил множество своих единокровных братьев. Лишь нескольким удалось скрыться на юге.

В начале XX века Эдуард Селер выдвинул предположение, что рождение Уицилопочтли на горе Коатепек символизирует восход Солнца, побеждающего богов тьмы. Уицилопочтли вместе со своим огненным змеем Шиукоатль - это олицетворение появляющегося из-за горизонта Солнца и его жарких лучей, а Сенцон Уицнауа - это исчезающие на утренней заре звезды. Тем не менее точная космологическая идентификация Койольшауки по-прежнему неизвестна. Селер предположил, что эта богиня служит олицетворением Луны, однако у нее нет никаких лунных атрибутов; по мнению Кармен Агильеры, Койольшауки может символизировать другой астрономический объект ночного неба, Млечный Путь.

Рождение Уицилопочтли не только имело космологическое значение, но и символизировало превосходство ацтеков над другими народами Центральной Мексики. Уицилопочтли был сверхъестественным воплощением и самих ацтеков, и их империи. Рождение этого бога служило мифическим основанием политической экспансии ацтеков и их права властвовать над побежденными врагами. Появившись в долине Мехико относительно недавно, ацтеки покорили и уничтожили обитателей этого региона - точно так же, как Уицилопочтли уничтожил единокровную сестру и единокровных братьев.

Грандиозный Великий Храм, возвышавшийся над столицей ацтеков, напоминал ее жителям о Уицилопочтли и его чудесном происхождении. Северная часть этого двойного храма была посвящена богу дождя Тлалоку, а южная часть служила главным святилищем Уицилопочтли. По свидетельству туземных и испанских источников здесь часто приносили в жертву пленных воинов. У распростертых на жертвенном камне несчастных вырезали сердца, а их безжизненные тела сбрасывали к подножию ступеней храма. В документах XVI века также есть свидетельства, что южная половина Великого Храма символизировала легендарную гору Коатепек, место рождения Уицилопочтли.

Материальное доказательство этого было обнаружено 21 февраля 1978 года, когда рабочие электрической компании при прокладке кабеля случайно наткнулись на огромный камень с изображением Койольшауки - в том месте, где находился центр древнего Теночтитлана. Унижение и поражение богини переданы с удивительным мастерством; тело Койольшауки обнажено и безжалостно разрублено на части. Руки и ноги богини отделены от истекающего кровью туловища, но ее поза необыкновенно динамична - как будто она катится к подножию горы. В результате последующих раскопок выяснилось, что камень с изображением Койольшауки был установлен у основания лестницы в южной части Великого Храма. Другими словами, каждая человеческая жертва, сброшенная со ступеней храма во время ацтекских ритуалов, повторяла судьбу Койольшауки на горе Коатепек.

При раскопках в Великом Храме было найдено еще одно каменное изображение Койольшауки. От него сохранились лишь фрагменты, однако на них отчетливо виден огненный змей Шиукоатль, пронзивший грудь богини. Возможно, это иллюстрация мифического происхождения обычая ацтеков приносить в жертву богам человеческие сердца. Точно так же, как огненный змей Шиукоатль пронзает Койольшауки, жертвенный нож вырезает сердце из груди приносимого в жертву пленника.

Помимо рассказа о рождении и катастрофической гибели различных эпох, миф о пяти Солнцах утверждает жертвоприношение как важное средство сохранения человечества и поддержания космического равновесия. Искупительной жертвой своей крови боги создают нынешнюю человеческую расу. Еще большая жертва приносится в Теотиуакане, где боги дают убить себя, чтобы Солнце могло продолжить свой путь. Кровавые человеческие жертвы - это лишь следование традициям, заложенным еще в эпоху сотворения мира. Миф о пяти Солнцах легитимизировал некоторые самые важные обряды постклассического периода Центральной Мексики, но этого оказалось недостаточно для ацтеков, которые стремились не только объяснить свое происхождение и свою роль в мироздании, но и подтвердить свой уникальный статус избранного народа. По этой причине они придумали отдельную мифологию для своего покровителя бога Уицилопочтли, центральным мотивом в происхождении которого была война. Разгром и уничтожение Койольшауки и Сенцон Уицнауа - это символическое описание побед ацтеков над своими врагами и мифическое обоснование массовых человеческих жертвоприношений с вырезанием сердец, которые проводились в Великом Храме.

Подобно эпизоду в Теотиуакане в мифе о пяти Солнцах, рассказ об уничтожении Койольшауки и ее братьев указывает на происхождение Солнца и обычая человеческих жертвоприношений. Однако величественный миф ацтеков связан не Тонатиу, а с богом Солнца ацтеков Уицилопочтли. Возможно, мифы о создании пятого Солнца и о рождении Уицилопочтли соперничали друг с другом. Вполне вероятно, что если бы не появление испанцев, миф об Уицилопочтли вытеснил бы миф о Теотиуакане, по мере того как ацтеки расширяли свои владения в Мезоамерике.

Кратко о статье: Боги и чудовища Мезоамерики.

Зов джунглей
Бестиарий ацтеков

Религия, искусство и наука - ветви одного дерева.

Альберт Эйнштейн

В мае этого года мы уже писали об ацтеках - свирепых воинах, хитрых политиках и прирожденных администраторах, построивших одну из самых могущественных империй Мезоамерики. Империю, не последнюю роль в гибели которой сыграла религия. Вера в сверхъестественных существ заставила индейцев считать испанцев богами и трепетать от страха при виде конкистадоров, сидящих верхом на невиданных доселе лошадях (что, впрочем, не мешало им отрубать головы скакунам одним ударом мечей-макуауитлей). Многие ацтеки даже и представить не могли, что «возвращение» Кецалькоатля - Кортеса станет для них концом света.

О бестиарии ацтеков сохранились лишь обрывочные сведения. Испанские священники как следует позаботились о том, чтобы вымышленные обитатели южноамериканских джунглей никогда не покинули барельефов разрушенных пирамид. Однако даже несколько картинок в полуистершихся кодексах создают картину удивительного мира, в котором богов было больше, чем фантастических животных. Встречайте - вымышленные существа, погубившие реальную империю!

Божественная комедия

Начальные страницы бестиария ацтеков посвящены истории нашего мира. В первое «солнце» (эпоху) богам сильно мешал гигантский Сипактли - гибрид рыбы и крокодила, на каждом суставе которого росла голова с разинутой голодной пастью. Боги спустились вниз в изначальный мировой океан, схватили бедного монстра за конечности и принялись тянуть в разные стороны до тех пор, пока не порвали беднягу на части. Впрочем, Сипактли успел откусить Тескатлипоке ногу, так что на большинстве рисунков он щеголяет с культей.

Голова монстра стала небесами, туловище - землей, а хвост - преисподней (сравните с шумерским мифом о Тиамат). Боги населили землю людьми-великанами. Но вскоре небожители поссорились друг с другом, сбили с неба солнце каменной дубинкой, а разозленный Тескатлипока создал ягуаров и приказал им сожрать всех людей.

Когда эмоции улеглись, боги сотворили новых людей - на этот раз небольшого размера. Поначалу все шло хорошо, но потом эти неблагодарные твари перестали поклоняться небожителям, и Тескатлипока решил проучить их, превратив в обезьян. Кецалькоатлю это не понравилось, и он сдул всех приматов с Земли, вызвав невиданный ураган (часть обезьян, по всей видимости, спаслась, уцепившись за деревья, - с тех пор так и повелось).



Сипактли. Даже самые «зверские» боги изображались в человеческом облике.

На третье «солнце» Тескатлипока отличился, соблазнив жену бога дождя Тлалока (особо напрягаться ему не пришлось, так как он имел дело с богиней секса), временно исполнявшего обязанности дневного светила. Последний так загрустил, что отвлекся от основной работы и устроил людям великую засуху. Те начали молить о дожде, однако выведенный из душевного равновесия бог дал им ассиметричный ответ в виде огненного града, уничтожившего всю Землю.

Боги довольно быстро отстроили ее заново, но неугомонный Тескатлипока так сильно огорчил богиню вод Чальчиутликуэ, что она плакала кровью 52 года, в результате чего часть людей утонула, а часть превратилась в рыб.

Сейчас на дворе эра пятого «солнца». Ацтеки поддерживали его борьбу с ночью, регулярно потроша людей на вершинах пирамид. Уже почти 500 лет ритуалы не соблюдаются, однако вечная тьма и превращение в каких-нибудь животных (например, слепых кротов) нам не грозит. Согласно древним преданиям, пятый мир погибнет от ужасных землетрясений.

Загадай желание

Кант считал, что человек благоговеет от двух вещей - звездного неба над головой и морального закона внутри себя. Он явно не жил среди ацтеков, веривших, что звезды - это демоны цицимиме. Костлявые женщины с когтями пытаются погасить Солнце, а во время солнечных затмений спускаются на землю и едят людей. Вероятно, увидав падающую звезду, ацтеки так же, как и мы, загадывали желание. Выжить.


Звездочка по имени цицимиме.




Слева - Венера глазами римлян. Справа - Тлауискальпантекутли, планета Венера глазами ацтеков, жестокий и страшный бог утренней зари, обожавший поражать людей с неба дротиками. В этом смысле «венерическая болезнь» у ацтеков - проникающее ранение.

Птицы высокого полета

Бестиарий ацтеков интересен тем, что в нем смешались боги и звери. Многие высшие существа ассоциировались с конкретными животными либо имели зооморфный облик. И наоборот - многие животные наделялись божественными чертами. По числу вымышленных существ ацтеки способны конкурировать с создателями игровой системы Dungeons & Dragons - одних только богов у них насчитывается около сотни.

В древнейших легендах ацтеков доминируют птицы. История этого народа начинается с цапель. По крайней мере, название легендарной прародины - Астлана - переводится как «страна цапель»*. Оттуда ацтеков вывел божественный колибри по имени Уицилопочтли («колибри левой стороны» либо «колибри-левша»), а свою столицу они заложили в том месте, где на кактусе сидел орел (и клевал змею, по другим версиям легенды - ел мелкую птицу либо сам кактус).

*Этот факт спорен, так как на языке науатль «страна цапель» звучит как «Ацтатлан».

Вскоре божественный колибри трансформировался в одного из главнейших ацтекских богов. Он появился на свет от богини Коатликуэ - довольно милой женщины, которая носит юбку из змей и ожерелье из человеческих сердец, а на ногах отрастила когти для разрытия могил. Однажды, когда богиня подметала храм, на нее упал пучок перьев. От этого дама чудесным образом забеременела, что сильно разозлило ее дочь Койольшауки. Та замыслила убить мать, опозорившуюся с перьями. Уицилопочтли, находившийся в утробе матери, услышал об этом и как следует подготовился. Непосредственно перед убийством он выскочил из матери в полной боевой экипировке, отрубил сестре голову и закинул ее на небо, где та стала Луной. Даже колибри иногда бывают опасны.


Статуя Коатликуэ.

Бог дождя Тлалок был похож на человека - за исключением совиных глаз, клыков ягуара и змей на лице. Его «подведомственные» животные - лягушки и змеи. В небесные владения Тлалока попадали убитые молнией, утопленники, прокаженные и подагрики. Каждый год в честь этого бога ацтеки топили множество детей.

Орлы были представителями солнечного бога Тонатиу. С именем этого божества связаны «фирменные» ацтекские жертвоприношения, так как кровь считалась «топливом» Солнца, без которого оно остановится, потухнет и погубит весь мир. Счет жертв шел на десятки тысяч в год, хотя, возможно, их преувеличивали как сами ацтеки (чтобы соседние племена их боялись), так и испанцы (желавшие выставить индейцев в черном свете).



Тласольтеотль, «Пожирательница экскрементов», покровительница разврата. В годы засухи для нее к столу привязывали мужчину и метали в него дротики. Капающая кровь символизировала дождь.


Тонатиу (буквально - «Солнышко») держит в руке свой символ - орла.

На более простом, бытовом уровне ацтеки пугали своих детей птицей Ткакло Хорк (буквально - «Птица смерти»). Она жила высоко в горах и была достаточно сильна, чтобы схватить ребенка и утащить его к своим птенцам в гнездо, усыпанное человеческими черепами.

В мире животных

Близ рек обирает Акуизотль - существо вроде черной выдры или обезьяны с собачьей головой, ловкими руками и дополнительной конечностью вместо хвоста, которую оно выставляет из воды, чтобы схватить добычу. По ночам Акуизотль подражает плачущему ребенку, заманивая доверчивых путников. Тело жертвы, утащенной под воду, вскоре всплывает. Плоть цела, ни одной царапины на коже. Отсутствуют лишь глаза, зубы и ногти - именно их этот монстр считает самыми лакомыми.

Собака бывает кусачей

В монстрятнике Dungeons & Dragons (книга Fiend Folio) можно встретить демоническую ацтекскую обезьянку по имени Акуизотль. Голова и лапы у нее собачьи, вместо хвоста растет рука. Кроме того, среди Покемонов есть Айпом - копия Акуизотля, только без людоедских привычек.




Акуизотль и его дальний родственник Айпом.

В случае с Акуизотлем «собака порылась» в истории. Так звали ацтекского императора, правившего в период с 1486 по 1502 годы. На его гербе была изображено существо, похожее на собаку с рукой вместо хвоста. Правление Акуизотля было коротким и деспотичным даже по меркам суровых ацтеков, так что народная память быстро превратила тирана в собаку-монстра.

Бог Шолотль имел три облика: скелета, собакоголового мужчины или чудовищного зверя с ногами, развернутыми задом наперед. Он служил проводником душ в подземном мире, насылал на людей молнии, огонь и неудачу.


Шолотль и его лысый проводник душ.

В честь Шолотля была названа древняя порода голых мексиканских собак (шолоитцкунтли). Ацтеки верили, что Шолотль сделал этих собак из костяной муки, смешанной с кровью из пениса Кецалькоатля - то есть из того же материала, что и людей. Индейцы держали этих собак в качестве священных домашних животных, полагая, что после смерти хозяина они отведут его душу куда надо. Что, впрочем, не мешало им подавать шолоитцкунтли на стол в жареном виде (блюда из собак вызывали у испанцев не меньший шок, чем залитые кровью ступеньки пирамид).

Еще одна ацтекская собака - богиня Чантико, «Та, что живет в доме». Сфера ее метафизической ответственности довольно разнообразна: домашний очаг, созревание кукурузы и извержения вулканов. Однажды во время поста эта сельхозвулканическая богиня не удержалась и съела жареную рыбу с паприкой. Употребление паприки в пост было запрещено, так что вероотступница была превращена в собаку. Изредка она принимает облик красной змеи. Опознать Чантико можно по венцу из ядовитых кактусовых колючек на голове.

Койота ацтеки назначили богом музыки, танцев и веселья по имени Уэуэкойотль. К телу койота народная фантазия приделала человеческие конечности. Он умеет менять облик и, подобно скандинавскому Локи, обожает розыгрыши. Как правило, шутки койота с богами в итоге оборачиваются против него самого. Иногда Уэуэкойтлю становится скучно и он затевает войны между людьми.

Ягуар отождествлялся с богом по имени Тепейолотль, то есть «Сердце гор». Он жил в горных пещерах, оглашал землю своим ревом (производил землетрясения) и создавал горное эхо, а его шкуру покрывали пятна, символизирующие звезды на ночном небе. Кроме того, ягуар был одним из любимых обликов Тескатлипоки - «дымящегося зеркала», бога-колдуна, покровителя жрецов и разрушителя мира.


Бог огня Шикутекутли. Именно ему посвящали пепел сожженных человеческих сердец.

Второе «солнце» закончилось ураганом и превращением людей в обезьян, поэтому вполне логично, что бог ветра Эхекатль изображается с обезьяньим телом. Голову его украшает красный птичий клюв, а вместо хвоста шевелится змея. Кому-то это зрелище может показаться несимпатичным, но согласно легендам Эхекатль принес в наш мир любовь, первым из богов полюбив смертную женщину Майяуаль. Вероятно, именно тогда возник стереотип о том, что мужчина должен быть лишь чуть красивее обезьяны. Главное, чтоб кое в чем другом он не уступал богу.


Уэуэкойотль, «Старый-старый койот».



Ягуар Тепейолотль, «Сердце гор».



Майяуаль. Стала богиней благодаря кроликам и агаве.

Однажды Майяуаль заметила, что кролик, поевший агавы, бегает по полю в совершенно неадекватном состоянии. Так она открыла алкогольный потенциал этого кактуса, за что боги сделали Майяуаль богиней - персонификацией агавы. Согласно легенде, она родила Сенцон Тоточин - 400 кроликов, которые стали покровителями опьянения (есть сведения, что ацтеки измеряли степень опьянения по шкале от 1 до 400 кроликов). До сих пор в Мексике принято перед распитием пульке плеснуть немного напитка на пол в качестве жертвы кроликам.

В дальнейшем Майяуаль вышла замуж за бога Патекатля, олицетворявшего травы и корни. Его имя переводится соответствующим образом: «Он из страны лекарств». Понятие «лекарства» ацтеки воспринимали довольно своеобразно, так что главной функцией Патекатля стало покровительство алкоголю.


Пульке. До недавнего времени его не разливали в банки и он продавался только в Мексике.

В сухих хлопковых деревьях спрятаны двери, ведущие в царство чанеков - своеобразных элементалей, духов природы, охраняющих ее от человека. При необходимости они нападают на него и «выбивают» душу из тела, после чего уводят ее к себе вглубь земли. Существуют ритуалы, вызывающие душу назад, однако если не исполнить их вовремя, тело погибнет. Поздние версии легенд описывают чанеков как детей с лицами стариков.

Одного из персонажей «Плоского мира» Пратчетта звали Двацветок. А у ацтеков был бог невоздержанности Макуильшочитль, что буквально означает «Пять цветков». Он часто изображался в виде черепахи с человеческой головой. В основании статуй вырезались изображения психоактивных грибов, табака, олилукви (семян Turbina corymbosa, отвар из которых давали подозреваемым в преступлении, чтобы они сказали правду), хеймии иволистной (слухового галлюциногена, изменяющего восприятие звуков и раскрашивающий мир в желто-белые тона, из-за чего растение называли «открывающим солнце»). Другие «цветки» не опознаны.


Патекатль. Не обращайте на его внешность внимания. Он из страны лекарств.

Учитывая это, а также то, что Макуильшочитль обычно изображался с открытым ртом и закатившимися глазами, ученые делают вывод о «профессии» этого бога. Он покровительствовал не обычным обжорам или пьяницам, а в основном наркоманам. Вернее говоря - жрецам, входившим в наркотический экстаз, как к себе домой.

Полноправной богиней цветов была Шочикецаль, «Цветочная птица» (по ацтекскому обыкновению она отвечала также и за вещи, очень далекие от флоры - например, танцы, игры и проституцию). Ее свиту составляли птицы и бабочки. В отличие от других ацтекских богов, богиня цветов не требовала, чтобы ее почитатели душили друг друга собственными кишками. Ей было достаточно, чтобы люди один раз в 8 лет устраивали цветочные празднества.

Богиня кукурузы носила имя Чикометоатль, что означало «Семь змей». В сентябре ею назначали девочку, которую под конец месяца обезглавливали, сливали с тела кровь и поливали статую богини. Жрец снимал с трупа кожу и носил ее на себе.

Ацтеки очень уважали змей и посвящали их многим богам. «Белым облачным змеем» называли Мишкоатля, покровителя небес и охоты. Его физическим воплощением был Млечный путь - большая белая «змея» за облаками. Ранее он имел облик оленя или кролика, однако позднее стал человеком-змеем, стреляющим стрелами-молниями и высекающим небесный огонь с помощью кремня.



Макуильшочитль, он же Шочипилли. Какое веселье - такой и бог.

Судя по мифам, любимым занятием Мишкоатля было оплодотворение ничего не подозревающих богинь с помощью самых неподходящих для этого предметов. Его подозревают в вышеописанной беременности Коатликуэ, где бог принял форму шарика из перьев. Еще одна легенда гласит, что он превратился в каменный нож и упал на Коатликуэ, отчего та родила звезды и Луну.


Шочикецаль. Если хотите обрадовать ее - носите маску из цветов.

Бог длинных ножей

Ацтеки обожествляли все подряд, но среди богов маиса, тумана или паровых бань особое место занимал бог ножей Ицтли (буквально - «Нож»). Каменные ножи были главными инструментами ацтека - ими работали по хозяйству, ими вскрывали жертв и ими же пускали себе кровь во славу богов. Ицтли считался прислужником злодея Тескатлипоки.


Режущая кромка хорошо обработанного обсидиана может достичь молекулярной толщины, недостижимой для ножей из стали.

Охотники поклонялись Мишкоатлю традиционным для ацтеков способом - во время осенних празднеств убивали специально выбранную женщину, ударив ее головой о камень четыре раза. Далее голова отрезалась, и специально выбранный мужчина показывал ее всем собравшимся. После этого ему самому вырезали сердце.


Мишкоатль, Большая белая змея.

К змеям можно также отнести Сиуакоатль (буквально «Женщина-змея»), одну из древнейших богинь Мезоамерики. Как следует из ее имени, воплощением Сиуакоатль были змеи, реже орлы. Она покровительствует женщинам, умершим во время родов, повивальным бабкам и паровым баням, где у ацтеков чаще всего и происходило деторождение. Одной из ее ипостасей была Тонацин - лягушка, глотающая каменный нож. Статуи Сиуакоатль обычно стояли с открытым ртом. Богиня жаждала жертв, поэтому каждый день в Теночтитлане для нее убивали людей.

Свиту женщины-змеи составляли сиуатетео - духи мертвых рожениц. Роды считались разновидностью битвы, и по уровню почета умершие роженицы приравнивались к павшим воинам. Останки таких женщин якобы могли придавать силу мужчинам-бойцам (неясно, использовались ли они в качестве амулетов, либо речь шла о каннибализме), а их призраки выходили по ночам на перекрестки дорог и устраивали всякие гадости: похищали детей, сводили с ума или склоняли мужчин к супружеской измене.


Сиуатетео. Для призрака женщины, умершей в мучениях, выглядит неплохо.

Волшебные змеи часто фигурируют в вышеупомянутой легенде про Уицилопочтли и Койольшауки. Например, огненный змей Шиукоатль послужил мечом, с помощью которого бог-колибри отрубил сестре-Луне голову. Змеи обвивают руки статуи Койольшауки - вероятно, затем, чтобы никто даже и не думал покушаться на золотые колокольчики, украшавшие лицо богини, или на ее голую грудь.



Уицилопочтли держит в руках Шиукоатля.

Немало внимания ацтеки уделяли вымышленным насекомым. К таковым, например, относится самая заурядная блоха. Да, блоха. С лицом обезьяны, кошачьими лапами и панцирем броненосца. Другие популярные персонажи мифов - скорпион и кузнечик. Человек по имени Яппан дал обед безбрачия, однако по наущению злого бога Яотля нарушил его и был превращен в скорпиона. Теперь он прячется от стыда под камнями и преследует Яотля, которого другие боги превратили в кузнечика.



Божественный Яппан.

А над всем этим безобразием реет бабочка судьбы Ицпапалотль. Ее крылья усеяны обсидиановыми лезвиями, на руках - когти ягуара, на ногах - когти орла, а вместо языка - нож. Ученые не исключают, что «когтистая бабочка» на самом деле была летучей мышью.

Иштлильон («Кто-то маленький с черным лицом») был богом здоровья, специализировавшимся на детях. Когда ребенок впервые начинал говорить, Иштлильону приносили жертву. Перед его статуей выставлялись кувшины с «черной водой», которой потом можно было лечить детей.

Добрая богиня воды Чальчиутликуэ, что буквально означает «Дама в зеленой юбке», «курирует» рыб, в создании которых она принимала самое непосредственное участие. Из ее плаща вытекает вода, в которой плавают маленькие дети.



Чальчиутликуэ с водяным плащом.

Летучие мыши, пауки и совы ассоциировались с Миктлантекутли - владыкой Миктлана (подземного мира), милейшим персонажем в виде окровавленного скелета. Проводником душ в его мир работал собакоголовый бог Шолотль. Вход в подземный мир охраняла огромная черная пума - бог по имени Аколмистли («Сильная кошка»). Ее рев был так ужасен, что живые не осмеливались войти под землю. В Миктлан попадали люди, умершие естественной смертью. Интересно, что одним из способов поклонения Миктлантекули был ритуальный каннибализм, что в случае с людьми, умершими от старости и болезней, было не самой хорошей идеей.

Мецтли - Луна, некогда имевшая неосторожность светить так же ярко, как и Солнце. Избыточная иллюминация раздражала богов, поэтому один из них взял кролика и кинул его в Луну. Свет Мецтли померк. Бедное животное можно разглядеть и сейчас. Особенно хорошо лунные пятна складываются в кролика во время полнолуния.



Ацтекские божества по версии компании Lego.

Это интересно
К западу от мексиканского города Пуэбло находится пирамида Чолуа. По легенде, ее построил Келуа - один из гигантов, населявших землю до людей и спасшийся от гнева богов в горах. Чолуа - крупнейшая пирамида и крупнейший монумент человечества, превосходящий объемом пирамиду Хеопса почти на 30%.
Именем Мишкоатля назван один из кратеров на Ио, спутнике Юпитера, а также редкая разновидность саламандр (Pseudoeurycea mixcoatl), обитающая в мексиканских горах.
Статуя богини Коатликуэ является во сне Тени - главному герою романа Нила Геймана «Американские боги».
В 1978 году при строительстве метро Мехико был найден большой круглый камень с изображением расчлененной Койольшауки. Эта находка в итоге привела археологов к погребенным руинам главного храма Теночтитлана.
Возможно, слово «Мексика» произошло от имени лунного бога Мецтли.



Из земли выкопана лишь часть пирамиды Чолуа. К настоящему времени археологи исследовали уже 8 км внутренних тоннелей.

Для Мезоамерики характерна необычайно высокая концентрация божественных существ. «Рядовых» монстров вроде единорога или василиска встретить здесь сложно. У многих обычных животных имеется сверхъестественный покровитель - и, кто знает, может быть, наш любимый бог воплотился вон в того ягуара? Очень жаль, что культура ацтеков была уничтожена, иначе мы бы лучше знали их мифологию, а бестиарий D&D пополнился бы тварями с яркими перьями и острыми зубами.

В сущности же, какой бы бесчеловечной ни казалась религия ацтеков, их бестиарий мало чем отличается от зверинцев других культур. Те же мотивы, те же легенды. И много-много крови.

На самом высоком Тринадцатом Небе, в Западном Раю появились первые боги. Там, среди тумана, родилось из молчания вселенной двойное божественное начало Ометеотль, союз Ометекутли и Омесиуатль, мужского и женского начал.

Ничего больше не существовало, не было сотворено: не было земли, ни людей, ни животных, ни растений. С появлением богов родилась жизнь, и от них родились другие боги.

Первые четверо из них были самыми могущественными. Первый был Красный (его имя означало: Дымящееся Зеркало), бог Востока. Второй был Черный Тескатлипока, бог Севера и ночного неба, мстительный и вызывающий страх; он был наделен способностью читать мысли и быть вездесущим. Третий был (Пернатый Змей), белый бог Запада, благородный защитник. Четвертый был молодой воин (Волшебный Колибри), синий бог Юга, не имевший тела.

Эти четверо главных богов сотворили огонь, календарь, воду и землю.

Сотворение мира

Итак, Ометекутли и Омесиуатль сотворили четырех братьев: Красного Тескатлипоку, Черного Тескатлипоку, Кецалькоатля и Уицилопочтли. Прошло шестьсот лет, в течение которых боги ничего не делали. По прошествии этого времени четыре брата собрались, чтобы решить, что же делать дальше. Кецалькоатлю и Уицилопочтли дали задание сотворить огонь. Также боги сотворили Полусолнце, которое не освещало мир в достаточной степени.

Потом сотворили мужчину и женщину, и дали им имена Ошомоко и Сипактональ; мужчину послали обрабатывать землю, а женщину - прясть и ткать. Женщине дали зерна маиса, с помощью которых она должна была совершать обряды.

Также сотворили календарь для того, чтобы измерять время, он состоял из 18 месяцев по 20 дней в каждом.

Потом сотворили Правителя и Правительницу Подземного мира — и , для того, чтобы они правили в — Мире Мертвых.

Затем сотворили тринадцать небес и воду, а также рыбу , для того, чтобы она жила в воде.

От брака первого мужчины и первой женщины родился сын, которого назвали Пильцинтекутли. Так как у него не было жены, боги сделали ему жену из волос богини Шочикецаль. От этого брака родились все остальные люди.

Потом, увидев, что сотворенное ранее Полусолнце почти не давало света, боги решили сделать настоящее Солнце.

Первое солнце - Солнце Тигра (Оцелотонатиу)

Затем и бедный, и богатый удалились, для того, чтобы подготовиться к церемонии. Четыре дня они должны были поститься и приносить дары богам.

Текусистекатль принес в дар драгоценные перья кецаля, золотые слитки и украшения из нефрита и коралла. Ему очень нравилась идея, что когда он станет Солнцем, все будут ему поклоняться и восхищаться им.

Нанауацин же принес в дар сосновые ветки, орехи и колючки агавы, смоченные его собственной кровью. Это было все, чем он мог пожертвовать, но у него было чистое сердце, и он искренне желал помочь людям. Больше всего он хотел оправдать оказанную ему благосклонность богов, которые разрешили ему стать Солнцем.

Когда прошли четыре дня и четыре ночи, боги разожгли на вершине горы большой костер и встали по обе стороны его. В этот костер должен был броситься бог, пожелавший стать Солнцем, чтобы пройти очищение пламенем и взойти на небо.

Текусистекатль, одетый в лучшие одежды, в богато расшитом плаще и в украшении из белых перьев на голове, надменно прохаживался перед богами в ожидании начала церемонии. Нанауацин был так беден, что все его одежды и украшения были из бумаги.

Наконец церемония началась. Первой была очередь Текусистекатля. Он приблизился к костру, чтобы броситься в него, но жар был такой сильный, что бог не смог побороть свой страх. Он отступил и приблизился вновь, но снова ему не хватило смелости. Четыре раза он попытался прыгнуть в костер, и четыре раза терпел неудачу.

Настала очередь Нанауацина. Бедный Нанауацин не колебался. Он закрыл глаза и бросился в костер. В тот же момент языки пламени взметнулись до самого неба.

Богатый Текусистекатль устыдился своего малодушия и бросился в костер вслед за Нанауацином. Огонь поглотил и его.

Говорят, что в это время пролетал мимо орел, и огромные языки пламени опалили его перья, с тех пор у орлов на концах крыльев перья черные. Также проходил мимо оцелот, и искры попали ему на шкуру, поэтому с тех пор у всех оцелотов пятнистые шкуры.

Все боги преклонили колени и в молчании ожидали выхода Солнца. Они смотрели во все стороны, так как не знали, откуда должно было появиться Солнце.

Вскоре один из богов воскликнул: "Смотрите! Смотрите!" Все повернули головы на восток, туда, куда указывал этот бог. Небо было красным, как пламя, и Солнце ярко блистало в свете своих золотых лучей. Никто не мог на него смотреть, таким ярким и горячим оно было. Его лучи проникали всюду. На земле стало светло и тепло.

Но когда Солнце проделало свой путь, к большому удивлению богов, взошло второе Солнце. Это был Текусистекатль, который бросился в костер вслед за Нанауацином. Это второе Солнце уже не светило так ярко, как первое, но все же давало много света. На земле больше не было ночи.

Тогда один из богов поймал пробегавшего мимо кролика и бросил его в Солнце-Текусистекатля. Это убавило его блеск, сделало его более холодным и тусклым. Так появилась Луна. Поэтому лунные пятна напоминают кролика.

Потом и Луна, и Солнце остановились. И тогда боги решили принести в жертву собственную кровь. И Солнце и Луна вновь пришли в движение.

Эта эпоха должна была окончиться в год четвертый Движения (4 Оллин).

Публикации по теме