Электронная библиотека международного центра рерихов. Медлить нельзя Почему инвестиции откладывают на потом

МЕДЛИТЬ НЕЛЬЗЯ!

С.Н.Рерих

Великие перемены, происходящие сейчас в Советском Союзе, имеют огромное значение для всего мира. Под руководством М.С.Горбачева прокладывается сейчас путь к совершенно новому вселенскому сознанию, и несомненно это новое сознание овладеет в конце концов умами всех людей на Земле, всего человечества. Я с глубоким уважением отношусь к деятельности М.С.Горбачева, Н.И.Рыжкова, других нынешних руководителей страны и считаю, что для выполнения их предначертаний, для скорейшего и всемерного осуществления предназначения нашей Родины каждому из нас и всем вместе надо стремиться найти пути к более совершенному человеку. Медлить никак нельзя. Нужны каждодневные конструктивные шаги.

Достоевский говорил - «Красота спасет мир», вернее будет сказать, что осуществление красоты в нашей жизни должно быть нашей основой. Другого пути нет. Только осознанием Красоты, только Добром, только стремлением каждый день делать что-то лучше, чем вчера, жив будет человек. Нужны светлые мысли и реальные конкретные дела. Только объединением сотрудников, мыслящих о высоком, сложатся пути в будущее.

Одним из таких объединений и видится мне Центр-Музей Н.К.Рериха. Вы спрашивали, как я его себе представляю.

Прежде всего это должен быть живой Центр. Не просто музейная экспозиция, а постоянно сменяющие друг друга выставки - картин, ремесел, детских работ, причем не только с разных концов Советского Союза, но и интернационального характера. Конечно, наряду с этим работы Николая Константиновича должны будут представлены постоянно.

При Центре может быть и лекционный концертный зал, и студии для молодых художников, и мастерские по возрождению и сохранению народных ремесел, как это уже сделано у нас здесь, в Бангалоре, в Карнатакском центре искусств. Несомненно, при Центре должна работать большая библиотека, где будут собраны книги по истории культуры, по искусству, философии России, Востока и Запада, в том числе, конечно, и работы Николая Константиновича и Елены Ивановны. Со временем я мог бы предоставить Центру и хранящиеся у меня многочисленные неопубликованные их труды. Их выход в свет, особенно на Родине, на русском языке, я уверен, весьма способствовал бы расширению сознания на пути к более совершенному, более нравственному человеку. Ведь все их писания, в конце концов, всегда предназначены были молодым людям нашей страны.

Но Центр видится мне и как научное учреждение. Задачей его, как представляется, может стать не только систематизация и изучение многогранного наследия Н.К. и Е.И., но и дальнейшее развитие заложенных в этом наследии идеи. Русские и Восток, Россия и Запад, народная культура, всемирные народные ценности, единство культуры человечества, ценностные ориентации, понятие о совершенном человеке, человек и природа, внутренние возможности человека, наука и религия - все это так или иначе было, конечно, затронуто в трудах Н.К. и Е.И., но их подходы требуют развития в применении к нынешнему этапу всемирной эволюции.

Несомненно, Центр не сможет в одиночку справиться со всеми этими проблемами, но он может служить координирующим началом, своего рода штабом, причем международного плана.

Деятельность Центра таким образом будет иметь по необходимости и внутрисоюзный аспект, и международный. Как часть этого второго аспекта мне видится установление связей с обществами Рериха за рубежами Советского Союза, с Музеем в Нью-Йорке, с движениями «Знамя Мира» и «Мир через Культуру».

Штат Центра на первых порах, как мне кажется, должен быть небольшим, человек десять (научные работники - социологи, культурологи, искусствоведы; библиотекарь; секретари-машинистки), но все они, разумеется, должны отвечать самым высоким нравственным и профессиональным требованиям.

Вы спрашивали мое мнение о возможном руководителе Центра. Я со своей стороны не вижу лучшей кандидатуры, чем Людмила Васильевна Шапошникова, индолог и писатель, человек деловой, давно занимающийся этими проблемами и мне лично давно и хорошо известный.

Несколько принципиальных положений.

Я абсолютно убежден, что Центр-Музей может быть расположен только в Москве.

Все же существующие учреждения - мемориальный кабинет Н.К.Рериха в Музее искусств народов Востока, музей в Изварах, кабинет моего брата Ю.Н.Рериха в вашем институте, его мемориальная квартира - должны будут, конечно, установить рабочие связи с Центром-музеем, но в то же время сохранять свою самостоятельность.

В этой связи резонно возникает вопрос о статусе Центра-Музея, при ком он должен быть и на какие средства существовать.

Как я Вам уже говорил, подчинение Центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей Центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество. Центр - это порождение нового времени, новых задач, и, видимо, необходимо учитывать опыт других организаций, возникших в Советском Союзе за последнее время, использовать этот ценный опыт во благо нового начинания.

Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации (по типу Детского Фонда).

Мне весьма импонирует идея создания общественного Фонда имени Рериха, который взял бы на себя финансовое обеспечение и общее руководство Центра. Средства Фонда (который в перспективе мог бы стать международным) на начальном этапе могли бы быть составлены из отчислений организаций-учредителей, а также из членских взносов членов обществ Рериха, о возрождении которых в масштабах СССР давно уже идет речь, и наконец, из добровольных пожертвований граждан СССР и зарубежных стран. В дальнейшем финансовый вопрос мог бы быть частично разрешен за счет доходов центра от издательской деятельности и концертных, выставочных и тому подобных мероприятий.

Если до достижения самофинансирования нужна какая-то основная организация-спонсор, я думаю, что эту роль лучше всего сыграл бы Советский Фонд культуры, благородная деятельность которого широко известна во всем мире. Фонд имени Рериха позволил бы выйти в международном плане на самые широкие круги интеллигенции, как правило, сторонящиеся контактов с советскими обществами дружбы. С помощью деловых кругов Фонд смог бы осуществить идею создания на территории Москвы или Подмосковья международного города мира. Из средств, полученных от тех же деловых кругов, и в тесной связи с идеей города мира Фонд имени Рериха мог бы выделить определенную сумму на присуждаемую ежегодно или раз в два года Международную премию и медаль имени Н.К.Рериха за культурную деятельность во благо мира.

Таким образом, Фонд имени Рериха и обеспечиваемый им Центр-Музей смогли бы содействовать решению важнейших задач как внутри страны, так и в международном плане. Это явилось бы толчком для других стран и закрепило бы за Советским Союзом роль первооткрывателя нового вселенского мышления.

Мне представляется это чрезвычайно важным и не терпящим отлагательства. Что касается Ваших вопросов об Институте «Урусвати», я думаю, что к ним следует обратиться на более позднем этапе, после создания в Москве Центрального музея. Сейчас главное и неотложное - это создание Центра.

В перспективе мне видится, что Институт «Урусвати», где, как Вам известно, в полном порядке сохраняются уникальные коллекции, может стать индийским филиалом Центра-Музея на правах совместного советско-индийского учреждения.

Конечно, окончательное решение вопроса потребует разработки многих юридических вопросов, а также приезда для приемки коллекций группы специалистов (орнитолога, зоолога, ботаника, а также, вероятно, археолога и фольклориста), но все это вполне разрешимо. Конструктивно мы сможем подойти к этому делу только тогда, когда Центр-Музей и Фонд имени Рериха развернут свою работу в Москве.

Инженеры комиссии упорно осаждали Куприянова, и профессор, наконец, сдался. В тот же день, а не «завтра», состоялось техническое совещание с участием командира звездолета - Диегоня и его старшего инженера - Мьеньоня. Переводчиком был, конечно, Широков.

Куприянов понимал, как важно выяснить, какие меры надо принять, чтобы восстановить «сердце» звездолета, если оно серьезно повреждено, и упорствовал только потому, что опасался за состояние здоровья Мьеньоня, который тяжелее всех переносил последствия отравления. Диегонь был уже совсем здоров. Перед своим отъездом Синьг рассказал товарищам о диверсии, и каллистяне сами просили ускорить это совещание. Под таким натиском с двух сторон Куприянову пришлось отступить со своих «медицинских» позиций. Все же он заставил Широкова переговорить по телефону с Синьгом и, только получив согласие каллистянского врача, разрешил Мьеньоню встать с постели.

Поздно вечером в палатке Куприянова собрались все члены экспедиции, правительственная комиссия и оба звездоплавателя.

Профессор Смирнов подробно ознакомил собравшихся с устройством дверей звездолета. По его мнению, оставалось только одно - прорезать стену, но сплав, из которого состоял корпус корабля и все его перегородки, был настолько тверд, что никакой инструмент не мог справиться с ним.

Электродуговые, автогенные и термитные способы резки металлов не годятся в этом случае, - сказал он. - Они могут дать температуру не больше трех-четырех тысяч градусов, а для расплавления металла Каллисто требуется не менее одиннадцати.

Может быть, у них есть что-нибудь вроде «каллистянского» сварочного аппарата? - спросил Неверов.

Насколько я знаю, - ответил Смирнов, - нет. Они уверены в крепости частей звездолета и не предполагали, что возникнет необходимость ремонта.

Широков, сидевший рядом с каллистянами, слово за словом переводил им все, что говорилось. Мьеньонь подтвердил, что сварочного аппарата на корабле нет.

Сколько времени находился диверсант у агрегата? - спросил он.

Около полутора часов.

Товарищ Мьеньонь говорит, - перевел Широков, - что этого времени недостаточно для того, чтобы разобрать даже верхнюю часть кожуха машины. А не разобрав, нельзя ничего испортить. Он считает, что диверсия привела только к тому, что придется резать стену и опять сваривать ее.

Скажите ему, что наши сварочные аппараты не могут дать больше четырех тысяч градусов.

Это я ему уже говорил.

Можно попытаться размягчить металл токами ультравысокой частоты, - сказал один из инженеров комиссии. - Спросите его мнение об этом.

Перевод занял много времени. Знание Широковым языка каллистян было еще недостаточно, чтобы перевести такую сугубо техническую фразу. С помощью профессора Смирнова, прибегнувшего к рисунку и математике, задача все-таки была решена.

Этого делать нельзя, - ответил Мьеньонь. - Такая операция нарушит изотропность металла.

Слово «изотропность» осталось непереведенным. О его значении догадались по смыслу фразы.

Положение оказалось затруднительным. Проникнуть внутрь помещения «котла» и установить, в какой мере потребуется помощь земной техники, надо было как можно скорее. Но как это сделать, если не видно способов открыть дверь?

Товарищ Диегонь спрашивает, - сказал Широков, - можем ли мы сделать аппарат… я не совсем понимаю, что он говорит… Такой аппарат, чертежи которого имеются на звездолете. Кажется, так? - повернулся он к Ляо Сену.

По-моему, так, - ответил китайский лингвист.

Инженеры комиссии переглянулись.

Все зависит от того, что для этого нужно.

Совещание затягивалось по мере того, как переводчики запутывались в дебрях технических слов. Почти каждое из них приходилось переводить очень сложным способом. В переводе принимали участие Смирнов, Манаенко и Аверин.

Совершенно неожиданно пришлось рассказать каллистянам о ранении Вьеньяня. Это произошло тогда, когда Мьеньонь обратился к Широкову с просьбой слетать на звездолет и принести оттуда нужную ему книгу и какие-то чертежи.

Передайте Вьеньяню записку, - сказал инженер. - Он найдет то, что нужно.

Синьг просил ничего не рассказывать о Вьеньяне до его возвращения, - сказал Куприянов, когда Широков перевел просьбу. - Но теперь ничего не поделаешь! Расскажите!

Как и следовало ожидать, сообщение о ранении товарища произвело на каллистян очень большое впечатление. Мьеньонь вскочил и взволнованно заходил по палатке. Он что-то сказал Диегоню, на что командир звездолета молча пожал плечами.

Куприянов видел, как Широков и Ляо Сен недовольно поморщились, но не перевели слова каллистянского инженера.

Мьеньонь подошел к Широкову.

Придется мне самому слетать на звездолет, - сказал он. - Проводите меня!

Они вышли из палатки.

Не сердитесь! - сказал Мьеньонь, протягивая руку. (Каллистяне переняли этот жест, не употреблявшийся на их родине.) Широков пожал руку.

На что же я могу сердиться? - сказал он. - Вы совершенно правы. Но ваши слова справедливы не для всего человечества.

Я это знаю, - сказал Мьеньонь.

Мы именно к тому и стремимся, чтобы эти слова исчезли из сознания людей, - сказал Широков.

Это не так просто. У нас на Каллксто уже давно изменились отношения между людьми, но, как видите, я смог их сказать.

Память о прошлом сохраняется долго, - сказал Широков.

На корабле Мьеньонь достал нужные ему материалы. Потом он спустился вниз и внимательно осмотрел обе двери и помещение «котла».

Пройдет много времени, пока мы попадем туда, - сказал он. - Тело вашего товарища будет лежать…

Там нет нашего товарища! - как ужаленный воскликнул Широков. - Там лежит тело врага и… и…

Он хотел сказать «негодяя», но не знал, как произнести это слово по-каллистянски.

Кажется, - сказал Мьеньонь, - я сегодня совершаю одну ошибку за другой. Извините! Я не то хотел сказать. Диверсия на корабле, ранение Вьеньяня - все это вывело меня из равновесия. Мы все очень дружны между собой, - добавил он как бы в пояснение.

Я вас понимаю, - сказал Широков. - И не сержусь на ваши «промахи».

«Что они думают о нас в глубине души? - мысленно задавал себе вопрос Широков, когда они летели на вертолете обратно в лагерь. - Как говорят о нас между собой? Может быть, они считают нас дикарями и негодуют на то зло, которое человек Земли причинил им? Их приветливость и дружеские чувства, которые они высказывают, - все это, возможно, только маска вежливости».

Эти вопросы мучили его, но ответа на них пока было невозможно получить. Со временем все станет ясным. Он сам искренне полюбил этих чернокожих пришельцев из другого мира, и ему было очень горько думать, что они не относятся к людям так же. В лагере все были убеждены в искренности каллистян. Их откровенность, явное желание помочь ученым разобраться в технике Каллисто, полное доверие к людям - все это говорило о том, что они смотрят на своих хозяев, как на братьев. Но Широкова не удовлетворяли эти внешние признаки доброжелательства. Он хотел знать затаенные мысли каллистян. Почему? Он сам себе не любил задавать этот вопрос.

Они вернулись в палатку, где участники совещания с нетерпением ожидали их.

Мьеньонь принес книги с описанием сварочного аппарата Каллисто и его чертежи.

Выяснилось, что для того, чтобы сделать этот аппарат, надо было предварительно изготовить тот материал, из кочорого был построен звездолет, и найти способ получения из земных материалов не известного до сих пор газа. Сварочный аппарат Каллисто был газовый.

Задача, которую не решить в один день, - сказал один из инженеров комиссии. - Но она не является невыполнимой. Медлить нельзя. Когда мы откроем дверь, могут появиться новые проблемы. Завтра утром надо возвратиться в Москву и решить, каким заводам поручить этот необычайный заказ. Кто из каллистян будет нас консультировать? - обратился он к Широкову.

Мьеньонь и Ньяньиньгь, - ответил Диегонь.

Ньяньиньгь, - пояснил Широков, - это второй инженер корабля. Кроме того, он химик.

Необходим будет переводчик.

Петр Аркадьевич нужен здесь, - поспешно сказал Куприянов.

Ему не хотелось отпускать своего любимого ученика. Намерение Широкова, в котором он сам себе не хотел признаться, давно уже не составляло тайны для профессора. Вдали от него это намерение могло только укрепиться. Куприянов надеялся, что Широков еще передумает.

Лучше всего отправить с вами Лежнева, - сказал Козловский.

На том и порешили. Лежнев завтра должен был вернуться в лагерь вместе с Вьеньянем и Синьгом.

Изготовить металл, могущий выдержать температуру в одиннадцать тысяч градусов, нелегко, - сказал Неверов. - Если этого не удастся сделать, то придется прибегнуть к токам высокой частоты. Тогда мы обойдемся меньшей температурой.

Я уже говорил, что это нежелательно, - ответил Мьеньонь. - Но, если не будет другого выхода, придется помириться с ухудшением качества металла двери.

Что сказал Мьеньонь? - спросил Куприянов, когда совещание окончилось и они с Широковым шли «домой». - Почему вы не перевели его слова?

Гомо гомини люпус эст,Гомо гомини люпус эст (лат.) - «Человек человеку волк». - ответил Широков, - вот смысл его слов. К сожалению, он совершенно прав.

Прав, но не по отношению ко всей Земле, - сказал Куприянов.

Это я ему сказал, и он согласился со мной, - ответил Широков.

Экология жизни. Психология: В нашей короткой человеческой жизни спешка удлиняет достижение результата. Чем больше спешишь, тем дальше цель отодвигается. А если не спешить, то результат быстрее наступит? Тоже не факт. Те, кто тянут резину, упускают возможности и их обгоняют более расторопные.

В нашей короткой человеческой жизни спешка удлиняет достижение результата. Чем больше спешишь, тем дальше цель отодвигается.

А если не спешить, то результат быстрее наступит? Тоже не факт. Те, кто тянут резину, упускают возможности и их обгоняют более расторопные.

Спешить нельзя медлить?

Чтобы понять, как действовать, надо, в первую очередь, оценить собственное состояние, из которого Вы либо спешите, либо излишне медлите.

Что стоит за спешкой и промедлением? Состояние нужды, нуждаемость, тревожность. Спешка/промедление говорит о том, что внутри нет состояния доверия миру, а вместо него - ощущение потери безопасности.

Излучаемая тревожность, по Закону Притяжения, привлекает к нам обстоятельства и ситуации, в которой тревожность ещё больше усиливается. Поэтому всегда надо помнить:

ЧТО ИЗЛУЧАЕШЬ, ТО И ПРИТЯГИВАЕШЬ!

Давайте рассмотрим примерчик:

Женщине 38 лет. Не замужем. Подруги и родственники напрягают с замужеством. Обзывают старой девой. Спешить ей или медлить?

Посмотрите правде в глаза, разве она не спешит? Очень спешит! Начинает рассматривать кандидатуры, на которые в 25 даже не взглянула.

"Что делать?! Что делать?!" - эта мысль не дает ей покоя. И её колотит, колбасит и плющит от перспектив, которые рисует распаленное воображение, где она старушкой умирает в одиночестве, а соседи и через месяц не собираются заявлять полиции об исчезновении этой весьма странной дамочки.

И чем больше она мечется от одной кандидатуры к другой, тем больше она понимает, что всё это - полный отстой. Отчего она просто зависает в ступоре.

И что же делать? - спросит не одна читательница прямо сейчас.

Осознать, что в мужчинах она ищет ресурс для собственного выживания, способ убежать от одиночества. То есть вампирит мужиков, которые в одну минуту разгадывают её состояния и бегут от такой вампирши, как от чумы.

И вместо поиска ресурса ей нужно поставить цель - самой стать ресурсом для всех людей, не только для мужчин.

Люди - существа, находящиеся в вечном поиске ресурсов, а энергетических вампирш вокруг - 90% женского населения Да и мужского тоже.

Стать женщиной-ресурсом - означает излучать покой, наслаждение, поддержку потребностей окружающих. Позволить себе не только ОТДАВАТЬ тепло, но и ПРИНИМАТЬ его от мужчин, в первую очередь.

Мой опыт говорит мне о том, что одинокая женщина - это женщина, живущая в запретах ДАВАТЬ, ПРОСИТЬ, ПРИНИМАТЬ и ГОВОРИТЬ НЕТ ЧУЖОМУ ХАМСТВУ.

Цель моей статьи - натолкнуть Вас на идею, что всякий раз, когда захочется спешить или зависнуть в замешательстве, стоит включить свои ресурсы человека процветающего и изобильного, чтобы эхом к Вам вернулось тоже самое.

Это Вам будет интересно:

Открытый диалог - путь к исцелению

Вадим Зеланд: Мы судим о людях, не зная кто они есть на самом деле

И если Вы не можете войти в такое ресурсное состояние, то притворяйтесь, что Вы в нем. Притворяйтесь!

Рано или поздно, ум со скрипом развернется из нужды в создаваемую Вами реальность, и колесо процветания завертится. А на него сбегутся мужчины и женщины. А там выбрать себе спутника жизни или партнера по бизнесу уже гораздо легче.

Начинайте идти к своей главной цели - БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ-РЕСУРСОМ. Начинайте прямо сейчас, не медлите. Поспешайте медленно, как говаривали в старину. А они умели смаковать жизнь не спеша. опубликовано

©Марк Ифраимов

С.Н.Рерих

Великие перемены, происходящие сейчас в Советском Союзе, имеют огромное значение для всего мира. Под руководством М.С.Горбачева прокладывается сейчас путь к совершенно новому вселенскому сознанию, и несомненно это новое сознание овладеет в конце концов умами всех людей на Земле, всего человечества. Я с глубоким уважением отношусь к деятельности М.С.Горбачева, Н.И.Рыжкова, других нынешних руководителей страны и считаю, что для выполнения их предначертаний, для скорейшего и всемерного осуществления предназначения нашей Родины каждому из нас и всем вместе надо стремиться найти пути к более совершенному человеку. Медлить никак нельзя. Нужны каждодневные конструктивные шаги.

Достоевский говорил - «Красота спасет мир», вернее будет сказать, что осуществление красоты в нашей жизни должно быть нашей основой. Другого пути нет. Только осознанием Красоты, только Добром, только стремлением каждый день делать что-то лучше, чем вчера, жив будет человек. Нужны светлые мысли и реальные конкретные дела. Только объединением сотрудников, мыслящих о высоком, сложатся пути в будущее.

Одним из таких объединений и видится мне Центр-Музей Н.К.Рериха. Вы спрашивали, как я его себе представляю.

Прежде всего это должен быть живой Центр. Не просто музейная экспозиция, а постоянно сменяющие друг друга выставки - картин, ремесел, детских работ, причем не только с разных концов Советского Союза, но и интернационального характера. Конечно, наряду с этим работы Николая Константиновича должны будут представлены постоянно.

При Центре может быть и лекционный концертный зал, и студии для молодых художников, и мастерские по возрождению и сохранению народных ремесел, как это уже сделано у нас здесь, в Бангалоре, в Карнатакском центре искусств. Несомненно, при Центре должна работать большая библиотека, где будут собраны книги по истории культуры, по искусству, философии России, Востока и Запада, в том числе, конечно, и работы Николая Константиновича и Елены Ивановны. Со временем я мог бы предоставить Центру и хранящиеся у меня многочисленные неопубликованные их труды. Их выход в свет, особенно на Родине, на русском языке, я уверен, весьма способствовал бы расширению сознания на пути к более совершенному, более нравственному человеку. Ведь все их писания, в конце концов, всегда предназначены были молодым людям нашей страны.

Но Центр видится мне и как научное учреждение. Задачей его, как представляется, может стать не только систематизация и изучение многогранного наследия Н.К. и Е.И., но и дальнейшее развитие заложенных в этом наследии идеи. Русские и Восток, Россия и Запад, народная культура, всемирные народные ценности, единство культуры человечества, ценностные ориентации, понятие о совершенном человеке, человек и природа, внутренние возможности человека, наука и религия - все это так или иначе было, конечно, затронуто в трудах Н.К. и Е.И., но их подходы требуют развития в применении к нынешнему этапу всемирной эволюции.

Несомненно, Центр не сможет в одиночку справиться со всеми этими проблемами, но он может служить координирующим началом, своего рода штабом, причем международного плана.

Деятельность Центра таким образом будет иметь по необходимости и внутрисоюзный аспект, и международный. Как часть этого второго аспекта мне видится установление связей с обществами Рериха за рубежами Советского Союза, с Музеем в Нью-Йорке, с движениями «Знамя Мира» и «Мир через Культуру».

Штат Центра на первых порах, как мне кажется, должен быть небольшим, человек десять (научные работники - социологи, культурологи, искусствоведы; библиотекарь; секретари-машинистки), но все они, разумеется, должны отвечать самым высоким нравственным и профессиональным требованиям.

Вы спрашивали мое мнение о возможном руководителе Центра. Я со своей стороны не вижу лучшей кандидатуры, чем Людмила Васильевна Шапошникова, индолог и писатель, человек деловой, давно занимающийся этими проблемами и мне лично давно и хорошо известный.

Несколько принципиальных положений.

Я абсолютно убежден, что Центр-Музей может быть расположен только в Москве.

Все же существующие учреждения - мемориальный кабинет Н.К.Рериха в Музее искусств народов Востока, музей в Изварах, кабинет моего брата Ю.Н.Рериха в вашем институте, его мемориальная квартира - должны будут, конечно, установить рабочие связи с Центром-музеем, но в то же время сохранять свою самостоятельность.

В этой связи резонно возникает вопрос о статусе Центра-Музея, при ком он должен быть и на какие средства существовать.

Как я Вам уже говорил, подчинение Центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей Центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество. Центр - это порождение нового времени, новых задач, и, видимо, необходимо учитывать опыт других организаций, возникших в Советском Союзе за последнее время, использовать этот ценный опыт во благо нового начинания.

Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации (по типу Детского Фонда).

Мне весьма импонирует идея создания общественного Фонда имени Рериха, который взял бы на себя финансовое обеспечение и общее руководство Центра. Средства Фонда (который в перспективе мог бы стать международным) на начальном этапе могли бы быть составлены из отчислений организаций-учредителей, а также из членских взносов членов обществ Рериха, о возрождении которых в масштабах СССР давно уже идет речь, и наконец, из добровольных пожертвований граждан СССР и зарубежных стран. В дальнейшем финансовый вопрос мог бы быть частично разрешен за счет доходов центра от издательской деятельности и концертных, выставочных и тому подобных мероприятий.

Если до достижения самофинансирования нужна какая-то основная организация-спонсор, я думаю, что эту роль лучше всего сыграл бы Советский Фонд культуры, благородная деятельность которого широко известна во всем мире. Фонд имени Рериха позволил бы выйти в международном плане на самые широкие круги интеллигенции, как правило, сторонящиеся контактов с советскими обществами дружбы. С помощью деловых кругов Фонд смог бы осуществить идею создания на территории Москвы или Подмосковья международного города мира. Из средств, полученных от тех же деловых кругов, и в тесной связи с идеей города мира Фонд имени Рериха мог бы выделить определенную сумму на присуждаемую ежегодно или раз в два года Международную премию и медаль имени Н.К.Рериха за культурную деятельность во благо мира.

Таким образом, Фонд имени Рериха и обеспечиваемый им Центр-Музей смогли бы содействовать решению важнейших задач как внутри страны, так и в международном плане. Это явилось бы толчком для других стран и закрепило бы за Советским Союзом роль первооткрывателя нового вселенского мышления.

Мне представляется это чрезвычайно важным и не терпящим отлагательства. Что касается Ваших вопросов об Институте «Урусвати», я думаю, что к ним следует обратиться на более позднем этапе, после создания в Москве Центрального музея. Сейчас главное и неотложное - это создание Центра.

В перспективе мне видится, что Институт «Урусвати», где, как Вам известно, в полном порядке сохраняются уникальные коллекции, может стать индийским филиалом Центра-Музея на правах совместного советско-индийского учреждения.

Конечно, окончательное решение вопроса потребует разработки многих юридических вопросов, а также приезда для приемки коллекций группы специалистов (орнитолога, зоолога, ботаника, а также, вероятно, археолога и фольклориста), но все это вполне разрешимо. Конструктивно мы сможем подойти к этому делу только тогда, когда Центр-Музей и Фонд имени Рериха развернут свою работу в Москве.


В статье приводится материал по результатам лингвистической экспертной оценке авторства текста известного письма С.Н. Рериха "Медлить нельзя", опубликованного в газете "Советская культура" 29 июля 1989 года

Уважаемые читатели! Настоящая статья была написана в июне 2014 года в связи с приближающимся юбилеем публикации в газете «Советская культура» концептуального для рериховского движения документа - письма С.Н. Рериха «Медлить нельзя». О его значении для становления Движения в стране много сказано раньше и сейчас говорится немало. Однако, как повелось в нашей среде, даже такие основополагающие документы подвергаются обструкции со стороны наших оппонентов. Впервые публично заявление о том, что автором этого письма якобы был не Святослав Николаевич, а Ростислав Борисович Рыбаков, было озвучено на пресс-конференции в ГМВ в 2007 году лично самим Рыбаковым. По тем временам и реакция на это заявление среди оппонентов проявилась наиболее остро. Автор решил чуть позже внести свой вклад в полемику оппонентов, что и послужило причиной данного экспертного заключения, где он попытался реализовать свои возможности в лингвистическом автороведческом анализе. Статья была опубликована на форуме «Международной сети Агни-Йоги» (Минск) 31 июня 2014года и за это время с ней ознакомились более 3 тысяч читателей. Что же послужило поводом для ее новой публикации на «Адаманте»? Как известно, за прошедшее время произошло резкое обострение обстановки вокруг Международного центра Рерихов, связанное с притязаниями руководства ГМВ и ряда чиновников Минкультуры на имущество Центра и его арендуемые помещения в усадьбе Лопухиных. Оппоненты пускают в ход все доступные и недоступные методы и способы разгромить общественный Музей. В частности, была реанимирована эта старая история с авторством письма «Медлить нельзя». Совсем недавно главный редактор сайта «Живая Этика в мире» господин А. Люфт взял видеоинтервью об истоках создания СФР у Р. Б. Рыбакова и разместил его на своей площадке. На первых же минутах своих воспоминаний, Рыбаков повторил свои прежние слова о личном авторстве этого письма. Якобы он написал его в Бангалоре после беседы со С.Н. Рерихом, и тот письмо одобрил, «внеся только какое-то одно слово в текст». Мой же анализ свидетельствует об обратной картине вклада каждого соавтора в текст письма. Впрочем, лингвистическая экспертиза не умаляет роль и заслуги самого Рыбакова в написании этого документа. Однако, пока Р.Б. Рыбаковым не будут представлены документальные подтверждения той работы, которая описывает его версию рождения этого документа, все остальные утверждения с его стороны остаются на его совести. Думаю, что такие документальные источники той работы у него имеются, и их давно пора было представить сообществу в подтверждение своей правоты. В противном же случае, его воспоминания можно рассматривать не более, как попытку навязать рериховскому сообществу нужную ему и оппонентам точку зрения по дискредитации самого документа и лично С.Н. Рериха.

Автор в новой редакции статьи сохранил первоначальную её суть, текст и «исторические» моменты того времени, чтобы она смотрелась не как написанная к текущим событиям, а как естественный ход нашей истории отношений с оппонентами. Изменения внесены только в связи появившимися более привлекательными для читателя оформительскими возможностями новой редакции текста: цветовое выделение сложно воспринимаемых в публицистике технических моментов и особенностей экспертизы и сопроводительными пояснениями по этому поводу в тексте статьи.

В современном рериховском движении наметилась тенденция всплесков активности оппонентов после очередного "раздражающего" фактора, причем эта цикличность стала иметь всё более короткие промежутки. Степень активности зависит от величины раздражающего фактора, который является практически постоянным - борьба за наследство Рерихов и, как следствие, последующее противостояние МЦР - оппоненты. Темы для дискуссий также не отличаются разнообразием и ходят по кругу, не привнося ничего нового в решение проблем, а лишь усиливают размежевание в РД. Последним мощным раздражителем было банкротство Мастер-Банка, предстоящим станет решение Верховного суда РФ от 22.04.2014. об удовлетворении апелляции Министерства культуры РФ к судебному решению по делу о наследстве Рерихов 2011 года и процесс, что называется, уже пошел.

Написать эту работу и сделать такое вступление пришлось из-за откликов моих личных корреспондентов по оценке статьи, где мною были приведены цитаты из письма С.Н. Рериха "Медлить нельзя": мне напомнили, что Ростислав Борисович Рыбаков сознался в личном авторстве этой статьи и поэтому её значимость, державшаяся на имени Святослава Николаевича, перестала быть таковой. Почему-то семилетняя давность этой пресс-конференции в ГМВ и последовавший выброс адреналина оппонентами, стерлись в моей памяти и не закрепились как заслуживающий внимания факт. Наверное, просто интуитивно этому тогда не поверил. Однако история, как видите, оставила свой след и сформировала свои последствия. Учитывая, что принципиальные вопросы, изложенные в данном письме, являются фундаментальными предпосылками для создания Советского фонда Рерихов, Музея Н.К. Рериха и их дальнейшей работы, следует попытаться однозначно снять все догадки и домыслы по этой теме. Иначе они станут новым источником последующего судебного и иного противостояния. Вот по этой причине автор взял на себя смелость сделать неофициальную лингвистическую экспертизу текста письма с целью доказать или опровергнуть заявление Рыбакова. Какие основания для такой экспертизы имеются у автора? Есть профессиональная теоретическая подготовка и реальный опыт аналитических исследований, включая автороведение, практика подготовки базовых административных документов, способность к обучению и осознанная ответственность за свои выводы.

Несколько слов о сущности автороведческой экспертизы. Это прикладной раздел юрислингвистики, позволяющий по совокупности и отдельным характерным признакам письменной речи идентифицировать личность с точностью, достаточной для участия в вынесении окончательного правового вердикта, в том числе и при доказательстве авторских прав конкретного лица. Фактически каждый человек имеет строго индивидуальные особенности речи, письма, почерка и т.п., обусловленного его социально-психологическим статусом. Данный вид экспертизы достаточно молодое направление на стыке лингвистики и права, социологии и психологии, поэтому требует определенного опыта и "искусства" в своем применении. Официальная методика проведения автороведческой экспертизы в настоящее время отсутствует.

Перед экспертом стояли вопросы:

Текст Письма написан одним или несколькими авторами;

Если текст Письма написан разными лицами, можно ли закрепить конкретные фрагменты текста за конкретным автором;

В нашем случае рассматривается, с позиции методологии автороведения, достаточно простая задача, связанная с экспертной оценкой авторства текста письма "Медлить нельзя" 1989 года публикации (далее - Письмо) . При оценке эксперт, кроме специфических лингвистических особенностей, опирается на всю совокупность (в рамках экспертизы) известной по делу информации, что обязательно приветствуется при разборе дела (за исключением специальных "слепых" экспертиз). Автор адаптировал официальный язык протокола в целях упрощения восприятия читателями описательной специфики экспертизы. Итак, что же мы имеем по существу вопроса?

Общие сведения

Объем анализируемого текста Письма превышает минимально допустимый при экспертной оценке. Текст Письма в разных источниках цитирования имеет незначительные редакционные правки или неточности набора; для экспертизы одни моменты несущественны, другие имеют определенное значение. Последние особенности эксперт оговаривает отдельно в своих комментариях к анализу. Данный вариант Письма выбран для анализа по причинам его вероятной наибольшей аутентичности, т.к. он представлен к опубликованию непосредственно Р.Б. Рыбаковым. Исходный текст Письма находится в архиве МЦР и эксперту не доступен. Предмет исследования - авторская принадлежность текста по отношению только к двум лицам, личности которых установлены и специальной идентификации не требуют. Дополнительная общая информация о претендентах на возможное авторство текста, которая может потребоваться для повышения достоверности выводов экспертизы, имеется в достаточном объеме. Письменный материал для сравнения текста Письма с другими образцами письменной речи претендентов на авторство имеется в достаточном объеме. Так как под документом стоит только подпись С.Н. Рериха, на авторство/соавторство претендует один человек - Р.Б. Рыбаков (С.Н. Рерих умер в 1993 году). Для экспертизы особенностей письменной речи Рыбакова взят текст его предисловия (далее - Предисловие) к данному Письму. Принадлежность авторства Письма по отношению к С.Н. Рериху не рассматривается, т.к. она закреплена его подписью и подтверждается характером текста Письма от первого лица. Проведение обезличенной экспертизы невозможно - и текст Письма, и Предисловие раскрывают личную принадлежность С.Н. Рериха и Р.Б. Рыбакова к объекту анализа.

Установлено следующее

(Описательная техническая доказательная часть анализа упускается).

1. Характер взаимоотношений между Рерихом и Рыбаковым благоприятный, без признаков личной неприязни, как в анализируемых текстах, так и по другим доступным источникам информации. Взаимоотношения построены по принципу "ведущий" (С.Н. Рерих) - "ведомый" (Р.Б. Рыбаков). Взаимные консультации по сущности текста Письма проводились многократно в личных контактах на почве обоюдных интересов. Заглавная роль Рериха в решении принципиальных вопросов по содержанию Письма Рыбаковым не оспаривается.

2 . Характер делового сотрудничества между ними носит все признаки типичного административного соподчинения типа "руководитель-исполнитель", с подготовкой последним проектов необходимых решений и документов, однако без жестких признаков волевого руководства.

3 . Оба лица интеллектуально и культурно образованны, имеют совпадающие профессиональные интересы, в которых являются экспертами.

4. Оба представленных для анализа текста имеют четко выраженные лингвистические особенности письменной речи и позволяют однозначно установить авторство/соавторство текста Письма. 5. Предисловие имеет однозначное неоспариваемое авторство Р.Б. Рыбакова и относится к литературно-публицистическому стилю письма. Однако в тексте явно прослеживается профессиональная склонность автора к сложившейся устойчивой привычке написания текстов, характерных для научного стиля, где есть общепринятые правила аргументации своих взглядов, конструктивное построение текстов, терминология, профессионализмы, используемые слова и словосочетания. Близость профессиональной принадлежности автора к вопросам, содержащимся в Письме, позволяет частично нивелировать этот фактор и сделать текст вполне приемлемым для восприятия рядовым читателем.

6. Рыбаков в своем Предисловии, характеризуя Письмо, не претендует на авторство/соавторство его текста в целом и по частям.

7. По причинам, изложенным в п.5 , явных признаков для идентификации личности Рыбакова по его стилю письменной речи достаточно мало, по крайней мере, на примере данного Предисловия. Однако по совокупности двух представленных текстов, с использованием метода исключения письменных оборотов с малозначимыми признаками из другого текста с противоположными особенностями (метод анализа расходящихся признаков письменной речи), оказывается вполне достаточным для однозначного экспертного заключения об авторстве Письма. Этот принцип позволяет (с большой долей вероятности) отнести фрагменты письменной речи с мало выраженными особенностями к авторству отдельного лица.

8. Общий письменный стиль непосредственного объекта исследования - текста Письма - однозначно не относится к типичным группам по принятой в лингвистике классификации и может быть примерно охарактеризован как публицистически-деловой с признаками рекомендательного характера. Такое нетипичное смешение типов письма характерно для людей творческой натуры, не уделяющих большого внимания деловым/правовым вопросам и не имеющим устойчиво закрепленных признаков для официального/делового стиля письма. Тем не менее, характер рекомендаций, с учетом авторитета и известности С.Н. Рериха, практически имеет "законодательную" силу.

9. Текст Письма представляет собой цельный, логически стройный документ делового характера, состоящего из отдельных по смыслу текстовых блоков, выделенных абзацами.

10. Подобный стиль Письма, с изложением фрагментов текстового материала от первого лица, использование в тексте ярко выраженных характерных индивидуальных речевых оборотов/конструкций, словесных инверсий, применение устойчивых форм местоимений, отдельных повторяющихся слов и их сочетаний и т. д. - всё это значительно упрощает аналитическую оценку и позволяет сделать однозначное заключение по существу вопроса.

Результаты экспертизы

Пояснения к результатам анализа текста Письма (анализ текста Предисловия не приводится, читатели сами могут сделать сравнение письменных стилей Рериха и Рыбакова, по приведенному в ссылке тексту Предисловия). Результативная часть анализа приведена в упрощенном виде, чтобы не перегружать читателей излишними специфическими деталями. Текст Письма приведен без заголовка и выходных данных. Тексты, однозначно принадлежащие одному автору, выделены цветным шрифтом; текст, написанный С.Н. Рерихом и отнесенный экспертом к его авторству, выделен красным цветом . Синим цветом помечен текст из проекта Письма, принадлежащего Р.Б. Рыбакову. Блоки текста, написанные одним автором или несущие одну смысловую нагрузку, пронумерованы (цифры в фигурных скобках) сразу же за текстом блоков. В квадратных скобках приведены особенности данного текста в сравнении с другими опубликованными вариантами, если это важно для экспертизы. Курсив — комментарии эксперта.

В конце Письма приведен отдельный дополнительный текстовый блок с предварительным описанием его истории.

Конструктивные лингвистические особенности текста Письма как аналитические метки, важные для экспертов, в данной статье не приводятся, чтобы её не загромождать, но имеются в наличии и могут быть представлены для использования в официальном протоколе экспертизы.

{0} Дорогой Ростислав Борисович, В [в] развитие нашей сегодняшней с Вами беседы хочу высказать следующее {1}.

Блок 0-1: это предложение в большинстве источников цитирования Письма из номера газеты "Советская культура" от 29.07.89. отсутствует, вероятно, из-за желания придать Письму более весомый официальный статус. Прописная буква "В" - опечатка. Блок однозначно написан Рерихом.

{1} Великие перемены, происходящие сейчас в Советском Союзе, имеют огромное значение для всего мира. Под руководством М.С.Горбачёва прокладывается сейчас путь к совершенно новому вселенскому сознанию, и несомненно это новое сознание овладеет в конце концов умами всех людей на Земле, всего человечества {2}. Я с глубоким уважением отношусь к деятельности М.С.Горбачёва, Н.И.Рыжкова, других нынешних руководителей страны и считаю, что для выполнения их предначертаний, для скорейшего и всемерного осуществления предназначений нашей Родины каждому из нас и всем вместе надо стремиться найти пути к более совершенному человеку. Медлить никак нельзя. Нужны каждодневные конструктивные шаги {3}.

Блок 1-2: логическое начало текста Письма, однозначно написанное Рыбаковым как вступление в проекте Письма. Блок 2-3: продолжение вступления, однозначно написанное Рерихом.

{3}... Достоевский говорил: ["]Красота спасет мир["], вернее будет сказать, что осуществление красоты в нашей жизни должно быть нашей основой. Другого пути нет. Только осознанием Красоты, только Добром, только стремлением каждый день делать что-то лучше, чем вчера, жив будет человек. Нужны светлые мысли и реальные конкретные дела. Только объединением сотрудников, мыслящих о высоком, сложатся пути в будущее. Одним из таких объединений и видится мне Центр-Музей Н.К.Рериха. Вы спрашивали, как я его себе представляю.

При Центре может быть и лекционный концертный зал, и студии для молодых художников, и мастерские по возрождению и сохранению народных ремесел, как это уже сделано у нас здесь, в Бангалоре, в Карнатакском центре искусств. Несомненно, при центре должна работать большая библиотека, где будут собраны книги по истории культуры, по искусству, философии России, Востока и Запада, в том числе, конечно, и работы Николая Константиновича и Елены Ивановны. Со временем я мог бы предоставить Центру и хранящиеся у меня многочисленные неопубликованные их труды. Их выход в свет, особенно на Родине, на русском языке, я уверен, весьма способствовал бы расширению сознания на пути к более совершенному, более нравственному человеку. Ведь все их писания в конце концов всегда предназначены были молодым людям нашей страны {4}.

Блок 3-4: начинается с многоточия, в большинстве перепечаток Письма его нет. Это опечатка, т.к. в тексте газеты его также нет; цитата в газете взята в кавычки. Блок однозначно написан Рерихом. Слово "центр" здесь и далее написано с прописной буквы, в газете - со строчной. В других перепечатках везде с прописной, очевидно, это уже последующая правка первоначального текста согласно принятому публикатором особенностям его орфографии.

{4} Но Центр видится мне и как научное учреждение {5}. Задачей его, как представляется, может стать не только систематизация и изучение многогранного наследия Николая Константиновича и Елены Ивановны, но и дальнейшее развитие заложенных в этом наследии идей {6}. Русские и Восток, Россия и Запад, народная культура, всемирные духовные ценности, единство культуры человечества, ценностные ориентации, понятие о совершенном человеке, человек и природа, внутренние возможности человека, наука и религия - все это так или иначе было, конечно, затронуто в трудах Н. К. и Е. И., но их подходы требуют развития в применении к нынешнему этапу всемирной эволюции {7}.

{8} {9}

Блоки 4-9: несут одну смысловую нагрузку и представляют собой правку проекта Письма Рерихом: блоки 4-5, 6-7.

Вы спрашивали мое мнение о возможном руководителе центра. Я со своей стороны не вижу лучшей кандидатуры, чем Людмила Васильевна Шапошникова, индолог и писатель, человек деловой, давно занимающийся этими проблемами и мне лично давно и хорошо известный. Несколько принципиальных положений [изложений].

Я абсолютно убежден, что центр-музей может быть расположен только в Москве. Все уже существующие учреждения - мемориальный кабинет Н.К.Рериха в Музее искусства народов Востока, музей в Изварах, кабинет моего брата Ю.Н.Рериха в вашем институте, его мемориальная квартира - должны будут, конечно, установить рабочие связи с центром- музеем, но в то же время сохранять свою самостоятельность {10}.

Блок 9-10: "за рубежом" — в газете "за рубежами Советского Союза". Блок однозначно написан Рерихом. Названия движений не взяты в кавычки, в других перепечатках статьи — да.

{10} В этой связи резонно возникает вопрос о статусе центра-музея, при ком он должен быть и на какие средства существовать {11}.

Блок 10-11: переход к новой теме, начало темы — текст из проекта Письма.

{11} Как я Вам уже говорил, подчинение центра Министерству культуры, а тем более Музею искусства народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей центра {12}. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество.

Центр - это порождение нового времени, новых задач, и, видимо, необходимо учитывать опыт других организаций, возникших в Советском Союзе за последнее время, использовать этот ценный опыт во благо нового начинания {13}.

{13} Суть концепции центра-музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации (по типу Детского фонда) {14}.

Блоки 11-14: несут одну смысловую нагрузку по юридическому статусу центра. Блок 10-11 и блок 12-13 -первоначально единый текст, в который добавлен текст Рериха блоком 11-12. Первоначальные проектные блоки 10-11 и 12-13 трижды усилены Рерихом из-за важности вопроса: блоком 11-12, вводом в блок 12-13 слова «по-моему," и заключительным блоком 13-14.

{14} Мне весьма импонирует идея создания общественного Фонда имени Рериха, который взял бы на себя финансовое обеспечение и общее руководство центра {15}. Средства Фонда {16} {17} на начальном этапе могли бы быть составлены из отчислений организаций-учредителей, а также из членских взносов членов обществ Рериха, {18} о возрождении которых в масштабах СССР давно уже идет речь , {19} и, наконец, из добровольных пожертвований граждан СССР и зарубежных стран.

В дальнейшем финансовый вопрос мог бы быть частично разрешен за счет доходов центра от издательской деятельности и концертных, выставочных и тому подобных мероприятий {20}.

Блоки 14-20: несут одну смысловую нагрузку о принципах финансирования центра. Блоки 15-16, 17-18 и 19-20 - первоначально единый текст проекта Письма, в который Рерихом добавлены уточняющие и усиливающие моменты в виде блоков 14-15, 16-17 и 18-19.

{20} Если до достижения самофинансирования нужна какая-то основная организация-спонсор, я думаю, что эту роль лучше всего сыграл бы Советский фонд культуры, благородная деятельность которого широко известна во всем мире. Фонд имени Рериха позволил бы выйти в международном плане на самые широкие круги интеллигенции, как правило, сторонящиеся контактов с советскими обществами дружбы. С помощью деловых кругов Фонд смог бы осуществить идею создания на территории Москвы или Подмосковья международного города мира. Из средств, полученных от тех же деловых кругов и в тесной связи с идеей города мира, Фонд имени Рериха мог бы выделить определенную сумму на присуждаемую ежегодно или раз в два года Международную премию и медаль имени Н.К.Рериха за культурную деятельность во благо мира {21}. Блок 20-21: написан однозначно Рерихом; вероятно, не имеет прототипа в проекте Письма.

{21} Таким образом, Фонд имени Рериха и обеспечиваемый им центр-музей смогли бы содействовать решению важнейших задач как внутри страны, так и в международном плане. Это явилось бы толчком для других стран и закрепило бы за Советским Союзом роль первооткрывателя нового вселенского мышления {22}.

Блок 21-22: заключительный текст из проекта Письма по вопросам организации Фонда и центра-музея. Заключение дважды усилено Рерихом в блоках 22-23 и отдельным предложением в блоке 24-25 (см. ниже). /p>

{22} Мне представляется это чрезвычайно важным и не терпящим отлагательства {23}. Что касается Ваших вопросов об Институте Урусвати, я думаю, что к ним следует обратиться на более позднем этапе, после создания в Москве Центрального музея {24}. Сейчас главное и неотложное - [это] создание Центра {25}.

{25} В перспективе мне видится, что Институт Урусвати, где, как Вам известно, в полном порядке сохраняются уникальные коллекции, может стать индийским филиалом центра-музея на правах совместного советско-индийского учреждения {26}.

{26} Конечно, окончательное решение потребует разработки многих юридических вопросов ,{27} а также приезда для приёмки коллекций группы специалистов (орнитолога, зоолога, ботаника, а также, вероятно, археолога и фольклориста), но всё это вполне разрешимо.

Конструктивно мы сможем подойти к этому делу только тогда, когда центр-музей и Фонд имени Рериха развернут свою работу в Москве {28}.

Блоки 23-28: новая тема о перспективах сотрудничества с Индией. То, что эта тема присутствовала в проекте Письма, свидетельствует блок 26-27. Слово "это" в газете есть. Название института не взято в кавычки, в других перепечатках статьи - да.

* * *

Представленный ниже блок 29-30 также относят к тексту Письма, однако в публикациях он не фигурирует, по крайней мере, официально эксперт его не встречал. Поэтому этот текст приводится как цитата со слов автора комментариев Г. Яковлевой к статье на портале "Адамант" . По указанной ею ссылке находится обычный стандартный текст Письма. По этим причинам данный блок не является официально анализируемым текстом Письма. Однако и о нем можно сказать несколько слов. Текст написан однозначно Рерихом, в нем затронуты вопросы сотрудничества СССР и Индии. Вероятно, этот блок был в составе блока 27-28 и находился перед последним предложением, т.к. оно логически предопределяет перед собой еще какой-то текст. Вероятно, блок 29-30 исключен из текста опубликованного Письма по конъюнктурным политическим или иным соображениям по согласованию сторон.

{29} Когда Центр в Москве приступит к работе, я думаю, было бы желательно, чтобы кто-то из советских официальных лиц, скажем, академик Марчук как Президент АН СССР, или академик Лихачев как Председатель Правления Фонда культуры, или оба они, обратились бы с официальным письмом к премьер-министру Индии г-ну Радживу Ганди. Я с ним неоднократно беседовал об этом и не думаю, что индийская сторона будет возражать {30}.

Выводы по экспертизе

1 . Текст письма написан двумя разными лицами.

2 . Основной объем текста написан одним лицом.

3. Это лицо идентифицируется как Рерих Святослав Николаевич.

4 . Остальной объем текста написан другим лицом и, за неимением других претендентов на авторство, может быть с большой степенью вероятности отнесен к Рыбакову Ростиславу Борисовичу.

5 . Окончательный текст Письма был написан с учетом ранее подготовленного его проекта.

6. Проект Письма предварительно готовился на основе взаимных консультаций между Рерихом С.Н. и Рыбаковым Р.Б.

7 . Окончательный вариант письма составлен этими лицами в результате совместной работы в Бангалоре (Индия).

8 . Несмотря на кажущуюся целостность и логическую последовательность итогового текста Письма, в нем имеются признаки "шероховатости" стыковок двух разных стилей письма. Это свидетельствует об отсутствии последующей литературной коррекции документа после внесения в него поправок Рерихом.

9 . Письмо подписано только основным автором - С.Н. Рерихом.

10 . Претензий со стороны Рыбакова Р.Б. на авторство в написании Письма в представленных материалах не обнаружено; он сам опубликовал Письмо (как письмо на своё имя) в открытой массовой печати за подписью С.Н. Рериха и со своим предисловием к нему, тем самым отдав полное авторство Рериху.

Для наглядности результата экспертизы и лучшего её восприятия читателем, приводится текст письма "Медлить нельзя" с разбивкой на "авторство".

Теперь позвольте мне выйти из роли "эксперта" и сделать свои личные небольшие комментарии по теме статьи. Мне не раз приходилось участвовать в подготовке проектов весомых ведомственных документов и постоянно - текущих административных. Практика привлечения руководителями к этому делу помощников древняя и до сих пор используется широко, более того она имеет еще свои административные правила. Например, в текущих документах от непосредственного исполнителя остается его авторство в виде фамилии/выходных данных. А в более солидных стоит только подпись руководителя со всеми вытекающими для него последствиями. В последнем случае каждый помощник руководителя может заявить, что он готовил этот документ, но это лишь для себя и "мемуаров". Каждому понятно, что инициатором и направляющим вектором события является его руководитель. Участие в некоторых проектах позволяет нам испытывать чувство гордости, за другие - нам стыдно. Обычная человеческая история... Когда закончил анализ, еще раз поверил совокупность известной информации по данной теме: вроде все укладывается в четкую логическую цепочку. Однако сам себе не смог ответить на любопытный вопрос: "В чем же разница между текстом проекта Письма и его окончательным вариантом?". Вроде бы смысловое содержание отдельных сохранившихся фрагментов проекта Письма мало отличается от того, что хотел видеть Святослав Николаевич, да и остальной текст, вероятно, был в том же ключе. Несколько дней этот вопрос "сидел" в подсознании, затем мелькнуло "озарение", которое трижды ускользало из головы, пока при удобном случае срочно не зафиксировал его на бумаге. Все оказалось просто! Разница в стиле подачи материала. У Рыбакова он носит научный характер, лишен эмоциональной окраски, "суховат" и больше похож на деловую "декларацию о намерениях" неких лиц. Рерих построил свой текст от первого лица, что сразу резко повысило весомость документа из-за его имени. Естественный русский литературный язык, стиль изложения мыслей в виде доверительной беседы, четкая мотивированная убежденность и вера в результат - все это придало не только окончательную силу Письму, но и насытило его светлой энергетикой, как бы оживило его!

Как видно из результатов экспертной оценки Письма, все концептуальные положения документа принадлежат и написаны рукой С.Н. Рериха. Остальной текст - Р.Б. Рыбакову и при этом он не расходится ни по смыслу, ни по каким-то другим позициям с основным текстом. Да и по-другому и не могло бы быть: Рыбаков вел подготовку и работу по созданию в СССР базовой структуры для приёмки наследства Рерихов. Он являлся доверенным лицом Святослава Николаевича, действовал с ним в тесном контакте и строил свою работу на основе его рекомендаций. Это исторический факт. Об этом автор и хотел напомнить читателям в своей статье в канун 25-летия написания этого концептуального для рериховского движения документа. Вопрос, вынесенный в заголовок статьи, является, скорее, риторическим, чем имеющим какое-то иное толкование, кроме этого: С.Н. Рерих "Медлить нельзя". Бангалор, 3июля 1989г.

Вот теперь осталось сказать несколько слов Р.Б. Рыбакову. В своё время Ростислав Борисович сделал большое дело для всех нас сегодняшних и будущих, приняв деятельное участие по организации в нашей стране Центра для сохранения рериховского наследия. Особая благодарность Вам за помощь Святославу Николаевичу в разработке концептуального документа "Медлить нельзя"! Очень жаль, что Вы покинули Проект в самом начале его реализации. И тем более обидно за Ваше выступление на этой пресс-конференции в ГМВ. Лично у меня такое чувство, что Вы сделали это только из принципа корпоративной солидарности, через самого себя (см. реплику Румянцевой О.В. ещё до Вашего выступления: "Но не он [С.Н. Рерих] же сам писал это письмо ["Медлить нельзя"]!"). В Ваших словах не было откровенной неправды, скорее, недосказанная правда. То, что Ваш проект документа не был сразу "выброшен в корзину", а реализовался в итоговый и даже сохранил Ваши слова и идеи - всё это правда. Ведь Вы не заявили, что привезли готовый текст письма, да еще и "под Рериха" (простите мне эту вульгарность!), а "недееспособный" Святослав Николаевич его не глядя подписал или это сделала за него его секретарь. И Ваши заслуги в деле подготовки и создания СФР никто не умаляет. А вот мы все усмотрели в Вашем выступлении то, что каждый хотел, продолжив Ваши слова в нужном нам направлении. Точь-в-точь по афоризму: "Хотели как лучше, а получилось как всегда!". Я давно понял, что самое главное - это быть честным перед самим собой. Друзья, коллеги, соратники не всегда надежные товарищи — могут и предать, и подставить. Думаете, с Вами этого не случится? Уже произошло и давно ! И сейчас есть веские основания, что Вашу "карту" разыграют для очередного тура дележа наследства Рерихов. У меня единственная просьба к Вам: сохраните личный архив тех времен! Вам как ученому должна быть понятна ценность подобных документов, свидетельствующих о нашем великом соотечественнике! С глубоким почтением к Вам - автор.

Литература

1. Бакланов М.М. Возвращаясь к вопросу о юридическом статусе наследия Рерихов. Адамант, от 25.03.2014.

2. Рыбаков Р.Б. Выступление на пресс-конференции в ГМВ, М. 25.09.2007 // Судьба наследия Рерихов: правда или вымысел. Адамант, от 25.11.2013.

3. С.Н.Рерих. Медлить нельзя. Этико-философский журнал Грани эпохи. №7, 01.09. 2001

4. Анненко А . К истории МЦР. Тайное совещание 30.01.14. (письмо знакомому), текстовый блок 3. Адамант, от 09.10.2008.

5. Текст письма "Медлить нельзя" с разбивкой на "авторство": красный шрифт — текст С.Н. Рериха, синий шрифт — исходный текст проекта письма:

Дорогой Ростислав Борисович, в развитие нашей сегодняшней с Вами беседы хочу высказать следующее.

Великие перемены, происходящие сейчас в Советском Союзе, имеют огромное значение для всего мира. Под руководством М.С.Горбачёва прокладывается сейчас путь к совершенно новому вселенскому сознанию, и несомненно это новое сознание овладеет в конце концов умами всех людей на Земле, всего человечества. Я с глубоким уважением отношусь к деятельности М.С.Горбачёва, Н.И.Рыжкова, других нынешних руководителей страны и считаю, что для выполнения их предначертаний, для скорейшего и всемерного осуществления предназначений нашей Родины каждому из нас и всем вместе надо стремиться найти пути к более совершенному человеку. Медлить никак нельзя. Нужны каждодневные конструктивные шаги.

Достоевский говорил: «Красота спасет мир», вернее будет сказать, что осуществление красоты в нашей жизни должно быть нашей основой. Другого пути нет. Только осознанием Красоты, только Добром, только стремлением каждый день делать что-то лучше, чем вчера, жив будет человек. Нужны светлые мысли и реальные конкретные дела. Только объединением сотрудников, мыслящих о высоком, сложатся пути в будущее.

Одним из таких объединений и видится мне Центр-Музей Н.К. Рериха. Вы спрашивали, как я его себе представляю.

Прежде всего, это должен быть живой Центр. Не просто музейная экспозиция, а постоянно сменяющие друг друга выставки - картин, ремесел, детских работ, причем не только с разных концов Советского Союза, но и интернационального характера. Конечно, наряду с этим работы Николая Константиновича должны будут представлены постоянно.

При Центре может быть и лекционный концертный зал, и студии для молодых художников, и мастерские по возрождению и сохранению народных ремесел, как это уже сделано у нас здесь, в Бангалоре, в Карнатакском центре искусств. Несомненно, при центре должна работать большая библиотека, где будут собраны книги по истории культуры, по искусству, философии России, Востока и Запада, в том числе, конечно, и работы Николая Константиновича и Елены Ивановны. Со временем я мог бы предоставить Центру и хранящиеся у меня многочисленные неопубликованные их труды. Их выход в свет, особенно на Родине, на русском языке, я уверен, весьма способствовал бы расширению сознания на пути к более совершенному, более нравственному человеку. Ведь все их писания в конце концов всегда предназначены были молодым людям нашей страны.

Но Центр видится мне и как научное учреждение. Задачей его, как представляется, может стать не только систематизация и изучение многогранного наследия Николая Константиновича и Елены Ивановны, но и дальнейшее развитие заложенных в этом наследии идей. Русские и Восток, Россия и Запад, народная культура, всемирные духовные ценности, единство культуры человечества, ценностные ориентации, понятие о совершенном человеке, человек и природа, внутренние возможности человека, наука и религия - все это так или иначе было, конечно, затронуто в трудах Н. К. и Е. И., но их подходы требуют развития в применении к нынешнему этапу всемирной эволюции.

Несомненно, Центр не сможет в одиночку справиться со всеми этими проблемами, но он может служить координирующим началом, своего рода штабом, причем международного плана.

Деятельность Центра, таким образом, будет иметь по необходимости и внутрисоюзный аспект, и международный. Как часть этого второго аспекта мне видится установление связей с обществами Рериха за рубежом [за рубежами Советского Союза], с Музеем в Нью-Йорке, с движениями Знамя Мира и Мир через Культуру.

Штат Центра на первых порах, как мне кажется, должен быть небольшим, человек десять (научные работники - социологи, культурологи, искусствоведы; библиотекарь; секретари-машинистки), но все они, разумеется, должны отвечать самым высоким нравственным и профессиональным требованиям.

Вы спрашивали мое мнение о возможном руководителе центра. Я со своей стороны не вижу лучшей кандидатуры, чем Людмила Васильевна Шапошникова, индолог и писатель, человек деловой, давно занимающийся этими проблемами и мне лично давно и хорошо известный.

Несколько принципиальных положений [изложений].

Я абсолютно убежден, что центр-музей может быть расположен только в Москве. Все уже существующие учреждения - мемориальный кабинет Н.К.Рериха в Музее искусства народов Востока, музей в Изварах, кабинет моего брата Ю.Н.Рериха в вашем институте, его мемориальная квартира - должны будут, конечно, установить рабочие связи с центром-музеем, но в то же время сохранять свою самостоятельность.

В этой связи резонно возникает вопрос о статусе центра-музея, при ком он должен быть и на какие средства существовать.

Как я Вам уже говорил, подчинение центра Министерству культуры, а тем более Музею искусства народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей центра. Центр должен , по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество. Центр - это порождение нового времени, новых задач, и, видимо, необходимо учитывать опыт других организаций, возникших в Советском Союзе за последнее время, использовать этот ценный опыт во благо нового начинания.

Суть концепции центра-музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации (по типу Детского фонда).

Мне весьма импонирует идея создания общественного Фонда имени Рериха, который взял бы на себя финансовое обеспечение и общее руководство центра. Средства Фонда (который в перспективе мог бы стать международным) на начальном этапе могли бы быть составлены из отчислений организаций-учредителей, а также из членских взносов членов обществ Рериха , о возрождении которых в масштабах СССР давно уже идет речь, и, наконец, из добровольных пожертвований граждан СССР и зарубежных стран.

В дальнейшем финансовый вопрос мог бы быть частично разрешен за счет доходов центра от издательской деятельности и концертных, выставочных и тому подобных мероприятий.

Если до достижения самофинансирования нужна какая-то основная организация-спонсор, я думаю, что эту роль лучше всего сыграл бы Советский фонд культуры, благородная деятельность которого широко известна во всем мире. Фонд имени Рериха позволил бы выйти в международном плане на самые широкие круги интеллигенции, как правило, сторонящиеся контактов с советскими обществами дружбы. С помощью деловых кругов Фонд смог бы осуществить идею создания на территории Москвы или Подмосковья международного города мира. Из средств, полученных от тех же деловых кругов и в тесной связи с идеей города мира, Фонд имени Рериха мог бы выделить определенную сумму на присуждаемую ежегодно или раз в два года Международную премию и медаль имени Н.К.Рериха за культурную деятельность во благо мира.

Таким образом, Фонд имени Рериха и обеспечиваемый им центр-музей смогли бы содействовать решению важнейших задач как внутри страны, так и в международном плане. Это явилось бы толчком для других стран и закрепило бы за Советским Союзом роль первооткрывателя нового вселенского мышления.

Мне представляется это чрезвычайно важным и не терпящим отлагательства. Что касается Ваших вопросов об Институте Урусвати, я думаю, что к ним следует обратиться на более позднем этапе, после создания в Москве Центрального музея. Сейчас главное и неотложное - [это] создание Центра.

В перспективе мне видится, что Институт Урусвати, где, как Вам известно, в полном порядке сохраняются уникальные коллекции, может стать индийским филиалом центра-музея на правах совместного советско-индийского учреждения.

Конечно, окончательное решение потребует разработки многих юридических вопросов, а также приезда для приёмки коллекций группы специалистов (орнитолога, зоолога, ботаника, а также, вероятно, археолога и фольклориста), но всё это вполне разрешимо. Конструктивно мы сможем подойти к этому делу только тогда, когда центр-музей и Фонд имени Рериха развернут свою работу в Москве.

Когда Центр в Москве приступит к работе, я думаю, было бы желательно, чтобы кто-то из советских официальных лиц, скажем, академик Марчук как Президент АН СССР, или академик Лихачев как Председатель Правления Фонда культуры, или оба они, обратились бы с официальным письмом к премьер-министру Индии г-ну Радживу Ганди. Я с ним неоднократно беседовал об этом и не думаю, что индийская сторона будет возражать.

Публикации по теме

  • Где находится пляж унаватуна Где находится пляж унаватуна

    Унаватуна — небольшая деревня на юге Шри-Ланки, ставшая одним из самых популярных курортов юга острова. Находится на берегу небольшой...

  • Дешевые авиабилеты Афины — Санторини Дешевые авиабилеты Афины — Санторини

    Подбор дешёвых электронных авиабилетов Афины - Санторини У нас вы можете найти и купить самые дешевые авиабилеты Афины - Санторини по цене...